Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (пояснительная записка, перечень результатов и примеры заданий для итоговой оценки).

________________________________________________________________


Русский язык1
Раздел 1

Пояснительная записка

Планируемые результаты по русскому языку представлены по всем содержательным линиям и основным разделам курса. Описание планируемых результатов имеет ряд особенностей. Планируемые результаты характеризуют не освоение тем курса, а освоение способов действия, позволяющих ученику решать практические задачи, связанные с применением этих способов. В предметных содержательных линиях «Система языка» и «Языковая норма» результаты представлены через динамику освоения средств/способов действия в языке (описаны умения, сформированность которых показывает, на каком уровне (репродуктивном (1 уровень), рефлексивном (2 уровень) или функциональном (3 уровень) находится ученик в освоении языка в его функционировании).



Такое представление о результатах позволит учителю оценивать не только итоговые достижения школьников, но и индивидуальную динамику учеников в освоении предмета, а, следовательно, строить индивидуальные траектории обучения русскому языку. Примеры итоговых заданий являются иллюстрацией к описанным принципам отбора планируемых результатов. Следует заметить, что хотя в ряду образцов итоговых заданий не представлены традиционные формы оценки достигаемых результатов (например, диктант, тесты и т. п.), они включены в систему оценивания в рамках текущего контроля.адиционные формы оценки достигаемых результатов ()редставлены итоговые достижения школьников, но и индивидуальную дина
Раздел 2

Перечень планируемых результатов

и описание уровней их освоения

Результаты изучения курса:

Личностные:

  • представление о родном языке как важнейшем средстве общения;

  • появление устойчивого интереса к собственному языку, стремление его совершенствовать;

  • установка на понимание собеседника;

  • уважительное отношение к собеседнику; установка на неагрессивное речевое поведение.

Метапредметные:

  • умение определять границы своей компетентности (коммуникативной, языковой, культуроведческой) и ставить учебные цели;
  • умение оценивать успешность коммуникации, достижение цели, анализировать причины неудач;

  • умение организовать учебные и другие формы сотрудничества;


  • способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач; работать с информацией, представленной в разных источниках и в разном виде (тексты разных жанров, словарные статьи, таблицы, схемы и т. п.);

  • умение обобщать информацию и делать выводы;

  • умение выделять общие и индивидуальные признаки объекта и создавать на этой основе классификацию;

  • умение обнаружить противоречие (н-р, между информацией из разных словарей, между описанием из разных учебников, между результатами наблюдения и данными словаря или учебника и т.п.);

  • умение отвечать на поставленный вопрос (удерживать тему/проблему);

  • умение выстроить доказательство;

  • умение представить результаты своей исследовательской и практической деятельности.

Предметные:

Говорение

  • готовность и умение переформулировать высказывание в зависимости от речевой ситуации;

  • овладение нормами речевого поведения в учебном диалоге;

  • умение передать содержание чужого высказывания разными способами (дословное воспроизведение, пересказ);

  • умение выступить с устным сообщением на лингвистическую тему, изложить результаты собственных наблюдений, выстроить доказательство гипотезы.

Слушание

  • умение определять цель высказывания собеседника;

  • умение различать завершенное и незавершенное высказывание;

  • умение слушать и задавать вопросы, проясняющие позицию собеседника;

  • умение различать слова говорящего (рассказчика) и передаваемые им слова третьего лица.

Чтение

  • умение определять границы реплики по формальным признакам (знакам препинания), по чередованию обращений, по речевым особенностям говорящих, по смыслу высказываний;

  • умение различать слова автора (рассказчика) и героя, записанные разными способами, в том числе в виде косвенной речи;

  • умение обнаружить смысловые лакуны в тексте (незнакомые слова, фрагменты текста, где возможно непонимание или неоднозначное понимание); найти способы заполнения смысловых лакун (контекст, словари, другие источники информации, др.);

  • умение объяснить использование языковых средств с точки зрения замысла текста, выражаемого в нем смысла;

  • умение извлекать информацию из лингвистических словарей (орфографического, орфоэпического, словообразовательного, этимологического, толкового и т.п.) и преобразовывать полученную информацию в развернутое устное или письменное высказывание.

Письмо

  • умение передать содержание чужого высказывания с комментариями и без них: нормативное использование знаков препинания для передачи диалога или отдельных реплик, включение чужой речи в собственную с использованием разных способов разграничения чужой и собственной речи;

  • участие в письменном обсуждении: умение сформулировать вопрос, создать развернутое письменное сообщение в форуме;

  • умение создавать тексты разных типов и жанров: письмо, описание предмета или явления, рассуждение на лингвистическую тему, правило, словарное толкование и т. п.

  • умение записать текст под диктовку, самостоятельно определяя границы реплик, предложений, частей сложного предложения, границ слов в составе фонетического слова;

  • умение редактировать текст, исправляя ошибки, связанные с неверным членением текста на предложения, предложения на части;

  • умение расставлять знаки препинания в тексте несколькими способами и объяснять, как при этом изменяется смысл;

  • соблюдение в практике письма основных орфографических правил с использованием всех способов проверки (общий принцип, частное правило, словари);

  • умение предотвращать ошибки в незнакомых словах (видеть возможность ошибки);

  • умение преобразовывать тексты, содержащие информацию о родо-видовых отношениях, в классификационные схемы и наоборот;

  • умение объяснить значение слова разными способами (через родовое понятие, подбор синонимов, антонимов, через однокоренное слово);

  • умение использовать синонимы, антонимы, однокоренные слова для связи предложений в тексте;

  • умение выразить одно содержание разными способами: включать в текст объяснение значения слова, учитывая коммуникативную цель текста; выражать сравнение, используя разные языковые средства и т.п.;

  • умение дать название предмету или явлению, выделяя существенные признаки и используя механизмы словообразования;

  • умение «сжимать» текст, используя обобщения (родовые понятия), сворачивая словосочетания в слова и т.п.

