Главная
страница 1
Экзаменационные билеты

по литературе

для государственной (итоговой) аттестации

выпускников 9 классов

в 2012 – 2013 учебном году.
Билет № 1


  1. «Слово О полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы.

  2. Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В. А. Жуковского «Светлана».

3.С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя? Охарактеризуйте лирического героя стихов М. Джалиля. Какое самое важное чувство выражено в стихотворениях поэта?
Билет № 2
1. Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого)

2. Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель».

3. В чем смысл названия рассказа М. А. Шолохова .Судьба человека
Билет № 3


  1. Тема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

  2. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблема романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

  3. Почему мужики в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»? В чём особенность жанра сказа? Какие сказы уральских авторов тебе известны?

Билет №4




  1. Тематика и образы романтической поэзии В. А. Жуковского.

  2. Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника»

  3. Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Какие характерные черты жизни уральского города воссоздаются в повести Б.А. Путилова «Сокрушение Лехи Быкова?

Билет № 5


1. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

2. Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в созда­нии образа «героя времени». (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

3. Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции и жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»). Ваше любимое произведение писателей Урала 19 век?
Билет № 6
1. Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А. С. Грибо­едова «Горе от ума».

2. Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Щи»: художественное своеоб­разие и идейный смысл.

3. За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»).
Билет № 7
1. Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Гри­боедова «Горе от ума».

2. Трагическое и жизнеутверждающее в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

3. В чем прав и в чем заблуждается Самсон Вырин? (По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»). Ваше любимое произведение писателей Урала 20 века.
Билет №8


  1. Тема .дружества» и образы друзей в лирике А. С. Пушкина.

2. Монолог Липочки (начало 1 действия) в комедии А. Н. Островского «Свои люди - сочтемся!» как средство характеристики героини.

3. Что значит «жить» для главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Каким вам показался главный герой повести Ю.Н. Шесталова «Синий ветер каслания»?Проанализируйте его отношение к своей Родине, близким.


Билет № 9


  1. Тема любви и образ возлюбленной в лирике А. С. Пушкина.

2. Образ «ретивого начальника» в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» (часть II «Топтыгин 2-й»).

3. Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).


Билет № 10

  1. Образ ,вещего. поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина.

2. Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

3. Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль»?


Билет № 11

1. «Русский бунт» в изображении А. С. Пушкина. (По роману «Капитан­ская дочка»).

2. Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл.

3. Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума.).


Билет № 12

1. Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А. С. Пуш­кина «Евгений Онегин».

2. Историческое и философское звучание басни И. А. Крылова «Волк на псарне».

3. Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза.).


Билет № 13

1. Быт и нравы русского дворянства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета «Заря проща­ется с землею...».

3. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестако­ва? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).


Билет №14

1. Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин.).

2. Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

3. В чем ложность позиции премудрого пескаря? (По сказке М. Е. Сал­тыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»).

Билет №15

1. Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М. Ю. Лер­монтова.

2. Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш».

3. Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как это его характеризует? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль.).


Билет № 16

  1. Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова.

2. Монолог Чацкого «А судьи кто? и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума •.

3. Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина?


Билет №17

  1. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри. как романтическое произведение.

2. Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души.).

3. Почему рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» завершается упоминанием о гибели Павлуши?


Билет № 18

1. Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермон­това «Герой нашего времени •.



  1. Тема родины в стихотворении А. А. Блока «Россия».

3. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?
Билет №19

  1. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Философская тематика стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...».

3. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?

Билет № 20

1. Тема судьбы и ее развитие в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».



  1. Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога».

  2. Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). Какую пьесу современного уральского драматурга ты посмотрел в последнее время. Дай свою оценку.

Билет №21



  1. Своеобразие конфликта в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

2. Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета .Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. М. Ю. Лермонтова.

3. Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы?


Билет № 22

  1. Тема города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

2. Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

3. Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д. И. Фонвизина .Недоросль.).


Билет № 23

1. Помещичья Русь и ее представители в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

2. Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотво­рении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной ...».

