Главная
страница 1



Концепция долгосрочной целевой программы

«Обеспечение радиационной безопасности населения края и улучшение социально-экономических условий его проживания»
на 2013-2015 годы

Настоящая концепция разработана на основании требований Федеральных законов от 19.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»,


от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Санитарных правил 2.6.1.1799-99 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», Закона края от 25.02.2005 № 13-3158
«О радиационной безопасности населения края», постановлений администрации Красноярского края от 12.02.1998 № 85-п «О концепции радиационной безопасности населения Красноярского края», Совета администрации Красноярского края от 07.05.2007 № 172-п «Об утверждении положения об автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Красноярского края».

Статьей 22 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» предусмотрено право граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации на радиационную безопасность.

В соответствии со статьей 1.3 главы 1 постановления Правительства края от 03.12.2008 № 211-п «Об утверждении Порядка принятия решений
о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ, порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ» в среднесрочную программу включены мероприятия, осуществление которых запланировано до 2015 года.

Состояние проблемы


Современное состояние окружающей среды в Красноярском крае является следствием приоритетного промышленного развития края
на протяжении многих десятков лет. Функционирование на территории края радиационно-опасных объектов, наиболее крупным из которых является ФГУП «Горно-химический комбинат», привело к появлению локальных участков радиоактивного загрязнения в пойме реки Енисей.

При исследовании поймы реки Енисей выявлены участки, на которых содержание техногенных радионуклидов во много раз превышает фоновые значения и доходит до 11 кБк/кг. Установлено экстремально высокое загрязнение техногенными радионуклидами (до 20 кБк/кг) берегового участка протяжённостью до 1 км, начинающегося у точки сброса ФГУП «ГХК». Зачастую они перекрыты чистыми слоями. Учитывая возможность их размыва и переотложения, эти участки являются первоочередными в части необходимости проведения мониторинговых наблюдений.

В результате испытаний ядерного оружия, проводимых
на Новоземельском и Семипалатинском полигонах, радиоактивному загрязнению подверглись территории, расположенные на севере и юге края.

На побережье Таймыра размещены мощные радиоизотопные термоэлектрические генераторы (далее – РИТЭГи), предназначенные для электрического питания аппаратуры метеостанций, обслуживающих Северный морской путь. Вблизи г. Норильска почти 30 лет работал исследовательский ядерный реактор РГ-1М, демонтированный в конце 90-х годов прошлого столетия. В настоящее время на территории Таймырского и Эвенкийского муниципальных районов во всё возрастающих объемах проводятся геологоразведочные работы с использованием мощных радиоизотопных источников, а также сопровождающиеся извлечением из недр земли природных радионуклидов. Всё это приводит к формированию техногенно измененного – обычно усиленного радиационного фона.

В то же время, сведения о радиационной обстановке на территориях Эвенкийского и Таймырского муниципальных районов отсутствуют или ограничены немногочисленными результатами радиационного контроля, полученными в п. Тура и г. Дудинка. Данные о показателях радиационной обстановки ограничены результатами контроля доз облучения пациентов и персонала медицинских учреждений и местных аэропортов, выполняющих контроль багажа пассажиров с использованием досмотровых рентгеновских установок, а также работников местной гидрометеорологической службы, посещающих места установки мощных радиоизотопных термоэлектрических генераторов. Все эти данные получены в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля и дают минимальное представление о состоянии радиационной безопасности населения, проживающего на севере края.

Густонаселённые западные и южные районы края, возможно, подвергались техногенному радиоактивному загрязнению, связанному


с испытаниями ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Влияние Семипалатинского полигона на радиоактивное загрязнение местности установлено и изучено на территориях сопредельных субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибирском федеральном округе. К ним относятся Республики Бурятия, Алтайский край, Иркутская, Кемеровская, Томская и Новосибирская области. Красноярский край остаётся в этом отношении «белым пятном».

Наиболее значимая аномалия, связанными с испытаниями ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, расположена на юго-западе территории края. Пространственное распределение этого загрязнения крайне неравномерно. Имеются отдалённые от полигона территории с высоким уровнем техногенного загрязнения, например, Республика Бурятия и Иркутская область. На этих территориях техногенное радиоактивное загрязнение является причиной дополнительного пролонгированного облучения населения, в том числе внутреннего, за счёт потребления сельскохозяйственной продукции, производимой на загрязнённых агроугодьях, прежде всего, в южных и западных районах края, а также дикоросов, произрастающих на загрязнённых почвах в лесостепной и горно-таёжной местности. Отсутствие достоверных сведений о фактических уровнях загрязнения территорий Красноярского края является причиной домыслов, тревожности и социальной напряжённости у населения.

