Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
Оглавление.








Стр.




Введение

3

Глава I.

Объективная необходимость формирования систе-мы международного туризма.




1. 1.

Сущность и содержание индустрии туризма.

7

1. 2.

Менеджмент индустрии туризма как основа раз-вития бизнеса.

32


Глава II.

Организация туристской деятельности в Республике Казахстан.






2. 1.

Современное состояние и уровень развития туризма.

53

2. 2.

Анализ туристской деятельности ТОО «Фараб».

71


Глава III.

Совершенствование управления туристской деятельностью в РК.






3. 1.

Регулирование туристского рынка.

84

3. 2.

Основные направления развития туристской деятельности ТОО «Фараб».

94




Заключение

99




Литература

101




Приложение

106






































Введение.
Суверенный Казахстан переживает сегодня не самые лучшие времена. Недавний экономический кризис постучался и в наши двери, но ведь «кризис не может быть вечным». Тем более, что казахстанская экономика остаётся привлекательной для иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии национальной экономики Казахстана. Третьим долгосрочным приоритетом Стратегии «Казахстан – 2030» является экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций.

Международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платёжный баланс страны. В настоящее время международный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. По единодушной оценке, данной Генеральной Ассамблеей ООН, Экономическим и социальным советом ООН и ВТО, «туризм к концу нашего века превратится в ведущую отрасль мировой экономики. Являясь чрезвычайно важным инструментом в деле улучшения экономического и социального положения многих государств, в частности развивающихся, он стал важным фактором развития экономик государств».

Сегодня экономисты и политики мира говорят о четырёх основных народнохозяйственных функциях туризма:


  1. доходная,

  2. внешнеэкономическая,

  3. создание рабочих мест,

  4. выравнивающая.

В связи с этим в качестве основных показателей экономического эффекта от туристского производства для народного хозяйства той или иной страны используют следующие переменные :


  1. вклад туризма в создание национального дохода,

  2. доля доходов от туризма в экспорте страны,

  3. доля расходов на туризм в импорте страны,

  4. влияние туриндустрии на региональное развитие.

Туризм нередко называют «невидимым экспортом». Экспорт через туризм имеет ряд преимуществ. Одно из которых заключается в том, что туристские услуги или товары, производимые на экспорт, не вывозятся из страны, потребитель сам преодолевает расстояние, отделяющее его от интересующего товара; другое – происходит расширение экспортного рынка товаров, которые в других случаях никогда бы не были проданы за иностранную валюту. К этому следует добавить, что товары, продаваемые иностранным туристам, облагаются и налогом в валюте.

Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. Индустрия туризма – очень трудоёмкий процесс и поэтому рост туризма создает в странах независимо от уровня их развития много рабочих мест.

Всё большее значение приобретает туризм в стимулировании развития слабых в структурном отношении регионов. Создание туристских предприятий в удалённых, малонаселённых и индустриально слаборазвитых регионах частично нейтрализует такие негативные последствия прогресса, как отток населения в города, сокращение обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, разрушения традиционного уклада жизни сельского населения.

Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию.

Социально-культурное воздействие туризма состоит в диалоге культур – обмене культурной информацией, который может вызвать чувство гордости у местного населения, стимулируя сохранять свои национальные традиции, ремесла.

Организация развития туризма в стране должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся туристские ресурсы. Высокий потенциал развития туризма, который характеризуется объемом и разнообразием таких ресурсов как: природные условия, особенности географического положения, историческое наследие, уровень развития материально - технической базы туризма, насыщенность достопримечательностями, их взаимосочетанием и положением по отношению к основным зонам и центрам туризма, степень привлекательности для основной части туристов.

Наша страна обладает огромным потенциалом в сфере развития туризма и нашей задачей является его исследование, охрана, преумножение и бережное использование. Необходимо разумное управление туристскими потоками и создание специальных правительственных программ.

Понимая это, Правительство Республики Казахстан обозначило туризм, как одну из приоритетных отраслей национальной экономики.

