Главная
страница 1
ГКОУ РО лицей-интернат «Педагогический» г. Таганрога

Французский стиль в русской архитектуре

Учитель: Астахова В.Н.
Таганрог 2013


Содержание

  1. Стили в архитектуре

  2. «Классицизм» в России

  3. Русский ампир в архитектуре

  4. Франция в русском классицизме XVIII века

  5. Французский классицизм в Москве

  6. Особенности стилевой архитектуры Таганрога


Романский стиль

1.jpg

Романский стиль – это подражание архитектуре Древнего Рима: крепость феодала, монастырь и церковь в романском стиле.



Готика

1.jpg

Готика (XIII-XV вв.)


Его название происходит от итальянских слов «готская манера» (от названия германского племени готов). Ведущим архитектурным типом стал собор, возвышавшийся над городской застройкой и способный вместить все взрослое население города.Высоту его подчеркиваютгигантскиеажурные башни, высокиестрельчатые арки, окна и порталы, многочисленные декоративные детали. На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры, фантастические фигуры зверей («химеры»).


Знаменитый собор Парижской Богоматери — самый внушительный и самый замечательный памятник ранней готики.

Почти шесть веков прошло с тех пор, как он был воздвигнут.Первый камень собора был заложен в 1163 г. французским королем и римским папой, а много веков спустя,там короновался Наполеон.



собор парижской богоматери. западный фасад - www.arhitekto.ru

Собор Парижской Богоматери.


Вид с юга.

собор в реймсе. западный фасад - www.arhitekto.ru

Собор в Реймсе. Западный фасад. 1210г, начало XIVв.



собор парижской богоматери. западный фасад - www.arhitekto.ru

Собор Парижской Богоматери.


Западный фасад.
Вторая половина XII-XIII в.

Реймский собор, (где короновались французские короли и в который победно внесла свое знамя Жанна д'Арк) и Шартрский собор — вершины французской зрелой готики.

собор в реймсе. западный фасад - www.arhitekto.ru

Собор в Шартре. Королевский портал. Середина XII










Ренессанс

1.jpgВозрождение интереса к античному наследию и возврат к античным формам в искусстве — ордерным формам в архитектуре.

Барокко

1.jpgОбычно, говоря об искусстве XVII века, отмечают два основных стиля — барокко и классицизм.

Архитектура барокко во Франции

Ранний период архитектуры барокко во Франции связан с первой третью XVII века — временем правления Людовика XIII (1610—1643). Главные зодчие были Жак Лемерсье и Франсуа Мансар. дворец лувр, париж - www.arhitekto.ru



Жак Лемерсьежак лемерсье на фоне сасовни сорбонны. дворец лувр, париж - www.arhitekto.ru
Жак Лемерсье был мастером классицизма во Франции.

Для кардинала Ришелье архитектор построил Палас-Кардиналь (впоследствии переименованный в Пале-Рояль) в Париже (1629) и церковь Сорбонны (начата в 1626).



http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/71/419/71419148_21.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7d/sorbonne_.jpg
С 1624 г. Лемерсье возглавляет строительство Лувра.

Другой важной работой Лемерсье явилось строительство в королевской охотничьей резиденции под Парижем — Версальского дворца, позже грандиозной королевской резиденции.

Двор замка получил название Мраморного.

мансар франсуаФрансуа Мансар.

Мансар впервые применил для здания одну общую кровлю и мансардное перекрытие (впоследствии в честь мастера получившее наименование «мансарды»).

Франсуа Мансар (1598-1666) построил замкокМэзон-Лафитт на берегу Сены.
замок мэзон-лафитт - www.arhitekto.ru


мансар церковь валь де грас

Церковь Валь де Грас (1645-1646, Париж)

После смерти кардинала Ришелье (1642г.), и короля Людовика XIII (1643г.), преемником Лемерсье на посту первого архитектора короля становится не Мансар, а Луи Лево, возглавивший строительство Лувра (1654).



http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bc/louis_le_vau.jpg/506px-louis_le_vau.jpg

Фасады Лувра

восточный фасад лувра - www.arhitekto.ru

Строительство королевского дворца Лувра - исключительно важное событие в истории французской архитектуры и в эволюции ее стиля.

