Главная
страница 1страница 2страница 3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общественно-гуманитарных наук



И. О. БЕТАНОВ

СОЦИОЛОГИЯ



Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

1 курса медико-диагностического факультета

и 2 курса лечебного факультета

медицинских вузов


Гомель

ГомГМУ

2013

УДК 316(072)

ББК 60.5я73

Б 54
Рецензент:

кандидат исторических наук,

доцент кафедры общественно-гуманитарных наук

Гомельского государственного медицинского университета

М. Е. Абраменко

Бетанов, И. О.

Б 54 Социология: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы сту-

дентов 1 курса медико-диагностического факультета и 2 курса лечебного факультета медицинских вузов / И. О. Бетанов. — Гомель: ГомГМУ, 2013. — 40 с.

ISBN 978-985-506-526-6

Учебно-методическое пособие включает основные структурно-содержательные компоненты лекционного курса и ориентировано на освоение важнейших вопросов по социологии в рамках программы подготовки студентов высшей школы.

Соответствует образовательному стандарту высшей школы, современным знаниям и тенденциям преподавания курса социологии в вузах.

Предназначено для самостоятельной работы студентов 1 курса медико-диагностического факультета и 2 курса лечебного факультета медицинских вузов.
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 1 февраля 2013 г., протокол № 1.
УДК 316(072)

ББК 60.5я73


ISBN 978-985-506-526-6 © Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2013

ТЕМА 1

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Понятие социологии. Объект и предмет социологической науки

Термин «социология» состоит из двух слов — лат. societas — «общество» и греч. logos — «наука». Именно в таком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии французский ученый Огюст Конт в середине XIX века в книге «Курс позитивной философии».

Бурные политические и социокультурные преобразования XIX века, охватившие почти все цивилизованные страны актуализировали проблемы социальных противоречий и поиска путей их разрешения (переход от феодального к буржуазному обществу).

Социология как наука ставит перед собой цель дать ответы на жизненные вопросы людей и помочь разобраться самим в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав его.

Новая дисциплина, зачастую под разными названиями, включается в лекционные курсы высших учебных заведений и постепенно обретает статус полноценной науки. Первая в мире кафедра социологии и социологический факультет (декан Дж. Смолл) открыта в 1982 году в Чикагском университете, а в Европе первая кафедра социологии (основатель Э. Дюркгейм) открыта в 1896 году в Бордо на филологическом факультете. В 1949 году основана при содействии ЮНЕСКО Международная социологическая ассоциация — объединение национальных социологических ассоциаций.

Выступая в качестве самостоятельной науки, социология имеет свой объект и предмет исследования.

Объектом социологии является общество, т. е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и другие группы.

Вопрос о предмете науки является одним из самых сложных вопросов для социологии.

Многие ученые давали определение предмета социологии.

О. Конт предметом социологии считал общество, идентифицируемое с человечеством Э. Дюркгейм.

Предметом социологии являются социальные институты.

У Г. Спенсера предмет социологии — образование, развитие, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей.

По М. Веберу, предмет социологии — социальное поведение людей.

При определении предмета социологии ключевым является понятие «социальное», которое выражает социальный аспект, присущий всем сферам жизнедеятельности людей. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности и определяет специфику предмета социологического познания. Личность, как субъект и продукт общественных отношений, также является предметом социологической науки.

Приведем пример. Имеется предприятие. Коллектив данного предприятия — объект, а исследование взаимоотношений между рабочими данного предприятия — предмет социологии.

Социология — это наука об обществе, о законах его строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем и подсистем вплоть до малых групп.



1.2. Социология в системе социально-гуманитарных наук

Многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существуют значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего — это предмет исследования.

Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.

Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.

Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.

Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, — с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой.

Тесная связь существует также между социологией и политологией. Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.

Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой. Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология. Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности.

Еще одной смежной с социологией наукой является психология. Областью пересечения этих наук является проблема человека в обществе. Психология изучает психические явления, то есть внутренние субъективные переживания. Между тем, в отношениях между людьми, в их поведении по отношению друг к другу присутствует и психологический элемент, являющийся составной частью этих отношений. Поэтому социология, изучая общественные отношения, должна принимать во внимание психические элементы мотивации, чувства и настроение людей.

