Главная
страница 1
Т- 34 – средний танк

ТанкТ-34, вооруженный 76-мм пушкой, производился с 1940 по 1944 год на шести заводах: № 183 в Харькове — с 1940 года, в Нижнем Тагиле — с 1941 года; Сталинградском тракторном — с 1941 года; «Красное Сормово» -с 1941 года; «Уралмаше» — с 1942 года; № 174 в Омске — с 1942 года; Челябинском Кировском — с 1942 года. Всего за это время было изготовлено 35 312 танков Т-34, включая 1170 огнеметных.



Танки Т-34-76 находились на вооружении в танковых частях Красной Армии всю Великую Отечественную войну и принимали участие практически во всех боевых операциях, включая штурм Берлина. Кроме Красной Армии, средние танки Т-34 состояли на вооружении Войска Польского, Народно-освободительной армии Югославии и Чехословацкого корпуса, которые воевали против фашистской Германии.

 Тактико-технические характеристики среднего танка Т-34 образца 1941 года

Боевая масса, т

26,5

Размеры:

- длина, мм

6680

- ширина, мм

3000

- высота, мм

2450

Экипаж

4 человека

Вооружение

76,2 — мм пушка Ф-34 обр. 1940 года; два 7,62 — мм пулемета ДТ

Боекомплект

77 выстрелов, 3906 патронов

Бронирование:

- лоб корпуса, мм

45

- боковая стенка корпуса, мм

45

- лоб башни, мм

52

Тип двигателя

В-2, 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный дизель жидкостного охлаждения

Максимальная мощность, л.с.

500

Максимальная скорость на гусеницах, км/ч

54

Запас хода, км

300-400




Средний танк Т-34
К началу Курского сражения основной бронированной машиной, стоящей на вооружении Красной Армии, стал средний танк Т-34. Эта уникальная машина была создана конструкторами Харьковского паровозостроительного завода под руководством М.И. Кошкина и в начале 1939 г. принята на вооружение советских войск. Конструкция Т-34 по праву считается качественным скачком в развитии советского и мирового танкостроения. Впервые в одной машине сочетались высокая технологичность, мощное вооружение, противоснарядная броня и великолепные ходовые качества. Технологичность конструкции Т-34 позволило в короткие сроки наладить его серийное производство на семи различных машиностроительных заводах. Особое значение при этом имело применение для его изготовления конвейерного метода сборки, что позволяло на основной части операций применять низкоквалифицированный труд. Противоснарядная броня танка изготавливалась из катанных броневых листов, а её высокая надёжность достигалась за счёт их рационального наклона. Высокие ходовые качества машины определялись применением мощного дизельного двигателя и широкого гусеничного полотна. Это позволяло танку преодолевать подъёмы до 300м, проскакивать рвы шириной 2,5 м, преодолевать стенки высотой до 75 см и без предварительной подготовки форсировать водные преграды глубиной до 1,3 м. По вооружению Т-34 соответствовал тяжёлому танку КВ-1. Бронебойный снаряд, выпущенный из пушки, установленной на танке, был способен на дальности 500 м пробить броню до 70 мм. До появления в дни Курской битвы Т-V «Пантеры» и Т-VI «Тигра» такой бронезащиты не имел ни один из немецких танков.

Средний танк Т-V «Пантера»



"Пантера" - безусловно один из наиболее известных тяжелых танков, принимавших участие во второй мировой войне. Катализатором создания этой непредусмотренной в системе танкового вооружения вермахта боевой машины стал советский средний танк Т-34. Его появление на Восточном фронте заставило Министерство вооружения Германии приостановить работы, которые с 1937 года вела фирма Непschel над перспективным танком 30-тонного класса. 18 июля 1941 года фирма Rheinmetall получила заказ на разработку 75-мм длинноствольной пушки, способной пробивать 140-мм броню на дистанции 1000 м. 25 ноября фирмам Daimler-Benz и MAN был, в свою очередь, выдан заказ на 35-тонный танк. Тактико-технические требования к новой боевой машине определили следующие: ширина до 3150 мм, высота- 2990 мм, двигатель мощностью 650-700 л.с., броневая защита- 40 мм, максимальная скорость движения - 55 км/ч. Задание получило условное название - "Пантера"

