Главная
страница 1
Упрощенная система налогообложения в 2009 году.
Упрощенная система налогообложения, предусмотренная главой 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), претерпела значительные изменения с 2009 года. Первые и основные новшества были внесены Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ (далее - Закон N 155-ФЗ). В преддверии нового года вышло еще два Федеральных закона, непосредственно касающихся лиц, применяющих УСНО - от 24.11.2008 N 208-ФЗ и закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ.

Федеральным Законом N 224-ФЗ субъектам РФ были делегированы полномочия по установлению на территории своих регионов дифференцированных налоговых ставок по единому налогу для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», в пределах от 5 до 15% в зависимости от категории налогоплательщиков. Для "упрощенцев" с объектом "доходы" ставка налога осталась прежней - 6%. На территории Омской области в настоящее время ведется работа по принятию Закона Омской области об установлении пониженных ставок по единому налогу (УСН) для налогоплательщиков, осуществляющих определенные виды деятельности (преимущественно, в сфере производства и сельского хозяйства). При условии принятии проекта данного закона пониженные ставки будут действовать начиная с 01.01.2009 на период до 01.01.2010.

Федеральным законом N 208-ФЗ в статью 346.14 НК РФ внесены изменения, позволяющие ежегодно менять объект налогообложения по УСН, не дожидаясь, пока пройдет первые три года применения УСН. Для смены объекта с начала следующего года необходимо уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Далее рассмотрим суть основных изменений, внесенных в гл.26.2 НК РФ Федеральным законом № 155-ФЗ.

С 1 января 2009 г. исключены из доходов, облагаемых УСН, дивиденды и проценты по государственным и муниципальным облигациям. В отношении таких доходов упрощенец теперь признается плательщиком налога на прибыль. Поэтому эти операции на законных основаниях будут облагаться налогом на прибыль у источника выплаты доходов (у организаций). Иными словами, налогообложение получаемых организациями, применяющими УСН, дивидендов и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств будет производиться в том же порядке, что и в рамках общего налогового режима.

Аналогичное правило предусмотрено в отношении индивидуальных предпринимателей – при применении УСН они должны будут уплачивать налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ. К таким доходам относятся:

- стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в сумме, превышающей 4000 руб.;

- проценты по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ;

- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ;

- прибыль от долевого участия в деятельности организаций, полученная в виде дивидендов;

- проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

Поправки, внесенные в ст. 346.16 НК РФ в части формирования расходов в налоговой базе, в целом носят благоприятный характер для налогоплательщиков. С 1 января 2009 г. не будут нормироваться суточные при командировках, списываемые на расходы при УСН (пп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Кроме того, в налоговой базе можно будет учитывать расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Отменяется положение, предусматривающее, что затраты по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данных сырья и материалов в производство (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). По новым правилам указанные расходы будут учитываться в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.

В статье 346.25 НК РФ уточнен порядок определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов при переходе налогоплательщика на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", а также при переходе с УСН на общий режим налогообложения. Пункт 2.1 ст. 346.25 НК РФ дополнен положениями о порядке определения остаточной стоимости основных средств при смене плательщиком УСН объекта налогообложения. Так, например, на дату перехода с объекта налогообложения «доходы» на объект «доходы, уменьшенные на величину расходов», остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения УСН (с объектом налогообложения доходы), не определяется.

Одно из самых значимых изменений для тех, кто применяет УСН с объектом налогообложения «доходы-расходы», - это отмена нормирования для переноса убытков, полученных по итогам предыдущих налоговых периодов. До этого убыток не мог уменьшать налоговую базу по УСН более чем на 30%.

С 2009 года налогоплательщики смогут уменьшать налоговую базу на всю сумму убытков, полученных по результатам прошлых налоговых периодов. При этом перенос убытков должен быть осуществлен в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором они получены. В ст. 346.18 НК РФ теперь четко указано, что убыток может быть учтен полностью или частично в любом налоговом периоде (в течение десяти лет с момента возникновения). Таким образом, налогоплательщики, получившие убыток, вправе будут самостоятельно решить, когда и на какую сумму уменьшить налоговую базу. Следует напомнить, что использовать льготу по переносу убытков можно только по итогам налоговых периодов. Если убытки получены более чем в одном налоговом периоде, то их переносят на будущее в той очередности, в которой они получены. Реорганизованным организациям также дано право уменьшать налоговую базу на сумму убытков, полученных до момента реорганизации.

