Главная
страница 1
А школа наша отличная, отличная от других…
Школа №221 – коллектив единомышленников, людей творческих, ярких, талантливых и целеустремленных. Учеников и учителей нашей школы отличает активная жизненная позиция, креативное мышление и обостренное чувство справедливости…

Только у нас есть коррекционные классы при логопункте, замечательный БОС-кабинет, тир и малый спортзал, появившиеся благодаря совместным усилиям учителей и учеников. У нас самый большой актовый зал в городе, самая вкусная выпечка, самые длинные коридоры и самая маленькая учительская, потому что мы считаем, что все лучшее – детям!

Наши выпускники очень любят свой город и стараются сделать его лучше: Капустин Андрей Николаевич заведует МСЧ-59, Колоедов Андрей Николаевич руководит АО «Россия», Арепьев Роман Владимирович возглавляет МП «Горгаз», Салюков Тимур Юрьевич через «Бизнес-инкубатор» содействует развитию бизнеса, Кладов Виктор Юрьевич и Шелковой Евгений Леонидович осуществляют молодежную политику.

Путь в большой спорт неоднократной победительницы юношеского первенства России по плаванию, многократной рекордсменки первенства России, золотому и серебряному призеру чемпионата Европы среди юниоров Малютиной Виктории начинался в школьном бассейне. Именно там учитель физкультуры Ананьев Владимир Геннадьевич заметил первые ростки большого спортивного дарования…

Какой должна быть хорошая современная школа? Как создать оптимальные условия для обеспечения социального самоопределения учащихся, развития их личности? Решению этой непростой и насущной для современного общества задачи отдавали и отдают свои силы, опыт и талант поколения талантливых педагогов 221 –ой школы: Заслуженные учителя России Павлова Лидия Ивановна, Кладова Любовь Борисовна, Бусарова Мария Васильевна; учителя-занковцы Давыдова Зоя Владимировна, Лунева Светлана Анатольевна , Курочкина Ольга Владимировна, Князева Елена Анатольевна, Шерстобитова Галина Александровна, Катаева Ольга Борисовна ; лауреаты Соровской премии Гусятникова Наталья Евгеньевна, Дорофеева Галина Николаевна; победители городских и областных конкурсов профессионального мастерства Захарченко Светлана Петровна, Егоршина Елена Анатольевна, Федотова Елена Геннадьевна, Какорина Алла Александровна, Котельникова Лариса Александровна, Ходакова Наталья Александровна, Моиссева Ольга Валерьевна, Колупанова Валентина Владимировна, Пензина Наталья Александровна, Щеглова Татьяна Евгеньевна, директора - Михайлова Евгения Михайловна (08.07.1985г. по 18.07.1994г), Щербаков Николай Николаевич (02.10.1995г. по 22.08.1999г. ), Гусятникова Наталья Евгеньевна (17.07.1994г. по 02.10.1995г. и с 22.08.1999г. по август 2011 г.), Сидоркин Александр Георгиевич (с октября 2011 и по настоящее время).

Добрые традиции по формированию социальной активности и развитию детского самоуправления закладывались в школе с момента ее образования. Руководство детской пионерской организацией на протяжении многих лет осуществляла Колесникова Валентина Арсентьевна – опытный методист детского движения, более 40 лет отдавший организации летней оздоровительной кампании в городе.

С 1998 возрождается детское движение: появляется и заявляет о себе общественное объединение, которое получило название «Пирамида». Вместе с детьми над его созданием и развитием работают зам. директора по воспитательной работе Бочкова Наталья Геннадьевна и педагог - организатор Захарова Наталья Валентиновна.

В активе «Пирамиды» много ярких и интересных дел: благотворительные ярмарки и Дни здоровья, лагерные сборы и форумы, творческие вечера и Дни дублера, разработка и реализация проектов «Салют», «Время действовать», «Чтобы помнили!», «Наш школьный дворик», агитпоходы и самодеятельные фильмы - призеры «Бабочки»…

Проходят годы, выпускники вспоминают: «Новый год. Ёлка в синем спортивном зале. Тогда она казалась такой огромной, до самого потолка. Нас много – вся начальная школа огромным хороводом ходит вокруг ёлки, поёт песни. Перед нами выступают старшеклассники. Кто в костюме Лешего, кто в костюме Снегурочки. Появляется Дед Мороз. Кажется, это девятиклассник Дима Запорожец». Девочка, вспоминающая праздник, Дарья Канакина, станет победителем областного конкурса журналистов, Дед мороз – призером Всероссийской олимпиады по физике, а Леший – лидером молодежного движения Заречного, который однажды сыграет роль дублера Главы города. А потом он, Евгений Шелковой напишет: «Школа 221 – моя главная ступенька в общество людей.

Я не был прилежным учеником. Мои школьные годы это не столько процесс обучения и проникновения в тайны наук, сколько процесс становления моей личности. Личности свободной. Не лишенной положенного эгоизма и гордости и за свою школу, и за родной Заречный, и за Россию. Да, школа научила меня учиться. В этом я убедился, будучи уже студентом исторического факультета. Школа развила и укрепила мои коммуникативные возможности для организации продуктивного взаимодействия с окружающими меня людьми. В этом я убедился и на уроках, когда работал в родной школе учителем, и на боевом посту, когда служил на военно-морском флоте. Школьный коллектив учителей и одноклассников выводил нас в мир людей».

