БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Декан географического факультета БГУ
________________
И. И. Пирожник
(подпись) (И.О.Фамилия)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-______/р.
БИОГЕОГРАФИЯ
Учебная программа для специальности:
1-31 02 01 География
Направление 1-31 02 01- 02 География;
1-31 02 01- 03 Геоинформационные системы
1-31 02 01-01 Гидрометеорология; для специальности: 1-33 01 02 - Геоэкология
Факультет Географический
Кафедра Физической географии мира и образовательных технологий
Курс (курсы) 2
Семестр (семестры) 3-4
Лекции __50___ Экзамен _____4___________
Практические (семинарские)
занятия __16__ Зачет ___________________
Лабораторные
занятия _____8______ Курсовой проект (работа) __-___
КСР_____28________
Всего аудиторных
часов по дисциплине _____102_____
Всего часов Форма получения
по дисциплине ____220_______ высшего образования дневная
Составил – Митрахович П.А., кандидат биологических наук, доцент
2012 г.
Учебная программа составлена в соответствии с типовой программой по дисциплине «Биогеография » для высших учебных заведений для специальности: 1-31 02 01 География Направление 1-31 02 01- 02 География;
1-31 02 01- 03 Геоинформационные системы
1-31 02 01-01 Гидрометеорология; для специальности:
1-33 01 02 - Геоэкология
«23.12» 2009 г. Регистрационный № ТД-6; 242/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры физической географии материков и океанов и методики преподавания географии
_________2012 г., протокол №
Заведующая кафедрой
________________ Я.К. Еловичева
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методической комиссией
географического факультета БГУ
____________________
(дата, номер протокола)
Председатель
________________ М.Н. Брилевский
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На изучение дисциплины «Биогеография» отводится 220 часов, из них 102 часа аудиторных, в том числе 50 - лекционных, 8 – лабораторных, 44 - практических занятий. Итоговый контроль знаний рекомендуется осуществлять в форме экзамена.
Биогеография – наука о географическом распространении, размещении сообществ организмов и факторах определяющих такое распространение и размещение.
Организация живой материи. Эволюция жизни от архея до кайнозоя. Жизненные формы. Биота и ее систематическая структура. Разнообразие живых организмов. Флора и фауна, их структура и особенности распространения. Ареалы, их типы и картирование. Космополиты, эндемики, реликты. Биосфера, биом, биоценоз, экосистема. Биогеографическое районирование. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Сообщества зональные и азональные. Высотная дифференциация сообществ. Основные типы биомов суши. Озера, реки, водохранилища. Биогеография Мирового океана.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
-
принципы флористического и фаунистического районирования;
-
основных представителей флоры и фауны биомов суши и водных
экосистем, в том числе Беларуси;
-
причины и факторы, определяющие распространение современных организмов и живших в прошлые геологические эпохи;
уметь:
-
картографировать места обитания систематических групп растений и организмов;
-
выделять из состава биоты эндемические и реликтовые виды;
-
выделять растительные ассоциации при ландшафтных и землеустроительных изысканиях;
-
производить комплексные геоботанические описания лесной, луговой и болотной растительности.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№
п/п
|
Наименование разделов, тем
|
Количество часов*
|
Аудиторные
|
Самост.
работа
|
Лекции
|
Практич., семинар.
|
Лаб. занят.
