Главная
страница 1
ПРОЕКТ


Закон Вологодской области
О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции
на территории Вологодской области

Статья 1.  Установить для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), минимальный размер оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере 700 000 рублей.
Статья 2. Дополнительные ограничения времени и условий розничной продажи алкогольной продукции на территории Вологодской области

На территории Вологодской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции с 20 часов до 23 часов, а в субботу, воскресенье,


официальные праздничные дни – с 8 часов до 23 часов, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями при оказании ими услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Губернатор Вологодской области Кувшинников О.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту закона области «О регулировании некоторых вопросов, связанных осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Вологодской области»


1. Обоснование необходимости дополнительных мер:
Сведения от Общественной палаты Российской Федерации, Комиссии по социальной и демографической политике, Общественного совета Центрального федерального округа.

«Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия»


Масштабы проблемы

Смертность и потери продолжительности жизни. Алкоголь – главный фактор катастрофической убыли населения России. В современной России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона (!) человек ежегодно. Каждая четвертая смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем. Алкогольная смертность включает не только случайные отравления алкоголем, но и 2/3 смертей от несчастных случаев и насилия, 1/4 смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и многое другое. Злоупотребление алкоголем – главная причина низкой продолжительность жизни. Проведенные при помощи математической модели, разработанной учеными Вычислительного центра Российской Академии наук, расчеты показывают, что при инерционном сценарии (т.е. если ситуация в России, включая алкогольную ситуацию, никак не изменится) к 2050 г. население России сократится со 140 до 93 млн. человек. При этом, если верх возьмет алкогольное лобби с его проектами «народной водки», снижения акцизов и т.п., то численность населения нашей страны может даже сократиться до уровня ниже 80 млн. чел.
Убийства и самоубийства. По данным пресс-службы МВД, около 80% убийц в России нетрезвы в момент убийства. Такое же состояние выявляется и у около 40% самоубийц.
Оставленные дети. Россия занимает первое место в мире по количеству брошенных детей. Алкоголизм – наиболее распространенная причина оставления детей и лишения материнских прав в РФ. По данным исследований, почти у половины воспитанников детских домов в России наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода.
Дорожно-транспортные происшествия. Более 60% смертельно травмированных в ДТП в России погибают с повышенным содержанием алкоголя в крови.
Разводы. Катастрофически высокий уровень алкогольных проблем в России ведет и к катастрофически высокой разводимости – по этому показателю Россия находится на втором месте в мире.
Алкоголизация детей – более 80% подростков потребляют алкогольные напитки. Возраст приобщения к алкоголю по сравнению с советским периодом снизился с 17 до 14 лет. По данным Роспотребнадзора в России треть несовершеннолетних юношей и девушек выпивают ежедневно. Между тем, доказано, что раннее приобщение к алкоголю увеличивает в 5–6 раз риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.
Экономические потери составляют не менее одного триллиона 700 миллиардов рублей в год. Они связаны с повышенной смертностью, потерей продолжительности здоровой жизни, утратой трудоспособности, со снижением производительности труда, затратами на лечение связанных с алкоголем заболеваний, с социальными выплатами государства инвалидам, сиротам, с ущербом от пожаров, ДТП, с расходами на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.
Таким образом, злоупотребление алкоголем – основной фактор демографического

и социального кризиса в России, общенациональная угроза на уровне личности, семьи,

общества, государства и, следовательно, угроза национальной безопасности.
По данным Росстат, в 2011 году потребление водки и ликеро-водочной продукции в Вологодской области превысило средний уровень по России – 13,6 литров против 11,1 литров в расчете на душу населения. По сравнению с 2010 годом подушевые продажи алкоголя в России не изменились, а в нашем регионе увеличились на 0,9 литра. Очевидно, область находится в серьезной опасности и ситуация требует незамедлительных решений.
Основными причинами алкогольной сверхсмертности и других алкогольных проблем в России являются:
Крайне высокий среднедушевой уровень потребления алкоголя

Средний уровень потребления в России – около 15 л – выходит далеко за уровень безопасного и нуждается в существенном сокращении. Согласно экспертам ВОЗ, опасным уровнем является среднее потребление, превышающее 8 л алкоголя на душу населения вгод.


Ошибки государственного регулирования алкогольной сферы

Мировой нормой является то, что в качестве основных регуляторов алкогольного рынка выступают министерства здравоохранения и парламентские комитеты по вопросам здоровья, которые способны объективно оценить ситуацию, предотвратить ущерб, эффективно использовать доходы от алкоголя для решения социальных проблем. В России регулированием алкоголя занимаются экономические и аграрные ведомства и комитеты, которые традиционно во всех странах мира больше подвержены лоббизму алкогольной отрасли.


