Главная
страница 1
Д.В. Кузнецов
Террористические акты 11 сентября 2001 г.:

реакция за пределами США

Трагические по своему характеру события, произошедшие 11 сентября 2001 г. потрясли не только Соединенные Штаты Америки (США)1. Резонанс, который был ими вызван, оказался настолько значительным, что воздействие ощущалось и за пределами США – практически во всем мире.

В связи с этим весьма интересна реакция на террористические акты 11 сентября 2001 г., которая имела место среди представителей международного сообщества и, прежде всего в рамках ООН.

ООН как международная организация универсального ха­рактера, деятельность которой направлена, в том числе и на ис­коренение различных угроз миру, среди которых терроризм вышел в последние годы на одно из ведущих мест, отреагировала на случив­шееся в США достаточно быстро2.

Так, уже 12 сентября 2001 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1368, в которой было отмечено, что он «безоговорочно осуждает самым решительным образом ужасные террористические нападения, которые были совершены 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Вашингтоне (округ Колумбия) и Пенсильвании» и, кроме того, «выражает свою готовность предпринять все необходимые шаги, с тем, чтобы… вести борьбу со всеми формами терроризма в соответствии со своими обязанностями по Уставу Организации Объединенных Наций»3.

В тот же день, 12 сентября 2001 г., соответствующая резо­люция была принята и на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, и, в частности, в ней прозвучал призыв к международному сообществу организовать сотрудничество в области борьбы с международным терроризмом: «Привлечь к ответственности организаторов и исполнителей этого покушения», а также «пре­дотвратить такого рода террористические акты в дальнейшем»4.

Вскоре ООН предприняла также конкретные шаги: 28 сентября 2001 г. в рамках Совета Безопасности ООН была принята резолюция №1373. Ее суть сводилась к тому, чтобы создать препятствия для распространения международного терроризма – государства-члены ООН, под угрозой введения против них санкций, должны были предотвращать и пресекать финансирование террористических актов, воздерживаться от предоставления в любой форме поддержки – активной или пассивной – организациям или лицам, замешанным в террористических актах, отказывать в убежище тем, кто финансирует, планирует, поддерживает или совершает террористические акты, или предоставляет убежище, а также оказывать друг другу в этом всемерное содействие5.

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №1373 учреждался специальный Контртеррористический комитет для контроля за осуществлением настоящей резолюции6.

12 ноября 2001 г. в недрах ООН появилась Декларация о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом7. В ней, в частности, отмечалось, что Совет Безопасности ООН «призывает все государства предпринять срочные шаги для полного осуществления резолюции 1373 (2001), а также выражает свою решимость продолжать осуществление вышеупомянутой резолюции при всестороннем сотрудничестве со всеми членами Организации Объединенных Наций»8.

Проблема международного терроризма обсуждалась также во время 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (ноябрь-декабрь 2001 г.)9, когда все 189 государств-членов ООН подтвердили свою позицию в отношении принятых ранее решений в ООН – борьба против терроризма была поставлена ими во главе угла своей деятельности, хотя, в конечном счете, окончательная резолюция по данному вопросу тогда так и не была принята10.

В результате буквально сразу же ООН стала осуществлять достаточно активные действия, направленные на организацию скорейшей, но главное – максимально эффективной борьбы против международного терроризма, и в дальнейшем ООН также неоднократно обращала свое внимание на проблему международного терроризма.

Так, например, 20 января 2003 г. была принята Декларация по вопросу о борьбе с терроризмом11.

Важнейшее значение имела и Венская декларация, принятая на последующей встрече по итогам состоявшегося 6 марта 2003 г. Специального совещания Контртеррористического комитета (Вена, 11-12 марта 2004 г.)12.

Кроме того, это Загребская декларация о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом, коррупцией и транснациональной организованной преступностью, принятая на практикуме экспертов по теме «Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, коррупцией и транснациональной организованной преступностью» (Загреб, Хорватия, 7-9 марта 2005 г.)13.

В настоящее время в рамках ООН разрабатывается Всеобъемлющая конвенция о международном терроризме, принятие которой может стать весьма важным шагом на пути по искоренению этой все еще актуальной проблемы.

Примечательно, что помимо ООН события 11 сентября 2001 г. всколыхнули также и другие международные организации.

Так, например, 11 сентября 2001 г. свою полную солидарность с США выразили страны-члены НАТО: «В этот критический момент, Соединенные Штаты могут положиться на его союзников в Северной Америке и Европе, на их помощь и поддержку. Солидарность НАТО остается сущностью нашего Альянса. Сообщаем американскому народу о том, что мы находимся рядом с Вами»14.

