Главная
страница 1страница 2страница 3
Л.Д. БЕДНАРСКАЯ
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ В.В. БАБАЙЦЕВОЙ "РУССКИЙ ЯЗЫК. 5-11" для классов и школ с углублённым изучением русского языка.

1Х класс.

В 9 классе на уроках русского языка учащиеся изучают синтаксис сложного предложения, текста, способы передачи чужой речи. Программа предусматривает систематизацию, обобщение и углубление сведений по стилистике и синтаксической синонимии, культуре речи, знакомство с некоторыми общими сведениями о языке.

Основное внимание уделяется функциональному аспекту изучения сложного предложения: в течение учебного года последовательно и целенаправленно отмечается роль синтаксических единиц в речи и тексте. Это позволяет показать многозначность сложного предложения, многомерную реализацию его потенциальных возможностей. Сложное (и простое) предложение представлено в тексте, так как именно структура предложения организует тип речи. Характер синтаксических конструкций нередко ярче, чем лексика, свидетельствует о стилистической принадлежности текста, поэтому при анализе многочисленных текстов проводится системное повторение синтаксиса простого предложения (главные члены, состав, осложнённость).

Многие задания имеют интегративный и развивающий характер, заставляют размышлять, формируют умения наблюдать и сопоставлять различные факты языка и речи, подыскивать нужный синтаксический синоним в зависимости от речевой ситуации и коммуникативных целей, осознавать и объяснять смысловые оттенки в значении сложного предложения. Многие задания ориентированы на формирование, закрепление и автоматизацию пунктуационных навыков, в основе которых лежит понимание структуры синтаксических единиц. В центре внимания остаётся совершенствование и орфографической грамотности. Повторение синтаксиса простого предложения и орфографических правил проводится в процессе анализа текстов и выполнения заданий, имеющих комплексный характер. При выполнении заданий, представляющих различные сложные предложения, учащиеся обращают внимание на различные характеристики простых предложений в их составе. Вопросы, предусматривающие повторение простого предложения, даны в планировании.


Первая четверть

18 + 9 = 27 часов
В первой четверти учащиеся знакомятся с общей характеристикой сложного предложения и его союзных типов, – со сложносочинённым и сложноподчинённым предложениями в их синонимических отношениях. Основные темы курса "Синтаксис простого предложения" (главные члены предложения, второстепенные члены предложения, состав простого предложения, осложнение простого предложения) повторяются параллельно с изучением сложного предложения, так как примеры в заданиях подобраны таким образом, чтобы обратить внимание учащихся на центральные проблемы синтаксиса простого предложения. В планировании также даны дополнительные синтаксические задания, помогающие систематическому и целенаправленному повторению синтаксиса простого предложения.
Урок 1. Основные типы сложных предложений. У. § 234. С. з.313, 314. Н/д з.324, подчеркните обособленные члены предложения в простых предложениях. РТ – 1, 2.

Понятия о типах сложного предложения, об отделительных (конца предложения), разделительных и выделительных знаках препинания являются повторением и обобщением большого эмпирического и теоретического опыта, который начал формироваться у девятиклассников уже в пятом классе, теоретически изучался и обобщался в 8 классе, развивался, пополнялся на протяжении четырёх лет. Теоретический материал, изучаемый на уроке, является одновременно и новым, и знакомым. Новое в нем – теоретическая лингвистическая основа, общее понятие о системе сложного предложения, о синонимии сложного и простого предложений.



Р Трансформируя предложения с одинаковым лексическим составом, школьники ощущают специфику синтаксического значения сложного предложения, самого абстрактного языкового значения в грамматике.

Работа со схемами сложных предложений должна восстановить в памяти учащихся алгоритм анализа сложного предложения в известном им объеме.

Названия типов сложных предложений учащиеся уже знают, использовали их в работе на уроках ранее. На уроке они учатся давать точные определения основных типов сложного предложения. Материалы рабочей тетради могут быть использованы на уроке.

Урок 2. Сложносочиненные предложения. Союзы и значения сложносочиненных предложений. У. § 235. С. з.315, подчеркните обособленные члены предложения в частях сложных предложений, объясните пунктуационные правила, 316, 317(устно), 319(устно). Н/д: з.320, 321. РТ – 3, кроссворд 1.

Цель урока – систематизировать в целом уже известный материал. С основными сочинительными союзами девятиклассники знакомы. Синонимические ряды этих союзов пополняются на этом уроке. Новый и очень трудный вследствие его большой отвлеченности материал касается значения сложносочиненного предложения (можно пользоваться принятой в высшей школе аббревиатурой ССП). Учащиеся осознанно учатся анализировать разделительную функцию запятых в ССП.

Порядок синтаксического разбора сложносочиненного предложения помогает выстроить систему и план изучения темы. Пункты порядка синтаксического разбора подробно анализируются и тут же применяются при анализе сложносочиненного предложения на доске.

