VI. Оценка рисков
Реализация Стратегии развития железнодорожного сектора сопряжена с рисками, которые могут помешать достижению запланированных результатов
. К таким рискам можно отнести:
а) Макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы, возникновения бюджетного дефицита и инфляции.
б) Операционные риски, связанные с несовершенством принятых процедур, недостаточной технической и нормативной правовой поддержкой стратегии.
Отсутствие межправительственного соглашения о начале строительства магистрали станет серьезным препятствием в реализации Стратегии. Межправительственное соглашение по строительству железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекстан должно стать поддерживающим юридическим документом, создающим поддерживающей основы для реализации проекта, а также второго этапа развития железной дороги.
в) Геополитические риски.
Успешная интеграция Кыргызской Республики в международную транспортную систему во многом зависит от стабильной политической ситуации в стране и соседних регионах. Нестабильность международной обстановки окажет негативное влияние на реализацию проекта по созданию транспортного коридора, на выход к морским коммуникациям через третьи страны.
г) Техногенные и экологические риски.
Любая крупная катастрофа на транспорте техногенного (высокая степень физического и морального износа технических средств, человеческий фактор), природного (наводнения, землетрясения, оползни и т.п.) или социального характера (неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, нанесение ущерба и хищение имущества, относящегося к инфраструктуре и т.п.) потребует серьезных дополнительных капиталовложений.
VII. Финансирование стратегии
Источниками финансирования реализации настоящей Стратегии выступают как собственные средства предприятия ГП «КТЖ», так и средства, привлекаемые на грантовой и кредитной составляющей, в рамках сотрудничества с международными финансовыми институтами, а также средства частных инвесторов. Необходимо вести переговоры с такими донорами, как Азиатский банк развития, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития и др.
Также, необходимо уделить внимание применению механизма государственно-частного партнерства, концессионных соглашений как в строительстве железных дорог, так и в приобретении локомотивов, вагонов, электрификации, строительстве ВОЛС и др.
Привлеченные средства надо направить на реализацию первоочередных инвестиционных проектов.
Прогнозируемый объем необходимых инвестиций для реализации настоящей Стратегии составляет около 5 млрд. долл. США.
VIII. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии позволит решить основную задачу развития железнодорожного транспорта - обеспечить возрастающие потребности экономики и населения Кыргызской Республики в безопасных и эффективных перевозках, усилить и реализовать транзитный потенциал Кыргызской Республики и в целом содействовать обеспечению выполнения заданных темпов экономического роста страны и повышения качества жизни населения.
В результате реализации Стратегии будет проведена модернизация и обновление железнодорожной отрасли. Оснащение ремонтно-восстановительной базы современными диагностическими и метрологическими средствами, позволит внедрить новые системы ремонта и поддержания технического состояния подвижного состава и устройств инфраструктуры на высоком уровне. В результате восстановления и пополнения парка подвижного состава будет существенно сокращен уровень зависимости от привлечения подвижного состава других государств в эксплуатируемом парке. В результате восстановления путей сообщения с использованием новых материалов и методов работу на грузонапряженных участках, увеличится скорость движения поездов и доставки грузов, и, следовательно, снизятся расходы на железнодорожные перевозки. Рост объема перевозки грузов составит 200%.
В итоге реализации Стратегии будут существенно улучшены условия для реализации потребностей граждан в пассажирских перевозках. В результате модернизации и пополнения подвижного состава возрастет маршрутная скорость пассажирских поездов в дальнем следовании, повысится уровень сервиса, будут введены новые маршруты.
Создание условий для развития научной базы и реализация мероприятий по поддержке кадрового потенциала будет способствовать развитию отраслевой науки, повышению производительности труда работников железной дороги.
В результате реализации поставленных задач и мероприятий будут достигнуты следующие результаты:
- возрастет грузооборот на 50-55 млн. тонн/км или на 64 %,
- отправление грузов на 60-65 тыс. тонн или на 60%,
- прибытие грузов на 500-550 тыс. тонн или на 86 %,
- рабочий парк вагонов увеличится на 200 единиц или на 10 %,
- будет создано свыше 2000 рабочих мест.