|
КСР
|
|
Биогеография
|
102
|
50
|
8
|
44
|
|
|
Введение
|
2
|
2
|
|
|
|
|
Основные этапы развития жизни
|
2
|
2
|
|
|
|
|
Органический мир Земли
|
16
|
4
|
|
12
|
|
|
Таксономическая структура и теория происхождения видов Ч. Дарвина
|
4
|
1
|
|
3
|
|
|
Вирусы, Дробянки, Грибы
|
4
|
1
|
|
3
|
|
|
Растения (характеристика отделов)
|
4
|
1
|
|
3
|
|
|
Животные (характеристика типов и классов)
|
4
|
1
|
|
3
|
|
|
Ареалы как географические характеристики таксонов
|
2
|
2
|
|
|
|
|
Биогеографическое районирование суши
|
24
|
6
|
4
|
14
|
|
|
Флористические регионы суши (характеристика царств, подцарств и областей)
|
8
|
2
|
2
|
6
|
|
|
Фаунистические регионы суши (характеристика царств и областей)
|
8
|
2
|
2
|
6
|
|
|
Биотические регионы суши (биофилотическое районирование)
|
8
|
2
|
|
2
|
|
|
Биомы суши
|
24
|
6
|
4
|
14
|
|
|
Биомы тундры, лесов умеренного пояса, степей (характеристика флоры и фауны)
|
8
|
2
|
2
|
6
|
|
|
Биом пустынь, вечнозеленых жестколистных лесов и кустарников, тропических листопадных и сезонно-влажных лесов
|
8
|
2
|
2
|
6
|
|
|
Биом влажных экваториальных лесов и саванн.
|
8
|
2
|
|
2
|
|
|
Высотная дифференциация сообществ
|
2
|
2
|
|
|
|
|
Биогеография Мирового океана
|
2
|
2
|
|
|
|
|
Развитие, строение и функционирование биосферы
|
8
|
8
|
|
|
|
|
Экологические факторы среды
|
10
|
8
|
|
2
|
|
|
Экологические элементы и экологические факторы и их динамика
|
5
|
4
|
|
1
|
|
|
Биотические факторы. Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения организмов
|
5
|
4
|
|
1
|
|
|
Экосистема, биоценоз, популяция
|
10
|
8
|
|
2
|
|
|
Популяция, ее структура и динамика
|
5
|
4
|
|
1
|
|
|
Биоценоз, его вертикальная и горизонтальная структура
|
5
|
4
|
|
1
|
|
Итого
|
102
|
50
|
8
|
44
|
|
III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
|
Количество аудиторных часов
|
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
|
Литература
|
Формы контроля
знаний
|
лекции
|
практические
(семинарские)
занятия
|
лабораторные
занятия
|
управляемая
самостоятельная работа студента
|
|
|
50
|
16
|
8
|
28
|
|
|
|
1
|
Биогеография
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1
|
Введение. Направление биогеографических исследований. Методы исследований. Основные понятия и термин.
|
2
|
|
|
|
оверхед
|
[2, 3]
|
|
1.2
|
Основные этапы развития жизни.
|
2
|
|
|
|
оверхед
|
[3]
|
текущий опрос
|
2
|
Органический мир Земли
|
|
|
|
|
оверхед
|
|
|
2.1
|
Таксономическая структура и теория происхождения видов Ч. Дарвина
|
1
|
|
|
|
оверхед
|
[3]
|
текущий опрос
|
2.2
|
Вирусы, Дробянки, Грибы
|
1
|
|
|
|
оверхед
|
[3]
|
текущий опрос
|
2.3
|
Растения (характеристика отделов)
|
1
|
|
|
|
оверхед
|
[2]
|
текущий опрос
|
2.4
|
Животные (характеристика типов и классов)
|
1
|
|
|
|
оверхед
|
[3]
|
текущий опрос
|
2.5
|
Определение морфологического типа листа и систематического положения в классах растений (по гербарному материалу)
|
|
2
|
|
|
картосхемы
|
[12]
|
оценка выполнения работ
|
2.6
|
Определение типа соцветий (по гербарному материалу)
|
|
2
|
|
|
картосхемы
|
[12]
|
оценка выполнения работ
|
2.7
|
Работа с материалом экспозиции зоомузея (биофак) сопоставление списка фауны и расчет соотношения систематических категорий (отрядов, семейств) в группе беспозвоночных животных
|
|
|
|
2
|
ксерокопии рисунков
|
[1, 9]
|
оценка выполнения работ
|
2.8
|
Работа с материалом экспозиции зоомузея (биофак). Составление списка и расчет соотношения систематических категорий в группе позвоночных животных
|
|
|
|
4
|
ксерокопии рисунков
|
[7, 9]
|
оценка выполнения работ
|
2.9
|
Определение фауны РБ и составление списка видов животных (по отрядам)
|
|
|
|
2
|
ксерокопии рисунков
|
[7, 9]
|
оценка выполнения работ
|
3
|
Ареалы как географические характеристики таксонов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Понятие об ареале, картирование ареалов, типы ареалов и группы организмов по отношению к ним.
