Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Краснодарский университет

СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА

Рабочая учебная программа



050407.65 – Педагогика и психология девиантного поведения

(специализация – Социальная педагогика)

Краснодар

КрУ МВД России

2012
УТВЕРЖДАЮ

Начальник Краснодарского

университета МВД России

генерал-лейтенант полиции

_____________ Ю.А. Агафонов

«______» _____________2012г.


СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА

Рабочая учебная программа

профессионального цикла ФГОС ВПО

по направлению подготовки (специальности) 050407.65

Педагогика и психология девиантного поведения

специализация – Социальная педагогика


Квалификация (степень) «специалист»

Краснодар

КрУ МВД России

2012


ББК 58+56.14. Обсуждена и одобрена ученым советом

С 89 Краснодарского университета МВД России



(протокол № от « » 2012 г.)

Составитель: Медведева С.Н. (кафедра криминалистики Краснодарского университета МВД России).


Рецензенты:

А.В. Варданян, начальник кафедры криминалистики Ростовского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор

полковник полиции;



Д.Н. Лозовский, доцент кафедры уголовного процесса, доктор юридических наук, подполковник полиции;

В.Н. Горюнов, начальник СО СЧ УМВД России по г. Краснодару подполковник юстиции.

С 89 Судебная медицина: рабочая программа профессионального цикла ФГОС ВПО, по направлению подготовки (специальности) 050407.65

Педагогика и психология девиантного поведения, специализация – Социальная педагогика /сост. С.Н. Медведева - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2012. 30 с.

Рабочая программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Судебная медицина», составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050407.65 – Педагогика и психология девиантного поведения (специализация – Социальная педагогика).

Для курсантов, слушателей и студентов Краснодарского университета МВД России.

ББК 58+56.14.

 Краснодарский университет МВД России, 2012.

 Медведева С.Н., составление, 2012.



1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины − изучение курсантами (слушателями, студентами) теоретических и практических вопросов судебной медицины, овладение практическими навыками в объеме, необходимом для успешного выполнения обязанностей специалиста юридического профиля при производстве первоначальных следственных действий, расследовании и раскрытии отдельных видов и групп преступлений.


Задачи дисциплины:

− ознакомление курсантов (слушателей, студентов) с правовой регламентацией и организацией судебно-медицинской экспертизы;

− формирование исходных теоретических знаний, общего системного представления о судебной медицине, их основных понятиях и категориях;

− изучение судебно-медицинских средств и методов, используемых в раскрытии и расследовании преступлений;

− овладение тактическими приёмами производства следственных действий, связанных с использованием специальных знаний в области судебной медицины;

− принятие обоснованных решений в пределах должностных обязанностей с учётом объективизации данных на основе знаний судебной медицины;

− овладение умениями грамотного использования специфической судебно-медицинской терминологии при составлении юридических документов.
2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Судебная медицина» является дисциплиной вариативной части С.2.2.В.01. профессионального цикла.

До изучения указанной дисциплины, курсанты (слушатели, студенты) должны овладеть знаниями, умениями и навыками по следующим дисциплинам: русский язык в деловой документации, теория государства и права, конституционное право России, основы гражданского права.

В результате изучения указанных дисциплин курсанты (слушатели, студенты) должны знать:

– природу и сущность государства и права, систему права, механизм государства, механизм и средства правового регулирования, реализации права (дисциплина «Теория государства и права»);

– конституционные нормы прямого действия (дисциплина «Конституционное право России»);

– основные положения отраслевых юридических наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отдельных отраслях материального и процессуального права (дисциплины «Основы гражданского права»);



Уметь:

– правильно составлять и оформлять юридические документы (дисциплина «Русский язык в деловой документации»);

– оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (дисциплины «Теория государства и права», «Конституционное право России»);

– анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (дисциплины «Основы гражданского права»)ю



Владеть:

– навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики, составления деловых бумаг и служебных документов (дисциплина «Русский язык в деловой документации»);

– юридической терминологией, навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами, навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности (дисциплины «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Основы гражданского права»).

Обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

− способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1), в части, касающейся применения конституционных норм и соблюдения принципа законности (дисциплины «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Основы гражданского права»);

− способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9), в части, касающейся способности к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации (дисциплины «Основы гражданского права»);

− способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14), в части касающейся осуществления письменной и устной коммуникации на русском языке, логически верного, аргументированного и ясного строения устной и письменной речи (дисциплины «Русский язык в деловой документации»).
Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

− способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2) (дисциплины «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Основы гражданского права»);

− способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7), в части правильного оформления служебных документов (дисциплина «Русский язык в деловой документации»);

− способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11), в части уважения чести и достоинства личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (дисциплины «Конституционное право России», «Теория государства и права»);

− способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-18) (дисциплина «Русский язык в деловой документации»).

Дисциплина «Судебная медицина» относится к дисциплинам, завершающим процесс формирования специалиста


3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

− способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9), в части применения знаний в области судебной медицины;

− способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14), в части применения знаний в области судебной медицины.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

− способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3), в части применения знаний в области судебной медицины;

− способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-18), в части составления документов, отражающих применение знаний в области судебной медицины.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать:

– основные положения, понятия и категории судебной медицины (ОК-9);

– организационно-правовые основы судебно-медицинской экспертизы (ПК-18);

– формы участия судебного эксперта-медика в расследовании преступлений, их права, обязанности и ответственность (ОК-14, ПК-18).


Уметь:

– правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебно-медицинской экспертизы (ОК-14, ПК-18);

– анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений судебно-медицинского эксперта (ОК-9, ОК-14, ПК-18);

– распознавать телесные повреждения и определять их происхождение (дисциплина «Судебная медицина») (ОК-9).


Владеть:

– навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности судебного медика (ОК-9, ОК-14, ПК-18);

– навыками использования судебно-медицинской терминологии при составлении юридических документов и в общении со специалистами (ОК-14, ПК-18);

– составления необходимого перечня вопросов, выносимых на разрешение судебно-медицинской экспертизы (ОК-14, ПК-18).


4. Объем (трудоемкость) дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов/

зачётных

единиц


Семестры

7

Аудиторные занятия (всего)

8

8

Лекции (Л)

4

4

Семинары (С)

4

4

Практические занятия (ПЗ)







Лабораторные работы (ЛР)







Контрольная работа (КР)







Самостоятельная работа (всего)

64

64

Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:

46

46

Подготовка к семинарским (практическим,

лабораторным) занятиям



46

46

Практикум







Подготовка к контрольной работе







Другие виды самостоятельной работы

14

14

Курсовая работа







Реферат







Подготовка к промежуточной аттестации: зачёт

14

14

Промежуточная аттестация: зачёт

4

4

Общая трудоёмкость: часы

72

72

зачётные единицы

2

2



5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов, тем дисциплины
Тема 1. Ведение в курс судебной медицины. Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы (СМЭ).

Определение судебной медицины. Связь судебной медицины с другими медицинскими, естественными и юридическими науками. Предмет, содержание и задачи судебной медицины, система предмета. Понятие о судебно-медицинском исследовании и судебно-медицинской экспертизе в уголовном и гражданском процессах. Понятия «судебно-медицинский эксперт» и «врач-эксперт». Пределы компетенции судебно-медицинской экспертизы.

Организация и структура судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации. Основные нормативные акты, регламентирующие деятельность судебно-медицинских учреждений и судебно-медицинских экспертов. Виды судебно-медицинских экспертиз. Судебно-медицинская документация. Заключение эксперта как источник доказательств по делам о преступлениях против жизни и здоровья граждан.
Тема 2. Учение о смерти и трупных изменениях. Определение давности наступления смерти.

Учение о смерти. Терминальные состояния. Клиническая и биологическая смерть. Констатация факта смерти, ее признаки; установление. Понятие о танатогенезе. Морфологические признаки остро наступившей смерти. Агональная смерть.

