Главная
страница 1
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №84»

Школьная газета «Delta»

Проект

Вертунова Алексея, 11 А

Шнейдера Льва, 11 А

Руководитель

Соколовская С.В.

Пермь, 2011 г.



Оглавление.

Введение


Глава 1.

История газетопечатания.

1.1. Появление газет.

1.2 История газет в России

Глава 2.

Школьная газета «Delta»

2.1. Проблемно-ориентированный анализ. Цели. Задачи.

2.2. Формирование образа конечного результата. Риски и пути их преодоления.

2.3 Этапы реализации проекта. Способы и средства достижения результата.

2.4. Перспективы развития проекта.

Заключение.

Список литературы.



Введение.

Проект школьная газета «Delta» - самостоятельная творческая деятельность учащихся, направленная на приобретение профессиональных навыков в журналистике, развитие деятельности учащихся, педагогов, родителей. В газете выдвигается перспектива на будущее: сотрудничество с другими школьными печатными изданиями, ежегодное участие в конкурсе «Золотое перо», «Взлетная полоса».



Обоснование актуальности проекта:

В наше время собственная газета является одним из источников информации читателей о деятельности в школьном социуме. Печатный вариант газеты «Delta» выходит наряду с электронной версией проекта, расположенной в социальной сети. Это позволяет знакомиться с очередным номером в удобном для читателя формате. Отличительной особенностью данного проекта является тематическое наполнение газеты. Отдельные рубрики не только информируют о событиях школьной жизни, но и дают возможность авторам проявить себя и поделиться своими интересами.



Глава 1. История газетопечатания.

1.1. Появление газет

Газе́та — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц. Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты — итал. gazzetta (гасета). В XVI веке за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворной жизни, торговых новостях, сообщениями из других городов) платили одну гасету, то есть самую маленькую монету.

Предшественниками газет традиционно считаются новостные сообщения, распространявшиеся в Древнем Риме о событиях, произошедших в городе. Переписывавшиеся от руки свитки под названием Acta diurna populi romani («Ежедневные дела римского народа») вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам. Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Новостные сводки, как правило, имели неофициальный характер, пока Юлий Цезарь не распорядился в обязательном порядке распространять отчёты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств.

Первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски. Эта технология была крайне неудобной, так как доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность.

К числу первых газет, сильно напоминающих современные нам издания, принято относить издававшуюся с 30 мая 1631 года во Франции газету «La Gazette». Тираж газеты насчитывал около 1200 экземпляров, а её издателем стал получивший в 1630 году патент на распространение новостей по территории Франции дворянин Теофраст Ренодо. Политическое значение «La Gazette» было настолько велико, что некоторые сообщения в неё писали лично король Франции Людовик XIII, а также кардинал Ришельё. Значение «La Gazette» для развития этого типа СМИ было особенно велико ещё и потому, что в «La Gazette» стала размещаться платная реклама. В 1657 году одна из английских газет опубликовала первое рекламное предложение, вскоре король Карл II разместил частное объявление о пропаже любимой собаки, а полвека спустя Даниэль Дефо положил начало политической журналистике, основав еженедельник «Обозрение государственных дел».

Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 год. Местом ее появления стала Германия. Газета, начинавшаяся словами «Relation: Aller Furnemmen», была напечатана в январе 1609 года в свободном имперском городе Страсбург, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором-издателем этого еженедельника стал типограф Иоганн Каролюс, ранее занимавшийся составлением рукописных листков новостей. (Приложение 1.)

Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.

Настоящий мировой бум газет пришёлся на XIX век, когда в газеты сместился центр политической и общественной жизни многих стран Европы. В XX веке газеты продолжали успешно развиваться, постепенно видоизменяясь из-за появления таких новых электронных СМИ, как радио (в 1920-е годы) и телевидения (в 1950-е годы). Не будучи способными конкурировать с радио и телевидением в оперативности передачи информации и эмоциональности представления сюжетов, газеты сделали основную ставку на комментарии, подробный анализ событий, а также на развитие таких приложений, как освещение местных новостей и всевозможные мелкие объявления.

В конце XX века, с появлением Интернета, куда ушла значительная часть рекламных объявлений, газеты стали переживать определённый кризис. Ответом на этот кризис для многих газет стал переход в таблоидный формат, позволяющий экономить бумагу, а также привлекать более короткими и эмоциональными статьями большое количество молодых динамичных читателей, которые оставались неохваченными прежними консервативными газетами. Тем не менее, переход в формат таблоида не является для современных газет панацеей и не всегда приносит ожидаемый экономический эффект. В настоящее время большинство газет мира находится в поиске новых форм подачи материалов и привлечения читателей и рекламодателей.