3. Что привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель? (По повести А. С. Пушкина «Выстрел»).


Билет № 24

1. Образ Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

2. Прославление воинского подвига в поэме А. Т. Твардовского «Васи­лий Теркин» (глава «Поединок»).

3. Произошло ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).


Билет № 25

1. Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И. А. Крылова.

2. Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминацион­ных эпизодов рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».

3. В чем смысл немой сцены в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?


Экзаменационные билеты

по русскому языку

для государственной (итоговой) аттестации

выпускников 9 классов

в 2012 – 2013 учебном году.


Билет №1

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану, Используя примеры из текста, расскажите о системе согласных звуков рус­ского языка и особенностях их произношения в потоке речи.



2. Речевая ситуация. В вашей школе проходит фестиваль народов Рос­сии. Вас попросили выступить перед пятиклассниками. Расскажите им о роли русского языка в нашем государстве.
Билет № 2

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Найдите в тексте примеры суффиксального и приставочного способов об­разования слов. Расскажите о других способах словообразования, 'приведите собственные примеры.

2. Речевая ситуация. В вашем округе проходит ученическая конферен­ция. Выступите с небольшим сообщением перед ее участниками. Тема сооб­щения «Языковые нормы: нужны ли они в повседневной речевой практи­ке?).
Билет № 3

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о системе частей речи в русском языке и о принципах, которые; положены в основу их классификации. Приведите примеры слов различных частей речи из текста и, при необходимости, собственные.

2. Речевая ситуация . После урока русского языка ваш одноклассник сказал о том, что он сомневается в необходимости использования, словарей в повседневной жизни. А как считаете вы? Опровергните или поддержите точку зрения своего товарища.

Билет № 4

1. Прочитайте текст и проведите его, анализ по предложенному плану. Найдите в тексте примеры именных частей речи., Расскажит об их общих грамматических признаках.

2. Речевая ситуация. Представьте себе, что после окончания 9 клас­са вы поступаете в колледж, где с вами проводится собеседование. Расска­жите членам прием ной комиссии о себе.

Билет № 5

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Используя примеры из текста и, при необходимости, собственные, расска­жите о местоимении как части речи и об использовании местоимений в качестве средства связи предложений в тексте. Употребление заимствованных и исконно русских слов в речи старшеклассников Свердловской области.



2. Речевая ситуация. Вы участвуете в записи телевизионной передачи «Мир увлечений». Расскажите о своем увлечении, так, чтобы телезрители поняли, почему свое свободное время вы, посвящаете именно этому.
Билет № 6

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану, Используя примеры из текста, расскажите в чем сходство и в чем различие имен прилагательных и причастий. Частотность употребления фразеологизмов в разговорной речи старшеклассников



2. Речевая ситуация. Ваш класс едет в поезде на экскурсию в другой город. Одноклассники собрались в одном из купе и рассказывают разные истории. Расскажите и вы историю (можно забавную) из своей жизни.
Билет № 7

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Используя примеры из текста, охарактеризуйте глагольные морфологические признаки деепричастий и причастий.



2. Речевая ситуация. В молодежном лагере на вечере «Давайте позна­комимся» расскажите о своей, малой родине (месте, где вы родились).
Билет № 8

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Охарактеризуйте разряды имен прилагательных, иллюстрируя каждое предложение своего высказывания примерами из текста и, при необходимости, собственными. Основные способы словообразования в молодежной среде

2. Речевая ситуация. На собрании одного из пятых классов расскажите об одном из музеев так, чтобы у ребят появилось желание пойти/поехать на экскурсию в этот музей.

Билет № 9

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Назовите части речи, которые имеют ступени сравнения. Расскажите о значении и образовании степеней сравнения. Проанализируйте соответствующие примеры из текста и приведите собственные.

2. Речевая ситуация. На улице вы встретились с одноклассниками после каникул. Расскажите им о понравившемся вам фильме так, чтобы им тоже захотелось посмотреть его.

