Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6



ВВЕДЕНИЕ

Сегодня основные задачи профессионального образования, отраженные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.», сводятся к подготовке не просто квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, но и готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребности в получении соответствующего образования. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы учащихся над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы студентов, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Самостоятельную работу учащихся можно рассматривать как этап подготовки и перехода к целенаправленной научно-исследовательской работе. Широкое привлечение учащихся к хорошо организованной, методически продуманной научно-исследовательской работе, тесно связанной с учебным процессом и профилем будущей специальности, становится весьма эффективным средством улучшения качества и повышения уровня их подготовки.

Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» разработана для приобретения знаний и умений в эффективном применении информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, организации индивидуального информационного пространства и автоматизации коммуникационной деятельности.

Основные цели и задачи информатики как науки – развитие у учащихся понятия «информация», назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности и способы использования информационных технологий в профессиональной и повседневной жизнедеятельности.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Программа выполняет две основные функции:


  • информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами предмета «Информатика»;

  • организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Основными содержательными разделами программы являются:

  • информационная деятельность человека;

  • информация и информационные процессы;

  • средства информационных и коммуникационных технологий;

  • технология создания и преобразования информационных объектов;

  • телекоммуникационные объекты.

Таким образом, программа учебной дисциплины предоставляет возможность реализации различных подходов к построению образовательного процесса, формированию у обучающихся системы знаний, умений, универсальных способов деятельности и общих компетенций:

  • умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в сфере информационных технологий;

  • умений отстаивать свою гражданскую позицию, осознанно осуществлять выбор пути продолжения образования или будущей профессии.

Место дисциплины в структуре основной общеобразовательной базовой программы: общеобразовательный цикл.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:



  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем;

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиены рекомендации при использовании средств ИКТ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного процесса;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.


Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 115 часов, в том числе:



  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 113 часов;

  • контрольной работы 2 часа.

самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося 42 часа;



  1. ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наименование разделов и тем

Объем часов на аудиторную работу

Объем часов на самостоятельную работу

Содержание самостоятельной работы

Вид контроля и отчетность по результатам самостоятельной работы

Раздел 1 Информационная деятельность человека

10

3

Практические занятия:

  1. Работа с информационными ресурсами и программным обеспечением

Составление отчета о проделанной работе

  1. Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление

Составление отчета о проделанной работе

  1. Работа с лицензионным и свободно распространяемыми программными продуктами

Составление отчета о проделанной работе

  1. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Internet

Составление отчета о проделанной работе

Темы эссе, презентаций, кроссвордов:

  1. Развитие вычислительной техники

Защита эссе

Исследования:

  1. Тестирование готовых программ

Составление отчета о проделанной работе

Раздел 2

Информация и информационные процессы

28

10

Практические занятия:

  1. Работа в прикладных программах с разными видами информации.

Решение задач – перевод информации из десятичной в двоичную систему счисления

  1. Среда программирования

Тестирование готовой программы

  1. Программная реализация несложных алгоритмов

Составление алгоритмов

  1. Создание архива данных. Извлечение данных из архива

Запись информации на компакт-диски различных видов

  1. Работа с поисковыми системами Internet. Поиск информации на госу-дарственных образовательных порталах

Составление отчета о проделанной работе

  1. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров

Отправка сообщения на e-mail преподавателя

  1. Примеры использования АСУ различного назначения

Демонстрация использования АСУ на практике

Темы эссе, презентаций, кроссвордов:

  1. Алгебра логики

Защита кроссворда

  1. Информационные модели

Представление презентации

Исследования:

  1. Проведение исследований на основе использования готовой компьютерной модели

Составление отчета о проделанной работе

  1. Обзор сайтов

Составление ката-лога информационных ресурсов на тему «Моя будущая профессия»

  1. Обзор сайтов

Составление катало-га информационных ресурсов на тему «Автоматизированные системы управления»

Раздел 3

Средства информационных и коммуникационных технологий

24

9

Практические занятия:

  1. Работа в операционной системе. Графический интерфейс пользователя

Составление отчета о проделанной работе

  1. Подключение, настройка и использование внешних устройств в учебных целях

Демонстрация использования внешних устройств

  1. Работа с программным и аппаратным обеспечением компьютерной сети

Составление отчета о проделанной работе

  1. Работа с антивирусными программами

Составление отчета о проделанной работе

Темы эссе, презентаций, кроссвордов:

