Главная
страница 1
Конспект урока.

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока: «Две семьи - два мира»(Урок по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»).

Программа: Программы общеобразовательных учреждений.

Литература. 5-11 кл. под ред. Коровиной В.Я., Просвещение, 2005

Выполнил учитель русского языка и литературы:

Бадртдинова Земфира Хановна

1.Слово о В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Изображение города и его обитателей в повести.

2. Две семьи - два мира.

3. «Без доброты и сострадания нет человека».

4. Жанр повести. Обучение сочинению.



Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока - сравнение жизненного уклада двух семей.

Задачи урока:

1. Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков, креативности; обогащение словарного запаса учащихся.

2.Дидактические: продолжить знакомство с повестью В.Г Короленко «В дурном обществе»; учить сравнивать героев художественного произведения, анализировать текст, закрепить понятие портрета в художественном произведении.

3.Формирующие: вырабатывать умение ориентироваться в тексте художественного произведения, отбирать нужный материал в соответствии с определенной задачей, анализировать отдельные эпизоды художественного произведения.

4.Воспитательные: уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере повести В.Г Короленко «В дурном обществе» показать, что материальный достаток не всегда приводит к счастью, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого.

Оборудование к уроку:

-списки детей по группам;

-учебник – хрестоматия;

- карточки с заданием для групп;

-доска с эпиграфом: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по – своему». (Л.Н.Толстой.)

Словарная работа: портрет, контраст, герой художественного произведения.

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас всех.



2. Актуализация знаний, умений, навыков.

- Наш урок, как обычно, мы начинаем со словарной работы. Посмотрите на доску. С какими понятиями мы уже знакомы? (^ Герой художественного произведения, портрет). Дайте им определение. (Герой художественного произведения, литературный герой – действующее лицо, персонаж литературного произведения, портрет- изображение внешности героя в произведении). Правильно, молодец. Сегодня мы познакомимся со следующим понятием: контраст. Как вы думаете, что оно обозначает?...Контраст (фр.) – резкая противоположность. Давайте запишем это определение в наши словарики.

- Все записали? А теперь давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.(Мы познакомились с жизнью и личностью В.Г Короленко, говорили о его повести «В дур-ном обществе», о Княж- городе, в котором происходит действие повести, о подземелье, в котором живут люди, узнали, от чьего имени ведётся рассказ).

- Да, правильно. А тема нашего сегодняшнего урока - «Две семьи - два мира». Давайте запишем в тетрадочках.



3.Постановка целей.

- Сегодня мы с вами должны сравнить жизненный уклад двух семей: семьи пана судьи и семьи пана Тыбурция. А для этого мы организуем работу в группах. В каждой группе назначен старший Это Кирилл, Лена, Катя, Алёна и Владимир. Вы знаете, что вам надо не только организовать работу в и дисциплину в группе, но также объективно оценить деятельность каждого члена группы. Ребята, которые проявляли активность на уроке и правильно отвечали на вопросы, получат оценки.

У вас на партах лежат листочки с заданием. Старшие групп ознакомят вас с ним. В течение 12 минут вы работаете в группах, затем мы обсудим ваши ответы. Итак, приступаем. Я желаю вам успешной работы.

4.Введение новых знаний.

Карточки с заданиями для групп (Приложение № 1).



5. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся.

-Итак, ребята, 10 минут прошло. Давайте проверим результаты вашей работы. Слушайте друг друга внимательно, старайтесь не повторять услышанное.

- Молодцы, все группы справились с заданием.

6. Закрепление нового материала.

А теперь я предлагаю вопросы для вас всех. Давайте подумаем и аргументировано на них ответим:

1.Похожи ли взаимоотношения в семьях пана Тыбурция и пана судьи между отцами и детьми?

2.Вспомните, в каких условиях живут семьи.

3.А теперь подумаем, можно ли сказать, что эти две семьи похожи?

Слово учителя.

-Семьи существуют в разных мирах: одна из «приличного общества», другая из «дурного общества». Но материальное богатство не всегда определяет счастье. На примере семьи Васи мы видим, что в этой семье есть всё: и положение в обществе, и материальный достаток. Но нет главного: взаимопонимания, душевной теплоты, терпимости и доброты, в то время как в обездоленной материально семье Тыбурция все эти качества присутствуют сполна.

-Ребята, а можно ли сказать, что отношения в этих двух семьях противоположны?

А какой художественный приём используется для изображения семей пана судьи и пана Тыбурция?



7.Подведение итогов урока.

-Молодцы. Все вы сегодня хорошо поработали. Оценки получили…



8.Определение домашнего задания инструктаж по его выполнению.

А теперь домашнее задание (Приложение № 3). Оно записано у вас на карточках. Прочитайте его и ознакомьтесь с ним. Если по его выполнению у вас возникли вопросы, поднимите руку.

-Вопросов ни у кого нет, всё всем понятно. Спасибо за урок.

9. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно запомнилось и понравилось? С какими героями вы хотели бы вновь встретиться?

Использованная литература.

1. В.Я.Коровина. Учебник «Литература в 2 частях. 5 класс». - М., Просвещение, 2006 год.

Приложение № 1

Группа № 1.

Маруся и Соня: два детства.

1.Найдите портретные характеристики Маруси и Сони.

2.Сравните героев по следующему плану:

а) внешность;

б) одежда;

в) черты характера;

г) чем занимаются.

3. Какой художественный приём использует писатель в создании портретных характеристик девочек?

4.Написать синквэйн на одну из тем: «Соня», «Маруся».

Памятка.


Не забывайте подтверждать свои ответы примерами из текста, используя фрагменты из глав 1-5.

Группа № 2.

Вася и Валек.

1.Найдите портретные характеристики Васи и Валека.

2 .Сравните героев по следующему плану:

а) внешность;

б) одежда;

в) черты характера;

г) чем занимаются.

3. Написать синквэйн на одну из тем: «Валек», «Вася».

Памятка.

Не забывайте подтверждать свои ответы примерами из текста, используя фрагменты из глав 1-3.

Группа № 3.

Пан Тыбурций Драб и пан судья.

1.Найдите портретные характеристики пана судьи и пана Тыбурция Драба

2 .Сравните героев по следующему плану:

а) внешность;

б) одежда;

в) черты характера;

г) чем занимаются.

3. Написать синквэйн на одну из тем: «Пан Тыбурций», «Пан судья».

Памятка.


Не забывайте подтверждать свои ответы примерами из текста, используя фрагменты из глав 1, 2, 4, 7, 8.

Группа № 4.

Взаимоотношения детей и отца в семье пана судьи.

Ответьте на следующие вопросы, опираясь на содержание повести.

1.Как относятся друг к другу дети: Соня и Вася?

2. Как относится отец к детям?

3.Какой вывод об отношениях в данной семье можно сделать на основании найденного в тексте материала?

Группа № 5.

Взаимоотношения детей и отца в семье пана Тыбурция.

Ответьте на следующие вопросы, опираясь на содержание повести.

1.Как относятся друг к другу дети: Маруся и Валек?

2. Как относится отец к детям?

3.Какой вывод об отношениях в данной семье можно сделать на основании найденного в тексте материала?

Приложение № 2

Домашнее задание.

-Для учащихся 1,2,3 групп.

1.Подготовьте (устно) рассказ о семье пана Тыбурция или пана судьи (по выбору).

2.Задание по желанию: нарисовать одного из героев повести «В дурном обществе» таким, каким ты его представляешь.

-Для учащихся 4,5 групп и для старших всех групп.

Ответьте (устно) на вопросы:

1.Всегда ли материальный достаток позволяет быть счастливым?

2.В чьей семье больше терпимости, доброты: в семье пана судьи или в семье пана Тыбурция?

3.Задание по желанию: нарисовать одного из героев повести «В дурном обществе» таким, каким ты его представляешь.

4. Задание по желанию: написать синквэйн на тему: «Семья».



Терпимость- умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.


Смотрите также:
Предмет: литература Класс: 5 Тема урока : «Две семьи два мира»
70.56kb.
1 стр.
Предмет Литература Класс 6 класс Тема урока Любовь и страдание в сказке Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» № урока по теме 64
106.89kb.
1 стр.
Предмет: литература Класс : 7 Тема урока: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
55.82kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «Гимназия №33» Класс: 10 «б» Предмет: история план-конспект урока тема урока: Могла ли Русь оставаться языческой?
33.43kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «сош №42» г. Улан-Удэ Класс: 7 «а» Предмет: русский язык план-конспект урока тема: Текст. Тип урока : развитие речи
58.33kb.
1 стр.
План урока по предмету география Класс: 10 тема урока: Политическая карта мира. Типы стран. Цель
131.55kb.
1 стр.
Урок Предмет : биология Класс : 7 Тема урока: Многообразие моллюсков. Тип урока : изучение многообразия моллюсков. Продолжительность урока : 45 мин
48.08kb.
1 стр.
Конспекта урока Предмет русский язык Класс 7 Тема урока Грамматика: синтаксис, морфология Цели: образовательные
112.31kb.
1 стр.
Тематическое планирование литература 6 класс № п п. Тема урока Дата по плану Тип урока. Развитие речи, творческая работа задачи
215.37kb.
1 стр.
Русский язык и литература Класс : 5 класс Тема урока : Джанни Родари «Сказки по телефону» Цель урока : познакомить учащихся с творчеством итальянского писателя
110.66kb.
1 стр.
Урока класс Ф. И. О предмет кабинет тема 5а Биндер Н. А. Анг я
36.81kb.
1 стр.
Методическая разработка урока Предмет: физика Учитель: Черникова О. А. Класс: 11 Тема урока: Линзы
54.22kb.
1 стр.