Билет № 10

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о морфологических признаках глагола. Проанализируйте соот­ветствующие примеры из текста.



2. Речевая ситуация. В летнем лагере после отбоя ребята вспоминают своих друзей, рассуждают о том, может ли быть у человека много друзей. Выскажите и обоснуйте свое мнение по этому вопросу.

Билет № 11

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Какие еще разряды на­речий вы знаете? Приведите собственные примеры.



2. Речевая ситуация. На школьном празднике «Язык - мой друг» выступите перед пятиклассниками, объясняя' им, какова роль языка в жизни человека.

Билет № 12

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о морфологических признаках имен существительных. Какими членами предложения могут быть слова, этой части речи? Приведите при­меры из текста и, при необходимости, собственные. Частотность употребления причастий в устной и письменной речи



2. Речевая 'ситуация. На школьном празднике «Язык - мой друг» расскажите ученикам начальных классов о русском речевом этикете.

Билет № 13

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите, о синонимах. Для иллюстрации используйте примеры из текста. Объясните, какую роль выполняют в нем синонимы,

2. Речевая ситуация. На классном собрании обсуждается вопрос о по­пулярных видах спорта. Выскажите свою точку зрения по этому вопросу, приведите аргументы.

Билет № 14

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите об антонимах. Для иллюстрации используйте примеры из текста. Объясните, какую роль выполняют в нем антонимы. Роль производных предлогов в официально-деловом стиле речи



2. Речевая ситуация. В туристическом походе ребята рассуждают о том, нужно ли защищать природу от человека. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.

Билет № 15

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Найдите в тексте фразеологизмы, объясните их значение, охарактеризуйте фразеологизмы с точки зрения стилистической окрашенности. Расскажите, чем различаются свободные сочетания слов и фразеологизмы. Приведите собственные примеры фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений



2. Речевая ситуация. В летнем международном лагере на вечере "Ро­дина - что она значит для меня?» расскажите своим сверстникам из других стран о событии из истории России, которым вы гордитесь. Свое мнение аргументируйте.

Билет № 16

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о словосочетании как единице синтаксиса, о типах словосоче­таний, видах связи слов в словосочетаниях. Иллюстрируйте свое высказы­вание примерами из текста.



2. Речевая ситуация. К вам в гости пришли друзья послушать новые музыкальные записи. Расскажите им о своей любимой музыке или музы­кальной группе, которая вам нравится.
Билет № 17

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Используя при м еры из текста, расскажите о служебных частях речи.

2. Речевая ситуация. Расскажите своим родителям о друге, с которым вы познакомились на летнем, отдыхе. Опишите его внешность, черты харак­тера, увлечения.

Билет № 18

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному, плану. Выпишите из текста 2-3 двусоставных предложения. Определите морфоло­гический способ выражения главных членов в данных предложениях. Рас­сказ о других морфологических способах выражения главных членов пред­ложения иллюстрируйте собственными примерами. Роль неполных предложений в устной речи старшеклассников.

2. Речевая ситуация. Одноклассники рассуждают о том, что нужно для успеха в жизни. Некоторые считают, что успех в жизни зависит от умения общаться, манеры держаться, внешнего вида человека. А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Билет № 19

1. Прочитайте текст и проведите его, анализ по предложенному плану.

Расскажите, о классификации второстепенных членов, предложения. Приве­дите примеры из текста и, в случае необходимости, собственные.



2. Речевая ситуация. Выступите перед участниками ученической конфе­ренции с сообщением на тему "Русский язык - национальный язык рус­ского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения».

Билет № 20

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о просто и осложненном предложении. Приведите примеры из текста и, если необходимо, собственные.



2. Речевая ситуация. На классном собрании вы обсуждаете вопрос о выборе профессии. Ребята по-разному представляют себе, что определяет про­фессиональную ориентацию: престижность профессии, высокая зарплата, про­фессия родителей, призвание и т. п. А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Билет № 21

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Найдите в тексте односоставные предложения, определите их вид. Расска­жите о классификации односоставных предложений. В случае необходимости приведите собственные примеры. Роль обособленных членов предложения в письменной и устной речи.



