Детское движение
1. Совокупность действий и процессов деятельности всех детских (в том числе подростковых и юношеских) общественных объединений и организаций, существующих в регионе (крае, области) или территориальной единице (городе, районе). В рамках этого общего социального явления можно выделить отдельные его виды, отличающиеся, прежде всего, содержанием и направленностью деятельности объединений и организаций определенного типа. Например: экологическое движение, коммунарское движение, скаутское движение, военно-патриотическое движение и др. В нынешней ситуации правомерно также говорить и о пионерском движении, объединяющем деятельность организаций пионерской направленности.
2. Одна из форм социально активной деятельности детей и подростков, объединенных общими целевыми установками и программами определенной содержательной направленности. Например: детско-юношеское движение «Юные за возрождение Петербурга». (Е.В. Титова)
Детское движение – процесс возникновения, становления, развития и распада детских группок и групп, созданных на добровольной основе самими Детьми или с участием взрослых, без установленного членства, единой цели и общих задач, единых законов и обычаев, символов и ритуалов, программ и Формы одежды. (Т.В. Трухачева)
Детское движение – особым образом организованная деятельность самих детей – социально обусловленная, общественно и лично значимая; самодеятельность определенной направленности (индивидуальная, коллективная).
Детское общественное движение – социально-педагогическое явление, находящееся на пересечении социально-политической сферы общества и его педагогических систем; совокупность детских общественных объединений разных типов и видов (движений, организаций, коллективов), действующих в обществе на конкретном этапе его развития (Д.Н. Лебедев)
Детское общественное движение (с участием взрослых) характеризуется двумя ведущими целями.
Первая, приоритетная цель – детская, удовлетворяющая стремление детей к объединению в различные формирования, сообщества, в которых
– они видят перспективу интересной жизни;
– повышается социальная значимость их деятельности;
– они могут реализовать свои интересы, запросы и потребности.
Вторая цель – педагогическая, подразумевающая создание в различных детских сообществах таких условий, при которых наиболее успешно осуществляется социализация личности ребенка, формирование его готовности к цивилизованным экономическим отношениям, к политическим отношениям на основе демократической культуры, к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.
Детское движение называется общественным тогда, когда его формирования, созданные по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых, не являются непосредственными структурными подразделениями государственных учреждений. Однако они могут функционировать на базе и при материально-финансовой поддержке государственных учреждений, при условии невмешательства в деятельность друг друга, соблюдения основ делового сотрудничества (см. Закон РФ «Об общественных объединениях», Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»).
В основе детского общественного движения лежит деятельность детей и подростков на пользу обществу, их стремление участвовать в жизни общества. На первых порах это стремление не всегда ярко выражено, может носить стихийный характер. (Л.В. Кузнецова)
Детское объединение – разновидность малой группы, функционирующей как социальная организация со свободной организационной структурой, демократическими иерархиями «взрослый – ребенок», где у каждого члена коллектива есть свои роли, содержание которых и формирует взаимодействие внутри группы, активизирует межличностные отношения.
Коллективная деятельность детского объединения является принципиальным механизмом освоения ребенком норм, требований и стереотипов общества.
К особенностям социализации в современном детском коллективе можно отнести:
– привлекательную новизну предлагаемых группой разнообразных социальных позиций (руководитель, организатор, исполнитель, аналитик, творец, инициатор и др.);
– динамику социальных ролей, меняющихся очень быстро и зависящих от характера разрешаемых группой задач («активист», «пассивный», «неформальный лидер», «формальный лидер», «злодей», «хороший человек», «спорщик» и др.);
– возможность самореализации в системе социальных отношений, многообразия социальных проб. (А.В. Малиновский)
Детские объединения в системе детского движения – сообщества, содружества детей, основные участники которых – дети. Ребенок – субъект жизнедеятельности группы, взрослый – активный ее участник, признанный Детьми. В основе детского объединения – инициативы, самодеятельность Детей, дружеское общение. Структура детского объединения демократичная, без жесткого подчинения, иерархии. Это подлинно детская организация, Деятельность которой строится на основе общественных интересов детей, сочетания этих интересов с потребностями микрорайона, школы, УДО, семьи, общества, страны, региона. Детское объединение позволяет ребенку раскрыть, проявить, а часто – открыть свои индивидуальные интересы (детские объединения в школах, учреждениях дополнительного образования создаются на основе личных интересов детей, которые могут перерасти в общественные). (Л.В. Алиева)
Детское общественное объединение – общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.
Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70,0%) граждан до 18 лет от общего числа членов. Общественным считается такое объединение, которое:
– создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;
– осуществляет социально-творческую деятельность;
– не ставит своей уставной целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.
К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений. (Е. В. Титова)
Детское общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование детей в возрасте до 18 лет и взрослых, взаимодействующих с ними в процессе осуществления прав, гарантированных Конвенцией о правах ребенка, и достижения цели, провозглашенной в уставе или ином документе, регулирующем деятельность объединения.
Участников общественного объединения связывает принадлежность к одному формированию (членство), участие в создании и укреплении базы объединения (членские взносы, владение собственностью), участие в управлении делами, деятельностью своего объединения, право голоса. В общественном объединении личностное воздействие (ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, взрослый – ребенок) и взаимодействие (ребенок – ребенок, ребенок – взрослый) носят иной, нежели в других, государственных, объединениях характер.
Нормы, устанавливаемые уставом объединения, носят самообязывающий характер и, как правило, тесно связаны с нормами морали. Именно поэтому правомерно рассматривать детское общественное объединение как начальную школу демократии. (Т.В. Трухачева)
Детское общественное объединение – основа движения, организации, это сообщество детей, направляемое взрослым – членом этого объединения.
Детское общественное объединение – это:
– форма социального воспитания детей, в которой интегрируются «составные» процесса развития личности: обучение, воспитание, социализация и саморазвитие (самовоспитание, самообразование, самореализация); создаются условия «цельного» развития личности;
– разумно организованный досуг детей – среда их жизнедеятельности, социум, в котором ребенок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях (от рядового, заинтересованного, ответственного участника до лидера-организатора; в индивидуальной и коллективной, исполнительской и творческой деятельности); как личность, проявляя социальную гражданскую позицию (пусть в стадии зарождения), принадлежность к государственным и общественным структурам (не случайно дети в своих объединениях, организациях часто стремятся подражать взрослому обществу, играют в «парламенты», «республики», «министров», «президентов»);
– эффективное средство приобретения личного жизненного опыта, самостоятельности, опыта человеческого общения, отношений коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных;
– мир игры, фантазии, свободы творчества. (Л.В. Алиева)
Детская организация – самодеятельное, самоуправляемое общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство (Е.В. Титова)
Детская организация – особая форма детского движения, а также особая структура в социально-политическом устройстве государства, выражающая интересы детей, способствующая их участию в общем деле, помогающая провести в детскую среду политику государства, принципы экономики, культурные ценности. Это многоступенчатая, иерархическая, относительно закрытая, упорядоченная структура, четко обозначающая свои цели, задачи, права, обязанности своих членов, позицию взрослых, роль, место детских объединений, действующая на основе самодеятельности, самоуправления в сочетании с руководством взрослых.
Это, как правило, узаконенная, признанная государством форма детского Движения, деятельность которой не противоречит Конституции, законодательству государства, пользующаяся поддержкой государственных структур.
По названиям, направленности основной деятельности, степени развития, оформления опыта детские организации сегодня представлены как республиканские, региональные (областные, городские), межрегиональные в формах «союзов», «ассоциаций», «движений», «клубов», «агентств»; по направленности деятельности – пионерская, скаутская, профильные, религиозные детские организации.
Что же касается таких структур как СПО-ФДО, ФДО «Юная Россия» – это не детские организации, а государственно-общественные структуры, обеспечивающие деятельность детских организаций, объединений, стимулирующие рост, развитие детского движения. (Л.В. Алиева)
Детская организация является особым типом общественного объединения и характеризуется следующими признаками:
– наличие ценностной идеи (цели), ради которой осуществляется совместная деятельность детей и взрослых;
– добровольное вступление в организацию и свободный выход из нее;
– организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество;
– четко выраженная структура, определяющая положение в организации каждого;
– установленные для всех нормы и правила;
– гарантированные для всех членов организации права субъектов совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности).
Детскими признаются подростковые, юношеские организации, движения, союзы, общества, иные общества граждан, а также объединения (ассоциации, федерации) детских организаций, которые в своем составе насчитывают не более 30% взрослых, не менее 70% детей. (Г.В. Сабитова)
Задачи детских организаций – обеспечить адекватность всей работы с детьми в детских организациях новым социально-экономическим отношениям; способствовать решению самых актуальных проблем детства, добиваясь социального благополучия каждого ребенка; взаимодействуя с другими социальными институтами, обеспечить равные возможности в социальном становлении детей; создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода. (М.И. Рожков)
Законы детских организаций – общепринятые нормы, которые формулируются в соответствии с общественным мнением и волей всех членов коллектива и признаются обязательными для всех. Это один из важнейших элементов демократии, поскольку в коллективе жизнь строится на основе принципов равенства всех его членов перед законом. Не зря древние восточные философы утверждали, что в коллективе, обществе должен царствовать закон, а не человек:
1.Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.
2. Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
4. Закон любви: любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся его.
5. Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них.
6. Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
7. Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое
достоинство других.
8. Закон старости: помни, старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
9. Закон свободы: каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
10. Закон смелости: вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел.
11. Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
(В.Т. Кабуш)
Лига – (от фр. «связывать») – объединение, союз, сообщество (отдельных лиц, организаций, государств). В детском и молодежном движении термин «лига» используют объединения, основывающие свою деятельность на принципе сотрудничества и реализации определенных профессиональных и культурных интересов личности: Лига малой прессы, Молодежная морская лига, молодежная лига «Будущее: XXI век». (Л.В. Кузнецова)
Лидер – принимаемая группой личность, наиболее полно отражающая и выражающая ее интересы, выявившаяся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующая собственные потенциальные возможности в деятельности и общении. (А. И. Тимонин)
Лидерство – способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения цели. (А.В. Малиновский)
Позиция взрослого в детском общественном объединении – это система его отношений к детской организации, ее деятельности, ее ценностям, к членам детского общественного объединения, к своим коллегам и к самому себе в объединении.
Наиболее распространенные позиции (не учитывая возможные «полутона») – «сторонний наблюдатель», «диктатор», «товарищ».
С педагогической точки зрения, предпочтительна товарищеская позиция, которая способствует формированию у подростков субъектной позиции в детском общественном объединении, а значит, и развитию самодеятельных начал объединения. (Д.Н. Лебедев)
Принципы устройства и функционирования детских общественных объединений могут быть сформулированы следующим образом:
Самореализация как смысл включенности личности в объединение.
Самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков.
Самодеятельность как способ существования объединения.
Самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения.
Социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности.
Участие и поддержка взрослых как ответственность взрослых за педагогические последствия организованной детской самодеятельности.
Возрастающая включенность детей в общественные отношения как способ становления личности в детском объединении (А.Г. Кирпичник)
Программа – документ, отражающий последовательную систему действий, направленных на достижение социально-педагогической цели.
В 1991 году научно-практическим центром СПО-ФДО на основе программно-вариативного подхода к социализации личности ребенка в деятельности детских объединений (авторы М. М. Рожков, А. В. Волохов) создан первый пакет программ, включающий такие программы как «Детский орден милосердия», «Школа юных парламентариев» («Школа демократической культуры»), «Каникулы», «Свой голос», «Дети есть дети», «Древо жизни», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Игра – дело серьезное», «Мир красотой спасется», «Алые паруса».
Многие из программ стали основой либо для создания профильных детских объединений, либо для разработки разнообразных территориальных профильных программ самых различных коллективов, объединений, организаций.
Ритуал детского объединения – сложившаяся форма символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные ценности коллектива, организации.
Ритуалы в детском движении можно разделить на две группы: ритуалы, принадлежащие всей организации; ритуалы, созданные внутри первичного детского объединения (отряда, группы, бригады, звена и т. п.). (И.И. Волкова)
Ритуалы детского общественного объединения – действия, совершаемые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные.
Детские общественные объединения используют ритуалы приема, присвоения отряду или дружине почетного имени героя, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным символам.
Четкое и красивое выполнение ритуалов способствует формированию у подростков чувства причастности к детскому общественному объединению и его традициям, позволяет укрепить единство объединения. (Д.Я. Лебедев)
Символика детского объединения – совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к объединению, организации, значимому событию. (Я.И. Волкова)
Символы детского общественного объединения – предметы и действия, имеющие условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно связанные по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами жизнедеятельности объединения и используемые объединением в практической деятельности для их достижения.
Чаще всего детскими общественными объединениями используются в качестве символов девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы. В случае, когда детское общественное объединение имеет разветвленную структуру, первичный коллектив может в дополнение к общей иметь и свою собственную символику, но не противоречащую и не диссонирующую с символикой объединения.
Символы – важное средство формирования у участников объединения чувства гордости за принадлежность к нему. (Д.Я. Лебедев)
Традиции детского объединения – правила, нормы, обычаи, сложившиеся в детском объединении, передающиеся и сохраняющиеся в течение длительного срока. Условно их можно разделить на традиции-нормы (например, законы коллектива, «орлятский круг» и др.) и традиции-события. (Н.И. Волкова)
|