Это визитная карточка царствования Людовика XIV, но король будет жить в Лувре только до совершеннолетия и полностью утратит интерес к проекту.

Лувр воплощает идеальный образец четырехугольного дворца, которым будут вдохновляться создатели такого рода дворцов в Берлине, Стокгольме и Мадриде.



file:louvre at night centered.jpg

http://www.visitingdc.com/images/louvre-museum-picture.jpg

Версаль

Людовик XIV, превратил Версаль в столицу.

Возможно, над дворцовым комплексом в Версале Лево работал в содружестве с Лебреном и Ленотром.
http://ilya.gorod.tomsk.ru/uploads/2657/1236829821/lenotrdr.jpg

Ленотр


http://www.artfrance.ru/art/l/lebren/img/1sm.jpg

Лебрен


Грандиозен Версальский парк: лестница, спускающаяся к бассейну Латоны, главная аллея, бассейн Аполлона и, наконец, огромный крестообразный Большой канал. Здесь и четкость линий и контуров, огромные плоскости водоемов, прямые аллеи, стриженая зелень, мраморные и бронзовые скульптуры.

Посередине дворца покои короля. Посредством искусства выражалась идея могущества королевской власти, идея абсолютной монархии. Людовику XIV приписывают фразу: «Государство — это я».

Такие произведения архитектуры, как Версаль и внешние фасады Лувра, в сильнейшей степени способствовали утверждению принципов классицизма в пределах стиля барокко.

http://www.unique-travel.ru/france/img/versal/versal_03.jpg
http://www.unique-travel.ru/france/i/paris/versailles2.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/1/300/1761300/f_6599176.jpg

http://www.flyex.ru/upload/z/zamok_volevikont_i_versal-versal2.jpg
http://www.livejournal.ru/static/files/travel/themes/zoom/1638_5.jpg


http://art.1september.ru/2007/03/no3___26.jpg

Малый Трианон.

Жемчужина французской классической архитектуры XVIII века – павильон версальского парка — Малый Трианон, созданный Габриелем(1762–1768 гг).



http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=362870380-23-72&n=21

Малый Трианон – почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу. Все четыре фасада у него разные. Громадные окна придают постройке удивительную легкость.



http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=11093

http://www.bc.edu/bc_org/avp/cas/fnart/arch/17thc/versailles10.jpg

Замок Во ле Виконт был построен Лево совместно с живописцем-декоратором Лебреном и архитектором-паркостроителемЛенотром для министра Фуке. Здесь формируется парадная резиденция с регулярным садово-парковым ансамблем.



http://s018.radikal.ru/i501/1201/d1/63503e74ef4a.jpg

http://www2.ac-lyon.fr/etab/colleges/col-01/ladombes/test_baroque_classique/vaux-le-vicomte.jpg

http://www.fototerra.ru/image.html?id=205426&size=medium

Вслед за Людовиком XIV другие европейские монархи — особенно в Германии — начнут возводить пышные загородные резиденции. Можно сказать, что без Версаля не появились бы на светПетергоф, Царское Село.


Рококо

Рококо часто считают поздней стадией барокко. Рококо — первый безордерный стиль, игривый и изящный.



file:potsdam chinesisches haus 1.jpg

file:nymphenburg amalienburg-1.jpg

file:basilika vierzehnheiligen 005.jpg

Классицизм

1.jpg
КЛАССИЦИЗМ (образцовый) — художественное направление, ориентированное на идеалы античной классики.

Ордерный стиль в классицизме – это строй, порядок, колонны, пилястры (вертикальные выступы в стене). Ордер классицизма иллюзорно воплощает тектоническую взаимосвязь несущих и несомых частей здания.



file:catane université.jpg

Церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже.

Начало французского классицизма связано со строительствам церкви Св. Женевьевы в Париже (1756 г.) Жаком ЖерменомСуффло.

После Великой французской революции церковь преобразуется в светское здание Пантеон — место погребения великих людей Франции.

Простота, просторность, ощущение света, плоские своды, арки, опирающиеся на колонны. Купол в центре поднимается почти до 120 м.



http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=11088

Екатерининский Классицизм. Ранний Классицизм (1762-1780)

1.jpg

Антонио Ринальди. Павильон Катальной горки (1762-1774 гг.)