Данные показатели будут достигнуты вследствие увеличения парка рабочих вагонов, что позволит большему количеству клиентов воспользоваться услугами железной дороги, что в свою очередь даст толчок росту ВВП республики.
В период реализации Стратегии будут введены в эксплуатацию новые линии железной дороги, которые позволят открыть транзитный потенциал Кыргызской Республики, а также появится возможность соединения южных и северных регионов Кыргызстана по территории республики, исключив необходимость транзита через соседние государства. Будет решена задача интегрирования железнодорожного транспорта Кыргызской Республики в мировую транспортную систему. Строительство новых железнодорожных линий будет способствовать развитию прилегающей инфраструктуры, в том числе строительство станций узлов, разъездов, а также жилых поселков для железнодорожников обсуживающих перегоны, тоннели, мосты и так далее. Также окажет мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей экономики, в разработке и транспортировке природных материалов, строительных материалов, продукции сельского хозяйства, также развития торговли и др.
Эффективная реализация Стратегии в части усиления транзитного потенциала железнодорожного транспорта Кыргызской Республики позволит не только получить солидный экономический эффект от участия в международных перевозках, но и создаст новые возможности влияния Кыргызской Республики на мировые экономические процессы. Открытие новых транзитных составляющих выведет работу Кыргызской железной дороги на новый уровень.
Таким образом, в результате реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта на территории Кыргызской Республики до 2020 года будут созданы дополнительные условия для содействия в обеспечении динамичного развития экономики страны.
IX. Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии
Работа, направленная на реализацию поставленных целей и задач Стратегии, ГП «НК КТЖ» будет вестись на протяжении всего периода действия Стратегии.
- ежемесячно с участием руководителей управлений и филиалов на Техническом Совете рассматриваются плановые объемные показатели грузовой и пассажирской работы, а также выполнение программ всех видов ремонта, которые были поставлены перед ГП «НК «КТЖ» в отчетном периоде, в ходе которого вырабатываются меры по устранению отклонений;
- ежеквартально руководством ГП «НК КТЖ» рассматриваются текущие проблемы функционирования и пути их решения, формируются и корректируются плановые экономические (объемные) показатели, намечается прогноз работы на будущий период;
- ежегодно на балансовой комиссии, созданной приказом Генерального директора рассматриваются итоги работы филиалов ГП «НК КТЖ» за отчетный год.
Мониторинг реализации настоящей Стратегии будет проводиться Министерством транспорта и коммуникаций КР ежеквартально, и в конце года будет предоставляться информация по её реализации Правительству КР.
Проект
Приложение 2
План мероприятий
по реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта
Кыргызской Республике на 2012-2020 года
№ п/п
|
Наименование мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Источники, объем финансирования
|
Ожидаемые результаты,
Индикаторы
|
Ответственные исполнители
|
I
|
Реализация транзитного потенциала КР посредством строительства железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан и железной дороги, соединяющей Север и Юг КР Балыкчы – Кочкор– Кара-Кече – ж/д магистраль
|
|
|
|
|
1.
|
Проработка вопроса подписания рамочного Соглашения по строительству железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан
|
2013 г.
|
Собственные средства
|
Подписание соглашения
|
МТиК, МИД,
ГП «НК «КТЖ»,
|
2.
|
Разработка ТЭО строительства железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан
|
2012-2013 гг.
|
Иностранные инвестиции,
около 5 млн. долл. США
|
Разработанное ТЭО
|
МТиК, ГП «НК «КТЖ»
|
3.
|
Строительство железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан
|
2014-2018 гг.
|
Иностранные инвестиции,
около 2 млрд. долл. США
|
Строительные работы
|
ГП «НК «КТЖ», МТиК
|
4.
|
Ввод в эксплуатацию железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан
|
2019 г.
|
В рамках средств проекта,
собственные средства
|
Принятие строительства
|
ГП «НК «КТЖ»
|
5.
|
Проработка вопроса реализации строительства железной дороги Балыкчы–Кочкор–Кара-Кече–ж/д магистраль с зарубежными и местными инвесторами
|
2013 г.