Найти себя в этом мире помогает и участие в социально - педагогических проектах, творческих конкурсах и фестивалях. Команда КВН «Взрослые» (капитан Александр Обоимов) - победитель всех игр 2010 года; самый перспективный молодой предприниматель 2011 года Андрей Розен – из лидеров школьного самоуправления, когда-то был дублером директора школы. Ученик 8Б класса, обладатель двух серебряных крестов – суперприза Всероссийского фестиваля научно – исследовательских работ «Меня оценят в 21 веке» Никита Макаров говорит: «Если меня спросят, какая она, Школа твоей мечты, я с гордостью отвечу: это моя родная школа №221! Я люблю свою школу, я горжусь ею, ценю и искренне уважаю своих учителей, я возлагаю большие надежды на будущее моей школы, где всегда живут славные добрые традиции сотрудничества, ответственного отношения к жизни»

Слова детей нашей школы подтверждают компетентные взрослые. Заместитель директора по воспитательной работе ГЦТТ, Вера Михайловна Волкова отмечает, что учащихся 221-ой отличает отзывчивость, активность и умение сотрудничать с учреждениями дополнительного образования. Директор МОУ ДОД ДТДМ Ирина Анатольевна Сизова считает, что 221 – это школа, где куют кадры лидеров нашего города, помимо учебных задач решая актуальные вопросы вовлечения детей и подростков в социально-значимую деятельность, формируя гражданские качества у подрастающего поколения.

А мы, дети и педагоги 221-ой, просто считаем, что « наша школа – самая лучшая, потому что она – НАША!»

Только в МОУ СОШ №221 есть…

«Школа как образовательная среда, обеспечивающая оптимальные условия социального самоопределения учащихся», Основанием для разработки программы послужили:


  1. Стабильные результаты качества знаний учащихся, соответствующие средним показателям в городе

  2. Положительный опыт организации социально – педагогической работы в коррекционных классах начальной школы

  3. Положительный опыт организации предпрофильного обучения в 9–х классах.

  4. Положительный опыт школы по формированию социальной активности учащихся.

  5. Положительный опыт реализации школьных программ «Одарённые дети», «Профилактика», «Здоровье учащихся», «Это – лето».

  6. Реализация программы развития школы «Личностно – ориентированный подход как средство формирования социальной компетентности учащихся».

  7. Необходимость изучения предметов на профильном уровне, профильного обучения в классах старшей ступени.

  8. Необходимость разработки новых подпрограмм (модулей) в рамках данного варианта Программы развития школы с целью реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Цель программы:

совершенствование образовательной среды школы, обеспечивающей оптимальные условия социального самоопределения учащихся с учетом их возрастного и индивидуально-личностного потенциала.
2) Виды и формы УВП, научно-исследовательской и досуговой деятельности.

В марте 2010 года на базе школы проходил областной семинар «Организация комплексной помощи учащимся 1 – 4 классов, имеющим нарушения устной и письменной речи в условиях коррекционно – развивающего обучения общеобразовательного учреждения». В ходе семинара была представлена комплексная работа по оказанию помощи детям, имеющим нарушения устной и письменной речи. Проведены:



  • открытый урок по литературному чтению в 4 – ом классе учителем Катаевой О.Б.,

  • групповое занятие в 1–ом классе педагогом– логопедом Чураевой И.А.,

  • индивидуальное занятие на логотренажёре педагогом – логопедом Какориной А.А.,

  • занятие по РПС психологом Глебовой Н.Н.,

  • занятие БОС Щегловой Т.Е.,

  • занятие по плаванию Ананьевым В.Г.,

внеклассное мероприятие «Презентация проекта «Мы пишем книгу» Писаревой М.Г.
3) Использование новых образовательных технологий.

Под технологиями обучения мы понимаем способ реализации содержания обучения, предусмотренного программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.



Традиционные технологии.

Это технологии, построенные на объяснительно - иллюстративном или проблемном способе обучения. Большинство педагогов 5 -11 классов работают по данным технологиям. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе уделяет трансляции готового учебного содержания. Более всего педагоги при подготовке к урокам озабочены поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. Необходимо отметить, что за последние годы в этом направлении учителя школы достигли хороших результатов. Большинство учителей выбирают оптимальный объём теоретического материала и стремятся представить его уч-ся в оптимальной форме. Используют опережающее обучение учителя Дорофеева Г.Н., Морозкова В.А., Захарченко С.П.; блочное изучение нового материала - учителя русского языка; Егоршина Е. А., учитель биологии, выбираются минимально необходимое количество ключевых заданий, репродуктивных упражнений, проводится контроль ЗУНов с помощью тестирования учителями математики, физики, химии.

В процессе конструирования записей, схем, таблиц, конспекта применяется учебник, средства наглядности, проведение демонстрационных опытов, наблюдения учащихся.

При этом преподнесение учащимся информации, определенные рамками программы, практически всегда (что, конечно, является положительным достижением учителей школы) происходит с помощью проблемных ситуаций. Организуются беседы, учебные дискуссия учителями Моисеевой О.В., Дорофеевой Г.Н., Демиденко Н.М., Ермолаевой М.Н., Гусятниковой Н.Е., Лепешевой М.В., Егоршиной Е.А.

Для организации познавательной деятельности учащихся педагоги школы (Пурисова Н.В., Демиденко Н. М., Лепешева М.В., Моисеева О.В., Кузнецова Н.П., Морозова А. В.,)всё чаще используют групповые формы организации учебной деятельности. Групповая работа позволяет ученикам и лучше освоить материал, и дольше его помнить, повышает роль осмысления материала, формирует позитивное отношение к изучаемому, способствует росту самооценки и коммуникационной компетентности, создаёт доброжелательную обстановку в классе.

Развивающая технология Л.В. Занкова.

8 классов начальной школы из 12 обучаются по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Развивающее обучение обеспечивает такие организационно-методические изменения, которые направлены на раскрепощение школьников, опираясь на природосообразность деятельности ребенка в учении, где рассматриваются этапы: целеполагание, планирование, организация и анализ (рефлексия) её результатов, расширяется выбор содержания и методов деятельности. При этом речь идет не о «формировании личности» с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления потребностей, мотивации, саморазвития. Методика Л.В. Занкова позволяет нам вовлекать учащихся в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти и речи. Методы развивающего обучения, дающие свои положительные результаты в начальных классах, в рамках преемственности плавно переходят и в основную школу.