С учётом вышеизложенного, в период с 2013 по 2015 годы предусматривается изучить радиационную обстановку на юге, востоке и западе Красноярского края и дать оценку радиационной обстановки на основе полученных результатов этой территории.

В конце 40-х – начале 50-х годов прошлого столетия в долине р. Тарака в Канском районе Красноярского края производилась разведка и эксплуатация россыпного месторождения монацита с содержанием двуокиси тория до 10%. Для добычи монацита вблизи п. Таежный была построена обогатительная фабрика, на которой перерабатывались пески месторождения. В результате ее работы в долине р.Тарака в 200 м от границы жилой зоны п. Таежный остались отвалы, занимающие площадь 4800 м2. По данным, полученным в 1991году, в отвальных песках удельная активность радия-226 превышает 6 кБк/кг, тория-232 – 5,8 кБк/кг (согласно ОСПОРБ-99/2010 производственные отходы с эффективной удельной активностью природных радионуклидов свыше 1,5 кБк/кг до 10 кБк/кг направляются для захоронения на специально выделенные участки в места захоронения промышленных отходов). Эти значения соответствуют мощности дозы 5,4 мкЗв/ч, что почти в 20 раз превышает норму – 0,3 мкЗв/ч. С тех пор обследование радиационной обстановки на отвалах больше не проводилось. Учитывая, что отвалы находятся в непосредственной близости к территории п. Таежный, при неблагоприятных природных явлениях, на пример, ураган, смерч и других стихийных бедствиях, они представляют радиационную опасность для местного населения и окружающей среды.

Красноярский край входит в число субъектов Российской Федерации, население которых получает большие дозы облучения от природного ионизирующего излучения. В Геологическом атласе России центральные
и южные районы края отнесены к территориям с повышенной радиационной опасностью. В 2010 году среднегодовая индивидуальная доза облучения населения края составила 5,3 мЗв/год, тогда как средний показатель для Российской Федерации в целом равнялся 3,8 мЗв/год по результатам радиационно-гигиенической паспортизации в субъектах Российской Федерации за 2010 год. В связи с этим возникает необходимость в детальном изучении радиационной обстановки на территории Красноярского края, определении источников необоснованного дополнительного радиационного облучения населения края и снижении их воздействии, а также в оценке влияния радиационной обстановки на состояние здоровья населения
и прогноза дальнейшего их изменения.

В связи с вышеизложенным принципиально важно продолжение радиационного мониторинга и контроля радиационной обстановки как в зоне наблюдения (далее – ЗН) ФГУП «ГХК» с целью оценки эффективности проводимых комбинатом конверсионных и реабилитационных работ,


так и на всей территории края, а также проведение мониторинга состояния здоровья населения края. Для снижения радиационных рисков необходима реализация системных мер по совершенствованию и развитию информационно-измерительных систем радиационного мониторинга.

В 2004-2006 годы создана краевая автоматизированная система контроля радиационной обстановки КрасАСКРО. Обеспечение функционирования системы предусмотрено в рамках программы, срок действия которой заканчивается в 2012 году. КрасАСКРО предназначена для своевременного обнаружения ухудшения радиационной обстановки, обусловленного радиационной аварией на ФГУП «ГХК», ОАО «ПО «ЭХЗ»


и другими факторами, предотвращения случаев терактов. Изменение радиационной обстановки может быть вызвано и трансграничным переносом радиоактивности с объектов, расположенных в других субъектах Российской федерации, а также странах. При этом трансграничный перенос радиоактивности зависит от многих факторов, в том числе от типа аварий и метеоусловий (северные районы Красноярского края могут подвергаться воздействию со стороны скандинавских стран, восточные – Иркутской области, южные – Китая, западные – Томской области).

В рамках долгосрочной целевой программы «Реализация социально-экологических мероприятий, направленных на улучшение радиационной обстановки на территориях влияния радиационно опасных объектах»


на 2010-2012 годы (далее – программа) разработаны обоснования инвестиций на проведение работ по берегоукреплению и рекультивации о. Городской
г. Енисейск, содержание техногенных радионуклидов на территории которого составляет 10,98 кБк/кг. Согласно ОСПОРБ-99/2010 захоронение данных отходов производится с соблюдением требований, установленных при захоронении низкоавтивных радиоактивных отходов.