|
Собственные средства
|
Подписание соглашения
|
МТиК, ГП «НК КТЖ»
|
6.
|
Разработка ТЭО строительства железной дороги Балыкчы–Кочкор–Кара-Кече–ж/д магистраль
|
2014-2015 гг.
|
Иностранные, местные инвестиции,
около 5,5 млн. долл. США
|
Разработанное ТЭО
|
ГП «НК «КТЖ»
|
7.
|
Строительство железной дороги Балыкчы–Кочкор–Кара-Кече–ж/д магистраль
|
2016-2021 гг.
|
Иностранные инвестиции,
объем финансирования определит ТЭО
|
Строительные работы
|
ГП «НК «КТЖ», МТиК
|
II.
|
Модернизация и развитие инфраструктуры путевого хозяйства
|
|
|
|
|
8.
|
Выполнение ежегодной Программы ремонта 25 км пути с применением новых методов работы с переходом на железобетонное подрельсовое покрытие
|
2012-2020 гг.
|
Собственные средства,
около 960 млн. сом
|
Замена шпал и рельсов, 200 км
|
ГП «НК «КТЖ»
|
9.
|
Проведение анализа состояния пути путеизмерительным вагоном
|
2013-2014 гг.
|
Собственные средства
|
Справка об анализе
|
ГП «НК «КТЖ»
|
10.
|
Реализация проекта реабилитации железнодорожных путей Луговая-Балыкчи
|
2013-2020 гг.
|
Инвестиции,
около 65 млн. долл. США
|
Реабилитированные пути
|
ГП «НК «КТЖ»
|
III.
|
Модернизация ремонтной базы тягово-подвижного состава, грузовых и пассажирских вагонов, а также модернизация и пополнение подвижного состава
|
|
|
|
|
11.
|
Приобретение к 2020 году:
- 5 магистральных и 3 маневровых тепловозов;
- 200 вагонов.
|
2013 -2020гг.
|
Инвестиции,
около 60 млн. долл. США
|
Приобретение 5 магистральных, 5 маневровых тепловозов,200 вагонов на балансе ГП «НК КТЖ»
|
ГП «НК «КТЖ»
|
12.
|
Выполнение ежегодной Программы ремонта локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов
|
2013-2020 гг.
|
Инвестиции,
собственные средства,
около 100 млн. долл. США
|
Ежегодный отчет в МТиК о выполнении Программы ремонта
|
ГП «НК «КТЖ»
|
13.
|
Решение вопроса улучшения ремонтной базы тягово-подвижного состава
|
2013-2014 гг.
|
Инвестиции,
собственные средства,
около 5 млн. долл. США
|
Сведения в МТиК об улучшении ремонтной базы тягово-подвижного состава
|
ГП «НК «КТЖ»
|
14.
|
Проработка вопроса ремонта грузовых и пассажирских вагонов из парка долгостоя
|
2013-2015 гг.
|
Собственные средства
|
Отчет в МТиК о решении вопроса ремонта
|
ГП «НК «КТЖ»
|
15.
|
Получение авторизации в Кыргызстандарте на право поверки всех типов средств неразрушающего контроля и гирь для весоповерочного вагона.
|
2013 г.
|
Собственные средства
|
Наличие соответствующего разрешительного документа у ГП «НК КТЖ»
|
ГП «НК «КТЖ»
|
16.
|
Выполнение топографической съемки в масштабе 1:500 поЧуйской, Иссык-Кульской, Баткенской, Джалал-Абадской, Ошской областям по земельному участку полосы отвода железной дороги для удобства в распознавании объектов и строений на местности, определений трасс коммуникаций и др.
|
2013-2014 год
|
Собственные средства
|
Сведения в МТиК о выполненных работах.
