Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Вопросы правового просвещения, образования и воспитания учащихся приобретают особое значение в условиях формирования правового государства и гражданского общества в России, потребовавших формирования высокого уровня готовности гражданина к осознанному поведению в формирующемся правовом пространстве Российской Федерации. Единый День правовых знаний призван:
При организации мероприятий единого Дня правовых знаний важно исходить не только из возрастных особенностей учащихся, специфики сложившегося классного коллектива, но из уровня их знакомства с правом. Вопросы права в самом элементарном виде звучат на уроках предмета «Окружающий мир» в начальной школе; правовые проблемы поднимаются в курсе «Обществознание» в основной школе; учебный модуль «Право» изучается в старшей школе в интегрированном предмете «Обществознание» и в качестве отдельной дисциплине в профильном варианте старшей школы. Становление и развитие права становятся объектом изучения в курсе истории. Отдельные аспекты правовых отношений рассматриваются целым рядом школьных предметов. Таким образом, предпочтительное содержание и формы работы в рамках единого Дня правовых знаний в конкретных школах, классах определяются в зависимости от программы развития, избранного профиля, реальных возможностей образовательного учреждения, а также индивидуальных потребностей и возрастных возможностей учащихся и с учетом интересов и запросов их родителей. Одним из важнейших условий обеспечения эффективности проведения единого Дня правовых знаний, является доступ учащихся и педагогов к правовой литературе, содержащейся в библиотечных фондах школы и районных библиотек, и Интернет-ресурсам. При определении содержания, форм и методики проведения единого Дня правовых знаний важно учитывать следующее:
Освоение современного правового пространства России наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми. Поэтому при возможности к проведению единого Дня правовых знаний надо привлекать родителей учащихся, представителей органов исполнительной власти, правоохранительных государственных органов, общественных организаций. О тематике бесед по Конвенции о правах ребенка с учащимися начальной школы Определяя тему беседы с учащимися начальной школы, важно исходить из задач правового просвещения, образования и воспитания, которые рекомендуется решать в первые годы учебы ребят:
На основании учета этих задач, содержания Конвенции о правах ребенка, ее отражении в вышеназванной программе, темами бесед в единый День правовых знаний могут быть следующие: 1 класс «Правила вокруг нас». Зачем нужны правила? Правила в игре. Моделирование и обсуждение игры без правил. Справедливость. Правила, которые важно знать. Конвенция о правах ребенка - документ, который тебя защищает. «Наш класс». Конвенция о правах ребенка о праве на имя. Права учащихся в нашем классе. Ответственность. Дежурство по классу. Разработка правил поведения в классе. «Я и мои друзья». Дружба. Все мы - разные. Конвенция о правах ребенка о защите права на индивидуальность. Толерантность. Памятка «Как не ссориться с друзьями». Встреча со школьным психологом. 2 класс «Наша школа». Конвенция о правах ребенка о праве на образование. Знакомство со школой и ее внутренним распорядком. Устав школы - основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Встреча с руководителями образовательного учреждения. «Дом, в котором я живу». Право на выбор места жительства. Конвенция о правах ребенка о праве на неприкосновенность жилища. Защита прав ребенка на жилище в российском законодательстве. Ответственность семьи за создание условий для развития ребенка. Распределение обязанностей по дому. Домашние праздники. «Я и моя семья». Конвенция о правах ребенка о праве детей на семейную жизнь. Права членов семьи. Ответственность родителей. Защищенность. Право ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «За помощью обращаться...» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Встреча с юристом (работником органов опеки и попечительства или др. организаций). 3 класс «Идем в гости». Конвенция о правах ребенка о праве на семейные связи. Мои родственники. Некоторые правила этикета. Договариваемся о встрече. Подарки и сувениры. Правила поведения в гостях. «На экскурсии». Конвенция о правах ребенка о праве на отдых и досуг. Как организовать свой досуг? Культурно-исторические места нашего города. Встреча с экскурсоводом. Правила поведения на экскурсии. 