Главная
страница 1


О. А. Юркина1

Беатрис Вебб и Женская Фабианская группа

Опубликовано: Журнал «Интеллигенция и мир», Иваново 2010. № 2.
Тезис о превалирующей роли интеллигенции в формировании общественного мировоззрения давно не вызывает сомнений. При этом, не следует забывать о том, что внедрение новых идей в жизнь общества процесс многогранный и сложный, часто сопровождающийся конфликтами. В этой связи значимость деятельности интеллигенции и, в первую очередь процессы формирования новых взглядов, представляют огромный научный интерес. Именно на этом аспекте нам и хотелось бы остановиться более подробно, взяв за пример деятельность одной из ярких представительниц интеллектуальной элиты раннего лейборизма Беатрис Вебб.

Фигура Беатрис Вебб, безусловно, является знаковой в истории английского социалистического движения. Ее роль в разработке фабианской доктрины, составившей основу идеологии лейбористской партии, трудно переоценить. При этом, когда рассматриваешь роль женщины в истории Великобритании Викторианской эпохи, где традиционным является мировоззрение, базирующееся на теории «сепаратных сфер», согласно которой женщине отводилась роль домохозяйки, а возможность заниматься общественно-политической деятельностью отрицались, невольно задаешься вопросом о взаимоотношениях такой неординарной женщины как Б. Вебб с суфражистским и феминистским движениями, которые в рассматриваемый период достигли расцвета. В этом плане особенно интересно было бы рассмотреть ее взаимоотношения с так называемой Женской Фабианской группой (Women’s Fabian Group), основанной для лоббирования среди лейбористов – членов парламента законопроектов, поддерживающих получение женщинами политических прав.

Следует отметить, что уже к началу ХХ века женщины составляли более одной трети от общего числа членов Исполнительного комитета Фабианского общества, что, по признанию исследователей, делало его политическую жизнь более насыщенной1. Вопросы, касающиеся брака, семьи, взаимоотношения полов, все чаще поднимались в обсуждении, что послужило отправной точкой для создания в 1908 году Женской Фабианской группы.

Впервые Женская Фабианская группа собралась в начале 1908 года в доме Мод Пембер-Ривс, жены новозеландского дипломата. В ее состав входили следующие представительницы фабианского движения: Беатрис Вебб, Мод Пембер-Ривс, Барбара Хатчинс, Барбара Дрейк, Алиса Кларк и др. Все они занимались научно-прикладной разработкой проблем, относящихся к вопросу о месте женщины в обществе, пытаясь соединить его с социализмом. Например, Б. Вебб занималась вопросами оплаты женского труда, Б. Дрейк – вопросами женского образования и профсоюзного движения, М. Ривс – вопросами семьи и т.д.

Следует отметить, что в научной литературе существует два мнение на Женскую фабианскую группу. Так, Салли Александер считает, что группа не относится к числу суфражистских организаций, она лишь занималась разработкой программ и поддержкой требований других организаций о предоставлении женщинам избирательных прав2. Однако, Э. Кроуфорд включает группу в число суфражистских организаций3. Автор склонен согласится с последним мнением, по ряду причин. Прежде всего, потому, что Женская фабианская группа создавалась специально для лоббирования в лейбористской партии вопроса о предоставлении женщинам политических и гражданских прав4. Кроме того, среди участниц Женской фабианской группы было достаточно женщин, входивших в ряд других женских организаций. Так, Мэрион Филлипс являлась одной из организаторов Женской лейбористской лиги (Women’s Labour League), Мери МакАртур входила в состав Национальная федерации женщин-работниц (National Federation of Women Workers)5. Кроме того, руководительница группы Мэйбл Аткинсон сама являлась членом Женского социально-политического союза6.

Уже на первой встрече было принято несколько решений. Во-первых, разработали принципы равноправия как в самой группе, так и за ее пределами. Во-вторых, провозгласили женскую экономическую независимость, размышляя над связями прошлого и настоящего, женским вопросом и социализмом.