В з.315 предлагаются для анализа предложения, состоящие не только из двух, но и из трех частей, соединенных бессоюзной (синонимичной сочинительной) и сочинительной связями. Такие многокомпонентные предложения не вызывают затруднений у учащихся, но сразу вводят изучаемые ССП в систему многокомпонентных сложных предложений и в текст. Первое предложение в з.315 анализируется по ведущей сочинительной связи. Из заданий 315, 316 можно выбрать для анализа по два предложения.

Списки сочинительных союзов даны на полях, их надо заучить дома, чтобы свободно ориентироваться в типовом значении сложносочиненных предложений.

Р Материалы заданий 317, 318, 319, на первый взгляд просты, но в действительности они активизируют мыслительный аппарат учащихся на самом абстрактном его уровне, ведь простые предложения надо соотнести друг с другом и грамматически оформить эту связь при помощи правильно подобранного союза, попытаться заменить его синонимичным. Работу можно организовать в микрогруппах, использовать соревновательную мотивацию.

Трудность определения грамматического значения сложносочиненных предложений заключается в том, что это значение представляет несколько семантических уровней (семантика – обобщенное значение). Самый абстрактный (типовой) уровень значения определяется по синтаксическому значению сочинительного союза, однако в любом сложносочиненном предложении есть еще несколько уровней значения, более конкретных, оформленных морфологическими и лексическими средствами, включенными в части сложного предложения. Например, в предложении 2) задания 315: Ни одно насекомое не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве типовое значение – соединительное, однако соединительный повторяющийся союз ни – ни имеет еще и отрицательное значение, кроме того, соотношение форм глаголов-сказуемых создает более конкретное значение одновременности протекания ситуаций. Таким образом, синтаксический анализ сложносочиненного предложения является ярким примером дифференцированного методического подхода к изучению лингвистического явления: учитель выбирает тот уровень синтаксического анализа, который доступен классу, или подбирает задания в одном классе в зависимости от подготовки учащихся от элементарного до углублённого анализа предложений.

Домашнее задание продолжает и закрепляет работу в классе. Одновременно с изучением нового материала учащиеся повторяют много орфограмм, в том числе довольно сложных (правописание союзов не только, но и; тоже, также и т.п., правописание частиц и приставок не и ни, правописание корней с безударными гласными и т.д.).

Урок 3. Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в простом предложении, осложненном однородными сказуемыми. С. з.322, 323. Н/д.: з.328. РТ – 4, 14, 15.

Урок посвящен повторению и различению двух сложных пунктуационных правил. Подобная работа велась ранее, начиная уже с пятого класса, но сейчас она подкрепляется теоретической базой. Функция запятых в обеих изучаемых структурах одна – разделительная.



Р Начинается урок с проверки домашнего задания, обсуждения вариантов составленных предложений. Затем учащиеся выполняют под руководством учителя задания 322 и 323. Вторая часть урока посвящена углубленной работе с пунктуационными правилами, изучаемыми на уроке. Полезно составить схему каждого предложения, распределив их на доске в два столбика справа и слева, обратить внимание учащихся на принципиальную разницу в строении этих предложений.

На этом уроке и последующих полезно предлагать учащимся анализировать части сложных предложений как простые предложения. Перед таким синтаксическим разбором учитель должен дать целеустановку: простые предложения, формирующие части сложного предложения, не имеют собственной коммуникативной характеристики, поэтому не нужно указывать, какие они по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Урок 4. Повторение и закрепление. С. з.326, 330, найдите неполные предложения, объясните постановку тире в неполных предложениях, 329 (устно). Н/д.: з.329. РТ – кроссворд 2, з.8, 11.

Р Урок целиком посвящен осознанному конструированию сложносочиненных предложений и текста. Подробно обсуждаются варианты ответов в задании 326, комментируются знаки препинания и орфограммы. Этот текст можно не списывать, ограничиться составлением схем, предложенных учащимися.

На второй половине урока анализируется миниатюра М.М. Пришвина "Лесной ручей" по плану. Дома девятиклассники продолжают работу со сложносочиненными предложениями в соответствии с порядком синтаксического разбора (с.133).



Урок 5. Повторение и обобщение. С. з.318, 331 (охарактеризуйте составные именные сказуемые), 332 (подчеркните обособленные члены предложения, прокомментируйте пунктуацию), 333.

Н/д.: з.334 (охарактеризуйте составные именные сказуемые), 335. РТ –5, 23, 24.



Р Одновременно с конструированием идет работа по закреплению навыка различения двух сложных пунктуационных правил "Запятая перед союзом И в сложносочиненном предложении" и "Союз в простом предложении с однородными сказуемыми" (з.331, 332). Эти же правила подробно анализируются в тексте (з.333).

Для домашней работы выбираются задания, закрепляющие пунктуационные навыки путем списывания, для которого не находится достаточного времени на уроке, когда предпочтительными оказываются более активные и интенсивные формы работы.



Урок 6. Трудные случаи пунктуации в сложносочиненном предложении. С. з.336, 337, 339 (1-3), охарактеризуйте составные именные и составные глагольные сказуемые. Н/д.: з.340. РТ – 6, 7, 20, 21.

Р Подробно разбираются трудные случаи пунктуации в сложносочиненном предложении с общим членом, относящимся ко всем соединенным частям (з.336, 337), составляются схемы таких предложений, сначала коллективно под руководством учителя, потом самостоятельно.