Возникла потребность в «образцовой архитектуре». За образец берётся, как правило, античность.

Главный корпус Педагогического института (Герцена)главный корпус педагогического института (герцена)

северный фасад малого эрмитажа

Северный фасад Малого Эрмитажа

здание академии художеств (1764-1788 гг.)

Здание Академии художеств (1764-1788 гг.)

дворец г.а.демидова. ж.б.валлен-деламонт. а.ф.кокоринов.

Дворец Г.А.Демидова. Ж.Б.Валлен-Деламонт. А.Ф.Кокоринов.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4612/116603815.5d/0_57c3b_a78093dc_xl

http://www.megabook.ru/mobjects2/data/pict2005/tourism/04t1038.jpg
http://www.inter-meb.ru/photogallery/classic/inc/dvorec-ekateriny-golubaja-gostinaja.jpg

http://raz-max.com/images/raznoe/journal_2_2012/arhitektura/arhitektura_2.jpg


Екатерининский Классицизм. Эпоха Строгого Классицизма (1780-1800)

Пик русского классицизма в архитектуре характеризует изысканная простота форм и имперское величие.


Это было время самого массового качественного строительства, оставившего после себя великие памятники архитектуры.

http://muzei-mira.com/uploads/posts/2012-07/1343490473_ekaterininskiy-dvorec-paradnaya-lestnica.jpghttp://content.foto.mail.ru/mail/vihasha/5559/i-5598.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4705/weskym.28/0_634a5_bf2679e9_xl

http://img-fotki.yandex.ru/get/5407/sapozhnik-1.69/0_51940_f2fcb8af_xl

Александровский классицизм

1.jpg

Эпоха позднего классицизма и его расцвет. Название ввел художник И. Грабарь в 1912 г.  



Ампир

1.jpgАмпир – (империя) - исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. 

Стиль ампирявляется своеобразным отражением римской классики в сочетании с египетскими мотивами.

Вдохновленные идеями живописца Давида архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в стиле ампир дворцы и усадьбы Наполеона I.

file:château de malmaison à rueil-malmaison 001.jpg

Мальмезон (фр. Malmaison) — усадьба в 20 км от Парижа, наиболее известная как резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне.



http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/74/913/74913770_large_aq2.jpg

Фонтенбло



http://900igr.net/datai/frantsuzskij-jazyk/zamki/0017-017-dvorets-i-park-fontenblo.jpg

замок фонтенбло

В общей сложности за семь веков в Фонтенбло побывало 34 французских правителя.



Тюильри - дворец французских королей в центре Парижа, составлявший единый дворцово-парковый комплекс с Лувром. Начиная с Людовика XVI — основная резиденция всех последующих французских монархов. Сожжён в дни Парижской коммуны.

Сохранились павильоны Марсан и Флоры.


http://zlngrd.ru/upload/iblock/582/582c987f24c8ff39bedaccc54edb039b.jpg

file:pavillon de flore seine paris.jpgПавильон Флоры

Павильон Марсан



file:le pavillon de marsan 2.jpg

Стиль ампир – это видоизменение все тех же классических элементов, это стиль декорации и даже поверхностного камуфляжа.

Если для классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии; для ампира - яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага!

Строительство эпохи Наполеона не отличалось размахом: войны отвлекали все средства. Большинство сооружений представляли собой триумфальные памятники.


http://stat16.privet.ru/lr/090c72efe0f06903cf86fb9acc489170

Яркий пример – триумфальная арка Звезды на проспекте Елисейских полей (архитектор Ж.-Ф. Шальгрен) и мемориальная Вандомская колоннана площади того же названия, подражавшая колонне Траяна в Риме (архитекторы Ж. Лепер и Ж. Гондуэн).



http://fineworld.info/wp-content/uploads/2012/01/paris_column.jpg
Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в.

Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля архитектуры.


Русский ампир в архитектуре

И только одна страна-победительница - Россия добровольно приняла "стиль Империи". Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами "всего замечательного, что строилось в Париже".



персье шарль

Персье Шарль

Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами.

Персье и Фонтен, после поражения французской Империи стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.