Ориентировочные и достоверные признаки смерти. Судебно-медицинская характеристика и значение ранних и поздних трупных изменений. Сроки развития трупных изменений в зависимости от условий, в которых находился труп. Методы исследования ранних трупных изменений, используемые в судебной медицине.

Ориентировочное установление давности смерти по выраженности трупных изменений, возможности решения других экспертных вопросов. Искусственная консервация трупов. Разрушение трупов животными, насекомыми, растениями.


Тема № 3. Повреждения от действия тупых предметов.

Факторы внешней среды, приводящие к образованию повреждений.

Прижизненные и посмертные (умышленные и случайные) телесные повреждения, последовательность их причинения.

Механические повреждения, их классификация. Причины смерти при механических повреждениях.

Методика описания повреждений.

Установление давности причинения повреждений.

Классификация тупых твердых предметов. Механизмы возникновения повреждений от тупых твердых предметов. Морфологическая характеристика ссадин, кровоподтеков, ран от действия тупых твердых предметов, судебно-медицинское значение.

Повреждения, причиняемые частями тела человека.

Переломы: определение понятия, механизмы и условия, влияющие на образование переломов. Локальные и конструкционные переломы.

Повреждения оболочек и вещества головного мозга и внутренних органов от действия тупых твердых предметов.

Возможности установления орудия травмы по морфологии повреждений. Общие представления об исследованиях по идентификации орудий и их диагностика по особенностям и свойствам травмы.
Тема 4. Транспортная травма. Повреждения при падении с высоты.

Общая характеристика современной транспортной травмы, ее место в структуре насильственной смерти. Виды транспортной травмы.

Автомобильная травма. Определение понятия. Виды автомобильной травмы. Механизмы и фазы возникновения повреждений при каждом из них. Морфологическая характеристика возникающих при этом повреждений. Специфические и характерные повреждения.

Мотоциклетная травма. Механизмы и фазы возникновения повреждений при каждом из них. Морфологическая характеристика возникающих при этом повреждений. Специфические и характерные повреждения.

Тракторная травма. Особенности повреждений.

Особенности осмотра места происшествия и трупа при дорожно-транспортных происшествиях и техники судебно-медицинского исследования трупа.

Железнодорожная травма: определение понятия, виды травмы, морфологическая характеристика повреждений при них. Особенности убийств на железной дороге и инсценировки самоубийств или несчастного случая с использованием железнодорожного транспорта. Особенности осмотра трупа при подозрении на железнодорожную травму.

Краткие сведения об авиационных и водных травмах.

Повреждения при падениях с высоты и на плоскости: виды падения и механизмы возникновения повреждений, морфологическая характеристика местных и отдаленных повреждений, ее зависимость от высоты, вида падения и других условий. Падение на лестничном марше.
Тема № 5. Повреждения от действия огнестрельного оружия. Повреждения острыми предметами.

Огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, классификация, принципы устройства. Механизм выстрела. Повреждающие факторы выстрела. Признаки близкого выстрела.

Пулевые огнестрельные повреждения при выстреле в упор, с близкой и неблизкой дистанции. Разрывное, пробивное, контузионное, действие пули. Входное и выходное огнестрельные отверстия, их морфологические признаки. Слепые, сквозные, касательные ранения. Раневой канал.

Особенности повреждений при выстреле холостым патроном, из самодельного оружия, при выстреле через преграду.

Повреждения из дробовых ружей, особенности ранений дробью и картечью в зависимости от расстояния выстрела. Представление о лабораторных исследованиях огнестрельных повреждений.

Особенности судебно-медицинской экспертизы при множественных огнестрельных повреждениях.

Взрывная травма.

Повреждения при применении газового и травматического оружия.

Возможности судебно-медицинской экспертизы огнестрельных повреждений.

Определение и классификация острых предметов. Механизмы повреждающего действия режущих, колющих, колюще-режущих, рубящих, колюще-рубящих, пилящих и др. предметов. Морфологическая характеристика и дифференциальная диагностика возникающих при этом повреждений.

Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при повреждениях острыми предметами.

Тема 6. Судебно-медицинские аспекты асфиксии и гипоксии.

Понятие о гипоксии и механической асфиксии, ее виды. Патофизиология асфиксии.

Странгуляционная асфиксия от сдавления шеи: повешение, удавление петлей, удавление руками.

Асфиксия от сдавления груди и живота (компрессионная).

Обтурационная и аспирационная асфиксия: от закрытия носа и рта мягкими предметами, сыпучими телами, рвотными массами.

Утопление, его виды.

Патогенез и морфологические изменения при различных видах механической асфиксии, их судебно-медицинская оценка. Значение лабораторных методов в диагностике асфиксии.

Посмертные признаки пребывания трупов в воде. Повреждения на трупах, извлеченных из воды.


Тема 7. Повреждения от воздействия физических факторов.

Общее и местное действие высокой температуры. Тепловой и солнечный удары. Распознавание действия горячей жидкости и других высокотемпературных факторов. Ожоги и ожоговая болезнь. Причины смерти и сроки ее наступления.

Экспертиза трупов, обнаруженных в очаге пожара. Признаки прижизненного и посмертного пребывания в очаге пожара.

Признаки сжигания трупа с целью сокрытия следов преступления. Сжигание трупов в печах.

Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при действии высоких температур.

Общее и местное действие низкой температуры. Отморожения частей тела. Смерть от переохлаждения организма, условия способствующие смерти, диагностика этого вида смерти при исследовании трупа. Оледенение трупов. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при действии низких температур.

Электротравма. Механизмы действия электрического тока на организм и условия, способствующие поражению техническим электричеством. Патофизиология, танатогенез и морфология электротравмы.

Поражение атмосферным электричеством.

Особенности осмотра места происшествия и трупа при электротравме.

Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой при поражениях электричеством.

Повреждения и смерть от действия экстремального давления. Решение экспертных вопросов. Повреждение и смерть от действия лучистой энергии.
Тема 8. Судебно-медицинская токсикология.

Понятие о ядах, их классификация по химическому составу и механизмам действия. Общие сведения об отравлениях едкими ядами - кислотами и щелочами. Патогенез, морфология, причины смерти, судебно-медицинская и лабораторная диагностика.

Отравления деструктивными ядами (ртуть, свинец, медь, мышьяк, сурьма, другие соли тяжелых металлов): патофизиология, генез смерти, морфологические проявления, судебно-медицинская диагностика.

Отравления гемотропными ядами (окись углерода, метгемоглобин-образователи) патофизиология, генез смерти, морфологические изменения, судебно-медицинская диагностика.

Общие сведения об отравлении ядами, вызывающими функциональные расстройства.

Отравление этиловым спиртом и спиртосодержащими жидкостями. Патогенез, танатогенез, морфология, судебно-медицинская диагностика, роль лабораторных исследований в диагностике смертельных и несмертельных отравлений этиловым спиртом, оценка результатов исследования.

Отравления ядохимикатами.

Пищевые отравления. Классификация. Пищевые отравления бактериального и небактериального происхождения. Особенности осмотра места происшествия и судебно-медицинская экспертиза при пищевых отравлениях.


Тема 9. Осмотр трупа на месте его обнаружения. Экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения.

Регламентация и порядок осмотра трупа на месте его обнаружения в соответствии с УПК РФ. Организация осмотра места происшествия. Участники осмотра, их обязанности. Задачи врача-специалиста в области судебной медицины при осмотре трупа на месте его обнаружения. Порядок, методика, стадии осмотра трупа. Поиск, обнаружение, изъятие, упаковка вещественных доказательств биологического происхождения.

Особенности осмотра трупа при некоторых видах смерти: транспортной травме, огнестрельных повреждениях, механической асфиксии, действии крайних температур, электротравме, отравлениях.

Особенности осмотра частей расчленённых трупов, а также скелетированных, эксгумированных.