На этом же уроке учащиеся анализируют многокомпонентные сложные предложения, включающие сочинительную и подчинительную связь, с ведущей сочинительной связью. Подробно анализируются схемы многокомпонентных сложносочиненных предложений в учебнике (с.340-341). Коллективно составляется схема первого предложения из задания 339.

То / /, то / /, (будто), И / сущ./, (что ).

Работа по составлению схем и анализу многокомпонентных сложносочиненных предложений продолжается дома.



Урок 7. Пунктуация в многокомпонентном сложносочиненном предложении. С. з.339 (4-5), охарактеризуйте составные именные и составные глагольные сказуемые; 338, определите виды односоставных предложений в частях сложных; 341. Н/д.: з.343. РТ – 10, 12, 24(1, 2).

Работа в классе начинается с подробной проверки домашнего задания, с анализа составленных схем многокомпонентных сложных предложений.

Продолжается работа по формированию и закреплению пунктуационных навыков в многокомпонентном сложносочиненном предложении. Составляются и подробно анализируются схемы предложений в заданиях 339, 338. Урок завершается словарно-орфографическим диктантом с комментарием орфограмм.

Урок 8. Правописание сочинительных союзов и омонимичных им форм. С. з.342 (1), 344, подчеркните обособленные члены предложения в частях сложных, объясните постановку знаков препинания. Н/д.: з.342(2); подготовиться к сочинению "Живое слово дороже мёртвой буквы". РТ – 23, 24, 27.

Р Учащиеся вспоминают сочинительные союзы и омонимичные им местоимения с предлогами, местоименные наречия. Омонимичные формы выписываются на доске в два столбика. Каждый случай правописания подробно анализируется. Вместе с учителем девятиклассники вспоминают приемы разграничения омонимичных форм: возможности опущения частицы ЖЕ, замену местоимения ТО местоимением ЭТО, синонимическую замену союзов ТОЖЕ и ТАКЖЕ союзом И. Анализ текста в задании 344 может не сопровождаться списыванием (в зависимости от времени).

Урок 9. Р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему "Живое слово дороже мертвой буквы".

Сочинение можно заменить обобщающим полученные знания о сложносочиненном предложении анализом стихотворения И. Бунина


(з.345). РТ – 8, 9, 25, 26.

Урок 10. Сложноподчиненные предложения. Строение сложноподчиненных предложений. У. § 237. С. з.346, 347. Н/д.: з.348, 349. РТ – 30, 31.

Цель урока – получить общее представление о системе сложноподчиненного предложения, научиться обозначать его алгоритм перед синтаксическим разбором.

Работа начинается с анализа порядка синтаксического разбора сложноподчиненного предложения (с.147 сборника заданий). Задание 346 представляет полный алгоритм такого анализа.

Р Девятиклассники подбирают синонимичные сложносочиненные предложения к изучаемым ими сложноподчиненным, составляют их схемы. Домашнее задание 349 выполняется по образцу работы в классе.

Урок 11. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях. У. § 238. С. з.350, 351, 354. Н/д.: з.353. РТ – 32, 28.

На этом уроке необходимо сформировать представление о том, что центральным звеном теоретических сведений о сложноподчиненных предложениях является знание подчинительных союзов. Хорошее знание подчинительных союзов, умение видеть их в предложении и в тексте имеет и практическое, и теоретическое значение. Для слабого ученика видеть подчинительный союз – значит ощущать сигнал: "ставь перед союзом запятую". Сильному ученику подчинительный союз сигнализирует не только о границах между простыми предложениями в составе сложноподчиненного, но и о значении сложноподчиненного предложения (СПП), так как именно в подчинительном союзе часто выражается это синтаксическое значение, поэтому нужно очень внимательно изучить таблицу на с.343 учебника и дополнить её союзами хотя, несмотря на то что, составив собственную таблицу подчинительных союзов, в которой они были бы систематизированы не по структуре, а по значению.



ЗНАЧЕНИЕ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ

Изъяснительный что, чтобы

Временные когда, пока, едва, с тех пор как, прежде чем

Причинные потому что, так как, ибо

Целевой чтобы

Условные если, ежели, коли

Уступительные хотя, несмотря на то что

Сравнительные как, словно, будто, точно, как будто

Присоединительные притом, причём
На этом же уроке учащиеся должны четко осознать структурную и семантическую разницу между союзами и союзными словами. Связующая функция этих разных частей речи одна, однако союзное слово (местоимение или местоименное наречие) не только связывает простые предложения в составе сложноподчиненного, но и является членом придаточного предложения. Функцию союзного слова можно легко выяснить, если трансформировать придаточное предложение в самостоятельное вопросительное. Союзное слово в составе придаточного предложения допускает такую трансформацию, союз не допускает. Например: Зима спросит, что летом припасено. Ср.: Что летом припасено? Отец сказал, что вернется поздно. Трансформация невозможна.

