Главная
страница 1
Всероссийская олимпиада школьников по географии

Региональный этап 2008/2009 учебного года

Методика оценивания

«Западный» вариант
Теоретический тур
Задания теоретического тура составлены с учетом школьной программы по принципу «накопленного итога». Они включают как задачи, связанные с теми разделами школьного курса географии, которые изучаются в текущем году, так и задачи по пройденным ранее разделам. При оценке решения задач, наряду со знанием школьной программы, оцениваются также географическая эрудиция, аналитические навыки, умение рассуждать логически.
Задания теоретического тура включают 7 задач. За решение одной задачи можно набрать максимум 10 баллов. Максимальная сумма баллов за решение всех задач теоретического тура составляет 70 баллов.
Проверка ответов осуществляется по «ключам», подготовленным центральной методической комиссией. С «ключами» для проверки ответов на задания теоретического тура можно будет ознакомиться на сайте www.rusolymp.ru на следующий день после проведения теоретического тура (в 12 час. 00 мин. по московскому времени 7 февраля 2009 г.)
Проверка ответов на задания теоретического тура осуществляется членами регионального жюри по следующему принципу. Для проверки ответов на одну задачу создается группа из 2-3 членов жюри. Эта группа проверяет ответы всех участников на данную задачу. Оценки по каждому ответу, данные членами группы, не должны расходиться более чем на 2 балла. В итоговую ведомость (электронную таблицу) выставляется среднее арифметическое значение оценки, данной всеми членами проверочной группы.
Порядок проведения апелляций по теоретическому туру определяется жюри Регионального этапа.
Практический тур
Проверка ответов на задания практического тура осуществляется членами регионального жюри по следующему принципу. Ответы участников делятся поровну между группами, составленными из 2-3 членов жюри. В итоговую ведомость (электронную таблицу) выставляется общая оценка, данная проверочной группой.
Проверка ответов осуществляется в соответствии с рекомендациями, подготовленным центральной методической комиссией. С рекомендациями можно будет ознакомиться на сайте www.rusolymp.ru на следующий день после проведения теоретического тура (в 12 час. 00 мин. по московскому времени 7 февраля 2009 г.)
За выполнение практического тура можно набрать максимум 30 баллов.
Подведение итогов
За выполнение заданий теоретического и практического туров можно набрать максимум 100 баллов.
По итогам выполнения заданий теоретического и практического туров составляется сводная электронная таблица в формате Microsoft Excel 1997-2003. В таблицу заносятся оценки за выполнение каждого из заданий теоретического тура, итоговая оценка за теоретический тур и оценка за практический тур. Итоговые оценки за теоретический и практический туры суммируются, после чего составляется рейтинг участников Регионального этапа Всероссийской олимпиады по географии в соответствующем субъекте Российской Федерации. Рейтинг составляется отдельно по 9 и 10-11 классам.
Победителями Регионального этапа Всероссийской олимпиады по географии в соответствующем субъекте Российской Федерации считаются его участники, набравшие максимальное количество баллов в 9 и 10-11 классах (по одному участнику из каждой возрастной группы).1
Призеры Регионального этапа Всероссийской олимпиады по географии в соответствующем субъекте Российской Федерации определяются жюри Регионального этапа по принципу не более 25% от общего числа участников Регионального этапа.
Жюри Регионального этапа направляют в Федеральное агентство по образованию итоговые рейтинговые таблицы по 9 и 10-11 классам (в бумажном и в электронном виде; для теоретического тура – с разбивкой баллов по заданиям), а также протоколы, в которых определены победители и призеры Регионального этапа олимпиады.
Центральная предметная комиссия анализирует итоги проведения Регионального этапа во всех субъектах Российской Федерации и имеет право, в случае необходимости, истребовать ответы победителей и призеров Регионального этапа.

Методические «ключи»

для оценивания ответов теоретического тура

9 класс

Задача 1.

Город

Название дерева

Записка (А - Д)

Петропавловск

-Камчатский



каменная береза

А

Мурманск

карликовая береза

Б

Воронеж

дуб

В

Красноярск

сосна сибирская (кедр)

Г

Хабаровск

маньчжурский орех

Д

По 2 балла за каждую правильно заполненную строку таблицы.