огюст монферран — выдающийся архитектор первой половины xix в., автор известных архитектурных сооружений — исаакиевского собора и александровской колонны.

http://www.bolshoyvopros.ru/files/users/images/a3/87/a3872a5ee94752281df898ee520cda1d.jpg

Создателем стиля петербургского ампира считается "русский итальянец" К.Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов.



file:rossi.jpg К. Росси

file:v.p. stasov by varnek.jpgСтасов

Франция в русском классицизме XVIII века


Петр Великий прожил 44 дня в Париже в 1717 году. С этого времени ведут свое начало франко-русские архитектурные связи. По существу их развитие представляет внедрение стилевых принципов классицизма в ментальность и художественную практику русских зодчих.

Царь захотел создать у себя «огород», не хуже версальского».

Жан-Батист Леблон был приглашен в Россию. Его идеи повлияли на облик Стрельни и Петергофа.

http://www.peterburg.biz/images/stories/arh_leblon_b.jpg

Стре́льна — посёлок в России. Расположен на южном берегу Финского залива. Численность населения составляет 12 751 чел.

В начале XVIII векаПётр I задумал создать здесь загородную резиденцию, «русскую Версалию. В1797 годуПавел Первый подарил её своему второму сыну — великому князю Константину Павловичу, благодаря чему большой дворец и парк получили название, сохранившееся до сих пор.



file:strelna palace 02.jpg

http://wiki.iteach.ru/images/2/2b/1144_w600_h371_52334562_1311.jpg

http://www.sev-zap.ru/upload/medialibrary/ba0/strelna2.jpg

Константиновский дворец



http://www.grandpeterhof.ru/images/strelna2.jpg

http://www.allross.ru/lenobl/images/strelna/p1/full/img_8691.jpg
Дворец Петра I
Леблон недолго прожил в Петербурге. В 1718 году он умер от оспы. Однако благодаря французскому архитектору Россия познакомилась с европейским классицизмом в его самом рафинированном варианте. Пространственный размах и изысканность регулярных композиций способствовали формированию стиля русского императорского барокко и позволили впоследствии легко перейти к классицизму.

Предложенная Леблоном система организации работ была принята впоследствии ФранческоБартоломео Растрелли.

Величайший из зодчих России середины XVIII столетия Растрелли родился в Париже в семье итальянского скульптора. Его планировочные принципы дворцов и парков Царского Села и Петергофа можно сопоставить с Версалем.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5409/wise-cat.5d/0_183f0c_346e1ba2_l

Петергоф основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция, статус города — с 1762 года.

file:st petersburg peterhof 23453.jpg

file:antonio bonazza-zephyrus flora pomona and vertumn- upper gardens of peterhof.jpg

http://stat19.privet.ru/lr/0b184d3419e5306d6cea4f9e95cd9447

http://veles-sp.ucoz.ru/39231073_1233854928_1734.jpg

http://www.turinfo.ru/images/content/1_b994947921ca9f9bf62f8baf97297b2c.jpg

http://www.fisnyak.ru/_nw/37/20224772.jpg
Царское Село — памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства. Занимает площадь 107 га. Состоит из Старого сада и Английского парка. Назван в честь императрицы Екатерины I.

file:liceum building in tsarskoe selo 01.jpg

Здание лицея



file:catherine palace in tsarskoe selo 01.jpg

http://vestnikk.ru/uploads/posts/2011-01/jant_carnagenews_ru_31.jpg

file:grot pavilion in tsarskoe selo.jpg

Павильон грот



file:admiralty in tsarskoe selo 02.jpg

Адмиралтейство

Жан-Батист Мишель Валлен-Деламот был приглашен в Россию еще при Елизавете Петровне.В 1759 году он стал первым в России профессором архитектуры.

http://www.peterburg.biz/images/stories/arh_vallindelamothe_s.jpg

Само здание Академии художеств в Петербурге стало символом новой архитектуры. Кроме этого сооружения французский мастер создал знаменитые склады строевого леса российского флота – Новую Голландию, гостиный двор и церковьСв. Екатерины на Невском проспекте, дом графа И.Г.Чернышова. Многие его здания достраивались уже после отъезда мастера во Францию в 1775 году.


http://vchera.com/uploads/12/04/04/o_%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d0%b4.jpgАкадемия художеств
file:st-petersburg petrikirche septembr 2008.jpg

Церковь Святой Екатерины

Следующий этап русско-французских отношений связан с именем Шарля де Вайи. В его мастерской в Париже учились сначала Василий Иванович Баженов, потом Иван Егорович Старов. Оба затем были в Риме и вернулись на родину (1765 и 1768 год).