На следующий день, 12 сентября 2001 г., в Брюсселе состоялся чрезвычайный совет НАТО: в ответ на теракты в США страны-участницы Североатлантического пакта приняли решение о вве­дении в действие статьи 5 этого договора, в соответствии с ко­торой страны, входящие в военную организацию НАТО, должны оказывать помощь друг другу в случае вооруженного нападения «против одной из них или нескольких из них». Как заявил тогда Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон: «Если будет установлено, что это нападение на Соединенные Штаты направлялось из-за границы, оно будет расцениваться как действие, подпадающее под Статью 5»15. В результате предполагаемый ответ США на действия террористов сразу же получил поддержку со стороны их союзников по НАТО.

Поэтому в начавшейся 7 октября 2001 г. операции в Афганистане НАТО, хотя и не взяла на себя ведущую роль, которая полностью отводилась США, тем не менее, приняла в ней достаточное участие16.

В дальнейшем, уже спустя более чем год, на саммите НАТО в Праге 21-22 ноября 2002 г. много внимания было уделено задаче трансформации НАТО в соответствии с необходимостью эффективно реагировать на вызовы международного терроризма. Среди множества конкретных шагов, которые предполагалось предпринимать в рамках НАТО17, важно отметить решение о создании так называемых Сил быстрого реагирования (СБР) численностью 21 тыс. военнослужащих, которые должны осуществлять различные военные операции, в том числе носящие антитеррористический характер.

В принятой по результатам работы саммита в Праге совместной декларации заявлялось: «Терроризм, который мы категорически отвергаем и осуждаем во всех его формах и проявлениях, представляет собой серьезную и растущую угрозу… Мы преисполнены решимости бороться с этим злом столь долго, сколько будет необходимо»18.

Так борьба с международным терроризмом превратилась фактически в один из основополагающих приоритетов в деятельности НАТО на современном этапе.

В рамках такой органи­зации, как Интерпол, во время очередной сессии, состоявшейся в Будапеште 24-28 сентября 2001 г., была принята резолюция, в соответствии с которой предполагалось не только осуществить традиционные для Интерпола мероприятия по поиску причастных к терактам в США лиц, но и создать специальный антитеррористи­ческий центр с целью сбора всей имеющейся ин­формации и последующего ее использования в целях борьбы с международным терроризмом19.

Однако ведущим направлением в деятельности по борьбе с международным терроризмом тогда стало ограни­чение финансовых потоков, которые могли быть направлены террористам.

В частности, этот вопрос стоял в центре внимания мини­стров финансов «Большой семерки» во время их встречи в Ва­шингтоне 6 октября 2001 г. В результате здесь был разработан и утвержден план действий, связанный с прекращением финанси­рования терроризма, главным образом – это замораживание «подозрительных» активов в банках.

То же самое обсуждалось и на совещании Международ­ного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка реконструкции и развития (МБРР) 17-18 ноября 2001 г.

Во время очередного саммита «Большой восьмерки» в Кананаскисе (Канада) 26-27 июня 2002 г. руководители США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии и России также обсуждали проблему международного терроризма, и в результате ими были согласованы действия по предотвращению этой угрозы в дальнейшем.

Среди приоритетных мероприятий – неукоснительное выполнение всех положений резолюции Совета Безопасности ООН №1373 от 28 сентября 2001 г., что, по мнению «Большой восьмерки», создаст необходимые условия для последующих действий, а именно: уничтожение основы для проведения террористических актов – прежде всего финансовой, но также в сфере коммуникаций (глобальная сеть Интернет), ликвидация террористической сети в Афганистане, запрет на предоставление убежища террористам20.

Кроме того, немаловажным для «Большой восьмерки» остается общая оценка угрозы со стороны террористов с тем, чтобы быть готовыми к ответу на возможные террористические акты, что также было подтверждено в Кананаскисе.

Вместе с тем значительной являлась реакция на террористические акты 11 сентября 2001 г. и среди других представителей международного сообщества – в Канаде, странах Западной Европы (Великобритании, Франции, Германии и Италии), Израиле, Австралии и Новой Зеландии, России, а также в странах Востока, прежде всего в арабских странах и др.

В соседней с США Канаде ввиду ее близости к месту терро­ристических актов сразу же был приняты меры по укреплению безопасности и в первую очередь запрещены все полеты граж­данской авиации в направлении США, а также на некоторое время закрыты пограничные посты на границе с США21.

Руководство Канады во главе с премьер-министром Ж. Кретьеном проявило абсолютную солидарность с США, и в дальнейшем, в декабре 2002 г. между США и Канадой было подписано соглашение о сотрудничестве в целях предотвращения угрозы со стороны международного терроризма. 10 июня 2003 г. в действие было введено аналогичное соглашение, подписанное еще 3 июня 2002 г., географические рамки которого охватывали уже весь Американский континент.