Но следует учитывать, что в соответствии с письмом ФНС России от 30.01.2009 N ШС-22-3/83@ и письмом Минфина России от 27.01.2009 № 03-11-11/9 налогоплательщики вправе впервые будут применить новый порядок учета убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, при исчислении налоговой базы в годовых декларациях за 2009 год.

Налоговые декларации за отчетные периоды в 2009 году подавать не нужно. Это связано с тем, что с 2009 г. налогоплательщики, применяющие УСН, освобождаются от обязанности представлять налоговые декларации по итогам отчетных периодов (ст. 346.23 НК РФ). Однако авансовые платежи единого налога по УСН необходимо исчислять и уплачивать по итогам отчетных периодов в прежнем порядке. Таким образом, налогоплательщики должны самостоятельно исчислять и уплачивать сумму авансового платежа исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала года до окончания каждого отчетного периода с учетом ранее уплаченных авансов.

Упрощенная система налогообложения на основе патента, которая появилась на свет с 2006 года, в Омской области до сих пор не нашла своего применения. Закон № 155-ФЗ внес существенные изменения в порядок применения патентов по УСН в главе 26.2 НК РФ. До 2009 г. субъекты РФ определяли конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, по которым можно было применять УСН на основе патента. Теперь субъекты РФ могут вводить УСН на основе патента лишь в целом по всем предлагаемым видам деятельности либо не вводить ее вообще (п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ). Перечень видов патентной деятельности расширен. В него вошли услуги общепита, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, имеющим соответствующую лицензию, осуществление частной детективной деятельности и др. Лицам, работающим по патенту, дана возможность привлечения на работу сотрудников до 5 человек. И самое главное - новая редакция НК РФ позволяет налогоплательщику выбирать налоговый режим (ЕНВД или патент на УСН) при осуществлении таких видов деятельности, например, как бытовые услуги, общественное питание, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, автотранспортные услуги.

По имеющимся данным, на территории Омской области закон о введении патентов по УСН в будущем может быть принят после внесения очередных поправок в главу 26.2 НК РФ, после которых регионам дадут право самостоятельно определять перечень видов деятельности для патентов.

Определение предельной величины доходов для перехода и для применения УСН.

В 2009 г. при определении предельного размера дохода, превышение которого влечет утрату права на использование спецрежима, упрощенцы должны применять коэффициент-дефлятор, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 395, равный 1,538. Таким образом, предельный порог по выручке, превысив который организации и индивидуальные предприниматели должны вернуться на общий режим налогообложения, в 2009 г составляет 30 760 000 руб. (20 млн. руб. x 1,538). В аналогичном порядке индексируются доходы организаций при переходе на УСН с 2010 года – за 9 мес. 2009 г. их доходы не должны превысить 23 070 000 рублей (15 млн. руб. x 1,538). Следует отметить, что при расчете объемов выручки для данных целей не нужно учитывать доходы, полученные от деятельности, облагаемой ЕНВД. За 2008 год доходы организаций и предпринимателей, учитываемые в налоговой базе, не должны превысить 26,8 млн. руб. (20 млн.руб. х 1,134 дефлятор 2008 года).


Формирование налоговой базы по УСН с учетом изменений,

внесенных в главу 25 НК РФ.

В соответствии со ст. 346.15 НК РФ доходы и расходы, формирующие налоговую базу по единому налогу (УСН), определяются с учетом положений главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Поэтому упрощенцам следует отслеживать изменения, которые законодательно вносятся в 25 главу НК РФ. Рассмотрим изменения в порядке исчисления налога на прибыль, которые в 2009 году коснутся и упрощенной системы налогообложения.

Федеральный закон от 01.12.2008 N 225-ФЗ ввел в гл.25 НК РФ новый доход, не подлежащий налогообложению с 2009 года (пп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это доходы осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" некоммерческой организации, которые получены от размещения временно свободных денежных средств.

