Главная
страница 1


МОУ «Хреновская СОШ»

Новоусманского района Воронежской области

Р Е Ф Е Р А Т

НА ТЕМУ: «Характеристика Дальневосточного экономического района».

Выполнил

Ученик 9 класса

Акимов Иван.


Руководитель

Учитель географии

Полунин Леонид Николаевич.



2 0 0 8

План.


  1. Состав ДВЭР.

  2. Географическое положение ДВЭР.

  1. Физико – географическое положение.

2. Экономико-географическое положение.

  1. Природа ДВЭР и природные предпосылки развития.

1. Рельеф.

2. Полезные ископаемые.

3. Климат.


  1. История освоения территории и формирование хозяйственного комплекса района.

  2. Население и трудовые ресурсы.

  3. Хозяйственный комплекс района.

  4. Территориальная структура расселения и хозяйства района.

  5. Основные проблемы района и перспективы его развития.

  6. Приложение.

  7. Список использованной литературы и ресурсы Интернет.




  1. Состав района.

Состав и административные центры Дальневосточного экономического района: Амурская область (г. Благовещенск), Камчатская область (г. Петропавловск-Камчатский), Магаданская область (г. Магадан), Сахалинская область (г. Южно-Сахалинск), Приморский край (г. Владивосток) и Хабаровский край (г. Хабаровск). Республика Саха (г. Якутск), Еврейская автономная область (г. Биробиджан). Чукотский округ (г. Анадырь) и Корякский автономный округ (г. Палана).



  1. Географическое положение ДВЭР.

1. Физико - географическое положение ДВЭР.

Физико - географическое положение Дальнего Востока своеобразно. Его омывают моря Тихоокеанского бассейна — Берингово, Охотское, Японское, образуя большой морской бассейн России. Все эти моря глубоководны, дно их очень неровное. Впадины часто сменяются подводными поднятиями и хребтами, берега обрывисты, слабо изрезаны, естественных защищенных бухт для стоянок судов мало. От Тихого океана моря отделены цепью островов: Алеутских, Курильских, Японских. К востоку от них лежит одна из самых глубоких океанских впадин — Курило-Камчатская. Огромная протяженность морей по восточной окраине России обуславливает огромные различия в их климатических условиях. Если северная часть Берингова моря находится в субарктическом климате, то южная часть Японского лежит в области субтропического. Моря, омывающие Дальний Восток, отличаются высокой ледовитостью. В первую очередь она свойственна арктическим морям Северного Ледовитого океана - Чукотскому и Восточно-Сибирскому. Но и моря Тихого океана - Берингово и Охотское - также холодные, с длительным ледовым периодом и потому трудны для плавания. Лишь в Японском море и в открытых водах северо-западной части Тихого океана, подверженных влиянию теплого течения Куросио, возможна круглогодичная навигация.

Крайняя северная точка Дальнего Востока – мыс Шелагинский, самая южная – в устье реки Тюмень-Ула.

Природные условия Дальнего Востока отличаются резкой контрастностью, что обусловлено очень большой протяженностью территории с севера на юг. На значительной части района распространена многолетняя мерзлота (до 90% площади), что затрудняет строительство и развитие земледелия. Велико разнообразие почв, соответствующее типам растительных зон: в тундре – тундровые глеевые, болотно-торфяные, в лесотундре – болотистые, подзолисто-торфянистые, в тайге – подзолистые, болотные торфяные, торфяно-глеевые, в южных зонах – бурые и буротаежные, лугово-черноземовидные почвы.

Большая часть территории занята горами и высокими нагорьями. Горы имеют высоты в среднем 1000-1500 метров. Но отдельные вершины поднимаются до 2000 метров и более. На Тихоокеанском побережье преобладают молодые горы, плоскогорья, горные цепи и хребты. Самые крупные горные образования – хребты Сихотэ-Алинь, Буренский, Верхоянский, Становой, Джуджурский, Корякский, а также Чукотское и Алданское нагорья.