Тесное сотрудничество социологии и медицинских наук в сфере исследования здоровья населения привело к рождению и развитию таких дисциплин, как социальная медицина и социология здоровья.



1.3. Структура и основные функции социологии

Социология как наука имеет сложную многоуровневую структуру. Как и большинство наук, социология развивается на двух уровня — теоретическом и эмпирическом.

Теоретическая социология призвана решать научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категориального аппарата науки и методологии и таким образом представляет собой развитие собственно социологического знания, в какой-то мере «науку для науки».

Теоретическая социология в зависимости от масштаба изучаемого объекта подразделяется на три уровня:



  • теории общесоциологического уровня (макросоциология) — исследуют крупные социальные системы и процессы;

  • теории среднего уровня (отраслевая социология) — социология семьи, образования, религии, культуры, спорта, медицины;

  • теории микроуровня (микросоциология) — изучают поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, например, теория малых групп, групповой динамики, групповых отношений, теории личности.

В каждом из этих уровней есть свой эмпирический базис.

Эмпирическая социология непосредственно связана с изучением конкретных социальных объектов, с накоплением эмпирических данных и фактов, служащих основой для выработки практических рекомендаций и для широких теоретических обобщений научного характера. Накопление и сбор фактического материала происходит на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и происходит его первичная обработка и начальный уровень обобщения.

В зависимости от целей, т. е. для чего проводятся эмпирические исследования, или для решения практических задач или задач чисто научного характера, эта разновидность социологического знания подразделяется на фундаментальную и прикладную. Прикладная социология в основном ориентирована на решение конкретных практических задач: определение психологического климата в трудовом коллективе, определение имиджа и престижа руководителя, стиля управления, определение рейтингов депутатов.

Значение социологии определяется ее функциями:



  • познавательная — дает человеку новые знания об обществе, раскрывает закономерности и перспективы общественного развития;

  • прогностическая — вырабатывает научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов на микро- и макросоциальном уровне;

  • управленческая — результаты социологических исследований, прогнозы, методики служат исходным материалом для разработки управленческих решений;

  • объясняющая — дающая научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на выявленных фактов, тенденций и закономерностей;

  • мировозренчески-идеологическая — формирует у людей систему взглядов на человеческий мир и место человека в нем.

ТЕМА 2

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

2.1. Проблемы человека и общества в социальной философии

Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой личности, ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.

Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразии восприятия и отражения действительности?»

Значительный вклад в исследование социальной сферы общественной жизни внесла античная философия. Среди них особое место занимают Платон (427–347 гг. до н.э.) и Аристотель (384–322 гг. до н.э.), в учениях которых сформировалось два важнейших направления, взаимодействовавших на протяжении всей истории социальной мысли. Первое — выдвигает и обосновывает идею приоритета общего, общественного интереса. Оно представлено, прежде всего, учением Платона, рассматривающим эту идею в знаменитом труде «Государство». Государство, полагал Платон, должно не потакать амбициям отдельных, пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества служению делу его сохранения. Платон один из первых анализирует социальную структуру общества, разделив его на три сословия:



  • первое — философы (правители);

  • второе — воины;

  • третье — производители (ремесленники, земледельцы).

Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности, индивида. Оно развивалось Аристотелем, который критикует «Государство» Платона, отстаивая приоритет индивидуальных интересов и защищая право личности на индивидуальность. Чрезмерное стремление к обобществлению, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, по мнению Аристотеля, ведет к стиранию индивидуальности, к бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную путаницу, подготавливает политический кризис. Аристотелем доказывал, что человек — существо социальное по природе, а общество – естественное образование.

В период средневековья во взглядах на общественную жизнь и общество главенствует христианское мировоззрение. Наиболее яркие представители Аврелий Августин (Августин Блаженный (354–430 гг.) и Фома Аквинский (1226–1274 гг.). Их основные идеи:



  1. Обоснование верховенства церкви над обществом и светской властью.

  2. Мировой порядок установлен Богом, государственная власть происходит от бога.

  3. Проповедь смирения, терпения, беспрекословного подчинения власти.

В эпоху Возрождения (Ренессанса) происходит освобождение социально-политической мысли от теологии и утверждается идея приоритета индивидуального интереса над общественным интересом. Одним из первых представителей гражданской концепции общества является выдающийся мыслитель и политический деятель Н. Макиавелли (1469–1527 гг.). В произведении «Государь» и других он обосновывал идеи о том, что государство должно быть светским и наука не должна заниматься построением идеальных форм государственного устройства, а исследовать реально существующие общества и государства.