1.2 История газет в России

В России первые газеты — рукописные «вестовые письма» появились во времена царствования Михаила Федоровича с 1613 года. Они также назывались «столбцы», так как писались столбцами на приклеенных один к другому продолговатых листах, длиною несколько сажень (старорусская единица измерения расстояния равная 2.16м). Позднее они были названы на европейский манер — «Куранты». Самым старым изданием такого рода из сохранившихся до наших дней считается экземпляр «Курантов», вышедший в 1621 году. (Приложение 2.) Основу содержания «вестовых писем» составляли переводные заметки из иностранной прессы и донесения русских дипломатов и купцов из-за границы. Первой российской печатной газетой стала появившаяся в 1702 году по указу императора Петра I газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах». Первый лист этой печатной газеты появился в Москве 2 января 1703 года. Пётр сам правил корректуру. Газета представляла собой восьмушку листа, почти без полей, церковного шрифта. Большая часть сведений черпалась из голландских газет, причём Пётр сам отмечал карандашом, что нужно переводить для газеты. Печатались Ведомости в количестве 1000 экземпляров. Продажная цена номера была 2 копейки.



История газет в Перми

Пе́рмские губе́рнские ве́домости — газета, издававшаяся в городе Пермь (Пермская губерния, Россия) с 1838 года сначала еженедельно, а с 1894 года — 3 раза в неделю. Должности редакторов занимали Соловский и П. Володин. Газета содержала много исторических, этнографических, археологических статей о Пермском крае. Издавалась по 1919 год.

«Пермские епархиальные ведомости» - газета, издававшаяся в Перми с 1867 по 1919 год с периодичностью два раза в месяц. 22 мая 1867 года в Перми вышел в свет первый номер «Пермских епархиальных ведомостей» под редакцией архимандрита Александра Лаговского. Это было второе в Пермской губернии местное издание.

(Приложение 3).



История детских печатных изданий.

Пионерские газеты

В 20 веке вся периодическая литература для младших и старших школьников была тесно связана с существующими в то время политическими организациями. В них находили отражение, как идеологические взгляды, так и общеразвивающие интересы школьников.



В СССР массовые общественно-политические периодические издания для пионеров и октябрят курировали органы ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМ союзных республик, обкомов комсомола, Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина, республиканских и областных советов пионерских организаций. Первые в СССР печатные газеты детских объединений и организаций — "Детская правда" (1919, Саратов), "Муравей-чудодей" (1920, Пермь), "Наша газетка" (1922, Тула) — вели среди читателей в основном общеобразовательную работу, газета "Юный Спартак" (1922, Харьков) носила политический характер. После создания в 1922 пионерской организации в более чем 20 городах начали выходить Пионерские газеты.  К концу 1925 издавалось 27 пионерских газет (на русском и других языках народов СССР) общим тиражом 165 тыс. экземпляров. В 1927—39 для детей сельских районов издавалась газеты "Колхозные ребята" (первоначальное название "Газетка дружных ребят", в 1927 тираж 30 тыс. экземпляров, в 1931 — 1 млн. экземпляров). В 1974 выходило уже 28 Пионерских газет на 22 языках народов СССР. Общий разовый тираж Пионерских газет в 1974 свыше 17 млн. экземпляров, периодичность 1—2 выпуска в неделю. Пионерские газеты СССР и др. социалистических стран организовывали традиционные международные акции солидарности пионерских организаций, конкурсы детского творчества, спортивные соревнования, обменивались публикациями и поддерживали общение между детьми.

Глава 2.

Школьная газета «Delta»

2.1 Проблемно-ориентированный анализ.

Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ. Именно школьные газеты позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, открыть мир, а также сориентироваться в выборе профессии. Школьники получают возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности: административно-организаторской, редакторской, журналистской, в верстке газеты. А значит, участие в проекте школьной газеты решает вопрос выбора профессии. Создается центр для самоорганизации наиболее активных, талантливых и неравнодушных учеников. Общая работа редакционного коллектива объединяет школьников независимо от того, в каком классе они учатся, чем занимаются в свободное время.

Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания, так как нужно обладать навыком общения во время взятия интервью или получения какой-либо официальной информации. Вокруг школьной газеты создается толерантное неформальное общение, в которое, кроме школьников, включаются администрация школы, учителя, родители, выпускники.

Мир школьной прессы - значимая часть жизни учебного заведения. В основе проекта лежит самостоятельная работа школьников, их умение ориентироваться в информационном пространстве, а также распространение информации о жизни школы в целом (приложение4) и отдельных учащихся и учителей в частности (приложение5)



Анализ ситуации.

Исследование, проведенное среди учащихся (5-11), позволяет с уверенностью сказать, 78% из числа опрошенных считают, что своя газета школе необходима; 25% хотели бы принимать участие в её создании, причем большую часть желающих составляют учащиеся 5-х и 7-х классов. Наибольший интерес в уже вышедших номерах вызвали рубрики: О школе, новости Мельком и Интернет истории.