Равнины и низменности занимают лишь сравнительно небольшие площади (около 25% территории), в основном по речным долинам и именно в этих районах сосредоточена основная хозяйственная жизнь региона. Главные равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская, Приханкайская, Центрально-Якутская.

На Камчатке насчитывается 160 вулканов, из которых 28 относится к разряду действующих, много гейзеров. Камчатка и Курилы входят в сейсмический пояс. Именно на Камчатке находится один из крупнейших действующих вулканов мира – Ключевская сопка (4750 м.).
2.Экономико-географическое положение ДВЭР.

С одной стороны, это наиболее отдалённый от Центра России район, связи с которым затруднены. Основным сухопутным путём является Транссибирская магистраль (от Москвы до Владивостока 9300 километров, что составляет примерно неделю езды на скором поезде.). Преобладают грузоперевозки по морю (Северный морской путь). С другой стороны, Дальний Восток – единственный выход России к Тихому океану, к быстро развивающемуся Азиатско-Тихоокеанскому региону, где проживает более половины населения мира. Взаимосвязи между странами этого региона сейчас усиливаются, и России весьма нежелательно оставаться в стороне от этого.

Отличительными особенностями района являются его огромные размеры (36% территории Российской Федерации), большая удаленность его от основных промышленных баз страны и слабая освоенность.

Здесь расположены самый крупный полуостров – Камчатка (350 тыс. км2.), крупнейший остров страны – Сахалин (76,4 тыс. км2.), архипелаг с наибольшим числом островов – Курилы и многие другие архипелаги и острова. Дальний Восток имеет самую протяженную среди регионов береговую линию – 17,7 тыс. км. (с островами). Более 70% длины его границ приходится на береговые линии морей Северного Ледовитого и Тихого океанов. На юге района проходят границы России с КНДР и Китаем, на севере — морские границы с Японией и США.




  1. Природа ДВЭР и природные предпосылки развития.

1. Рельеф.

Природные условия и ресурсы Дальнего Востока исключительно разнообразны. Это связано, прежде всего, с его огромной площадью(6 млн. 216 тыс. км2). Большая часть района лежит в пределах мезозойской складчатости, хотя на юге расположена часть Восточно-Сибирской платформы (Алданский щит), а Камчатка, Курильские острова и Сахалин — район новейшей тихоокеанской складчатости с высокой подвижностью земной коры, о чем свидетельствуют частые землетрясения (до 6 баллов), вулканизм. Рельеф района очень сложный, соответственно сложному геологическому строению: здесь расположены как крупные равнины (Яно-Индигирская, Колымская, Приханкайская, Нижне-Амурская), так и крупнейшие хребты, и нагорья (хребет Черского, Верхоянский хребет, Становой хребет, Колымское, Чукотское нагорье). Горный рельеф преобладает.


2. Полезные ископаемые.

По разнообразию полезных ископаемых Дальневосточный район заметно выделяется в стране, но многие месторождения слабо изучены. Здесь имеются залежи руд цветных и чёрных металлов (золото, олово, свинец, цинк, вольфрам, сурьма, железо, марганец), алмазы. Значительны запасы угля, нефти, газа, слюды-флогопита, плавикового шпата. Многие ресурсы осваивались выборочно, по преимуществу те, которые имеют особое значение для экономики страны. Например, золото, алмазы, или же те, освоение которых обусловлено потребностями внешнего восточного рынка. Открыты месторождения каменного угля (Ленский, Южно-Якутский бассейны), нефти (Сахалин), природного газа (Якутия), железной руды (Алданский бассейн), руд цветных и редких металлов, алмазов, золота.


3. Климат.

Суровые климатические условия, почти повсеместное распространение многолетнемерзлотных грунтов, большие расстояния (район протянулся с севера на юг более чем на 5 тыс. км.) тормозят хозяйственное развитие района.

