Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Учитель Зайруллина Л.Г. Тема урока «Русские народные инструменты». Цель урока: ввести детей в мир народных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование к уроку: Магнитофон, фонохрестоматия для 2 класса по программе Е. Критской, музыкальные шумовые инструменты, изображения музыкальных инструментов, баян. Ход урока:
(музыкальные инструменты)
(ответы детей)
С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Как они появились? На этот вопрос нам помогут ответить стихи. (чтение стихотворения Г. Серебрякова «Ты откуда зародилась музыка»). Человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука, ударам дубинок по сухим стволам деревьев, свисту срезанной камышинки. История не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты - гусли, балалайки, жалейки, рожки, свирели, трещотки, ложки. Процесс создания музыкальных инструментов любого народа музыкальные инструменты связан с жизнью. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа) мог зазвучать, если к нему прикасались умелые руки. Практически все наши предки владели секретами изготовления не сложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Сегодня на уроке мы познакомимся:
Русские народные инструменты объединяются по группам:
Давайте посмотрим на доску и вместе определим, к какой группе относятся представленные здесь инструменты. Начнем со струнных: какие струнные инструменты вы видите на доске?
Гусли - старинный русский инструмент, треугольный или трапециевидный ящик при игре ставили на колени музыканта. Струн было не много от 7 до 13. Исполняя мелодию, гусляр поочерёдно защипывал струны пальцами. Гусли звучали и в повседневной жизни и на праздниках. Ни один княжеский пир не обходился без гусляра. О некоторых из них народ сложил легенды, былины, сказки. Может вы, назовете одного из былинных гусляров? (ответы детей) На гуслях играли богатырь Добрыня Никитич, новгородский купец Садко и древнерусский певец - сказитель Баян рассказывал былины под аккомпанемент гуслей. Балалайка (другое название балабойка, балабайка)- русский народный струнный щипковый инструмент. Корпус балалайки деревянный обычно треугольной формы. Звучит балалайка не громко, но звонко. На балалайке исполняли песни в основном быстрые, танцы, не большие инструментальные пьесы, в 18-19 вв. она была одним из самых распространённых инструментов. Гусли и балалайка на Руси самые известные струнные инструменты. Другие струнные инструменты: домра, гудок. На речке весело звучит и дудка и гудок, И свирель с жалейкой звонко подпоёт. Духовые инструменты:
Рожок – изготавливался из коры берёзы, клёна, можжевельника, имел конический ствол, заканчивался раструбом, звук сильный, но мягкий. На рожках исполняли сигнальные наигрыши, песни, танцы, сопровождали хоровое пение. Дудочка, свирель – известны с 12 века, делались из дерева, имели несколько игровых отверстий, звук мягкий, не громкий. Жалейка – не большая деревянная или камышовая трубочка с раструбом из коровьего рога или бересты, имеет 3 – 7 игровых отверстий, тембр жалейки пронзительный и гнусноватый (жалуется, жалеет). Кугиклы (кувиклы) – духовой музыкальный инструмент состоит из нескольких стволов, не скрепленных друг с другом - их свободно держат в руках от 2 до 5 штук, длинна10 – 16 см. на этом инструменте играют только женщины. Все эти музыкальные инструменты использовали на Руси пастухи. Существовал обычай нанимать в пастухи тех, кто лучше всех играет на рожке, свирели, жалейке. Следующая группа народных инструментов:
(весь рассказ учителя сопровождается показом музыкальных инструментов)
Мы познакомились с русскими народными инструментами, а теперь послушаем, как они звучат. Сейчас в классе прозвучит русский народный наигрыш «Светит месяц» внимательно послушайте музыку и ответе на вопросы:
Слушаем музыку. Дети отвечают на вопросы. Вы услышали, что музыке постоянно изменяется настроение, характер, инструменты, динамика, темп. Такая музыкальная форма называется – вариации (мелодия с изменениями). (определение вывешиваю на доску) А вы хотите сами поучаствовать в исполнении музыки? У каждого инструмента в оркестре своя мелодия она записывается на нотном стане, вместе эти мелодии называются – партитура. Если музыкант играет по партитуре точно, он не будет мешать другим музыкантам. Соединяясь вместе все мелодии, создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура (открываем учебник на стр.58) мы будем сопровождать наигрыш игрой на ударных инструментах, они не играют мелодию, а только отбивают ритм, поэтому наша партитура называются – ритмическая. Разучивание ритмического сопровождения по партиям, за тем вместе.
