Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


Генеральный план города Твери

Том I. Положение о территориальном планировании

Пояснительная записка




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ генеральный план является основным документом территориального планирования города, обеспечивающим устойчивое развитие территории. Генеральный план определяет направления и границы развития территории города, зонирование территории, направления развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

Объектом проектирования генерального плана является город Тверь, в соответствии с Законом Тверской области № 4-ЗО от 18.01.2005 года, наделенный статусом городского округа. Компактное градостроительное образование формируется за счет функционального и территориального развития города в существующих границах.

Основой для разработки нового генерального плана послужили следующие градостроительные факторы:

- изменения законодательной и нормативной документации в сфере градостроительства;

- структурные изменения в экономике и социально-демографической сфере;

- дифференциация жилья по плотности и комфортности, масштабное развитие коттеджной застройки;

- активное градостроительное освоение территорий, резервируемых для перспективного развития города.

В условиях рыночной экономики и возросшей роли местного самоуправления в регулировании градостроительной деятельности генеральный план носит не директивный, а регулятивный характер. Это подразумевает, что положения проектной документации могут быть реализованы (либо не реализованы) при наличии соответствующих социально-экономических и административно-хозяйственных предпосылок. Безусловным является соблюдение планировочных ограничений, проектной планировочной структуры города и базовых принципов формирования системы инженерных коммуникаций.

Генеральный план является не финансовым документом, и даже на столько документом развития сколько документом осознанного самоограничения, не позволяющим принимать градостроительные решения выгодные в краткосрочной перспективе, но губительные в долгосрочной.

Актуальность проекта обусловлена обязательностью наличия документов территориального планирования муниципальных образований в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О вступлении в действие Градостроительного Кодекса РФ" с 1 января 2013 года при отсутствии документов территориального планировании:



  • не допускается принятие решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую;

  • не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории;

  • не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.

Генеральный план является основой для разработки комплекса проектной и правовой документации, регулирующей и регламентирующей градостроительную деятельность, а также обеспечивающей устойчивое функционирование территории, охваченной генеральным планом.

Мероприятия по территориальному планированию в генеральном плане городского округа «город Тверь» по последовательности их выполнения разделены на три проектных этапа:

I этап – до 2027 года – 1 очередь

II этап – до 2037 года – расчетный срок

III этап – до 2050 года – перспектива (за расчетный срок).

Решения Генерального плана на расчетный срок являются основанием для разработки документации по планировке территории, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, мероприятий по охране окружающей среды и учитываются при разработке правил землепользования и застройки.

Материалы генерального плана сформированы в соответствии с Положением о составе, порядке подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, порядке подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также о составе и порядке подготовки планов реализации таких документов.

Содержание проекта генерального плана поселения регламентировано Ст.23 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 20 марта 2011 г. № 41 – ФЗ.)

В соответствии с указанными документами и с Техническим заданием, материалы проекта генерального плана городского округа делятся на три тома, а именно:


  • непосредственно Генеральный план;

  • обосновывающие материалы к проекту Генерального плана;

  • инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Техническим заданием электронные картографические материалы выполнены в геоинформационной системе "MapInfo", при разработке проекта использована система координат МСК69. Генеральный план выполнен на цифровой картографической основе М 1:10000, предоставленной разработчику заказчиком.

1. Цели и задачи территориального планирования

1.1. Цели разработки генерального плана

Целью подготовки проекта генерального плана является рациональная пространственная организация территории городского округа, обеспечивающая его устойчивое социально-экономическое развитие, во взаимосвязи с развитием прилегающих территорий смежных муниципальных образований Калининского района Тверской области, и направленная на создание оптимальных условий для жилищного строительства, развития производства, рационального использования всех видов ресурсов, улучшения экологического состояния территории и сохранения объектов культурного наследия.

Генеральный план является стратегическим общественным документом, который охватывает многие стороны жизнедеятельности населения, проживающего в городе. Поэтому в генеральном плане затрагиваются вопросы не только функционального зонирования, но и другие важные аспекты, определяющие качество среды проживания: транспортную доступность, уровень воздействия вредных выбросов на здоровье населения, привлекательность и узнаваемость города, надежность всех инженерных инфраструктур, усиление экономических позиций города Твери, как в Тверской области, так и в РФ в целом.