Климат изменяется от арктического на севере до морского умеренного (муссонного) на юге. В Якутии находится полюс холода северного полушария (Оймякон), а некоторые районы Приморья близки по климатическим условиям к субтропическому климату. С севера на юг сменяют друг друга природные зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, лесная зона. В горах ярко выражена высотная поясность. По количеству осадков резко выделяются Камчатка, Сахалин и Приморье: здесь местами выпадает рекордное количество снега (2-4 м). Реки района относятся к крупнейшим в стране по протяженности, водности, величине гидроэнергопотенциала — Лена, Амур, Индигирка, Колыма.



  1. История освоения территории и формирование хозяйственного комплекса района.

Открытие и заселение Дальнего Востока приходятся на 17-ый век и связаны с общим продвижением русских к берегам Тихого океана. Благодаря энергии и смелости землепроходцев 16-18 веков (Ермак, Невельской, Дежнев, Врангель, Беринг и т. д.), граница России была продвинута далеко на восток, к самому побережью Тихого океана. Через 60 лет, после того как отряд Ермака преодолел уральский хребет, их сыновья и внуки уже срубали первые зимовья на берегах Тихого океана.

Пути отрядов казаков-первопроходев сначала пролегали по студеным морям Северного Ледовитого океана и рекам, лишь затем они направлялись в более южные территории вплоть до Приамурья и Приморья. В 1632 году сотник Петр Бекетов проник от устья вверх по Лене и основал острог, получивший название Якутск, который вскоре стал центром Восточно-Сибирского края и опорной базой для дальнейших походов на восток и на юг. В 1639 году Иван Москвитин с отрядом казаков вышел к Охотскому морю, заложил острожек в устье реки Улья, обследовал на значительном протяжении побережье. В 1643-46 Василий Поярков руководил отрядом, который впервые проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея, Амурско-Зейскую равнину, среднее и нижнее течение реки Амур до устья. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья.

В 1649-1652 годах Ерофей Хабаров осуществил две экспедиции в приамурские земли и основал там несколько городов - Албазин, Ачин и др. Семён Дежнев и Ф.Алексеев на кочах (лодках) в 1648 году достигли восточной оконечности Азии. Выступив из Анадырского острога, отряд Владимира Атласова добрался до Камчатки. По “челобитным” и “сказам” первопроходцев П.И.Годуновым в 1667 году была составлена карта - “Чертеж сибирской земли”. Важный этап в исследованиях Дальнего Востока связан со знаменитыми Камчатскими экспедициями под начальством Витуса Беринга и Алексея Чирикова (1725-1730 и 1733-1743 годах), во время которых были определены очертания северной части Дальнего Востока, открыты Алеутские и Командорские острова, разрешен вопрос “сошлась ли Азия с Америкой”. Географические открытия и обследования, сделанные в 18-ом веке, подготовили исторические плавания русских моряков вокруг света к берегам Дальнего Востока: Ивана Фёдоровича Крузенштерна и Юрия Фёдоровича Лисянского (1803-1806 годы), В.М.Головина (1807-1809 и 1817-1819 годах), Михаила Петровича Лазарева (1813-1816 и 1822-1825 годах), Фёдора Петровича Литке (1826-1829 годах) и др. В 1849 году экспедицией Геннадия Ивановича Невельского было установлено островное положение Сахалина и возможность выхода из устья Амура в море. На Дальнем Востоке были созданы опорные пункты: Петропавловск-Камчатский (1740), Николаевск-на-Амуре (1850), Владивосток (1860). Организованное заселение Дальнего Востока началось с 50-х годов 19-ого века. Оно усилилось после отмены в 1861 году крепостного права и принятия законов о переселенцах. Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (15 гектар на главу семьи и 45 гектар на остальных членов семьи), денежное пособие – 200 рублей на семью; мужчины освобождались от воинской повинности. В Приморье с 1858 по 1914 г. прибыло 22122 крестьянских семей, из них 69,95 % были выходцы из Украины. В Южно-Уссурийском крае этот процент достигал 81,26 % крестьян-переселенцев, тогда как русские составляли 8,32 %, а белорусы — 6,8 %. Современная же ситуация прямо противоположная: русские составляют 88 % от числа жителей Приморья, украинцы — 7 %, белорусы — 0,9 %. При этом специально отмечается, что русские сформировались здесь в значительной степени из обрусевших украинцев и белорусов.

