Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 учебно-методическое пособие по организации и проведению практических занятий оздоровительной направленности Тема: «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ, ПЛОСКОСТОПИЯ Заборов Вадим Геннадьевич, учитель физической культуры, высшая категория 2008 год г.Торжок
Пояснительная запискаНарушение осанки, не замеченное в начальной стадии развития, приводит к значительным отклонениям от нормы. В таких случаях даже лечение в условиях клиники бывает недостаточно радикальным. Поэтому подростки должны обращать особое внимание на упражнения, развивающие «мышечный корсет» и мышц стопы. Понижение двигательной активности и несоответствующая ей калорийность питания подростков ведут к увеличению их веса. Беда заключается в том, что несколько килограммов лишнего веса с течением времени ведут к снижению активности обменных процессов в организме, что в свою очередь, влияет на дальнейшее увеличение веса даже при сохранении прежнего двигательного режима и рациона питания. Подростки должны знать, что полнота приводит к малой активности и частым заболеваниям. Очень часто из-за слабого развития мускулатуры у таких людей появляются нарушения осанки, ухудшается походка, уплощаются своды стоп. Следует отметить, что малоподвижный образ жизни вызывает аналогичные нарушения у детей и подростков с нормальным весом. Выходом из этого положения является, прежде всего, повышение двигательной активности и правильное питание, контролируемое регулярным взвешиванием. Контрольное взвешивание полных детей и подростков следует провопить еженедельно, с нормальным весом, - ежемесячно. Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий с детьми отнесенными к подготовительной и специальной медицинской группе по дисциплине «Физическая культура», а также на уроках как средство профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. В методической разработке представлены комплексы упражнений для подготовки мышц, обеспечивающих правильную осанку и упругие свойства стопы. Предлагаемые комплексы – надежная профилактика и средство лечения при заболеваниях всеми видами остеохондроза, радикулита, плоскостопия.
Малоподвижный образ жизни задерживает формирование мускулатуры ребенка и подростка. Особенно это сказывается на группах мышц, которые меньше других участвуют в повседневных двигательных действиях. Это прежде всего мышцы живота, боковые мышцы туловища, разгибатели рук, мышцы, расположенные на задней поверхности бедра, и др. Принято считать, что мышцы стоп, регулярно работающие при ходьбе и беге, всегда достаточно тренированы. На самом деле это не так. Все упражнения, выполняемые на опору ноги, увеличивают прежде всего (и в общей степени) силу икроножной мышцы. Связанные со стопой ахилловым сухожилием, это мышцы приводят стопу в действие. В это же время собственно мышцы стопы (принимающие на себя вес тела занимающегося, а также все возникающие при движении реактивные силы) работают в уступающе-преодолевающем режиме. При этом большую часть времени мышцы стопы подвергаются растягиванию. Если в тренировки не включают специальные упражнения для развития мышц стопы, происходит постепенное опускание ее сводов, снижает рессорных (упругих) свойств. Снижение упругости свойств стопы влечет за собой целую цепочку травм опорного аппарата (стопы, ахиллова сухожилия, коленного сустава), включая и перегрузку позвоночника.
Нормальная стопа человека имеет два свода – продольный и поперечный, обеспечивающие ее рессорность и выносливость к осевой нагрузке. Продольный свод стопы представляет собой вогнутость от внутреннего края подошвы до ее середины и от основания большого пальца до начала пяточной кости. Он хорошо виден, если осмотреть стопы человека, стоящего на коленях. Свод выделяется на подошве более светлым цветом кожи. Визуальный осмотр позволяет определить степень деформации стоп. На рисунке 1 приводится отпечатки стоп при нормальном своде (А) и плоскостопии (Б). Поперечный свод стопы образуется головками плюсневых костей и представляет собой дугу, обращенную выпуклостью кверху, с опорой на головки первой и пятой плюсневых костей. Организационно – методические рекомендации.Предлагаемые комплексы упражнений, поддерживающих и развивающих рессорные свойства стопы, необходимо разучивать на занятиях физической культуры и рекомендовано выполнять ежедневно. Они помогут защитить стопу от деформации практически при любых нагрузках. Упражнения выполняются босиком, сидя или лежа, в любое время дня. Количество повторений определяют степенную усталость мышц. Начинать нужно с 10 – 20 движений, постепенно увеличивая дозировку. В результате выполнения упражнений пальцы ног станут очень подвижными и хорошо управляемыми. Комплекс 1.Упражнения без опоры на стопу сидя или лежа.На рисунке 2 – положения тела при выполнении упражнений лежа. При выполнении упражнений сидя следует откинуться на спинку стула, вытянуть ноги и опереться пятками о пол.
Проделав каждое упражнение с максимально возможным для себя числом повторений, можно переходить к упражнениям с нагрузкой собственным весом. Упражнения с опорой на стопу стоя.И.п. – стоя, руки свободно вдоль тела, ноги вместе (рис. 7).
