Главная
страница 1
Урок литературного чтения в 3 классе (Программа «Школа России»)

Тема: Народная волшебная сказка

(Проектная деятельность: Создание опорной таблицы по теме)



Цели: Учить работать с текстом; развивать творческие способности и навыки выразительного чтения; воспитывать чувство ответственности, умение принимать решения.

Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, её определение, виды сказок, её признаки.

Учащиеся должны уметь: анализировать сказку, выделять её части, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.

Цель проектной деятельности: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать опорную таблицу для сообщения по теме «Народная волшебная сказка».

Оборудование: фонограмма записи «Приходите в гости к нам» из кинофильма «Там, на неведомых дорожках»; карточки с заданиями для каждой группы; ручки; цветные карандаши, чистые листки бумаги, рисунки, изображающие признаки волшебной сказки, для группы «Иллюстраторов»; таблички с названиями для четырёх групп: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи»; презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Перед началом урока дети делятся на 4 группы)

2. Эмоциональный настрой на урок.

(Звучит музыка «Приходите в гости к нам» из кинофильма «Там, на неведомых дорожках» или «Приходи сказка»)

- К какому литературному жанру подойдёт это музыкальное сопровождение? (к сказке) (1 слайд)

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

3. Повторение пройденного материала.

-Поднимите руки те ребята, кто любит сказки.

- Что такое сказка? (Дети предлагают свои варианты ответов)

- Есть научное толкование слова «Сказка». Из предложенных мной вариантов, выберите верное. (2 слайд)



После коллективного обсуждения, останавливаемся на следующем определении (3 слайд)



- А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы знаете сказки.



«Отгадай сказку» (4 слайд)

1. «Было у мельника три сына, и оставил он им в наследство мельницу, осла и кота…» (Кот в сапогах)

2. «…Говорит им царь такое слово:

- Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны, на чей двор стрела упадёт, там и сватайтесь…» (Царевна-лягушка)

3. «Случилось солдату идти через деревню. Зашел он в одну избу, поздоровался и говорит хозяйке:

- Хозяюшка, дай-ка мне чего-нибудь поесть!

У хозяйки было много всякой еды, а она говорит:

- Нет у меня ничего! Сама ещё ничего не ела сегодня!... » (Каша из топора)

4. «…Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его себе в гости:

- Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса и журавль)

- Кто написал эти сказки? (4 слайд)

- Какая сказка лишняя? (Кот в сапогах)

- Почему? (Эта сказка авторская) (5 слайд)

- К какой группе мы отнесём все остальные сказки? (Русские народные)

(6 слайд)

- У русских народных сказок есть свои отличия. Какие? (7 – 9 слайд)



Виды сказок:

  • Бытовые

  • О животных

  • Волшебные

- Итак, сказки делятся (10 слайд)

- Сюжет, каких сказок вам кажется наиболее захватывающим, непредсказуемым? (Волшебных)

- Почему?

- А теперь, чтобы определить тему урока, узнайте ещё одну сказку по иллюстрации. (11 слайд)

(Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» )

- Определите вид этой сказки. (Волшебная сказка)

- Вы все читали эту сказку и знаете её содержание, давайте вспомним начало (чтение отрывка сказки детьми) (12 слайд)

- Давайте докажем, что эта сказка волшебная. Назовите языковые особенности сказки, её признаки. (Варианты ответов детей)



4. Создание проблемной ситуации.

- Вы назвали признаки волшебной сказки, языковые особенности, а это значит, вы владеете определённой информацией по этой теме. Чтобы умело использовать информацию, нужно её систематизировать, т.е. привести в систему.

Одним из способов систематизации является проект.

- Что такое проект? (Дети предлагают свои варианты ответов)

(13 слайд)

- Сегодня мы с вами будем работать в группах, и конечным результатом нашей работы станет проект.

Вы привели разные примеры (варианты) проектов, я предлагаю ещё один вид проекта – это опорная таблица по теме. (Если не предложили дети)

5. Формулирование цели и задачи проектной деятельности.

Определяем цель и задачи работы над проектом. (14 слайд)

- Где мы сможем использовать опорную таблицу?

- Кому может быть полезной наша таблица? (учащимся других классов начальной школы)

- Прежде чем приступить к работе, давайте наметим разделы опорной таблицы. Определим заголовок и разделы таблицы. (15 слайд)



После обсуждения таблица выглядит так: (16 слайд)





6. Организация работы в группах.

- А теперь, чтобы справиться с поставленной задачей в течение урока, предлагаю работать в группах.

- Каждая группа имеет своё название. Прочитайте название вашей группы («Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи».)

- Как вы думаете, какую работу будет выполнять каждая из групп? (Ответы детей)

- Кто такие «Аналитики»? (Аналитик – это человек, который умеет анализировать.)