Анализ языковых явлений

  • умение производить звуко-буквенный, морфемный, словообразовательный, семантический, синтаксический анализ слова и предложения и использовать результаты анализа в решении учебных и практических задач: предотвращение орфографических и пунктуационных ошибок, редактирование, понимание значения слова и смысла высказывания, уточнение формулировки собственной мысли, предотвращение непонимания со стороны читателя и т.п.

  • умение наблюдать за употреблением языковых единиц в речи, выводить закономерности, фиксировать результаты в моделях и схемах.

Результаты проверяются заданиями разных типов, зависящих от проверяемых умений. Умения, связанные с анализом языковых явлений, с овладением лингвистическими понятиями проверяются трехуровневыми задачами (см. ниже). Задания, проверяющие умения, связанные с владением языковой нормой (орфографической и пунктуационной), имеют форму диктанта, теста, сочинения, изложения. Задания, проверяющие сформированность речевых умений, представляют собой различного рода работу с текстом (преобразование, редактирование, продолжение, сокращение и т.п.)



Описание трехуровневых задач

(проверка аналитических умений)
Фонетика и орфография

1 уровень. Для успешного решения заданий 1-го уровня достаточно определять место ударения в слове; знать об отдельных звуковых закономерностях («оглушении» звонких на конце слова и перед глухими, «озвончении» глухих перед звонкими); знать и применять алгоритм или правило в специальных условиях (в условиях заданности алгоритма или правила, обозначенности места применения правила).

Типы заданий: определение ударного и безударного гласного в изолированном слове; определение звука, соответствующего букве в слове; характеристика отдельных звуков (гласные/согласные; согласные твердые/мягкие, звонкие/глухие); выбор проверочного слова из предложенного ряда однокоренных слов и т.п.



2 уровень. Для успешного решения заданий 2-го уровня необходимо различать звуки и буквы; понимать смыслоразличительную роль буквы, основания способов проверки орфограмм (сильная/слабая позиция, чередование звуков в пределах одной морфемы – знание терминов не обязательно); различать орфограммы по месту расположения и по способам проверки.

Типы заданий: выведение закономерности и построение модели; определение границ способа проверки орфограммы и т.д.



3 уровень. Для успешного решения заданий 3-го уровня необходимо обладать орфографической зоркостью, т.е. умением предотвращать ошибки, выбирая адекватный способ (от применения правила до обращения к словарю) проверки орфограммы.

Типы заданий: письмо с пропусками «ошибкоопасных мест» ( в том числе в незнакомых словах); оценка правильности записи «необычного» (в авторской орфографии, устаревшее, редкое); свободное письмо.


Морфемика и словообразование

1 уровень. Для успешного решения заданий 1-го уровня достаточно опоры на формальные признаки морфемы: 1) положение по отношению друг к другу (приставка – перед корнем, корень – центральная часть, суффикс – после корня и окончание – после корня и суффикса); 2) часто встречающиеся в определенном положении, узнаваемые комбинации букв (н-р, по-, под-, на-, в- и т.п. - приставки; -ок, -ик, -еньк, -оньк и т.п. - суффиксы); владения отдельными приемами (н-р, изменение слова по числам или падежам2 для выделения окончания в слове).

Типы заданий: разбор слова (предположительно знакомого, с прозрачным морфемным членением); определение значения приставки, суффикса или окончания (для ряда слов с прозрачным морфемным членением и регулярных словообразовательных моделей); образование слова по продуктивной словообразовательной модели (на основе демонстрации/предъявления этой модели; выделение корня слова в ряду однокоренных слов (в словах, не содержащих чередования в корнях) и т.п.



2 уровень. Для успешного решения заданий 2-го уровня необходимо понимать основания выделения морфемы (наличие значения и повторяемость в ряде слов), производить морфемный и словообразовательный анализ3, соотнося элементы значения слова с формальными элементами структуры слова.

Типы заданий: различение приставки (суффикса, окончания) и части корня; определение значения незнакомой (искусственной, уникальной, заимствованной) морфемы; отождествление морфемы с чередованием (морфемы, имеющей варианты написания) на основе частичного буквенного совпадения и общности значения; различение состава омоформ (н-р, стекла (сущ. Р.п. ед.ч.) и стекла (глаг., пр. в., ж.р.); толкование слова на основе его морфемного состава; образование слова на основе его толкования и т.п.



3 уровень. Для успешного решения заданий 3-го уровня необходимо использовать морфемный анализ в качестве средства для решения задачи, при условии, что на необходимость применения морфемного анализа прямо не указано.

Типы заданий: понимание текста (фрагмента текста) на основе анализа морфемной структуры (внутренней формы) незнакомого (непривычно написанного) слова; интерпретация лжеошибки (непривычного, квазизнакомого слова, слова в авторской орфографии; редактирование текста, обнаружение и исправление смысловой ошибки в тексте (фрагменте текста) на основе анализа соответствия значения морфем и контекстного окружения слова и т.п.


Лексика и лексикография

1 уровень. Для успешного решения заданий 1-го уровня достаточно опоры на минимальный словарный запас (общеупотребительные, распространенные слова); наличия опыта составления синонимических рядов, антонимических пар, создания простых обобщений, общего представления о близости и противоположности значения.