Генеральный план должен решить следующие вопросы:



  • разработки стратегических направлений градостроительной деятельности в увязке с прилегающими территориями соседних поселений;

  • формирования предложений по развитию архитектурно-пространственной среды города на основе историко-культурного, природного и транспортного каркасов, а также зонирование территории в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса РФ;

  • разработки мероприятий по улучшению условий проживания населения – оптимизация экологической ситуации, развитие транспортной и инженерной инфраструктур.

Таким образом, основной целью разработки генерального плана городского округа «Тверь» является формирование долгосрочной стратегии градостроительного развития, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое, пространственное и инфраструктурное развитие городской среды.
1.2. Задачи разработки генерального плана

Генеральный план городского округа «Тверь» должен решить в своем составе следующие задачи:

1. Формирование комплекта графических и текстовых материалов, характеризующих современное использование территории, ресурсы и ограничения функционального развития;

2. Определение базовых технико-экономических показателей развития города, определяющих масштаб и параметры его территориального развития;

3. Формирование рациональной транспортно-планировочной структуры, обеспечивающей разгрузку сложившейся транспортной сети за счет формирования обходных трасс, магистралей непрерывного движения, дублеров перегруженных участков, усиления связности периферийных районов и развития улично-дорожной сети в районах новой застройки;

4. Разработка проектного функционального зонирования с учетом необходимости устранения мозаичности взаиморасположения селитебных и производственных зон, развития каркаса озелененных и рекреационных территорий, масштабного резервирования территорий под инвестиции в производственную и непроизводственную деятельность;

5. Развитие селитебных зон с учетом роста темпов строительства и дифференцированного спроса на жилье различных типов.

6. Развитие инженерной инфраструктуры на основе перехода на экологически безопасные и ресурсосберегающие системы водоснабжения, канализования, энергоснабжения и инженерной защиты территории;

7. Создание производственных зон, отвечающих всем современным стандартам, как в части экологической безопасности, так и в вопросах производственного процесса;

8. Создание единого непрерывного каркаса зеленых насаждений общего пользования;

9. Определение комплекса природоохранных мероприятий, способствующих минимализации негативного воздействия для жизни и здоровья населения города.


2. Мероприятия по территориальному планированию и пути их реализации

При разработке мероприятий территориального планирования учитывались конкретные проблемы и интересы городского округа. Система мероприятий по реализации поставленных целей развития города Твери, включает основные направления дальнейшего развития, с учетом первоочередных мероприятий.



2.1. Мероприятия по развитию функционально-планировочной структуры

В генеральном плане даются предложения по развитию пространственно-планировочной организации территории, совершенствованию инженерной инфраструктуры, оздоровлению окружающей среды, изменению функционального использования части территорий, что в комплексе обеспечивает повышение стандарта проживания, качества жилой среды.

Предложения генерального плана направлены, прежде всего, на создание единой эффективно функционирующей планировочной структуры городского округа.

Создаваемая в городе на расчетный срок планировочная структура формируется, прежде всего, основными транспортными осями, площадями, общественно-деловыми центрами, отдельными градостроительными узлами и высотными акцентами.



2.1.1. Направления территориального развития города

В сложившихся законодательных условиях городу предстоит развиваться в существующих границах. Тем важнее становится задача как можно эффективней использовать свободные от застройки земли, имеющиеся на территории города, чтобы вовлечение их в градостроительную деятельность способствовало улучшению городского пространства, а не столько его увеличению.

Генеральный план должен определить территориальное развитие города на долгосрочную перспективу, заложив основы и возможности развиваться городу и за расчетный период, взяв за основу рациональную градостроительную политику.