Наряду с идеями индивидуалистическими, частнособственническими в XVI веке оформляется социально-политическое течение утопического социализма. В работах первых социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535 гг.) в «Утопии», Т. Кампанелла (1568–1639 гг.) в «Городе солнца» выделяются черты справедливого социалистического общества. В основе жизни этого общества лежит общая собственность, отсутствие неравенства, эксплуатации. Все стороны общественной жизни регулируются государством, существует жесткая регламентация и унификация всех сторон общественной и личной жизни граждан.

В Новое время развиваются идеи о возникновении государства из общественного договора, о свободе частной собственности и безопасности как естественных правах человека, о разделении властей, о свободе слова и совести и отдельный человек рассматривался как независимый субъект. Наиболее яркими представителями этих идей являлись Т. Гоббс (1588–1679 гг.), Дж. Локк (1632–1704 гг.), Ш. Л. Монтескье (1689–1755 гг.), Ж-Ж. Руссо (1712–1778 гг.), Вальтер (Франсуа Мари Аруэ (1694–1778 гг.), И. Кант (1724–1804 гг.), Г. В. Ф. Гегель (1770–1831 гг.) и другие.

А. Сен-Симон (1760–1825 гг.), Ш. Фурье (1772–1837 гг.), Р. Оуэн (1771–1850 гг.) продолжая дело социалистов-утопистов ХVI века, критиковали современный им капиталистический строй, показывая, что общество, основанное на частной собственности и эксплуатации, не может обеспечить ни свободы, ни равенства, ни братства людей. Установление социалистического общества они считали исторически неизбежным.



2.2. Возникновение позитивизма и марксизма. Развитие социологии как науки в XIX – начале XX века

Социология как наука о наиболее общих закономерностях возникновения, структуры и развития человеческого общества появилась в ХIХ веке, в период укрепления капитализма. Общество переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые эталоны истины, добра, уступая место прагматичным устремлениям людей. Изменялись мировоззренческие установки, изменялись и взгляды на общество.

В этих условиях зарождаются две теоретические модели развития общества на научно-рациональной основе: позитивизм и марксизм. Сторонники позитивизма выступали за сохранение частной собственности и эволюционное реформирование общественных структур, а представители марксизма — за уничтожение частной собственности, классов и установление социального равенства с помощью социалистической революции.

О. Конт (1798–1857 гг.), реформируя систему общественного знания, предложил новую науку об обществе и назвал ее «социология».

По аналогии с биологическим объектом общество стало представляться как целостный организм, составляющими элементами которого выступают индивиды. При этом целое (общество) полностью подчиняло составляющие его элементы, т. е. индивида.

Заслуга О. Конта и в создании позитивного метода. Его суть в том, что наука должна отказаться от не решаемых вопросов, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, собираемые в процессе наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Он отрицает ценность абстрактной мыслительной деятельности в пользу «позитивных фактов опыта».

Его учение состояло из двух частей: социальной статики, описывающей законы существования общества, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества. Социальную статику он соотнес с порядком, а социальную динамику с прогрессом.

Главным своим открытием Конт считал выявление закона «трех стадий», согласно которому человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:



  • теологическая (религиозная) — продолжалась с древности до 1300 г. Здесь господствует религиозно-мифологическое сознание. За каждым явлением природы и жизни людей, человеческий ум усматривал сверхъестественные силы;

  • метафизическая (абстрактная) — с 1300 до 1800 гг. Характеризуется тем, что человеческое мышление пытается объяснить окружающий мир оторванными от жизни абстракциями. Наука слабо развита, поэтому преобладает опытное знание;

  • позитивная (научная) с 1800 г. Человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит из научных наблюдений.

Ярким представителем позитивизма и наиболее последовательным сторонником О. Конта в Англии был Г. Спенсер (1820–1903 гг.). Он сравнивает общество с живым организмом. Разные части общества взаимозависимы и стремятся обеспечить выживание и функционирование общей системы (по аналогии с живым организмом).