Типы заданий: обнаружение или демонстрация синонимических и антонимических отношений на словах активного запаса/ высокой частотности/ высокой степени употребимости (н-р, белый – черный, день – ночь); опознавание фразеологических оборотов (из числа распространенных); объединение слов в тематические группы; наименование группы однородных предметов обобщающим словом (н-р, дуб, береза, осина – деревья); «вычитывание» информации о родовидовых, синонимических, антонимических отношениях из стандартных (типовых) синтаксических конструкций (н-р, Сосна – хвойное дерево…; Хвойные деревья (сосна, ель, пихта)…; Все хвойные деревья: сосна, ель, пихта - …; Сосна, ель, пихта – все хвойные деревья…; Гиппопотам, или бегемот….; Не черный, а белый…); различение прямого и переносного значения в списке значений и в контекстном употреблении заданного слова активного запаса и т.п.



2 уровень. Для успешного решения заданий 2-го уровня необходимо умение членить значение слова на компоненты (составные части), вычленять общее и различное в значениях пары, ряда слов.

Типы действия: обнаружение синонимических и антонимических отношений на нетипичном языковом материале (контекстные синонимы, антонимы; синонимия или антонимия словосочетаний, предложений); различение незнакомых фразеологических оборотов и свободных словосочетаний в контексте; толкование значения слова на основе его употребления (в одном тексте) и т.п.



3 уровень. Для успешного решения заданий 3-го уровня необходимо извлекать информацию о значении слова из разного типа контекстов, формулировать и уточнять значение; выбирать слово, наиболее точно передающее необходимый смысл.

Типы действия: составление словарной статьи с несколькими значениями; формулирование значения на основе нескольких конкретных словоупотреблений; преобразование словарной статьи на основе дополнительной информации и т.п.


Синтаксис и пунктуация

1 уровень. Достаточно опоры на формальные признаки словосочетания (количество слов, отсутствие сущ. в Им.п. и связанного с ним глагола) и предложения (большая буква, знак конца предложения, интонация конца предложения), владения приемами выделения грамматической основы предложения (по вопросам), знания отдельных пунктуационных правил или фрагментов правил (знаки конца предложения, запятая перед союзами А, НО, запятая при перечислении и т.п.).

Типы заданий: выбор знака препинания (расставить знаки препинания в конце предложений – границы предложений обозначены), объединение двух простых предложений в сложное (с заменой точки на запятую или запятую и союзы И, А, НО) и наоборот: деление сложного предложения на простые; нахождение грамматической основы с опорой на формальные признаки (кто? что?_______ что делает?_______); установление грамматических и смысловых связей между словами в предложении с использованием вопросов (по алгоритму, в небольших по объему предложениях с прозрачными грамматическими связями); определение количества предложений в небольшом по объему тексте и т.п.



2 уровень. Необходимо различать виды грамматических связей между словами (сочинение, подчинение, координация).

Типы заданий: определение границ предложений; выбор знака препинания в соответствии со смыслом высказывания (в условиях «зашумления», н-р, в предложениях с одинаковым порядком и составом слов, но разной целью высказывания; или в условиях возможной альтернативы, н-р, предложение допускает двоякую расстановку знаков препинания, но смысл при этом меняется); установление грамматических и смысловых связей между словами в условиях осложненного, распространенного предложения, когда грамматически связанные слова не находятся в непосредственной близости друг от друга и т.п.



3 уровень. Для успешного решения заданий 3-го уровня необходимо видеть/понимать возможности и ограничения синтаксических конструкций в выражении смысла и осуществлять выбор оптимальной конструкции.

Типы заданий: переформулирование, редактирование, достраивание контекста (описание ситуации, продолжение предложения, текста)


Раздел 3

Примеры заданий для итоговой оценки образовательных результатов


Планируемый результат и умения, с помощью которых этот результат должен быть достигнут

Образец итогового задания

Диалог и монолог

Планируемый результат:

Рефлексивное освоение учеником позиций говорящего и слушающего, пишущего и читающего



Умения:

- определять границы реплики по формальным признакам (знакам препинания), по чередованию обращений, по речевым особенностям говорящих, по смыслу высказываний



1. В книжке Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» у героев «говорящие» имена. Так, Знайка – малыш-коротыш, который очень много знал, а Незнайка, наоборот, ничего не знал. Кому из героев Н. Носова (Знайке или Незнайке) принадлежат следующие реплики?

А) – Послушай, какую мы штуку придумали! Ты, брат, лопнешь от зависти, когда узнаешь! Скоро мы сделаем воздушный пузырь и полетим путешествовать.

Б) – А из чего, ты думаешь, сделано облако? Облако сделано из тумана. Это только издали кажется, что оно плотное.

В) – Мы залезли в корзину, и я сказал речь: дескать, летим, братцы, прощайте! И полетели вверх. Прилетели наверх, смотрим – а земля внизу вот не больше этого пирога. Вот не сойти с места, если я вру!




- умение передать содержание чужого высказывания с комментариями и без них: нормативное использование знаков препинания для передачи диалога или отдельных реплик, включение чужой речи в собственную с использованием разных способов разграничения чужой и собственной речи


1. Допишите текст.

«Я хочу поймать мышку и приручить её, чтобы она у меня осталась жить», – объяснил Мишка маме. Но мама сказала: «В городских квартирах мыши, к счастью, не водятся, у нас, во всяком случае, мышей точно нет».

Мишка пересказал это Денису так:

2. Запишите текст в форме диалога.

Денис сказал, что мыши заводятся незаметно, и мама Мишки только обрадуется, если вдруг, откуда ни возьмись, в доме появится маленькая нежданная мышка.