Объектом исследования данной работы явились туристские фирмы РК, в чаcтности международное агентство по туризму «Фараб».

Основная часть работы состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе освещаются теоретические аспекты индустрии туризма, рассмотрены её составляющие и основные их характеристики. Менеджменту индустрии туризма, как основе развития турбизнеса, отведён отдельный параграф. Во второй главе на основе статистического материала и практических данных сделан анализ современного состояния и уровня развития туризма в республике, в том числе в городе Алматы. В третьей главе уделено особое внимание государственному регулированию туристского рынка Республики Казахстан. Здесь говориться о существующих проблемах современного туризма, о возможных путях их преодоления. Перспектива развития туристской деятельности ТОО «Фараб» вполне могла бы служить микромоделью будущего развития индустрии туризма страны в целом.

Автор дипломной работы ставила перед собой цель теоретического анализа индустрии туризма в Республике Казахстан, не составляющих и перспектив дальнейшего развития. На примере деятельности международного туристического агентства «Фараб» ставилась задача показать реалии и будущность развития индустрии туризма в нашей стране.

Теоретической основой дипломной работы являются:



  • законодательные акты Республики Казахстан в сфере туризма, в том числе программы развития индустрии туризма на республиканском, областном и городском уровнях,

  • специализированная экономическая литература, в том числе и учебная,

  • различные журналы, газеты и публикации,

  • статистические сборники, а также отчётность по финансовой деятельности ТОО «Фараб».


Глава I. Объективная необходимость формирования системы международного туризма.


    1. Сущность и содержание индустрии туризма.

Сущность любого явления так или иначе отображается в его определении. Сложность такого социально-экономического явления как туризм характеризуется наличием большого количества определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию.

В материалах Всемирной конференции по туризму проведенной ВТО в 1981 году в Мадриде дано следующее определение туризма: «... один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта».

Турист – это центральное понятие в туризме, так как потребности туриста определяют, в конечном счете, все содержание и формы туризма.

Манильская конференция по туризму (1980 год, Филиппины) приняла наиболее широкое определение понятия “турист”. “Турист - лицо, путешествующее с любой целью кроме поиска заработка и перемены постоянного места жительства, при сроке пребывания вне своего места жительства не менее 24 часов”. К туристам принято относить также экипажи самолетов и судов, которые прибывают в страну и обслуживают транспортные средства.

В 1993 году Статистическая комиссия ООН по рекомендациям ВТО приняла классификацию всех путешественников, пересекающих внешние границы стран, подразделив их на тех, которые должны быть включены в статистику туризма и названы гостями, и на тех, которые не включаются в статистику, исходя из мотивов их визита:



  • иностранный гость – любая персона, уезжающая в другую страну, не являющуюся её постоянным местом жительства на период, превышающий 12 месяцев, при этом главная цель визита иная, чем оплачиваемая деятельность ;

  • иностранный турист – это гость, проживающий в стране временного пребывания по крайней мере 24 часа с целью отдыха (проведения отпуска, оздоровительные, познавательные, религиозные, спортивные, профессионально-деловые и иные цели) ;

  • однодневный гость (экскурсант) – это иностранный гость, который не ночует в стране пребывания, а возвращается, например, на судно или поезд, на котором он прибыл в страну.

Требования к унификации определения понятия “турист” связано с необходимостью адекватного учета в туризме, а также с тем, что в сфере туристического обслуживания действуют многочисленные экологические льготы не распространяемые на других лиц (пониженный НДС, визовые и таможенные льготы).

При составлении статистики используют процедуры контроля при въезде в страну и нахождении в ней, регистрационные формы в учреждениях, предоставляющих места размещения (преимущественно для внутреннего туризма). Также используют записи в регистрационных журналах международных перевозчиков пассажиров и национальные туристские обзоры, в которых содержится информация об иностранном и внутреннем туризме.

