Главная
страница 1
Классный час "Праздник белых журавлей"

Разработала и провела занятие учитель

начальных классов Долгополова О.М.

2О11 г.


Цель: Познакомить учащихся школы с бессмертным образом белых журавлей Расула Гамзатова перелетели границы стран и континентов и навеки запечатлены в десятках памятников по всему миру - в России, Японии, США, Украине, Узбекистане.
Задачи:
Образовательные:
Формирование информационной компетентности учащихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет.
Формирование у учащихся представлений о связи краеведения с историей, литературой.
Воспитательные:
Формирование гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, исторических фактах, документах.
Формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.
Развивающие:
Формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса.
Развитие эмоционально-ценностного мышления учащихся на примере взаимодействия краеведения, литературы, истории.
Подготовка к выступлению: заранее ученики готовят стихотворения Р.Гамзатова, рисуют рисунки, готовят белых журавлей.
Учитель: Велика и огромна наша страна Россия. И есть в нашей стране горная Республика Дагестан (показать на карте). Столица Дагестана – город Махачкала. В этой республике живут свободолюбивый народ: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские. 22 июня 1941 года без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы нашей страны. Фашистская Германия хотела превратить все народы нашей страны в рабов. 3 июля 1941 годы глава советского правительства И. В. Сталин сказал: “Наше дело правое. Враг будет разбит, Победа будет за нами!”
Звучит музыка “Священная война”.
Учитель: На большой территории страны была объявлена мобилизация военных. Но у ворот военкоматов выросли большие очереди добровольцев. Каждый житель нашей страны стал воином и жизнь свою понимал как воинский долг. Они стоили линии обороны, ремонтировали дороги, помогали в госпиталях. Помогали чем могли.
Ученик (читает на фоне спокойной музыки стихотворение)
Ракет зеленые огни

По бледным лицам полоснули

Пониже голову пригни

И, как шальной, не лезь под пули.
Приказ: “Вперед!”

Команда: “Встать!”

Опять товарища бужу я,

А кто-то звал родную мать,

А кто-то вспоминал чужую,
Когда нарушив забытье,

Орудия заголосили

Никто не крикнул: “За Россию!”

А шли и гибли за нее.
Эти строки написал поэт Николай Старшинов, с первых дней встав на защиту Родины.
Учитель (показывает портрет Р. Гамзатова): Враг подбирался к Кавказу. Очень много поэтов встало на защиту своей Родины. Среди них и Расул Гамзатов, и Керим Отаров, и Николай Старшинов, Юлия Друнина, Муса Джалиль, и многие другие. Эти люди не только защищали страну, но и продолжали писать стихи, в которых призывали не боятся врага. Они принимали участие в жесточайших боях, они отступали и снова шли в атаку, попадали в плен, бежали из него, лежали в госпиталях и возвращались на передовую. Расул Гамзатов в стихотворении обращается к своему другу.
Посвящается моему другу Кериму Отарову ( Читает учитель)
В сырую ночь, свернувшись на шинели.

В июльский зной, порою зимних вьюг,

В полях, где пули хищные свистели,

Везде я помнил о тебе, мой друг.
Мы начатых поэм не дописали,

Мы с отчих гор ушли на зов войны,

Навстречу буре боевой мы встали,

Как верные отечества сыны.

( Дети читают стихи )

***
Поле вдоль берега крутого, мимо хат

В серой шинели рядового

Шел солдат.

Шел солдат – слуга Отчизны,

Шел солдат во имя жизни.

Землю спасая,

Смерть презирая, шел вперед солдат.
***
С тех пор как начал я военный путь,

Не раз блистали горы буркой белой…

Пусть лучше смерть в мою проникнет грудь,

Чем враг – в мои родимые пределы.


