Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 11страница 12

Отдел первый. Основы современного боя, операции и боевого применения штурмовой авиации

Глава I. Основы современного боя и операции


Особенности современного боя в первую очередь обусловливаются массовым применением боевых и вспомогательных технических средств.

Армии оснащаются большим количеством боевых, транспортных и различных специальных и вспомогательных машин (самолеты, танки, автобронемашины, автомобили, тракторы, тягачи и т. д.). Механизированные войска обладают большой наступательной силой. Они способны прорывать фронт, преодолевать различные препятствия, быстро вторгаться в тыл противника на десятки километров, подавлять его живую силу, огневые точки и разрушать органы боевого питания и различные тыловые сооружения. Машины (мотосредства) увеличивают и подвижность и маневренность войск. Они позволяют сочетать мощный огонь современного оружия с быстрым и глубоким маневром и обеспечивают полное использование наступательной силы современных армий. Современная боевая авиация является мощным, дальнобойным, быстроходным и маневренным боевым средством. Она может наносить удары как по войскам, так и по различным объектам и сооружениям в глубоком тылу противника. В частности, штурмовая авиация способна поражать самые различные тактические [6] объекты: войска, технические средства борьбы, железные дороги, переправы и пр.

Наряду с боевыми силами механизируются также и вспомогательные войска. Это позволяет в короткие сроки создавать различные укрепления, обеспечивает устройство дорог, переправ, аэродромов и т. д., что в еще большей степени поднимает боевую мощь армии.

Современные средства подавления позволяют наносить почти одновременный удар по всей тактической глубине расположения противника, что совершенно изменяет характер боя по сравнению с прежней линейной тактикой.

Успех современного боя зависит от четкого и слаженного взаимодействия всех родов войск.

Глубокий маневренный бой заставляет по-новому вести и операцию. Современная операция ставит решительные цели и предполагает организацию глубокого маневра и оперативного взаимодействия различных родов войск.


Глава II. Боевые свойства штурмовой авиации


Штурмовая авиация является особым родом боевой авиации. Она действует, как правило, с бреющего полета. В этом одно из главных ее отличий от действия всех остальных родов авиации.

1. Свойства бреющего полета


Бреющим называется полет, совершаемый на наименьшей, технически возможной, высоте, исключающей столкновение самолета с землей и находящимися на ней препятствиями. Нормальной высотой бреющего полета является 5 — 10 м над поверхностью земли или над препятствиями. Профиль бреющего полета должен составлять линию, соответствующую рельефу местности, с учетом высоты препятствий, лежащих на пути полета. Потолок бреющего полета не должен превышать 25 м; при наличии более высоких препятствий последние обходятся и используются для скрытности полета. [7]

Бреющий полет обладает следующими положительными боевыми свойствами.

Значительно увеличивает меткость бомбометания и пулеметного огня, чем повышает эффективность атаки и обеспечивает поражение отдельных мелких объектов или узких целей, размеры которых меньше площади технического рассеивания бомб, сброшенных со средних или больших высот. При атаке крупных (площадных) целей бреющий полет позволяет поражать прицельно наиболее важные объекты из имеющихся на данной площади и этим избегать излишней траты огневых средств на засыпание бомбами всей площади.

Допускает применение к местности, использование рельефа и местных предметов (овраги, долины, русла рек, возвышенности, болота, лесные массивы, водные пространства, сады, рощи, различные сооружения и т. д.), скрывает штурмовиков на бреющем полете от глаза и слуха звукоулавливающих приборов противника и обеспечивает максимально внезапный подход к цели и штурмовой удар.

В зависимости от условий местности, умения ее использовать, состояния атмосферы и технических свойств материальной части (скорость, бесшумность) время слышимости и видимости летящей на бреющем полете штурмовой части в большинстве случаев измеряется лишь секундами и редко минутами (1—2 мин.) до начала штурмового удара, благодаря чему штурмовики могут подойти к цели и нанести удар настолько внезапно, что противник часто не сможет успеть принять меры самозащиты и привести в действие даже хорошо организованные средства ПВО. Кроме того, бреющий полет является хорошим средством маскировки штурмовиков также и над открытой местностью, ибо самолеты нередко проектируются на рельефе и местных предметах ниже горизонта, сливаясь с общим фоном местности (время видимости штурмовиков при подходе на открытой местности все же сильно увеличивается).

Характерен своей внезапностью, коротким временем нахождения штурмовиков в поле зрения, быстрым перемещением и большим угловым смещением (быстро меняются раккурсы и дальность), что затрудняет организованный обстрел штурмовиков как из [8] специальных зенитных пулеметов, так и огнем пехоты и других родов войск и тем самым уменьшает уязвимость и потери штурмовиков.

Бреющий полет исключает обстрел зенитной артиллерией; штурмовая авиация может подвергаться лишь кинжальному (прямой наводкой) обстрелу артиллерии, но этот обстрел связан с еще большими затруднениями, чем обстрел пулеметами, поэтому потери штурмовиков от артобстрела не могут быть значительными.