Он объяснил Мишке, как было бы хорошо, если бы они поймали эту нежданную мышку. Ведь Денис мог бы держать её у себя, а когда у неё народятся мыши, можно будет устроить настоящую мышиную ферму.




Отражение звучащей речи на письме.

Планируемый результат:

понимать содержание текста через определение границ знаков (отделение знаков друг от друга) в потоке речи.


Умение редактировать текст, самостоятельно определяя границы реплик, предложений, частей сложного предложения.


1. Разделите текст на предложения, а предложения – на части по смыслу при помощи знаков препинания. Задача – сделать текст максимально понятным.
когда я хожу по выставке и смотрю на картины что я вижу в них холст на который наложены краски расположенные таким образом что они образуют впечатления подобные впечатлениям от различных предметов люди ходят и удивляются: как это они краски так хитро расположены и больше ничего

Отражение звучащей речи на письме. Основные принципы орфографии.

Планируемый результат:

соблюдать в практике письма основные правила орфографии, пользоваться всеми способами проверки написания.



Умения:

1 уровень

- знать и применять алгоритм или правило в специальных условиях (в условиях заданности алгоритма или правила, определённости места применения правила).

определять место ударения в слове

2 уровень

- понимание смыслоразличительной роли буквы, основания способов проверки орфограмм (сильная/слабая позиция, чередование звуков в пределах одной морфемы)



3 уровень

- умение предотвращать ошибки, выбирая адекватный способ (от применения правила до обращения к словарю) проверки орфограммы.



Задание 1 уровня. Подчеркни слова в скобках, которые являются проверочными.
Осл__пительный (слепнуть, слепой, ослеп, слепота, ослепление, ослепнуть)
Задание 2 уровня. Прочитай предложение и подбери проверку к выделенному слову. Обведи верный ответ. Впиши пропущенную букву.
Торт получился – объ_денье.

1. обед


2. едем

3. яд


4. ел

5. необъятный


Задание 2 уровня. Переведи звуковую запись в буквенную:
[упр’áм’ица]
Задание 3 уровня. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова, в написании которых ты сомневаешься, и хотел бы посмотреть в словарь, чтобы не сделать ошибки (в этих словах буквы не вставляй). Если ты вставил букву, объясни схематически, почему ты выбрал(-а) именно ее.
Сп_циальных арх_ологических инструментов еще не пр_думано. В ожидании этого мы п_заимствовали у г_рняков кирку, у альп_нистов л_доруб, у поваров нож с кругл_й ручкой, у медиков скальп_ль, у маляров к_роткую кисть, у плотников уровень, у прод_вцов муки и крупы алюминиевый совок, у с_пожник_в обувную щётку, а у домашних хозяек щётку для подм_тания полов (руч(?)ку у этой щетки мы сняли и метём землю сидя).

Слово, его строение, значение и написание.

Значение слова. Слово и его смысловые отношения с другими словами.

Планируемый результат:

Устанавливать родовидовые, синонимические, антонимические отношения между словами; различать многозначность и омонимию, выявлять незнакомые слова в тексте и использовать разные средства понимания лексического значения слова (морфемный и контекстный анализ, работа с толковыми словарями и справочными Интернет-источниками); владение разными способами толкования значения слова.



Умения:

1 уровень

- обнаружение или демонстрация синонимических и антонимических отношений на словах активного запаса/ высокой частотности/ высокой степени употребимости (н-р, белый – черный, день – ночь)



2 уровень

- умение членить значение слова на компоненты (составные части), вычленять общее и различное в значениях пары, ряда слов

- обнаружение синонимических и антонимических отношений на нетипичном языковом материале (контекстные синонимы, антонимы; синонимия или антонимия словосочетаний, предложений)

3 уровень

- умение извлекать информацию о значении слова из разного типа контекстов, формулировать и уточнять значение; выбирать слово, наиболее точно передающее необходимый смысл.




Задание 1 уровня. Убери (зачеркни) лишние слова так, чтобы остались только слова-синонимы.
Дом, здание, дверь, крыша, домашний, многоэтажка.
Задание 2 уровня. Отметь те ряды, в которых отношения между членами ряда такие же, как между словами большой, гигантский, огромный, громадный.


  • Светает. Наступает рассвет. Небо розовеет на востоке. Первые утренние лучи коснулись земли.

  • Дорога, дорожный, подорожник, дорожка, внедорожник.

  • Лгун, лгунишка, враль, врун, лжец, обманщик, сочинитель.

  • Школа, класс, тетрадь, ученик, учитель, перемена.


Задание 3 уровня. Замените во всех предложениях слово зеленый, не изменяя смысла предложений.
А) – Я бы мечтал, чтобы в Москве был большой, светлый, зеленый проспект и чтобы назвали его проспектом Евгения Светланова.

Б) – Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь. (И.Крылов «Лисица и виноград»)

В) – Давай-ка, пойди, проветрись, пройдись, воздухом подыши. Иди-иди, пройдись-ка, а то ты совсем зеленый.

Г) – Летчик молодой, зеленый. Первый раз летит…
Задание 3 уровня. Прочитайте текст. Объясните значение слова мангустан так, как это делают авторы толкового словаря.

Утром рано стучится ко мне в каюту И. И. Бутаков и просовывает в полуотворённую дверь руку с каким-то тёмно-красным фруктом, видом и величиной похожим на небольшое яблоко. «Попробуй», – говорит. Я разрезал плод: под красной мякотью скрывалась белая, кисло-сладкая сердцевина, состоящая из нескольких отделений, с крупным зерном в каждом из них. Прохладительно, свежо, тонко и сладко, с лёгкой кислотой. Это мангустан, а по английскому произношению «мангустэн». Англичане не могут не исковеркать слова.


