Главная
страница 1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 № Берёзка»

Консультация для педагогов



«Изменение содержания физического развития и воспитания детей в соответствии с современными федеральными требованиями»

Ст. воспитатель:

Горшкова О.Н.

2011 год


Приказом №655 от 23 ноября 2009 года были утверждены феде­ральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В них было выделено физическое направление развития детей в качестве одного из важнейших направлений реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Ему соответствуют две образователь­ные области – «Здоровье» и «Физическая культура».

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:



  1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

  2. воспитание культурно-гигиенических навыков;

  3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  1. развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

  2. накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладе­ние основными движениями);

  3. формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Формы образовательной деятельности, связанные с реализацией областей «Здоровье» и «Физическая культура»

Среди форм образовательной деятельности могут быть:

1. организованные;

2. полуорганизованные, связанные с проведением режимных мо­ментов;

3. самостоятельная деятельность детей.

В соответствии с программами нового поколения, к формам организованной образовательной деятельности, связанной с реализацией областей «Здоровье» и «Физическая культура», относятся:



  • игровые беседы с элементами движений;

  • подвижные игры и упражнения;

  • физкультурные занятия (игровые, сюжетные, тематические, ком­плексные, контрольно-диагностические, учебно-тренирующие);

  • физкультурные минутки;

  • ритмическая гимнастика;

  • игры и упражнения под музыку;

  • туристические прогулки;

  • физкультурные досуги (1-2 раза в месяц);

  • спортивные праздники (2-3 раза в год);

  • соревнования;

  • Дни здоровья и т.д.

Кроме того, образовательная деятельность может осуществляться при проведении режимных моментов: это могут быть комплексы закаливающих процедур, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня.

Самостоятельная деятельность детей проходит в форме самосто­ятельных подвижных игр, игр на свежем воздухе, спортивных игр и занятий (катание на санках, лыжах, велосипеде и т.д.).

Остановимся подробнее на использовании подвижных игр в качестве формы организованной образовательной деятельности.

Подвижные игры — игры с преобладанием двигательной актив­ности, самый доступный способ закрепления двигательных навы­ков и формирования физических качеств и способностей.

Умелое использование подвижных игр с детьми всех дошколь­ных периодов позволяет педагогу осуществлять не только физичес­кое, но и всестороннее воспитание. Они обладают огромным диа­пазоном воздействия на дошкольников. Прежде всего, в них ребе­нок удовлетворяет свою врожденную потребность в двигательной активности, от которой зависит успешность физического разви­тия. Здесь уместно вспомнить об эффективном правиле физичес­кого развития: «расходуя, приобретаем». При ежедневной двигатель­ной активности не менее 50% (младшие дошкольники) и 60% (стар­шие дошкольники) от всего объема активности укрепляется орга­низм; формируются не только двигательные навыки и умения, но и развиваются такие физические и психические качества, как быст­рота, сила, ловкость, выносливость организма; повышается общая работоспособность.

В пользу применения подвижных игр выступает и то обстоятель­ство, что их можно проводить фронтально, индивидуально и с подгруппами детей в различное время на занятиях и в процессе про­ведения режимных моментов в детском саду и дома с родителями, кроме того, можно играть не только под руководством взрослого, но и самостоятельно.

Следует помнить о многообразии подвижных игр, которые различаются


  • по движениям (с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лаза­нием и т.д.);

  • по степени воздействия на организм (игры с большой, средней и малой физической нагрузкой, оздоровительные игры, игры на координацию и ориентировку в пространстве);

  • по типу игр (игры сюжетные и бессюжетные, элементы спортив­ных игр, игры-соревнования, игры-забавы и т.д.).

Следует помнить, что величину физической нагрузки в под­вижных играх, так же, как и в иных видах двигательной активнос­ти, определяют по частоте сердечных сокращений (ЧСС). В состоянии покоя (после сна) у ребенка она составляет 60—80 ударов и минуту. Любая физическая нагрузка сопровождается усилением сердцебиения. Таким образом, подвижные игры классифицируются по степени воздействия на организм: малой, средней и высокой степенью.

