Главная
страница 1
К 150-ЛЕТИЮ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ  ВОССТАНОВЛЕНИЕ
Железная дорога Гомельщины в 1943 – 1950 годы

Сегодня – день освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков. Хороший повод вспомнить историю восстановления железнодорожной инфраструктуры города 
и области.
В результате успешного наступления советских войск летом и осенью 1943 года почти вся территория Гомельской области (12 районов) и областной центр были освобождены от немецкой оккупации, а к 25 июня 1944 года – оставшиеся три района.
Еще в сентябре 1943 года были освобождены Унеча и Кричев, и уже работали Могилевское, Унечское и Сновское отделения движения Белорусской железной дороги на участках Темный Лес – Кричев, Драниха – Кричев, Кричев – Унеча, Унеча – Брянск. 27 октября 1943 года станция Закопытье, расположенная на освобожденной территории Гомельской области, приняла первый поезд.
31 декабря 1943 года из Москвы в Новобелицу прибыл руководящий состав ЦК КП(б)Б 
и правительства Белорусской ССР. Оттуда они управляли республикой до марта 1944 года.
Управление Белорусской железной дороги переехало из Унечи в Новобелицу и размещалось в здании школы № 5. А в марте 1944 года оно уже было в т. н. Доме Коммуны в Гомеле.
За более чем двухлетнюю оккупацию области были полностью разрушены промышленные, культурно-просветительные учреждения, учреждения народного образования, жилищно-коммунальное хозяйство. Значительно пострадал Гомельский железнодорожный узел. Перед жителями города и области стала серьезная задача – восстановление инфраструктуры и экономики.
Началось восстановление Гомельского железнодорожного узла. Он имел стратегическое значение для обеспечения наступательных операций 1-го Белорусского фронта под командованием К. К. Рокоссовского. Основными коммуникациями фронта были линии Почеп – Гомель – Калинковичи, Бахмач – Гомель – Жлобин, Чернигов – Гомель.
Главным в налаживающейся эксплуатационной работе Гомельского отделения движения было наращивание пропускной способности участков и перерабатывающей способности Гомельского узла.
В связи с тем что быстро восстановить разрушенный Новобелицкий железнодорожный мост через Сож было невозможно, а мосты через Сож и Ипуть у Кленок сохранились, было решено построить начинавшийся на перегоне Новобелицкая – Гомель 26-километровый обходной путь, соединивший бахмачское, жлобинское и калинковичское направления. На станции Ипуть было организовано оборотное паровозное депо с экипировочным хозяйством.
Гомельский узел заработал уже на третьи сутки после освобождения, на пятые сутки из Гомеля на Жлобин и Калинковичи пошли воинские эшелоны.
С октября 1943-го по август 1944-го в Гомельском железнодорожном узле было восстановлено 82 км приемно-отправочных и станционных путей, на станции Новобелица – 12 км.
Гомельский узел восстанавливали воины железнодорожных батальонов под командованием Героев Социалистического Труда подполковников Ф. И. Максвитиса и Ш. Н. Жижилашвили.
К началу 1944 года на освобожденной территории работали свыше 20 станций, в том числе Зябровка, Тереховка, Закопытье, Добруш, Новобелицкая, Гомель, Речица, Прибор, Костюковка, Буда-Кошелевская, Шацилки (сейчас Светлогорск – на Березине) и др.
В Гомельском железнодорожном узле восстановлены: дизельная электростанция мощностью 690 лошадиных сил, электростанция на станции Гомель-Сортировочный мощностью 1000 кВт. В Гомельском вагонном депо закончено восстановление подсобных цехов общей площадью 7250 квадратных метров и пункт технического осмотра поездов.
Основной задачей железной дороги в этот период являлось выполнение погрузки и выгрузки эшелонов с боевой техникой, подвоз армейских подразделений, боеприпасов и продовольствия.
Силами восстановителей и эксплуатационников железные дороги БССР были приведены к июню 1944 года в такое состояние, что смогли обеспечить ежесуточный прием 90 – 100 поездов, а всего за период с 1 по 23 июня для проведения операции «Багратион» было доставлено фронту 75 тыс. вагонов с ежесуточным подвозом до 3,6 тысячи вагонов, что составило 25% всех воинских перевозок сети дорог СССР.