Личностно - ориентированные технологии.

На протяжении нескольких лет школа работала над проблемой осуществления личностно-ориентированного подхода в образовании.

К личностно - ориентированным технологиям обучения относится такая педагогическая новация, как проектная технология, которая активно используется учителями нашей школы не только в процессе обучения (на уроках, факультативных занятиях, предметных курсах в 9 кл., при проведении внеклассных мероприятий по предметам), но и воспитании. Проектные технологии на уроках используют следующие педагоги: учитель математики Пурисова Н.В., учитель физики Демиденко Н.М., учитель биологии Егоршина Е.А., учитель английского языка Бойко Е.Н., учитель технологии Ходакова Н.А.

Проектные методики способствуют созданию творческих групп, объединяющих учителей и учащихся, для решения конкретных проблем школы. В воспитательной работе школы особое место заняла разработка и реализация социальных проектов «Чтобы помнили», посвященного Великой Победе и совместного проекта с Домом детского творчества «Салют, Юнзар», «Действуй, Юнзар».


Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) образования.

Сегодня - это и показатель, и условие инновационных процессов в образовании, эффективной работы школы. Согласно новому БУП предмет «Информатика» входит в федеральный инвариантный компонент содержания образования, не только в 10 -11 классах, но и в начальной (в качестве модуля на уроках технологии) и основной школе (модуль на уроках технологии в 5-6 классах, учебный предмет в 8 -9 классах). Даже в среде школьников проявляется своеобразная оценка качества личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что – то полезное с помощью компьютера.

За последние 3 года произошли позитивные качественные изменения в области информатизации школы:

Произошел приток новой техники в школу, стали доступны коммуникационные технологии, проведен Интренет. В школе в состав информационно-технической базы входят:



  • 2 компьютерных класса, объединенные локальной сетью (один класс предназначен для проведения уроков информатики в 8-11 классах, другой – для работы учителей на ПК или в сети Интернет);

  • Отдельные компьютеры у директора, заместителя директора по УВР, заместителя директора по ВР, библиотекаря;

  • Отдельные компьютеры у секретаря, бухгалтерии, кабинета БОС;

  • Периферийные устройства: 5 сканеров, 9 принтеров, цифровой фотоаппарат, 5 мультимедийных проекторов, ноутбук;

  • Постоянный доступ в Интернет (выделенная линия, 28 компьютеров) 35% педколлектива воспользовались в данном учебном году выделенной линией.

Анализ использования ИКТ в учебно – воспитательном процессе позволяет сделать вывод о том, что многие педагоги самостоятельно приобретают опыт внедрения данных технологий:

  • Методически разработан модуль «Информационные технологии» в курсе 5 -6 классов по технологии учителем Ходаковой Н.А.;

  • Используется программное обеспечение на логопедическом тренажёре педагогами- логопедами Какориной А.А., Чураевой И.А;

  • Используются Интернет – ресурсы при подготовке к урокам, факультативным занятиям, элективным курсам, НПК учителями Котельниковой Л.А., Сотиной Н.В., Егоршиной Е.А., Лепешевой М.В., Пурисовой Н.В., Демиденко Н.М., Захарченко С.П., Бочковой Н.Г., Моисеевой О.В., Ермолаевой М.Н., Бобровым В.А.

  • Создаются компьютерные презентации учителями Моисеевой О.В., Демиденко Н.М., Рыжовой Е.В., Ходаковой Н.Г., Захарченко С. П., Моисеевой О.В., Пензиной Н.А.

  • В течение ряда лет учителями русского языка и литературы организована работа факультативного курса «Русский язык на компьютере» Бочкова Н. Г.;

  • Многие педагоги готовят дидактический, методический материал, используя программное обеспечение персонального компьтера;

  • Опыт использования мультимедийных учебников на уроке приобретён учителями Захарченко С.П., Котельниковой Л. А.


Здоровьесберегающие технологии.

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся. Данные технологии в нашей школе включают:

-организацию образовательного процесса без перегрузок (дифференцированное домашнее задание, адаптированный темп усвоения учебного материала и другое),

-физкультпаузы на уроке, динамические перемены, прогулки,

-эффективную работа физкультурно-спортивного направления дополнительного образования, формирование специальных навыков физического развития;

- организацию БОС – тренинга в специализированном кабинете. Здесь проводится профилактическая, реабилитационная и оздоровительная работа с учащимися на БОС – тренажёре. Только в 2009 – 2010 учебном году сеансы тренинга прошли для 207 уч-ся школы 1,2,3,5 –х классов. В целом, наблюдается положительная динамика физиологических показателей учащихся, прошедших БОС - тренинг.

Анализируя проблему использования педагогических технологий учителями нашей школы, можно с уверенностью сказать, что каждый опытный учитель строит свой алгоритм учебно - воспитательного процесса, «свою технологию», опираясь на следующие принципы:


  • безусловное соблюдение здоровьесберегающих принципов построения уроков, технологии в целом;

  • гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса.

  • гуманное отношение ко всем участникам образовательного процесса, комфортность ученика и учителя

  • Внедрение в образовательный процесс новых перспективных технологий позволяет повышать эффективность педагогической деятельности и в целом менять качественный уровень образования: развитие обучающихся, управление своей учебной деятельностью становится для них таким же значимым, как и приобретение знаний, умений, навыков

4) Новые формы воспитательной работы, социальное проектирование.