Строительство объектов питьевого водоснабжения в населенных пунктах ЗН ФГУП «ГХК» обусловлено химическим загрязнением поверхностных вод р. Енисей и подземных вод первого водоносного слоя, которые обеспечивают хозяйственно-питьевое водоснабжение. Проведение программных мероприятий приведет к снижению рисков попадания загрязняющих веществ в питьевую воду, позволит обеспечить население качественной питьевой водой и снизить социальную напряженность в крае.


Цели и задачи программы, сроки и этапы


решения проблемы программно-целевым методом
Целью Программы является выявление, предупреждение
и ограничение воздействия источников радиационной опасности
на население Красноярского края и окружающую среду, улучшение экологической и социально-экономической ситуации на территории края.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

развитие краевой системы радиационного контроля;

проведение радиоэкологического мониторинга на территории Красноярского края;

обеспечение радиационной безопасности населения Красноярского края путем проведения работ по рекультивации территорий с высоким содержанием радионуклидов с разработкой проектно-сметной документации;

повышение качества жизни населения Красноярского края, проживающего в зоне наблюдения ФГУП «ГХК» путем строительства радиационно-безопасных источников питьевого водоснабжения.

В качестве целевых индикаторов и показателей решения поставленных задач предлагаются:

разработка проектной документации и проведение работ


по рекультивации территорий, характеризующихся высоким содержанием техногенных радионуклидов;

развитие и проведение радиационного мониторинга и контроля радиационной обстановки на территориях Красноярского края;

оценка состояния здоровья населения в отдельных районах Красноярского края и радиоэкологической обстановки и детализация техногенных и природных аномалий на территории Красноярского края;

строительство источников питьевого водоснабжения.

Обеспечение радиационной безопасности населения Красноярского края и защита окружающей среды от радиационного воздействия источников техногенного и природного происхождения требуют решения разносторонних задач, таких как мониторинг радиоактивного загрязнения среды, рекультивация загрязненных участков территории края, характеризующихся аномально высоким содержанием техногенных
радионуклидов, поэтапное уменьшение риска радиационного воздействия
на население.

Значительные объемы и необходимая последовательность работ предполагают осуществление системы взаимосвязанных мероприятий


в рамках настоящей Программы.

Реализация программы планируется в 3 этапа:

1 этап – 2013 год;

2 этап – 2014 год;

3 этап – 2015 год.

Целевые индикаторы и показатели программы:

Индикатором результативности программных мероприятий является снижение уровня радиационного воздействия на окружающую среду
и население Красноярского края.

Показателями выполняемых программных мероприятий являются:

введенные в эксплуатацию на территории Красноярского края 12 автоматизированных постов радиационного контроля;

контроль радиационной обстановки вокруг ядерно-опасных объектов;

созданная база данных по результатам радиационного мониторинга
и составленные радиоэкологические паспорта тестовых участков поймы
р. Енисей;

отчет по состоянию здоровья населения в отдельных районах Красноярского края;

оценка радиационной обстановки на территории заброшенных отвалов обогатительной фабрики бывшего предприятия по добыче монацита (Канский район Красноярского края) и решение о необходимости ее рекультивации, на территориях южных и северных территориях Красноярского края;

проектно-сметная документация на проведение работ


по берегоукреплению и рекультивации радиационно-загрязненной территории;

одна рекультивированная территория;

введенный в эксплуатацию источник питьевого водоснабжения.
Оценка потребностей в ресурсах
Планируемый объем затрат на реализацию программы в течение трех лет составляет 191 100,0 тысяч рублей.
Основные направления расходования средств:




Основные направления деятельности

Расходы, тыс. рублей

Доля, %

2013

2014

2015

Всего

1.

Развитие краевой системы радиоэкологического контроля

10,7

7,8

8,0

26,5

13,9

2.

Проведение радиоэкологического мониторинга
в Красноярском крае

18,6

24,4

20,3

63,3

33,1

3.

Обеспечение радиационной безопасности населения Красноярского края путем проведения работ по рекультивации территорий с высоким содержанием радионуклидов с разработкой проектно-сметной документации

0,0

4,0

35,4

39,4

20,6

4.