Железнодорожники работали в условиях налетов вражеской авиации. Так, в спецдонесении в ЦК КП(б)Б значилось: «Налеты 17 – 18 июня. На станции Гомель разрушено 22 пути, водоснабжение в 7 местах, линии связи магистральной 25 проводо-километров, местной – 54 проводо-км. Разбито и сожжено 293 вагона, убито 8 человек, ранено – 12. На станции Новобелицкая разрушено 11 путей, разбито и сожжено 120 вагонов, убито 200, ранено 100 человек. На станции Сновск разрушено 11 путей, уничтожено 135 вагонов, убито 13, ранено 46 человек».
Сразу же после освобождения города начали работать Гомельский техникум железнодорожного транспорта, а также железнодорожные училища в Гомеле (ПТУ-35), Жлобине, Калинковичах.
На станции Гомель-Хозяйственный началось строительство электростанции, которая должна была обеспечить электроэнергией предприятия железнодорожного узла. Министерство путей сообщения выделило около миллиона рублей.
Определились лучшие стахановцы – инициаторы скоростной обработки и продвижения поездов. Начался выпуск брошюр о достижениях стахановцев, лунинцев, открылись школы и курсы повышения квалификации для внедрения передовых методов в железнодорожное хозяйство, а также подготовки квалифицированных кадров.
На железных дорогах Гомельщины стали организовывать воскресники. К примеру, 14 марта 1945 года службой движения был организован «день стрелки», в проведении которого приняло участие 3773 железнодорожника. Произведены ремонт на 1773 стрелочных переводах, замена рельсов на 12 стрелках, смена крестовин на 21 стрелочном переводе. Общая стоимость выполненных работ составила 16 тысяч рублей.
28 ноября 1943 года оперативная группа, созданная из работников паровозовагоноремонтного завода (ПВРЗ) приступила к восстановлению предприятия. С декабря началась работа по разборке зданий завода и возрождению некоторых цехов, и только в апреле 1944 года строительно-восстановительные работы были переданы специальным организациям.
Уже в июле 1944 года ПВРЗ выпустил из капремонта 14 пассажирских вагонов (вместо запланированных 10), а в августе – 18 (вместо 15).
Коллектив Новобелицкого третьего строительного участка (начальник участка Покровский) проделал большую работу по восстановлению насосной станции Гомельского железнодорожного узла. Было уложено 30 тысяч штук кирпича, сделана новая крыша, построено хлорнотарное отделение. 30 ноября 1945 года станция введена в эксплуатацию.
Сверх плана выпустила из промывочного ремонта паровоз комплексная бригада депо Гомель под руководством почетного железнодорожника Колыбалова. Коллективу бригады на протяжении четырех месяцев присуждали переходящее Красное знамя.
Полностью был восстановлен электротехнический завод. К концу 1944 года он произвел железнодорожного оборудования и инструмента на сумму 250 тысяч рублей.
В 1944 году вводятся в эксплуатацию поликлиника в Жлобине, две гомельские узловые больницы, зуботехлаборатория в Жлобине, школы, детсады, ясли, жилье. Были восстановлены паровозные депо Жлобин, Калинковичи, Гомель.
По итогам работы в августе 1944 года переходящим Красным знаменем было награждено Гомельское отделение движения. Переходящими Красными знаменами НКПС дважды награждались станция Калинковичи и Гомельская дистанция пути.
За восстановление путевого хозяйства за 1944 и 1945 годы переходящими Красными знаменами ГКО и НКПС награждались 6-я Гомельская дистанция пути (6 раз) и 2-я Унечская дистанция (2 раза).
Широкий резонанс приобрело патриотическое начинание домашней хозяйки из Сталинграда А. Черкасовой, которая выступила с инициативой быстрейшего восстановления города. Одним из ее последователей в Гомеле стала домохозяйка З. Азарова. Она организовала бригаду из числа жен рабочих и служащих железнодорожного узла. Бригада оборудовала интернат для рабочих станции Гомель, очистила помещения железнодорожного хозяйства, построила порядка двух десятков будок для стрелочников. Бригада А. Паньковой принимала участие в восстановлении помещений детского сада, территории паровозовагоноремонтного завода.
Передовые методы работы отражались на страницах газеты «Железнодорожник Белоруссии», в других средствах массовой информации.