баженов василий ивановичБаженов

http://www.sablino.ru/oblast/starov1.jpg

Старов


Важное значение в развитии русского церковного зодчества второй половины XVIII столетия имело создание И.Е.СтаровымТроицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге и участие Леграна в возведении московских церквей.

http://s39.radikal.ru/i084/0902/5e/e1b24b3b7ceb.jpg

Троицкий собор



http://minskrest.by/data/potemkinmedium.jpg

И.Е.Старов: Таврический дворец князя Потемкина в Петербурге

Краткое правление Павла I ознаменовано романтическими строительными замыслами, такими, как создание Михайловского замка.

http://img15.nnm.ru/6/b/d/7/f/8dafa7cd764dfa331bb87124a46.jpg

http://rusmuseum.ru/images/cms/data/complex_mih_castle01.jpg

А.Д.Захаров и Ж.-Ф.Тома де Томон продолжили то, что в своих последних работах начал И.Е.Старов.

http://www.ilovepetersburg.ru/sites/default/files/people/toma_de_tomon_01.jpgТома де Томон


pic_61

9. Жан Тома де Томон (1760-1813) Проект памятника- мавзолея Павлу I в Павловске. 1805-1808

http://www.tourdnepr.com/images/stories/famous_people/zakharov_andreyan_d_1.jpgШальгрен

http://www.biografija.ru/pictures/m_27851.jpg

Захаров
Искусство ученика Шальгрена Захарова есть продолжение и завершениефранцузского. Захаров – создатель здания Адмиралтейства в Петербурге.



http://lifeglobe.net/media/entry/456/img_4632_1.jpg


Французский классицизм в Москве
VII-
XVIII

 


Отдельное место в этом импорте французской стилистики занимает Москва. Источников было три: его приносили сами французские архитекторы, его использовали русские архитекторы, учившиеся во Франции (В.И.Баженов, И.Е.Старов)а также он «экспортировался» через архитекторов из Петербурга и проекты, присланные оттуда. 

В Москве работал французский архитектор Николя Легран.

Знаменитый Шарль де Вайи присылал свои проекты русским вельможам: есть сведения о том, что дом в усадьбе графа П.Б.ШереметеваКусково (1769–1775) построен по его чертежам, присланным из Парижа
Кусково
http://msk.gorko.ru/p/pb/0/54f/212960.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/sheic.c7/0_49006_a87dfa1d_xl

http://bms.24open.ru/images/026215d22a76b6b37d3710286cec70f0


http://gid.podolsk.ru/images/gid_ku3.jpg
school20

Ш. де Вайи. Дом в усадьбе Кусково. 1769–1775


Ш. де Вайи. Дом в усадьбе Кусково. Портик со стороны пруда

Усадьба Архангельское князя Н.А.Голицына (1780-е) построена по проекту архитектора де Герна.



http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2011/06/arhang1.jpg

http://www.djinvlampe.ru/photo/podborm5.jpg

http://traveltipz.ru/gallery/21/37821/large/72186.jpg

http://newzz.in.ua/uploads/posts/2011-08/1314718000_80ad5a8e9dabb3a759b84290fcc_prev.jpg

В Москве в декорации дворцов использовалось огромное число предметов и архитектурных деталей, привезенных из Парижа. Как пример: Останкинский дворец графов Шереметевых.


http://www.brodun.ru/1moskva/20.1usadba_ostankono.jpeg
http://bms.24open.ru/images/6755de94b294a160d2dfaed775d368df
Работавший в Петербурге французский архитектор Валлен-Деламот приезжал в Москву в 1762 г. и составил проект для Коллегии иностранных дел в Кремле.