Исполняем ритмическое сопровождение вместе со звучащей в записи музыкой. Далее повторное исполнение с изменениями – вариации. Конечно, на музыкальных инструментах исполняли не только наигрыши, но и сопровождали игрой на инструментах пение народных песен, хороводы. Одну из них мы сейчас выучим.
Ребята! Вы сегодня познакомились с русскими народными инструментами. Узнали историю их появления и значение в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь я предлагаю вам вспомнить названия музыкальных инструментов, о которых мы говорили на уроке, а так же проверим, как вы уяснили деление музыкальных инструментов на группы. ( 3 человека к доске распределяют инструменты по группам, остальные отгадывают загадки)
Их рукой щипать должны. Можно под неё плясать И по-русски приседать! Мы собрали хоровод, Пригласили весь народ. А в кругу наш пастушок Дует весело в……………… А Садко на них играл Я весь круглый. И душевно напевал. Меня ударишь - Перебрал он много струн – Я бубенцами зазвучу, Вышел из воды Нептун. Меня положишь – я молчу. И щи хлебают, И «Барыню» играют. На дощечке - есть насечки. Проведи по ним рукой, И услышишь голос звонкий, Деревянный, озорной. С сороками имеет связь Его название. Владеть им может человек, Имеющий, хоть малое призвание! Наш музыкальный урок подошёл к концу, сегодня мы познакомились с русскими народными инструментами, научились понимать особый язык - оркестровую партитуру, исполнять музыку с изменениями – вариациями. Наш урок закончен, до новых встреч с музыкой! Смотрите также: Конспект урока музыки во 2 классе по программе Е. Д. Критской. Учитель Зайруллина Л. Г. Тема урока «Русские народные инструменты»
56.86kb.
1 стр.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. А. Тема урока: Древнейшая песнь материнства. Цель урока : Развитие творческих способностей учащихся. Задачи
121.95kb.
1 стр.
Конспект урока музыки Потаповой Людмилы Ивановны, учителя музыки средней общеобразовательной школы №1 г. Наро-Фоминска
31.26kb.
1 стр.
Конспект урока по географии в 5 классе Тема урока «Первые кругосветные путешествия» Учитель гбоу сош №852 Бровко С. Н
134.3kb.
1 стр.
Урок музыки во 2 классе Тема: «Русские народные инструменты от древности до современности»
73.42kb.
1 стр.
Конспект урока по биологии в 6 классе по программе Пасечника В. В. «Прощание с ботаникой» Жукова Надежда Николаевна учитель биологии
89.37kb.
1 стр.
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?» Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»
138.47kb.
1 стр.
Конспект урока развития речи по литературе в 5 классе Тип урока: творческая мастерская. Тема урока: Учитель русского языка и литературы : Лобачёва Валентина Васильевна
159.27kb.
1 стр.
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3- б классе «В гостях у сказки». Учитель: Горбачева Наталья Викторовна
80.14kb.
1 стр.
1. План-конспект урока по информатике Тема урока: «Поисковые информационные системы» Тип урока: «Комбинированный урок»
228.37kb.
1 стр.
Проект открытого урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Музыка и песни гражданской войны» Учитель музыки: Кононова Наталия Анатольевна
36kb.
1 стр.
Урока музыки 5 класс. Тема полугодия:" Можем ли мы увидеть музыку?" Тема урока:" Образ моря в музыке и изобразительном искусстве" 24.51kb.
1 стр.
|