Единственной формой развития общества, по Спенсеру, является эволюция. Эволюция у него предстает как процесс постепенной дифференциации (усложнения) социального организма. Эволюционный прогресс основан на выживании наиболее приспособленных и одаренных, поэтому Спенсера считают одним из основоположников социал-дарвинизма. В своем развитии общество проходит ряд этапов:



  • орда — самый простой тип общества;

  • военный тип — коллективистский тип общества, где интересы личности подчиняются обществу;

  • промышленный (индустриальный) тип основан на личной свободе и предполагает инициативу личности.

Особую роль в эволюции общества играют социальные институты. Через них происходит развитие общества. Социальная революция рассматривалась им как болезнь, противоречивая органическому единству социальной системы и эволюционному прогрессу. Но Спенсер считал, что при определенных условиях может происходить регресс общества и даже его распад.

Один из основоположников социологии, Э. Дюркгейм (1858–1917 гг.) считал, что социология должна изучать социальную реальность, состоящую из совокупности социальных фактов. Социальные факты — это то, что создано людьми и для людей. Дюркгейм подразделил их на два типа:



  • морфологические — плотность населения, характер поселений, наличие путей сообщения.

  • духовные — коллективные представления, верования, обычаи, сознание и т. д.

По мнению Дюркгейма, главным в человеческом обществе, что цементирует и сплачивает его, является социальная солидарность, основанная на коллективном сознании — совокупности общих верований и чувств. Он выделяет два вида социальной солидарности: механическая, органическая.

Механическая солидарность возникает вследствие сходства индивидов и преобладает в доиндустриальном обществе, когда индивиды проповедуют одни ценности, традиции, священные для них. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение.

Общество органической солидарности рождается вследствие социальной дифференциации (расслоения) индивидов. Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивида. При таком типе солидарности индивид независим от общества, он свободен и автономен, руководствуется конституцией, которая предоставляет ему права и свободы. Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций, их способностям и наклонностям.

В своей книге «Самоубийство» (1897 г.), он выдвинул предположение, что самоубийство есть социальный факт. Исследуя уровень самоубийств, он пришел к выводу, что показатели самоубийств являются следствием вариаций социальной солидарности. Менее склонны к совершению самоубийств индивиды, имеющие более широкие социальные связи, нежели индивиды слабо связанные с жизнью группы.

Еще один классик социологии — Макс Вебер (1864–1920 гг.), который превыше всего ставил индивида и мотивы его поведения. Главное для социолога — понять социальные действия человека через его ценности и цели. При этом субъективные оценки социолога вполне допустимы. Такая социология стала называться «понимающей», т. е. задачи социологии — понять и объяснить.

М. Вебер выделяет четыре типа социального действия, которые составляют основу социальной жизни, определяют характер самого общества, отличающиеся в зависимости от степени рациональности, содержащейся в них:

1) целерациональное действие (основано на совпадении смысла действия и смысла действующего);

2) ценностно-рациональное действие (основано на сознательной вере людей в определенные ценности, представления о должном);

3) аффективное действие (основано на эмоциональном состоянии действующего субъекта, под влиянием чувств и эмоций, не является целеполагающим, осмысленным);

4) традиционное действие (основано на привычных для сообщества нормах, обычаях, традициях, состоит из повседневных практик, совершаемых почти автоматически).

М. Вебер подчеркивал, что «понимающая социология» должна изучать только осмысленные действия людей.

Марксистская социология — К. Маркс (1818–1883 гг.); Ф. Энгельс (1820–1895 гг.). Маркс считается изобретателем теории социального конфликта, признавал историческую роль разделения труда как двигателя общественного развития, но и придавал абсолютное значение его негативным последствиям, таким как эксплуатация, безработица, обнищание.

Конт и Дюркгейм полагали, что эти негативные явления постепенно будут устранены полностью или частично в рамках капиталистического строя, исходя из того, что чем больше прогрессирует капитализм, тем выше уровень жизни населения и лучше условия труда.

Маркс рассуждал иначе. Капитализм — такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм — это непримиримое противоречие основных классов любого общества. Один класс эксплуатирует другой. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с эксплуатируемыми. Отсюда, эксплуататоры и эксплуатируемые находятся в отношениях конфликта. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

В рамках этих теорий развивалось психологическое направление, которое стремится объяснить общественные явления и их развитие психическими факторами, действием сознания, т. е. психическими отношениями между индивидами.