Учитель: Битва за нашу Родину, Россию была настоящим адом не только на земле, но и в воздухе. Бешеный огонь немецких зениток не давал начать атаку нашим самолетам. И все-таки наши солдаты оказались лучше, смелее. Они с тыла направили танки на вражеские зенитки и
Мчались танки, ветер подымая,

Наступала грозная броня,

И летела наземь вражья стая

Под напором стали и огня.
Учитель: Солдаты войн в сырых окопах, засыпавших листьями, чувствуя, как под туманом холодеет земля, исчерненная воронками, спящие возле своих орудий. Им снились сны: это была тоска по Родине, тоска по России, по речке, где он в детстве купался, по горам, где он играл со своими товарищами.
На войне
Желая жить, одолевая страх,

В окопах мерзнем, хлеб с землей жуем,

Она скрипит противно на зубах…

Так мы, солдаты, на войне живем.

Мороз и сырость нас бросают в дрожь.

Своею жизнью жертвует солдат.

Хоть смерть страшна – назад не повернешь,

Так мы, солдаты, на войне живем.

Почти не спим, но боремся с бедой,

Куря одну цигарку вчетвером,

Пути врагу, преградив собой…

Так мы солдаты на войне живем.

Как много здесь я потерял друзей!

Не погребенные они лежат…

Так, сохраняя жизнь страны своей,

Под пулями проводим день за днем.
Учитель: Немцы захотели завоевать Кавказские горы, они взошли на вершину горы Эльбрус (показать на карте). Но наши солдаты-альпинисты тоже взошли и выбросили их фашистский флаг, сказав, что: “Никогда эти горы не будут принадлежать немцам. И Россия будет за нами”. Как птица орел защищает свое гнездо, так и горцы защищают свои горы.
***
Я горец… Как люблю я это слово!

С ним вместе и отвагу я обрел.

Крылатое, оно звучит сурово,

Средь прочих слов оно и впрямь – орел.

Как запоздалую орлицу-мать

Орленок ждет тревожно, жадно, немо

Так ждет поэта – воина поэма,

Что не успел он дома дописать.
Солдаты храбро сражались, не боялись смерти. И об этом пишешь в своих стихах Кайсын Кулиев:
Меня, быть может, не дождется мать.

Война меня запорошит снегами.

Но лучше мне в родной земле лежать,

Чем жить на ней, захваченной врагами.
Учитель: Немцы видя, как русский народ защищает свою землю, лютовали. Они захватывали и сжигали села, деревни. Загоняли людей в сараи, сжигая их и сравнивая с землей.
Разрушенный дом”
Кто здесь пел?

Кто смотрел из окошка?

Кто сидел на скамье у ракит?..

Лишь облезлая тощая кошка

На седом пепелище сидит.

К горлу скорбь подбирается комом.

Не оплачет ни бабка, ни поп

Гибель их под обломками дома

От незнающих жалости бомб.
Учитель: Татарский поэт Муса Джалиль получил повестку 13 июля 1941 года. Он рвался в бой, но командиры, зная, что Муса был хорошим, известным поэтом, хотели отправить его в тыл. На что Муса отвечал: “Поймите, я – поэт. Не могу же я, отсиживаясь в тылу, призывать к Защите Родины. Мое место – среди бойцов. Я должен быть на фронте и бить фашистов”. Муса Джалиль обращается к своей дочери Чолпан:
Ты прощай, моя умница,

Погрусти обо мне,

Перейду через улицу –

Окажусь на войне.


Муса Джалиль воевал во второй ударной армии. Он был и солдатом, и писателем, и поэтом. Писал очерки, рассказы о солдатах, их буднях, наступлениях и поражениях. С июля 1942 года от Мусы Джалиляперестали приходить какие-либо известия его семье. Пропал без вести, и только 29 апреля 1945 годы стало известно, что все эти годы поэт находился в тюрьме Моабит. Наши войска с осторожностью обстреливали эту тюрьму, зная, что там очень много плененных солдат. А Муса Джалиль писал:
Бей по врагам, земля моя,

По мне, по мне,

По мне, снарядов не жалей!

По тюрьмам бей!