Свою поддержку США после трагических событий 11 сентября 2001 г. выразили практически все страны Западной Европы, для руководства и жителей которых произошедшее на противоположном берегу Атлантического океана было абсолютной неожиданностью и так же, как и амери­канцев, ввергло в шоковое состояние22.

Это касалось прежде всего Великобритании – давнего «привилегированного» партнера США на международной арене. Э. Блэр, премьер-министр Великобритании, заявил: «Мы можем только вообразить происходивший там ужас и глубоко сожалеем о том, что многие невинные люди погибли. …Этот акт терроризма – новое зло в нашем мире. Он совершен фанатиками, которые абсолютно безразличны к святости жизни»23.

В дальнейшем Великобритания развила достаточно активную дипломатическую деятельность и в конечном счете превратилась в главного, основного союзника США в объявленной последними «войне с террором». Об этом, в частности, свидетельствовало то, что Великобритания приняла самое активное участие в начавшейся 7 октября 2001 г. военной операции в Афганистане, а до этого премьер-министр Великобритании Э. Блэр всячески способствовал складыванию антитеррористической коалиции, для чего совершил серию визитов на Ближний Восток, а также в Пакистан и Индию (5-7 октября 2001 г.).

Помимо Великобритании, слова поддержки в адрес США прозвучали тогда и со стороны таких госу­дарств, как Франция, Германия и Италия24, а также многих других25.

Кроме того, значительную по своему характеру активность проявило и Европейское сообщество в целом.

В специальном заявлении Европейского Союза (ЕС) от 12 сентября 2001 г. говорилось, что террористические акты 11 сентября 2001 г. – это самое трагическое событие в истории США. ЕС заявил о поддержке своего союзника в деле борьбы против международного терроризма26.

21 сентября 2001 г. в Брюсселе состоялся чрезвычайный Совет Европы, на котором главы государств и правительств 15 стран-членов ЕС подтвердили свою абсо­лютную поддержку действиям США, направленным на борьбу против международного терроризма, а также приняли развернутую программу борьбы с международным терроризмом, которая была одобрена на саммите в Генте 19 октября 2001 г.27. В сущности, европейцы тогда дали свое добро на использование военных методов про­тив террористов, на которое, впрочем, американцы могли и не обращать свое внимание.

Вместе с тем там же, в Брюсселе, ЕС по­спешил отвергнуть любое сравнение между исламским фунда­ментализмом, несущим террор, и мусульманами всего мира28.

Беспокойство ЕС было неслучайным. Наличие в большинстве стран Западной Европы значительных по своей численности мусульманских общин, естественно, вынуждало первых соблюдать толерантность и «не разжигать страсти» в самой Европе, хотя тогда нередки были случаи, когда коренное население Европейского континента проявляло крайнюю степень неприязни к мусульманам, даже несмотря на то, что организации европейских мусульман единодушно осудили террористические акты 11 сентября 2001 г.

4 октября 2001 г. ЕС принял решение заморозить в банках все имеющиеся «подозрительные» вклады, владельцы которых могли бы осуществлять финансирование деятельности террористов.

Затем этот вопрос обсуждался на ежегодной международной конференции по безопасности в Мюнхене (3-5 февраля 2002 г.). Примечательно, что именно здесь фактически впервые проявились разногласия в подходах между европейцами (за исключением Великобритании) и США, поскольку первые в отличие от вторых стали настаивать на использовании ненасильственных методов при решении проблемы, связанной с поддержкой терроризма со стороны каких-либо государств29. Исключительная роль при разрешении подобного рода проблем, по мнению европейцев, должна была принадлежать ООН.

Однако несмотря на это европейцы всегда сохраняли тот стратегический курс в отношениях с США и особенно в том, что касалось борьбы против терроризма, что, в частности, подтвердили два турне президента США Дж. Буша-младшего в Европу, состоявшиеся соответственно в 2002 и 2005 гг.

Кстати, одной из особенностей поведения ЕС стала именно координация усилий и при этом не только в рамках ЕС, но и за его пределами – с представителями международного сообщества.

Так, например, 3 октября 2001 г. в Брюсселе Россия и ЕС приняли совместное заявление о борьбе с международным терроризмом и договорились о запуске механизма двусторонних консультаций по данному вопросу30.

Борьба против терроризма находилась в центре внимания и на Евросредиземноморской конференции, состоявшейся в Брюсселе 5-6 ноября 2001 г., на которой помимо представителей ЕС присутствовали также представители стран Северной Африки и Ближнего Востока.