Опираясь на провозглашенные принципы, Женская фабианская группа оказывала содействие различным женским объединениям. В том числе: Женской лейбористской лиге, женским кружкам Независимой рабочей партии (Women’s Circles of the Independent Labour Party), Национальной федерации женщин-работниц, Женской кооперативной гильдии (Women’s Co-operative Guild) и другим.

Таким образом, несмотря на то, что в целом Фабианское общество не разделяло идей суфражизма, тем не менее, оно, основываясь на принципах демократизма и толерантности, давало возможность свободному выражению мнений по «женскому вопросу», оказывая поддержку представительницам феминизма в их стремлениях.

При этом следует подчеркнуть отличие работ членов Женской фабианской группы и деятелей суфражизма. Прежде всего работы суфражисток не отличались глубиной научного анализа проблематики, что обусловливалось, как нам видится, тем что в их работах присутствует скорее желание идеологически обосновать правомерность женского движения, нежели серьезно его проанализировать 7.

Совсем иной подход предлагают представительницы фабианской группы. Отличительной особенностью работ этой Группы было стремление к эмпирическому исследованию экономического положения женщин, основанного на исторических и статистических данных. Так, например, Б.Л. Хатчинс, анализируя жизнь женщин – работниц, опирается на изучение демографических показателей, таких как количество мужчин и женщин, уровень смертности и рождаемости и т.д.8 Барбара Дрейк пишет свою работу, обобщая данные о школьном образовании9. Наконец, Беатрис Вебб в своих работах «Женщины и фабричное законодательство», «Новый парламентский Билль» апеллирует к своему опыту работы в Ист Энде10.

Они призывали друг друга узнавать новое и обучать этому других, поощряя стремление участниц Группы придать «гражданский смысл» вопросу женской эмансипации и предоставления женщинам политических прав11. Именно образование было, по их мнению, путем к индивидуальному и коллективному самосовершенствованию и самоактуализации в рамках работы в группе, а также прямой необходимостью для всех рабочих. При этом вопросы, касающиеся экономических условий жизни женщин, а вследствие этого классовые различия становились центральными в исследованиях. Они считали, что индустриальная революция довела аристократок и представительниц среднего класса до экономического паразитизма в рамках семьи, а женщин-работниц до потогонной промышленности12. Именно это обстоятельство послужило, по мнению исследовательниц, толчком к активизации женского движения, так как подобное «паразитическое» состояние обязало женщин к действиям, способных преобразовать сложившуюся ситуацию.

Основной работой Беатрис Вебб по вопросу экономического освобождения женщин, в рамках сотрудничества с Женской фабианской группой, на наш взгляд, можно считать трактат «Женщины и фабричное законодательство»13. Данная работа явила собой попытку обобщить полученные в Ист-Энде данные, систематизировать их и предложить ряд рекомендаций по улучшению правового регулирования женского труда на производстве. В свете сказанного выше, важным, на наш взгляд, является тот факт, что данная работа была написана Беатрис при содействии мужа, оказавшего помощь в работе с историческим материалом (к этому времени супругами Вебб уже был подготовлен труд «История тред-юнионизма», в котором особое внимание уделялось вопросам женской занятости на производстве)14. Следует отметить, что всю жизнь Беатрис была твердо убеждена в необходимости систематического эмпирического исследования и верила, что политика всегда должна опираться на факты.

Эта работа интересна нам, поскольку она, как нам кажется, является одним из шагов Беатрис на пути трансформации антисуфражистки в человека, сочувствующего требованиям, выдвигаемым суфражизмом. С одной стороны, она, придерживалась логики, которая использовалась людьми, подписавшими «Обращение против избирательного права для женщин» в 1889 г. Так, например, она указывала на необоснованность возражений суфражисток, которые видели во введении защитного трудового законодательства для женщин некоторое ограничение прав последних. Кроме того, обращаясь к прошлому опыту, Беатрис указывает, что фабричное законодательство может выступить гарантом в разрешении спорных моментов между работодателем и работницей. Беатрис подчеркивает, что ткачиха из Ланкашира, чьи часы и условия работы твердо фиксированы в соответствии с законом, более счастлива, чем разнорабочая из Ноттинг Хилла, чьи условия труда не урегулированы15. Таким образом, исследования условий жизни рабочих привели ее к выводу о необходимости защиты от эксплуатации женщин из рабочего класса в условиях конкуренции капиталистического рынка. При этом важно отметить, что подобная защита на рынке труда должна проводится правительством, так как принцип «невмешательства государства» не выгоден рабочим, тем более женщинам, которым необходима законодательная защита со стороны фабричных актов16.