2009-2010

1) состоялась разработка и реализация проекта;

2) в фестивале лидер - команд «Время выбрало нас!» лидер - команда «Победители»
(МОУ СОШ № 221) заняла II место;

3) организована благотворительная поездка в школу-интернат с. Васильевка Кондольского района Пензенской области;

4) организована благотворительная акция «Юный художник»;

5к) принято активное участие в следующих мероприятиях проекта:

- День добровольного служения городу;

- онкурс агитбригад «Мы выбираем ЗОЖ»;

- сбор макулатуры;

- городской этап регионального проекта «Танцующая школа»;

- конкурс творческих проектов «Городская клумба», посвящённых 65-летию Победы (1 и 2 места);

- акция «Забота» (поздравление ветеранов ВОВ);

- акция «Подарок российскому солдату»;

- благотворительная акция «Дорогою добра» (поездка в Кузнецкий Дом ребенка, детский дом);

- акция «Букет - ветерану»;

- парад, посвященный Дню Победы;

- фестиваль «Школьный стартин» (3 место);

- акция «Осторожно, лоси!»;


- работа палат парламента.

2010 -2011

Проект «Время выбрало нас!»

был реализован на 80%:

1) состоялась разработка и реализация проекта;

2) в фестивале лидер - команд «Юность не знает границ» лидер - команда «Победители»


(МОУ СОШ № 221) заняла 5 место;

3) организована благотворительная акция «Здравствуй, детский дом!», поездка в


школу-интернат с. Васильевка Кондольского
района Пензенской области;

4) принято активное участие в следующих мероприятиях проекта:

- День добровольного служения городу;

- спортивный семейный праздник «Мы - вместе!»;

- сбор макулатуры;

- городской этап регионального проекта «Танцующая школа»;

- акция «Яблоневый сад»;

- концерт «День рождения»;

- акция «Дань памяти»;

- акция «Забота» (поздравление ветеранов ВОВ);

- акция «Подарок российскому солдату»;

- благотворительная акция «Дорогою добра» (подарки в Кузнецкий Дом ребенка, детский дом, областную детскую больницу);

- акция «Цветы - ветерану»;

- парад, посвященный Дню Победы;

- фестиваль «Школьный стартин» (звание «Мисс Стартин»);

- новогодний «Форт-боярд» (1 место)

- экологические десанты;

- акция «Осторожно, лоси!»;

В игре «Исследователи миров человеческих ценностей»принимали участие учащиеся 1 - 4 классов, работал центр управления полетом, регулярно обновлялся стенд (2 этаж) «Исследователи миров», принимали активное участие во всех городских мероприятиях, заняв 1 место в городском конкурсе-игре «Исследователи миров» по итогам года; 1 место в городском спортивном празднике «Путешествие к созвездию Победы», поощрительный приз в конкурсе чтецов «Чувство слова», 1 место в городском смотре строя и песни, 2 место в городском конкурсе социальных проектов «Я- гражданин России»,1 место в конкурсе на лучшую эмблему игры «Исследователи миров человеческих ценностей»

Во всех классах были оформлены «Карты звёздного неба», в течение года были разработаны и реализованы проекты «Мы – школе!», «Логотип школы», «Первопроходцы космоса», презентации которых представлены на сайте школы.

5) Результативность работы.

2009-2010

На основе разработанных ранее критериев оценки результативности работы педагогического коллектива, проводился мониторинг воспитательной деятельности, можно сопоставить результативность работы школы по данным критериям за 7 лет:


  • отмечается стабильность в общем состоянии здоровья учащихся (до 2004г. преобладала тенденция к незначительному ухудшению общего состояния здоровья учащихся и снижению остроты зрения).

2007 – 2008 – 1-2 группа 69%, 185 чел.

2008 – 2009 – 1-2 группа 72%, 203 чел.

2009 – 2010 - 1-2 группа 75%, 442 чел.


  • нет особых изменений в социально-экономическом положении семей учащихся, по большинству показателей разница составляет 0,1-3,8% как в сторону уменьшения, так и увеличения, возросло количество малообеспеченных семей с 10 до 13,8%, в целом, положение семей учащихся нашей школы по сравнению с другими ОУ продолжает оставаться средним;

  • говоря об отношении учащихся к школе, можно отметить возрастание положительного восприятия школы с 7 до 15%, сокращение количества учащихся, назвавших школу своим вторым домом (на 5%); считающих, что главное в школе – друзья (на 19%); резкое увеличение количества учащихся, считающих, что школа – это прежде всего дорога в ВУЗ (на 5%); по-прежнему сохраняется количество учащихся, считающих школу просто учебным заведением (20%) и считающих, что школа – это хорошая учеба (28%).

Одним из основных критериев результативности школы является удовлетворенность учащихся и их родителей УВП. В этом учебном году наблюдается положительная динамика в удовлетворенности учащихся 5-х классов и их родителей УВП. 98% учащихся не хотят менять школу, 7% заявили, что ходят в школу по привычке; 48% ходят в школу с удовольствием, 41% не всегда с удовольствием.

Ситуация в 10 классах такова: 92% нравится и ходить в школу; мнение родителей, что 88% ходят в школу с удовольствием, 60% считают, что школа помогает в жизненном самоопределении, только 16% думают, что в школе высокий уровень подготовки учащихся для поступления в ВУЗ.

Таким образом, поиск более эффективных форм работы как с учащимися, так и с родителями продолжает оставаться актуальным.

Присутствует незначительная отрицательная динамика в определении психологического климата в школе (у 87% - норма; ранее 95%); увеличелось количество учащихся с повышенной шкалой тревожности (с 5 до 13%), нет учащихся с повышенным нервно-психическим состоянием – 0%.

Данная динамика показывает, что несмотря на то, что в нашей школе создана благоприятная психологическая среда, тем не менее предстоит еще большая работа по дальнейшему улучшению межличностных отношений, несмотря на то, что вновь отмечается увеличениче числа пренебрегаемых (на 4%) и уменьшение отвергнутых (на 1%).

Определение рейтинга учителей, работающих в 3, 6, 9 классах показало высокие результаты у 63% (ранее 47%) и удовлетворительные результаты у 37% (ранее 53%); низких результатов по-прежнему не наблюдается.