12 июня 2002 г. в Лиссабоне по инициативе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) состоялось многосторонне совещание по вопросам борьбы с терроризмом. В центр своего внимания его участники поставили задачу еще большей координации усилий в этой области.

В результате в рамках ОБСЕ во время десятой встречи Совета министров в Порту (6-7 декабря 2002 г.) была принята Хартия ОБСЕ о предупреждении терроризма и борьбе с ним, в которой также среди первоочередных мероприятий в рамках борьбы с международным терроризмом стояла задача остановить финансирование террористической деятельности по всему миру31.

Реакция на террористические акты 11 сентября 2001 г. в странах, которые традиционно причисляли себя к Западу, – Израиле, а также Австралии и Новой Зеландии, в целом являлась аналогичной тому, что имело место в Западной Европе.

В Израиле практически сразу же, как пришло известие о случившемся в США, были предприняты беспрецедентные по своему характеру меры безопасности и прежде всего запрещены все полеты гражданской авиации в воздушном пространстве страны. Решение об этом правительство А. Шарона приняло поздним вечером 11 сентября 2001 г.32.

Тогда же в Израиле в знак солидарности с США был объявлен день траура. «В этот самый трудный час все израильтяне стоят как один рядом с американским народом», - заявил премьер-министр Израиля А. Шарон33.

Одновременно с этим 13 сентября 2001 г. Израиль закрыл границы с Египтом и Иорданией34.

Существенно и то, что Израиль предложил США – своему давнему стратегическому союзнику на Ближнем Востоке – начать глобальную войну против террора и тем самым стал одним из самых активных участников антитеррористической коалиции, которая стала тогда складываться под эгидой США.

Помимо Израиля, меры безопасности были введены и на другом конце планеты – Австралии и Новой Зеландии. Эти государства проявили полную солидарность с США и так же, как и Израиль, вошли в состав антитеррористической коалиции.

Кстати, тогда же, по аналогии с Североатлантическим пактом, в действие была введена соответствующего характера статья (Статья 4) и в рамках еще одного военно-политического блока – АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия и США).

Что касается России, то и здесь, как и в остальном мире, реакция на случившееся в США последовала незамедлительно.

Уже 12 сентября 2001 г. президент В.В. Путин заявил во время беседы по телефону с президентом США Дж. Бушем-младшим о своей поддержке в отношении предполагаемых действий США в ответ на террористические акты 11 сентября 2001 г.35, и в результате сложилась ситуация, когда, оказавшись перед лицом общей угрозы в лице терроризма, Россия и США фактически объединили свои усилия36, что, в свою очередь, во многом способствовало значительному улучшению их взаимоотношений в дальнейшем.

Вскоре В.В. Путин предпринял и вполне конкретные шаги: 24 сентября 2001 г. появилось его заявление, содержавшее программу действий России, связанных с предстоящей военной операцией в Афганистане. Суть ее положений сводилась к следующему:


  1. Это активное международное сотрудничество по линии спецслужб. Россия предоставляет и намерена дальше предоставлять имеющуюся у нее информацию об инфраструктуре, местах пребывания международных террористов и базах подготовки боевиков.

  2. Мы готовы предоставить воздушное пространство Российской Федерации для пролета самолетов с гуманитарными грузами в район проведения этой антитеррористической операции.

  3. Мы согласовали эту позицию с нашими союзниками из числа центрально-азиатских государств. Они разделяют эту позицию и не исключают для себя возможности предоставления своих аэродромов.

  4. Россия также готова, если это потребуется, принять участие в международных операциях поисково-спасательного характера.

  5. Мы расширим сотрудничество с международно признанным правительством Афганистана во главе с господином Раббани и окажем его вооруженным силам дополнительную помощь в форме поставок вооружений и боевой техники.

«Возможны и другие, более глубокие формы сотрудничества России с участниками контртеррористической операции. Глубина и характер этого сотрудничества будут напрямую зависеть от общего уровня и качества наших отношений с этими странами и взаимопонимания в сфере борьбы с международным терроризмом», - заявил В.В. Путин37.

3 октября 2001 г. В.В. Путин находился в Брюсселе, где не только провел встречу с представителями ЕС, но и обсудил проблему международного терроризма с Генеральным секретарем НАТО лордом Робертсоном.

В ходе переговоров с последним В.В. Путин подтвердил желание России помогать США в борьбе с терроризмом и принимать участие в действиях международного сообщества в ответ на предпринятые 11 сентября 2001 г. атаки. Он выразил также готовность России активнее участвовать в общих консультациях на эту тему. Здесь же стороны обсудили ближайшие и долгосрочные контртеррористические меры, которые необходимо принять. На совместной пресс-конференции с лордом Робертсоном В.В. Путин заявил, что «в НАТО готовы к изменению качества отношений с Россией, и Россия к этому готова»38.