Московский Воспитательный дом (1764–1780-е) был построен по чертежам петербургского архитектора Ю.М.Фельтена.
file:wiki moscow orphanage, moskvoretskaya embankment.jpg

Ю.М.Фельтен. Воспитательный дом. 1764–1780-е


В жилой архитектуре Москвы тема сложных планов с круглыми и овальными пространствами начата была Казаковым: дом Хлебникова, дома Разумовских на Покровке и на Воздвиженке, а также дом Юшкова на Мясницкой. 



http://www.msu.ru/culture/images/pr4.jpg

Казаков
http://lubimov-l.narod.ru/rest/m/rez_0.jpg



http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100290/29036.b.jpg

http://parktsaricino.ru/image/arhitektory1.jpg
Царицыно Баженов Казаков

http://www.museum.vn.ua/uploads/catalog/1034_1_m.jpg

Дом-музей В.В.Хлебникова.

http://turometr.s3.amazonaws.com/images/gallery/02/36/41/2010/12/30/1a00c2__0e5ecdabff_600.jpg

ДомЮшкова у Мясницких ворот

 school18


Ш. де Вайи. Дом Разумовских на Воздвиженке. После 1774 г.
Ж.-Б. Валлен-Деламот. Дом усадьбы Ярополец. 1760-е

Эта же тема привела к созданию оригинальных московских трапезных с округленными углами и овальными пространствами внутри:



http://www.shults.ru/saviour_files/original_images/p0000021.jpg
ФамильнаяусыпальницаШереметевых.
http://findmapplaces.com/bphoto/36/hram-ikoni-bozhiey-materi-quotvseh-skorbyashchih-radostquot-na-bolshoy-ordinke-ob\'ekt-kulturnogo-naslediya_361569.jpg
Церковь Скорбящих на Ордынке
http://www.bochkavpechatleniy.com/data/photo/32362/khram_svyatykh_bessrebrenikov_original.jpg




Храм святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана на Маросейке
http://img-fotki.yandex.ru/get/6305/135279013.2f/0_725dc_b482f3d2_l.jpg





"Церковь Влахернской иконы Божией Матери вКузьминках



Отдельно следует сказать о московских храмах-ротондах. Только в пределах города их три: Филиппа Митрополита (1777–1778), Святого Духа на Лазаревском кладбище (1784–1787) и Вознесения на Гороховом поле (1788–1793).




http://files.in-road.ru/r_c17ca7b5393213e659fb9f965c4eb5be.jpg




Церковь Филиппа Митрополита
http://findmapplaces.com/bphoto/22/tserkov-soshestviya-svyatogo-duha-na-lazarevskom-kladbishche_223970.jpg
Церковь Сошествия СвятогоДуха на Лазаревском кладбище
http://img-fotki.yandex.ru/get/4511/birykow2008.18/0_47ba3_adb8165c_l

Церковь Вознесения на Гороховом поле

Основа в виде французского классицизма видна и в храмах в Быкове, Знаменке и в Царицыне.

http://www.dom-zel.ru/img/350.jpg
Храм в Быкове
http://www.hrampetraipavla.ru/images/ind_2.jpg
Храм в Знаменке
http://www.invamos.ru/php/imageresize.php?s=600&img=../dbcontent/352/391.jpg
Храм в Царицыно


Наконец, существовала и традиционная версия храма: храм Троицы в Серебрянниках(1781г).



school16

Церковь Троицы в Серебряниках. 1781


Церковь Успения в Левшине (на Могильцах). 1791–1798

В чем же значение французского стиля на московской почве? Прежде всего – в подражании.

Особенности изысканной, витиеватой и орнаментальной ордерной декорации стиля Людовика XVI можно изучать на фасадах московских храмов и особняков, общественных зданий и подмосковных усадебных домов.