Строительство водозаборных сооружений
и водопроводных сетей в населенных пунктах зоны наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат»

34,4

27,5

0,0

61,9

32,4

ВСЕГО:

63,7

63,7

63,7

191,1

100

Таким образом, 53 % средств, выделяемых на осуществление долгосрочной целевой программы, планируется направить на мероприятия, связанные с проведением работ по реабилитации территорий Красноярского края и строительством водозаборных сооружений и водопроводных сетей.

Объем средств, необходимых для реализации долгосрочной целевой программы, определен проектом Специальной экологической программы Красноярского края на 2011-2014 годы, разработанной Госкорпорацией «Росатом» и согласованной Правительством Красноярского края от 10.06.2011 № 3-06832.
Ожидаемый результат решения проблемы
В результате реализации программных мероприятий будет улучшена радиационная обстановка в г. Енисейске, территория о. Городской которого характеризуется повышенным содержанием техногенных радионуклидов, приобретено оборудование для проведения радиационного контроля, получены результаты для оценки радиационной обстановки на южных
и северных территории края, которые позволят оценить влияние Новоземельского и Семипалатинского полигонов и принять решения
о минимизации негативного воздействия, оценку влияния радиационной обстановки на состояние здоровья населения края и прогноз дальнейшего их изменения.

В результате реализации мероприятий программы сохранятся рабочие места в организациях, которые будут осуществлять выполнение работ, что обеспечит поступление в бюджет налога на доходы физических лиц


и страховых взносов. По предварительным расчетам в выполнении работ будут принимать участие не менее 30 человек ежегодно. При средней заработной плате в размере 20 тыс. рублей в месяц, налог на доходы физических лиц за 3 года реализации программы составит не менее 2 574,0 тыс. рублей (20 тыс. рублей * 30 человек * 33 месяца (с учетом проведения торгов в 2013 году) * 13%). Страховые взносы составят не менее 6 019,2 тыс. рублей (20 тыс. рублей * 30 человек * 33 месяца * 30,4%). Таким образом, через полученные социальные результаты будет достигнут экономический эффект.

Развитие краевой автоматизированной системы контроля радиационной обстановки позволить своевременно получать информацию


об изменении радиационной обстановки на территории края, связанной
с трансграничным переносом радиоактивности с объектов, расположенных
в других субъектах Российской Федерации, а также странах и своевременно принимать решения по ее нормализации.

Выполнение комплекса вышеуказанных мероприятий позволит снизить социальное напряжение в регионе, что положительно отразится на здоровье населения края и приведет к снижению уровня нетрудоспособности


и, следовательно, сокращению расходов на социальное страхование.

Сокращение радиационного воздействия источников техногенного


и природного происхождения на население, проживающее на территории Красноярского края, также позволит повысить уровень трудоспособности населения края.

Основным критерием отбора территорий для реализаций программных мероприятий являлось наличие на территории радиационно опасных объектов или радиационных аномалий техногенного или природного характера, а также их расположение в зоне наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат».

На территории края имеются организации, способные осуществить большую часть работ, предусмотренных программой.
Государственные заказчики
Полномочия по реализации поставленной проблемы определены постановлениями Правительства края от 31.07.2009 № 12-п «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства природных ресурсов
и лесного комплекса Красноярского края», от 07.08.2008 № 31-п
«Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства здравоохранения Красноярского края», от 21.08.2008 № 49-п «Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края».

В качестве государственных заказчиков по мероприятиям программы выступят главные распорядители бюджетных средств, а именно государственный заказчик-координатор программы – министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края,


государственный заказчик – министерство здравоохранения Красноярского края, государственный заказчик – министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Формы и методы управления реализацией программы
Настоящая целевая программа будет реализована путем размещения государственного заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Государственные заказчики ежемесячно представляют отчеты о ходе реализации программы государственному заказчику-координатору программы, который составляет сводные отчеты об исполнении программы ежемесячно и по итогам года и направляет в органы исполнительной власти Красноярского края в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 03.12.2008 № 211-п «Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ, порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ».


Примерный перечень мероприятий долгосрочной целевой программы
«Обеспечение радиационной безопасности населения края и улучшение социально-экономический условий его проживания» на 2013-2015 годы


1.

Развитие краевой автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (КрасАСКРО) с приобретением оборудования;

2.

Контроль радиационной обстановки на территории Красноярского края;

3.

Проведение радиационного мониторинга в 1000-километровой зоне наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат»;

4.

Радиационное обследование заброшенных отвалов обогатительной фабрики бывшего предприятия по добыче монацита (Канский район Красноярского края);

5.

