Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 «Средняя общеобразовательная школа № 118» г. Перми Рассмотрено и принято Составлена на основе на заседании государственной программы научно – методического совета и требований к минимуму «_____»_____________ 20 г содержания образования Протокол №_______ Утверждено руководителем МОУ «СОШ № 118» «______»_____________20 г. Приказ № _______________ _____________ В. Р. Трусова
Составитель: Е.В.Пикулева Рецензенты: ________________ _________________ 2011
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. Общая цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры учащихся. Изучение музыки в 1 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
Срок реализации рабочей программы – 1 год; периодичность уроков музыки – 1 час в неделю. Программа разработана на 30 часов: в первой четверти – 5 уроков, во второй четверти -7 уроков, в третей – 9 уроков, в четвертой – 9 уроков. Структурное отличие программы для 1 класса связано с особенностью этого возрастного периода. Сокращенное количество уроков в 1 четверти скорректировано с учетом традиционного этапа адаптации учащихся к требованиям школы. Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности:
Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов УМК – учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия для учителя и аудиозаписи. Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с применением музыкальных инструментов. Формы организации учебного процесса: - групповые, коллективные, классные . Виды контроля: - вводный, текущий, итоговый - фронтальный, комбинированный, устный
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 2 раза в год: в конце первого и второго полугодий.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. Специфика музыкального образования в начальной школе состоит в формировании целостного представления о музыке, её истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. В основе программы – отечественное и зарубежное музыкальное наследие, духовная (церковная) и современная музыка, народная музыка и поэтическое творчество. Содержание программы обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышления о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений; игру на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизацию в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Обучающиеся получат представления о музыкальной жизни страны, музыкальных традициях родного края; о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, сочинениях профессиональных композиторов. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики ( М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен), сочинениями современных композиторов для детей. Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительной и изобразительной особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, певческими голосами (детский, женский, мужской), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную запись. Обучающиеся получат представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности её развития пластическими средствами. Участвуют в театральных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности, а также имеют возможность выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (рисунки, эскизы декораций, костюмов и др.). В ходе обучения музыки школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и сольное пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования Личностные ценности Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир». Общественные ценности Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выража-ющееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отече-ству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прог-рессса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: 1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии. 2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. 2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению. 5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. Основные виды учебной деятельности. Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении музыкальных произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Инструментальное музицирование. Коллективное мизицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация). Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций, танцевальных импровизаций. Драматизация музыкальных произведений. Театрализованная форма творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств. Содержание учебного предмета «Музыка». Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе. Главная и единственная тема 1 класса – «Как можно услышать музыку?» - рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. Поэтому она представлена более подробно 8-ю тематическими блоками, а не по четвертям. Содержание по теме «Как можно услышать музыку?» раскрывает картину звучащего мира, окружения ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах и театральных постановках. Тематика 2-4 классов организована по четвертям. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе. 1 класс. Как можно услышать музыку. «Внутренняя музыка». Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Искусство слышать различные человеческие состояния. «Родная речь». Звучащий образ Родины. Родная речь и родной музыкальный язык. П. И. Чайковский. Когда великие были маленькими. В гостях у Чайковского. Биографические заметки. М. И. Глинка. Процесс создания музыкально-поэтического произведения. Былинность как художественное явление. Мелодия жизни. Как может возникнуть музыка. Услышать мелодию в музыке – узнать мысли и чувства человека. С.С. Прокофьев. Идем в театр. Детская жизнь с её типичными ситуациями, взаимоотношениями. Путешествие во времени и пространстве. Безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нарисовать, выразить состояние и т.д. Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Русские обряды. «Счастье, ты где?» Осознание особенностей музыкальной ткани в её выразительных значениях. Опыт освоения музыкального языка – характер, темп, мелодия, ритм. Проблемы живого и неживого, счастье в музыке и в жизни. 2 класс. Три кита в музыке – песня, танец, марш. Композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение. Самостоятельное определение, восприятие этих видов музыки. Развитие слуха, памяти, ритмического чувства, выработка исполнительских навыков в опоре на «трёх китов» - песню, танец и марш. О чем говорит музыка. Музыка выражает чувства человека, черты характера, создает музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и т.д. Музыка выражает различные состояния и картины природы. Сходство и различие между музыкой и живописью. Соответствие характера исполнения произведения учащимися характеру музыки. Куда ведут нас три «кита». Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Знакомство с оперой, балетом, симфонией, концертом. Общее и различное в характере песен, танцев и маршей из опер, балетов, симфоний. Взаимосвязь характера музыки с характером ее исполнения. Что такое музыкальная речь. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе. Постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, лада, ритма и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов. 3 класс. Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость. Интонация, развитие музыки, построение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально-маршевой музыки. Интонация. Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Музыкальная интонация – «сплав» средств музыкальной выразительности. Что такое интонация и как из нее вырастает мелодия. Нотная запись как средство фиксации особенностей музыкальной речи. Развитие музыки. Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке. Повтор, контраст и вариационность – основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами. Средства музыкальной выразительности (темп, лад, мелодия, динамика и т.д.) и их роль в развитии образного содержания музыки. Построение (формы) музыки. Изменения характера музыки и смена частей в музыкальном произведении. Взаимосвязь содержания музыкальных образов и формы (композиции) музыкального сочинения. Исполнение музыки в опоре на понимание закономерностей её развития с использованием элементов игры, театрализации и пр. 4 класс. Музыка моего народа. «Композитор – исполнитель – слушатель». Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие, особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, гармонь и пр.). Оркестр русских народных инструментов. Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором. Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ. Каждый народ имеет свой разговорный и музыкальный язык. Музыка – это интернациональный язык, который выражает мысли и чувства разных людей. Многообразие тем, сюжетов и образов в народной и профессиональной музыке разных стран и народов. Сходство и различие музыкального языка русской музыки с музыкой ближнего зарубежья, западно-европейской музыкой, музыкой других национальных школ. Поиск интонационно-образных особенностей, характерных черт музыкального языка. 1 класс «Музыка» Тематическое планирование Тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. Начальные классы». Авторы программы Л.В. Школяр, В.О. Усачёва, М., Просвещение, 2007 . Тематического планирования представлено с учетом примерного тематического планирования уроков музыки в начальной школе в учебных часах по годам обучения, опубликованного в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений» М., Просвещение, 2007 г.
Смотрите также: Рабочая программа по «Музыке» в 1 классе
472.51kb.
2 стр.
Программа по музыке в 1 классе
80.23kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке в 4 классе учительI квалификационной категории Миннегареева Лилия Авхадиена 2011 2012 учебный год
204.2kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для 5 8 классов Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по музыке
75.15kb.
1 стр.
Программа по музыке 6 класс 1 час в неделю
41.41kb.
1 стр.
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка
413.46kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по музыке 1 класс, общеобразовательный
1191.31kb.
8 стр.
Рабочая программа по музыке для начальной школы
161.89kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке основное общее образование V-VIII классы
162.27kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса (наименование предмета) в классе основного общего образования базовый уровень учитель г. Переславль-Залесский 20 г. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Английский язык в 6 классе»
163.03kb.
1 стр.
Урок по истории и музыке в 8 классе. «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
154.22kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке для учащихся 8 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны (высшая квалификационная категория) Рассмотрено на заседании 123.65kb.
1 стр.
|