Федеральным законом от 30.12.2008 N 323-ФЗ подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен нормой, устанавливающей, что к имуществу, полученному налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, которое не включается в доходы при определении налоговой базы, относятся средства бюджетов, выделяемые осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ. Положения указанной нормы вступили в силу с 1 января 2009 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

Таким образом, денежные средства, полученные из бюджета указанными организациями, применяющими УСН, на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона N 185-ФЗ, с 2008 года также могут не включаться в налоговую базу по единому налогу. Поэтому ранее издаваемые письма Минфина России по данному вопросу, где отражалась противоположная позиция (например, письмо от 21.05.2008 № 03-11-04/2/85), с 2008 года не подлежат применению.

В соответствии со ст. 346.16 НК РФ проценты, уплачиваемые за предоставление заемных средств (кредитов, займов), в расходах на УСН учитываются в порядке, предусмотренном ст.269 НК РФ для налога на прибыль.

Закон N 224-ФЗ от 26.11.2008 внес изменения в ст.269 НК РФ, которыми повысил нормы для учета в налоговой базе расходов по оплате процентов на период с 01.09.2008 по 31.12.2009: по долговым обязательствам в рублях - до ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза (с 1,1 раза), по валютным обязательствам - до 22% (с 15%). Применять при налогообложении данные предельные ставки налогоплательщик может при отсутствии сопоставимых обязательств. В то же время п. 1 ст. 269 НК РФ, действие которого приостановлено Законом N 224-ФЗ, предоставлял право выбора одного из двух вариантов расчета учитываемых процентов (исходя из сопоставимых обязательств или из фиксированной ставки). В помощь организациям, применяющим фиксированную ставку для расчета процентов по кредитам и займам, финансовое ведомство опубликовало несколько разъяснений (письма от 31.12.2008 N 03-03-06/2/186, от 29.12.2008 N 03-03-06/2/184, др.). В них подтверждается сохранение за налогоплательщиком права выбора порядка определения предельной величины процентов, признаваемых расходом в целях исчисления налога на прибыль. Данная величина может рассчитываться по фиксированной предельной ставке, как при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, так и в случае наличия таких обязательств, то есть по выбору налогоплательщика.



Порадуют упрощенцев и изменения в расходах на оплату труда. С 2009 г. в состав расходов на оплату труда они смогут включать расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и/или строительство жилого помещения. Однако признаваться указанные расходы будут в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда. Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ в ст. 255 НК РФ добавлен пункт 24.1, который будет действовать до 1 января 2012 г.

Произошли изменения в расходах на обучение сотрудников (п. 3 ст. 264 НК РФ). Теперь в их состав будут включаться не только издержки на подготовку и переподготовку кадров, но и расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников. Кроме того, теперь не нужно будет доказывать, что программа подготовки (переподготовки) способствовала повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в рамках деятельности налогоплательщика.


Смотрите также:
Кодекса РФ "Упрощенная система налогообложения"
13.59kb.
1 стр.
Памятка для налогоплательщика Упрощенная система налогообложения на основе патента индивидуальными предпринимателями
181.62kb.
1 стр.
Упрощенная система налогообложения в 2009 году
88.81kb.
1 стр.
Упрощенная система налогообложения на основе патента в вопросах и ответах
229.58kb.
1 стр.
Налогообложения на основе патента
277.27kb.
1 стр.
Упрощенная система налогообложения на основе патента в вопросах и ответах 2012 год
261.93kb.
1 стр.
Особенность порядка ведения новой формы книги учета доходов и расходов для предпринимателей – плательщиков единого налога
233.51kb.
1 стр.
Памятка по применению упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальными предпринимателями
265.23kb.
1 стр.
Декларация по налогу на доходы физических лиц – индивидуальных предпринимателей, на которых распространяется упрощенная система налогообложения
42.88kb.
1 стр.
Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении
319.33kb.
1 стр.
Закон украины «О налоге на добавленную вартість»
919.86kb.
6 стр.
Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Монголии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал
340.5kb.
1 стр.