На этом уроке тщательно, не торопясь, надо отработать алгоритм обозначения связи в сложноподчиненном предложении. З.350 предоставляет такую возможность. На этом же уроке учащиеся знакомятся с понятием "указательное слово" как одним из средств связи в сложноподчиненном предложении. Урок завершается обобщением при работе со схемами в з.354.



Урок 12. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. У. § 239. С. з.356, укажите предложения с вводными словами, 354. Н/д.: з.353. РТ – 33, 34.

Это одна из самых сложных тем синтаксиса сложного предложения. В результате выполнения з.356 учащиеся обозначают алгоритм подчинительной связи в сложноподчиненном предложении, который производится в строгой последовательности: 1) подчеркнуть грамматические основы; 2) обозначить овалами союзы, союзные слова, указательные слова; 3) доказать, что подчинительная связь осуществляется союзом или союзным словом, подчеркнуть союзное слово как член придаточного предложения; 4) указать, к чему относится придаточное предложение: к слову, словосочетанию или ко всему главному предложению в целом, обозначить опорное слово крестиком; 5) если в главном предложении есть указательное слово, определить, каким членом главного предложения оно является, и подчеркнуть его.

При наличии указательного слова вид придаточного предложения определяется не по союзу или союзному слову, а по функции указательного слова (значение придаточного и всего сложноподчинённого предложения соответствует тому, каким членом главного предложения является указательное слово).

Девятиклассники формулируют и записывают правило: значение указательного слова и придаточного предложения совпадают (или другую формулировку: каким членом главного предложения является указательного слова, то же значение имеет и придаточное предложение).

Например, в 8) предложении указательные слова являются обстоятельствами степени, так как зависят от обстоятельств образа действия весело, ярко (выражают степень проявления признака), значит, и придаточное предложение имеет значение степени.

Домашнее задание закрепляет полученные на уроке сведения.



Урок 13. Особенности присоединения придаточного предложения к главному. У. § 240. С. з.352, 360, охарактеризуйте составные глагольные сказуемые, 380. Н/д.: з.355, определите виды односоставных предложений в составе сложных. РТ – 35, 36.

На уроке продолжается закрепление сведений об обозначении алгоритма сложноподчиненного предложения, полученные ранее. Задания предлагают самые разнообразные примеры соединений придаточных предложений с главными. Учитель обращает внимание учащихся на трудные случаи постановки запятых в расчлененных составных союзах: потому что – потому, что; оттого что – оттого, что и т.д. – в процессе выполнения з.360. Такие союзы могут расчленяться и в этом случае представляют местоименно-союзную пару: потому – что. При наличии времени можно выполнить словарно-орфографический диктант (з.380).



Урок 14. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение. У. § 241. С. з.357, определите вид односоставных предложений в 1) предложении, 359. Н/д.: з.358. РТ – 37(1-3).

Учащиеся знакомятся с видом подчинительной связи – однородным подчинением. Эта связь обозначается пунктуационно так же, как и однородные члены предложения в простом предложении. На это сходство можно обратить внимание в начале урока, сопоставив схемы конструкций. При работе с каждым предложением очень важно обозначать алгоритм связи строго по плану и давать общий анализ предложения, опираясь на составленную схему. Домашнее задание ориентирует учащихся на самостоятельную лингвистическую работу с художественным текстом. Оно может быть дифференцированным: найти, выписать и проанализировать от одного до пяти предложений.



Урок 15. Сложноподчиненные предложения с неоднородным подчинением. У. § 241. С. з.361, охарактеризуйте составные именные сказуемые, 362(2). Работа со схемами. Н/д.: з.366 (2,3,6). РТ – 37 (4-6).

Учащиеся знакомятся со вторым видом подчинительной связи – неоднородным подчинением, анализируют материалы учебника, подробно обозначают алгоритм предложений из задания 361.



Примечание: Значения предложений на уроках 14-15 указывать необязательно, но это доступно учащимся, так как они уже познакомились со значением подчинительных союзов, узнали правило о влиянии значения указательных слов на значение придаточного предложения.

Урок 16. Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением. У. §241. С. з.362 (выбрать предложения с последовательным подчинением: 1, 4, 5), 363, 364. Н/д.: з.365, 366 (остальные предложения), определите виды односоставных предложений в составе сложных. РТ – 36, 38, 22.

Предложения для анализа довольно сложны, поэтому алгоритм их разбора должен быть очень четко выдержан. На этих уроках должен действовать принцип: лучше меньше, да лучше.

Учащиеся знакомятся с трудным пунктуационным правилом: запятая при сочетании двух подчинительных союзов. Выполняя задание 364, они формулируют правило: при сочетании двух подчинительных союзов запятая между ними ставится, если второй союз одиночный, и не ставится, если второй союз двойной (включает часть то). Образцы, данные к заданиям, предусматривают тщательный поэтапный анализ изучаемых сложноподчиненных предложений.

Уроки 17-18. Р Изложение с предварительным анализом текста.

Эта форма работы актуальна в 9 классе, так как готовит учащихся к экзаменационному изложению. На уроке 17 производится подробный комплексный анализ текста по плану, на уроке 18 учащиеся пишут изложение.