В отношении отдельных стран в международной статистике различают следующие типы туризма:


  • внутренний туризм, т.е. жители какой-либо страны, путешествующие по своей собственной стране;

  • въездной туризм, т.е. путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;

  • выездной туризм, т.е. путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

Для того, чтобы дать более полную классификацию видов современного туризма, необходимо использовать наиболее существенные признаки, характеризующие тот или иной вид туризма, в частности:

  1. по географическому признаку :

  1. межконтинентальный туризм;

  2. межрегиональный туризм;

  3. местный туризм;

  4. приграничный туризм.

  1. в зависимости от национальной принадлежности :

  1. национальный туризм (внутренний туризм), т.е. жители какой – либо страны, путешествующие по своей собственной стране;

  2. международный туризм, состоящий из «въездного» (активного) и «выездного» (пассивного) туризма.

Осуществление международных туристских операций предполагает определённые отношения между туристами – потребителями туристских услуг и туристическими фирмами – их производителями и реализаторами (тур операторами и тур агентами соответственно), а также отношение последних с различными организациями (банками, транспортными и страховыми компаниями и т.д.), обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг.

Договор между туристской фирмой и туристом, как правило, содержит следующие типовые условия:



  • предмет договора (приобретение туристом прав – гарантий на тур, оформленных в виде путёвки – ваучера);

  • стоимость услуг фирмы и форма их оплаты (наличными или перевод суммы на расчётный счёт фирмы);

  • обязанности туриста (по оплате, предоставлению необходимых документов для оформления виз и т.п.);

  • обязанности туристической фирмы (по предоставлению туристического продукта в полном объёме и качественно; по медицинскому страхованию туристов; по оформлению для них посольских виз);

  • ответственность и освобождение от ответственности сторон (в случаях форс-мажорных обстоятельств, изменения качества предоставляемых услуг, сроков их предоставления, отказа сторон от тура).

В договоре с клиентом целесообразно отразить следующие сведения : дату заключения договора, все реквизиты туристической фирмы, сроки предоставления услуг, вид транспорта до места отдыха и обратно, класс гостиницы или санатория, его наименование и место расположения. Необходимо указать в каких номерах размещаются туристы и какие услуги входят в стоимость путёвки (питание, сауна, экскурсии и т.д.).

Ответственность туристической фирмы за некачественное обслуживание может быть выражена в денежной форме, а также в замене одного обязательства другим, например, можно предусмотреть бесплатный выезд в другое место при несоответствии условий размещения. Договор составляется в двух экземплярах и подписывается руководителем фирмы и клиентом.

Договор между тур оператором и тур агентом в зависимости от содержания отношений между тур фирмами может быть нескольких видов. Агентские соглашения предусматривают передачу производителем услуг туристическому агенту прав на продажу отдельных видов услуг и инклюзив туров от имени и за счёт тур оператора. В договоре обычно содержатся чёткие инструкции по выполнению возложенных задач, территориальное ограничение сферы действий, устанавливаются права и обязанности сторон, а также порядок выплат комиссионных вознаграждений.

Объём и характер требований к агенту неодинаков и зависит от конкретных условий, существующих на национальных рынках.

Чаще всего типовые агентские соглашения содержат следующие условия:


  • агент обязан осуществлять свою деятельность только по адресу и в помещении, на которое выдано разрешение (лицензия);

  • агент должен продавать туристические услуги только по ценам, установленным тур оператором;

  • агент вправе получать определённую комиссию, не предоставляя часть её клиенту в виде скидки с цены или другому клиенту;

  • все денежные средства, полученные от продажи услуг и не принадлежащие агенту, отделяются от его собственных;

  • вся документация, относящаяся к продаже туристических услуг, может быть в любой момент проверена тур оператором.

В соглашение может быть внесена оговорка, обязывающая агента не вступать в деловые отношения с другими фирмами, а также оговорка о монопольном праве продажи отдельных туристических услуг.

Договор страхования, по которому страховщик за страховую премию, уплачиваемую страхователем, принимает на себя риск в отношении тех последствий, которые могут произойти, для жизни или имущества страхователя от наступления предусмотренного в договоре события.