Интерес к Дальнему Востоку возрос, когда в 1891 году началось строительство Транссибирской железной дороги. Были развернуты геологические, географические, экономические и другие исследования. Все это дало импульс к развитию производительных сил Дальнего Востока: появились промышленные (горные, рыбные) и транспортные предприятия, расширились промыслы пушнины и морского зверя (котиков), увеличилось сельскохозяйственное производство, возросла торговля. Однако в целом Дальний Восток в экономическом отношении оставался крайне отсталым регионом царской России. Правительство видело в нем сырьевой “придаток” для метрополии. Использовались лишь те из природных богатств Дальнего Востока (золото, цветные металлы, пушнина, лососевые рыбы), которые давали предпринимателям высокие прибыли. Важные позиции в экономике Дальнего Востока занимали иностранные монополии, безжалостно эксплуатировавшие его ресурсы и население.





  1. Население и трудовые ресурсы.

Население района (7 млн. 107 тыс. чел.) размешено крайне неравномерно. Это связано с суровостью природных условий, удаленностью его от Центра, слабым, в целом, развитием транспорта. Более плотно заселены южные районы. Средняя плотность — 1,2чел. на 1 км2. Наибольшая плотность — до 14 чел. на 1 км2 — в Приморском крае, на юге Хабаровского края, в Сахалинской и Амурской областях. В то же время в Республике Саха, Магаданской и Камчатской областях плотность населения составляет лишь 0.3 - 0.8 человек на 1 км2

Вплоть до начала 90-х гг. в район приезжало на работу много выходцев из других районов (за советский период численность населения увеличилась в 5 раз), поэтому население Дальнего Востока, в основном, отличается относительной молодостью и велика часть жителей родившихся за пределами района (30-40% в южной части и до 70% в северной). Таким образом, в южных регионах большая часть населения уже местные уроженцы, а в северных – приезжие, приехавшие работать на определённый срок по договору. Особенно значительный прирост рабочей силы наблюдается в цветной металлургии, рыбной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, т. е. в отраслях специализации. В целях закрепления кадров на Дальнем Востоке предусмотрены ускоренное жилищное строительство, укрепление службы быта и расширение сети социально-культурных учреждений и предприятий. Но, не смотря на это, в 1998 г. общая численность населения, проживающего на Дальнем Востоке, составила 7263,1 тыс. человек, а в 2001 г. – 7107 тыс. человек (в 1991 г. – 8057 тыс. чел.) или 5,0% населения России (см. приложение стр.19 рис.2).

Динамика численности населения на Дальнем Востоке (см. приложение стр.20, рис.4) отражает общероссийскую тенденцию, с 1991 г. происходит его постоянное сокращение. Темпы падения численности населения за период с 1992 по 1997 г. составляют от 1% до 2% в год, что выше общероссийского показателя (наиболее значительное сокращение численности произошло в 1994 г. – 2,1%). В 1998 по сравнению с 1997 г. численность населения Дальнего Востока сократилось на 1,1%, в то время как сокращение численности в Российской Федерации составило 0,3%. Влияние на снижение численности оказывает снижение естественного прироста населения и миграционная убыль за пределы региона.

Естественный прирост населения с 1993 г. стал отрицательным, а значение этого фактора, в общем, сокращение численности населения к 1996 г. составило 22%. Темпы естественной убыли населения после 1993 г. составили в регионах Дальнего Востока 1-4 человека на 1 тысячу жителей. Исключением являются Республика Саха (Якутия) и Чукотский АО. Здесь, на протяжении 90-х годов, наблюдается уникальное сейчас для России явление – естественный прирост населения. В 1998 г. впервые после 1991 г. в Камчатской и Магаданской областях наблюдался небольшой естественный прирост населения (0,3 и 0,7 человека на 1000 жителей).