2. Речевая ситуация. На школьном празднике «Тайны родного языка» расскажите об этимологии и о происхождении некоторых слов русского языка.

Билет № 22

1. Прочитайте текст и проведите . его анализ по предложенному плану.

Дайте общую характеристику сложного предложения и его видов. Приведите примеры из текста и, при необходимости, собственные. Проанализируйте средства синтаксической связи между частями сложного предложения.



2. Речевая ситуация. После урока русского языка вы с одноклассни­ками обсуждаете вопрос о том, нужно ли изучать грамматику родного языка. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.

Билет № 23

1. Прочитайте текст и проведите его. анализ по предложенному плану.

Расскажите о классификации сложносочиненных предложений. Проиллюс­трируйте свое высказывание примерами из текста и, если необходимо, собственными.



2. Речевая ситуация. На уроке русского языка расскажите своим одноклассникам об одном из русских лингвистов и его вкладе в развитие науки о языке.

Билет № 24

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о классификации сложноподчиненных предложений. Иллюстри­руйте свое высказывание примерами из текста и, если необходимо, собственными.



2. Речевая ситуация. К вам в гости приехал сверстник из другого города (села, региона России, одной из стран СНГ). Опишите достопримечательности (достопримечательность) своего города (или ближайшего города) или окре­стности своего села.

Билет № 25

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о классификации сложных бессоюзных предложений. Иллюст­рируйте свое высказывание примерами из текста и, если необходимо, собственными. Значение типов речи при создании собственного текста.



2. Речевая ситуация. На уроке обществознания расскажите однокласс­никам о том, как вы относитесь к политике. Интересуетесь ли политичес­кими событиями? Объясните причины своего интереса или равнодушия к данному вопросу.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

МОУ-СОШ № 36 протокол

№ __ от _______ 2012 г.

Директор ________ О. А. Бельтюкова




Оценка ответа учащегося
Оценка ответа ученика на экзамене выводится как среднее арифметическое из оценок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета.

При оценке ответа ученика на вопрос следует руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа; 4) владение навыками языкового анализа.



Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка; владеет навыками языкового анализа.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого, владеет навыками языкового анализа.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допуска­ет ошибки в языковом оформлении излагаемого; допускает ошибки при проведении языкового анализа.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые свидетельствуют о серьезном непонимании темы и слабом владении практически важными умениями и навыками.

«Утверждено»

Районной экспертной комиссией

по русскому языку

Протокол № ____ от ________ 2012 г.

Подписи:


1.

2.

3.


Смотрите также:
Экзаменационные билеты по литературе для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в 2012 2013 учебном году
155.58kb.
1 стр.
Билеты для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Костромской области в 2010 – 2011 учебном году содержание билеты для проведения государственной (итоговой)
2658.62kb.
15 стр.
Выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Костромской области по предмету «Искусство» в устной форме в 2010 – 2011 учебном году
87.11kb.
1 стр.
Анализ государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов 2011/2012 учебного год
219.26kb.
1 стр.
Экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных
79.18kb.
1 стр.
Справка о качестве подготовки выпускников 9-х, 11 классов мбоу сош №17 в 2011/2012 учебном году
101.4kb.
1 стр.
Аналитическая справка по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI классов 2012 года маоу сош №3 г. Гулькевичи
73.33kb.
1 стр.
Образовательного учреждения №1015 по подготовке к проведению государственной итоговой аттестации выпускников в форме егэ в 2012– 2013 учебном году
39.24kb.
1 стр.
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников
457.94kb.
2 стр.
Общественное наблюдение за проведением государственной (итоговой) аттестацией выпускников 9, 11 классов в 2013 году
52.6kb.
1 стр.
Анализ государственной (итоговой) аттестации школы 2011-2012 учебный год
377.33kb.
1 стр.
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов города Прокопьевска в 2012 год
365.82kb.
3 стр.