Ценовая доступность алкоголя

Сейчас на среднюю зарплату россиянина можно купить в разы больший объем алкоголя, чем в советские годы. Это стало результатом популистских решений руководства России начала 90-х годов. В 1992 г. цены на водку были административно зафиксированы, в то время как цены на остальные продукты росли в режиме гиперинфляции. В 1998 г. акцизы на водку не были проиндексированы в соответствии с ростом уровня цен, что привело к ее резкому удешевлению. В обоих случаях эти популистские решения привели к росту смертности населения страны и миллионным человеческим потерям.


Круглосуточная доступность алкоголя

Несмотря на существующие ограничения по продаже алкоголя в ночное время, пиво пока не попадает под эти ограничения (Для пива и напитков на его основе этот запрет будет применяться с 1 января 2013 года). Потребление слабоалкогольных напитков (особенно среди молодежи) в России также носит деструктивный характер, способствуя раннему развитию алкогольной зависимости у молодых людей, росту социальных проблем, ущербу для здоровья нации.

В большинстве северных стран алкогольные напитки не продаются в нерабочее время, а также по воскресеньям и, кроме того, по субботам во второй половине дня.

Шаговая доступность алкоголя

Количество торговых точек, продающих крепкие напитки, в расчете на 100 тыс. человек в России в 7–10 раз выше, чем в странах Скандинавии. В Исландии один магазин, торгующий напитками крепче 4,75%, приходится на 15,9 тыс. человек, в Финляндии − на 6,3 тыс., в Швеции и Норвегии – на 4,5тыс. При этом на всю такую отнюдь не маленькую страну как Норвегия приходится всего 211 торговых точек, продающих крепкие алкогольные напитки88. Для сравнения, на одно Подмосковье приходится более 15 тысяч таких точек, или одна точка на 400 человек. При этом доступность слабоалкогольных напитков в связи с широкой практикой продажи их в киосках в России и культурно близких странах вообще беспрецедентна.
Социально-культурная приемлемость злоупотребления алкоголем

До сего дня в России отсутствует государственный документ, в котором адекватно определялась бы проблема злоупотребления алкоголем и соответствующая государственная алкогольная политика. Научные исследования практически неразвиты. Информационное пространство искажено в пользу алкогольного бизнеса. СМИ не обеспечивают адекватного информирования населения по данному кругу вопросов.




Мифы, препятствующие решению алкогольных проблем России

Миф о политических рисках мер по защите от алкогольной угрозы. Существуют опасения, что подобные меры приведут к дестабилизации общества и беспорядкам. Однако опросы показывают, что современное российское общество поддерживает меры, направленные на борьбу со злоупотреблением алкоголем. Согласно опросам, среди проблем, которые волнуют россиян, на втором-третьем местах постоянно выявляется проблема алкоголизма. Так, в июле 2006 г. она волновала 42% опрошенных. Характерно, что опрос ВЦИОМ показал, что 58% респондентов скорее поддержали бы сегодня реализацию программы мер, подобной государственной программе по борьбе с пьянством и алкоголизмом 1985–1987 гг., несмотря на то, что респондентов спрашивали об отношении к «так называемой антиалкогольной кампании», а 28% россиян выступают за то, чтобы в России ввели полный запрет на производство и торговлю спиртными напитками.

Миф о качестве алкогольных напитков. Многие россияне уверены, что вред здоровью наносит только прием нелегального или суррогатного алкоголя, «некачественной», «палёной» водки. Токсикологические и токсикобиологические исследования потребляемых в России алкогольных суррогатов, самогона, «паленой» водки, в том числе из технического этилового спирта показали, что это – заблуждение. Главное токсичное вещество во всех этих жидкостях – обыкновенный этиловый спирт, а другие токсичные примеси в российских нелегальных и суррогатных алкогольных напитках присутствуют в незначительных дозах. Продвигаемый алкогольным лобби тезис о разделении алкоголя на «плохой», некачественный, с которым надо бороться, и «хороший», качественный, который следует дать населению, не выдерживает критики.

Миф о том, что российские алкогольные проблемы связаны с крайней бедностью россиян является одним из наиболее опасных, уводящих в сторону от реального решения этих проблем. Существуют десятки стран с более бедным, по сравнению с Россией, населением, с меньшими доходами, более выраженным неравенством и неудовлетворенностью жизнью, где алкогольные проблемы не стоят столь остро. Алкогольное лобби пытается убедить правительство и общественное мнение в том, что российские алкогольные проблемы решатся сами собой по мере роста уровня жизни. Эконометрические исследования показали, что в России рост доходов индивида, при отсутствии целенаправленных мер по ограничению доступности алкоголя, приводит к росту экономической доступности алкоголя и смертности, вызываемой злоупотреблением

алкоголем.



