Главная
страница 1

Понятийный словарь 
(Подготовлено по материалам словаря-справочника «Детское движение» 
Ассоциации исследователей детского движения)


Детское движение

1. Совокупность действий и процессов деятельности всех детских (в том числе подростковых и юношеских) общественных объединений и организаций, существующих в регионе (крае, области) или территориальной единице (городе, районе). В рамках этого общего социального явления можно выде­лить отдельные его виды, отличающиеся, прежде всего, содержанием и на­правленностью деятельности объединений и организаций определенного типа. Например: экологическое движение, коммунарское движение, скаутское движение, военно-патриотическое движение и др. В нынешней ситуации правомерно также говорить и о пионерском движении, объединяющем дея­тельность организаций пионерской направленности.

2. Одна из форм социально активной деятельности детей и подростков, объединенных общими целевыми установками и программами определен­ной содержательной направленности. Например: детско-юношеское движе­ние «Юные за возрождение Петербурга». (Е.В. Титова)

Детское движение – процесс возникновения, становления, развития и распада детских группок и групп, созданных на добровольной основе самими Детьми или с участием взрослых, без установленного членства, единой цели и общих задач, единых законов и обычаев, символов и ритуалов, программ и Формы одежды. (Т.В. Трухачева)

Детское движение – особым образом организованная деятельность самих детей – социально обусловленная, общественно и лично значимая; самодеятельность определенной направленности (индивидуальная, коллективная).

Детское общественное движение – социально-педагогическое явление, находящееся на пересечении социально-политической сферы общества и его педагогических систем; совокупность детских общественных объединений разных типов и видов (движений, организаций, коллективов), действую­щих в обществе на конкретном этапе его развития (Д.Н. Лебедев)

Детское общественное движение (с участием взрослых) характеризуется двумя ведущими целями.

Первая, приоритетная цель – детская, удовлетворяющая стремление детей к объединению в различные формирования, сообщества, в которых

– они видят перспективу интересной жизни;

– повышается социальная значимость их деятельности;

– они могут реализовать свои интересы, запросы и потребности.



Вторая цель – педагогическая, подразумевающая создание в различных детских сообществах таких условий, при которых наиболее успешно осуще­ствляется социализация личности ребенка, формирование его готовности к цивилизованным экономическим отношениям, к политическим отношениям на основе демократической культуры, к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.

Детское движение называется общественным тогда, когда его формирования, созданные по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых, не являются непосредственными структурными подразде­лениями государственных учреждений. Однако они могут функциониро­вать на базе и при материально-финансовой поддержке государственных учреждений, при условии невмешательства в деятельность друг друга, со­блюдения основ делового сотрудничества (см. Закон РФ «Об общественных объединениях», Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»).

В основе детского общественного движения лежит деятельность детей и подростков на пользу обществу, их стремление участвовать в жизни общества. На первых порах это стремление не всегда ярко выражено, может но­сить стихийный характер. (Л.В. Кузнецова)

Детское объединение – разновидность малой группы, функционирую­щей как социальная организация со свободной организационной структу­рой, демократическими иерархиями «взрослый – ребенок», где у каждого члена коллектива есть свои роли, содержание которых и формирует взаимо­действие внутри группы, активизирует межличностные отношения.

Коллективная деятельность детского объединения является принципиальным механизмом освоения ребенком норм, требований и стереотипов общества.



