Главная
страница 1

ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ




К.Э. Горлова


Красноярский педагогический колледж № 2

Научный руководитель Л.Л. Лопатина
Россия – страна, в которой живут люди разных национальностей, культур, этносов. Многие народы до сих пор сохраняют особенности и национальные традиции воспитания мальчиков и девочек, поддерживают их и культивируют. Отсюда разное понимание мужественности и женственности, семейных половых ролей, специфики взаимоотношений мужчин и женщин. Как следствие возникают вопросы, каким образом должна строиться работа по полоролевому воспитанию с детьми и родителями? Какая полоролевая модель поведения должна формироваться у ребенка дошкольника (мальчика и девочки)?[2]

Пристальное внимание общества и государства к проблемам полового воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы маскулинности (мужественности) и феминности(женственности), что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда к полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных – у девочек и девушек. На сегодняшний день уже проведен ряд исследований, посвященных проблемам гендерной психологии и педагогики, однако их результаты, к сожалению, не известны ни учителям, ни воспитателям, ни родителям. Педагогика по-прежнему остается «бесполой». Бесполость воспитания способствовала и способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них качеств мужественности испытывают дополнительные трудности во время службы в армии, вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме и часто перекладывают на плечи женщины ответственность за семью и воспитание детей. Это порождает многие семейные конфликты.

У представительниц женского пола, с другой стороны, не формируется терпеливость, умение «тушить» конфликты, поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой мужу и детям, рационально и умело организовать домашнее хозяйство. С каждым годом растет число деловых женщин, для которых семья и дети не являются важной ценностью в жизни [3]

Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для интенсивного протекания процессов половой дифференциации, идентификации и становления полоролевых стереотипов, в ходе которых формируются фемининные и маскулинные качества, поэтому он и был нами рассмотрен для проведения своего исследования.

Нам удалось увидеть, что в настоящее время наблюдаются тенденции инверсии маскулинности и фемининности этому способствуют современные мультфильмы, детские игрушки, которые пробуждают преждевременные половые интересы.

В.Е. Каган, О.К. Лосева и др., высказываются за половое воспитание, признавая важным сообщение ребенку соответствующей информации в разумных пределах, хотя и она шокирует отдельных педагогов и родителей. Другие, прежде всего Т.А. Репина и представители ее научной школы, считают целесообразным обсуждать вопросы полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение – сведения о сексуальных отношениях полов и о репродуктивных функциях человека. Свою позицию они объясняют тем, что данные представления пробуждают у детей нездоровый интерес к теме, тогда как сам по себе дошкольный возраст – наиболее «спокойный» период в сексуальном развитии.[4]

Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, а становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.[5] В среднем дошкольном возрасте активизируется процесс полоролевой социализации. В этом возрасте ярче проявляются психологические особенности девочек и мальчиков; начинают формироваться свойственные полу интересы и склонности; происходит начальное усвоение типичных для пола моделей поведения. Из этого следует, что именно в этом возрасте стоит исследовать представления детей о своей половой принадлежности, т.к. полученная в это время информация послужит хорошим материалом для диагностики и анализа полученных сведений.[5]

Мальчики и девочки воспринимают себя по-разному. Результаты нашего исследования в какой-то степени подтверждают и дополняют выводы ученых о полоролевой позиции детей в окружающем мире.

Проведение полоролевого воспитания в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношений полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Решение проблемы осложняется тем, что стереотипы мужского и женского поведения сегодня как никогда противоречивы. Наборы социально-положительных качеств личности мужчины и женщины перестают казаться полярными, взаимоисключающими, открывается возможность самых разнообразных индивидуальных сочетаний.[1]

Для выявления полоролевых представлений детей средней возрастной группы, нами был проведен опрос. Всего в опросе приняло участие 12 детей. Из них 50% девочки и 50% мальчики. Возраст детей 4,5 – 5,5 лет.

На первый вопрос «Кто ты, мальчик или девочка?» все дети ответили верно, т.е. все 100% респондентов осознают и принимают свою половую принадлежность.

На второй вопрос об отличиях мальчиков и девочек 33% опрошенных не смогли дать ответа, 33% отметили отличия по внешним признакам, что соответствует возрастным особенностям детей; 9% опрошенных отметили отличия в видах деятельности мужчин и женщин, 25% детей отличительной особенностью мальчиков и девочек назвали предпочтения в общении со сверстниками (мальчики с мальчиками, девочки с девочками). Это говорит о том, что для ¼ части детей этого возраста в формировании гендерных представлений начинают играть большую роль наряду с родителями группа сверстников.

На третий вопрос «Важно ли выглядеть внешне привлекательным(ой)?» дети дали положительный ответ, т.е. они, считают, что быть привлекательным важно как девочкам, так и мальчикам.