Национальный состав населения неоднороден, большинство составляют русские, их доля достигает 88 %, около 7 % составляют украинцы. Здесь также проживают корейцы, белорусы, евреи, татары. В последние годы значителен приток китайцев. Кроме них в районе проживают и представители коренных национальностей, принадлежащие к северной ветви монголоидной расы. Они представлены якутами (380 тыс. чел.), на севере живут долганы, эвенки и эвены, северо-восток занимают чукчи, эскимосы, на островах — алеуты, на Камчатке — коряки и ительмены, в бассейне Амура и к востоку от него — нанайцы, ульчи, орочи, сроки, удэгейцы, нивхи. Численность каждого народа не превышает 10 тыс. человек (эвенки —24 тыс. человек).

Коренные народы, испокон веков занимавшиеся охотой, рыболовством, оленеводством (на севере), в основном, сохраняют верность традиционному укладу жизни. Этому способствует изолированность северной части района: связь с ней осуществляется только по морю и по воздуху.

Сложные условия проживания определили преобладание городского населения над сельским, в среднем по району — 76 %.

Численность экономически активного населения составляет 3 млн. 811 тыс. человек. Отраслевая структура занятости (см. приложение стр. 19 рис.1). Безработных в районе – 470.3 тыс. человек.





  1. Хозяйственный комплекс района.

Главные отрасли специализации Дальнего Востока (см. приложение стр.20 рис.3 ): добыча и переработка цветных металлов, добыча алмазов, рыбная, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, судостроение, судоремонт.

Металлургический комплекс представлен добычей олова, ртути, полиметаллов, вольфрама, мышьяка и их переработкой. Самые крупные в районе запасы олова принадлежат Республике Саха. Работают оловянный и горно-обогатительный комбинаты. Свинцово-цинковая промышленность сосредоточена в Приморском крае. В Магаданской области и Приморском крае добывается вольфрам. Быстро растет алмазодобывающая промышленность в Якутии. Здесь построены горно-обогатительные комбинаты и предприятия по обработке алмазов. Одна из старейших отраслей хозяйства — золотодобыча. В Комсомольске-на-Амуре построен сталелитейный завод.

Машиностроение района имеет разнообразную структуру, но ведущими отраслями являются судоремонт, производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят дизели, краны, судовые механизмы, приборы, металлорежущие станки и т.д. Крупные центры: Хабаровск, Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре. В Благовещенске построен завод “Амурэлектроприбор”, во Владивостоке - завод инструментов, в Хабаровске работает завод “Дальдизель”, в Комсомольске-на-Амуре - завод подъемно-транспортного оборудования, в Биробиджане - “Дальсельмаш”.

Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной, швейной, трикотажной, кожевенно-обувной и другими отраслями, предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах. Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности - рыбной, на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли: мукомольная, крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная, имеющая крупные мясокомбинаты в Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане; маслобойно-жировая (сырьем для которой служит соя), представлена масложирокомбинатами в Хабаровске и Уссурийске.

Топливно-энергетический комплекс. В районе добываются уголь (южная Якутия), нефть (на Сахалине), природный газ (в устье реки Вилюй).

Существует напряженное положение с обеспечением района электроэнергией, с несовершенством структуры ТЭК. В ней преобладают низкокалорийные угли. Поэтому основным направлением развития ТЭК Дальнего Востока должно стать повышение роли нефти и газа.

Большая часть энергии вырабатывается на ГРЭС и ТЭЦ. Функционируют также Билибинская АЭС и Паужетская геотермальная электростанция.

Рыбная промышленность — одна из важнейших в районе. По улову рыбы Дальний Восток занимает первое место среди районов России (более 2/3 российского производства). Здесь осуществляется лов крабов, лососевых, сайры и других пород. Главные районы рыболовства и морского промысла — Охотское, Японское, Берингово моря и восточная часть Тихого океана. Основные центры рыбопереработки: Петропавловск-Камчатский, Невельск, Находка, Охотск, Южно-Сахалинск.