Результаты съемки.
|
ГП «НК «КТЖ»
|
IV.
|
Развитие в системе электроснабжения, электрификации, информатизации, СЦБ и связи
|
|
|
|
|
17.
|
Реализация проекта прокладки волоконно-оптической линии связи на участке Луговая-Бишкек-Рыбачье
|
2013 г.
|
Инвестиции, собственные средства,
5,5 млн. долл. США
|
Наличие ВОЛС, протяженностью 347 км
|
ГП «НК «КТЖ»
|
18.
|
Реализация проекта электрификации железнодорожной линии Луговая – Бишкек (Аламедин) протяженностью 157 км
|
2013-2020 гг.
|
Иностранные инвестиции,
собственные средства,
100 млн. долл. США
|
Наличие электролинии (157км) для движения электропоездов
|
ГП «НК «КТЖ»
|
19.
|
Повышение информационной безопасности - разработка интегрированной информационной модели дороги
|
2012 год
|
Собственные средства
|
Сведения в МТиКо выполненных работах
|
ГП «НК «КТЖ»
|
20
|
Электрификация ж/д транспорта
- строительство электрической централизации стрелок и сигналов на станциях Аламедин, Кант, Токмак, Рыбачье, что позволит ускорить приготовление маршрута приема и отправления поездов.
- реконструкции местной телефонной связи станции Бишкек-1;
- реконструкция электроснабжения на станции Бишкек-1;
- строительство трансформаторной подстанции на станции Аламедин – для улучшения энергоснабжения от Бишкека доРыбачье
|
2013-2018гг.
|
Инвестиции, собственные средства,
стоимость около 295,0 млн. сомов.
|
Электрификация местных станций
|
ГП «НК «КТЖ»
|
21.
|
Модернизация существующих автоматизированных систем управления данными:
- создание централизованной базы данных, работающей на основе современных реляционных систем управления,
- широкое применение технологии «клиент-сервер»;
- создание долговременных архивов по поездной, вагонной и контейнерной моделям.
- создание автоматизированной системы, реализующей использование электронных транспортных накладных, современных технологий обслуживания клиентов по грузовым перевозкам и получение финансовой, статистической отчетности;
- создание автоматизированной системы управления финансовыми потоками, кадровыми ресурсами, материальными ресурсами.
|
2013-2016 гг.
|
Собственные средства
|
Внедрение модернизированной автоматизированной системы управления процессами функционирования железной дороги
|
ГП «НК «КТЖ»
|
V.
|
Социально-экономические показатели развития
|
|
|
|
|
22.
|
Обеспечение ежегодного прироста железнодорожных грузоперевозок
|
2012-2020 год
|
Собственные средства
|
Ежегодный прирост железнодорожных грузоперевозок до 5%
|
ГП «НК «КТЖ»
|
23.
|
Повышение уровня сервиса для пассажиров
|
постоянно
|
Собственные средства
|
Отсутствие жалоб пассажиров, повышение качества услуг, стабильность количества клиентуры
|
ГП «НК «КТЖ»
|
24.
|
Развитие новых услуг в пассажирском движении, в том числе внедрение системы приобретения проездных билетов через Интернет
|
2012-2013гг.
|
Собственные средства
|
Наличие дополнительных услуг обслуживания, электронных услуг
|
ГП «НК «КТЖ»
|
25.
|
Разработка и принятие мер, направленных на повышение доходной части ГП «НК КТЖ»
|
постоянно
|
Собственные средства
|
План действий ГП «НК КТЖ» утвержденный приказом Министра ТиК КР
|
ГП «НК «КТЖ»
|
26.
|
Снижение дебиторской задолженности открытого акционерного общества «Электрические станции».
|
постоянно
|
Собственные средства
|
План график ГП «НК КТЖ» снижения дебиторской задолженности
|
ГП «НК «КТЖ»,
Министерство энергетики и промышленности КР
|
27.
|
Снижение кредиторской задолженности перед железнодорожными администрациями
|
постоянно
|
Собственные средства
|
План график ГП «НК КТЖ» снижение кредиторской задолженности
|
ГП «НК «КТЖ»
|
VI.
|
Повышение безопасности транспортных процессов на железной дороге
|
|
|
|
|
28.
|
Совершенствование методов работы служб, ответственных за контроль в системе безопасности движения, по усилению безопасности движения
|
постоянно
|
Собственные средства
|
Сведения в МТиК о принятых мерах по усилению безопасности движения.