25 ноября 1941 г. Министерство вооружений и боеприпасов рейха поручило фирмам «Даймлер-Бенц» и «МАН» выпустить машину, превосходящую советский средний чудо-танк Т-34 по вооружению и бронированию. В мае 1942г. фирмы представили на суд специально созданной комиссии свои проекты. «Даймлер-Бенц» предложила танк, даже внешним видом напоминавший Т-34, с такой же компоновкой агрегатов. Но новое требование комиссии об установлении на танке длинноствольной 75-миллимитровые пушки, по существу, отстранило проект немецкой «тридцать четвёрки». Конкурс прошёл проект фирмы «МАН», который внешне тоже напоминал советский средний танк. Первый образец танка, получившего марку Т-V и собственное имя «Пантеры», был изготовлен в сентябре 1942 г. и к 1 января 1943 г. запущен в серийное производство. Если критически оценивать танк, то можно отметить, что хотя он и не затмил славу Т-34 , но вооружённый мощной пушкой получился самым добротным в немецких танковых войсках. На Восточном фронте впервые «Пантеры» массировано были применены на южном участке Курской дуги. 76-миллимитровая пушка Т-34 не брала лобовую броню «Пантеры», в то время как немецкий танк мог сжечь «тридцатьчетвёрку» с дистанции, превышающей 1000 м.




Характеристики

Т-34

Т-V «Пантера»

Боевая масса, т

26

43

Экипаж

4

5

Калибр вооружения, мм:

-пушка


-пулемёт

76,2


2х7,62

75

3х7,92



Лобовая броня, мм

45

100

Максимальная скорость, км\ч

55

46


Тяжелый танк КВ-1

Тяжелый танк КВ-1



Танк КВ-1, образца 1939 года.


Тяжелый танк прорыва КВ-1.


КВ-1 создавался только для победы.


Устройство Клима Ворошилова.


Танк СМК. Соперник КВ-1 по испытаниям.


Характеристики





Год выпуска

1939 год

Всего произведено

3117

Масса

47 т

Экипаж

5 человек

Габариты

Высота

2,71 м

Ширина

3,32 м

Длина

6,9 м

Вооружение

Пушечное

76,2-мм Ф-34 (135 снарядов)

Пулеметное

3×7,62-мм ДТ (3024 патронов)

Бронирование

Лоб

110 мм 

Борт

90 мм 

Корма

75 мм 

Крыша

40 мм

Днище

30 мм

Ходовые характеристики

Двигатель

В-2К

Мощность

600 л.с.

Тип

дизельный

Скорость

по дороге — 35 км/ч;
по бездорожью — 20 км/ч

Запас хода

по дороге — 335 км;
по бездорожью — 250 км

Давление на грунт

0,75 кг/см2

Описание


C декабря 1938 года на заседании Главного Военного Совета рассматривался проект танка СМК и танка Т-100, которые были утверждены для изготовления в двухбашенном варианте. Предполагалось построить для испытаний два прототипа. Но присутствующие на заседании начальник СКБ-2 Ж. Я. Котин и директор Кировского завода И. М. Зальцман предложили построить вместо второго экземпляра СМК однобашенный тяжелый танк. Надо заметить, что в те годы, военные и конструкторы вели спор о концепции тяжелого и среднего танков.

Окончательное утверждение проекта однобашенного танка и разрешение на постройку было утверждено решением Комитета Обороны СНК СССР за № 45сс от 27 февраля 1939 г.

К проектированию нового танка, названого КВ (Клим Ворошилов), Кировский завод приступил 1 февраля 1939 года, еще до его утверждения. За основу брался все тот же СМК.

9 апреля был одобрен технический макет, а 1 сентября 1939 года танк был собран и опробован пробегом.

КВ позаимствовал от СМК схему бронекорпуса, конструкцию оптических приборов, элементы трансмиссии. На танк поставили дизель В-2. Пришлось отказаться от пулемета ДТ, так как в виду установки в башне двух орудий, для него не осталось там места. На КВ стояло два орудия: 76-мм и 45-мм.