(Названия остальных групп не вызывает у детей затруднения)

- Помните, что результат вашей работы будет зависеть от результата работы каждой группы. Успех зависит от умелой организации работы в группе, умения выслушать друг друга.

Распределение групповых обязанностей, определение целей работы в группе, обговаривание времени для самостоятельной работы. Учащиеся должны выбрать того, кто будет представлять результат работы группы («спикер»)

Каждой группе предлагаются задания, которые они должны будут выполнить за определённый промежуток времени.



Задания для «Аналитиков».

  1. Проанализируйте записанные группы предложений из сказок. Определите, к каким частям сказки они относятся. (Приложение)

  2. Соедините части сказки с группами предложений, пронумеруйте их.

  3. Найдите эти части в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  4. Все ли сказки начинаются с присказки?

Задания для «Экспериментаторов»

  1. Обратите внимание на выделенные слова. Среди них есть повторы, эпитеты, просторечные слова.

  2. Замените эти слова современными.

Слова для справок: зарыдала, девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она, жить, ест и пьёт.

Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

-О чём, красная девица плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду.

Купец ей говорит:

Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живёт, ест-пьёт с Алёнушкой из одной чашки.

  1. Как эти изменения повлияли на язык сказки?

  2. Выберите верное утверждение:

- Выразительные средства не украшают сказку. Без выразительных средств сказка не утратит яркости, а станет ещё интереснее.

- Выразительные средства украшают сказку, более реально отображают события, делают её ярче, интереснее.

Задания для «Исследователей»

  1. Вспомните все признаки, которые характерны для волшебных сказок.

Запишите их. (Повтор, испытание, превращение, волшебный предмет, сказочное существо, необычное место действия).

  1. Исследуйте наличие этих признаков в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Задание для «Иллюстраторов»

К признакам волшебной сказки подберите подходящее изображение или придумайте и нарисуйте своё.



7. Работа в группах.

8. Создание совместного проекта.

«Спикеры» представляют работу своих групп. (17- 26 слайды)

Группа «Аналитиков» и «Экспериментаторов» заполняют графу «Язык сказки». «Аналитики» анализируют части сказок. «Экспериментаторы» работают над языковыми особенностями основной части сказки.

«Исследователи» и «Иллюстраторы» заполняют графу «Признаки волшебной сказки». «Исследователи» выделяют признаки волшебной сказки, а «Иллюстраторы» к предложенным признакам предлагают схематическое изображение.

В результате работы появляется следующая таблица:

Народная волшебная сказка 

Язык сказки

Признаки волшебной сказки

Присказка

Зачин


Концовка

Выразительные средства (повторы, эпитеты, просторечные слова.)



Повтор

Испытание

Превращение

Волшебный предмет

Сказочное существо

Необычное место действия



(напротив каждого признака волшебной сказки рисунки «Иллюстраторов»)

9. Анализ выполненной работы.

-Удалось ли нам достигнуть поставленной задачи?

- Какие дополнения вы бы хотели внести?

- Где мы можем использовать опорную таблицу?



10. Этап практического применения.

-Давайте попробуем сделать сообщение по этой таблице.



Итог:

- Что вам показалось наиболее интересным на уроке?

-Что вызвало затруднение?

Приложение к уроку

Физминутка к уроку.

Мы трудились очень много

Отправляемся в дорогу.

Побываем тут и там,

Поглядим по сторонам.

Нам навстречу брат с сестрицей

Отдают земной поклон,

А на небе кружат птицы,

Закрывая свет крылом.

Походили, поглядели



И на место тихо сели.



Смотрите также:
Народная волшебная сказка
75.97kb.
1 стр.
Что читать рекомендательные списки для чтения 1 класс М. Бородицкая «Первое сентября»
54.75kb.
1 стр.
Сказка для взрослых по одноименной повести Н. Гоголя
72.83kb.
1 стр.
Женская инициация, или как принять Снежную Королеву
233.25kb.
1 стр.
Сказка по мотивам киносценария Е. Шварца Продолжительность спектакля 1 ч. 35 мин. 4 Премьера воскресенье «любовь-волшебная страна»
86.24kb.
1 стр.
Урока. Вступительное слово учителя. «Русская народная сказка»
192.37kb.
1 стр.
Школа Элины Дворской Эта очаровательная народная сказка
37.01kb.
1 стр.
Программа для детей и семейных посетителей 17. 00-21. 00 «Волшебная мастерская»
36.37kb.
1 стр.
Русская народная сказка. Бобовое зёрнышко
17.7kb.
1 стр.
Программа курса «Народная словесность»
155.1kb.
1 стр.
Круг силы волшебная самоисполняющаяся сказка для Дары
92.57kb.
1 стр.
Конкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!»
109.74kb.
1 стр.