  1. в зависимости от потребности, обусловливающей туристское путешествие:

  1. лечебный (медицинский) туризм имеет несколько разновидностей, характеризующихся природными средствами воздействия на человеческий организм. В основе этого вида туризма лежит потребность в лечении различных заболеваний.

  2. рекреационный туризм – отличается большим разнообразием. В основе этого вида туризма лежит потребность в восстановлении физических и душевных сил человека. Может включать следующие программы :

  1. зрелищно – развлекательные (театр и кино, карнавалы и ярмарки, дни города и фестивали и т.п.);

  2. занятия по интересам (охота и рыбная ловля, художественное и музыкальное творчество, туры для коллекционеров и т.д.);

  3. обучающие (туризм, другие виды спорта, искусство, ремёсла и т.д.);

  4. «этнические» и бытовые (связанные с изучением национальной культуры и нетрадиционного быта);

  5. туристско – оздоровительные (включая маршруты с активными способами передвижения, купальные, горнолыжные и т.д.).

  1. спортивный туризм – активный (потребность в занятиях каким – либо видов спорта) и пассивный (путешествие с целью посещения соревнований или спортивных игр);

  2. познавательный туризм. Основой данного вида туризма является потребность в расширении знаний по различным направлениям. К данному виду туризма можно отнести экологический туризм, программы которого предполагают посещение охраняемых природных территорий.

  3. туризм с деловыми целями (поездки с целью установления или поддержания деловых контактов с различными партнёрами);

  4. шоп – туризм;

  5. конгрессный туризм (поездки с целью участия в различных мероприятиях, в том числе: в конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах и т.п.);

  6. культовый (религиозный) туризм.

  1. посещение культовых сооружений в религиозные праздники;

  2. посещение святых мест с целью отпущения грехов.

  1. ностальгический туризм, т.е. потребность людей в посещении мест в области исторического проживания;

  2. транзитный туризм. В основе лежит потребность пересечения территории одной страны, с целью посещения другой;

  3. самодеятельный туризм. Этот вид туризма объединяет любителей активного отдыха. Отличительной особенностью данного вида туризма является потребность участвующих в нём в самоорганизации. Организацией туров занимаются на туристические фирмы, а сами туристы совместно с туристско – спортивными клубами и союзами.

Разумеется на практике очень часто имеют место комбинированные туры, сочетающие в одном путешествии несколько видов туризма.

  1. в зависимости от транспортных средств, используемых на туристском маршруте :

  1. транс туры на собственном транспорте – туры на транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам туристской системы или непосредственно туристской организации;

  2. транс туры на арендованном туристическом транспорте – туры на транспорте, принадлежащем транспортным организациям, использующемся туристскими организациями на правах аренды на срок, определённый сроком действия тура;

  3. туры на личном транспорте туристов.

  1. в зависимости от способа передвижения :

  1. автомобильный туризм;

  2. железнодорожный туризм;

  3. авиационный туризм :

  1. групповые – с использованием части мест в самолётах пассажирских авиалиний;

  2. спец рейсы с полной арендой самолёта для специальных туристских перевозок.

4) теплоходный (водный) туризм;

5) автомобильный туризм;



  1. туристско-экскурсионные туры с предоставлением всех видов услуг (питание, проживание, экскурсионное обслуживание);

  2. «автобусы здоровья» – прогулочные (автобусы одного дня).

6) велосипедный туризм;

7) пешеходный туризм;

Разумеется на практике очень часто имеют место комбинированные туры, сочетающие в одном путешествии несколько видов туризма.


  1. в зависимости от средств размещения туристов :

  1. туризм в отеле;

  2. туризм в мотеле (вдоль автомобильной трассы или на окраине города);

  3. туризм в пансионе;

  4. кемпинговый туризм;

  5. туризм в туристической деревне, на турбазе и т.п.

  1. в зависимости от времени путешествия :

  1. сезонный туризм;

  2. несезонный туризм.