Игры малой степени воздействия (спокойные, малоподвижные). Такие игры рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными пере­мещениями, небольшими по амплитуде движениями, в умеренном темпе (неспешная ходьба, ходьба с заданиями, движении руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п.). Их сле­дует использовать в заключительной части физкультурного занятия, в утренние часы приема, в вечерние часы, в конце прогулки, в жаркие дни, в помещении на ограниченной площади, меж­ду упражнениями интенсивной нагрузки (для снижения нагруз­ки). Такие игры служат для отдыха, развлечения детей, для развития внимания, четкости и слаженности движений, развивают быстроту реакции и координацию движений. Примерами таких игр являются: «Найди игрушку», «Зайка беленький сидит», «Найди и промолчи», «Пройди тихо», «Узнай по голосу», «Угадай, кто ушел (спрятался)», «Найди свою пару», «Летает — не летает», «Слушай команду», «Пройди — не задень» и т.п.

Игры средней степени воздействия (средней подвижности) — это зона тонизирующей нагрузки. Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгива­нии, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, на­личии нескольких ролей, попеременному их выполнению. Кроме физической нагрузки, на ЧСС оказывает влияние психическая напряжённость, когда дети выполняют в игре главную роль, наличие нескольких правил, ожидание сигналов к смене действия, наблюдение за игровой ситуацией на площадке и т.п. В процессе игрового действия происходит суммарная нагрузка на организм, она изменяется с увеличением или уменьшением дозировки (количества повторений) и продолжительностью игры, с изменением темпа и ритма игровых действий. Тонизирующий эффект достигается за счет небольшого утомления, между конами организм отдыхает, затем привыкает к небольшим нагрузкам. Игры средней интенсивности оказывают широкое оздоравливающее действие на все функции организма, при этом параллельно развивается внимание, ловкость, равновесие, быстрота реакции, ориентирование в пространстве. Игры средней интенсивности подвижности широко используются во всех возрастных группах в утренние часы, могут являться составной частью утренней гимнастики, спортивного досуга, физкультурного занятия, проводятся на утренней и вечерней прогулках. Примерами таких игр являются: «Тише едешь — дальше будешь», «Зайчики», «Совушка», «День и ночь», «Наседка и цыплята», «Мышеловка», «Море волнуется», «Зайцы и волк», «Кот и мыши», «Мы веселые ребята», « Карусель», «Два мороза», «Хитрая лиса» и др.

Игры высокой степени воздействия (высокой подвижности) - это зона тренирующего воздействия. Они применяются к дошкольникам только старшего возраста. Это игры с интенсивным и продолжительным бегом, прыжками, быстрой и частой сменой игровой ситуации на площадке, большим количеством правил, игры-соревнования, игры-эстафеты, спортивные игры, игры с мя­чом, со скакалкой. Подвижные игры тренирующего воздей­ствия характеризуются тем, что многократные усилия (ускорения в беге, прыжках через скакалку, ведение мяча и т.п.) в течение 10— 15-ти секунд сменяются снижением интенсивности игры или отдыха, а за­тем снова повторяются. На такую нагрузку организм отвечает повы­шенной реактивностью со стороны всех систем и функций. Участие в подобных играх требует предварительной подготовки. Увеличение ЧСС вызывается не только физи­ческой нагрузкой, но и эмоциональным и психическим напряже­нием, потому что соревнования — это всегда соперничество, жела­ние победить. Эти игры связаны с азартом, принятием самостоя­тельных решений, выдумкой, фантазией, смекалкой, выработкой рациональной техники и тактики игры. Примерами таких игр мо­гут быть: «Догони свою пару», «Космонавты», «Ловишки», «Сал­ки», «Пятнашки», «Чье звено скорее соберется», «Ловля обезьян», «Не оставайся на полу», «Третий лишний», «Футбол», «Волейбол», «Бадминтон» и другие спортивные игры, игры-эстафеты с различ­ными двигательными заданиями.

Игры большой подвижности требуют большого пространства — это спортивный зал, участок детского сада, спортивная площадка, мини-стадион; проводятся на физкультурных занятиях и в часы дневной прогулки.

Если в игре участвуют не все дети, а подгруппа (команда), а ос­тальные дети являются наблюдателями (болельщиками) или запас­ными игроками, то они тоже сопричастны к игре. Исследования подтверждают, что сопереживание, радость, гордость за проявлен­ное упорство переполняют не только играющих, но и болельщиков, у которых ЧСС также достигает больших величин, что естествен­ным образом отражается на положительных реакциях организма.

Чтобы подвижные игры не утратили своей ценности и активнее использовались педагогами в работе с дошкольниками, необходи­мо владеть приемами их проведения и знать много игр.