К особенностям социализации в современном детском коллективе можно отнести:

– привлекательную новизну предлагаемых группой разнообразных социальных позиций (руководитель, организатор, исполнитель, аналитик, тво­рец, инициатор и др.);

– динамику социальных ролей, меняющихся очень быстро и зависящих от характера разрешаемых группой задач («активист», «пассивный», «неформальный лидер», «формальный лидер», «злодей», «хороший человек», «спорщик» и др.);

– возможность самореализации в системе социальных отношений, мно­гообразия социальных проб. (А.В. Малиновский)



Детские объединения в системе детского движения – сообщества, содружества детей, основные участники которых – дети. Ребенок – субъект жизнедеятельности группы, взрослый – активный ее участник, признанный Детьми. В основе детского объединения – инициативы, самодеятельность Детей, дружеское общение. Структура детского объединения демократич­ная, без жесткого подчинения, иерархии. Это подлинно детская организация, Деятельность которой строится на основе общественных интересов детей, сочетания этих интересов с потребностями микрорайона, школы, УДО, семьи, общества, страны, региона. Детское объединение позволяет ребенку раскрыть, проявить, а часто – открыть свои индивидуальные интересы (детские объединения в школах, учреждениях дополнительного образования созда­ются на основе личных интересов детей, которые могут перерасти в обще­ственные). (Л.В. Алиева)

Детское общественное объединение – общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлет­воряющей их социальные потребности и интересы.

Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70,0%) граждан до 18 лет от общего числа членов. Общественным считается такое объединение, которое:

– создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления де­тей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделе­нием государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

– осуществляет социально-творческую деятельность;

– не ставит своей уставной целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.



К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений. (Е. В. Титова)

Детское общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование детей в возрасте до 18 лет и взрослых, взаимодействующих с ними в процессе осуществления прав, гаран­тированных Конвенцией о правах ребенка, и достижения цели, провозглашен­ной в уставе или ином документе, регулирующем деятельность объединения.

Участников общественного объединения связывает принадлежность к одному формированию (членство), участие в создании и укреплении базы объединения (членские взносы, владение собственностью), участие в управ­лении делами, деятельностью своего объединения, право голоса. В обществен­ном объединении личностное воздействие (ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, взрослый – ребенок) и взаимодействие (ребенок – ребенок, ребе­нок – взрослый) носят иной, нежели в других, государственных, объедине­ниях характер.

Нормы, устанавливаемые уставом объединения, носят самообязывающий характер и, как правило, тесно связаны с нормами морали. Именно по­этому правомерно рассматривать детское общественное объединение как начальную школу демократии. (Т.В. Трухачева)

Детское общественное объединение – основа движения, организации, это сообщество детей, направляемое взрослым – членом этого объединения.

Детское общественное объединение – это:

– форма социального воспитания детей, в которой интегрируются «составные» процесса развития личности: обучение, воспитание, социализация и саморазвитие (самовоспитание, самообразование, самореализация); создаются условия «цельного» развития личности;

– разумно организованный досуг детей – среда их жизнедеятельности, социум, в котором ребенок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях (от рядового, заинтересованного, ответственного участника до лидера-организатора; в индивиду­альной и коллективной, исполнительской и творческой деятельности); как личность, проявляя социальную гражданскую позицию (пусть в стадии за­рождения), принадлежность к государственным и общественным структу­рам (не случайно дети в своих объединениях, организациях часто стремят­ся подражать взрослому обществу, играют в «парламенты», «республики», «министров», «президентов»);

– эффективное средство приобретения личного жизненного опыта, самостоятельности, опыта человеческого общения, отношений коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечен­ных, неравнодушных;

– мир игры, фантазии, свободы творчества. (Л.В. Алиева)

Детская организация – самодеятельное, самоуправляемое общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафик­сированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную струк­туру и фиксированное членство (Е.В. Титова)

Детская организация – особая форма детского движения, а также особая структура в социально-политическом устройстве государства, выражающая интересы детей, способствующая их участию в общем деле, помогающая про­вести в детскую среду политику государства, принципы экономики, куль­турные ценности. Это многоступенчатая, иерархическая, относительно зак­рытая, упорядоченная структура, четко обозначающая свои цели, задачи, права, обязанности своих членов, позицию взрослых, роль, место детских объеди­нений, действующая на основе самодеятельности, самоуправления в сочета­нии с руководством взрослых.

Это, как правило, узаконенная, признанная государством форма детского Движения, деятельность которой не противоречит Конституции, законодательству государства, пользующаяся поддержкой государственных структур.