Кроме того, Беатрис указывала, что сложившаяся система оплаты труда является закономерным следствием тех общественно-экономических условий, которые сложились в стране. В силу того, что женщины не имели возможности получить специальное образование, ни оставить на длительное время семью, их конкурентоспособность по сравнению с мужчинами была гораздо ниже. Таким образом, она утверждала, что женщина не является конкурентом мужчине в плане выполняемой работы. Ссылаясь на опыт Сиднея Вебба в области экономических исследований, она подчеркивает, что оплата труда в любой отрасли промышленности зависит от сложности производственного процесса. Во многих случаях более высокооплачиваемый труд предполагает необходимость физической силы, длительного рабочего дня, что делает невозможным использование здесь женщин17. Обратим внимание на важную, по мнению автора, деталь: Б. Вебб не разделяет работающих на мужчин и женщин, полагая, что как те, так и другие должны быть одинаково защищены со стороны государства от произвола работодателей. Это еще раз подтверждает мысль, что Б. Вебб не расценивала мужчин и женщин как конкурентов на рынке труда.

Не случайно, она вводит такое понятие как «национальный минимум» - некий стандарт жизни для рабочих18. Она считала, что конкурентный капитализм разрушительно воздействует на работающих, и каждый рабочий имеет лишь минимум оплаты и условий труда. Беатрис заявляла, что если работодатели не могут платить достаточно для того, чтобы поддерживать минимальное качество жизни, их деятельность следует запретить вообще19.

Следует отметить, что суфражистки также видели необходимость в защите женщины на производстве. При этом, также как и социалисты, большую роль в данном процессе они отводили профсоюзам: «… мы не против профсоюзов. Напротив, мы верим в них, наше сильнейшее желание заключается в том, чтобы женщины также объединялись в профсоюзы, поскольку это создаст механизм, позволяющий эффективно пользоваться правом голоса»20.

С другой стороны, Беатрис считала, что защита и поддержка женской свободы – это то реальное средство, которое позволит женщине достигнуть экономической независимости, не ущемляя при этом ее функций матери и жены21. Обратим внимание, что здесь Беатрис придерживается несколько иных взглядов, чем марксисты. Если последние видели в экономической независимости средство достижения свободы женщины и ее равноправия22, то у Беатрис сама свобода становится источником экономической независимости женщин.

При этом, по мнению Беатрис, большую роль в свободе женщины может сыграть профессиональное образование. Свою мысль Беатрис обосновывает следующим. Не только мужчина, но и женщина, имеющая профессиональное образование имеет больше шансов на получение более высокооплачиваемой работы23. Эта точка зрения совпадала с позицией суфражисток. Она, кстати, совпадала с позицией российских феминисток24. А также мнение Беатрис совпадало и со взглядами других участниц Женской фабианской группы.