Во время состоявшейся 12 ноября 2001 г. в Вашингтоне встречи В.В. Путина с президентом США Дж. Бушем-младшим было зафиксировано максимальное сближение позиций России и США в вопросе борьбы с международным терроризмом.

С другой стороны, на фоне усилившейся активности США в преддверии намечавшейся тогда военной операции в Афганистане и, в частности, в Центральной Азии39, Россия развила достаточно активную дипломатическую деятельность в этом регионе Земного шара, прежде всего в рамках так называемой «Шанхайской» группы – Шанхайской организации сотрудничества, в которую помимо стран Центральной Азии, входят Россия и Китай.

Так, например, 7 июня 2002 г. во время встречи в верхах в Санкт-Петербурге было принято решение о создании региональной структуры в целях противодействия международному терроризму. 17 июня 2004 г. такой Антитеррористический центр был сформирован40.

Террористические акты 11 сентября 2001 г., причастность к которым имели террористы из организации «Аль-Каида», возглавляемой миллионером из Саудовской Аравии Усамой бен Ладеном, «взорвали» ситуацию не только на Западе, но и на Востоке.

Тот факт, что буквально сразу же руководство США обвинило в причастности к терактам движение Талибан, находившееся тогда у власти в Афганистане, серьезно повлиял на обстановку в странах Востока.

Причем талибы попытались не только оградить себя от обвинений США, но и считали, что устанавливать связь между тем, что произошло в США, и личностью Усамы бен Ладена «неоправданно и лишено каких бы то ни было оснований». «США должны предоставить неопровержимые доказательства причастности Усамы бен Ладена», - заявил духовный лидер движения Талибан мулла Мохаммед Омар41.

Последний фактически покровительствовал Усаме бен Ладену, находящемуся тогда в Афганистане и в ответ на требования США выдать его американским властям заявил, что это невозможно и будет равносильно предательству идеям ислама.

С другой стороны, тогдашние руководители Афганистана, по крайней мере на официальном уровне, осудили террористические акты 11 сентября 2001 г., во всяком случае это тогда сделал в правительстве, составленном из представителей движения Талибан, министр иностранных дел.

В арабских странах, однако, реакция была несколько иной: руководители Египта, Иордании, Сирии и Ливана, арабских стран Персидского залива не только осудили террористические акты 11 сентября 2001 г. и выразили свои соболезнования американскому народу, но и заявили о своей готовности оказать определенную помощь США в поиске причастных к ним лиц42. Общее мнение было таково: действия террористов противоречат всем человеческим и религи­озным ценностям, в том числе ислама43.

Даже Президент Палестинской автономии Я. Арафат назвал произошедшее в США «ужас­ным деянием» и направил свои соболезнования руководству США. «Мы абсолютно потрясены. Это невероятно», - заявил Я. Арафат, пообещав способствовать розыску лиц, причастных к террористическим актам 11 сентября 2001 г.44.

Вместе с тем тот факт, что Усама бен Ладен являлся выходцем из Саудовской Аравии, серьезно осложнил отношения США с этой страной после 11 сентября 2001 г. Однако король Саудовской Аравии Фахд буквально сразу же отмел все возможные параллели между Усамой бен Ладеном и своей страной. «Мы заявляем о своем абсолютном осуждении этих действий, а также о поддержке всех действий, которые будут предприниматься международным сообществом в области борьбы с международным терроризмом», - заявил король Фахд45.

В свою очередь, наследный принц Абдалла во время телефонного разговора с президентом США Д. Бушем-младшим сказал следующее: «Мы полностью готовы сотрудничать с Вами в каждом вопросе, способствующем выявлению личности преступников, совершивших это злодеяние, и их преследованию… Мы отделяем ислам и арабов от этих чудовищных действий, которые не могут быть совершены нормальным человеком, верящим в бога и понимающим суть исламской религии. Весь исламский мир выражает свои глубокие соболезнования американскому народу»46.

В дальнейшем, после начала военной операции США и Великобритании в Афганистане (7 октября 2001 г.) 9-10 октября 2001 г. в Дохе (Катар) состоялись чрезвычайные совещания Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации Исламская Конференция (ОИК), на которых участвовавшие в них министры иностранных дел не пришли к единому мнению относительно действий США и их союзников в Афганистане, но предостерегли от возможного расширения военной операции в Афганистане, хотя критике их все-таки не подвергли.