Проектом генерального плана приняты следующие основные направления территориального развития города:

1.  Формирование компактной городской застройки путем освоения северных, северо-западных и северо-восточных территорий левобережной части города (Заволжье и Затверечье), южных и юго-восточных территорий;

2. В качестве основных территорий, предлагаемых для развития города, принимаются свободные от застройки территории в планировочных районах Заволжский, Затверечский, Сахаровский, Черкасский, Южный, Бортниковский, Мигаловский;

3. Сбалансированное развитие правобережной и левобережной частей города с усилением транспортно-планировочных и композиционных связей двух берегов, деконцентрацией общественной застройки и мест приложения труда;

4. Формирование центральной зоны города как центра областного значения с завершением архитектурно-ландшафтного комплекса центральной части с выходом на берег р. Волги. Регенерация исторической части города с развитием каркаса общественной застройки – административных объектов, зон и узлов коммерческой и туристско-рекреационной деятельности, сопутствующих сервисных функций;

5. Развитие системы районных центров, обеспечивающих структурное единство и композиционную целостность города;

6. Развитие функциональных взаимосвязей планировочных районов путем совершенствования транспортной инфраструктуры;

7. Дифференциация жилья по уровню комфортности (усадебная, коттеджная, блокированная застройка), увеличение доли малоэтажного строительства. Максимальное сохранение в Центральной (исторической) части города ценной историко-градостроительной среды, сохранение исторической планировочной структуры. Сохранение и частичное восстановление объектов культурного наследия;

8. Формирование природно-ландшафтного каркаса города. Архитектурно-ландшафтное оформление долин рек Волги, Тьмаки, Тверцы;

9. Развитие производственных зон за счет реорганизации существующих промзон;

10. Формирование примагистральных многофункциональных коммерческо-производственных зон и комплексов;

11. Формирование спортивно-рекреационных зон на основе лесов лесопарковой части зеленой зоны, водотоков и водоемов.

Генпланом предусматривается формирование компактного пятна города с пропорциональным членением на 3 планировочные зоны: Северную, Центральную и Южную.



Северная планировочная зона. Для развития этой зоны проектом предлагается:

  • формирование новых районов и кварталов капитальной многоэтажной застройки в северо-восточном и западном направлении;

  • формирование инновационного парка западном направлении;

  • формирование рекреационных зон и комплексов - северная лесопарковая зона, водно-спортивная зона «Карьеры»;

  • формирование нового общественного центра – центра Заволжской планировочной зоны на территории “Химбазы”;

  • формирование системы набережных рек Волги и Тверцы с организацией общественных комплексов на прибрежных территориях.

Центральная планировочная зона. Основные проектные предложения:

  • регенерация исторического центра в соответствии с предложениями по охране объектов культурного наследия, сохранением исторической структуры, сохранением и восстановлением элементов исторического ландшафта, благоустройством долин рек Тьмаки и Лазури;

  • реконструкция жилого района между пр. Чайковского и ул. Пролетарская, с выносом коммунальных предприятий;

  • реконструкция жилого образования Красная Слобода с выносом коммунальных организаций и промпредприятий, находящихся в прибрежных территориях р. Волги;

  • формирование системы набережных реки Волги с организацией общественных комплексов на прибрежных территориях;

  • реорганизация производственных зон “Химволокно”, Лазурная “Химинститут;

  • формирование спортивно-рекреационных зон в Затьмачье и вдоль берега Волги.

Южная планировочная зона:

  • формирование новых жилых районов и кварталов многоэтажной застройки в центральной части южной планировочной зоны в продолжении районов Южный, Южный “Д” и Мамулино;

  • реконструкция и упорядочение жилых кварталов Пролетарского района (жилые образования Первомайский и Кировский) с выносом промпредприятий и коммунально-складских организаций из прибрежных и водоохранных зон с организацией системы озелененных набережных рек Волги и Тьмаки;

  • реконструкция районов ветхой усадебной застройки в районе от ул. Западной до Октябрьского проспекта, южнее железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург;

  • упорядочение существующей и частично строительство новой усадебной застройки в районе п. Крупской и Бортниково с организацией спортивно-рекреационных зон, подцентров общественной застройки и системы озелененных территорий;