Я все равно шепну: “Люблю”



Москве моей.
Учитель: В апреле 1946 года в Союз писателей зашел плечистый черноволосый человек, себя не назвал, но оставил блокнот, сшитый из разных клочков бумаги. На последней странице блокнота было написано (зачитать “К другу, который умеет читать по-татарски”, стр. 34 “…По следам оборванной песни”;
***
Ученик:
Сердце с последним дыханием жизни

Выполнит твердую клятву свою:

Песни всегда посвящал я Отчизне,

Ныне Отчизне я жизнь отдаю.
***
Ученик:
Смелых узнают всегда в бою,

В горе проверяется герой.
Учитель: Наступил переломный момент в войне…
Ученик:
Весна. Наши танки на битву идут.

Смертельные ждут их бои.

А в роще удоды кричат: уду-ду-у,

Вьют гнезда свои воробьи.

Тенисты деревья в лесу и густы,

А танки торопятся в бой

У них на пути голубые цветы,

Вдали горизонт голубой.

Проносится рой мотыльков над водой-

Там тоже как будто война.

Любуется ими танкист молодой.

Идут наши танки. Весна.
Ученик. Война унесла 27 млн. жителей нашей Родины. В низком поклоне склоняемы головы перед ратным подвигом нашего народы. Жизнью нашей мы обязаны ветеранам, их товарищам, погибшим и уцелевшим. Мир не должен забывать ужаса той войны, разруху, страдания и смерть. Это было бы преступлением перед павшими воинами, преступление перед будущими поколениями. Бороться за мир – обязанность всех живущих на земле.
Давно закончилась война, сравнялись с землей окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи, но земля всегда будет помнить о войне и ее сынах-солдатах.
Ученик:
От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, что приняли смертный бой,

Стали просто землей и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещанный одним,

Мы в груди храним.
Учитель: В память о всех воинах, воинах-поэтах, не вернувшихся с войны, Расул Гамзатов поставил памятник летящим белым журавлям ввысь в своем родном Дагестане. Он олицетворяет всех погибших солдат с белыми журавлями, улетающими в небытие.
Сегодня предвечернюю порою

Я вижу, как в тумане журавли,

Летят своим определенным строем,

Как по полям людьми они брели.


Учитель: 22 октября ежегодно в Дагестане – праздник белых журавлей. В этот день в небо запускают тысячи журавликов в память о погибших. И, одновременно, отмечается день поэзии.
На доске: “Смерть поэта – еще не все. Песни его живут”.
Звучит песня “Журавли”.
Дети зажигают свечи – минута молчания.
Выходим на улицу, выпускаем белые шары с журавликами (продолжает звучать песня “Журавли”)
Журавли
Мне кажется порою, то солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в эту землю полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль та часто и печально,

Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый –

Мои друзья былые и родня

И в их строю есть промежуток малый-

Быть может, это место для меня.
Настанет день, и с журавлиной стаей,

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая,

Всех вас, кого оставил на земле.


Смотрите также:
Классный час "Праздник белых журавлей"
89.48kb.
1 стр.
Классный час Классный Окулова Наталья Юрьевна
82.66kb.
1 стр.
День журавля на праздник, посвященный «Дню журавля» приглашает
73.76kb.
1 стр.
Классный час Времена года. Кто как готовится к зиме декабрь классный час 3
41.73kb.
1 стр.
Классный час "Новый год шагает по планете"
57.47kb.
1 стр.
Классный час по теме: «Как не стать жертвой преступления»
101.68kb.
1 стр.
Классный час: «Наурыз той»
37.83kb.
1 стр.
Классный час, посвященный Международному женскому дню 8 марта 2 класс
39.05kb.
1 стр.
Сценарий классного часа «Маленькие солдаты большой войны»
94.93kb.
1 стр.
Классный час «Здоровый образ жизни»
100.02kb.
1 стр.
Классный час по толерантности в начальной школе 9 (1 4 классы) 9 Классный час 18 «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди»
1179.34kb.
15 стр.
Л. Д. Гущина Классный час, посвященный 75-летию Алтайского края. «Моя малая Родина»
58.59kb.
1 стр.