Понятие и характеристика вещественных доказательств биологического происхождения. Обнаружение, фиксация, изъятие и упаковка различных видов доказательств биологического происхождения.

Экспертиза крови и ее следов. Вопросы, разрешаемые при экспертизе крови. Представление о методах, используемых для лабораторной диагностики наличия крови, ее видовой и групповой, половой принадлежности. Принципы и возможности судебно-медицинской экспертизы крови при спорном отцовстве, материнстве и замене детей.

Представление о принципах и возможностях экспертизы семенной жидкости, слюны, волос и других биологических объектов; вопросы, разрешаемые экспертизой.

Понятие о цитологической экспертизе. Понятие об экспертизе наложений на орудиях травмы.

Понятие о медико-криминалистической экспертизе, объектах ее исследования и возможностях. Идентификация предметов, оружия и орудий со следами повреждений и наложений на одежде и теле человека. Отождествление личности неизвестного человека.

Методы, способы и приёмы решения идентификационных задач.


Тема 10. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц.

Поводы и организация судебно-медицинской экспертизы потерпевших, подозреваемых и других лиц. Экспертиза и освидетельствование. Юридическая квалификация телесных повреждений и вреда здоровью.

Правила судебно-медицинского определения тяжести вреда здоровью. Критерии причинения вреда здоровью.

Способы причинения телесных повреждений (побои, истязания). Общее представление об экспертизе установления размера (процента) утраты трудоспособности.

Общие представления о судебно-медицинской экспертизе состояния здоровья, притворных и искусственных болезней.
5.2. Разделы (темы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Обеспечиваемые судебной медициной (последующие) дисциплины отсутствуют.


5.3. Разделы (темы) дисциплины и виды занятий


п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

С

ПЗ

ЛР

КР

Всего ауд.

СРС

Всего

1

Ведение в курс судебной медицины Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы (СМЭ).



















2

2

2

Учение о смерти и трупных изменениях. Определение давности наступления смерти.

2

2










4

2

6

3

Повреждения от действия тупых предметов.



















6

6

4

Транспортная травма. Повреждения при падении с высоты.



















6

6

5

Повреждения от действия огнестрельного оружия. Повреждения острыми предметами.

2

2










4

2

6

6

Судебно-медицинские аспекты асфиксии и гипоксии.



















4

4

7

Повреждения от воздействия физических факторов.



















6

6

8

Судебно-медицинская токсикология.



















6

6

9

Осмотр трупа на месте его обнаружения. Экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения.




















4

4

10

Судебно-медицинская экспертиза живых лиц.




















8

8



Подготовка к зачету




















14






зачет




















4






Итого:


4

4










8

64

72


6. Лабораторный практикум. В рамках данной дисциплины лабораторный практикум не предусмотрен.
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ). По данной учебной дисциплине выполнение курсовой работы не предусмотрено.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) нормативные правовые акты:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации.

  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

  3. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», с изм.

  4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Утв. Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 № 5487-1, с изм.

  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. № 522 «Об утверждении правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», с изм.

  6. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № 194н «Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека».

  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (в ред. от 10.02.2011 г.).

  8. Приказ МВД Российской Федерации от 04.08.2008 № 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения».

  9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».


б) основная литература:

  1. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов / Ю.Д. Гурочкин, Ю.И. Соседко. М.: Изд-во «Эксмо», 2006.

  2. Пиголкин Ю.И. Судебная медицина. Учебник. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007.

  3. Самищенко С.С. Судебная медицина. Учебник. М: «Юрайт», 2010.


в) дополнительная литература:

  1. Гурочкин Ю.Д., Дерягин Г.Б., Агафонов В.В. Судебная медицина. Курс лекций. М.: «Щит-М», 2008.

  2. Дерягин Г.Б. Криминальная сексология. Курс лекций. М.: МосУ МВД России, «Щит-М», 2008.

  3. Судебная медицина. Учебник / Под ред. В.Н.Крюкова. М.: «Медицина», 1998.