|
2
|
|
|
|
оверхед
|
[1, 3, 5]
|
текущий опрос
|
4
|
Биогеографическое районирование суши
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1
|
Флористические регионы суши (характеристика царств, подцарств и областей)
|
2
|
2
|
2
|
2
|
оверхед, картосхемы, ксерокопии рисунков
|
[1, 3, 4, 5]
|
текущий опрос, оценка выполнения работ
|
4.2
|
Фаунистические регионы суши (характеристика царств и областей)
|
2
|
2
|
2
|
2
|
оверхед, картосхемы, ксерокопии рисунков
|
[8, 5]
|
текущий опрос, оценка выполнения работ
|
4.3
|
Биотические регионы суши (биофилотическое районирование)
|
2
|
2
|
|
2
|
оверхед, картосхемы, ксерокопии рисунков
|
[3, 5, 8]
|
текущий опрос, оценка выполнения работ
|
5
|
Биомы суши
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1
|
Биомы тундры, лесов умеренного пояса, степей (характеристика флоры и фауны)
|
2
|
2
|
|
4
|
оверхед, картосхемы, ксерокопии рисунков
|
[3, 6, 8]
|
текущий опрос, оценка выполнения работ
|
5.2
|
Биом пустынь, вечнозеленых жестколистных лесов и кустарников, тропических листопадных и сезонно-влажных лесов
|
2
|
2
|
2
|
2
|
оверхед, картосхемы, ксерокопии рисунков
|
[6, 3]
|
текущий опрос, оценка выполнения работ
|
5.3
|
Биом влажных экваториальных лесов и саванн.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
оверхед, картосхемы
|
[6, 8]
|
текущий опрос, оценка выполнения работ
|
6
|
Высотная дифференциация сообществ
|
|
|
|
|
|
|
|
6.1
|
Характер поясности гор различных природных зон. Соответствие высотной поясности и широтной зональности.
|
2
|
|
|
|
|
[5, 8]
|
текущий опрос
|
7
|
Биогеография Мирового океана
|
|
|
|
|
|
|
|
7.1
|
Происхождение, возраст и особенности формирования биоты на островах. Экологические зоны и условия обитанияя организмов в океанах. Биогеографические области Мирового океана. Общая характеристика флоры и фауны различных областей.
|
2
|
|
|
|
оверхед
|
[5, 8]
|
итоговое тестирование
|
8
|
Основы экологии
|
|
|
|
|
|
|
|
8.1
|
Развитие, строение и функционирование биосферы
|
4
|
|
|
|
оверхед
|
[6, 8]
|
текущий опрос
|
Понятие о биосфере. История развития представлений о биосфере. Структура и границы биосферы.
|
2
|
|
|
|
оверхед
|
[6, 8]
|
текущий опрос
|
Круговорот веществ в биосфере: круговорот углерода и азота
|
2
|
|
|
|
оверхед
|
[6, 8]
|
текущий опрос
|
8.2
|
Экологические факторы среды
|
2
|
|
|
|
оверхед
|
[3, 5, 8]
|
текущий опрос
|
|
Абиотические факторы: свет, температура
|
2
|
|
|
|
оверхед
|
[3, 5, 8]
|
текущий опрос
|
Биотические факторы: внутривидовые
|
2
|
|
|
|
оверхед
|
[3, 5, 8]
|
текущий опрос
|
Анализ динамики температуры в озерах разного типа
|
2
|
|
|
|
оверхед
|
[3, 5, 8]
|
текущий опрос
|
|
Анализ динамики кислорода в озерах разного типа
|
|
|
|
1
|
ксерокопии рисунков
|
[3, 5, 8]
|
оценка выполнения работ
|
Анализ динамики азота в озерах разного типа
|
|
|
|
1
|
ксерокопии рисунков
|
[3, 6]
|
оценка выполнения работ
|
Анализ динамики фосфора в озерах разного типа
|
|
|
|
1
|
ксерокопии рисунков
|
[3, 6]
|
оценка выполнения работ
|
Анализ динамики численности биомассы планктонных организмов в озерах многоцелевого использования
|
|
|
|
1
|
ксерокопии рисунков
|
[3, 6]
|
оценка выполнения работ
|
8.3
|
Экосистема, биоценоз, популяция
|
2
|
|
|
|
оверхед
|
|
текущий опрос
|
|
Биоценоз его структура и динамика
|
2
|
|
|
|
оверхед
|
[3, 5, 8]
|
текущий опрос
|
|
Классификация биоценозов
|
2
|
|
|
2
|
оверхед
|
[3, 5, 8]
|
текущий опрос, оценка выполнения работ
|
|
Популяция, ее структура и динамика
|
1
|
|
|
|
оверхед
|
[3, 5, 8]
|
текущий опрос
|
|
Экологические области Мирового океана
|
1
|
|
|
|
оверхед
|
[3, 5, 8]
|
итоговой тестирование
|
IV. Информационно-методическая часть
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1.