Вершину иерархии здесь занимает Пашков дом (1784–1788) с его изящной архитектурой, которая в равной степени может принадлежать французскому мастеру или Баженову.


































http://moscowwalks.ru/wp-content/uploads/2011/10/05.jpg

Гораздо более скромные по размерам, но продуманные композиционно и точно «в стиле» украшенные дома 1770–1790-х гг:



 school24


Дом Долгоруких на Пречистенке. 1780-е

Дом князя Голицына-Прозоровского.



http://img-fotki.yandex.ru/get/5504/miron4ikoff-a.1/0_51e36_66b2043d_xl








http://www.kvadroom.ru/i/news/32195-big.jpg
Шефский дом

school23

Дом Толстого на Покровском бульваре. 1780-е


Дом в Подсосенском переулке. 1790-е

Наконец, в Москве встречаются и крупные дома-палаты, композиционно восходящие к эпохе барокко, но украшенные строго в соответствии со стилем французского классицизма:


http://i1.otzovik.com/2010/10/16399/img/9662264.jpg
ДомОболенских.

http://www.projectclassica.ru/images/07_2003/school28.jpg
ДомГендрикова на Садовой-Спасской.



Примерами поздней фазы этого стиля могут служить работы Назарова: церковь-усыпальница Шереметевых и Странноприимный дом Шереметева (1792–1803), а также построенная Леграном церковь Успения в Левшине (1791–1798).



http://img-fotki.yandex.ru/get/6105/135279013.24/0_6df4e_7f40b26_xl.jpg
СтранноприимныйдомШереметьева.

school16

Церковь Троицы в Серебряниках. 1781


Церковь Успения в Левшине. 1791–1798

Во второй трети XIX века связи русского зодчества с архитектурой французского классицизма прерываются.

Архитектура Таганрога

Таганрог выделяется своим историческим и архитектурным своеобразием. Центр современного Таганрога застраивался по проектам 1808 и 1824 гг. Была выбрана лучевая система улиц, идущих к бывшей крепости. В 1806 году началось мощение улиц, а в 1849 завершилось благоустройство Пушкинской набережной. В этот период город получил ценнейшие образцы зданий в стиле классицизма.

Знаковыми для Таганрога стали: Дворец Алфераки на улице Фрунзе, построенный в стиле русского ампира петербургским архитектором А. И. Штакеншнейдером: необычный архитектурный декор, портик с четырьмя колоннами, тяжелые лепные украшения в стиле барокко. 

http://rufact.org/media/attachments/wakawaka_wikipage/633/%d0%94%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%b5%d1%86%20%d0%90%d0%bb%d1%84%d0%b5%d1%80%d0%b0%d0%ba%d0%b8._1.jpg

Факультет иностранных языков педагогического института: портик и восемь колонн коринфского ордера.



http://www.ros-vel.ru/image/o_predpriyatii/popov(1).jpg

Гостиный двор, построенный архитектором Кампиниони. Два крыла бывших Александровских рядов, украшенных дорическими колоннами, симметрично обрамляют Красную площадь, где находитсяпамятник Чехову советского времени.



http://www.stroyka.ru/book/stats/ulicy1.jpg

Единую композицию составляют фасады зданий по улице Петровской.



http://www.taganrog-realty.ru/files/images/img_0022.preview.jpg

http://www.maximz.ru/photo/city/tgn/img_7906.jpg
http://pangorod.ru/images/photos/map945.jpg

http://megaart-ug.ru/system/images/bahbb1shogzmik8ymdexlza5lzaxlze1xzuxxzqwxzk1ov~rgtc10ldrgtgax9c40lxf0yfqtdgf0l7qstcwx9gc0ldqs9cw0l3rgnc+0lmuanblz1siogzwogp0ahvtyiimnjawedywma/teatr_im_chehova_taganrog.jpeg

http://tkmp.narod.ru/pic/kollege/zdanie_p.jpg

Здание ТКМП со стороны ул. Петровской

http://sdelanounas.ru/images/img/s43.radikal.ru/x400_i102_1010_8f_a9da647e8fec.jpg.jpeg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4518/120608089.3/0_60db8_d8f654f4_xl

Таганрогский металлургический колледж

http://www.s-hotel.ru/pages/3351.jpg

Не менее интересна застройка улицы Шмидта, на которой сохранилось много зданий классического вида.



http://www.shtahanov.ru/foto/statii/tagan/2004091241.jpg

http://www.shtahanov.ru/foto/statii/tagan/2004091231.jpg

Особенно эффектно возвышается над Пушкинской набережной колоннада Дома Волкова-Реми, построенного в 1812-14 гг.



http://static.diary.ru/userdir/1/8/5/9/1859992/59359311.jpg

«Александровский дворец», в котором умер император Александр I на улице Греческой.