Мангустан - ________________________


Слово, его строение, значение и написание. Строение слова. Морфемика и словообразование.

Планируемый результат: членить слово на морфемы, понимать значение морфем, устанавливать словообразовательные связи между словами, использовать морфемный и словообразовательный анализ как инструмент для решения практических и учебно-познавательных задач.

Умения:

1 уровень

- умение разобрать слово по составу (знакомое, с прозрачным морфемным членением)

- умение определить исходное слово (для продуктивной словообразовательной модели)
2 уровень

-понимание основания выделения морфемы (наличие значения и повторяемость в ряде слов), производить морфемный и словообразовательный анализ, соотнося элементы значения слова с формальными элементами структуры слова.


3 уровень

- умение использовать морфемный и словообразовательный анализ в качестве средства для решения задачи, при условии, что на необходимость применения того или другого типа анализа прямо не указано.

- понимание текста (фрагмента текста, слова) на основе анализа морфемной структуры (внутренней формы) незнакомого (непривычно написанного) слова

- толкование слова на основе его морфемного состава




Задание 1 уровня. Прочитай. Подчеркни пару слов, которая поможет выделить окончание в слове игрушек:

а) игрушек – игрушечка; б) игрушек – игрушка; в) игрушек – игрушечный


Задание 1 уровня. Обведите номера слов, в которых есть приставка за-.

1) заговорить 2) забота 3) завтрак 4) заглянуть


Задание 1 уровня. Запишите номера данных ниже слов в колонки таблицы.


Слово образовано от существительного

Слово образовано от глагола






1) росинка 2) просьба 3) спортсменка 4) речонка 5) волнение 6) посадка



Задание 2 уровня. Выберите верное толкование значения слова.

тоскунья

1) это человек, который тоскует;

2) муха, любящая таскать еду;

3) она всё время тоскует или любит таскать всё, что ей в руки попадётся;

4) девушка, которая часто тоскует.
Задание 2 уровня. Обведите номера слов, в которых есть приставка.

1) сдать 2) водоотвод 3) долгий 4) времяпрепровождение 5) покой


Задание 2 уровня. Какие слова образованы от двух слов? Обведите их номера.
1) новозеландец 2) морозец 3) волгоградец 4) флотоводец 5) живописец

Задание 3 уровня. Прочитайте текст. Объясните значение выделенного слова.
Било непременно находишь в любой деревне. Используется оно для сбора людей на пожар или по иному срочному делу”.
Било – _________________
Задание 3 уровня. Приведите не менее двух вариантов толкования значения каждого слова.

Лепестить - _____________

Гаданчики - ____________


Слово, его строение, значение и написание. Отношения синонимии между единицами разных уровней.


Планируемый результат: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Умение: переформулирование высказывания с использованием языковых средств разных уровней языка для передачи одного и того же смысла.

Прочитайте текст. Измените его так, чтобы на месте пропуска можно было написать слово гном.

Я прямо глазам не верил. На краю сундука сидел человек. Он словно сошёл с воскресной картинки в календаре. На голове – широкополая шляпа, чёрный кафтан украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмаках поблёскивают серебряные пряжки.

«Да ведь это _________________________! – догадался я. - Самый настоящий!»


Математика

Раздел 1

Пояснительная записка
Оценивание образовательных результатов, обеспечивающее согласование деятельности разных звеньев образовательной системы, должно включать как измерительную (количественную), так и диагностическую (качественную) составляющие. Иными словами, средство оценки школьных достижений, наряду с интегральной количественной характеристикой учебных результатов и определением содержания усвоенной части программы, должно давать информацию о качественной мере – уровне усвоения этого содержания. Можно выделить следующие уровни усвоения:

  • 1 уровень – репродуктивный или формальный – удержание внешних характеристик культурного образца действия (алгоритма, правила, внешней формы действия) – опора на визуальные структуры;

  • 2 уровень – содержательно-рефлексивный – удержание существенного отношения, лежащего в основе образца действия – опора на мыслительные структуры;

  • 3 уровень – функциональный – удержание поля возможностей образца действия – опора на смысловые структуры.

Уровень овладения и выступает качественной характеристикой отдельного образовательного результата.

Остановимся на характеристиках каждого уровня более подробно.



Первый уровень – удержание внешних ориентиров способа действия.

Общим критерием достижения этого уровня является умение действовать, ориентируясь на внешние характеристики задачной ситуации и образца действия. Например, по отдельным характерным признакам опознать задачу как относящуюся к некоторому типу и реализовать соответствующую процедуру, зафиксированную в виде общей схемы (алгоритма, правила) действия. Или выстроить схему действия, используя ориентиры, явно содержащиеся в описании условий задачи.



Второй уровень – удержание основания общего способа действия, а именно, существенного отношения, определяющего принцип решения многообразия частных задач.

Общим критерием этого типа опосредствования является умение действовать на основе содержательного анализа задачной ситуации, т.е. выделения ее существенного отношения. Выполнение такого действия необходимо включает мысленное преобразование ситуации, в результате которого выявляется и выделяется в чистом виде ее предметная определенность (суть).

Таким образом, в данном случае решение обеспечивается не прямым соотнесением внешних особенностей задачной ситуации и готовой схемы действия, а опосредуется моделированием ситуации с выделением ее существенного отношения и принципа решения, т.е. основывается на интерпретации («понимании») ситуации. Модельное представление и выступает основой выработки конкретного решения, т.е. адекватной схемы действия.

Третий уровень (функциональный) – связывается со свободным (функциональным) владением культурным способом действия. Общим критерием достижения этого уровня является действие, допускающее «свободное» преобразование и взаимосогласование всех элементов задачной ситуации: целей, условий, средств, способов.