Если город определен правильно, а название соответствующего ему дерева – нет, 1 балл.

Максимум (за полностью правильный ответ) – 10 баллов.
Задача 2.

диаграммы

Река

Тип питания

А)

Юкон

снеговой, ледниковый, дождевой

Б)

Лимпопо

дождевой

В)

Амазонка

дождевой

Г)

Хопер

снеговой

Д)

Меконг

дождевой

По 2 балла за каждую правильно заполненную строку таблицы.

Если река определена правильно, а тип питания – нет (или же ответ неполный, например, для Юкона тип питания определен только как дождевой), 1 балл.

Максимум (за полностью правильный ответ) – 10 баллов.
Задача 3

А. В лесной зоне (краткий ответ). – 1 балл. В северной тайге (полный ответ). – 2 балла

Б. Ледниковое. – 2 балла.

В. Земная кора имеет трещиноватость (в направлении с северо-запада на юго-восток). – 1 балл

Четвертичные материковые ледники двигались с северо-запада на юго-восток. – 1 балл.

Г. Республика Карелия. – 2 балла.

Д. Сельги. – 2 балла.

Максимум (за полностью правильный ответ) – 10 баллов.
Задача 4

№№

Описание объекта

Термин

Природная зона

I

II

III

IV

1.

Травяные и кустарниково-сфагновые болота Восточной Сибири и Дальнего Востока с угнетенным редколесьем

Марь

Лесные зоны (тайга, смешанные и широколиственные леса)

2.

Плоские понижения с глинистыми грунтами, в сухое время разбиты трещинами на многоугольники

Такыр

Пустыни и полупустыни

3.

Редколесье из одиночно разбросанных, угнетенных деревьев

Редина

Лесотундры

4.

Мелкие округлые понижения на плоских водоразделах степных равнин, результат просадки лессовых грунтов (суффозии)

Блюдце

Степи

5.

Торфянистые или песчаные бугры, результат термокарстовых процессов

Байджарах

Тундры

По 2 балла за каждую правильно заполненную строку таблицы.

Если термин определен правильно, а соответствующая ему природная зона – нет (или наоборот), 1 балл.

Максимум (за полностью правильный ответ) – 10 баллов.
Задача 5

На рисунке 3(в) – 4 балла.

Чеченская Республика – рисунок 3(б) – 2 балла.

Ханты-Мансийский АО – рисунок 3(г) – 2 балла.

Ивановская обл. – рисунок 3(а) – 2 балла.

Максимум (за полностью правильный ответ) – 10 баллов.
Задача 6

Добыча угля. – 1 балл.

Первые три региона в таблице:


  1. Кемеровская область. – 2 балла.

  2. Красноярский край. – 2 балла.

  3. Республика Коми. – 2 балла.

100 лет назад по добыче угля лидировали следующие регионы:

Южный (Донецкий), современная Украина;

Польский, современная Польша;

Уральский;

Центральный.

1 балл за 1 правильно названный регион, 2 балла – за 2 региона, 3 балла – за 3 или 4 правильно названных региона.

Максимум (за полностью правильный ответ) – 10 баллов.
Задача 7

Х. – Забайкальский край. – 2 балла.

А. – Иркутская обл. Братская ГЭС. Ангара. – 2 балла.

Б. – Республика Саха (Якутия). Алмазы. Мирный. – 2 балла.

В. – Амурская обл. Благовещенск. Соя. – 2 балла.

Г. – Республика Бурятия. Монгольская. Улан-Удэ. – 2 балла.


Внимание! 2 балла выставляется для строк А. – Г. только в том случае, если правильно определен субъект РФ и даны ответы на все относящиеся к нему дополнительные вопросы. Если субъект РФ определен правильно, но нет ответа на оба дополнительных вопроса, ставится 1 балл; на один из дополнительных вопросов – 1,5 балла.