Текст

В руках у меня небольшая книжка. Это первый сборник стихов, изданный при жизни поэта. И последний – менее чем через год он погиб. В нём напечатано, что сам Лермонтов считал наиболее значительным и совершенным в своём творчестве, и значение этого сборника как авторизованного издания неоценим.



Перелистывая, пробегаем заголовки, читаем знакомые строки. Все эти стихи стали хрестоматийными, но как они здесь живо звучат! Какой-то особой притягательностью обладают прижизненные издания. Посланцы издалека, они передают нам живую весть о своём времени…

Кто первым развернул эту книгу? Кем он был? Говорила ли ему что-нибудь фамилия на обложке? Наверное, в девяти из десяти случаев это было так, потому что имя Лермонтова повторялось в то время всей читающей Россией. В памяти читателей оно связывалось не только со стихами, которые он печатал в "Отечественных записках", но, прежде всего, с его стихотворением, которое ходило по рукам в январские дни 1837 года.

В короткой жизни Лермонтова есть одно мгновение, которое переоценить невозможно. Неизвестно, как сложился бы его дальнейший путь, если бы не роковой выстрел, прогремевший на всю Россию и до сих пор отзывающийся болью в каждом сердце. Стихотворение Лермонтова "Смерть Поэта" звучит ответным выстрелом не только по убийце, но и по тем, кто направлял его руку. Стихи переписывались и размножались в десятках списков и повторялись из уст в уста. Близкий друг Лермонтова С.А. Раевский, сосланный за распространение лермонтовских стихов, подчёркивал позже: "Стихи были отражением мнений не одного лица, но весьма многих…"

Начиная с этих дней, соединивших имя поэта Лермонтова с памятью Пушкина, новая поэтическая звезда всё выше поднимается над горизонтом. Но жить Лермонтову остаётся всего четыре с половиной года, и в этот предельно короткий срок, отпущенный ему судьбой, он создал свои величайшие творения.

В это время появляются в печати его новые стихи. Они действительно новые, потому что мало кто знает, что Лермонтовым уже написано более двухсот стихотворений и около двадцати поэм, которые он держит пока вдали от глаз публики. Стихи "Смерть Поэта" подняли его на огромную высоту, и он стремится оправдать доверие читателей, и впрямь читатель получает один шедевр за другим. Из прежде написанного появляется на свет немногое, и только то, что он считает лучшим.

Ещё при жизни Пушкина Лермонтов отправляет к нему в "Современник" первое стихотворение, которое он считает достойным публикации. Но пока оно лежит в наборе, происходят трагические события, кончившиеся смертью Пушкина и ссылкой Лермонтова, и поэтому "Бородино" появляется на свет, когда его автор уже находится на Кавказе. Читатель в первых же строках стихотворения, в знаменитом "Богатыри – не вы!" угадывает ту же осуждающую мысль, которой проникнуты стихи "Смерть Поэта". Первое напечатанное стихотворение молодого поэта не противоречило складывающемуся в глазах читателя образу, но дорисовывало его, добавляя новые черты. (С. Наровчатов.)


Анализ текста, предваряющий изложение.

Тексты изложения раздаются учащимся.



  1. Определите тему текста. Озаглавьте его. Что нового вы узнали о М.Ю. Лермонтове?

  2. Сколько смысловых частей в тексте? Докажите, что это смысловые части. Совпадают ли они с абзацами? В каждой смысловой части укажите ключевое предложение и выпишите его в качестве цитатного плана. Сколько простых и сколько сложных предложений в каждой смысловой части? Произведите синтаксический разбор сложных предложений. Прокомментируйте знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Прокомментируйте знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. (Можно записать на доске схемы предложений, вызывающих наибольшие затруднения.)

  3. Определите стиль текста. (Публицистический.) Укажите синтаксические особенности публицистического стиля. (Присоединительные члены предложения, оформленные как отдельные предложения; повторяющийся союз И, соединяющий предложения в смысловой части (первый абзац); употребление определённо-личных предложений, объединяющих автора с читателем; восклицательные предложения; сгущение вопросительных предложений; употребление прямой речи и цитирования.)

Прокомментируйте знаки препинания при прямой речи и цитации.

  1. Повторение.

Укажите определённо-личные предложения. Прокомментируйте знаки препинания при обособленных членах предложения: обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, вводных конструкциях.

Укажите трудные с орфографической точки зрения наречия, объясните их правописание.

Напишите подробное изложение с элементами сочинения по плану, пользуясь рабочими материалами. Учащиеся дополняют изложение своими собственными сведениями о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

Урок 19. Виды придаточных предложений. Придаточные подлежащные. У. §§ 242, 243. С. з.367, 368, 369. Н/д.: з.370, охарактеризуёте составные именные сказуемые в простых предложениях, 371, охарактеризуйте составные именные и составные глагольные сказуемые. РТ – 40, 41.

Учебник предусматривает синтез традиционной семантической классификации сложноподчинённых предложений, по которой грамматическое значение придаточных предложений соотносится с семантикой членов простого предложения, и детальный структурно-семантический анализ средств связи в сложноподчиненном предложении.