В нашей школе печатного издания не было никогда, всё ограничивалось изданием тематических стенгазет, выходящих крайне нерегулярно и не охватывающих весь круг проблем и интересов подростковой школы, поэтому неудивительно, что на вопрос анкетирования «нужно ли нашей школе печатное издание газеты?» многие ответили положительно.

Создание газеты помогает в самообразовании: от повторения правил правописания до освоения специальных компьютерных программ. Школьная газета предоставляет возможность первой публикации начинающим поэтам, писателям, публицистам.



Отличительной особенностью данного проекта является тематическое наполнение газеты. На вопрос, нужно ли поднимать в газете темы и вопросы не связанные напрямую с учебным процессом и жизнью школы, а отражающие общий круг интересов целевой аудитории 65 процентов опрошенных ответили положительно.

Поэтому мы занялись разработкой дополнительных рубрик газеты, включающих в себя тематику интересов учеников школы № 84. Наибольшее количество голосов получили: мир интернета (как в нем работать и общаться); подростковые субкультуры (аниме и др.); рецензии на современные фильмы и книги.

Через освещение этих вопросов мы видим выход на более широкую аудиторию и за пределами нашей школы.

Наша школа является общеобразовательной, находится в окружении различных статусных школ: гимназий и лицеев, поэтому появляется необходимость в укреплении имиджа школы, это может быть информирование о жизни школы и нашей успешности через школьную газету. Следовательно, в целевую аудиторию проекта входят:

Ученики, учителя, родители, выпускники нашей школы.

Основная идея школьной газеты, заключенная в названии газеты «Delta», посвящена сбору и распространению информации о жизни школы и её учеников, а также развитию неформального общения.

«Дельта» - четвертая буква греческого алфавита (в системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение - 4) Происходит от финикийской буквы — «далет», название которой означало «дверь» или «вход в палатку». Мы надеемся, что это станет дверью в мир творчества и сотрудничества. Дверью, открывающей наш школьный мир для всех желающих. К тому же команда, воплощающая данный проект состоит из 4-х человек.

- Шнейдер Лев, ученик 11 а класса – главный редактор, дизайнер, верстка

- Вертунов Алексей, ученик 11 а класса – выпускающий редактор, разработка рубрик.

- Мокрушина Станислава, ученица 10 а класса – работа с общественностью.



- Соколовская Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы - консультант, организатор.

Цели проекта:

  1. Содействие формированию и развитию творческих способностей детей и подростков школы № 84, их самореализации и выборе профессии посредством школьной газеты.

  2. Развитие школьного самоуправления.

Задачи проекта:

  1. Организовать практическую общественно значимую коллективную деятельность.

  2. Привлечь внимание общественности к проблемам детей и подростков.

  3. Повысить информационную культуру участников проекта.

  4. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, верстальщик, корректор.

  5. Создать творческую атмосферу в школе, учитывать мнение учащихся в организации учебного и воспитательного процесса в школе.

  6. Информировать целевую аудиторию о школьной жизни и интересах учащихся


2.2 Формирование образа конечного результата.

  1. В ходе реализации проекта создается конкретный продукт – очередной выпуск школьной газеты. В процессе работы ученики овладевают основами журналистского мастерства и приобретают практические умения обработки информации с помощью современных информационных технологий.

  2. Номер выходит один раз в месяц. Содержит ряд постоянных рубрик: школьная жизнь, новости мельком, истории Анонимуса (интернет), что посмотреть, аниме.

  3. Работа основного состава редакции поддерживается созданием отдельных статей всеми желающими учениками с 5 по 11 класс и педагогами школы. После 5 выпусков газеты – это более 15 человек.

  4. Создание официальной страницы в сети Вконтакте для электронных версий выпусков газеты.

  5. Формирование успешной, социально активной личности с четкой гражданской позицией, умеющей работать в команде, состоящей из людей разных возрастных категорий.

  6. Повышение общего имиджа школы, её узнаваемости и значимости среди общеобразовательных школ района.


Возможные риски и пути их преодоления.

  1. Отсутствие технической базы, необходимого программного обеспечения, опыта работы в специальных компьютерных программах. Проблема решается путем привлечения специалистов в данной области (учителя информатики, выпускников школы, профессионально связанных с журналистикой и типографией, поддержка администрации школы).

  2. Состояние эмоционально-деловых отношений участников проекта. Понимание ценности личного вклада каждого участника в проект. Трудности, возникающие при общении, решаются путем обсуждения этих вопросов на общих собраниях коллектива газеты, всех её авторов и создателей.

  3. Отсутствие общей информации о проекте у целевой аудитории.