Содержание подвижных игр постоянно пополняется. На стра­ницах современных педагогических журналов и методической литературы можно найти содержание игр для использования в процессе проведения разных режимных моментов при работе с детьми всех степеней двигательного развития и групп здоровья, различаю­щихся по степени психоэмоциональной и психофизической нагрузки. Это связано с тем, что подвижные игры дают выраженный оздо­ровительный эффект, поддерживают эмоциональный подъем и постоянный интерес к ним детей, что обеспечивает возможность их использования в двигательном режиме, начиная с утреннего при­ема и заканчивая вечерней прогулкой.

При включении подвижных игр в режимные моменты и их организации следует руководствоваться следующими ориентирами:


  • возраст;

  • подготовленность и численность детей;

  • цель и задачи;

  • время и место проведения;

  • наличие пособий, инвентаря и пр.

Как видим, одним из условий использования подвижных игр в режиме дня являются создание зоны двигательной активности и на­личие спортивно-игрового оборудования не только в спортивных залах, но и в каждой возрастной группе. Кроме спортивного оборудования и инвентаря в распо­ряжении детей могут быть игрушки-самоделки, персональные ша­почки к играм в младших группах на всех играющих, в старших — главные роли (волк, лиса, медведь, охотник, сова и др.).

Кроме соблюдения вышеперечисленных условий, достижения оптимальных результатов можно ожидать при условии не только наличия, но и специальной подготовки места и инвентаря для игры (например, разметки площадки, распределение атрибутов и т.д.). Большое значение придается также организации (расстановке) иг­рающих, объяснению содержания и правил игры, выбору или на­значению водящих, распределению по командам (если игра сорев­новательного вида), организации судейства, соблюдению дозиров­ки нагрузки, организации помощи детям, окончания игры и подве­дения итогов.

Эффективность физкультурно-образовательной работы в ДОУ во многом зависит от организации физкультурного занятия.

Традиционно считается, что физкультурное занятие — основ­ная форма организованного, систематического обучения детей дви­гательным умениям и навыкам. Для проведения занятия педагог подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созда­нием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Этим объясняется комплексный характер влияния физкультурного заня­тия на физическое развитие и физическую подготовленность ре­бенка.

Физкультурные занятия повышают устойчивость ребенка к за­болеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И, напротив, из-за недостат­ка физкультурных занятий могут возникнуть изменения в централь­ной нервной и эндокринной системах. Это выражается в эмоцио­нальной напряженности и неустойчивости к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных воз­можностей сердечнососудистой, дыхательной систем и, следова­тельно, к снижению работоспособности организма.

Кроме того, физкультурные занятия являются ведущей формой работы по формированию правильных двигательных навыков, со­здают благоприятные условия для усвоения общих положений и осознания закономерностей при выполнении физических упраж­нений, содействуют развитию разносторонних двигательных способностей детей, подводят к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формируют навыки самоорганизации и использовании различных движений и воспитывают интерес и стремление к активным действиям, тем самым обеспечивая базу для увлекательной и содержательной деятельности в повседневной жизни, поэтому считается, что чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движении и развитии познавательной активности.

Физкультурные занятия влияют на развитие у детей восприятия, мышления, внимания, формирование пространственных и вре­менных представлений, развитие умственных способностей, становление нравственно-волевых качеств (целеустремленности, настойчивости, выдержки, смелости и др.). Они дают возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них, подвести детей к коллективным обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что цели и задачи физкультурных занятий действительно очень раз­нообразны.

Основными целями и задачами занятия являются: формирова­ние двигательных умений и навыков; развитие двигательных (физических) качеств и оптимальной двигательной активности; удовлетворение естественной биологической потребности в движении и тренировке организма с помощью специально-подобранных физических упражнениях, обеспечивающих оптимальные физические нагрузки; воспитание привычки и потребности систематически заниматься физическими упражнениями и разностороннее развитие дошкольников.

Кроме традици­онного типа занятий, в последнее время получили распространение следующие типы:

. игровое (занятие построено на основе разнообразных подвиж­ных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов);


  • сюжетно-игровое (все части занятия объединены единым сю­жетом);

  • тренировочное (с использованием тренажеров);

  • ритмическая гимнастика;

  • занятие с элементами фольклора (повышает интерес к систе­матическим занятиям физическими упражнениями, развива­ют двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки);

  • тематическое (посвящено, как правило, какому-либо одному виду спортивных игр или упражнений (катанию на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол, хоккей);

  • занятие с использованием элементов нетрадиционных оздо­ровительных систем (у-шу, хатха-йога и т.д.);

  • комплексное (опирается на синтез различных видов детской деятельности, решает задачи физического и психического, со­циально-нравственного и умственного развития);

  • контрольно-проверочное (проводится в конце квартала и на­правлено на количественную и качественную оценку двигатель­ной подготовленности детей и основных движений и физичес­ких качеств);

  • занятие – поход и др.