Выполнение такого действия предполагает обыгрывание существенного отношения, выявляющее поле возможностей действия в рамках заданных ограничений.

Описанная уровневая дифференциация положена в основу рассматриваемых ниже образцов итоговых заданий по математике.

Раздел 2

Планируемые результаты по математике
К важнейшим личностным результатам изучения курса математики в 5-6 классах относятся:


  • познавательный интерес, установка на поиск способов решения математических задач;

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);

  • критичность мышления.

К важнейшим метапредметным результатам изучения курса математики в 5-6 классах относятся:



  • способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях).




  • способность планировать и контролировать свою учебную деятельность, прогнозировать результаты.




  • способность работать в команде, умение публично предъявлять свои образовательные результаты.

К важнейшим предметным результатам изучения курса математики в 5-6 классах относятся:



  • способность выявлять отношения между величинами в предметных ситуациях и в ситуациях, описанных в текстах; представлять выделенные отношения в виде различных моделей (знаковых, графических); решать задачи на различные отношения межу величинами.

  • владение алгоритмами арифметических действий с рациональными числами. Умение выполнять вычисления, используя правила порядка действий, свойства действий. Умение находить рациональные способы вычислений.

  • умение выявлять и описывать закономерности в структурированных объектах (числовых последовательностях, геометрических узорах и т.п.).

  • умение изображать решения простейших неравенств с одной переменной, их систем и совокупностей на координатной прямой и описывать промежутки координатной прямой с помощью неравенств, их систем и совокупностей.

  • умение изображать точки на плоскости по их координатам и находить координаты точек на плоскости; представлять решения систем и совокупностей простейших неравенств на координатной плоскости, описывать прямые параллельные осям координат, и области, ограниченные такими прямыми, с помощью систем и совокупностей простейших неравенств.

  • умение решать линейные уравнения с одним неизвестным, использовать уравнения при решении задач.

  • умение строить описания геометрических объектов, и конструировать геометрические объекты по их описанию, выполнять простейшие построения циркулем и линейкой.

  • умение измерять геометрические величины разными способами (прямое измерение, измерение с предварительным преобразованием фигуры, с использованием инструментов, вычисления по формулам).

  • способность различать детерминированные и случайные события, сравнивать возможности наступления случайных событий по их качественному описанию. Находить вероятности случайных событий в простейших случаях.


Раздел 3

Планируемые итоговые результаты по математике и образцы заданий
К важнейшим личностным результатам изучения курса математики относятся:

  • познавательный интерес, установка на поиск способов решения математических задач.

Образец задания.

На старом транспортире стерлись все деления, кроме 70. Предложи способ градуировки (построения шкалы) транспортира с шагом 10. Учти, что никаких других измерительных инструментов нет. Для рисования можно использовать линейку без делений и карандаш.




  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).

Образец задания.

На карте масштаба 1:10 000 000 расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом составляет

6,5 см, а на карте масштаба 1: 20 000 000 расстояние между Москвой и Казанью составляет 3,7 см. Какой из городов, Санкт-Петербург или Казань находится ближе к Москве и на сколько километров?

  • способность характеризовать собственные знания, устанавливать какие из предложенных задач могут быть решены.

Образец задания.

Выбери задание, которое можешь решить и реши его:


10 см
а) определи площадь круга

б) определи площадь закрашенной фигуры

10 см


20 см

  • критичность мышления

Образец задания

Саше, Маше и Даше предложили решить задачу: «Прямоугольник со сторонами 4 см и 6 см разрезали на два одинаковых прямоугольника. Чему равен периметр одного получившегося прямоугольника?»

У Саши получился ответ 10 см, у Маши 16 см, у Даши 14 см. Кто из детей ошибся?
К важнейшим метапредметным результатам изучения курса математики относятся:


  • способность находить необходимую информацию и представлять ее в различных формах (моделях).


Образец задания.
Дом Пети Иванова

Дом Вани Петрова

Между домами Пети Иванова и Вани Петрова проходит извилистая тропинка. Мальчики вышли из своих домов одновременно и пошли по тропинке навстречу друг другу с одинаковой скоростью.

Укажи на чертеже место встречи Пети и Вани. Объясни, как ты его нашел.

Возможно, тебе поможет следующий отрывок из учебника геометрии для 7 класса.
Чтобы разделить отрезок AB пополам, построим две пересекающиеся дуги одинакового радиуса R c центрами в концах отрезка. Через точки пересечения дуг P и Q проведем прямую (она показана пунктиром). Точка пересечения этой прямой с отрезком AB и будет серединой отрезка AB.

R

R

A

B

P

Q


  • способность планировать и контролировать свою учебную деятельность, прогнозировать результаты.


Образец задания.

Петя потратил много сил и времени, чтобы вычислить произведение 5683  3789 и получил результат 21532884. Петин папа только взглянул на Петин ответ и сразу сказал, что Петя ошибся. Что заметил папа?



  • способность работать в команде, умение публично предъявлять свои образовательные результаты.


Образец задания.

Петя и Коля поспорили.

Петя утверждает, что периметр прямоугольника со сторонами 3 дм и 2 дм больше, чем его площадь. Периметр равен 10 дм, а площадь 6 дм2.

Коля не согласен: «Я перевел длину и ширину прямоугольника в сантиметры: 30 см и 20 см. Периметр прямоугольника 100 см, а площадь 600 см2. Значит периметр меньше площади».