  • формирование нового общественного центра и подцентров жилых районов Южной планировочной зоны в продолжении главной планировочной оси пр. Чайковского (меридионального направления) и ул. Оснабрюкской (широтного направления);

  • формирование единой системы озеленения Южной планировочной зоны путем создания бульваров, скверов, парков, спортивно-рекреационных зон, озеленения долины реки Тьмаки;

  • реорганизация производственной зоны «Борихино» и производственных зон Мигалово, Кольцово, “Пасынково”;

  • формирование примагистральных многофункциональных коммерческо-производственных зон и комплексов вдоль автодороги федерального значения (южный обход) Москва – Санкт-Петербург на пересечениях с вылетными магистралями на Тургино, Волоколамск, Старицу в районе деревень Неготино, Никольское, Глазково;

  • формирование перспективы для комплекса международного аэродрома совместного базирования с организацией коммерческо-производственных зон и комплекса пассажирского аэропорта;

  • организация на пересечении Старицкого шоссе и высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург коммерческо-производственного комплекса с железнодорожным вокзалом Тверь–2.

2.1.2. Планировочная и архитектурно-пространственная структура

Планировочная и архитектурно-пространственная структура города определяют градостроительную организацию территории, взаимное размещение и характер взаимодействия функциональных и пространственных элементов городской среды.

Сложившаяся на протяжении многовековой истории структура города Твери представляет не только культурную ценность, но и основу для дальнейшего устойчивого и пространственно сбалансированного развития города. Долины рек Волги, Тверцы, крупные зеленые массивы природного комплекса (ООПТ, леса лесопарковой части зеленой зоны города, городские леса) и объединяющие их долины малых рек (Тьмаки, Лазури, Орши, Межурки) составляют природно-ландшафтный каркас города.

Генеральным планом намечено:



  • развитие и совершенствование исторически сложившейся планировочной структуры с трансформацией регулярно веерной планировки в квартальную (гипподамову) структуру;

  • формирование новых меридиональных и широтных транспортных связей, формирующих периметральные элементы урбанизированного планировочного каркаса;

  • развитие системы транспортных магистралей, главных улиц, площадей, градостроительных узлов и примагистральных территорий системы общегородских центров в качестве проектного планировочного и архитектурно-пространственного каркаса города;

  • восстановление и развитие пространственной непрерывности природно-ландшафтного каркаса территории путем воссоздания утраченных природных и озелененных ландшафтов долин малых рек, ручьев, создания новых озелененных территорий, интенсивным озеленением застройки;

  • усиление административной, культурной и торгово-коммерческой роли исторической части города, в том числе за счет функциональной трансформации нерационально используемых территорий промышленных и коммунально-складских предприятий;

  • акцентирование главных меридиональных и широтных магистралей системой общественно-деловых центров, как на периферии исторического центра, так и во вновь формирующихся жилых районах;

  • формирование “контактных зон” природно-ландшафтного и урбанизированного планировочных каркасов, образующих основу городских рекреационных комплексов: лесопарка в северо-западной части города;

  • сохранение сложившихся озелененных пространств (Комсомольская роща, Первомайская роща, Бобачевская роща) и включение формирующихся на основе лесов лесопарковой зоны новых озелененных пространств буферного характера: Северная парково-рекреационная зона, спортивно-рекреационная зона “Карьеры”, с юго-востока – “Кольцовский массив”;

  • озеленение, благоустройство водно-зеленых природных осей города – рек Волги, Тверцы и Тьмаки;

  • создание единого пешеходно-велосипедного каркаса города, увязанного с его экологическим каркасом;

  • создание системы высотных акцентов в зонах, не загруженных существующей застройкой и примыкающих к открытым водным и зелёным пространствам.

Архитектурно-планировочное развитие - это организация зрительных пространственных взаимосвязей путем восстановления и формирования системы планировочных и внепланировочных визуальных взаимосвязей.

Развитие системы внепланировочных связей включает как регулирование высоты фоновой застройки с учетом сложившихся исторических доминант и рельефа территории города, так и постановку новых высотных доминант, оформление видовых площадок, бровок, откосов набережных в местах пересечения наиболее важных планировочных направлений и узлов.