Также в Амурской области и Приморском крае развит агропромышленный комплекс. Это равнинная территория, которая относится к лесостепной зоне,- Приханкайская низменность и Зейско - Буреинская равнина. Здесь наиболее тёплое лето и самые плодородные в районе чернозёмовидные почвы. Именно эти территории дают основную часть сельскохозяйственной продукции Дальнего Востока, хотя доля пашни от общей территории составляет всего 5%. На севере разводят оленей, на юге — крупный рогатый скот. Уникален район и по запасам лесных ресурсы..

Лесная деревообрабатывающая промышленность Дальнего Востока развивается на юге района. Больше всего леса заготавливается в Хабаровском и Приморском краях. В районе производятся пиломатериалы, бумага, целлюлоза, древесноволокнистые плиты. Основные центры деревообработки — Владивосток, Благовещенск, Хабаровск, Биробиджан.

Большое значение приобрело пушное звероводство. В тайге исстари развит охотничий промысел.



  1. Территориальная структура расселения и хозяйства района.

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта. В Дальневосточном районе представлены все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в 19-ом веке Транссибирской магистрали. За последнее время Транссибирская магистраль “обросла” боковыми линиями, иногда являющимися подъездными витками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета. Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байколо-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - “Малый БАМ”, а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской. В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. К Северному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси , Ванино , Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Находка, Советская Гавань. Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока. Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта, как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.  





  1. Основные проблемы района и перспективы его развития.

Наиболее перспективным направлением экономики Дальнего Востока является реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии. Дальний Восток насыщен предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях “двойного назначения” весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.    Условиями успешного перехода к рынку Дальневосточного региона России являются: дальнейшее разгосударствление экономики района, возникновение элементов свободной конкуренции, создание рыночной инфраструктуры, устранение перечисленных и других факторов, препятствующих развитию промышленности. На Дальнем Востоке в настоящее время существуют три свободные экономические зоны: “Находка”, “Большой Владивосток”, “Сахалин”. Экологические проблемы Дальнего Востока очень серьезны. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов производства.

Для решения проблем в регионе создано НПО “Экопрос”, разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа. Огромную территорию Дальневосточного района по уровню экономического развития можно разделить на три зоны: южную, среднюю и северную. В южную зону интенсивного развития входят Приморский край, южные части Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Дальнего Востока. Основу хозяйства южной зоны составляют море- , лесо- и горнопромышленные комплексы. В настоящее время идет развитие по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством. В состав средней зоны входят северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, южная часть Республики Саха. Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация - добывающая промышленность, а обслуживающие отрасли развиты слабо. Ее экономической осью является Байкало-Амурская магистраль, которая внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны: идет формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются разработка новых месторождений полезных ископаемых, и создание в районе БАМа потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского ТПК. Южно-Якутский ТПК формируется на юге Республики Саха на базе разнообразных полезных ископаемых. В бассейне реки Алдан к северу от Станового хребта (в 80-100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 метров. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 миллионов тонн угля в год. Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения  Таежное, Пионерское, Сиваглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд. тонн. В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты. Это дает возможность создать в перспективе крупную базу для чёрной металлургии на Дальнем Востоке. В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других полезных ископаемых. Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской магистрали дает новая железная дорога БАМ - Тында и ее продолжение на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна значительным объемом будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы, и экспортироваться в Японию. Для их вывоза в Японию в бухте Врангеля построена первая очередь нового крупного порта - Восточный. В дальнейшем кроме угольных предусмотрено вовлечение в эксплуатацию железорудных ресурсов района с тем, чтобы в перспективе создать здесь сырьевую базу для чёрной металлургии полного цикла. Сельское хозяйство имеет очаговый характер. В северной зоне Дальнего Востока очаговое развитие характерно не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Более интенсивно развиты добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных ископаемых. В северной зоне можно выделить несколько промышленных очагов, в которых наряду с отраслями специализации развивается производственная инфраструктура. Алданское, Мирненский, Магаданский, Вилюйский, Билибинский из мелких пунктов с горно-рудной промышленностью превращаются в территориально-производственные узлы лесной, пищевой промышленности, машиноремонта, с рыбным и охотничьим промыслами. Анализ территориальной структуры Дальневосточного района показал, что масштабы и структура промышленности района характеризуются большими различиями и свидетельствуют о неравномерности размещения промышленности. Большие изменения в территориальную структуру района внесли строительство Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-производственных комплексов. Дальний Восток имеет достаточно развитые межрайонные и международные экономические связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют торговые операции через территорию района, и его экспортные функции имеют исключительное значение. Более половины грузов, ввозимых в районы из зарубежных стран, проходит транзитом в западном направлении. Развитие внешнеторговых связей влечет за собой улучшение транспортной системы района, экономических показателей работы, совершенствование структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей. Если до недавнего времени ввоз грузов на Дальний Восток в четыре раза превышал их вывоз, то сейчас структура меняется. Грузооборот растет очень высокими темпами, причем вывоз возрастает быстрее, чем ввоз. Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственного комплекса района. Совершенствование структуры хозяйства Дальневосточного района связано с дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали, формированием Южно-Якутского и Комсомольского ТПК, развитием внешнеторговых транспортных связей (в том числе и контейнерных перевозок между странами Тихоокеанского бассейна и Европы), обеспечением населения района сельскохозяйственной продукцией, развитием социальной инфраструктуры, решением экологических проблем.