|
Абдурахманов Г. М., Криволуцкий Д. А., Мяло Е. Г., Огуреева Г. Н. Биогеография. М.: Изд-во «Высшая школа», 2003. – 240 с.
|
2.
|
Агаханянц О. Е., Кирвель И. И. Биогеография с основами экологии. Мн.: «Технопринт», 2005. – 464 с.
|
3.
|
Воронов А. Г., Дроздов Н. Н., Криволуцкий Д. А., Мяло Е. Г. Биогеография с основами экологии. М.: Изд-во «Высшая школа», 2002. -392 с.
|
4.
|
Гурова Т. Ф., Назаренко Л. В. Основы экологии и рационального природопользования. М.: ОНИКС, 2005. – 224 с.
|
5.
|
Киселев В. Н. Биогеография с основами экологии. Мн.: Университетское, 1995. -350 с.
|
6.
|
Киселев В. Н. Основы экологии. Мн.: Университетское, 2000. - 362 с.
|
|
|
| Дополнительная
|
7.
|
Воронин Ф. Н. Фауна Белоруссии и охрана природы. Мн.: Вышэйшая школа, 1967, - 418 с.
|
8.
|
Воронов А. Г. Биогеография с основами экологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. – 264 с.
|
9.
|
Лопатин И. К. Зоогеография. Минск: Высшая школа, 1989, - 315 с.
|
10.
|
Одум Ю. Экология. В 2-х т. М.: Мир, 1986, - 520 с.
|
11.
|
Нейл У. География жизни. Москва. Изд-во «Прогресс», 1973, - 375 с.
|
12.
|
Джил Бейли и Тони Седдон. Доисторический мир. Москва «Росмэн», 1995, - 160 с.
|
|
|
|
Справочные материалы
|
13.
|
География. Иллюстрированная энциклопедия «Белфакс Медиа» Словакия, 2002 г., 264 с.
|
14.
|
Биологический энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия», 1989 г., 865 с.
|
15.
|
Зоогеографическая карта мира.
|
16.
|
Карта растительности мира.
|
|
Атласы
|
17.
|
Географический атлас. Главное управление геодезии и картографии при совете Министров СССР. Москва, 1985 г., 237 с.
|
18.
|
Нацыянальны атлас Беларусi. – Мн., 2002. – 292 с.
|
19.
|
Обзорно-географический атлас мира. – М., 2003. – 177 с.
|
V. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название
дисциплины,
с которой
требуется согласование
|
Название
кафедры
|
Предложения
об изменениях в содержании учебной программы
по изучаемой учебной
дисциплине
|
Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)
|
Гидрология суши
|
Общего землеведения и гидрометеорологии
|
|
|
|
|
|
|
Общая экология
|
Геоэкологии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
на _20___/_20___ учебный год
№№
пп
|
Дополнения и изменения
|
Основание
|
|
|
|
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры
(протокол № __ от __________ 20___г.)
Заведующий кафедрой
_д. г. н., профессор___ _______________ __Я. К. Еловичева________
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
_
д. г. н., профессор_____________ _______ _
И. И. Пирожник_______