Главная
страница 1



Центр экономического образования.




Краткое методическое пособие для преподавателей




Банки в действии.


Великий Новгород
Банки в действии.

Пособие преподавателя.
Учащийся выступает в роли управляющего коммерческого банка. Его задача обеспечение роста объемов операций и получение прибыли. Для достижения этих целей, каждый период (квартал) учащийся в соответствии с пониманием сложившейся ситуации принимает решение по 6 параметрам деятельности банка. Компьютер моделирует конкуренцию между банками. Через 6 – 14 периодов (определяет ведущий) объявляется победитель.

Задача преподавателя последовательно ввести учащегося в сложный мир банковской деятельности, объясняя терминологию и суть игры по ходу разворачивающегося действия.


Описание параметров, доступных управляющему банком в игре «Банки в действии».
Краткосрочные инструменты (действуют в течение 1 периода)


  1. Кредиты (%/год)

Ставка процента от суммы кредита взимаемая с клиента, получившего в банке кредит. Доходная статья. Начальный уровень 11%. За период изменять на 1%.


  1. Вклады (%/год)

Ставка процента от суммы вклада выплачиваемая клиенту, положившему деньги в банк. Расходная статья. Начальный уровень 5%. За период изменять на 1%.
Долгосрочные инструменты (действуют в течение 4 периодов = 1 года)


  1. Займы (%/год)

Ставка процента от суммы займа взимаемая с клиента, получившим в банке заём. Доходная статья. Начальный уровень 9%. За период изменять на 1%.


  1. Сертификаты (%/год)

Ставка процента от суммы сертификата выплачиваемая клиенту, положившему деньги в банк. Расходная статья. Начальный уровень 7%. За период изменять на 1%.

Инструменты, влияющие на привлечение клиентов.




  1. Маркетинг ($/квартал)

Средства затрачиваемые на рекламу банка для привлечения клиентов. Начальный уровень $2500. Максимум $20000.


  1. НИР ($/квартал)

Средства затрачиваемые на совершенствование сервиса банка для привлечения клиентов. Затраты делятся на следующие 4 периода. Начальный уровень $2500. Максимум $20000.
Стратегия.
Для достижения высокого уровня прибыли необходимо добиваться равенства сумм вложенных в банк, и сумм выданных. В случае перекоса деньги будут расходоваться неэффективно, а именно: при излишке привлеченных средств эти средства будут помещаться на депозит в Центральном Банке на его условиях: 3%/год. В случае недостатка средств привлекается кредит ЦБ 13%/год.

Необходимо так же учитывать, что каждый период будет перерассчитываться и заново вноситься в ЦБ сумма обязательного резерва. Начальный уровень обязательного резерва 10%.

Далее анализируются прогнозы изменения долгосрочной ситуации на рынке для выработки долгосрочной стратегии.
По нашему мнению, наиболее эффективный способ принятия решения следующий:


  1. анализируются средние значения ставок по отрасли (см отчет по индустрии):

Наименее рисковый путь развития банка – следовать общим направлениям течения рынка. Таким образом, не следует в собственных решениях значительно отклоняться от средних значений ставок, принятых другими банками. Однако необходимо скорректировать данные значения в сторону увеличения или уменьшения, опираясь на следующие аспекты.


  1. оценивается текущее финансовое положение банка(см отчет деятельности банка):

В первую очередь необходимо оценить положение банка в краткосрочном периоде и обратить внимание на перекосы – недостаток или излишек средств.

В случае недостатка средств, в пассиве баланса появится строка кредит в ЦБ (центральном банке). Данный источник средств покрывает Ваши недостатки, однако высокая стоимость пользования кредитом (% по кредитам в ЦБ) уменьшает вашу прнибыль. Скорректировать % по кредитам и % по вкладам в сторону увеличения.

В случае излишка средств в активе баланса появляется строка депозит в ЦБ. Данное использование ваших средств неоптимально, т.к. % по депозитам в ЦБ ниже, чем % по выданным вашим банком кредитам. Скорректировать % по кредитам и % по вкладам в сторону умееньшения.


  1. анализируется ситуация на рынке (сообщает ведущий, в зависимости от установленных им параметров).

Далее, в зависимости от развития рыночной ситуации необходимо выработать долгосрочную стратегию.

В случае потенциального уменьшения в будущем спроса на деньги, возможно, скорректировать % по займам и сертификатам в сторону уменьшения.