Дальневосточному району нужно постараться избежать роли простого поставщика сырья и использовать богатые ресурсы района для того, чтобы поднять жизнь населения на более высокий уровень и, кроме того, достойно представлять Россию и защищать её интересы в огромном Тихоокеанском регионе.



  1. Приложение.


Рис.1 Отраслевая структура занятости населения ДВЭР.

Рис.2 График численности населения ДВЭР с 1991 по 2000гг.




Рис.3 Структура промышленности ДВЭР.



Рис. 4 Естественные движения населения

ДВЭР с 1990 по 2000 гг.



  1. Список использованной литературы и ресурсы Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. — М., 1996.

2. Даринский А.В. и др. География России. — М., 1993.

3. Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика. — М., 1996.

4. Страны и народы: Научно-популярное и этнографическое издание: В 20т. — М., 1975-1985.

5. Андрей Иванов, Остров сокровищ. — Новое Время, — 1996, №7.

Ресурсы Интернета:



  1. http://referats.allbest.ru/geography/64175.html

  2. http://www.edus.ru/244/read55788.html

  3. http://referats.5-ka.ru/97/22195/1.html

  4. http://www.znaj.ru/html/5850.html



Смотрите также:
«Характеристика Дальневосточного экономического района»
206.54kb.
1 стр.
1 часть. Общая характеристика Волго-Вятского экономического района
374.79kb.
1 стр.
Краткая характеристика общих тенденций социально-экономического развития Калачевского муниципального района за 2011 год
400.22kb.
3 стр.
Программа социально-экономического развития Змеиногорского района на период до 2017 года
1861.94kb.
9 стр.
Программа социально-экономического развития
1247.06kb.
6 стр.
Социально-экономического развития варненского муниципального района
773.16kb.
5 стр.
Приложение №1 к Комплексной программе социально-экономического развития Солнечногорского муниципального района Московской области на 2011-2013 г г. Характеристика социально-экономического положения муниципального образования Основные демографические
685.2kb.
6 стр.
Краткая характеристика общих тенденций социально-экономического развития Иловлинского муниципального района за 2010 год
76.04kb.
1 стр.
А. Г. Бровко докла д
323.71kb.
1 стр.
Наименование Ст
281.35kb.
1 стр.
Аналитическая записка о выполнения Прогноза социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2012 годы, Программы социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2014 годы
1129.38kb.
7 стр.
О проделанной работе планово-экономического отдела администрации Богородского района
30.23kb.
1 стр.