Физкультурно-оздоровительной работы в со­временном детском саду должна соответствовать ряду федеральных требований:

  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дош­кольного возраста, в процессе реализации которых форми­руются такие знания, умения и навыки, которые имеют не­посредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

  • строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и осо­бенностями воспитанников, спецификой и возможностями об­разовательных областей;

  • основываться на комплексно-тематическом принципе пост­роения образовательного процесса.

Это означает, что программа физкультурно-оздоровительной ра­боты должна строиться на интеграции образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура», с одной стороны, и комплекса: «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд», Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», — с другой. Остановимся подробнее на интеграции нескольких образовательных областей в физкультурно-оздоровительной работе современного детского сада.

Интеграция образовательных областей «Физическая культура» и «Познание»

В процессе освоения основных движений у ребенка можно раз­вивать различные виды памяти: эмоциональную (если ребенок за­интересован обучением, получает удовольствие от организованной двигательной активности), образную (при восприятий наглядного образца движений), словесную (при осмыслении двигательной за­дачи и запоминании последовательности всех элементов упражне­ния, а также действий в подвижной игре) и др. Аналогичные иссле­дования доказали роль физического воспитания в развитии восприятия и мышления, воображения дошкольников, расширении их познавательных возможностей и развитии интеллектуальных способностей.

Сегодня считается доказанным, что чем разнообразнее движе­ния тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника.

Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства.

Чем разнообразнее по используемым видам деятельности и ди­дактическому материалу будут при этом занятия, интегрирующие разные образовательные области, в частности, «Физическую куль­туру» и «Познание», тем эффективней они будут. Чем полнее ин­формация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем ус­пешнее и разностороннее его развитие.

Существуют следующие варианты организации обучения детей математике в комплексе с физическим развитием:



  • наполнение математическим содержанием занятий по физкуль­туре (комплексное физкультурное занятие);

  • увеличение двигательной активности детей на занятиях по ма­тематике;

  • комбинирование умственной и физической нагрузок в ходе физкультурно-математических праздников и занятий-путеше­ствий.

При этом используется специальный комплекс физкультурных упражнений. Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направлен­ного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры. Существует множество возможностей наполнения математическим содержанием комплексных занятий по физкультуре. В ходе почти всех физкультурных занятий дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по ве­личине и форме или распознать, где левая сторона, а где правая и т. д. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не толь­ко давать им физическую нагрузку, но и обращать внимание на разные математические отношения.

Кроме того, в формулировке упражнений нужно делать ак­цент на специальные слова, побуждать детей использовать их в речи. Необходимо учить сравнивать предметы по величине (дуги, мячи, ленты и др.), побуждать детей считать движения в процес­се выполнения упражнений, а также предлагать считать упраж­нения, определять, сколько раз его выполнил тот или другой ре­бенок, находить предметы указанной формы. Надо побуждать детей учитывать левую и правую стороны тела и предлагать вы­полнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Для закрепления знаний о цифрах и навыков счета можно вводить дидактические игры с движением: «Вызов номеров», «Дни неде­ли», «Стук-перестук» и т.д.; игровые задания: «Измерь, кто даль­ше прыгнул», «Посчитай, кто больше», «Посчитай, не ошибись» и т.д.; подвижные игры: «Классики», «Кот в сапогах», «Мяч-математик» и т.д.; считалки; общеразвивающие упражнения с за­данием на порядковый и количественный счет, основные виды движений с использованием знаний о цифрах и навыков счета, например, для упражнений в прыжках и для формирования ко­личественных представлений:



  • прыгать на правой ноге вдоль названного количества предме­тов;

  • прыгать на двух ногах вдоль такого количества кеглей, какое соответствует поднятой цифре (нарисованному количеству предметов на карточке);

  • подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз;

  • продвигаясь вперед, сделать столько прыжков, сколько услышал звуков;

  • перепрыгивая через гимнастические палки, лежащие на полу, назвать цвет той палки, которая лежит на определенном по счету месте;

  • допрыгать на правой ноге до указанного по счету предмета;

  • прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета и т.д.