4 класс «Я - гражданин России». Конвенция о правах ребенка о праве на гражданство. Что значит быть гражданином? Наша Родина - Российская Федерация. Правила жизни в стране - законы. Конституция - основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. «Защита прав ребенка». Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить?». Встреча с юристом (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратура и т.д.). Разработка уроков по Конвенции о правах ребенка для основной и старшей школы Урок для 5-7 классов Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения; способствовать развитию навыка работы с документом. Задачи урока: передать школьникам знания о Конвенции о правах ребенка, ее содержании, сформировать представление о системе прав ребенка. Методы: беседа, работа в группах, работа с источником, интерактивная игра. Необходимое оборудование: текст Конвенции о правах ребенка, доска или большой лист бумаги, маркеры. Ход урока: Разминка: игра «Черные шнурки». Учитель предлагает поменяться местами тем, кто: - считает себя внимательным; - ... общительным; - ... свободным; - ... счастливым. Учитель: как видно, мы все разные, но, так или иначе нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим. Продолжение разминки: - ... знает такой документ, как Конвенция о правах ребенка? Учитель: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка - это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция - это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав. А знаете ли вы, что первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую декларацию, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей, один из которых содержится в статье 6 Декларации: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной обеспеченности ...». Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка. Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.). Далее учитель предлагает учащимся блиц-опрос. Вот примерные вопросы: 1. Что такое права человека? 2. Какие права есть у вас? 3. Достаточно ли прав у детей? 4. Можете ли вы добиться, чтобы ваши права уважали? 5. Какие права вы считаете главными для человека? 6. Как вы думаете, есть ли особые права у детей? Какие? 7. Какие из ваших прав чаще всего нарушаются? 8. Чтобы вы сделали для защиты прав других людей или своих? Работа с текстом Конвенции о правах ребенка: Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Вопросы к учащимся:
Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. Вопросы к учащимся:
При работе с текстом Конвенции можно обсудить следующие вопросы:
Варианты интерактивных игр: 1. Учитель вместе с учениками, используя текст Конвенции о правах ребенка, в игровой форме разбираются, где права взрослых, а где права детей. Для этого класс делится на 3-4 группы. Учитель раздает группам по листку, в котором сформулировано 2 права, одно принадлежащее всем, другое - только взрослым либо только детям. Каждая группа продемонстрирует другим группам свои права, изобразив их на рисунке. Затем группы показывают классу рисунки, а класс определяет, что это за право и кому оно принадлежит. Например, можно предложить следующие права: 1. Право на жизнь. 2. Право на участие в выборах. 3. Право на свободное передвижение и выбор места жительства. 4. Право на вступление в брак. 5. Право на имя. 6. Право на труд. 7. Право на образование. 8. Право на собственность. 2. Игра «Самое-самое». Учитель просит назвать одно качество соседа справа, то, что делает его заметным, привлекательным. Учитель спрашивает: кто не согласен с мнением другого? Учитель: даже, если мы не согласны, мы должны быть терпимыми. Конвенция о правах ребенка говорит и об этом: государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности (статья 8). 3. Комиссия по правам ребенка. Избирается Комиссия по правам ребенка из 7-9 человек. Комиссия обсуждает устные или письменные жалобы на нарушения прав ребенка, провозглашенных в Конвенции о правах ребенка. Жалобы составляются заранее. Для их написания могут быть использованы личные впечатления учащихся, факты, отраженные в средствах массовой информации. Комиссия разрабатывает рекомендации о том, как устранить несправедливость.