Максимум (за полностью правильный ответ) – 10 баллов.
10-11 классы

Задача 1

диаграммы

Река

Тип питания

А)

Юкон

снеговой, ледниковый, дождевой

Б)

Лимпопо

дождевой

В)

Амазонка

дождевой

Г)

Хопер

снеговой

Д)

Меконг

дождевой

По 2 балла за каждую правильно заполненную строку таблицы.

Если река определена правильно, а тип питания – нет (или же ответ неполный, например, для Юкона тип питания определен только как дождевой), 1 балл.

Максимум (за полностью правильный ответ) – 10 баллов.
Задача 2

Египет – 3 полных года (увеличится). – 1 балл.

Китай – 7 полных лет (увеличится). – 1 балл.

США – 9 полных года (увеличится). – 1 балл.

Свазиленд – 13 полных лет (уменьшится). – 1 балл.2

В Свазиленде смертность превышает рождаемость вследствие широкого распространения ВИЧ-инфекции (СПИДа). – 3 балла.

Темпы изменения общей численности населения могут наиболее существенно отличаться от коэффициента естественного прироста в США из-за значительного притока иммигрантов. – 3 балла.

Максимум (за полностью правильный ответ) – 10 баллов.
Задача 3

А. В лесной зоне (краткий ответ). – 1 балл. В северной тайге (полный ответ). – 2 балла

Б. Ледниковое. – 2 балла.

В. Земная кора имеет трещиноватость (в направлении с северо-запада на юго-восток). – 1 балл

Четвертичные материковые ледники двигались с северо-запада на юго-восток. – 1 балл.

Г. Сельги. – 2 балла.

Д. Финляндия. – 2 балла.

Максимум (за полностью правильный ответ) – 10 баллов.
Задача 4

№ п/п

Страна

Баллы

Основной вид топлива,

используемый на ТЭС



Альтернативные

источники энергии



1

Сингапур

1 б.

Мазут (нефть) (0,5 б.)




2

Франция

1 б.







3

Бразилия

1 б.







4

Китай

1 б.

Уголь (0,5 б.)




5

Россия

1 б.

Природный газ (0,5 б.)




6

Исландия

1 б.




Геотермальные ЭС (0,5б)

7

Филиппины

1 б.

Мазут (нефть) (0,5 б.)

Геотермальные ЭС (0,5б)

Итого за все правильно определенные страны в строках таблицы – 7 баллов.

В выработке электроэнергии на ТЭС в Сингапуре доминирует мазут (нефть) (0,5 балла), в Китае – уголь (0,5 балла), в России – природный газ (0,5 балла), на Филиппинах – мазут (нефть) (0,5 балла).

В Германии и Дании значительную роль в выработке электроэнергии играют ветровые электростанции (по 0,5 балла)

Максимум (за полностью правильный ответ) – 10 баллов.
Задача 5

№ метеостанции

Сельскохозяйственная культура

Страна

1.

Подсолнечник

Аргентина

2.

Виноград

Франция*

3.

Кукуруза

США

4.

Какао

Кот-д’Ивуар

5.

Сахарный тростник

Бразилия

* Допустимый ответ для метеостанции №2 – Италия.
По 2 балла за каждую правильно заполненную строку таблицы.

Если сельскохозяйственная культура, соответствующая метеостанции, определена правильно, а страна – нет, 1 балл.



Максимум (за полностью правильный ответ) – 10 баллов.
Задача 6

Таиланд.


За правильный ответ – 10 баллов.
Задача 7

Х. – Польша. – 3 балла

А. – Германия. Германская Демократическая Республика. Федеративная Республика Германии. – 1 балл

Б. – Чехия. Славянская. – 1 балл

В. – Словакия. Братислава, Вена, Будапешт, Белград. – 1 балл

Г. – Украина. Крымский. – 1 балл

Д. – Белоруссия. Днепр. – 1 балл

Е. - Литва.3 Каунас. – 1 балл

Ж. – Россия. Сахалин. – 1 балл

Внимание! 1 балл выставляется для стран А. – Ж. только в том случае, если правильно определена страна и дан полный ответ на относящийся к ней дополнительный вопрос. Если страна определена правильно, но нет ответа на дополнительный вопрос, или дан неполный ответ, ставится 0,5 балла.

Максимум (за полностью правильный ответ) – 10 баллов.