Контрольный раздел.Один раз в неделю необходимо проводить контрольные тесты: на сколько метров вперед и назад каждый занимающийся продвинется «гусеницей» за 20 сек. Отличными показателями этого теста являются такие: 3 м при движении вперед, 2 м – назад. Упражнения в ходьбе.Данные упражнения выполняются в заключительной части комплекса.
Каждое упражнение выполняется 1 – 2 мин., чередуя с обычной ходьбой (для отдыха). После тренировки на траве, песке или упругих покрытия объем ходьбы можно увеличить. Комплекс 2.Упражнения для профилактики плоскостопия.
Во время бега, прыжков, при выполнении метаний и других упражнений значительные нагрузки испытывает позвоночник. При снижении Рессорных свойств стопы, недостаточном развитии мускулатуры ног и нарушениях осанки они возрастает. Тем, кто начал заниматься бегом и общеразвивающими упражнениями, о силе мышц ног беспокоиться не нужно, она разовьется. Осанка же, особенно при выполнении различных физических упражнений, требует гармоничного развития всех мышц. Формирование «мышечного корсета» осуществляется с помощью специально подобранных упражнений, выполняемых в положении лежа на спине, боку или груди. Поскольку большинство из предлагаемых упражнений лежа включают маховые движения рук и ног, то данный комплекс способствует не только формированию мышц, но и увеличивают подвижности суставов, укреплению связок, развитию гибкости. Когда упражнения будут освоены технически и мышцы привыкнут к нагрузке (через 10 – 15 занятий), можно постепенно увеличить частоту движений. В этом случае заметно возрастает общая нагрузка, что будет способствовать совершенствованию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Следовательно, предлагаемый комплекс упражнений является универсальным по своему воздействию и, что важно, доступными каждому. Для занятий необходимы коврик или гимнастический мат, гантели (0,5; 1,0; 1,5 кг в зависимости от возраста и подготовленности) и, конечно, желание. Упражнения можно выполнять в любое время дня. Очень полезно как в восстановительных целях, так и для оздоровления. Для определения индивидуальной дозировки при выполнении упражнений необходимо руководствоваться своим самочувствием. Каждое упражнение надо делать до возникновения затруднения и еще 4 – 6 раз. В этом случае большая часть нагрузки выполняется в зоне «Мне хорошо» и меньшая – «Мне трудно». При такой дозировке создается хорошее тренировочное воздействие на организм.
Организационно – методические рекомендации.Некоторые движения следует делать с широкой амплитудой, лимитированной только подвижностью суставов и общей гибкостью занимающихся. Оптимальный темп в этих случаях – средний. Другие упражнения надо выполнять в быстром темпе со средней и малой амплитудой движений. Поэтому в конце описания каждого упражнения указана амплитуда, частота и, при необходимости, особые условия работы. Большинство упражнений выполняют с гантелями (чтобы создать отягощение при работе рук или зафиксировать нужное положение тела). Подбирая гантели по весу, не следует забывать рекомендуемый вес. При отсутствии гантелей их можно заменить мелкими пластмассовыми бутылками (0,5 л), заполненными песком. Комплекс 1.Упражнения для формирования «мышечного корсета» и увеличения подвижности суставов.Упражнения стоя.
Упражнения 2 – 7 выполняются с гантелями. Упражнения лежа на спине (выполняют с гантелями).
Упражнения лежа на боку.
Упражнения лежа на животе.
Упражнения стоя на коленях.
Гимнастику делать потоком, сменяя упражнения без длительных пауз. Постепенно убыстрять темп движений и их количество в зависимости от самочувствия. Большинство предлагаемых упражнений представляют собой движения типа маятника. Чтобы они были результативными, необходимо как можно быстрее менять направление движения, превращая движения как бы в непрерывное. После нескольких упражнений включают для отдыха расслабления упражнение №1 «потягивание со вздохом». Закончив гимнастику, необходимо повисеть на руках на перекладине на 20 – 30 счетов для разгрузки позвоночника. Смотрите также: Учебно-методическое пособие по организации и проведению практических занятий оздоровительной направленности Тема: профилактика нарушения осанки, плоскостопия заборов Вадим Геннадьевич
107.32kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для практических занятий по курсу «Геология четвертичных отложений»
423.9kb.
3 стр.
Методическое пособие для практических занятий студентов по специальности "География"
364.84kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
925.04kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий Красноярск сфу 2011 (07)
535.31kb.
4 стр.
Методические рекомендации по подготовке и проведению практических занятий Тематика практических занятий Тема №1 Образование множественного числа имен существительных. Грамматические категории существительного
42.18kb.
1 стр.
Планы семинарских занятий для студентов исторического факультета 2 курса дневного и заочного отделений
405.53kb.
2 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
446.71kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов очной и заочной форм обучения
129.08kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие расширяет представление о русском языке, его возможностях, обучает правилам. Система практических занятий представлена теоретической частью с перечнем основных положений и вопросов к теме,
806.89kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
331.05kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Свобода информации в международном и национальном праве» содержат в себе описание семинарских занятий и ее отдельных видов 308.96kb.
1 стр.
|