По названиям, направленности основной деятельности, степени развития, оформления опыта детские организации сегодня представлены как республиканские, региональные (областные, городские), межрегиональные в формах «союзов», «ассоциаций», «движений», «клубов», «агентств»; по направленности деятельности – пионерская, скаутская, профильные, религиозные детские организации.

Что же касается таких структур как СПО-ФДО, ФДО «Юная Россия» – это не детские организации, а государственно-общественные структуры, обеспечивающие деятельность детских организаций, объединений, стимулирующие рост, развитие детского движения. (Л.В. Алиева)



Детская организация является особым типом общественного объединения и характеризуется следующими признаками:

– наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых;

– добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее;

– организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество;

– четко выраженная структура, определяющая положение в организа­ции каждого;

– установленные для всех нормы и правила;

– гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности).

Детскими признаются подростковые, юношеские организации, движения, союзы, общества, иные общества граждан, а также объединения (ассоци­ации, федерации) детских организаций, которые в своем составе насчитыва­ют не более 30% взрослых, не менее 70% детей. (Г.В. Сабитова)

Задачи детских организаций – обеспечить адекватность всей работы с детьми в детских организациях новым социально-экономическим отноше­ниям; способствовать решению самых актуальных проблем детства, добива­ясь социального благополучия каждого ребенка; взаимодействуя с другими социальными институтами, обеспечить равные возможности в социальном становлении детей; создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода. (М.И. Рожков)

Законы детских организаций – общепринятые нормы, которые форму­лируются в соответствии с общественным мнением и волей всех членов кол­лектива и признаются обязательными для всех. Это один из важнейших эле­ментов демократии, поскольку в коллективе жизнь строится на основе принципов равенства всех его членов перед законом. Не зря древние восточ­ные философы утверждали, что в коллективе, обществе должен царствовать закон, а не человек:

1.Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.

2. Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3. Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

4. Закон любви: любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся его.

5. Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них.

6. Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

7. Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое

достоинство других.

8. Закон старости: помни, старость уважается у всех народов, будь циви­лизован.

9. Закон свободы: каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

10. Закон смелости: вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел.

11. Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

(В.Т. Кабуш)



Лига – (от фр. «связывать») – объединение, союз, сообщество (отдельных лиц, организаций, государств). В детском и молодежном движении термин «лига» используют объединения, основывающие свою деятельность на прин­ципе сотрудничества и реализации определенных профессиональных и куль­турных интересов личности: Лига малой прессы, Молодежная морская лига, молодежная лига «Будущее: XXI век». (Л.В. Кузнецова)

Лидер – принимаемая группой личность, наиболее полно отражающая и выражающая ее интересы, выявившаяся в результате внутригруппового вза­имодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующая собствен­ные потенциальные возможности в деятельности и общении. (А. И. Тимонин)

Лидерство – способность влиять на индивидуумов и группы людей, что­бы побудить их работать для достижения цели. (А.В. Малиновский)

Позиция взрослого в детском общественном объединении – это система его отношений к детской организации, ее деятельности, ее ценностям, к членам детского общественного объединения, к своим коллегам и к самому себе в объединении.

Наиболее распространенные позиции (не учитывая возможные «полутона») – «сторонний наблюдатель», «диктатор», «товарищ».

С педагогической точки зрения, предпочтительна товарищеская пози­ция, которая способствует формированию у подростков субъектной пози­ции в детском общественном объединении, а значит, и развитию самодея­тельных начал объединения. (Д.Н. Лебедев)

Принципы устройства и функционирования детских общественных объе­динений могут быть сформулированы следующим образом:

Самореализация как смысл включенности личности в объединение.

Самоорганизация как механизм, образующий общественное объедине­ние детей и подростков.

Самодеятельность как способ существования объединения.

Самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения.

Социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности.