5 сентября танк отправили в Москву, где 23 сентября он был показан правительству. 8 октября машина вернулась в Ленинград и была отправлена на испытания. Однако с началом советско-финской войны, танк с испытаний был снят, и в составе 91-го танкового батальона 20-й тяжелой танковой бригады, вместе и СМК и Т-100, был отправлен на фронт, где отлично себя показал. По прибытию на фронт, с танка была демонтирована 45-мм пушка, которая стесняла работу экипажа. 19 декабря 1939 года Молотов подписал Постановление КО СССР № 443сс, согласно которому танк КВ был принят на вооружение РККА.

По состоянию на 22 июня 1941 года на вооружении РККА состояло 639 танков КВ. В 1941 году КВ мог уничтожить любой танк Вермахта, оставаясь при этом неуязвимым для противника. Это подтверждается несколькими фактами, когда одиночные КВ в течении суток сдерживали продвижение целых танковых армий. Так единственный КВ-1, заняв позицию на шоссе у города Остров, целые сутки сдерживал продвижение немцев к Ленинграду. За эти сутки КВ уничтожил 7 немецких танков, батарею противотанковых пушек, одну 88-мм пушку с расчетом и несколько грузовиков и бронетранспортеров.

Вплоть до начала 1943 года, до появления танка «Tiger», не было танков способных противостоять КВ-1.


Тяжёлый танк Т-VI «Тигр» .

Тяжелый танк Pz-VI "ТИГР"








ТТХ:

Боевая масса

55 т.

Длина

6.20 м

Ширина

3.70 м

Высота

2.86 м

Экипаж

5 чел.

Вооружение

пушка

полуавтомат. 88-мм

пулемет

2 х 7,92-мм

Боекомплект

снаряды

92

патроны

4800

Броня лоб.к.

100 мм

Броня лоб.б.

110 мм

Двигатель

карбюр. "Майбах"

Скорость

38 км/ч

Запас хода

140 км



Ещё в мае 1941 г. Гитлер предложил новую концепцию нового танка, обладавшего повышенными огневой мощью и броневой защитой. Заказ на разработку такого танка одновременно получили две фирмы -«Хеншель» и «Порше». 20 апреля 1942 г. Гитлеру был преподнесён подарок на день рождения – его взору представили две бронерованные машины устрашающего вида. Для того, чтобы доставить их в ставку фюрера «Волчье логово» в восточной Пруссии, пришлось немало потрудиться. Для повышения проходимости конструкторы «Хеншель» оснастили свой танк гусеничными лентами шириной 72 см, и они на 5 см с каждой стороны выступали за габарит железнодорожной платформы. Выгружать его пришлось с помощью специального железнодорожного крана. Специалисты «Порше» решили обойтись без крана, их танк увяз в грунте. Ещё несколько досадных недоразумений во время испытаний - и заказ на изготовление нового тяжёлого танка Т-VI «Тигр» получила фирма «Хеншель». Фердинанд Порше в качестве компенсации был награждён Крестом за военные заслуги I класса. Боевой дебют нового танка на Восточном фронте состоялся под Ленинградом , но наиболее массово «Тигры» использовались во время Курского сражения. Гитлер рассчитывал, что участие в этом сражении, примет 285 тяжёлых машин, но этот план не выполнили, передав в войска только 246 машин.




Характеристики

КВ -1

Т-V1 «Тигр»

Боевая масса, т

47

55

Экипаж

5

5

Калибр вооружения, мм:

-пушка


-пулемёт

76,2


3х7,62

88

3х7,92



Лобовая броня, мм

75-105

110

Максимальная скорость, км\ч

35

38


Самоходно- артиллерийская установка СУ-152.

Испытание новых тяжёлых танков Т-6, проведённое по приказу Гитлера в районе Ленинграда в конце 1942 г., дало богатый материал для размышления советским танковым специалистам. Было совершенно очевидно, что снаряд, выпущенный из 76-миллимитровой пушки, установленный на основных моделях советских танков, будет не в состоянии бороться с бронёй нового танка. В тоже время бронебойный снаряд 152-миллиметровой пушки гаубицы мог бы с ней поспорить. В конце ноября 1942г в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода началась разработка тяжёлой самоходной артиллерийской установки. Выпуск рабочих чертежей новой САУ, получившей марку СУ-152, начался в декабре 1942г, а 25 января 1943г. в рекордно короткий срок был собран опытный образец. К 7 февраля испытание первого образца были успешно завершены, и машина была принята на вооружение. Своеобразный рекорд скорости проектирования и создания опытного образца объясняется, прежде всего тем, что новая САУ представляла собой гибрид двух хорошо зарекомендовавших себя систем. Для её изготовления на шасси тяжёлого танка КВ-1С была установлена серийная 152-миллиметровая пушка – гаубица МЛ-20. В июле 1943г только один из полков СУ-152, принимавший участие в боях на Курской дуге, уничтожил около двух десятков немецких танков «Тигр» и тяжёлых самоходных орудий «Фердинанд».