  1. в зависимости от продолжительности путешествий :

  1. продолжительный туризм (более 1 недели);

  2. кратковременный туризм (менее 1 недели).

  1. в зависимости от состава группы :

  1. массовый туризм;

  2. индивидуальный туризм;

  3. семейный туризм;

  4. молодёжный (студенческий) туризм;

  5. детский (школьный) туризм.

  1. в зависимости от организационных форм :

  1. организационный туризм;

  2. неорганизационный туризм;

  3. клубный туризм.

  1. в зависимости от определяющего принципы формирования цены на тур:

  1. коммерческий туризм;

  2. социальный (дотационный) туризм. Предполагает определённые дотации в различных формах как от государственных, так и от общественных организаций, а также коммерческих структур, в целях обеспечения возможности получения отдыха и участия в туристических мероприятиях различных слоёв населения, не имеющих для этого достаточного количества денежных средств.

Бесспорно, что разнообразие туристического продукта безгранично, ровно на столько, на сколько нет предела человеческой мысли. Новый, постоянно возрастающий и всё более изощрённый туристический спрос мгновенно удовлетворяется разнообразием туристических продуктов и услуг, которые, взятые вместе, формируют туристскую индустрию, развивающуюся быстрее, чем любая другая индустрия. Другими словами, комплексная система организации производства туристического продукта называется индустрией туризма (Схема 1.1.1).

Разработкой и реализацией туристских продуктов занимаются два вида туристских организаций: туроператоры и турагенты.

Туроператорская деятельность – это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (тур оператором). Туроператор отвечает за предоставление услуг, включенных в тур пакет. Он может предоставить услуги сам, являясь владельцем гостиниц, ресторанов и т.д. или, получая эти услуги от контрагента.

Чаще всего, туры составляются туроператором для оптового агентства, которое предлагает эти пакеты под своим именем через своих различных агентов или через авиакомпании. Как правило, один оператор предлагает на один сезон несколько пакетов, которые вместе носят название туристской программы. Пакеты могут быть индивидуальными или групповыми, могут предполагать наличие сопровождающих или могут быть рассчитаны на самостоятельное пребывание туристов. Туроператор может включить в пакет доставку к месту назначения, трансферты, размещение, питание, экскурсионное обслуживание, входные билеты, аренду автомобилей.


Схема 1.1.1.



Туристская индустрия.

Производители туристических товаров





Обеспечивающие службы общест-венного сектора

-нац. тур. орг-ции

-местные тур. организации

-службы выдачи паспортов

-службы портов и аэропортов

-школы туристских профессий

-организации фестивалей

-другие


Различные службы

-снабжение

-питание

-развлечение

-анимация

-спорт


-шоппинг

-трансфер

-другие

Места привлечения туристов

-истор. места

-музеи

-худ. галереи



-зоопарки

-зоны развлечений

-шоу-центры

-курорты


-большие магазины

-другие




Места размещения

-отели


-мотели

-гостевые квартиры

-виллы и

апартаменты

-комнаты

-центры отдыха

-кемпинги

-другие


Перевоз-чики

-воздушные

-морские

-ж/д


-шоссейные

-другие


Обеспечиваю-щие службы частного сектора

-услуги тура

-страхование

-обмен валют

-маркетинг, реклама, общ. связи, школы тур. профессий, центры тур. образования, др. службы












Туроператоры






Турагенты




Туристы


Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом).

Подобная форма деятельности, с одной стороны, даёт возможность работать, не имея больших затрат на рекламу, маркетинг, организацию туров и получая комиссионные, но, с другой стороны, не даёт возможность существенного расширения и получения больших прибылей. Кроме того, агент зачастую слишком зависит от туроператоров и по сути дела лишён самостоятельности.