А как считаете вы? Обоснуйте свою точку зрения так, чтобы убедить и Петю, и Колю.
Предметные результаты оцениваются с помощью трехуровневых задач:


Предметные содержательные линии

Планируемый результат и умения, с помощью которых этот результат может быть достигнут

Образец итогового задания

1. Развитие понятия числа


1.1. Владение алгоритмами арифметических действий с рациональными числами. Умение выполнять вычисления, используя правила порядка действий, свойства действий. Умение находить рациональные способы вычислений.

1.2. Умение изображать решения простейших неравенств с одной переменной, их систем и совокупностей на координатной прямой и описывать промежутки координатной прямой с помощью неравенств, их систем и совокупностей.

1.3. Умение изображать точки на плоскости по их координатам и находить координаты точек на плоскости; представлять решения систем и совокупностей простейших неравенств на координатной плоскости, описывать прямые параллельные осям координат, и области, ограниченные такими прямыми, с помощью систем и совокупностей простейших неравенств.


1.1.1 – 1.1.3

1.2.1 – 1.2.3

1.3.1 – 1.3.3


2. Величины и отношения между ними


2.1. Способность выявлять отношения между величинами в предметных ситуациях и в ситуациях, описанных в текстах; представлять выделенные отношения в виде различных моделей (знаковых, графических); решать задачи на различные отношения межу величинами.

2.2. Умение выявлять и описывать закономерности в структурированных объектах (числовых последовательностях, геометрических узорах и т.п.).

2.3. Умение решать линейные уравнения с одним неизвестным, использовать уравнения при решении задач.


2.1.1 – 2.1.3

2.2.1 – 2.2.3

2.3.1 – 2.3.3



3. Элементы геометрии

3.1. Умение строить описания геометрических объектов, и конструировать геометрические объекты по их описанию, выполнять простейшие построения циркулем и линейкой.

3.2. Умение измерять геометрические величины разными способами (прямое измерение, измерение с предварительным преобразованием фигуры, с использованием инструментов, вычисления по формулам).




3.1.1 – 3.1.3

3.2.1 – 3.2.3



4. Элементы теории вероятностей и статистики

4.1. Способность различать детерминированные и случайные события, сравнивать возможности наступления случайных событий по их качественному описанию. Находить вероятности случайных событий в простейших случаях.


4.1.1 – 4.1.3



Образцы итоговых проверочных заданий в блоке задач

1.1.1. Найдите значение выражения: .

1.1.2. Найдите значение выражения: .

1.1.3. а, b, и c – три разные цифры, ни одна из которых не является нулем. Меняя их порядок записи, составили все возможные трехзначные числа и образовали сумму этих чисел. Найдите наибольший общий делитель этой суммы и числа 222.
1.2.1. Покажите на координатной прямой, где находятся все числа, меньшие .

1

0
1.2.2. Покажите на координатной прямой промежуток, где находятся все числа x, удовлетворяющие двойному неравенству –2  x  6.

–3,5


2,5

1.2.3. На координатной прямой показаны три числа. Чему равно число x?

1

x

x


1.3.1. На координатной плоскости постройте треугольник с вершинами в точках А(–2; 3), В(0; –5), С(6; 4).

0

х



1

1

у



1.3.2. Какой из треугольников, АВС или КМР, имеет большую площадь, если их вершины имеют следующие координаты: А(–4; –3), В(2; 1), С(–6; 6), К(–9; 2), М(6; 4), Р(–3; –6)? Ответ обоснуйте.
1.3.3. Построй систему координат, в которой вертикальная прямая описывается уравнением х = 3, а горизонтальная – уравнением у = –2. Ось абсцисс должна быть направлена слева направо, а ось ординат – снизу вверх. Длина единичного отрезка равна двум клеткам.

2.1.1. За первый час работы мастер сделал 10 деталей, что составляет 25% от количества деталей, которое он должен сделать за смену. Сколько деталей должен сделать мастер за смену?
2.1.2. В классе учится 8 мальчиков, а девочек на 50% больше. Сколько процентов от всех учащихся класса составляют мальчики?
2.1.3. Зимой цену на мороженое снизили на 20%, весной сделали такой же, какой она была осенью. На сколько процентов поднялась цена на мороженое весной?
2.2.1. Из красных, синих и желтых флажков собирают гирлянду по следующему правилу: сначала берут 2 красных флажка, потом 3 синих, потом 4 желтых; после этого все повторяется и т.д. Какого цвета флажок будет на 20-м месте в этой гирлянде?
2.2.2. Из красных, синих и желтых флажков собирают гирлянду по следующему правилу: сначала берут 2 красных флажка, потом 3 синих, потом 4 желтых; после этого все повторяется и т.д. Какого цвета флажок будет на 200-м месте в этой гирлянде?
2.2.3. Из красных, синих и желтых флажков собирают гирлянду по следующему правилу: сначала берут 2 красных флажка, потом 3 синих, потом 4 желтых; после этого все повторяется и т.д. От начала гирлянды отрезали кусок, в котором оказалось 83 желтых флажка. Сколько в этом куске синих флажков?
2.3.1. Решите уравнение 2x – 5 = 5x – 2.
2.3.2. Каким должно быть число а, чтобы корень уравнения ах + 3 = а – 2 был равен 3?
2.3.3. Решите уравнение .
3.1.1. Пользуясь только циркулем, построй на прямой т отрезок с концом в точке Р, равный отрезку а. Сколько решений имеет задача?
а

т

Р

3.1.2. На прямой т отмечены точки К и Т. Пользуясь циркулем и линейкой, постройте точку Р так, чтобы в образовавшемся треугольнике КРТ стороны, прилежащие к вершине Р были равны отрезкам а и b. Сколько решений имеет задача?
а

b

T

K

3.1.3. Пользуясь циркулем и линейкой, постройте четырехугольник, равный данному.