Цель урока – показать, что придаточное подлежащное всегда предсказывается указательным словом в главном предложении, которое стоит в позиции подлежащего. В рамке на с.157 приведены схемы подлежащных предложений. Задание 368 содержит образцы фразеологизированных конструкций кто – тот.

По концепции Л.Ю. Максимова такие предложения анализировались как местоименно-соотносительные и включались в объём определительных.

Р Завершается работа конструированием предложений по предложенным схемам (задание 369).

Примечание: В традиционном учебнике такие предложения распределяются между местоименно-соотносительными и изучаются в составе определительных, наряду со сказуемными, дополнительными, образа действия, меры и степени, и изъяснительными.

Урок 20. Сложноподчиненные предложения с придаточными сказуемными. У. § 244. С. з.376, 377, 378 (1,2 письменно, остальное устно).Н/д: з.379, охарактеризуйте составные именные сказуемые. РТ -- 43, 44.

Урок начинается с анализа схем, данных в рамке на с.159. Подробно обсуждается алгоритм обозначения подчинительной связи, данный в образце к заданию 376. В традиционном учебнике сложноподчинённые предложения с ридаточными сказуемными не рассматриваются.



Р По образцу выполняются (выборочно) задания 377 и 378.

Урок 21. Р Сочинение-рассуждение "Как проживешь, так и прослывешь".

На уроке обсуждается проблема, план её раскрытия, аргументы и их последовательность, подбираются крылатые выражения, представляющие собой сложноподчиненные предложения с придаточными подлежащными и сказуемными. Работа начинается с выполнения задания 375. Учащиеся дописывают сочинение дома.



Урок 22. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. У. § 245. С. з.381, охарактеризуйте составные именные сказуемые, 382, 385. На дом: з.383. РТ – 52.

Изучение темы начинается со знакомства с союзными словами, данными в рамке на с.161. Учитель объясняет, что союзные слова где, когда и др. делают придаточное определительное многозначным (синкретичным): к определительному значению добавляется пространственное (места) или временное. На этом уроке в процессе анализа предложений из заданий учащиеся повторяют правило отличия союзов от союзных слов: переделайте придаточное предложение в независимое вопросительное предложение; наличие союза не предоставляет такой возможности, союзное слово-относительное местоимение (или местоименное наречие) превращается в вопросительное местоимение (или местоименное наречие).

Подробно обсуждается алгоритм обозначения синтаксической связи в задании 381.

Р Употребление самого частотного в сложноподчиненных определительных предожениях союзного слова который вызывает у учащихся известные трудности. Во-первых, это ошибки в выборе формы союзного слова (з.382), во-вторых, выяснение, каким членом придаточного предложения является союзное слово. Типичная ошибка: учащиеся считают его определением, доверяя лексическому облику союзного слова. Однако союзное слово который чаще всего бывает подлежащим, дополнением или обстоятельством в придаточном предложении.. Выбирая нужную форму союзного слова в задании 382, учащиеся подчеркивают все члены предложения в придаточных предложениях. Дома они выполняют аналогичную работу. Урок заканчивается анализом и исправлением типичных школьных ошибок в употреблении сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.

Урок 23. Повторение. Союзы и союзные слова. С. з.384, 386, 387, 388. На дом: з.393. РТ – 53.

Р Урок посвящен конструированию сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Учащиеся заменяют простые предложения синонимичными сложноподчиненными (з.384), дополняют главные предложения придаточными определительными с союзным словом какой в разных формах (з.386), из двух простых предложений составляют сложноподчиненное с союзным словом чей в разных формах (з.387), работают с союзным словом что. Кстати, осознать его как союзное слово девятиклассникам бывает трудно, поэтому полезно заменять его союзным словом который (з.388).

Выполняя домашнее задание, девятиклассники готовятся к следующему уроку, так как предложения в задании 393 имеют двойное (синкретичное) значение.



Урок 24. Сложноподчиненные предложения с двойным (синкретичным) значением. С. з.389, 390, 394(1,2). На дом: з.395, определите виды односоставных предложений в составе сложных. РТ –53, 54.

Цель урока – показать, почему в сложноподчиненном предложении получается два синтаксических значения. Проверяя на уроке домашнее задание, учитель обращает внимание девятиклассников на то, что структура предложения предполагает два вида зависимости: Мать еще раз взглянула на пустое место, где должна была построиться коммуна, и вдруг зарыдала (М.Бубеннов). Придаточное относится к существительному на место, которое является обстоятельством места в главном предложении, поэтому задаем вопрос к придаточному определительному на место какое? Лексически это существительное обозначает место, пространство, которое можно конкретизировать вопросом куда?, поэтому придаточное определительное имеет еще и значение места.