http://img-fotki.yandex.ru/get/4908/slog-68.2/0_41c38_1b144782_xl

Классическая гимназия на улице Октябрьской



http://img-fotki.yandex.ru/get/3416/eliseewa-elena.1d/0_46fd2_377a834a_xl.jpg

http://im3.turbina.ru/photos.4/7/1/0/2/9/1592017/feed.photo.jpg
http://s39.radikal.ru/i083/0904/ce/605158ac8bc8.jpg

Из многочисленных церквей, построенных в стиле классицизма, в советское время было разрушено большинство. Лишь одно культовое здание сохранилось в изначальном виде. Это церковь Всех Святых на старом кладбище Таганрога. Она была построена в 1813 году с последующей перестройкой в 1837.



http://img-fotki.yandex.ru/get/4416/55543982.96/0_abd3c_2b9dff30_l

В конце 19 – начале 20 веков здания строились в стиле эклектизма (постройки одного периода базируются на разных стилевых школах).



http://i013.radikal.ru/0904/64/0f7aa25c4e7c.jpg

картинная галерея клиника Гордона

http://www.voopiik-don.ru/main/images/stories/histdoninmon/tagrws/trws-old-c.jpg

Старый вокзал

Средневековый замок напоминает Домик Чайковского на улице Греческой

http://sdelanounas.ru/images/img/www.bigring.ru/x400_images_54153.jpeg

Одноэтажный особняк купца Рафаиловича



http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/82/rafailovich_taganrog_02_paradn.jpg

Бывший окружной суд



http://thinkit.ru/images/blog/usersdata/689/komsud5+.jpg

архитектурно разнообразят городскую застройку.


Одним из самых красивых зданий города после реконструкции стала Таганрогская картинная галерея, бывший Дом Хандрина.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/861/73861804_28a_hudozh_muzey__2_.jpg

За три столетия своего существования Таганрог стал своеобразным архитектурным музеем, где собраны во многом уникальные для юга России памятники зодчества и ваяния.



Литература

  1. История средних веков / Под ред. С.П. Карпова. Издательство Московского университета, «Высшая школа», 2003.

  2. Словарь средневековой культуры / Отв. ред. А.Я. Гуревич. 2003.

  3. Белова О.Ю. История искусств. М., 2007.

  4. Мартынов Ф.В. Мировая художественная культура. М. 2010.

  5. КрыжановскаяМ.Я. Искусствозападногосредневековья, Москва, 1963

  6. 3.ЛясковскаяО.А. Французскаяготика XII-XIV веков, Москва, 1973 г.

  7. 4.ИскусствосреднихвековвЗападнойиЦентральнойЕвропе., Москва, 1964 г.

  8. 7.Советская энциклопедия, Москва, 1986.

  9. Интернет ресурсы.


Смотрите также:
Гкоу ро лицей-интернат «Педагогический» г. Таганрога Французский стиль в русской архитектуре Учитель: Астахова В. Н. Таганрог 2013
213.84kb.
1 стр.
Гкоу ро общеобразовательный лицей-интернат
206.24kb.
1 стр.
2013 моу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Твой выбор – твоё будущее
703.9kb.
4 стр.
Урока в 9 классе по теме: «Особенности русской архитектуры п п. 19 века. Карельский камень в архитектуре и скульптуре Петербурга»
59.36kb.
1 стр.
Основные проблемы и основы работы с видеоконтентом, подготовка к видеомонтажу
59.57kb.
1 стр.
Любопытные страницы зарождения Таганрога
203.82kb.
1 стр.
План основных мероприятий министерства культуры Ростовской области на февраль 2013 года
235.37kb.
1 стр.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Централизованная библиотечная система города Таганрога Центральная городская публичная библиотека имени А. П. Чехова Информационно-библиографический отдел Русский – это звучит гордо!
457.92kb.
3 стр.
А. Г. Шнитке» «свете земли русской…»
92.72kb.
1 стр.
Решением Общего собрания Местной общественной организации «Ассоциация юристов Таганрога»
182.55kb.
1 стр.
-
891.62kb.
5 стр.
Пространство, время, стиль (пространственно-временной концепт в архитектуре и искусстве, 1850 1900)
523.47kb.
4 стр.