На четвертый вопрос «На кого бы ты хотел быть похожим, на красивую маму или красивого папу?», все мальчики ответили, что хотят быть похожими на папу, девочки на маму. Это говорит об адекватной тендерной социализации.

На пятый вопрос «Когда ты вырастешь, ты станешь женщиной или мужчиной?» все дети показали, что у них сформировано устойчивое понимания неизменности пола во времени.

Отвечая на шестой вопрос, «Каким(ой) должен(на) быть мужчина (женщина)?», дети отмечали, что мужчина отличается от женщины физическими качествами (50%), по мнению 17% опрошенных, мужчина должен быть внешне привлекательным, 9% считает, что мужчина должен быть умным, 8% выделили профессиональные отличия мужчин, еще 8% считают, что мужчина должен быть мальчиком, а остальные 8% не смогли дать ответа по данному вопросу.

Относительно женщин, 75% опрошенных считают, что женщина должна быть внешне привлекательной, 17% думают, что у женщины должны быть развиты духовные качества, и 8% уверены, в том, что женщина отличается от мужчины одеждой.

При ответе на седьмой вопрос «Каким(ой) ты будешь мужчиной (женщиной)?» удалось выяснить, что 25% мальчиков считают, что когда вырастут, будут как папа, 8% считают, что будут красивыми, 9% предполагают, что они будут взрослыми и спортивными, 8% думают, что сильными и умными. 25 % опрошенных девочек, когда вырастут, хотят быть внешне привлекательными, 17% ассоциируют себя с определенной профессией, и только 8% считает, что в будущем станут мамами.

На вопрос «С кем ты больше любишь играть, с мальчиками или девочками?» все девочки ответили, что любят играть с девочками, 34% мальчиков любит играть в компании мальчиков, 8% опрошенных мальчиков любят играть и с девочками и с мальчиками, остальные 8% любят играть с мамой и со всеми детьми. Это говорит о возрастающей к 5 годам тенденции объединяться в группы сверстников по признаку пола.

На последний вопрос «Зачем дети нужны взрослым?» было много разных ответов, но чаще всего встречались такие как «чтобы помогать» – 33%, чтобы взрослые заботились о детях – 33%, «дети не могут обойтись без взрослых» – 17%, «чтобы работать» – 9%, «дети любят взрослых» – 8%.



В целом исследование подтвердило гипотезу о том, что представления о поле у детей шестого года жизни сформированы, все дети различают мужчину и женщину по внешним признакам, но при этом представления неустойчивы и требуют дальнейшей педагогической работы. От того, насколько успешно проходит процесс полоролевой социализации, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения, а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями.
Библиографический список

  1. Коломийченко Л., Прозументик О. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста // Детский сад от А до Я – 2006 – №1.

  2. Климина Л. Теоретические основы реализации гендерного подхода// Дошкольное воспитание – 2012 –№5 – С.91.

  3. Репина Т. Проблема полоролевой социализации дошкольников // Детский сад от А до Я – 2006 – №1

  4. Суслова Э.К. Половое воспитание детей дошкольного возраста // Материал к лекции по курсу дошкольной педагогики для факультетов дошкольного воспитания. / Режим доступа http://www.ivalex.vistcom.ru/helth26.htm.

  5. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я – 2006 – №1.


Смотрите также:
Гендерные представления детей средней возрастной группы
63.7kb.
1 стр.
Занятие по эстетическому воспитанию и изобразительной деятельности для детей средней группы «Морское путешествие»
122.1kb.
1 стр.
Конспект «Совместная деятельность по познавательному развитию детей средней группы»
69.37kb.
1 стр.
Занятие по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы
37.81kb.
1 стр.
Физкультурное развлечение для детей средней группы, посвященное «дню защитника отечества»
30.44kb.
1 стр.
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мой край» Профессиональное объединение «Краеведение» Мандрыкина Марина Анатольевна
83.22kb.
1 стр.
Конспект проведения занятия с детьми средней группы 4-5 лет Категория «Труд души» Тема «Любимая сказка» Старший воспитатель Абрамова Ольга Сергеевна Воспитатели
101.61kb.
1 стр.
«Гендерные стереотипы и проблемы социализации молодежи в современных условиях полиэтнического взаимодействия»
59.87kb.
1 стр.
Depeche interne 12 февраля 2009 назначения на должность с 1го марта 2009 в дополнение к мероприятиям, объявленным сегодня по случаю представления финансовых результатов Группы
87.17kb.
1 стр.
Конспект досуга в подготовительной группе №8 «Большое космическое путешествие»
32.89kb.
1 стр.
Гендерные исследования как парадигма научного сообщества
60.57kb.
1 стр.
Характеристика эмоциональной сферы детей из неполных семей
58.49kb.
1 стр.