В развитии познавательного потенциала личности можно отметить следующее:

а) уровень овладения стандартами:



  • в начальной школе показатели улучшились по математике (с 92% до 93%), ухудшились по русскому языку (с 87% до 83%) и чтению (с 95% до 94%), продолжая и в целом оставаться высокими;

  • в средней школе значительное улучшение и по русскому языку в 10 кл. (с 34% до 62%), и по алгебре в 10 кл. (с 40% до 54,5%), улучшение по русскому языку в 8 кл. (с 45% до 49%);

б) количество учащихся с высокой мотивацией увеличилось (с 35% до 50 %), преобладают учащиеся со средним уровнем мотивации (40%);

в) отмечается на 3% сокращение показателя высокий уровень «школьной тревожности» в 5 кл. (2% → 5%);



  • на 4% увеличилось количество пятиклассников кл-в, отличающихся достаточной нравственной воспитанностью (71% → 75%), увеличилось на 2% количество пятиклассников с некоторой безнравственной ориентацией (8% -10%).

2010-2011

В школе создана благоприятная психологическая

среда: 94% - все показатели в норме; только у 6% учащихся повышена шкала тревожности, вдвое меньше, чем в прошлом году; нет учащихся с повышением нервно-психического состояния, стабильны межличностные отношения (43% - предпочтительные, 7% - лидеры, почти вдвое больше, чем в прошлом году). Настораживает количество пренебрегаемых - 46%, отвергнутых - 4%. Ценностные ориентации учащихся соответствуют общечеловеческим ценностям:

1м.- здоровье (54%);

II м. - счастливая семья (28%);

III м. - верные друзья (11%);

IY м. - стремление к знаниям (17% - рост на 4 %!).

На последнем месте - удовольствия (36%). Заставляет задуматься о развитии творческих способностей учащихся тот факт, что по-прежнему творчество и красоту природы, искусство 42% и 43% учащихся также поставили на последние места (ранее – 47 % и 43%).

При этом в 2010 - 2011 учебном году

отмечается рост творческих достижений учащихся: до 149 удач в 75 мероприятиях (в 2009 - 2010 учебном году - 118 побед).

По номинациям эта динамика выражена следующим

образом:


«Спорт» - от 18 до 13

«Патриотика» - от 16 до 15

«Искусство» от 22 до 42

«Техника» от 6 до 13

«Знание» от 48 до 53 (14 - Всероссийского уровня) «Педагогика» от 8 до 13.

6) Перспективы работы школы.

Создание условий для интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития обучающихся, их адаптации к жизни в обществе.

2. Создание условий для формирования и развития у школьников качеств лидера, способного организовать и успешно осуществлять созидательную, социально полезную деятельность во всех сферах общественной жизни.

3. Реализация образовательных запросов учащихся в соответствии с их склонностями, способностями, возможностями школы и условиями спроса на рынке труда.

4. Разработка путей эффективной работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования.

5. Информатизация образовательной среды школы.

6. Разработка подпрограмм (модулей) «Профильная школа», «Воспитательное пространство», «Информатизация учебно-воспитательного процесса».

8. Обеспечение инновационного характера содержания и технологий образования в соответствии с современными требованиями.

9. Модификация управляющей системы школы.


7) Участие в социально-экономической жизни города, городских программах, акциях, социально-благотворительной деятельности, шефской работе.
Продолжалось сотрудничество со всеми

организациями и учреждениями, согласно схеме

(ДООЦ, МОУ МУК, ДДТ,ГЦТТ,ДЭБЦ,СДЮСШОР, клуб «Поиск», клуб «Ровесник», ДЮЦ«Юность», центр «ЛАД», МСКК, городской музей, АО «Современник, ТЮЗ, ЦГБ, ДШИ, ОУ города, МСЧ-59, ЦЗ, Центр «СемьЯ», ГАТП, Дом детства, городской суд, турагенство «Круиз», КДН, ОВД, ДО, администрация города.)

Посланы благодарственные письма за постоянное сотрудничество - ЦГБ , за сотрудничество в проведении новогодних праздников - ДДТ , за помощь в организации поездки в школу – интернат с.Васильевка Кондольского района – ГАТП..


8) Участие в формировании имиджа Заречного, областных, Всероссийских конкурсах.

2010 -2011

На 85% были реализованы модули «Воспитательное пространство» и «Я - гражданин».

Проведены мероприятия

месячника «Гражданская защита», месячника военно-патриотической работы и «Вахты памяти», посвященной 66-летию Великой Победы;

День культуры, День семьи, День здоровья, День защиты детей, месячник по благоустройству пришкольной территории, акция «Территория нашей заботы», акция «Разноцветный чистый город», День космонавтики.

В 2010 -2011 учебном году классные руководители активно участвовали в городских, областных, Всероссийских конкурсах:

- Котельникова Л.А. – 3 место в конкурсе педагогического мастерства в номинации «Элективные и предметные курсы» (сентябрь);

- Щеглова Т.Е. – 2 место в областном спортивном конкурсе «Мы – команда!» (декабрь);

- Егоршина Е.А. – 1 место в 7 Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ и Всероссийском молодежном фестивале «Меня оценят в 21 веке» (октябрь)

- Какорина А.А. – лауреат городского фестиваля «Братских народов союз вековой» (ноябрь), 1 место в конкурсе «Новогодний форт – боярд» (январь), активный участник городского семейного праздника «Мы вместе!» (октябрь), призер городского конкурса «Самый классный классный»(апрель),

- Серебрякова О.В. и Майорова Ю.А.- финалисты областного конкурса «Молодой учитель года» (март).

9) Участие в молодежных объединениях и сообществах города.

В городское детское движение «Юнзары» вступили все учащиеся 5-х классов, увеличилось количество юнзаров в лидер-команде (на 52 человека).