Г. Тард (1843–1904 гг.) исходил из психических отношений, которые существуют между живущими в данном обществе индивидами, а основным процессом в рамках этих отношений является подражание, т. е. когда индивид находит новый способ поведения, ему подражают другие индивиды. Существует огромное множество волн подражания, которые между собой сталкиваются и более сильная волна может вытеснить более слабую волну, или же волны полностью гасят друг друга, если являются одинаково сильными. Точно также волны могут пронизывать друг друга и создавать новый способ поведения, являющийся образцом для нового подражания. Этот процесс Тард назвал «законом подражания».

Г. Лебон (1841–1931 гг.) считал, что носителем сознательного, организующего начала в истории является элита, а основная масса людей (толпа) является носителем не столько разумного, сколько эмоционального, стихийного поведения. В толпе человек утрачивает свои личностные качества и становится частью стихийного произвола. Социология трактуется как наука, призванная предвидеть это стихийное поведение и амортизировать его. Но так как это задача трудная (и не решенная до сих пор), делается вывод о гибели цивилизации и наступлении эпохи массового общества, где творческие грани личности стираются, она растворяется в массовых интересах, сама культура приобретает откровенно массовый характер.

2.3. Западная социология в ХХ веке

С момента своего зарождения социология как самостоятельная наука начала развиваться по нескольким научным направлениям. Сначала это были научные школы, затем парадигмы. Структура социологического знания усложнялась. В первой половине XX века появились национальные научные школы: французская, немецкая, итальянская, английская, американская, российская.

На первом этапе становления социологии (XIX – начало XX веков) центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. Однако уже в 20-е годы XX века центр социологических исследований смещается в США и 30–50-е годы XX века вошли в историю как «американский этап» в развитии социологии. Огромную роль в этом процессе сыграла немалая помощь государства и поддержка большинства университетов. В этом и было главное различие от европейской социологии, которая, в основном, развивалась на инициативной основе. Указанный период характеризуется бурным развитием эмпирических исследований и разработкой новых методов изучения социальных явлений и процессов.

Современный этап развития социологии (с середины XX века по настоящее время) ознаменован созданием академической социологии, способной решать познавательные и практические задачи, используя при этом эмпирический материал. Все это дает основание утверждать, что социология получила общественное признание и утвердилась как равноправная университетская дисциплина наряду с философией, историей и экономикой.

В настоящее время западная социология представлена множеством научных направлений, в рамках которых сформулировано огромное количество теорий, отработан широкий арсенал методов сбора и обработки социологической информации. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических направлений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества:

1. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции О. Конта, Э. Дюркгейма. Из современных течений к ней относятся, школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер).

2. Смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию (М. Вебер). Среди современных теорий, соответствующих данному подходу называют символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменология (А. Шюц, Т. Лукман) и этнометодологию (Г. Гарфинкель).

3. Сосредотачивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида. У истоков находился П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций является теория действия или теория обмена (Дж. Хоманс).

4. Марксистский подход по типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксисткой традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как первые три подхода рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

2.4. Особенности развития отечественной социологии

Отечественная социология развивалась в контексте российской общественно-политической мысли, т. к. наши земли входили в состав Российской империи, а потом — СССР. Только получив независимость, социология в нашей стране не только реабилитирована как наука, но и активно развивается и поддерживается на государственном уровне.

Политика белорусизации в 20-х годах XX века способствовала созданию самостоятельных научных центров, имевших социологические подразделения. Значимым для социологии в Беларуси оказалось открытие БГУ (1921 г.) и образование кафедры социологии и первобытной культуры, которой руководил С. З. Каценбоген. В преподавании социально-политических и социологических дисциплин активно участвовали профессора В. И. Пичета (первый ректор университета), С. З. Каценбоген, В. И. Ивановский, С. М. Василевский. В 1923 году в университетском журнале был опубликован первый в республике курс лекций по социологии.

Социологические исследования расширились после открытия в январе 1922 года Института белорусской культуры, преобразованного в 1929 году в Академию наук Беларуси, которую возглавил В. М. Игнатовский. Ученые исследуют динамику социальной структуры белорусского общества, вопросы семьи и религии, студенческой молодежи.