Это свидетельствовало о том, что абсолютная поддержка США со стороны арабских стран, как ни старались США и их ведущий союзник Великобритания, все-таки достигнута не была, и более того, излишняя, с точки зрения арабских стран, активность США на Ближнем и Среднем Востоке могла иметь негативные последствия для этого региона земного шара.

С другой стороны, известно и то, что США обратились тогда к Пакистану за поддержкой в деле борьбы с международным терроризмом и, в частности, во время подготовки военной операции в Афганистане. В результате Пакистан дал свое согласие на то, чтобы США получили возможность использовать воздушное пространство страны, хотя территорию для размещения на ней сухопутных войск не предоставил47.

После 11 сентября 2001 г. ключевые союзники США в Восточной Азии, и прежде всего Япония, также оказали им поддержку. Существенно, что это сделал и Китай, для которого США в последние годы представляют собой фактического конкурента в Азиатско-Тихоокеанском регионе48.

20-21 октября 2001 г. состоялся саммит АТЭС49, во время которого была принята декларация с целью борьбы против международного терроризма50.

Усилия по борьбе с международным терроризмом имели место и в рамках АСЕАН51, страны-члены которой во время встречи, состоявшейся 5 ноября 2001 г., также приняли специальный документ – Декларацию52.

Наконец, после 11 сентября 2001 г. проблема международного терроризма оказалась и в центре внимания стран Африки. Их руководство единодушно осудило террористические акты в США, а также утвердительно ответило на призыв последних объединиться перед лицом угрозы в лице международного терроризма. Так, 16-17 октября 2001 г. в Дакаре (Сенегал) состоялась встреча представителей африканских стран-членов Организации африканского единства (ОАЕ), участники которой обсудили «Дакарскую декларацию» - «Африканский пакт по борьбе против терроризма». Предложенный и в итоге принятый проект соглашения по предотвращению терроризма и борьбе с ним предполагает, в частности, использовать все доступные меры – дипломатические, а также финансового характера – с тем, чтобы бороться с терроризмом на уровне национальном, региональном и мировом53. 6 декабря 2002 г. «Африканский пакт по борьбе против терроризма» вступил в действие.

Таким образом, реакция на трагические события 11 сентября 2001 г. за пределами США оказалась масштабной: беспрецедентные по своему характеру террористические акты всколыхнули международное сообщество. Оно отреагировало на них с непоколебимой решимостью. Фактически сразу же сложившаяся под эгидой США широкая коалиция государств начала борьбу против движения Талибан, «Аль-Каиды» и их сторонников, находившихся тогда в Афганистане.

Осуждение терроризма оказалось абсолютно единогласным со стороны всех представителей международного сообщества, которые, вместе с тем осознав действительно глобальную угрозу со стороны международного терроризма, приступили к организации действенных мер по борьбе с ним.

В результате борьба с международным терроризмом находилась в центре внимания представителей международного сообщества достаточно долгое время после трагических событий 11 сентября 2001 г. В течение 1,5 лет на самых различных уровнях предпринимались попытки создать систему, которая могла бы предотвратить возможность повторения подобного рода террористических актов в дальнейшем.

И даже несмотря на то, что в дальнейшем, в течение 2002-2003 гг., внимание международного сообщества оказалось приковано к обострившемуся Иракскому кризису, международный терроризм и угроза с его стороны до сих пор среди важнейших приоритетов его деятельности.

Об этом, в частности, свидетельствуют состоявшиеся в течение 2005 г. конференции, касающиеся борьбы с международным терроризмом.

5-8 февраля 2005 г. такой форум прошел в Эр-Рияде (Саудовская Аравия). Его участники обсуждали эффективность использования самых различных мер с тем, чтобы оптимизировать координацию в этой области. Инициатор этой конференции – наследный принц Саудовской Аравии Абдалла – предложил создать антитеррористический центр, который действовал бы на международном уровне и включал в себя многочисленных экспертов.

1-2 марта 2005 г. в Лионе (Франция) под эгидой Интерпола прошла международная встреча, на которой обсуждались проблемы биотерроризма54. Итогом стало принятое решение о создании специального Информационного центра.

Наконец, 8-10 марта 2005 г. в Мадриде (Испания) состоялась еще одна конференция, посвященная проблеме международного терроризма. В центре внимания участников этого форума, который состоялся в стране, так же, как и США, пострадавшей от терроризма55, находилась тема «Демократия и терроризм». На нем Генеральный секретарь ООН К. Аннан предложил программу по борьбе с международным терроризмом, состоящую из 5 пунктов и в целом соответствующую положениям резолюции Совета Безопасности ООН №1373 от 28 сентября 2001 г.