  4. Авдеев М.И. Судебно-медицинская экспертиза трупа. М.: «Медицина», 1976.

  5. Судебная медицина. Учебник для вузов / Под ред. В.В.Томилина. М.: Издательская группа «ИНФРА-М НОРМА», 1996, 1999.

  6. Судебная медицина: Руководство для врачей / Под ред. А.А. Матышева. − 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: «Гиппократ», 1998.

  7. Дерягин Г.Б., Тараскина З.И. Осмотр трупа на месте его обнаружения. – Архангельск, 1996.

  8. Осмотр трупа на месте его обнаружения. Руководство. / Под ред. А.А. Матышева. – СПб.: Изд-во «Лань», 1997.

  9. Руководство по судебной медицине / Под ред. В.В.Томилина, Г.А.Пашиняна. М.: «Медицина», 2001.

  10. Хохлов В.В. Судебная медицина. Руководство. − 2-е издание. Смоленск, 2003.


г) программное обеспечение

Компьютерная программа «Microsoft Office Power Point».


д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Информационно-правовая система («Гарант», «КонсультантПлюс»).


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

– классная доска;

– мультимедийный проектор;

− средства наглядности: манекены, имитаторы ран и пр.


10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Изучение дисциплины «Судебная медицина» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие; семинарское занятие; практическое занятие; консультация преподавателя (индивидуальная, групповая); дискуссия, доклады, научные сообщения и их обсуждение и т.д., в том числе с использованием мультимедийного сопровождения. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.

Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:

– прослушивание лекционного курса;

– чтение и конспектирование рекомендованной литературы;

- проведение семинарских занятий.

Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей, предварительной и промежуточной аттестации.

Контроль текущей успеваемости обучающихся - текущая аттестация - проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

– на занятиях;

– по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;

– по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

– по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине.

Предварительная аттестация обучающихся проводится преподавателем в целях подведения промежуточных итогов текущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучающихся, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженностей.

Промежуточная аттестация проводится в форме недифференцированного зачета устно по билетам.

Зачет проводится на 3 курсе после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Оценка по результатам зачета носит недифференцированный характер − зачтено / не зачтено.



Перечень контрольных вопросов для подготовки обучающихся к

промежуточной аттестации (зачету)

  1. Предмет, задачи, разделы судебной медицины.

  2. Объекты судебно-медицинской экспертизы.

  3. Организация и структура судебно-медицинской службы в России.

  4. Судебно-медицинские учреждения. Структура бюро судебно-медицинской экспертизы.

  5. Процессуальные положения назначения и проведения судебно-медицинской экспертизы (статьи УПК).

  6. Виды судебно-медицинской экспертизы.

  7. Права и обязанности эксперта.

  8. Понятие о смерти.

  9. Судебно-медицинская классификация смерти.

  10. Стадии умирания.

  11. Ранние трупные явления. Механизмы их возникновения, время появления после наступления смерти и их судебно-медицинское значение.

  12. Поздние трупные явления. Механизмы их возникновения, время появления после наступления смерти и их судебно-медицинское значение.

  13. Способы определения давности наступления смерти.

  14. Порядок проведения осмотра места происшествия при обнаружении трупа.

  15. Задачи судебно-медицинского эксперта при осмотре трупа на месте обнаружения.

  16. Порядок направления трупа на экспертизу (исследование) с места его обнаружения.

  17. Классификация тупых предметов по повреждающим поверхностям.

  18. Механизмы образования повреждений, причиненных тупыми предметами.

  19. Виды и признаки ран, причиненных тупыми предметами.

  20. Повреждения при падениях с высоты и на плоскости.

  21. Общая характеристика транспортной травмы.

  22. Особенности повреждений, осмотра места происшествия, судебно-медицинской экспертизы при автомобильной и железнодорожной травме.

  23. Повреждения острыми предметами.

  24. Виды и судебно-медицинское значение повреждений, возникающих от воздействия острыми предметами.

  25. Вопросы, выносимые на судебно-медицинскую экспертизу при повреждениях острыми и тупыми предметами.