Можно предложить учащимся подумать и дать краткие письменные ответы на следующие вопросы: 1. Как вы думаете, что мы должны сделать для того, чтобы с вашими правами больше считались? 2. Что вам осталось неясным после обсуждения основных положений Конвенции о правах ребенка, что нужно пояснить? Затем учитель подводит итоги урока: Итак, Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но Конвенция -это не волшебная палочка, а то на, что в трудную минуту вы можете опереться в вашем жизненном пути. Дух Конвенции о правах ребенка можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему». Словарь урока Генеральная Ассамблея ООН - главный орган Организации Объединенных Наций, состоящий из всех государств-членов, каждый из которых наделен равными правами. Гражданство - устойчивая правовая и политическая связь человека с государством, политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству. Декларация - правовой документ, имеющий силу рекомендации. Конвенция — международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация, объединение государств, созданное в 1945 г., для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между народами и государствами. Урок для 8-9 классов Цель урока: знакомство с Конвенцией о правах ребенка; содействие воспитанию нравственно-правовых норм, основанных на уважении, к правам и свободам человека, правам ребенка. Задачи урока: на основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за свои поступки и поведение; содействовать воспитанию культуры прав человека; расширение правового кругозора учащихся. Методы: беседа, ответы на вопросы, работа в группах, работа с источником, интерактивная игра. Необходимое оборудование: тексты Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, доска или большие листы бумаги, маркеры. Ход урока: Вступительное слово учителя: Наш урок посвящен охране прав детей. Дети обладают всеми основными правами и свободами человека, однако требуют особой правовой защиты, поскольку они имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Давайте вспомним, какие специальные документы по защите прав детей приняло мировое сообщество? Материал для учителя: первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Документ состоял из 5 пунктов. В нем говорилось о принятии мер в отношении рабства, детского труда, торговли детьми, необходимости особой заботы о детях «в виду их физической и умственной незрелости». Во время Второй мировой войны Декларация о правах ребенка утратила свою силу, дети стали жертвами войны, вот почему с момента создания ООН (1945 год) дети и их благополучие стали в центре внимания мировой общественности. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Всеобщую декларацию прав человека. Она стала основой для дальнейших усилий в этом направлении.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней сформулированы 10 основных принципов, касающихся защиты, благополучия детей. Главный тезис декларации - «Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет». В международный год ребенка (1979 г.) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.
Как вы думаете, почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять еще один документ о правах ребенка - Конвенцию? Материал для учителя: декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция - соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Подписывая конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом. Учитель: а теперь приступим к работе с текстом Конвенции о правах ребенка. Учитель может выбрать любые формы работы из нижеперечисленных. А. Практическая работа с текстом Конвенции: На классной доске необходимо вывесить 3 плаката: Право на выживание Право на развитие Право на защиту Нужно попросить учеников сгруппировать права ребенка по предложенной схеме. В результате практической работы должна быть составлена таблица:
Б. Учащимся предлагается найти в тексте Конвенции ответы на следующие вопросы:
4. Обеспечение каких прав в области образования Конвенция предписывает правительствам всех стран? (ст. 28. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и, профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;, в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу; ст. 29. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; б) воспитания уважения к правам человека и основным свободам; в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин ... д) воспитание уважения к окружающей природе). 5. В каких жизненных ситуациях по определению Конвенции каждый ребенок имеет право на особую защиту? (ст. 12. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка ... Ст. 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка). В. Шарады Схема игры: в классе на добровольной основе создаются 2 команды. Каждая команда выбирает какую-нибудь статью Конвенции и для ее отображения готовит шараду, пантомиму, инсценировку. Затем команды по очереди показывают их. Учащиеся (в т.ч. и другая команда) должны отгадать, какую статью пытались иллюстрировать выступающие. Возможно, отгадывая, ребята будут называть разные статьи Конвенции. Такой результат можно использовать для обсуждения. Г. Учащимся предлагается сформулировать права, которые позволят им комфортно чувствовать себя в школе. После выполнения этого задания ученики могут сравнить их с положениями Устава школы и ответить на вопрос: Какими правами, по их мнению, необходимо его дополнить? Учащимся можно предложить самостоятельно подобрать статьи из прессы о реализации и нарушениях прав ребенка. Анализируя их, они определяют, какие права были нарушены. Рефлексия: Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Затем учитель подводит итоги урока: Сегодня мы познакомились с историей возникновения международных документов о правах ребенка, с правами ребенка, провозглашенными в Кон венции о правах ребенка, выяснили, что после подписания Конвенции государство берет на себя обязанность защищать детей и принимать решительные меры для содействия реализации их прав. Конвенция является самым полным документом, в котором права ребенка обладают силой норм международного права. Конвенция ценна и тем, что представляет собой обязательство на будущее: она призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит построить справедливый, гуманный мир. Словарь урока Комиссия ООН по правам человека - главный орган по правам человека, образованный в 1946 г. Комиссия рассматривает заявления, касающиеся прав человека, и анализирует сообщения об их нарушениях. Ратификация - утверждение органами верховной законодательной власти государства международных договоров или соглашений, придающее документу юридическую силу.