Несмотря на единый подход к анализу проблем, участницы этой группы не имели единой точки зрения на то, каким женщинам необходимо предоставить политические права в первую очередь. По нашему мнению членов Женской фабианской группы условно можно разделить на три лагеря. Первая из них поддерживала милитанское течение, сторонницы которой полагали, что свобода нужна, прежде всего, представительницам состоятельных кругов общества, большинство из которых являлись домохозяйками. Это они обосновывали тем, что образованные женщины, обладая такой свободой способны эффективнее вести пропаганду феминистских идей, чем способствовали бы освобождению всех женщин. Сторонницы противоположных убеждений, настаивали, что в первую очередь свобода необходима не состоятельным женщинам, а работницам, которые находятся в более тяжелом положении. «Центристы», к которым мы относим Беатрис Вебб, указывали на то, что экономическая свобода женщин не зависела от социального статуса. Принадлежит ли женщина к работницам или среднему классу, она всегда находится в зависимости. Опираясь на свои исследования в Ист Энде и работу на фабриках, Беатрис указывала, что и та и другая роли обрекали женщину на материальную зависимость. Будучи домохозяйкой, женщина могла только рассчитывать на желание и возможность супруга содержать ее и детей. С другой стороны, женщины-работницы не могли иметь высокую оплату своего труда, в силу недостатка образования и, как следствие этого, низкой квалификации25. Потому предоставление политических прав являлось необходимостью и для той и для иной категории женщин как выход из оков экономического рабства. Здесь, важно отметить, что все участницы фабианской группы были едины во мнении, что именно экономическая зависимость и бедность толкают женщин на низкооплачиваемую работу, что делает их «врагом собственного пола»26.

Однако самое ужасное, по мнению представительниц Группы, было то, что подобная ситуация обязывала женщину искать выход в обязательных сексуальных отношениях с мужчинами. Первым видом выхода является проституция – обеспечение материального состояния за счет торговли своим телом. Второй выход заключался в браке, когда женщина выходила замуж, чтоб муж ее обеспечивал. В этом виде брак являл собой просто легализованную форму проституции. Как писала Эмма Брук, вынужденный брак, как выход из нищеты, безусловно, представлял собой форму сексуального рабства27. В этом также взгляды Беатрис и суфражисток совпадали.

Другой вопрос, который поднимается в исследованиях представительниц фабианской группы, касался возможности совмещения женщиной ее социальных ролей. Как указывала Беатрис Вебб, основываясь на своих наблюдениях, в XIX веке женщина могла быть только матерью или работницей, но никак не могла совмещать две эти роли одновременно28. Ее коллега Мейбл Аткинсон в своей работе «Экономические основы женского движения» (The Economic Foundations of the Women’s Movement), вышедшей в 1914 году указывала, что женщина может иметь не только либо работу, либо любовь, а и то, и другое одновременно. «Она [женщина. – О.Ю.] желает работать, управлять своим финансовым положением, получить образование и иметь право на гражданскую активность в делах государства. Но в то же время, она не желает быть оторванной от брака и материнства»29. Здесь речь идет о браке по любви.

Глубокий и рациональный анализ положения женщины в обществе, проводимый Женской фабианской группой, давал им основания считать, что женщина сможет достичь экономической свободы тогда, когда она сможет зарабатывать наравне с мужчинами. При этом, как мы уже говорили ранее, Беатрис Вебб, а ее мнение нам наиболее интересно в этой связи, считала, что добиться этого возможно, только путем модернизации трудового законодательства, а также более активным участием женщин в работе профсоюзов, способных поддержать и отстоять права женщин-работниц30. Кроме того, большую роль в экономическом и политическом освобождении женщин может сыграть пропаганда идей женской эмансипации и обучение. В рамках работы в Фабианском обществе представительницы Женской фабианской группы являлись постоянными участницами различных лекций и просветительских семинаров в среде рабочих. Отметим, что чтение лекций в этот период становится одним из главных родом деятельности фабианцев. Так например, Лондонский комитет, созданный для координации усилий в пропагандистской деятельности, в апреле 1889 года зарегистрировал 721 лекцию, прочитанную 31 автором за год. А в период с апреля 1891 года по апрель 1892 года число выступлений и лекций перевалило за 3300. Основной целью своих пропагандистских выступлений фабианцы считали предоставление всем людям возможности познакомиться с эволюционным социализмом31.

Другим направлением просветительской деятельности в том числе и Женской Фабианской группы стало участие в деятельности так называемых фабианских школ («Fabian Schools»). Первая такая школа открылась летом 1907 года, причем идея ее создания принадлежит одной из членов Группы Майбл Аткинсон, которую она выдвинула в январе 1907 года32. Руководителем первой школы был Лавсон Датт, секретарем назначен – Бернард Шоу, а автор идеи М. Аткинсон – секретарем по вопросам образования («Educational Secretary»)33.