По состоянию на 31 декабря 1945 года на железных дорогах Гомельщины было открыто 218 раздельных пунктов, в том числе: внеклассных станций – 1, первого класса – 3, второго класса – 16, третьего – 30, четвертого – 70, пятого – 98. Общее количество стрелок составило 2315, из них 2309 – ручного управления. Общая протяженность железных дорог в Гомельской области в 1945 году составила 942 км.
Если в 1944 году и первой половине 1945-го по железной дороге проходили военные и восстановительные грузы, то со второй половины 1945 года – преимущественно грузы народно-хозяйственного значения.
Наиболее грузонапряженными участками в том году были Гомель – Жлобин, Брянск – Унеча и Унеча – Гомель.
Устойчиво в 1945 году работали паровозные депо Гомель – были задействованы паровозы серии ОВ, Э и Ша, Калинковичи – Э, Жлобин – Э, Щорс – Ша, Новозыбков – Щ, Унеча – Э и Щ (грузовое движение). В пассажирском движении работали паровозы серий С, СУ, НВ.
В октябре 1945-го была получена телеграмма народного комиссара путей сообщения СССР генерал-лейтенанта Ивана Ковалева. В ней говорилось о том, что знаком «Почетный железнодорожник СССР» награждены маляры строительно-восстановительного участка Митрофан Бронфилов, Константин Кравцов, тынковщик Иван Бобров.
В июле 1945 года большая группа железнодорожников была награждена орденами и медалями. В их числе начальник Жлобинской дистанции сигнализации и связи Григорий Быков, редактор дорожной газеты Рафаил Сыркин (орденом Отечественной войны ІІ степени), начальники Гомельских отделений движения Василий Коновалов и паровозного хозяйства Александр Ложков (орденом Красной Звезды). 
В 1946 году были организованы отделения Белорусской железной дороги: Гомельское – начальник Александр Ложков, Жлобинское – Иван Голенкевич.
Продолжилось восстановление вторых главных путей на перегонах, наращивание мощности вагонных и паровозных депо, оборудование перегонов электрожезловой системой и станций – маршрутно-контрольными устройствами.
К концу 1950 года восстановительный период на железных дорогах Беларуси в основном закончился. По основным показателям магистраль вышла на уровень довоенного 1940 года.
Коллектив железной дороги досрочно выполнил план погрузки и выгрузки, ускорил оборот вагона и увеличил пробег локомотива, добился повышения технической и участковой скоростей. Снизилась себестоимость перевозок, были сэкономлены тысячи тонн топлива.

Валентина МАНЦУРОВСКАЯ, 
архивист отдела информации Госархива общественных объединений Гомельской области.
Леонид ЛЕГЧЕКОВ

(На фото)
1. Разрушенное здание паровозного депо станции Гомель
2. Начало восстановления здания вокзала станции Гомель


Смотрите также:
Архивация и восстановление Windows Small Business Server 2003
322.76kb.
1 стр.
«Все Виды Спорта Восстановление», 800 гр. Продукт с низким содержанием лактозы!
13.01kb.
1 стр.
Лабораторная работа №1 Установка и настройка сетевой карты. Лабораторная работа №2 Восстановление компьютера после сбоя.
58.29kb.
1 стр.
Восстановление репродуктивного здоровья у пациенток с различными формами гиперандрогении 14. 01. 01- акушерство и гинекология
565.23kb.
4 стр.
Специальности и направления подготовки для поступления на второй и последующие курсы, восстановление и перевод на 2013 – 2014 учебный год
54.6kb.
1 стр.
Название образовательной программы восстановление
27.23kb.
1 стр.
Название образовательной программы восстановление и перевод
29.93kb.
1 стр.
Электрохимическое восстановление в суспензиях. Синтез наноорганизованных гибридных материалов на основе дихалькогенидов металлов слоистого строения степанов А. А., Лененко Н. Д., Голубь А. С., Новиков Ю. Н
12.08kb.
1 стр.
Восстановление характеристик атмосферы по данным лидарного зондирования
439.39kb.
1 стр.
2007г. Восстановление отмостки – 253. 8м2 – 148 477. 06 рублей 2008г
11.14kb.
1 стр.
Восстановление и развитие высших учебных заведений нижнего поволжья в послевоенные годы (1945 1953)
439.64kb.
2 стр.
Функциональное восстановление после фиброза при помощи галофугинона в сердце и скелетных мышцах у mdx мышей
226.31kb.
1 стр.