Для обороны от штурмовиков противник вынужден расставлять огневые средства ПВО со всех сторон охраняемого объекта, и при налете штурмовиков он в большинстве случаев сможет использовать лишь известную часть их, так как остальным огневым точкам будут мешать: рельеф, местные предметы, сооружения, населенные пункты, свои войска и т. п.; это также уменьшает потери штурмовиков.

Применение бреющего полета наряду с действиями авиации с других высот обязывает противника иметь специально организованные и приспособленные средства ПВО для борьбы со штурмовиками, что осложняет организацию и управление системой ПВО и ослабляет огневую мощь ее в целом, ибо во всех случаях необходимо иметь те и другие средства ПВО, плохо заменяющие друг друга.

Бреющий полет весьма затрудняет борьбу истребителей со штурмовиками, поскольку, во-первых, на бреющем полете штурмовики плохо обнаруживаются в воздухе истребителями, а во-вторых, непосредственная близость штурмовиков к земле лишает истребителей преимуществ в маневре и выгодных заходах для последовательных атак.

Применение бреющего полета позволяет штурмовой авиации производить боевые действия при плохих метеорологических условиях (сплошная низкая облачность, местные осадки, низовая дымка), затрудняющих действия с других высот; на бреющем полете эти условия могут быть использованы для скрытности полета и внезапности удара не в ущерб его мощности.

Кроме положительных боевых и тактических свойств, бреющий полет имеет также и свои отрицательные свойства:



Малый кругозор (поле зрения) на бреющем полете и быстрое перемещение по отношению к объектам на земле [9] весьма затрудняют детальную ориентировку и точный выход на цель; в некоторых случаях в зависимости от условий местности и степени укрытия или маскировки объектов даже незначительная ошибка и уклонение в сторону (всего на 200—300 м) при выходе на цель может исключить возможность обнаружения цели и нанесения удара.

Бреющий полет предоставляет штурмовикам слишком короткий период пребывания над объектом и для нападения на него, что затрудняет опознавание, оценку обстановки, осложняет изготовку к бою и наиболее целесообразное распределение сил и средств по различным группам объектов.

Малый кругозор и сложность ориентировки на бреющем полете затрудняют полное и наиболее целесообразное использование местности и других укрытий, а поэтому штурмовики при случайном или неудачном подходе к противнику могут подставить себя под удар средств ПВО и понести значительные потери.

Непосредственная близость штурмовиков к противнику при утрате внезапности нападения увеличивает уязвимость штурмовиков.

При переходе линии фронта и над полем боя штурмовики на бреющем полете могут нарваться на траектории снарядов и даже пуль и, кроме того, понести потери от осколков как своих, так и неприятельских снарядов, разрывающихся на земле или в воздухе.

Выполнение бреющего полета требует постоянного внимания и сильного напряжения экипажей, что быстро изматывает личный состав; кроме того, бреющий полет осложняет и стесняет маневр (развороты), особенно при полете в группе или в крупном соединении.

Незначительные ошибки в пилотировании на бреющем полете могут привести к столкновению самолета с землей или с препятствиями; при неисправности материальной части выбор соответствующей площадки для вынужденной посадки в большинстве случаев исключается и поэтому возможность потерь увеличивается: возможность использования в нужных случаях парашютов для спасения летного состава отпадает.

Однако, положительные боевые и тактические свойства бреющего полета настолько поднимают боевую мощь [10] штурмовой авиации по сравнению с действиями со средних или больших высот, что, несмотря на эти отрицательные свойства, боевая и тактическая целесообразность бреющего полета остается бесспорной, а командиры всех степеней обязаны свести к минимуму все отрицательные свойства бреющего полета посредством четкой организации боевой работы и повышенной подготовки летного состава штурмовой авиации.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Тактика штурмовой авиации
1780.85kb.
12 стр.
Александр Проханов на молодёжном форуме «Селигер 2013»
281.56kb.
1 стр.
Счастливчик пашка №75 (16947) от 30. 04. 2010
49.37kb.
1 стр.
Тактика за нежить от fk ban Andrew
9.74kb.
1 стр.
1 Основными целями Олимпиады являются: популяризация достижений технической мысли в области авиации и воздухоплавания
118.78kb.
1 стр.
Танк XXI века: анализ тенденций развития с помощью "Технической тактики". Техническая тактика
362.37kb.
1 стр.
Статья в журнале «Вестник авиации и космонавтики» «Проблемы и перспективы развития авиации, наземного транспорта и энергетики
95.47kb.
1 стр.
Государственная служба гражданской авиации
23.21kb.
1 стр.
Руководство по организации летной работы в гражданской авиации, утвержденное на второй сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства 21 апреля 1994 г., не применять
3974.55kb.
22 стр.
В санкт-Петербурге 12-15 августа проходил международный салон гражданской авиации и воздухоплавания
17.14kb.
1 стр.
Юниоры 17-18 лет Подъем по штурмовой лестнице
41.93kb.
1 стр.
Анализ состояния метеообеспечения гражданской авиации за 2012 год
436.76kb.
3 стр.