Проведение всех мероприятий прошло на хорошем уровне, сохранилось большое количество (15, ранее 12) побед в городских конкурсах по патриотике (15) Отрицательная динамика в городских мероприятиях: конкурсе «Есть такая профессия - Родину защищать» (не призеры), в «Орленке» (не призёры), в спартакиадах допризывной молодежи.
10) Интересные молодые педагоги (до 35 лет).

В 2010 -2011 учебном году классные руководители активно участвовали в городских, областных, Всероссийских конкурсах:

- Котельникова Л.А. – 3 место в конкурсе педагогического мастерства в номинации «Элективные и предметные курсы» (сентябрь);

- Какорина А.А. – лауреат городского фестиваля «Братских народов союз вековой» (ноябрь), 1 место в конкурсе «Новогодний форт – боярд» (январь), активный участник городского семейного праздника «Мы вместе!» (октябрь), призер городского конкурса «Самый классный классный»(апрель),

- Серебрякова О.В. и Майорова Ю.А.- финалисты областного конкурса «Молодой учитель года» (март).

11) Отзывы – интервью выпускников «Роль школы в моей судьбе».

12) Отзывы – интервью родителей «Почему мы выбрали эту школу?»

Только 33% (ранее 16%) родителей 5-х классов считает, что школа дает высокий уровень знаний,

14%(ранее 21%) думают, что в школе развивают у учащихся умение ориентироваться в современной жизни,

43% (ранее 34%), устраивают взаимоотношения между учениками и педагогами,

84% (ранее 53%) удовлетворены отношением педагогов к ребенку,

49% (ранее 45%) благоприятной атмосферой в классном коллективе.

82% родителей 10 классов удовлетворены работой классного руководителя, (ранее – 94%),

63% (ранее 49%) считают, что ребенок учится в меру своих сил,

лишь 34% (ранее 28%) родителей помогают школе, чем могут,

51% (ранее 24%) хотели бы чаще помогать, но не могут,

15% (ранее 48%) не оказывают никакой помощи.

Показательно, что по индикативным показателям эффективности работы классных руководителей по итогам года «Организация помощи ОУ со стороны родителей» на 7 месте, 29 баллов (ранее -1место, 37 баллов).

13) Отзывы – интервью значимых лиц города «О воспитательной функции школы №221 в пространстве Заречного».

14) Отзывы – интервью одаренных детей «Роль школы в раскрытии моего таланта».

15) Результаты интересных соцопросов, диагностик по ценностным ориентациям.

2009-2010

Ценностные ориентиры учащихся 3, 8, 10 классов вполне отвечают общечеловеческим нормам: первые места 53% «Здоровье» (ранее 56%), «Счастливая семья» (с 23% до 24%), «Верные друзья» 10% (ранее 12 %). Возрасло на 4% «Стремление к знаниям». Настораживает отрицательная динамика по показателям «Друзья» и «Семья», «Стремление к знаниям», что явно говорит о необходимости поисков новых эффективных форм работы по формированию ценностных отношений учащихся, их социализации. На последних местах по-прежнему удовольствия (с 65% до 51%), творчество (с 53% до 47%), красота природы, искусство (с 63% до 43%).

2010-2011

Ценностные ориентации учащихся соответствуют общечеловеческим ценностям:

1м.- здоровье (54%);

II м. - счастливая семья (28%);

III м. - верные друзья (11%);

IY м. - стремление к знаниям (17% - рост на 4 %!).

На последнем месте - удовольствия (36%). Заставляет задуматься о развитии творческих способностей учащихся тот факт, что по-прежнему творчество и красоту природы, искусство 42% и 43% учащихся также поставили на последние места (ранее – 47 % и 43%).

16) Наше образовательное учреждение – это…Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 221» г. Заречного Пензенской области было основано в 1985 году (решение Исполкома Горсовета № 255 от 30.08.1985г.). Имеет статус средней общеобразовательной школы. В августе 2005 года школе исполнилось 20 лет. За это время три педагога школы Павлова Лидия Ивановна, Кладова Любовь Борисовна, Бусарова Мария Васильевна получили звание «Заслуженный учитель России».

Первый директор школы Михайлова Евгения Михайловна возглавляла школу в период с 08.07.1985г. по 18.07.1994г. Как опытный руководитель, она поставила задачу формирования коллектива единомышленников. Идеи сотрудничества учительского и ученического коллективов осуществлялись в школе не на словах, а на деле. Уже в 1987 году тема сотрудничества учительского и ученического коллективов стала стратегической в образовательном процессе школы.