Необходимое оборудование: тексты Конвенции о правах ребенка, Семейного кодекса РФ. Ход урока: А. Начать урок можно с ранжирования наиболее важных для учащихся прав. Предложите выбрать из нижеприведенного списка три наиболее значимых для них права:
Из общего списка (по итогам ранжирования) будут выделены наиболее существенные для учащихся права. Скорее всего, будут названы право на уважение, свободу выражения мнения и личную неприкосновенность. Именно эти права получили признание в международных документах о правах детей, в частности, в Конвенции о правах ребенка. Б. Далее учитель предлагает учащимся блиц-опрос (из предложенных ниже форм работы учитель может выбрать те, которые соответствуют уровню класса). Вот примерные вопросы:
В. После диспута учитель может организовать структурированную тематическую дискуссию. Учащиеся должны сидеть недалеко друг от друга и так, чтобы видеть друг друга. Лучше всего написать тему и составляющие ее вопросы на доске. Желательно, чтобы тема выглядела как вопрос или утверждение, которые предлагают множество возможных ответов. Если в ходе дискуссии активно участвуют только несколько учащихся, а остальные молчат, учитель может активизировать остальных. Для этого существуют различные приемы: Карусель - участники высказывают свои мнения по кругу (как сидят), но не более 3-4 минут. Микрофон - учитель передает микрофон по очереди всем учащимся и предлагает им: а) выбрать один из возможных ответов и обосновать свой выбор; б) закончить мысль, предложенную и начатую учителем. При завершении дискуссии следует обобщить выводы (мнения), которые сделали учащиеся. В идеальном варианте их могли бы сформулировать сами подростки. В завершении работы можно обсудить с учащимися ряд вопросов:
Е. Диспут на тему: «Школа и права ребенка». Примерные вопросы для диспута:
Ж. Ребенок и родители в вопросах и ответах. При ответах можно использовать текст Семейного кодекса РФ. 1. Вопрос: имею ли я право делать то, что запрещают мне родители? Ответ: смотря, что делать. Если пить, гулять, ничего не делать, то нет. Но если вы делаете какой-то осознанный выбор, например, самостоятельно выбираете будущую специальность или хотите подработать во время каникул либо общаться с теми, кто вам нравится, то да, вы имеете право это делать. 2. Вопрос: иногда родители говорят: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Имеют ли право родители выгонять из дома своего ребенка? Ответ: Не имеют право. Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, и они неотчуждаемы. Право на жизнь и личную неприкосновенность - одно из важнейших прав. Ребенок не является имуществом своих родителей, и распоряжаться его жизнью и здоровьем они не имеют права. За нанесение вреда жизни и здоровью своего ребенка его родители несут юридическую ответственность в том же объеме, как и за нанесение подобного вреда постороннему им человеку. Кроме того, семейное законодательство устанавливает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих) (ст. 56 Семейного кодекса РФ).
Возраст и жизненный опыт, конечно же, не дают право неуважительно относиться к другим людям. Но, необходимо учитывать, что права всегда сочетаются с обязанностями. Зачастую дети нарушают права своих родителей - и резкими словами, и необдуманными поступками. Для закрепления материала урока учащимся предлагается небольшой практикум: Существует норма международного договора, в соответствии с которой признается и защищается право ребенка на личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, а также право на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию. В каких из приведенных ниже ситуаций можно говорить о нарушении этой нормы?
Заключительное слово учителя: сегодня мы с вами проанализировали ваши основные права, зафиксированные в Конвенции о правах ребенка. Значение этого важнейшего международного документа трудно переоценить. Конвенция обязала человечество задуматься над проблемой авторитаризма в отношении к ребенку. Нормы, зафиксированные в Конвенции, служат ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого все необходимые ресурсы. Список литературы
Рекомендуемые сайты Интернета
![]() Смотрите также: Методические рекомендации по проведению Дня правовых знаний 1 сентября 2010 года
246.35kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению Дня правовых знаний
231.33kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с
312.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011 Методические рекомендации по проведению Дня Знаний Саратов, 2011. 22 с
310.12kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян»
3759.99kb.
21 стр.
Методические рекомендации к проведению дня знаний
208.29kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке и проведению дня здоровья
225.93kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению 1 сентября 2010 года
231.81kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению единого классного часа, посвященного
458.42kb.
3 стр.
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых великой победе и содружеству независимых государств
312.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области
803.99kb.
5 стр.
Методические рекомендации по проведению занятий в образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга по подготовке к Всероссийской переписи населения 14-25 октября 2010 г 490.24kb.
2 стр.
|