Главная
страница 1
План ликвидации аварийных проливов нефти и нефтепродуктов

Нефть и нефтепродукты с одной стороны являются ценным сырьем, а с другой стороны обладают свойствами вещества, опасными для человека и окружающей среды. В процессе добычи, транспортировки, переработки и использовании нефти и нефтепродуктов оказывается негативное воздействие на окружающую среду. В результате объективных и субъективных причин на всех этапах операций с нефтью и нефтепродуктами возможны аварийные ситуации, связанные с разливами нефти и нефтепродуктов, приводящие к загрязнению компонентов окружающей среды (почва, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух). Это приводит к изменению состояния окружающей среды и снижению уровня жизни населения селитебных зон. Разливы нефти и нефтепродуктов приводят не только к их потерям, но и при определенных условиях к возникновению чрезвычайных ситуаций (ЧС), которые квалифицируются как катастрофы.

Основными причинами аварийных разливов нефти и нефтепродуктов можно назвать:

-аварии на железнодорожном, речном и морском видах транспорта, перевозящих нефтепродукты;

- изношенность основных фондов;

- неоперативное реагирование на аварии и происшествия и последующая не слаженность действий при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

- недостаточность, а порой и полное отсутствие сил и средств, необходимых для предупреждения разливов нефти и нефтепродуктов, своевременного реагирования на них, локализации и ликвидации последствий.

Как показывает практика, любой разлив нефти и нефтепродуктов, может перерасти в чрезвычайную ситуацию техногенного характера, нанося огромный ущерб окружающей среде и населению, а также экономике, так как для ликвидации последствий подчас необходимо тратить гораздо больше средств нежели на задачи предупреждения и своевременного реагирования.

В целях организации деятельности по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в 2000 году было принято Постановление Правительства от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (с изменениями от 15.04.2002 г.). В 2002 году Постановлением Правительства № 240 от 15.04.2002 г. «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» были внесены изменения и дополнения. На основе данных постановлений 28 декабря 2004 года был разработан и подписан приказ МЧС России №621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Одним из важнейших аспектов минимизации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов является требование по поддержанию в готовности специальных сил и средств, прежде всего для локализации разлива и его последующей ликвидации. Это значит, что предприятия и организации должны постоянно заботиться о том, чтобы в необходимой близости от объекта находились специально обученные люди со специальной техникой и оборудованием, которые могли бы оперативно, а главное качественно реагировать на произошедшие разливы нефти и нефтепродукты и не допускать усугубления последствий таких разливов для окружающей среды и систем жизнеобеспечения населения. При этом, если таких сил и средств не хватит руководители организаций должны заранее беспокоится о том, какие дополнительные силы и средства и откуда могут быть запрошены. Это могут быть силы и средства других организаций, профессиональных аварийно-спасательных формирований, в том числе государственных. Этот вопрос является одним из существенных при осуществлении организациями планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

В связи с планированием таких мероприятий конечно же требуются произвести серьёзный анализ обстановки и достаточно продуманный расчет возможных зон разливов и их последствий для обоснования необходимого и достаточного состава сил и средств для локализации разлива и его ликвидации, включая сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов, их временного складирования, транспортировки и последующей утилизации. Для минимизации количества потенциально привлекаемых спасателей и специалистов разумно было бы в качестве средств локализации использовать, предварительно организовав, специальные инженерно-технические сооружения, а возможно и устройства, способные естественным путем улавливать и тем самым локализовывать разливы нефти и нефтепродуктов. Для объектов, расположенных на суше, возможно использовать и иные технические решения, подсказываемые в том числе особенностями рельефа местности. Словом, планирование мероприятий не должно носить формальный характер, а вариантов минимизации последствий разливов можно найти множество, оптимизируя решения.

В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия разработаны основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов – ПЛАРН (Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 г. № 613, в ред. от 15.04.2002 № 240).

ПЛАРНы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:

- нефтеналивное судно - 2 танка;

- нефтеналивная баржа - 50% ее общей грузоподъемности;

- стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;

- автоцистерна - 100% объема;

- железнодорожный состав - 50% общего объема цистерн в железнодорожном составе;

- трубопровод при порыве - 25% максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порваном участке трубопровода;

- трубопровод при проколе - 2% максимального объема прокачки в течение 14 дней;

- стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100% объема максимальной емкости одного объекта хранения.

Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

- локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

- муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

- территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;

- регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;

- федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

ПЛАРНом должны предусматриваться:

а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;

б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно - спасательных формирований;

в) организация взаимодействия сил и средств;

г) состав и дислокация сил и средств;

д) организация управления, связи и оповещения;

е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;

ж) система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;

з) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;

и) географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;

к) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;

л) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

м) организация материально - технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:

а) максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;

б) площадь разлива;

в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;

г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;

д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;

е) влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;

ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;

з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно - спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);

и) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;

к) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;

л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;

м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.

ПЛАРН на речных акваториях и во внутренних водоемах на федеральном уровне разрабатывается и утверждается Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

ПЛАРН на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В целях отработки планов на федеральном и региональном уровнях проводятся комплексные учения или командно - штабные тренировки не реже одного раза в 2 года.

Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов локального, местного и территориального значения, определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям соответствующих субъектов Российской Федерации.

После проведения всего комплекса работ по локализации и ликвидации аварийных проливов нефти и нефтепродуктов проводятся мероприятия по рекультивации почв, загрязненных нефтью и нефтепродуктами



Рекультивация земель - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных и загрязненных земель. Задача рекультивации - снизить содержание нефтепродуктов и находящихся с ними других токсичных веществ до безопасного уровня, восстановить продуктивность земель, утерянную в результате загрязнения. В настоящее время разработан ряд методов ликвидации нефтяных загрязнений почвы, включающие механические, физико-химические, биологические методы.




Смотрите также:
План ликвидации аварийных проливов нефти и нефтепродуктов
87.57kb.
1 стр.
Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Одинцовского муниципального района
77.15kb.
1 стр.
Постановление От 24 апреля 2012 года №05-67-а
63.62kb.
1 стр.
И нефтепродуктов
253.46kb.
1 стр.
Путиловское сельское поселение муниципального образования кировский муниципальный район ленинградской области постановление
61.18kb.
1 стр.
«Современные проблемы развития рынка нефтепродуктов в Японии»
671.98kb.
10 стр.
«Эколого-экономическая оценка аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте»
1239.6kb.
5 стр.
«Нефть, способы её переработки»
74.35kb.
1 стр.
Обработка нефти и нефтепродуктов
44.41kb.
1 стр.
Производство волокнистых синтетических сорбентов нефти и нефтепродуктов из отходов термопластов Исполнитель
80.39kb.
1 стр.
Филиал ОАО «со еэс» Смоленское рду принял участие в совместных учениях по ликвидации аварийных ситуаций с угрозой нарушения электроснабжения в условиях низких температур наружного воздуха на территории областного центра Смоленской области
36.44kb.
1 стр.
Особенности оценки экономического ущерба, возникающего в результате аварийных разливов нефти на морских акваториях
78.53kb.
1 стр.