Регулирование по высоте фоновой застройки в границах исторической части города предлагается проектом зон охраны объектов историко-культурного наследия с выделением охранных зон памятников (в т.ч. исторических доминант) и зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, а также с выделением зон охраняемого природного ландшафта с учетом пространственных взаимосвязей основных исторических доминант. Это прежде всего прибрежные исторические ландшафты рек Волги, Тверцы и Тьмаки.

Размещение новых высотных доминант предлагается во вновь формирующихся общественных центрах в Заволжье, в Южной планировочной зоне, в примагистральных многофункциональных зонах общественно-деловой активности.

Планировочная форма зрительных взаимосвязей определяется системой улиц и площадей, сохраняемых в границах исторической части города (устойчивые элементы исторической планировочной структуры) и формируемых в новых общегородских пространствах. Это, прежде всего, создание новых пространственных осей с высотными акцентами и открытыми озелененными пространствами в Заволжьи и южной планировочной зоне.

Развитие системы общегородских центров. Система общегородских центров является одной из важнейших функциональных систем города, обеспечивающих его структурное единство и композиционную целостность. Она включает в себя наиболее градостроительно значимые ансамбли и территории города. Система общественных центров состоит из общегородского центра, центров планировочных районов, центров жилых районов и микрорайонов, центров специального назначения, центров промзон, центров обслуживания в рекреационных зонах.

Развитие системы общегородских центров предусматривает:



  • развитие общегородского центра, включающего центральное ядро (историческая часть города) и зону его территориального развития;

  • формирование районных подцентров в планировочных районах;

  • развитие общественной застройки на озелененных территориях привязано к основным природным планировочным осям рек Волги, Тверцы, Тьмаки. Вдоль этих осей формируются центры спортивно-рекреационных зон, культурно-досуговые объекты;

  • дальнейшее развитие частично сложившихся общественных центров специального назначения, таких медицинские и учебные центры;

  • формирование въездных коммерческо-производственных центров на пересечении федеральных и городских магистралей со стороны въезда в город из Москвы, Санкт-Петербурга.

2.1.3. Функциональное зонирование территории

Функциональное зонирование определяет наиболее целесообразное назначение территории, устанавливает для каждой планировочной единицы города определенные территории, занятые участками общественных, жилых, производственных и природных объектов.

Проектом предлагается выделение следующих функциональных зон в границах предлагаемых для застройки территорий:

Жилые зоны:

застройка повышенной этажности (выше 16 этажей)

многоэтажная застройка (до16 этажей)

среднеэтажная застройка (до 8 этажей)

малоэтажной секционной и блокированной застройки (до 4 этажей)

индивидуальная застройка

населенных пунктов сельских поселений


следующая страница >>
Смотрите также:
Книга Положения о территориальном планировании Екатеринбург 2012 Положения о территориальном планировании
385.23kb.
4 стр.
Книга Положения о территориальном планировании Екатеринбург 2011 Положения о территориальном планировании
424.58kb.
4 стр.
Пояснительная записка Том I положение о территориальном планировании Санкт-Петербург 2012
2072.14kb.
15 стр.
Положение о территориальном планировании
1288.35kb.
7 стр.
Схема территориального планирования ленинградской области положение о территориальном планировании
2656.43kb.
12 стр.
Схема территориального планирования ленинградской области положение о территориальном планировании
2658.17kb.
12 стр.
Схема территориального планирования ленинградской области положение о территориальном планировании
2793.72kb.
12 стр.
Пояснительная записка Том Положения о территориальном планировании н/с II
637.49kb.
4 стр.
О территориальном планировании семёновского сельского поселения калачеевского муниципального района
3834.14kb.
21 стр.
Схема территориального планирования
835.89kb.
6 стр.
Генеральный план муниципального образования «городской округ ногликский» положения о территориальном планировании
923.65kb.
6 стр.
Город медногорск
1124.03kb.
4 стр.