Так же подробно разбираются одно-два предложения из второй части задания 393. Пришло время, когда история позволила вашему поколению шагнуть через десятилетия. (В. Каверин.) Задаём вопрос от подлежащего время, выраженного существительным: время какое? Значит, это придаточное определительное. Но это существительное лексически обозначает время, которое может быть конкретизировано. Придаточное присоединяется союзным словом когда (возможна синонимическая замена придаточного независимым вопросительным предложением), поэтому придаточное предложение имеет еще и временное значение. В домашнем задании 395 содержатся определительно-дополнительные (по другой классификации определительно-изъяснительные сложноподчиненные предложения): Сейчас я холодею от мысли, что могло быть иначе. (Д. Рубина.) Придаточное предложение зависит от существительного от мысли какой? и является определительным. Однако существительное мысль имеет не только значение отвлеченной предметности, но и содержит значение действия как процесса, существительное мысль образовалось от глагола мыслить, поэтому от этого существительного возможен второй вопрос: мысль о чём? , выражающий значение зависимого объекта-дополнения. Многие отглагольные существительные в роли опорных слов в главных предложениях предопределяют двойное значение придаточных предложений: утешение какое? и в чём? ощущения какого? и чего? воспоминаний каких? и о чём? надежда какая? и на что? и т.д.

Р Разнообразные приемы конструирования помогут учащимся понять грамматическую природу появления двух синтаксических значений в сложноподчиненном предложении.

Урок 25. Повторение. Подготовка к контрольному диктанту. С. з.391, 392, 396, 394(3-5). На дом: з.394. РТ – 24.

Р Продолжается работа, привлекающая разные виды и приемы конструирования сложноподчиненных предложений с придаточными определительными: воссоздание главного предложения по придаточному, придаточного по заданному главному, анализ текста и его редактирование, конструирование предложений по схемам.

Дома учащиеся вновь обращаются к схемам з. 394, составляют с ними предложения другого лексического состава.



Уроки 26-27. Контрольный диктант и его анализ.

КАЙРЫ

Кайра за лето откладывает всего одно яйцо, и высиживают его оба родителя по очереди: одна кайра улетает кормиться в море, другая греет яйцо. Каждая пара возвращается каждый год на тот же птичий базар, на ту же скалу, и даже яйцо откладывает на тот же каменный карниз, на котором оно лежало в прошлом году.

Если весна затяжная, кайра не дожидается, когда растает снег. Она складывает перепончатые лапы, откладывает яйцо, и оно лежит на лапах, как в корытце, а сверху обогревается тёплым пухом.

Яйцо большое, в два раза больше куриного, и похоже на грушу или на ваньку-встаньку. На тупом конце скорлупа тоньше, а на остром – намного толще и тяжелее, и поэтому яйца кайр почти никогда не скатываются вниз.

Яйца голубоватые или зеленоватые, как морская волна, и все разрисованы чёрными точками, коричневыми мазками, как будто кто-то кисточкой в краску макал, рисовать пробовал.

Через месяц вылупляются серенькие птенцы. Они покрыты жёстким пухом, чтобы ветер не раздувал и птенец не мёрз на голых скалах. Первое время мать не отходит от птенца и своим телом закрывает его от холодного ветра.

Кайрята очень прожорливы. Иногда родители принесут детёнышу такую крупную селёдку, что птенец с полселёдки проглотит, а хвост из раскрытого клюва торчит, и всё равно он селедку съест. Бывает, другой птенец начинает вырывать рыбину изо рта и сорвётся со скалы вниз. (Г. Снегирев.)

Грамматическое задание.

1 вариант. Произведите синтаксический разбор первого сложносочиненного и первого сложноподчиненного предложений.

2 вариант. Произведите синтаксический разбор второго сложносочиненного и второго сложноподчненного предложений.

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ

14 + 7 = 21 час

Во второй четверти учащиеся продолжают изучать виды сложноподчинённого предложения. На каждом уроке учитель тщательно воспроизводит алгоритм синтаксического разбора сложноподчинённого предложения: подчёркиваются грамматические (предикативные основы), кружками и овалами обозначаются союзы, союзные и указательные слова, союзные слова подчёркиваются как члены придаточного, а указательные слова – как члены главного предложений, крестиком обозначаются опорные слова в главных предложениях, составляются схемы сложноподчинённых предложений.

Общая характеристика сложноподчинённого предложения, с которой девятиклассники познакомились в первой четверти, конкретизируется на каждом уроке.

Урок 28. Сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными. У. § 246. С. з.397, определите виды односоставных предложений в составе сложноподчинённых., 398, 399. На дом: з.400 (8 предложений). РТ – 45, 46.

Дополнительные придаточные предложения в традиционном школьном учебнике называются изъяснительными. В основе их грамматической природы лежит семантическая неполнота опорного слова, выраженного чаще всего прямо переходным или косвенно переходным глаголом. Без придаточного предложения главное является структурно и семантически неполным: Я знаю

Начинается урок с подробного анализа образца разбора в задании 397. Затем учащиеся знакомятся с союзами и союзными словами в рамке на с.167.

Р Важно показать синонимию сложноподчиненных и простых предложений с дополнительным значением (з.398).

Выполняя задание 399, учащиеся различают похожие, на первый взгляд, придаточные дополнительные и подлежащные. Различать их проще по функции указательного слова. При отсутствии указательного слова, нужно попытаться его восстановить: Я ясно слышал (то), что…; Мне послышалось (то), что… В первом предложении указательное слово является дополнением, во втором – подлежащим, значит, первое сложноподчинённое предложение дополнительное, а второе – подлежащное.