В конечном счете, благодаря активным действиям представителей международного сообщества, удалось создать устойчивую основу для организации борьбы против терроризма, в том числе международного. Сейчас объявленная после трагических событий 11 сентября 2001 г. «война с терроризмом» продолжается, и от того, настолько эффективно будут действовать США, а также все другие представители международного сообщества, зависит ее успех в дальнейшем.


1 В частности, реакция в США на трагические события 11 сентября 2001 г. освещена в статье, автором которой является известный у нас в стране американист С.М. Рогов. См.: Рогов С.М. 11 сентября 2001 года: реакция США // США-Канада: Экономика-политика-культура. 2001. №11. С.3-24.

2 Примечательно, что ООН и ранее постоянно держала в центре своего внимания такую проблему, как международный терроризм. Так, например, после серии террористических актов, совершенных против посольств США в Кении и Танзании, 7 августа 1998 г. Совет Безопасности ООН принял соответствующую резолюцию. См.: S/RES/1189 (1998).

3 S/RES/1368 (2001).

4 RE/56/1.

5 S/RES/1373 (2001).

6 Ibidem.

7 Существенно, что еще ранее в рамках ООН были разработаны два очень важных документа: Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, утвержденная резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1994 года (См.: A/RES/49/60), и Декларация, дополняющая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года, утвержденная резолюцией 51/210 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1996 года (См.: A/RES/51/210). Они фактически заложили основу для последующих подобных документов, в том числе для Декларации о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом.

8 S/RES/1377 (2001).

9 A/56.

10 Вместе с тем после начавшейся 7 октября 2001 г. военной операции США и их союзников (Великобритания и др.) в Афганистане, которая получила название «Несокрушимая свобода», 16 января 2002 г. Совет Безопасности ООН при­нял резолюцию №1390, которая предусматривает введение санкций с целью противодействия деятельности террористиче­ской организации «Аль-Каида»: эмбарго на поставки оружия, а также запрет на контакты с лицами, причастными к «Аль-Каиде» и движению Талибан. См.: S/RES/1390 (2002).

11 S/RES/1456 (2003).

12 S/2004/276.

13 A/59/754 – S/2005/197.

14 См.: Statement by the North Atlantic Council: Press Release PR/CP (2001) 122, 11 September 2001 // www.nato.int

15 См.: Statement by the North Atlantic Council: Press Release (2001)124, 12 September 2001 // www.nato.int


16 Тогда фактически впервые в истории НАТО, в соответствии со Статьей 5 Североатлантического пакта 1949 г., силы стран-членов НАТО были переброшены в поддержку военной операции США в Афганистане – 5 самолетов с воздушными системами дальнего радиолокационного обнаружения (АВАКС), а также Постоянные военно-морские силы на Средиземноморье, которые были сосредоточены в восточной части Средиземного моря.

17 Подробнее: NATO’s military concept for defence against terrorism // www.nato.int

18 См.: Partnership Action Plan against Terrorism // www.nato.int

19 Resolution No AG-2001-RES-05 «Terrorist attack of 11 September 2001» // www.interpol.com

20 См.: G8 counter-terrorism cooperation since September 11th backgrounder // www.g8russia.ru

21 Кстати, с беспокойством на случившееся отреагировал и другой сосед США – Мексика. Президент Мексики В. Фокс заявил: «Мы вы­ражаем нашу солидарность с американским народом и приносим ему наши глубокие соболезнования в связи с жертвами актов терроризма», а также дал указание укрепить меры безопасности вокруг американского посольства в Мехико.

22 Вместе с тем буквально сразу же в странах Западной Европы был предпринят целый ряд мероприятий с целью предотвратить возможное повторение событий, что имели место в США. Так, повышенный уровень риска террористической опасности был введен практически во всех странах Западной Европы – аэ­ропорты попали под контроль антитеррористических служб. Кроме того, были отменены практически все рейсы в США и Канаду. Меры безопасности были введены и в отно­шении посольств США, расположенных в странах Западной Ев­ропы.

23 The Times. 2001. September. 13.

24 Это соответственно сделали президент Ж. Ширак, канцлер Г. Шредер и премьер-министр С. Берлускони.

25 В полдень 14 сентября 2001 г. по среднеевропейскому времени по всему Европейскому континенту в знак уважения к памяти погибших и горю потерявших своих родных и близких в результате совершенных 11 сентября 2001 г. террористических актов прошла трехминутная минута молчания. Так была продемонстрирована солидарность европейцев с американским народом, выражены гнев и скорбь.

26 См. сайт Европейского Союза (ЕС): www. europa.eu.int

27 Там же.

28 Там же.