С 1992 года начальная школа под руководством зам. директора по УВР Кладовой Любовь Борисовны начинает работать по системе Л.В.Занкова, которая подразумевает главную цель начального образования как общее развитие школьников на основе успешного усвоения задаваемых программой знаний, умений и навыков, оптимального общего развития всех учащихся, как сильных, так и слабых. Первые учителя-занковцы школы: Давыдова З.В., Лунева С.А., Курочкина О.В., Князева Е.А., Шерстобитова Г.А., Бусарова М.В., Катаева О.Б.
Богатейший материал методической работы, собранный завучем школы Павловой Лидией Ивановной, позволили школе делиться опытом своей работы в городе и области по проблемам организации различных форм урока. Но педагогика сотрудничества предусматривает не только взаимодействие «учитель-ученик» на уроке, это и совместная деятельность по организации досуга, в развитии материально-технической базы. Так, под руководством учителей Кутепова С.А., Павлинова П. учащиеся старших классов преобразовали подвал школы в школьный тир, рекреацию 1 этажа во второй малый спортзал.
Добрые традиции по развитию детского самоуправления закладывались в школе с момента ее образования. Руководство детской пионерской организацией на протяжении многих лет осуществляла Колесникова Валентина Арсентьевна –опытный методист детского движения, более 40 лет отдавший организации летней оздоровительной кампании в городе.
С конца 80-х годов большое внимание в школе уделяется преподаванию математики ив 1991 году выпущен 11 класс с углубленным изучением математики (впервые в городе). С 1991 года по 1996 год в школе № 221 проблемой углубления при изучении математики занимались такие педагоги, как Петрунина Н.И., Щербаков Н.Н., Дорофеева Г.Н.
Введение курса углубленного изучения математики решало задачи математического развития учащихся, формирования математической культуры и устойчивого интереса к предмету. Этому способствовала перестройка курса в соответствии с принципами развивающего обучения, проблемного обучения и обучения на высоком уровне трудности, индивидуальные занятия с одаренными учащимися, учеба в заочной школе МФТИ и т.д. Свыше 90% учащихся этих классов успешно окончили ВУЗы физико-математического профиля в г. Пензе, Самаре, Ульяновске, Москве. Наиболее высокие показатели были у выпускников 1995 –1996г.г. (уч. Дорофеева Г.Н.) Лучшие математики этих классов на протяжении четырех лет (1993 – 1996г.г.) показывали высокие результаты на городских и областных математических олимпиадах (1 и 2 места).
Сафиуллин Александр, Петракова Мария, Забалуев Павел, Бовыкин Дмитрий, Рыбченко Никита окончили с отличием математические факультеты, аспирантуру.
По итогам опроса выпускников этих классов двое педагогов школы –Гусятникова Н.Е. и Дорофеева Т.Н. – были удостоены звания Соровский учитель Средней школы (1997г.)
Щербаков Николай Николаевич возглавлял школу в период со 02.10.1995г. по 22.08.1999г. Сам являясь талантливым учителем математики продолжил работу в школе по совершенствованию математической направленности образовательного процесса. В 1995 году значительная часть школьного коллектива стала основой для создания творческого коллектива школы-лицея № 230.
Гусятникова Наталья Евгеньевна возглавляла школу с 17.07.1994г. по 02.10.1995г. и с 22.08.1999г. по 2011 г. и по настоящее время. С ее приходом в образовательном процессе конкретизируется проблема осуществления личностно-ориентированного подхода в образовании, складывается система работы в данном направлении.
С 1999 года школа осуществляет связь с Федеральным научно-методическим центром им. Л.В. Занкова, с 2002 года организована экспериментальная площадка по развивающему обучению. С 2001 – 2003г.г. на базе школы проходят курсы по повышению квалификации учителей начальных классов города при участии авторов учебников Нечаевой Н.В., Аргинской И.И., Чураковой Р.Г., Пресняковой Т.Н., Свиридовой В.Ю., Дмитриевой Н.Я., Ванцан А.Г., представителей издательского дома «Федоров». Учителя школы Лунева С.А., Катаева О.Б. представляли материалы своей работы на областных и всероссийских Занковских чтениях.
В 2006 – 2007 учебном году 8 классов начальной школы занимаются по системе Л.В. Занкова, целью которой является достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков, что позволило поднять качество обучения выпускников начальной школы в 2005 – 2006г.г. до уровня 73%.
Личностно-ориентированное, развивающее обучение помогает раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, определяет одно из лидирующих положений начальной школы в образовательном пространстве г. Заречного.
В 2001 – 2002 учебном году появляется новое направление – коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения в развитии речи, открывается логопункт. Каждый последующий год открываются классы наполняемостью 10 – 12 человек. В классы зачисляются дети, имеющие нарушения устной и письменной речи. Цель работы в данных классах – развитие всех компонентов речевой системы учащихся. Так, за 2001 – 2006 учебные года через занятия на логопункте прошло 38 человек, из них у 98% была отмечена положительная динамика в развитии всех компонентов речи, а именно: фонематическое восприятие, звуковое произношение, связная речь, языковой анализ и синтез, словообразование.
С 2005 – 2006уч.г. начали функционировать городские группы по коррекции письменной речи детей других школ города. Данная работа осуществляется при непосредственном участии учителей-логопедов Чураевой Ирины Анатольевны и Какориной Аллы Александровны.
На протяжении последних 10 лет школа работает над проблемой осуществления личностно-ориентированного подхода в образовании.
В основе учебного и воспитательного процессов лежит единая цель –воспитание духовно-нравственных сторон личности ученика, эта цель реализуется на учебных занятиях, во внеурочной деятельности классных коллективов и во внеурочных занятиях творческих групп дополнительного образования.
В школе работоспособный творческий педагогический коллектив. Учителя владеют не только теорией, но и практикой организации личностно-ориентированного обучения, имеют богатый потенциал для дальнейшего развития творческих способностей и создания условий для развития и саморазвития детей, адекватного определения своих возможностей, исходя из состояния физического и психического здоровья, способностей и склонностей, интересов, социального и экономического положения семьи.
В школе сформирован ученический коллектив, развито детское самоуправление. С 1998 возрождается детское движение и появляется общественное объединение, которое получило название «Пирамида». Вместе с детьми над его созданием работали зам. директора по воспитательной работе Бочкова Наталья Геннадьевна и педагог-организатор Захарова Наталья Валентиновна. Основные принципы жизнедеятельности «Пирамиды»:
– гуманизация, признающая личность как самоценность;
– социализация, предусматривающая направленность и открытость освоения ребенком социального опыта, включение организации в широкие социальные связи, определение своего места в социальной среде;
– демократизация, гарантирующая личности осуществление ее прав и ответственность в деятельности организации;

– индивидуализация, предполагающая учет и развитие индивидуальности личности и становление непохожести организации;