Установившийся тоталитарный режим свернул все исследования и преподавание в области социологии и в конце 30-х гг. как самостоятельная наука перестала существовать. С этого момента ни одна общественная работа не могла выйти в свет, не будучи согласованной с положениями краткого курса «Истории Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)» (1938 г.).

Хрущевская «оттепель» способствовала постепенному возрождению социологической науки. Однако социологические исследования проводились под контролем власти и подвергались жесткой цензуре.

В соответствии с постановлением ЦК КПБ от 9 ноября 1965 года «Об организации конкретно-социологических исследований в республике», стали создаваться научные структуры в АН БССР и вузах. В соответствии с этим постановлением в 1968 году в БГУ была создана Проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований (ПНИЛСИ), которую в разные годы возглавляли И. Н. Лущицкий, С. И. Деришев, И. И. Зубов, Ю. Г. Юркевич, Г. П. Давидюк, С. Д. Лаптенок.

Признанием достижений отечественной социологической мысли стало учреждение в сентябре 1976 года Белорусского отделения Советской социологической ассоциации (первый председатель — Г. П. Давидюк).

В 1978 году на базе сектора социологических исследований при Институте философии и права АН БССР, под руководством профессора А. Н. Давидюка, основан отдел методологических проблем социологических исследований (руководитель — Е. М. Бабосов).

Обобщение теоретических поисков и прикладных исследований стало основой для крупного достижения белорусских социологов: в 1984 году вышел в свет «Словарь прикладной социологии» (отв. ред. Г.П. Давидюк, сост. К. В. Шульга), который в 1991 году был переиздан в дополненном виде под названием «Социологический словарь».

Политика гласности и перестройки в СССР способствовала новому этапу в развитии отечественной социологии. Все это позволило Академии наук БССР в 1989 году открыть Республиканский центр социологических исследований, а на его базе 1 февраля 1990 года создать Институт социологии АН БССР (руководитель Е.М. Бабосов).

Кафедра социологии была открыта в сентябре 1989 года в БГУ вместе с созданием нового философско-экономического факультета (переименованного в 1999 году в факультет философии и социальных наук) в составе трех отделений: философии, экономической теории и социологии. Факультет и кафедру возглавил А. Н. Елсуков (сейчас зав. кафедрой — А. Н. Данилов).

С 1992 года преподавание социологии введено в вузах Беларуси.

В 1994 году Белорусское отделение Советской социологической ассоциации было преобразовано в самостоятельную Белорусскую социологическую ассоциацию (БСА) (президент ассоциации — Е. М. Бабосов). После прекращения ее существования в 2000 году создано Белорусское общественное объединение «Социологическое общество» (председатель — А. Н. Данилов).

Показателем высокого уровня развития социологической науки в Беларуси стало создание в БГУ (1997 г.) научно-теоретического журнала «Социология» (главный редактор — А. Н. Данилов). В 2003 году по инициативе социологов БГУ была издана первая отечественная «Социологическая энциклопедия» (под общей редакцией А. Н. Данилова). Большой вклад в создание энциклопедии внесли Е. М. Бабосов, А. Н. Елсуков, Г. Н. Соколова, Д. Г. Ротман и другие. В 2010 году на базе этой энциклопедии издан «Новейший социологический словарь».


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 1 курса медико-диагностического факультета и 2 курса лечебного факультета
667.4kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса лечебного и медико-диагностического факультетов медицинских вузов Гомель Гомгму
2140.1kb.
8 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса медицинских вузов медико-диагностического и лечебного факультетов
594.18kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов Гродно 2008
3357.49kb.
28 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса медико-диагностического факультета, обучающихся по специальности «Медико-диагностическое дело»
3454.91kb.
13 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения филологического факультета Специальность: 050301 русский язык и литература
593.39kb.
7 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов I курса учетно-финансового факультета и факультетов менеджмента и коммерции
429.56kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 1 курса всех факультетов медицинских вузов Гомель Гомгму 2013
1007.47kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета
569.85kb.
6 стр.
Министерство сельского хозяйства РФ департамент научно-технической политики и образования
209.7kb.
1 стр.
Пособие для самостоятельной работы студентов 2 курса факультета экономики составители: Кириллова Н. В., Захарова А. В., Колубелова В. А
1145.51kb.
12 стр.
Планы семинарских занятий для студентов исторического факультета 2 курса дневного и заочного отделений
405.53kb.
2 стр.