Информацию о существовании проекта доносится до целевой группы участников через классные часы, информации на официальном сайте школы. Создание официальной страницы газеты в социальной сети В контакте для распространения информации среди всего виртуального сообщества учеников, родителей, выпускников и просто заинтересованных лиц.

2.3 Этапы реализации проекта.

Этап первый: Подготовительный (июнь 2011г.)

Обсуждение идеи и названия проекта. Обсуждение содержания и структуры газеты.

Формирование команды, воплощающей проект.

Этап второй: Реализация проекта (июнь-сентябрь 2011г.)

Обучение основам издательского дела; освоение программы CorelDraw x3 участниками проекта; выпуск первых номеров газеты



Этап третий: Воплощение проекта (октябрь-декабрь 2011г.)

Распространение информации о проекте среди целевой аудитории: рекламная компания проекта; установка периодичности выхода, количества страниц и тиража издания. Расширение команды авторов газеты, предоставление возможности любому участнику школьного сообщества стать автором школьной газеты «Delta». Определение тематики выпусков газеты в этом учебном году. Выпуск очередного номера газеты.

Этап четвертый: Анализ (январь 2011 г.)

Анализ результатов деятельности и формирование перспектив развития проекта.



Способы и средства достижения результата.

  1. Создание школьного пресс-центра.

  2. Обучение азам журналистской профессии и этики, компьютерной верстке.

  3. Приобретение участниками проекта навыков социального поведения и применения их в повседневной жизни при работе с общественностью.

  4. Распределение редакционных обязанностей.


2.4 Перспективы развития проекта.

  • В рамках издательской школьной деятельности планируется организовать обратную связь с читателями (электронная почта, страница соц. сети)

  • Освещение различных конкурсов на страницах газеты и их организация.

  • Выдвигать газету для участия в конкурсах (ноябрь 2011 года – участие в конкурсе «Золотое перо» и «Взлетная полоса») отражение этого процесса на страницах социальной сети.

  • Расширение целевой аудитории и тематики рубрик.

  • Организация преемственности основного редакционного состава газеты в январе-феврале 2012 года.

Заключение.

Создание школьной газеты было продиктовано временем, так как существовала острая необходимость возникновения органа школьной печати, который бы рассказывал о повседневных школьных делах, информировал бы учащихся о предстоящих планах на будущее, выносил на обсуждение злободневные проблемы учащихся и учителей, воспитывал в детях высокие нравственные качества

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходятся без выпуска собственной газеты, журнала, Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Поэтому нашей школе так необходима своя газета. Школьная газета - это средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, а также орган самоуправления, поднимающий темы, интересные именно ученикам. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов детей, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись. Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета.

Школьные СМИ формируют грамотную и требовательную аудиторию, на которую должны будут работать наши журналисты. Задача школьных СМИ заключается в том, чтобы они понимали проблемы общества и то, как масс-медиа могут влиять на эти проблемы, решать их. Школьные СМИ рассматриваются как информационный инструмент, прежде всего управления общественным мнением в школе.



Список используемой литературы.

  1. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2004. – 287с.

  2. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003. – 222 с.

  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: [электронный ресурс]: 10 CD-ROM. 7-е изд. перераб. и доп. – М: Кирилл и Мефодий, М., 2003

  4. Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. – Пермь, 2004. – 11 с.

  5. Газета "СНОвидение": все о жизни факультета [электронный ресурс] - Режим доступа: http://history.psu.ru/index.php?option=com_content&a, свободный.

  6. Газета. Ru [электронный ресурс] – режим доступа http://www.gazeta.ru/, свободный

  7. Форум «Школьная газета» [электронный ресурс] - Режим доступа:

http://schools.perm.ru/modules/newbb/viewtopic.php?topic_id=58&forum=7 , свободный


Смотрите также:
«Школьная газета – детское творчество для детей и взрослых»
50.9kb.
1 стр.
Школьная газета
55.58kb.
1 стр.
Школьная газета. Выходит 1 раз в четверть. Выпуск №1 2 2006 2007 учебный год
151.42kb.
1 стр.
Ежемесячная независимая школьная газета
59.98kb.
1 стр.
Ежемесячная независимая школьная газета
60.25kb.
1 стр.
Ежемесячная независимая школьная газета
89.05kb.
1 стр.
Ежемесячная независимая школьная газета
61.47kb.
1 стр.
С днем Победы! Ежемесячная школьная газета №8
74.4kb.
1 стр.
Школьная газета средней общеобразовательной школы №327 Невского района Санкт Петербурга, №13, апрель 2011
82.73kb.
1 стр.
Ежемесячная школьная газета №4 Муниципального общеобразовательного учреждения
57.97kb.
1 стр.
Школьный экспресс
139.67kb.
1 стр.
Ежемесячная школьная газета №4 Муниципального общеобразовательного учреждения
106kb.
1 стр.