Что же касается самой Беатрис Вебб, то ее лекторская деятельность была связана, прежде всего, с женскими профсоюзами и касалась вопросов регулирования законодательства в области организации женского и детского труда. Следует отметить, что зачастую темы лекций или выступлений совпадали с названиями тех или иных трактатов или программных документов Общества. Вот один из примеров: одна из лекций, с которыми выступала Беатрис Вебб, звучала следующим образом «Женщины и фабричный законодательство»34. Между тем, наибольшая активность в лекционной деятельности Беатрис наблюдается в период с 1909 года. Это время ознаменовалось для нее окончанием работы в Королевской комиссии по изучению Законодательства о бедных (Poor Law) и разработки, так называемого, Отчета меньшинства (Minority Report). Беатрис регулярно выступает с докладами не только в Лондоне, но и на периферии, в местных отделениях Фабианского общества35.

Подводя итоги, отметим следующее. Воззрения Беатрис на женское движение в целом и на суфражизм в частности, формировались постепенно. Она прошла долгий путь от фактического отрицания суфражистских положений до позиции демократической суфражистки. На первых порах взгляды Б. Вебб отличаются крайней противоречивостью – с одной стороны, ей свойственно стремление принимать деятельное участие в общественно-политической жизни страны, а с другой, «боязнь» отказаться от традиционной точки зрения викторианской эпохи на роль и место женщины в обществе. Она говорила, что поддерживает некоторое дистанцирование женщины от политики, и в то же время вся ее деятельность доказывала со всей определенностью иное – женщина не только может заниматься политикой, но и пользоваться на этом поприще успехом. Однако, заложенное с детства стремление к всестороннему и объективному анализу различных точек зрения с необходимостью приводят ее к поддержке основных суфражистских постулатов. При этом, в отличие от ряда суфражисток, она не только декларирует эти принципы, но и доказывает их, опираясь на собранный в результате долгих исследований эмпирический материал.


1 Юркина Оксана Александровна — кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и правовых дисциплин Ивановского филиала Российского государственного торгово-экономического университета.

E-mail: o_yurkina@mail.ru.



1Примечания
 Introduction // Women’s Fabians Tracts / Edited by S. Alexander. L.; N.Y., 1988. P. 4.

2 Introduction // Women’s Fabians Tracts / Edited by S. Alexander. L.; N.Y., 1988. P. 7.

3 Crawford E. The Women’s Suffrage Movement. A reference Guide, 1866-1928. L., 2001.

4 Ibid. P. 212.

5 Smith H.J.L. The British woman’s Suffrage Campaign, 1866 – 1928. Edinburgh, 1998. P. 38; Introduction // Women’s Fabians Tracts / Edited by S. Alexander. L.; N.Y., 1988. P. 7.

6 100 Years of Fabian Socialism 1884 – 1984. L., 1984. P. 15.

7 См. напр.: Pankhurst S. The Suffagette Movement: an Intimate Account of Persons and Ideals. L., 1977; Pankhurst C. Unshackled: the Story of How We Won the Vote. L., 1987; Pankhurst E. My Own Story. L., 1914; Holton S. S. The Making of Suffrage History. // Votes for Women. / Ed. by J. Purvis, S. S. Holton. L. – N. Y., 2000.

8 Hutchins B.L. The Working Life of Women // Women’s Fabians Tracts / Edited by S. Alexander. L.; N.Y., 1988. P. 164 – 170.

9 Drake B. Starvation in the Midst of Plenty: A New Plan Feeding of School Children // Women’s Fabians Tracts / Edited by S. Alexander. L.; N.Y., 1988. P. 411 – 422

10 Webb B. Women and Factory Acts // Women’s Fabians Tracts / Edited by S. Alexander. L.; N.Y., 1988. P. 17 – 30; Webb B. A New Reform Bill // Women’s Fabians Tracts / Edited by S. Alexander. L.; N.Y., 1988. P. 338 – 410.

11 Introduction // Women’s Fabians Tracts / Edited by S. Alexander. L.; N.Y., 1988. P. 9.

12 100 Years of Fabian Socialism 1884 – 1984. L., 1984. P. 15.