Оценка радиационной обстановки на юге и севере Красноярского края;

6.

Оценка влияния радиационного фактора на здоровье населения, проживающего на потенциально радиационно-опасных территориях Красноярского края;

7.

Проведение работ по берегоукреплению и рекультивации территории о. Городской г. Енисейска (река Енисей) с разработкой проектно-сметной документации;

8.

Строительство водозаборных сооружений и водопроводных сетей
в населенных пунктах зоны наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат».

Первый заместитель министра

природных ресурсов и лесного

комплекса Красноярского края С.Ю. Васин


Атурова Виктория Петровна

249-37-76



№ п/п

Наименование задачи

Заказчик

Всего

в том числе

из них

2011

2012

2013

2014

1.


Развитие краевой системы радиоэкологического контроля




28,2

-

8,2

7,1

7,9




в том числе:



















1.1.

разработка «Концепции радиационной безопасности населения Красноярского края до 2020 года"; удалено

Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края

1,9

-

1,9

-

-

1.2.

развитие краевой автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (КрасАСКРО) с приобретением оборудования;

Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края


6,82

-

6,3

-

-

1.3.


контроль радиационной обстановки на территории Красноярского края.

Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края


19,64

-

-

7,1

7,9

2.


Проведение радиоэкологического мониторинга в Красноярском крае



63,3

2,1

17,1

25,0

21,5





в том числе:


















2.2.

проведение радиационного мониторинга в 1000-километровой зоне наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат»;

Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края



24,0


-

-

7,5


8,0



2.3.

радиационное обследование заброшенных отвалов обогатительной фабрики бывшего предприятия по добыче монацита (Канский район Красноярского края);


Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края

2,0

-

2,2

-

-

2.4.

изучение и оценка радиационной обстановки в южных, восточных и западных районах Красноярского края с обследованием выявленных радиационных аномалий;


Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края

10,8

-

3,4

3,6

3,8

2.5.

оценка радиационной обстановки на территориях Таймырского и Эвинкийского муниципальных районов Красноярского края;

Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края


6,5

-

4,9

6,9

2,7


2.6

оценка влияния радиационного фактора на здоровье населения, проживающего на потенциально радиационно-опасных территориях Красноярского края


Министерство здравоохранения Красноярского края

20,0


6

7

7

20

3


Обеспечение радиационной безопасности населения Красноярского края путем проведения работ по рекультивации территорий с высоким содержанием радионуклидов с разработкой проектно-сметной документации




39,6















разработка проектно-сметной документации на проведение работ по берегоукреплению и рекультивации территории о. Городской г. Енисейска (река Енисей);



Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края


4,16




4,16

-

3,0





Реализация проекта




35,44







35,44



4.

Повышение качества жизни населения Красноярского края, проживающего в зоне наблюдения ФГУП «ГХК»





61,3

0,0

54,5

6,8

0,0




в том числе:



















4.1.

строительство водозаборных сооружений и водонапорной башни, капитальный ремонт водопровода в с. Атаманово Сухобузимского района Красноярского края;

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края




-

27,8

-

-

4.2.

строительство водопроводных сетей по ул. Солнечная, ул. Есенина в с. Сухобузимское Сухобузимского района Красноярского края.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края





-

26,7

6,8



-




Смотрите также:
Законов от 19. 01. 1996 №3-фз «О радиационной безопасности населения», от 21. 11. 1995 №170-фз «Об использовании атомной энергии»
221.08kb.
1 стр.
Закон от 21 ноября 1995 г. N 170-фз "Об использовании атомной энергии"
855.1kb.
5 стр.
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии
682.04kb.
4 стр.
Закон кыргызской республики о радиационной безопасности населения Кыргызской Республики в редакции Законов кр от
228.92kb.
1 стр.
Закон от 09. 01. 1996 n 3-фз "О радиационной безопасности населения"
276.07kb.
1 стр.
Постановление От 19 июня 2003 года об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "требования к устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной
3496.93kb.
21 стр.
Закон о радиационной безопасности населения принят Государственной Думой
245.57kb.
1 стр.
Атомная энергетика в общественном сознании
33.04kb.
1 стр.
Закон о радиационной безопасности населения
108.89kb.
1 стр.
Закон об использовании атомной энергии принят Государственной Думой
735.24kb.
4 стр.
Правила оценки соответствия оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на объекты использования атомной энергии нп-071-06
155.14kb.
1 стр.
Законом №3-фз от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения»
107.2kb.
1 стр.