Для развития познавательных процессов педагог должен использовать следующие организационно-методические приемы:

- сюжетная форма занятий, в которой средства физического воспитания подчинены определенной тематике;

- народные подвижные игры на основе художественного поэтического текста с произнесением игровых речитативов, стихов, диалогов;

- упражнения дыхательной гимнастики с произнесением звуков и звукосочетаний на выдохе, которые выполняются в покое и в сочетании с движениями;

- упражнения, направленные на развитие дифференцированных движений и мелкой моторики пальцев рук;

- использование в процессе сюжетных занятий загадок;

- музыкальное оформление занятий;

- введение заданий, требующих сочетания двигательной и умственной деятельности;

- оформление мест проведения занятий в соответствии с тематикой;

- использование разнообразного, красочно оформленного физкультурного оборудования и инвентаря.



Интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Социализация» и «Познание».

Учитывая то, что интеграция данных областей не может не влиять на социальный статус детей в группе, за основу подобной работы можно взять следующие программы:



  • Авторскую программу Глазыриной Л.Д. «Ненасильственное физическое воспитание» как комплексную систему воспитания дошкольника, физически здорового, разносторонне-развитого, инициативного и раскрепощённого, с развитым чувством собственного достоинства;

  • Программу Ефименко Н.Н. «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», которая отличается неординарностью по методике и структуре проведения занятий.

Обе программы включают в себя упражнения, в которых представлены методические рекомендации по развитию творческого мышления и воображения на занятиях по физической культуре, что позволяет интегрировать образовательные области «Физическая культура», «Социализация» и «Познание».

Интеграция образовательной области «Физическая культура», «Социализация» и «Коммуникация» обусловлена тем, что проблемы коммуникативного и интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста все чаще становятся факторами, тормозящими процесс его социокультурного развития и становления качеств творческой личности.

Интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Коммуникация» и «Музыкальное развитие». Целью интеграции этих областей является формирование интегративных качеств личности в процессе развития коммуникативной и языковой способностей личности ребёнка в ходе организации музыкально-ритмической деятельности воспитанников.

В таблице представлены основные точки соприкосновения области «Физическая культура» с другими образовательными областями.




Художествен­ное творчество

Развитие мелкой моторики

Здоровье

Воспитание культурно-гигиенических навыков, формиро­вание начальных представлений о здоровом образе жизни.

Коммуникация

Развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками в процессе физической деятельности, подвижных игр, умение подчиняться правилам.

Познание

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в процессе подвижных игр, творчества, формирование элементарных математических представлений — развитие умения ориентироваться на ме­стности, познание собственного тела.

Социализация

формирование тендерной, семейной принадлежности, умение подчиняться правилам, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок».

Музыка

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества в движе­нии. Развитие чувства ритма, выполнение упражнений под музыку, проведение музыкально-спортивных праздников.

Труд

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к соб­ственному труду, труду других людей и его результатам.

«Чтение худо­жественной ли­тературы»

использование фольклорных произведений — считалок, закличек и т.д. для обогащения содержания области.

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизне­деятельности в различных видах продуктивной деятель­ности.



В качестве результата освоения областей «Здоровье» и «Физическая культура» в федеральных требованиях представлен следующий портрет ребенка: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими на­выками. Это означает, что у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет (доступные возрасту), гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.


Смотрите также:
«Изменение содержания физического развития и воспитания детей в соответствии с современными федеральными требованиями»
197.9kb.
1 стр.
О проведении мониторинга физического развития обучающихся
701.22kb.
5 стр.
Здоровьеформирующая функция физического воспитания
546.92kb.
4 стр.
Организация и методика оценки физического развития детей
72.3kb.
1 стр.
Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки
86.93kb.
1 стр.
Рабочая программа старшей группы №8 на 2012-2013 учебный год
846.6kb.
4 стр.
Методическая разработка «Использование комплексно-тематического принципа планирования образовательной работы с детьми на примере знакомства детей с народной культурой»
317.71kb.
1 стр.
Программа экзамена «Основы дошкольной педагогики и психологии»
112.74kb.
1 стр.
Проект «Реконструкция международного аэропорта
32.46kb.
1 стр.
Образовательная программа детского сада, разработанная в соответствии с фгт, внедрена согласно плана. Это действие сопровождалось рефлексией педагогов на семинарах под руководством профессора сфу в. Г
104.87kb.
1 стр.
Спортландия «Будь первым!» Задачи
90.67kb.
1 стр.
«Модернизация физического воспитания в системе столичного образования»
80.33kb.
1 стр.