29 29 января 2002 г. в своей речи в Конгрессе США президент Д. Буш-младший обозначил так называемую «ось зла», к которой причислил прежде всего Ирак, а также Иран и Северную Корею. Именно эти страны, по мнению руководства США, и осуществляли поддержку международного терроризма, и поэтому на повестку дня ставится необходимость ликвидации существующих в них режимов. Первым на очереди стал именно Ирак. См.: State of the Union President George W. Bush. January 29, 2002 // http://www.whitehouse.gov/news/releases/2002/01/20020129-11.html

30 В ходе первого раунда консультаций – 15-16 октября 2001 г. – стороны пришли к пониманию необходимости разработки единого определения понятия «терроризм». См.:

europa.eu.int/comm/external_relations/russia/summit_10_01/dc_eng.htm



31 См.: Хартия ОБСЕ о предупреждении терроризма и борьбе с ним, Десятая встреча Совета министров в Порту, 6-7 декабря 2002 г. // www.osce.org

32 Jerusalem Post. 2001. September. 13.

33 Ibidem.

34 Jerusalem Post. 2001. September. 14.

35 Российская газета. 2001. 13 сентября.

36 Уже 12 сентября 2001 г. активизировалась работа совместной (Россия и США) группы по нейтрализации угроз терроризма, исходящих с территории Афганистана (группа Трубникова-Армитиджа).

37 Российская газета. 2001. 26 сентября.

38 См.: Российская газета. 2001. 5 октября.

39 Примечательно, что до того, как начать военную операцию в Афганистане, США заручились поддержкой со стороны стран Центральной Азии: Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана. Все они (за исключением Туркменистана) разрешили США использовать свое воздушное пространство.

40 См.: http://www.sectsco.org/

41 The Washington Post. 2001. September. 13.

42 С этой, официальной по своему характеру, позицией арабских стран несколько расходилась реакция, которая была зафиксирована среди некоторой части общества арабских стран. В частности, как только стало известно о случившемся в США, в некоторых странах арабского мира, например в Палестинской автономии, произошли стихийные демонстрации, во время которых отмечалось в целом положительное восприятие трагедии в США. Все это во многом явилось следствием той поддержки, которую США оказывают государству Израиль в продолжающемся на Ближнем Востоке конфликте.

43 Кстати, подобного рода позиция была тогда характерна и для Ирана.

44 The Washington Post. 2001. September. 13.

45 Ain-Al-Yaqeen. 2001. September. 13.

46 Ibidem.

47 Friday Times. 2001. September. 24.
48 17-22 февраля 2002 г. во время своего турне по странам Азии президент США Дж. Буш-младший вновь заручился поддержкой Китая в области борьбы с международным терроризмом.

49 АТЭС – Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество.

50 См. сайт АТЭС: www.apecsec.org.

51 АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

52 См.: 2001 ASEAN Declaration On Joint Action To Counter Terorrism, Brunei Darussalam, 5 November 2001 // www.aseansec.org

53 См.: PACTE AFRICAIN contre le TERRORISME, Sénégal,16-17 Octobre 2001, Conférence de Dakar // www.africa-union.org

54 См.: http://www.interpol.int/Public/BioTerrorism/Conferences/1stGlobalConference.asp.

55 11 марта 2004 г. в Мадриде в течение 10 минут (между 7.35 и 7.45) прогремели 10 взрывов в электропоездах, следовавших в столицу Ис­пании, в результате чего почти 200 человек были убиты, а 2000 – ра­нены.





Смотрите также:
Д. В. Кузнецов Террористические акты 11 сентября 2001 г.: реакция за пределами США
240.88kb.
1 стр.
«İrs наследие». 2011.№2(50). С. 22-26. Международный терроризм и роль спецслужб в борьбе с ним Хафиз Мусаев
111.44kb.
1 стр.
Самые громкие террористические акты
7.18kb.
1 стр.
Curriculum Vitae Дмитрий Кузнецов
253.1kb.
1 стр.
Дата Событие Подробности
11.92kb.
1 стр.
Новое в медицине катастроф Медицинские последствия взрывной травмы
120kb.
1 стр.
-
65.59kb.
1 стр.
Новости из жизни американских библиотек 09. 06. 2006
59.01kb.
1 стр.
Инструкция № по противодействию терроризму и действиям в экстремальных ситуациях для педагогического состава, обслуживающего персонала и учащихся моу
180.82kb.
1 стр.
Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года статья Ввести в действие Земельный кодекс
101.28kb.
1 стр.
Информация о выступлении белорусских спортсменов
21.99kb.
1 стр.
Портсмутский мирный договор между Россией и Японией 25 августа (5 сентября) 1905 г., Портсмут
76.06kb.
1 стр.