Урок 29. Р Синтаксическая синонимия. С. з. 401(по два предложения), 402, 403, определите типы сказуемых в синонимичных предложениях. На дом: з.401 (по два предложения из каждого пункта). РТ – 47, 48.

Р Это урок углубления. Учащиеся знакомятся с конструкциями, в которых один и тот глагол может выступать как опорное слово в сложноподчиненном предложении с придаточным дополнительным и как вводное слово. Если после такого глагола стоит союз, то перед нами сложноподчиненное предложение. Обычно такой глагол начинает предложение. Если такой глагол стоит в середине предложения, то это вводное слово, осложняющее простое предложение: Кажется, что этот день никогда не кончится. –Этот день, кажется, никогда не кончится.

В роли опорного слова в сложноподчиненном предложении может выступать краткое прилагательное среднего рода, при котором есть позиция для подлежащего, это краткое прилагательное часто путают с именем состояния или наречием (задание 402): Понятно (то), что Ваня никогда раньше не бывал за городом в ноябре.



Урок 30. Повторение. Развитие речи. С. з.404, 405, 406, охарактеризуйте типы сказуемых в синонимичных предложениях. На дом: з.407. РТ – 49.

Р Продолжается работа по развитию речи. Учащиеся знакомятся с богатейшей синтаксической синонимией в русском языке, с семантическими группами глаголов, которые выступают в роли опорных слов в сложноподчиненных предложениях с придаточными дополнительными. Это прежде всего глаголы речи, мысли, чувства. В задании 404 учащиеся знакомятся с глаголами волеизъявления, которые в предложениях являются простыми глагольными сказуемыми. В простых предложениях эти глаголы имеют при себе зависимый объектный инфинитив: Учитель потребовал (чего?) прекратить шумпрекратить шум должны другие лица – ученики. В сложноподчиненных предложениях придаточные дополнительные, зависящие от глаголов волеизъявления, присоединяются к главному при помощи союза чтобы. Если опорным словом является отглагольное существительное, образованное от одного из этих глаголов, то придаточное имеет двойное (синкретичное) значение (задание 405).

Повторение: вводные слова, сочетания слов и предложения.

Урок 31. Повторение. Развитие речи. С. з.408, 409, 410, 411. На дом: з.412. РТ – 50.

Р Продолжается работа по знакомству с синтаксической синонимией и употреблением её в устной и письменной речи. Учащиеся повторяют устройство синтаксической структуры прямой и косвенной речи в известном им объёме, конструируют предложения с разнообразными союзными словами. Почти все образованные ими предложения в задании 410 являются многозначными.

Р План домашнего задания обсуждается в классе. Учащиеся повторяют сведения о признаках официально-делового стиля, выбирают проблему, которую надо будет изложить в докладной записке или инструкции.

Урок 32. Повторение. Развитие речи. С. з.414, 416, 418(устно), 419(2). На дом: з.415, 417. РТ – 51.

Р При конструировании предложений в задании 414 учащиеся обращают внимание на правильный выбор предложно-падежной формы указательного слова, зависящего от конкретного опорного глагола - сказуемого в главном предложении. Продолжается работа по конструированию предложений при помощи разных синонимичных союзов и союзных слов, идет закрепление синтаксического разбора многозначных (синкретичных) сложноподчиненных предложений.

Урок 33. Повторение. Развитие речи. С. з.420, 419, 421. На дом: з.422. РТ – 28.

Р Материалы заданий предлагают ситуации, в которых необходимо употребление предложений с прямой и косвенной речью. Синонимия таких конструкций представлена в заданиях 419 и 420. Учащиеся подробно анализируют и составляют схему многокомпонентного предложения из задания 421.

Домашнее задание предусматривает анализ многозначных предложений.



Урок 34-35. Р Изложение с предварительным анализом текста. С. з.423.

Урок 36. Придаточные обстоятельственные. Сложноподчиненные предложения с придаточными места. У.

следующая страница >>
Смотрите также:
Русский язык. Откуда он родом?
920.15kb.
11 стр.
Рабочая программа Русский язык 10-11 класс р. п. Варгаши. 2012г
571.18kb.
4 стр.
Русский язык. 5-11
624.43kb.
3 стр.
Программа профессионального бакалавриата «письменный и устный перевод»
261.84kb.
1 стр.
Русский язык. 7 класс Учитель
350.45kb.
3 стр.
1 класс: чтение- стр. 110 читать русский язык
16.52kb.
1 стр.
Парад наук русский язык «клуб любителей русского языка» Газета
49.68kb.
1 стр.
Контрольная работа № по дисциплине Вариант № Выполнил(а) студент(ка) группы па
655.07kb.
4 стр.
Программа международной научно-практической конференции «Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии»
417.17kb.
7 стр.
Л. Ф. Климанова 1 класс умк «Перспектива» Данная программа
3365.71kb.
17 стр.
Русский язык: лексикология и фразеология
843.39kb.
13 стр.
«русский язык», «литература» Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык как отражение менталитета народа»
686.87kb.
5 стр.