13 Webb B. A Women and the Factory Acts // Women’s Fabians Tracts. L., N.-Y., 1988.

14 См.: Webb В. The History of the Trade Unionism. – 2-d edition. London, New York, Bombay, 1896.

15 Webb B. A Women and the Factory Acts // Women’s Fabians Tracts. L., N.-Y., 1988. P. 18.

16 Ibid.

17 Webb B. A Women and the Factory Acts // Women’s Fabians Tracts. L., N.-Y., 1988. P. 25 – 26.

18 Полкинкорн Б. Раскол в женском движении: Можно ли извлечь уроки из британского опыта // Адам & Ева. Альманах гендерной истории. 2002. № 4. С. 101.

19 Webb B. A Women and the Factory Acts // Women’s Fabians Tracts. L., N.-Y., 1988. P. 25 – 26.

20 Despard C. Trade Unionism and the Vote // The Vote. 1911. Vol. IV. № 97. September, 2.

21 Webb B. A Women and the Factory Acts // Women’s Fabians Tracts. L., N.-Y., 1988. P. 17.

22 См., напр.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. ПСС. М., 1955. Т. 21; Бебель А. Женский вопрос. Положение женщины в современном обществе и при политическом строе. Одесса, 1905; Бебель А.Женщина и социализм. М., 1959. См., также: Репнина Л.В. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. М., 2002; Женщина в современном мире / Под ред. В.В. Любимовой и др.М., 1989, Скорнякова С.С.Феминизм и марксизм: два подхода к решению женского вопроса // Феминизм и российская культура. Сб. тр. СПб., 1995.

23 Webb B. A Women and the Factory Acts // Women’s Fabians Tracts. L., N.-Y., 1988. P. 18.

24 Коллонтай А.М. Женское рабочее движение // Марксистский феминизм. Коллекция текстов А.М. Коллонтай. Тверь, 2003.

25 Webb B. A Women and the Factory Acts // Women’s Fabians Tracts. L., N.-Y., 1988.

26 Introduction // Women’s Fabians Tracts / Edited by S. Alexander. L.; N.Y., 1988. P. 8.

27 Introduction // Women’s Fabians Tracts / Edited by S. Alexander. L.; N.Y., 1988. P. 8.

28 Webb B. May Apprenticeship. L., 1926. Р. 87.

29 Atkinson M. The Economic Foundations of the Women’s Movement // Women’s Fabian Tracts… P. 189.

30 Webb B. A Women and the Factory Acts // Women’s Fabians Tracts. L., N.-Y., 1988.

31 Виноградов В.Н. У истоков лейбористской партии (1889 – 1900). М., 1965. С. 225.

32 100 Years of Fabian Socialism 1884 – 1984. L., 1984. P. 20.

33 The Fabian Summer School (Appendix V) // Cole М. The story of Fabian socialism. L., Melbourne, Toronto, 1961. P. 349.

34 Webb B. A Women and the Factory Acts // Women’s Fabians Tracts. L., N.-Y., 1988.

35 McBriar A.M. Fabian Socialism and English Politics, 1884 – 1918. Cambridge, 1962. P. `182.


Смотрите также:
Беатрис Вебб и Женская Фабианская группа
144.63kb.
1 стр.
Беатрис вебб и английский феминизм конца ХIХ начала XX вв
59.57kb.
1 стр.
Отчет о проведении акции «Женщины против насилия»
58.47kb.
1 стр.
«Иностранная литература» 1999, №9
122.32kb.
1 стр.
Группа а группа в группа С
55.99kb.
1 стр.
Беатрис массен
22.71kb.
1 стр.
Женская профессия
23.02kb.
1 стр.
Женская (гендерная) фракция родп
255.24kb.
1 стр.
Женская (гендерная) фракция родп
303.57kb.
1 стр.
Женская (гендерная) фракция родп
497.69kb.
2 стр.
Библиография по теме мужская и женская речь
96.31kb.
1 стр.
Группа 1 Группа 2
55.08kb.
1 стр.