Миф об исторической укорененности пьянства россиян. Объективный анализ надежных фактов доказывает, что миф о вечно «пьяной России» не имеет под собой никаких исторических оснований. Историко-медицинские исследования свидетельствуют, что уровень потребления алкоголя большинством населения в России был на протяжении веков, особенно в кризисные, переходные периоды, во много раз меньше, чем сейчас. Наш народ на протяжении столетий всегда был одним из самым трезвых народов Европы. В самые «пьяные» годы царской России пили в 4-5 раз меньше, чем сейчас. На критически опасный уровень потребление алкоголя вышло относительно недавно – только в 1960-е годы, когда при росте покупательной способности россиян, государство, пользуясь установленным режимом секретности, начало активно поощрять социально опасную политику наращивания потребления алкоголя, направленную на обеспечение политической лояльности населения к режиму и наполнение бюджета «пьяными» деньгами. Закритический, катастрофический характер потребление приобрело, начиная с 1990-х годов по мере падения реальных цен на алкоголь.

Миф о безвредности слабоалкогольных напитков. Заметная часть россиян, в особенности молодежи, уверена, что слабоалкогольные напитки полностью безвредные. Никаких научных оснований этот миф под собой не имеет, вместе с тем именно с таких напитков в большинстве случаев начинается приобщение к алкоголю.
2. Пути решения проблемы
Практика показала, что социально и экономически устойчивое развитие страны с северной моделью потребления алкоголя невозможно без ограничительной алкогольной политики государства. Эта политика должна иметь в качестве основного приоритета здоровье граждан, а не интересы бизнеса.

В мире накоплен колоссальный опыт, позволивший выделить меры государственной алкогольной политики, способные эффективно снижать бремя алкогольного вреда. Эти меры зарекомендовали себя повсюду в мире, однако, оказались особенно эффективными в североевропейском регионе. Наиболее эффективные меры государственной алкогольной политики включают уменьшение доступности алкоголя, в особенности крепких напитков, экономически, в пространстве, во времени и по возрасту, а также краткие консультации врача для групп риска. Все вышеназванные меры должны получить адекватное информационно-разъяснительное обеспечение, направляемое государством.


Комитет экспертов ООН (ВОЗ) 2007 г. предложил эффективные стратегии и практические меры по уменьшению вреда, связанного с употреблением алкоголя:
• Меры по уменьшению доступности алкоголя

• Цены и налоги на алкоголь

• Ограничение продажи алкоголя

• Регулирование обстоятельств употребления алкоголя

• Ограничение маркетинга алкоголя

• Меры против управления автотранспортными средствами в состоянии

алкогольного опьянения

• Просвещение и убеждение

• Раннее вмешательство и лечебные службы

• Выводы, касающиеся эффективных стратегий по уменьшению вреда,

связанного с употреблением алкоголя

• Разработка алкогольной политики

• Создание базы знаний для разработки алкогольной политики

• Сектора и алкогольная политика

• Алкогольная политика на различных уровнях юрисдикции

• Выводы, касающиеся разработки алкогольной политики




3. Юридические основания
Федеральный закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потреблении (распития) алкогольной продукции №171-ФЗ от 22.11.1995 года в редакции от 28.07.2012 года:

Статья 16. Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, пункт 5:



5. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.


4. ПРОЕКТ ЗАКОНА (ПРИЛАГАЕТСЯ)


1110аг2


Смотрите также:
Закон Вологодской области о регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Вологодской области Статья 1
102.76kb.
1 стр.
Закон волгоградской области о государственном регулировании розничной продажи
85.58kb.
1 стр.
Закон области «О регулировании градостроительной деятельности на территории Вологодской области»
291.97kb.
1 стр.
Закон республики дагестан об установлении дополнительных ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Дагестан Принят Народным Собранием
22.45kb.
1 стр.
Закон о государственном регулировании розничной продажи
174.89kb.
1 стр.
О лицензировании и выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и о представлении декларации о розничной продаже алкогольной продукции на территории муниципального образования Ямальский район
883.86kb.
5 стр.
«Порядок представления в электронном виде реестров счетов для оплаты медицинских услуг при оказании медицинской помощи гражданам
621.48kb.
6 стр.
Доклад об осуществлении лицензирования розничной продажи алкогольной продукции
127.97kb.
1 стр.
«Народные промыслы Вологодской области»
54.52kb.
1 стр.
Общие положения Проект «Лучшие выпускники Вологодской области» (далее – Проект) реализуется комитетом по делам молодежи Вологодской области совместно с государственным учреждением «Вологодский областной молодежный центр «Содружество»
84.34kb.
1 стр.
Антимонопольная служба управление федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
51.71kb.
1 стр.
Миграция трудовых ресурсов в вологодской области
56.15kb.
1 стр.