3.2.1. Найдите площадь треугольника АВС.


В



С

А




1 см



3.2.2. Найдите площадь фигуры, показанной на рисунке серым цветом.

1 см



В

О

А

С

3.2.3. На окружности отмечены три точки: А, В и С.

Отметьте на этой же окружности такую точку D,

чтобы площадь четырехугольника АВСD была как можно больше.

Найдите площадь четырехугольника АВСD,

если радиус окружности равен 4 см.
4.1.1. Сравните события А, В, С, D по возможности их появления:

А: На будущий год 15 января в Москве будет идти снег.

В: На будущий год 15 марта в Москве будет идти снег.

С: На будущий год 15 мая в Москве будет идти снег.

D: На будущий год 15 июля в Москве будет идти снег.
4.1.2. Сравните по вероятности следующие события при двукратном бросании монеты:

V: Оба раза выпадет орел.

W: Оба раза выпадет решка.

U: При первом и втором бросании монета упадет по-разному.
4.1.3. Пять заводов выпускают телевизоры одинакового класса. При проведении испытаний в течение одинакового времени получены следующие результаты:


Завод

Количество телевизоров, проходивших испытания

Количество телевизоров, сломавшихся во время испытаний

«Экран»

300

6

«Рубин»

330

6

«Старт»

280

5

«Темп»

270

6

«Электрон»

420

7

Заводы продают эти телевизоры по одинаковой цене. Телевизор какого завода вы бы предпочли купить? Обоснуйте своё решение.



Физика

Пояснительная записка

Курс физики в основной школе призван формировать у учащихся научную картину мира, способствовать развитию теоретического (разумного) мышления в процессе освоения базовых физических теорий (научных фактов, понятий, теоретических моделей, законов и закономерностей). В процессе обучения физики и совместно с другими предметами должны достигаться и общие цели образования подростка: развитие учебной самостоятельности (желание и умение учиться, ответственность и инициативность), формирование основных компетентностей.



Для достижения этих целей в обучении физике (на доступном данному возрасту уровне) должны решаться следующие задачи:

  • моделирование физических явлений и процессов и построение физических теорий;

  • приобретение основных практических умений (постановка экспериментальных задач, планирование эксперимента, измерения и представление результатов с помощью таблиц, графиков; анализ полученных результатов);

  • овладение языком физики и умением его использовать для анализа научной информации и изложения основных физических идей, критическая оценка естественнонаучной информации, полученной из различных источников.

В учебном предмете «физика» предусмотрены следующие основные содержательные линии:

    • Экспериментальный и теоретический методы в физике,

    • Пространственно-временное описание явлений и процессов,

    • Силовой способ описания явлений как средство,

    • управления, прогнозирования, конструирования,

    • Энергетический способ описания явлений как средство,

    • управления, прогнозирования, конструирования,

    • Объяснение явлений и построение теорий на основе представлений о дискретном строении материи (элементы структурной физики),

    • Объяснение явлений и построение теорий на основе представлений о непрерывном строении материи (элементы полевой физики).

В процессе их разворачивания следует учитывать следующие умения, которыми овладевают учащиеся:

  • знание и понимание экспериментальных и историко-логических оснований построения физических теорий (строение вещества, взаимодействие, движение);

  • кинематический, силовой и энергетический способы описания и объяснения явлений;

  • понимание динамических и статистических закономерностей в физике (детерминизм и вероятность);

  • различение периодических и непериодических процессов;

  • простейшие представления о симметрии, идеях сохранения;

  • противопоставление моделей дискретного и непрерывного;

  • различение теоретического и экспериментального методов исследования;

  • определение цели исследования, постановка адекватных исследовательских задач и подбор соответствующих средств их решения;

  • умение проектировать и конструировать экспериментальные установки, адекватные поставленным задачам;

  • умение пользоваться измерительными приборами и процедурами в условиях допустимой точности, оценивать погрешности измерений;

  • умение представить экспериментальные данные в удобной для математической обработки форме;

  • умение соотносить гипотезу с полученными результатами и делать адекватные обобщения;

  • владение культурой физического эксперимента, соблюдение правил техники безопасности;

  • различение зависимых и независимых параметров (величин);

  • различение скалярных и векторных величин, свободных, связанных и скользящих векторов и применение к ним адекватных операций;

  • умение подобрать аналитическое описание выявленных зависимостей физических величин;

  • умение выполнять и понимать смысл операций, связанных с процедурой усреднения;

  • умение осуществлять процедуру аппроксимации с помощью графика в процессе связывания экспериментальных и теоретических данных;

  • использование графика как средства интерполяции и экстраполяции, как средства оценки характера зависимости физических величин;

  • умение использовать и преобразовывать знаковые систем (осуществление переходов между разными формами представления зависимостей) при сохранении физического содержания.




следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
820.38kb.
5 стр.
Пояснительная записка ·Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
3884.26kb.
24 стр.
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
5358.46kb.
30 стр.
Основная образовательная программа основного общего образования
5238.3kb.
29 стр.
Программа основного общего образования
7196.39kb.
35 стр.
Основная образовательная программа основного
3517.22kb.
20 стр.
Муниципальное бюджетное
4923.11kb.
27 стр.
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
3062.46kb.
15 стр.
Целевой раздел Оглавление
627.59kb.
5 стр.
К утверждению на заседании Приказ от
4796.95kb.
29 стр.
Управление системой образования волоколамского района
2794.42kb.
16 стр.
Приказ №64/5 от «31» 08. 2012 г. Принята Педагогическим советом
3407.8kb.
20 стр.