|
ГП «НК «КТЖ»
|
29.
|
Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей процедуры организации и контроля транспортной безопасности в системе железных дорог
|
постоянно
|
Собственные средства
|
Наличие соответствующих НПА
|
ГП «НК «КТЖ»
|
30.
|
Проведение работ, направленных на установку камер видеонаблюдения переездов на автодорогах республиканского значения.
|
2012-2014 гг.
|
Собственные средства
|
Наличие установленных камер видеонаблюдения
|
ГП «НК «КТЖ»
|
31.
|
Решение вопроса внедрения автоматизированных систем для обучения и инструктажа работников, связанных с движением поездов, на базе локомотивного депо
|
2012-2013 гг.
|
Собственные средства
|
Наличие автоматизированных систем на базе локомотивного депо
|
ГП «НК «КТЖ»
|
VII.
|
Повышение научного и кадрового потенциала в сфере железнодорожного транспорта и международного сотрудничества
|
|
|
|
|
32.
|
Разработка программы «Новое поколение» государственного предприятия «НК Кыргызтемиржолу», и её реализация в целях привлечения молодых специалистов в отрасль, повышения уровня подготовки
|
2013-2020 год
|
Собственные средства
|
Разработанная Программа «Новое поколение» и количество подготовленных специалистов
|
ГП «НК «КТЖ»
|
33.
|
Усиление сотрудничества существующих профильных профессиональных и высших учебных заведений с ведущими зарубежными вузами, выпускающих специалистов для железнодорожной отрасли
|
2012-2013 гг.
|
Собственные средства
|
Сведения в МТиК о принятых мерах. Подготовка квалифицированных специалистов
|
ГП «НК «КТЖ»,
Министерство образования и науки КР
|
34.
|
Создание на базе профессиональных и высших учебных заведений центров повышения квалификации железнодорожников
|
2013-2015 гг.
|
Собственные средства
|
Наличие центров повышения квалификации железнодорожников
|
ГП «НК «КТЖ», Министерство образования и науки КР
|
35.
|
Проведение обучения специалистов Кыргызской железной дороги:
- в Уральском институте метрологии по поверке средств неразрушающего контроля;
- в центре повышения квалификации при Кыргызстандарте по поверке средств механических и линейно-угловых измерений.
|
2012-2020 гг.
|
Собственные средства
|
Количество обученных
|
ГП «НК «КТЖ», Министерство образования и науки КР
|
36.
|
Реализация работ, направленных на развитие системы технического регулирования на железнодорожном транспорте в рамках Межгосударственного совета по железнодорожному транспорту, МТК-519:
-разработка межгосударственных технических регламентов;
-межгосударственных соглашений;
-межгосударственных основополагающих документов, стандартов, правил, рекомендаций;
-межгосударственных технических документов.
|
2013-2015 гг.
|
Собственные средства
|
Наличие разработанных и утвержденных соответствующих документов
|
ГП «НК «КТЖ»,
МТиК КР
|
37.
|
Разработка и реализация предложений, направленных на совершенствование деятельности железнодорожного транспорта для рассмотрения в рамках деятельности Центрального Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества и Балтии (ЦСЖТ)
|
2012-2013 гг.
|
Собственные средства
|
Соответствующие проекты НПА и других документов
|
ГП «НК «КТЖ», МТиК КР
|
38.
|
Создание центра научно-технической информации для обеспечения информационно-аналитического, справочно-библиографического обслуживания работников
|
2013-2018 гг.
|
Собственные средства
|
Наличие Центра научно-технической информации
|
ГП «НК «КТЖ»
|
VIII
|
Инвестиционные проекты
|
|
|
|
|
39.
|
Мониторинг реализации инвестиционных проектов, заложенных в Стратегию развития железнодорожного транспорта в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы
|
2012-2020 гг.
|
В рамках средств бюджета
|
Реализованные проекты
|
МТиК,
ГП «НК «КТЖ»
|
МИД- министерство иностранных дел КР
МТиК- Министерство транспорта и коммуникаций КР
ГП «НК КТЖ»- Государственное предприятие «Национальная компания Кыргыз темир жолу».