  26. Виды повреждений при огнестрельной травме.

  27. Повреждающие факторы выстрела.

  28. Оценка расстояния выстрела при осмотре трупа на месте происшествия.

  29. Выстрел в упор, механизм образования повреждений, признаки, судебно-медицинское значение.

  30. Выстрел с близкой дистанции, признаки, судебно-медицинское значение.

  31. Выстрел с неблизкой дистанции, признаки, судебно-медицинское значение.

  32. Особенности повреждений при взрывах.

  33. Особенности осмотра трупа на месте его обнаружения и экспертизы при огнестрельных повреждениях и взрывной травме.

  34. Вопросы на судебно-медицинскую экспертизу при огнестрельных повреждениях.

  35. Судебно-медицинская характеристика действия низкой температуры: переохлаждение и обморожение.

  36. Судебно-медицинская характеристика действия высокой температуры: перегревание и ожоги.

  37. Признаки прижизненного нахождения в очаге пожара.

  38. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой, при действии физических факторов.

  39. Классификация механической асфиксии.

  40. Общеасфиктические признаки.

  41. Механическая странгуляционная асфиксия (определение, виды, характеристика).

  42. Механизм смерти при повешении.

  43. Признаки удавления петлей, признаки удавления руками.

  44. Судебно-медицинская экспертиза повешения и удавления петлей и руками.

  45. Компрессионная и обтурационная асфиксия, механизмы возникновения, признаки.

  46. Утопление (определение, виды, признаки).

  47. Признаки прижизненного попадания тела в воду.

  48. Признаки пребывания трупа в воде.

  49. Особенности осмотра трупа на месте его обнаружения и экспертизы при асфиктической смерти.

  50. Вопросы для СМЭ при асфиктической смерти.

  51. Определение понятия «ядовитое вещество» и отравление.

  52. Условия действия ядов на организм человека.

  53. Классификация отравляющих веществ.

  54. Экспертиза отравления алкоголем и его суррогатами.

  55. Отравления угарным газом, особенности СМЭ.

  56. 82. Отравление наркотическими веществами.

  57. Особенности осмотра места происшествия при подозрении на смерть от отравления.

  58. Вопросы на судебно-медицинскую экспертизу при отравлениях.

  59. Виды судебно-медицинских экспертиз половых состояний и при половых преступлениях.

  60. Судебно-медицинская экспертиза при половых преступлениях (ст. 131, 132, 133, 134, 135 УК РФ): поводы, особенности проведения и решаемые вопросы.

  61. Методика установления степени тяжести вреда здоровью.

  62. Виды экспертиз живых лиц и поводы назначения.

  63. Судебно-медицинские документы, составляемые в исходе экспертизы (освидетельствования) живых лиц.

  64. Оформление документации при направлении на экспертизу (освидетельствование) тяжести вреда здоровью.


Смотрите также:
Рабочая учебная программа 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения (специализация Социальная педагогика) Краснодар
296.65kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-03 04 02-02 «Социальная педагогика. Практическая психология»
176.82kb.
1 стр.
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050700 Педагогика профиль «Социальная педагогика»
1257.09kb.
7 стр.
Учебная программа для специальности 1 03 04 02 02 Социальная педагогика. Практическая психология 2010 Составитель
196.72kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность 040400. 62 Социальная работа
437.46kb.
5 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология»
261.86kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «Психологическая служба в образовании» (наименование учебной дисциплины) для специальности «Педагогика и психология»
573.43kb.
2 стр.
Учебная программа: Специальная педагогика Специальность: Специальная педагогика Tип учебной программы: докторский
29.15kb.
1 стр.
Пояснительная записка Учебная программа курса «История педагогики»
225.04kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности 050706 «Педагогика и психология»
728.1kb.
4 стр.
Педагогика и психология
56.87kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа 030901. 65 Правовое обеспечение национальной безопасности Специализация уголовно-правовая Краснодар
306.04kb.
1 стр.