Методические «ключи»

для оценивания ответов практического тура (9, 10 и 11 классы)

ЗАДАНИЕ 1

Координаты места установки знака: 51о39’ с.ш., 37о07’ в.д (1 балл)

Контрольная точка

Азимут из таблицы,

выданной студентам

Азимут, определённый на местности

1

18о

-

2

263о

255о

3

117о

109о

Баллы

(не более 2 баллов)



0,5 балла за каждый правильно определённый азимут: 3х0,5=1,5 балла. Допустимая погрешность ± 3 о

0,5 балла за корректный учёт магнитного склонения (-8 о) для всех точек




  • Азимуты, измеренные на местности при помощи компаса (магнитные азимуты) отличаются от указанных в таблице истинных азимутов на величину магнитного склонения (0,5 балла)

  • Азимут на трубу в пгт. Черемисиново определить невозможно из-за нахождения её вне зоны видимости – расстояние более 10 км (0,5 балла)

ВСЕГО: максимум 4 балла
ЗАДАНИЕ 2

  • Район, в который направились студенты, располагается к югу и юго-востоку от г. Щигры на расстоянии 4-8 км (1 балл).

  • В этом районе распространены карстовые явления (1 балл). На карте это явление можно «вычислить» по характерным карстовым воронкам (западинам) – неглубоким понижениям, обозначаемым замкнутыми горизонталями с бергштрихами, ориентированными внутрь (1 балл). Карст – явление, связанное с действием воды и выражающееся в растворении горных пород и образовании в них пустот, а также своеобразных форм рельефа, возникающих на территориях, сложенных сравнительно легко растворимыми водой горными породами (известняками, доломитами и др.) (1 балл).


ВСЕГО: максимум 4 балла
ЗАДАНИЕ 3

  • Всего 11 измерений (по числу мостов) (1 балл). Ответ «10» также считается верным, т.к. 3-й мост (по течению) обозначен не очень отчётливо.

  • Измерение скорости течения и площади поперечного створа русла посредством измерения глубин построения поперечного профиля (по 1 баллу за название каждой из измеряемых величин (2х1=2 балла)

  • Допустимы два варианта ответа: 1. Теплое (или Лески); 2. Калиновка (за любой из вариантов – 1 балл)

ВСЕГО: максимум 4 балла

ЗАДАНИЕ 4

  • Овраг или балка – корректен любой из вариантов ответа (0,5 балла).

  • V и U (0,5 балла за полный ответ)

  • 240м–177 м = 63 м (1 балл за ответ в диапазоне 60-65 м с расчётами)

  • Нарушение сельскохозяйственных и лесных угодий, разрушение почвенного покрова (ускорение процессов вымывания питательных веществ из почвенных горизонтов) и т. д. (1 балл за правильное указание двух и более видов ущерба)

  • Закрепление склонов (террасирование, искусственное укрепление, залесение и др.), изменение базиса эрозии, канализирование временных водотоков и т.д. (1 балл за правильное указание двух и более методов предотвращения развития эрозионных форм рельефа)

ВСЕГО: максимум 4 балла
ЗАДАНИЕ 5

  • Пруды (1 балл)

  • В вододефицитных районах пруды и водохранилища создаются для аккумуляции воды. Используются для нужд сельского хозяйства и населения (1 балл)

  • Строить запруды в западной части территории, показанной на карте, значительно легче, т.к. в этих районах рельеф более расчленён, что позволяет использовать естественные формы эрозионных форм рельефа для создания искусственных водоёмов. Помимо этого в западной части полигона плотность населенных пунктов выше (в каждом населённом пункте – пруд); на востоке долины водотоков шире, поэтому каждый пруд имеет больший объем. (2 балла)

ВСЕГО: максимум 4 балла
ЗАДАНИЕ 6

  • Растениеводство: топографический знак «сады», н.п. Плодовое, н.п. Вишнёвка – садоводство и, в частности, плодоводство, н.п. Полевое – разные подотрасли растениеводства, МТФ (молочно-товарная ферма) – скотоводство, СТФ (свино-товарная ферма) – свиноводство, н.п. Козловка – козоводство (по 0,5 балла за каждую подотрасль, но не более 2 баллов – всего 2 балла)

