Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова (ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И. Н. Ульянова) Юридический факультет Кафедра уголовного права и процесса
Проректор по учебной работе _________________ И.В. Столярова «__»____________________ 2012г. КРИМИНОЛОГИЯ Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 030501.65 Юриспруденция, специализация Гражданско-правовая, Государственно-правовая (заочная форма обучения, полная программа) Составители: Хохлов В.И., к.ю.н., доцент Николаев Ю.Г., ассистент Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета юридического факультета (протокол от «___» _____ 20__ г. №_____) Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Криминология» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 Юриспруденция, утвержденного приказом Министерством образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 686. Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплиныОПД.Ф.22 Криминология Предмет криминологии; взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.); история развития криминологии в России; методы криминологических исследований; преступность, ее основные качественные и количественные характеристики; причины преступности; причины индивидуального преступного поведения; личность преступника; предупреждение преступности (теория предупреждения преступности, система и субъекты профилактики; организационные, социально-экономические, правовые основы предупреждения преступлений); основные концепции причин преступности и борьба с нею; криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение; организованная преступность, ее криминологическая характеристика и предупреждение; криминологическая характеристика профессиональной преступности; преступность несовершеннолетних и ее предупреждение; насильственная преступность и ее предупреждение; преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение; экономические преступления и их предупреждение; международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Актуальность изучения дисциплины обусловлена взаимодействием нескольких ключевых факторов, в числе которых: 1. Развитие в мире теории и практики борьбы с преступностью, предупреждения совершения отдельных преступлений. 2. Необходимость переосмысления подхода, активизации имеющихся форм противодействия преступности, выработке новых форм борьбы с преступностью. 3. Продолжающийся рост преступности в связи с изменением направления социально-экономического развития страны. Цели и задачи дисциплины Основной целью дисциплины «Криминология» является получение студентами знаний о закономерностях появления и развития преступности, основных научных теорий преступности, концепций и гипотез, выработка научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью. Задачи дисциплины: вооружение будущих специалистов знанием объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности; формирование у студентов целостных и системных знаний о преступности в обществе, её причинах и условиях ее порождающих, личности преступника, мерах по профилактике и предупреждению преступности; формирование у будущих специалистов базовых умений юридического анализа социальных процессов, эффективной организации борьбы с преступностью, навыков в законотворческой и правоприменительной деятельности в области профессиональной профилактики преступлений и правонарушений. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины «Криминология» студент должен: иметь представление об основных терминах и понятиях дисциплины: сущности криминологии, ее объекте, предмете и используемых научных методах; о преступности как социальном явлении; о личности преступника, ее социально-психологических особенностях; о роли криминологии в профилактике преступности. знать методы криминологических исследований преступности и ее отдельных элементов; причины и условия преступности; количественные и качественные показатели преступности; формы и методы профилактики преступлений; уметь применять полученные знания по дисциплине в ходе практической деятельности по профилактике преступности, укреплении правопорядка; иметь навыки анализа состояния преступности, оценки эффективности организации работы по ее профилактике. Объем дисциплины и виды учебной работы:
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Понятия, предмет, метод и система криминологии Криминология как социально-правовая наука и учебная дисциплина. Предмет и понятийный аппарат криминологии. Общая характеристика исследуемых криминологией социальных явлений: преступности, форм её проявлений, закономерности возникновения, существований и изменения, её причин, личности преступника, предупреждения преступности. Тема 2. Методика криминологического исследования преступности Понятие методики криминологических исследований. Комплексность методики криминологических исследований. Сочетание социологических и правовых методов - как характерная особенность методики криминологических исследований. Тема 3. Понятие преступности и её количественные и качественные показатели. Латентная преступность Основные качественно-количественные показатели преступности: состояние, структура, динамика преступности. Показатели измерения состояния преступности. Латентность и регистрация преступлений. Социальные и правовые явления, влияющие на состояние, структуру и динамику преступности. Тема 4. Личность преступника Соотношение понятия личности преступника со смежными понятиями (субъект преступления, подсудимый, осужденный). Специфика криминологических аспектов изучения личности преступника. Роль психофизиологических и генетических свойств преступника в этиологии преступного поведения. Тема 5. Механизм конкретного преступления Понятие причин и условий конкретного преступления. Соотношение и взаимосвязь причин и условий преступности с причинами и условиями конкретного преступления. Классификация причин и условий преступления. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления. Тема 6. Причины и условия преступности, и её детерминанты Различие и соотношение причин и условий по механизму действия на преступность. Причины и условия по уровню преступности в целом, причины и условия различных групп преступлений, причины и условия конкретных преступлений. Классификация причин и условий преступности. Тема 7. Предупреждение преступности Предупреждение преступности как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности. Общая системная характеристика предупреждения преступности. Основные требования, предъявляемые к предупредительным мерам. Тема 8. Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью Цели, задачи и практическая значимость криминологического прогнозирования. Организационные вопросы планирования борьбы с преступностью. Виды криминологических планов. Тема 9. Преступность несовершеннолетних и молодежи Преступность несовершеннолетних, ее состояние, структура и динамика. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников. Социально-психологические и нравственные особенности подростков. Тема 10. Экономическая преступность Причины и условия, способствующие совершению преступлений в экономике. Криминологическая характеристика отдельных видов преступности в сфере экономики. Тема 11. Организованная преступность Понятие организованной преступности. Признаки организованной преступности. Преступные организованные группы - уровни организации и структура. Общественная опасность и основные тенденции развития организованной преступности. Тема 12. Коррупционная преступность Коррупция как социальное явление, специфика ее причинности и детерминация. Особенности борьбы с коррупцией. Тема 13. Профессиональная преступность Понятие и признаки профессиональной преступной деятельности. Криминальный профессионализм в современной преступности. Личность профессионального преступника Тема 14. Рецидивная преступность Понятие и виды рецидивной преступности. Состояние рецидивной преступности. Предупреждение рецидивной преступности. Тема 15. Насильственная преступность и хулиганство Понятие, общая характеристика насильственных преступлений и хулиганства как особой группы преступлений по криминологической классификации. Состояние, структура и динамика насильственных преступлений и хулиганства. Предупреждение данной категории преступлений. Тема 16. Неосторожная преступность Состояние, структура и динамика неосторожной преступности с учетом латентности. Особенности преступности в области взаимодействия личности и техники. Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления по неосторожности. Тема 17. Корыстная преступность Криминологическая характеристика отдельных видов преступлений против собственности. Криминологическая характеристика личности корыстных преступников. Тема 18. Женская преступность Криминологическая характеристика женской преступности. Социальные и психофизические особенности личности женщины, влияющие на женскую преступность. Тема 19. Преступность военнослужащих Криминологическая характеристика преступности военнослужащих. Особенности быта и взаимоотношений военнослужащих, влияющих на образования причин преступности против военной службы. Криминалистическая характеристика лиц, совершивших преступления в условиях прохождения военной службы. Тема 20. Преступность в экстремальных ситуациях Особенности преступности в гражданском обществе в период войны. Особенности преступности в Вооруженных Силах в период военных действий. Особенности детерминации преступности в военное время. Воздействие на преступность в военное время.Тема 21. Криминально-криминогенные феномены Общественная опасность данных феноменов. Факторы пьянства и алкоголизма и их социальная профилактика. Наркомания. Зарубежный опыт профилактики наркомании. Проституция и ее профилактика. Экстремизм и социальная маргинальность. Тема 22. Международный опыт Современное состояние и перспективы зарубежной криминологии. Зарубежный опыт противодействия преступности. Несоответствие фундаментальных принципов развития преступности и правоохранительной системы. Сферы деятельности функционеров организованной преступности, противодействие преступности. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫМетодические рекомендации преподавателю По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных ситуаций, деловые игры. Подготовка и проведение лекций, семинарских занятий должны предусматривать определенный порядок. Для подготовки студентов к семинарскому занятию преподаватель должен заранее определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, уточнить порядок и методику его проведения. Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие. Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только обобщить теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить каждого принимавшего участие студента, обратив внимание слабые и сильные стороны выступлений, указав на типичные или характерные недостатки, дав рекомендации по их устранению. Методические рекомендации студенту В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Криминология» изучается студентами в 11 семестре. Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой. Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу. Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.
Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия. Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными. Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Криминология» является экзамен в 11 семестре. Примерный перечень вопросов к экзамену
Критерии оценивания знаний студентов «отлично» - в полной мере владеет понятиями, фактами, теориями, методами, которые характеризуют преступность или ее отдельные элементы: называет и дает определение, раскрывает объем понятий, их характеристику и содержание; имеет представление о возможных путях решения научных проблем; иллюстрирует проблему примерами. Ответ излагается четко, логично, аргументировано, с использованием научной терминологии. «хорошо» - достаточно хорошо владеет понятиями, фактами, теориями, методами, которые характеризуют преступность или ее отдельные элементы, при этом допускает небольшие неточности в определении понятий, установлении логики взаимосвязей; может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ обоснованный, логично структурированный. «удовлетворительно» - недостаточно четко дает определение понятий. Ответ схематичный, имеют место речевые ошибки, нарушена логика изложения материала. «неудовлетворительно» - не владеет научными понятиями, представлениями о преступности и ее элементах; не может выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ необоснованный, немотивированный, язык изложения скудный, ненаучный. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
Смотрите также: Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 030501. 65 Юриспруденция, специализация
196.31kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины для специальности 030501. 65 Юриспруденция, специализация Гражданско правовая
159.96kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины история отечественного государства и права специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
1266.96kb.
7 стр.
Рабочая программа институты Европейского Союза (специальный курс) 030501 специальность юриспруденция
142.26kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология»
261.86kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история мировых цивилизаций специальность подготовки 030501. 65 Юриспруденция
906.59kb.
4 стр.
Программа дисциплины для студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
834.3kb.
4 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 032600. 00
236.88kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины для специальности 030501. 65 Юриспруденция, специализации: гражданско-правовая, государственно-правовая
450.77kb.
3 стр.
Программа учебной дисциплины для специальности 030501. 65 Юриспруденция, специализации: гражданско-правовая, государственно-правовая
448.59kb.
3 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 032600. 00 «История»
217.78kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 История 286.28kb.
1 стр.
|