Терминология.
Банк – юридическое лицо, оказывающее услуги финансового характера. Принимающее деньги на хранение и выдающее кредиты.
Депозит – счет в банке, на котором лежат деньги.
Кредит – сумма средств, выданная для использования на определенный срок, за определенную цену (ставку %).
Норма обязательного банковского резерва – процент от привлеченных банком средств, которые он не имеет права вовлекать в оборот. Процент устанавливает ЦБ. Данная сумма представляет собой денежный «буфер» уменьшающий вероятность неплатежей по счетам клиентов в случае нехватки основной денежной массы банка.
Ставка процента – характеристика стоимости владения капиталом.
Баланс – финансовый документ, присутствующий в любом виде деятельности, представляющий собой накопленную информацию об источниках денежных средств (пассив) и направлениях их расходования (актив). Актив всегда = пассив. Любая хозяйственная операция изменяет содержимое так, что равенство не нарушается.
Пассив - характеризует источники денежных средств. Основные источники: уставный каптал, банковские кредиты, прибыль.
Актив – характеризует направления расходования денежных средств, такие, как депозиты в других банках, выдача кредитов, займов.
Терминология раздела «параметры».
1. Ставка налога.

Обозначает процент, который будет вычитаться из прибыли каждого предприятия. Установка этого параметра слишком высоким сводит на нет развитие отрасли.


2. Ставка по депозиту в ЦБ.

Установка данного параметра слишком высоким приведет к уменьшению активности банков на потребительском ранке, и перебросу части средств на депозит в ЦБ. Оптимальное значение 2-5 %




3. Ставка по кредиту в ЦБ.


Установка значения данного параметра на слишком высоком уровне приведет к большим убыткам банков, испытывающих недостаток средств.
4. Норма обязательного резерва.

Установка данного параметра слишком высоким затормозит развитие банковской отрасли. В процессе обучения не следует завышать этот параметр.


5. Влияние спроса

Установка этого параметра в рост – скорейший способ оживить игру.


6. Влияние маркетинга и НИР

Общее по отрасли увеличение или уменьшение влияния маркетинга и НИР на привлечение клиентов.


7. Распределения влияний цены, маркетинга, НИР -

Очень важные параметры. Определяют как те или иные решения будут связаны с количеством посетителей. Установка влияний 100-0-0 приведет к количеству покупателей пропорционально вложениям компаний в маркетинг. Допустимыми считаются колебания от 30-40-30 до 5-90-5. В процессе обучения оптимальными считаются значения 30-40-30.


8. Максимальное изменение ставок за период

Определяет максимальное изменение командой ставки % по отношению к ее значению в предыдущем периоде. На начальных этапах обучения рекомендуется небольшое значение данного параметра: 0,5 – 1 %. В случае, когда играют опытные команды, возможно увеличение до 2% и более


Список рекомендуемой литературы:





  1. «Банки и банковское дело» / Учебное пособие / Балабанов И.Т.,

  2. «Банковские операции» / Учебное пособие / Виноградова Т. Н.

  3. «Банковские сделки» Ефимова Л.Г.,



Смотрите также:
Методическое пособие для преподавателей Банки в действии. Великий Новгород Банки в действии. Пособие преподавателя
57.2kb.
1 стр.
Контрольная работа по дисциплине «Деньги, кредит, банки». Часть 17 деньги, кредит, банки часть II. 19 Основные понятия и определени
874.9kb.
8 стр.
Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): Методическое пособие /Под редакцией В. Ю. Ершовой
1269.9kb.
12 стр.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
615.07kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие г. Черняховск 2009 год
270.88kb.
1 стр.
Методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
482.09kb.
2 стр.
Учебно-методическое пособие для курсового проектирования Барнаул 2009 (072) Скребковые конвейеры: Учебно-методическое пособие для курсовогоо проектирования / Сост.: И. Л. Новожилов, В. Н. Самородова, Барнаул, 2009. 25 с
403.45kb.
2 стр.
Методическое пособие для студентов высших и средних сельскохозяйственных заведений
1135.14kb.
6 стр.
Методическое пособие «От простого к сложному»
151.3kb.
1 стр.
16. Структура банковской системы. Инвестиционные банки
27.14kb.
1 стр.
Севильский цирюльник, или тщетная предосторожность
880.48kb.
5 стр.
М. П. Попова Теория и методика воспитания
1048.49kb.
9 стр.