Участие и поддержка взрослых как ответственность взрослых за педаго­гические последствия организованной детской самодеятельности.

Возрастающая включенность детей в общественные отношения как спо­соб становления личности в детском объединении (А.Г. Кирпичник)



Программа – документ, отражающий последовательную систему дей­ствий, направленных на достижение социально-педагогической цели.

В 1991 году научно-практическим центром СПО-ФДО на основе программно-вариативного подхода к социализации личности ребенка в деятель­ности детских объединений (авторы М. М. Рожков, А. В. Волохов) создан первый пакет программ, включающий такие программы как «Детский орден милосердия», «Школа юных парламентариев» («Школа демократической культуры»), «Каникулы», «Свой голос», «Дети есть дети», «Древо жизни», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Игра – дело серьезное», «Мир красотой спасется», «Алые паруса».

Многие из программ стали основой либо для создания профильных детских объединений, либо для разработки разнообразных территориальных профиль­ных программ самых различных коллективов, объединений, организаций.

Ритуал детского объединения – сложившаяся форма символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные ценности коллектива, организации.

Ритуалы в детском движении можно разделить на две группы: ритуалы, принадлежащие всей организации; ритуалы, созданные внутри первичного детского объединения (отряда, группы, бригады, звена и т. п.). (И.И. Волкова)

Ритуалы детского общественного объединения – действия, совершае­мые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные.

Детские общественные объединения используют ритуалы приема, при­своения отряду или дружине почетного имени героя, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным символам.

Четкое и красивое выполнение ритуалов способствует формированию у подростков чувства причастности к детскому общественному объединению и его традициям, позволяет укрепить единство объединения. (Д.Я. Лебедев)

Символика детского объединения – совокупность знаков, опознаватель­ных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указы­вающих на принадлежность к объединению, организации, значимому собы­тию. (Я.И. Волкова)

Символы детского общественного объединения – предметы и действия, имеющие условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тес­но связанные по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценнос­тями и принципами жизнедеятельности объединения и используемые объе­динением в практической деятельности для их достижения.

Чаще всего детскими общественными объединениями используются в ка­честве символов девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы. В случае, когда детское общественное объединение имеет разветвленную структуру, первичный коллектив может в дополнение к общей иметь и свою собственную символику, но не противоречащую и не диссонирующую с сим­воликой объединения.



Символы – важное средство формирования у участников объединения чувства гордости за принадлежность к нему. (Д.Я. Лебедев)

Традиции детского объединения – правила, нормы, обычаи, сложившие­ся в детском объединении, передающиеся и сохраняющиеся в течение дли­тельного срока. Условно их можно разделить на традиции-нормы (например, законы коллектива, «орлятский круг» и др.) и традиции-события. (Н.И. Волкова)


Смотрите также:
Справочника «Детское движение»
143.62kb.
1 стр.
Информация о Калужском региональном
18.35kb.
1 стр.
Справочника «лучшие выпускники»
50.69kb.
1 стр.
Программа дисциплины детское движение основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению
171.15kb.
1 стр.
Справочника «Субъекты энергосбережения города Москвы»
74.5kb.
1 стр.
Деятельность Сроки проведения Место проведения
72.34kb.
1 стр.
Все больше и больше лет отделяют нас от грозных событий Великой Отечественной
12.98kb.
1 стр.
Сборник задач по физике часть механика москва 2007 кинематика
3373.69kb.
11 стр.
Задача на движение заряженной частицы в магнитном поле. 27. 14
794.87kb.
5 стр.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь Печорская гимназия Детское православное движение «Вестники» XV корнилиевских православных образовательных чтений «Псково-Печерский монастырь. 540 лет просветительской деятельности»
75.24kb.
1 стр.
Программа по физике. 7 класс (68ч, 2ч в неделю)
125.72kb.
1 стр.
«новая москва» новое общественное движение» Общественное движение «Новая Москва». Первые успехи
25.12kb.
1 стр.