  1. Устройства компьютеров

Защита кроссворда

  1. Компьютерные сети

Представление презентации

Исследования:

  1. Тестирование готовых антивирусных программ

Составление отчета о программах

Раздел 4

Технологии создания и преобразования информационных объектов

28

10

Практические занятия:

  1. Работа в текстовом редакторе

Использование систем проверки орфографии и грамматики

  1. Создание компьютерных публикаций

Использование готовых шаблонов в текстовом редакторе

  1. Создание электронной таблицы

Организация расчетов в ЭТ. Построение и форматирование диаграмм

  1. Работа с функциями в ЭТ. Работа с абсолютными и относительными ссылками

Составление таблицы успеваемости студентов группы

  1. Использование ЭТ для выполнения учебных заданий из различных предметных областей

Решение задач по математике и физике

  1. Работа в СУБД. Создание таблиц, форм, запросов и отчетов

Составление отчета о проделанной работе

  1. Формирование запросов для работы с электронными каналами в рамках учебных занятий из различных предметных областей

Составление отчета о проделанной работе

  1. Создание изображения в растровом и векторном редакторах

Создание эмблемы группы

  1. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций

Доклад по применению PowerPoint при защите проекта

  1. Демонстрация систем автоматизированного проектирования

Доклад по применению автоматизированного проектированию

Исследования:

  1. Тестирование программ автоматизированного проектирования

Составление отчета о проделанной работе

Проекты:

  1. Газетная полоса

Защита индивидуа-льного проекта

  1. Участие в конкурсах




  1. Создание электронной книги с комплексным использованием возможностей ЭТ

Защита индивидуального проекта

  1. Участие в конкурсах




  1. Создание баз данных «Страны Европы»

Защита группового проекта

  1. Участие в конкурсах




Раздел 5

Телекоммуникационные технологии

20

8

Практические занятия:

  1. Организация работы с Internet-магазином, Internet-СМИ, Internet-турагентством, Internetбиблиотекой

Составление отчета о проделанной ра-боте, представление скриншотов

  1. Создание Web-странички с помощью html-разметки

Составление отчета о проделанной работе, представление скриншотов

  1. Создание и заполнение таблиц с помощью html-разметки

Составление отчета о проделанной работе, представление скриншотов

  1. Организация форумов, общие ресурсы в сети Internet, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео Web-сессии

Составление отчета о проделанной работе, представление скриншотов

Проекты:

  1. Создание сайта

Защита группового проекта

  1. Организация форума

Защита группового проекта

Итого аудиторных часов: 113; практических часов: 75; самостоятельной работы: 42; контрольные работы: 2


2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой учащихся).

Самостоятельная работа учащихся в училище является важным видом учебной и исследовательской деятельности учащегося. Обучение включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому самостоятельная работа учащегося должна стать эффективной и целенаправленной работой.

Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования – «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности».

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы учащихся над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста учащихся, воспитание творческой активности и инициативы.

Целью самостоятельной работы учащихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа учащихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.



Задачами СРС являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений;

  • использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических занятиях, для эффективной подготовки к итоговому зачету.

Выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):

  • аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

  • внеаудиторная самостоятельная работа выполняется учащимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы учащихся без участия преподавателей являются:

  • формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

  • написание контрольных работ и эссе;

  • подготовка к семинарам и практическим работам, их оформление;

  • составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов;

  • подготовка рецензий на статью;

  • выполнение микроисследований;

  • компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.

Основными видами самостоятельной работы учащихся с участием преподавателей являются:

  • текущие консультации;

  • прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);

  • прием и защита практических работ (во время проведения л/р);

  • выполнение учебно-исследовательской работы (руководство, консультирование и защита УИРС).

Процесс организации самостоятельной работы учащихся включает в себя следующие этапы:

  • подготовительный (определение целей, задач);

  • основной (реализация самостоятельной работы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

  • заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности работы).



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся по специальностям «Сварщик», «Мастер по то и ремонту мтп»
777.31kb.
6 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся по специальностям
765.19kb.
5 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. План ы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1109.07kb.
7 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
73kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
77.75kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
65.69kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский 2013
35.05kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов; 3 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта)
299.96kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1244.5kb.
8 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
358.67kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья по специальностям
1084.07kb.
7 стр.