– сотрудничество, обуславливающее субъект-субъектные отношения в организации и такую же форму взаимодействия с другими государственными и общественными структурами;
– гармонизация, обеспечивающая согласованность интересов личности, организации и общества;
– разновозрастность членов, когда опыт взрослых дает основание его развивать и за пределы школьного коллектива.
В 2002 году в школе разработана концепция «От школы «образовательное учреждение» к школе «институт социального воспитания».
Стратегической целеориентацией школы как института социального воспитания является работа по созданию гуманной воспитывающей среды как условие творческого роста, нравственной самореализации педагогов и воспитанников, социальной защиты подрастающего поколения, формирования у него готовности к жизненному самоопределению, трактуемому как способность человека к нравственному поступку, к конструктивному диалогу с собственной совестью, к творческому разрешению проблем в социальном окружении, в сотрудничестве с последним.
В 2004 году в целях совершенствования работы по укреплению здоровья учащихся была организована работа кабинета БОС (биологически обратной связи) под руководством Щегловой Татьяны Евгеньевны, учителя физкультуры высшей категории. Занятия «БОС-Здоровье» не только целесообразны, но и необходимы. Они способствуют ускорению процесса оздоровления детей. Данный метод (и технологии) можно определить как развивающий здоровье человека, как средство обучения индивидуальному способу оздоровления, как инструмент, позволяющий полноценно готовить к жизни здоровое поколение, как совокупность приемов, форм и методов обучения школьников без ущерба для индивидуального здоровья, как качественную характеристику наиболее эффективной педагогической технологии по ее воздействию на учащихся и педагогов.
В процессе взаимодействия учителя и учащегося с помощью технологии «БОС-Здоровье» меняется и сам педагог: он приобретает новое качество - учитель-исследователь. Именно данное качество необходимо для решения задач модернизации образования, повышения мотивации к ведению здорового образа жизни. За два года через кабинет БОС прошло 60% учащихся школы, у всех отмечена положительная динамика в состоянии здоровья.
Интересна работа со старшеклассниками по военно-патриотическому воспитанию - на протяжении последних 5 лет команда Школы под руководством Чекунова Евгения Александровича, преподавателя-организатора ОБЖ, занимает стабильные призовые места в городе в соревнованиях допризывной молодежи. Также на высоком уровне остается на протяжении последних лет результаты участия школьников в городской спартакиаде. Это итог многолетней и плодотворной работы учителей физической культуры Щегловой Т.Е., Тулокина Н.А., Барсуковой О.Н.
Школа по праву гордится учебными достижениями своих учеников. За последние 5 лет 7 учащихся школы занимали призовые места на областных олимпиадах и научно-практических конференциях: Запорожец Дмитрий (физика, уч. Демидено Н.М.), Абрамов Артем (химия, учитель второй категории Лаврентьева О.Е.), Дятлов Виталий (история, учитель высшей категории Чипига Н.В.), Винокуров Алексей (английский язык, учитель первой категории Глущенко Л.М.), Голтышов Михаил (физика, учитель первой категории Ермолаева М.Н.), Солдатова Александра (обществознание, учитель первой категории Сидоркин А.Г.), Постнова Надежда (лингвистика, учитель высшей категории Захарченко СП.).
4 ученика нашей школы достойно представляли город на уровне России и показали высокие результаты:
– Запорожец Дмитрий в 2002-2003 учебном году занял 3 место во Всероссийской олимпиаде по физике (учитель высшей категории Демиденко Н.М.), в 2003-2004уч.г. - 2 место по математике в олимпиаде МФТИ (учитель первой категории Пурисова Н.В.);
– Абрамов Артем в 2003-2004 уч.г. занял 2 место в Заочной олимпиаде по химии, проводимой в г. Санкт-Петербурге (учитель второй категории Лаврентьева О.Е.);
– Постнова Надежда в 2005-2006уч.г. стала лауреатом Всероссийской научно-практической конференции, которая проходила в г. Москве (учитель вышей категории Захарченко СП.);
– Дятлов Виталий в 2002-2003 уч.г. стал участником Всероссийской олимпиады по истории, проходившей в г. Санкт-Петербурге (учитель высшей категории Чипига Н.В.).
Путь в большой спорт неоднократной победительницы юношеского первенства России по плаванию, многократной рекордсменки первенства России среди юниоров, пятикратной победительницы и серебряного призера второй Всероссийской спартакиады учащихся, обладательницы рекорда России в эстафете 4 по 100м среди юниоров, многократной победительницы международных турниров, золотому и серебряному призеру чемпионата Европы среди юниоров Малютиной Виктории начался в школьном бассейне. Именно там учитель физкультуры Ананьев Владимир Геннадьевич заметил первые ростки большого спортивного дарования.

За период своего существования школу окончили 941 выпускник 11-х классов. Среди них 6 окончили школу с золотой медалью, 24 – с серебряной. Среди выпускников нашей школы много тех, кто занимает руководящие посты в г. Заречном: Капустин А.Н., заведующий МСЧ-59, Колоедов А.Н., директор МДЦ «Россия», Арепьев Р.В., директор МП «Горгаз».


Смотрите также:
А школа наша отличная, отличная от других…
298.08kb.
1 стр.
Chevron Black Pearl Grease ep отличаются следующими свойствами: Отличная прокачиваемость —
78.29kb.
1 стр.
Апушкин В. А. Русско-Японская война 1904-1905 г. М., 1910. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность
20.92kb.
1 стр.
Георгий Рюриков Выход в город
661.14kb.
5 стр.
Наша школьная жизнь интересна, наша школа красива, мудра, весела. Здесь учитель спокойный и строгий, он поймет и поможет всегда. Школа наша всем сил придает, Она нас учит продвигаться вперед! С любовью и уважением Людмила Боганова
174.96kb.
1 стр.
10 причин провести торжество на теплоходе
12.57kb.
1 стр.
Меркулов Станислав Александрович
51.15kb.
1 стр.
Б и-16 тип 17 из состава 22-го иап, 1939 год
209.94kb.
1 стр.
Помог ли вам материал: да или нет помогло: 23, не помогло: 24
189.6kb.
1 стр.
Проект: Рекламный ролик для тв "Чудо Йогурт"
32.45kb.
1 стр.
Зимние забавы и спорт
32.14kb.
1 стр.
«Больше чем спорт, Лучше чем отдых»
32.51kb.
1 стр.