В обязанности туроператора входит бронирование мест в гостинице, оформление необходимых для поездки документов, обеспечение туристической группы гидом – переводчиком и информирование покупателя о возможных изменениях, а турагент осуществляет набор, комплектацию и отправку туристов, обеспечивает предоставление их списков в 3-х экземплярах для оформления документов и бронирования мест на транспорте и гостинице, информирует туристов о стоимости и порядке расчётов (схема 1.1.2.).


Схема 1.1.2.

Организации работы туроператора по разработке тура (функции).


Изучение спроса


Перспективное планирование (география, партнеры)


Заключение договоров с поставщиками услуг и партнерами

Заключение договоров с транспортными фирмами

Методическое обеспечение маршрутов

Обеспечение проездными документами






Расчет стоимости путевки и выпуск ее в реализацию

Подготовка кадров




Реклама и информация




Назначение кадров на маршрут

Реализация

Проведение тура







Предприятие может быть одновременно и турагентом и туроператором. Например, туристское бюро разрабатывает маршруты как туроператор и продает их туристу; одновременно, как турагент приобретает туры у другого бюро и продает их своим туристам.

Изготовители туристического продукта – туроператоры продают свою продукцию как напрямую покупателю, так и опосредованно – через турагентов.

В систему туристской индустрии входят специализированные предприятия, организации и учреждения, которые могут иметь разную форму собственности, являясь акционерным обществом, совместным предприятием, товариществом и т.д. Форма собственности не является определяющей при выполнении основных функций профессиональной туристской деятельности. Перечень таких предприятий и организаций очень разнообразен, ибо помимо основных компонентов, которые изображены в Схеме 1.1.3, туриндустрию формируют косвенно предприятия дорожных и коммунальных служб, организации связи, торговли, предприятия по производству товаров народного потребления и многое, многое другое…

Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг, по этому признаку всю туриндустрию можно разделить на три составляющие (Таблица 1.1.1).

Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода.

Сюда можно отнести: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные и медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия; обеспечение сувенирной продукцией, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное, конгрессное и прочие обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и т. п.

Схема 1.1.3.


Функциональная схема рынка организационного туризма.


Размещение

Транспортные услуги

Питание

Экскурсионное обслуживание

Дополнительные услуги





следующая страница >>
Смотрите также:
Оглавление. Стр
1282.38kb.
7 стр.
П под занавес года стр. 2 Новый год: история возникновения праздника стр. 3 Символ 2010 года стр. 4 Вера в чудеса стр. 5 Проба пера стр. 6 А знаете ли вы? стр. 7 Узнай свой год по гороскопу! стр. 8 ервый номер газеты вышел 7 марта 2007 г
112.62kb.
1 стр.
Руководство по лётной эксплуатации 2 Общее
39.73kb.
1 стр.
Пояснительная записка стр. 3-7 Планируемые результаты освоения образовательной программы стр. 7-11 Учебный план стр. 11-13
2003.46kb.
10 стр.
Стр. 3 Глава I. Краткая характеристика основных мировых систем управления стр. 5 Глава II. Особенности японской системы менеджмента стр. 11 Заключение стр. 18 Библиография стр. 19
201.58kb.
1 стр.
План введение стр. Глава I. Теоретические основы промышленного маркетинга стр
831.44kb.
3 стр.
Конкурс рисунков (стр. 8) Halloween (стр. 9) Выборы (стр. 10) Один четыре восемь Выпуск №2
152.55kb.
1 стр.
1. Введение стр 3 Физико-географическая характеристика региона стр 3 Озеро Байкал стр 5
175.68kb.
1 стр.
Вступительное слово стр. 3 Стихи стр. 4 TiamaT стр. 4 «Слезы дождя »
341.34kb.
1 стр.
Термины стр 2 История протекционизма стр 2-3 Протекционизм в России стр 4-5
198.9kb.
1 стр.
Вступление стр. Кулинарные традиции народов Индии стр. Особенность блюд, в зависимости от географического положения стр
79.56kb.
1 стр.
План курсовой работы: Введение стр 3 Классификация газообразных промышленных выбросов стр 3 Очистка газов от аэрозолей стр 4
369.68kb.
1 стр.