  • Зерновое хозяйство, свекловодство, мясо-молочное скотоводство, свиноводство (по 0,25 балла за каждую из подотраслей – 4х0,25=

1 балл)

Почвы (чернозёмы), агроклиматические факторы, население (трудовые ресурсы) (за указание трех основных факторов – 1 балл)


ВСЕГО: максимум 4 балла

ЗАДАНИЕ 7

  • Оптимальное место для размещения аэродрома, удовлетворяющее всем заявленным критериям выбора – участок субгоризонтальной поверхности в северо-восточной части полигона между населёнными пунктами Сенчуковка, Мансурово, Панское, Жуково (выбор места / названия одного из перечисленных населённых пунктов в качестве наименования аэродрома – 2 балла)

  • Обоснование соответствия выбранного места каждому из указанных критериев – по 0,5 балла (4х0,5=2 балла)

ВСЕГО: максимум 4 балла
ЗАДАНИЕ 8 (ИТОГОВОЕ)

    • 1 группа – топография

    • 2 группа – спелеология

    • 3 группа – гидрология суши

    • 4 группа – геоморфология

    • 5 группа – лимнология

    • 6 группа – экономическая география

    • 7 группа – инженерная геология

(7 совпадений – 2 балла, 5-6 совпадений – 1,5 балла, 4 совпадения – 1 балл, 3 совпадения – 0,5 балла)

ВСЕГО: максимум 2 балла
ИТОГО: максимум 30 баллов



1 В случае, если одинаковое количество баллов набрали двое участников, оба они считаются победителями.

2 Примечание. Возможны различные варианты расчета.

  • Можно воспользоваться формулой сложных процентов:

Pn = P0*(1±PT/1000)n, где

Pn – конечная численность населения;

P0 – исходная численность населения;

PT/1000 – общий коэффициент естественного прироста (выраженный в долях от единицы);

n – количество лет.


  • Если школьники не знают формулу сложных процентов, они могут прибегнуть к простой математической операции умножения величины исходной численности населения на общий коэффициент естественного прироста n число раз, необходимое для получения заданной величины конечной численности жителей.

  • Можно получить искомую величину, проведя расчеты следующим образом. Численность населения страны на базовый период принимается за единицу, далее в случае положительного значения естественного прироста по формуле: 0,05/(величина естественного прироста – 1),

в случае отрицательного значения естественного прироста по формуле:

0,95/(величина естественного прироста – 1).



  • Можно также рассчитать искомое значение через логарифмы.

3 Точных измерений площади Великого княжества Литовского нет, его трудно по территории синхронизировать со Священной. Римской империей и т.п., поэтому в условии формулировка обтекаемая: «могла претендовать».


Смотрите также:
Всероссийская олимпиада школьников по географии Региональный этап 2008/2009 учебного года Методика оценивания
172.82kb.
1 стр.
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2009-2010 учебного года География, 7 класс, муниципальный этап
33.8kb.
1 стр.
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2011-2012 учебного года Химия, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 4 часа
38.61kb.
1 стр.
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2010-2011 учебного года Химия, 8 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа
254.11kb.
1 стр.
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2011-2012 учебного года География, 7 класс, муниципальный этап Время выполнения – 2 часа 15 минут
83.43kb.
1 стр.
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2011-2012 учебного года География, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения – 2 часа 15 минут
113.12kb.
1 стр.
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2011-2012 учебного года История, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа
75.67kb.
1 стр.
Моу сош №30 города Костромы Всероссийская олимпиада школьников по географии в 2007/2008 учебном году
927.22kb.
7 стр.
Учебный год Всероссийская олимпиада школьников
22.11kb.
1 стр.
Всероссийская олимпиада школьников по химии II этап 8 класс 2008-2009 уч. Год
54.59kb.
1 стр.
Всероссийская олимпиада школьников Муниципальный этап
85.74kb.
1 стр.
2010 год Всероссийская олимпиада школьников по географии (муниципальный этап) 10 – 11 класс Тестовый раунд
50.79kb.
1 стр.