Самоходно-артиллерийская установка, истребитель танков«Фердинанд»
Начиная войну на Восточном фронте, Германия практически не имела специальных противотанковых самоходных артиллерийских установок, кроме штурмовых орудий и суррогатов семейства «Мардер». Сокрушительное поражение под Москвой и Сталинградом подтолкнули инженерную мысль в этом направлении, и уже с начала 1943 г. в армию начали поступать специальные цельнобронерованные САУ. В числе первых войска получили истребитель танков, построенный на шасси опытного танка фирмы «Порше», являвшегося одним из первых прототипов тяжёлого танка «Тигр». После поражения Фердинанда Порше перед специалистами фирмы «Хеншель», около 90 изготовленных шасси остались не у дел и срочно были переоборудованы в противотанковые САУ, вооружённые новыми длинноствольными 88- миллиметровыми пушками Pak-43. Бронебойный снаряд, выпущенный этой пушкой, пробивал 180-ти миллиметровую броню с дистанции 1000 м., чем и зарекомендовали САУ опасным противником танков. Из уст Гитлера новая машина получила название «Фердинанд». Боевое крещение «Фердинанды» получили на Курской дуге, где из 89 машин, введённых в бой, было потеряно 39. Часть из них была потеряна на обширных минных полях, вторая стала жертвой Т-34, который из засады или в ближнем бою уничтожали этих бронированных монстров выстрелами в борт и в корму. Имя «Элефант» было присвоено этому истребителю танков летом 1944г, когда мода на звериные имена среди представителей бронетанковых сил Германии достигла своего пика.


Характеристики

СУ -152

«Фердинанд»

Боевая масса, т

45,5

65

Экипаж

5

6

Калибр вооружения, мм:

-пушка


-пулемёт

152,4


-

88

7,92



Лобовая броня, мм

75

200

Максимальная скорость, км\ч

43

30

После поражения под Москвой немецкие конструктора создали средний танк Т- V «Пантера», тяжёлый танк Т-VI «Тигр» и САУ «Фердинанд». Не смотря на технические данные, позволявшие этой бронетехнике победоносно шествовать по полям сражений, Курская дуга стала могилой для бронетанковых частей вермахта. Гитлер свято верил в техническую немощность советских войск. Советские же войска оказались вооружены танками по эффективности превосходящими немецкие танки Т- III и Т- IV. Совершенно очевидно, что не все танки, применяемые немецкой армией, были «Тиграми» и «Пантерами». Основная масса машин, стоящих на вооружении в немецких танковых частях, по-прежнему состояла из средних танков Т- III и Т- IV. Поэтому по расстановке сил противоборствующих сторон советская армия превосходила по силе армию Германии.


Смотрите также:
Кубинка- музей бронетанкового вооружения и техники
11.57kb.
1 стр.
Т- 34 средний танк
117.72kb.
1 стр.
Юрий Крупнов: «Нам нужно индустриализировать Афганистан и страны Средней Азии»
189.25kb.
1 стр.
Брендинг спасет от китайского нашествия Сможет ли малый бизнес выжить в условиях вто. Готов ли малый и средний бизнес Волгоградской области к работе в условиях
40.8kb.
1 стр.
Ил-2 штурмовик Ил-2
176.84kb.
1 стр.
Средний шнауцер
248kb.
1 стр.
Тацинский рейд
70kb.
1 стр.
Зима 1942. Под Москвой Фото А. Г. Ходова Действующая армия. Боевой трофей. 1941-1942 гг
38.06kb.
1 стр.
Средний курс валют по отношению к рублю
78.55kb.
1 стр.
Мбу вм цбс библиотека-филиал №8 С. Средний Ургал
88.35kb.
1 стр.
Средний класс: современные тренды потребительского поведения
33.99kb.
1 стр.
Реферат по обж "летающий танк"
38.84kb.
1 стр.