Главная
страница 1
Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь.
«...Неприятель, вошедший в Смоленскую древнюю

Российскую Губернию,

опустошает земли, делает все рода насилия жителям

и убивает их, и что еще жесточае, ругается святынею, грабит

церкви и делает из них неприличное употребление. Русские

солдаты должны отмстить злодеям, истребляющим православную

веру их, и Бог будет им помощником».

Из приказа №75 по 1-й Западной армии от 27 июля 1812 года.

Накануне грядущего 200-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года возрастает интерес к этому историческому событию.

Большой вклад в защиту Отечества в войне 1812 г. внесла Русская Православная Церковь. Во все века она благословляла на защиту Отечества, на борьбу за свободу и независимость Родины. Так было в 1380 году, когда преподобный Сергей Радонежский благословил князя Дмитрия Донского и всё русское воинство перед исторической битвой на поле Куликовом. Так было в годы Смутного времени, когда Церковь вдохновила православный народ на изгнание польских и шведских завоевателей. Так было и после вторжения в пределы России армии Наполеона. Православное духовенство проводило многостороннюю деятельность, направленную на сплочение русского общества и организацию движения сопротивления, оказывали помощь раненым, облегчали их страдания в лазаретах, выполняли функции и задачи военного духовенства в регулярной армии.[1]

Религиозно-патриотическое воспитание солдат велось силами военного духовенства. В религиозных беседах и проповедях полковые священники на доступном солдатам языке, с точки зрения православия, объясняли такие важные проблемы, как обязанности воина на поле брани и в мирное время, отношение друг к другу и к противнику, важность и значение присяги, знамен, оружия. Священнослужители объясняли солдатам священный характер войны в защиту Отечества, а также важность и престижность положения воина, призванного защищать веру и Отечество.

Важность патриотической пропаганды понималась, прежде всего, самим императором, который во время войны неоднократно давал духовенству соответствующие предписания, стимулируя его проповедническую деятельность. Например, в июле 1812 г. при организации в Смоленской губ. отрядов самообороны Александр I направил Смоленскому епископу Иринею рескрипт, в котором говорилось о необходимости для священнослужителей "внушениями и увещаниями своими ободрять" жителей губернии и не только "отвращать их от страха и побега, но, напротив, убеждать, как того требует долг, чтобы они вместе старались вооружиться, чем только могут, дабы, не давая никакого пристанища врагам, везде и всюду истребляли их и вместо робости наносили им великий вред и ужас".[4]

Помимо проповеднической деятельности, несомненно, имевшей огромное значение для поддержания в обществе религиозно-патриотического настроения, духовенство также приняло непосредственное участие в организации и деятельности народного ополчения и отрядов самообороны, военное духовенство сопровождало регулярную армию во всех переходах и сражениях.[10]

Большое значение имело воззвание святейшего Синода, в котором, в частности, предписал духовенству "научить всех словом и делом не дорожить никакою собственностью, вносить пожертвования".

17 июля 1812 г. Святейший Синод с целью содействовать укреплению боеспособности армии в военное время представил императору Александру I доклад, содержавший следующие предложения:



1. Из прибылей, получаемых от продажи свечей в церквах, отдать полтора миллиона рублей в пособие к составлению новых сил (одну половину суммы на Петербургское ополчение, другую на Московское);

2. Пригласить епархиальных архиереев, монастырских настоятелей и прочее духовенство к пожертвованию деньгами, серебряными и золотыми вещами;

3. Объявить причетникам, детям священно- и церковнослужителей и семинаристам (не выше риторического класса), что по желанию они могут увольняться в ополчение, получая из церковной кошельковой суммы пособие на одежду и продовольствие.[8]

Доклад был утвержден Александром I, получив силу императорского указа из Святейшего Правительствующего Синода (от 25 июля 1812 г.).

По данным Святейшего Синода, пожертвования православного духовенства на ополчение в 1812 г. составили 2405076 руб. 60 коп. ассигнациями, 20761 руб. 89 коп. серебром, 556 руб. золотом, 3388 руб. 10 коп. медью.[9]

Согласно архивным данным Синода, в ополчение поступило 412 человек духовного сословия. Среди них значительное место занимают ученики духовных академий, семинарий и уездных училищ. Так, Казанская духовная академия дала 56 человек, Киевская - 22, Калужская духовная семинария - 50, Нижегородская - 2, Харьковский Коллегиум - 8. Помимо семинаристов и церковнослужителей, которые, как не имевшие священного сана, могли взять в руки оружие, при отрядах народного ополчения состояли священники. Они выполняли те же функции, что и военное духовенство в регулярной армии.

В регулярной армии каждый полк имел своего священника, свою походную церковь и, как правило, свою икону, считавшуюся покровительницей этого армейского подразделения. Во время Отечественной войны в русской армии находилась также общая святыня - Смоленская икона Божией Матери, воспринимавшаяся всеми как истинная Путеводительница -Одигитрия. 5 августа 1812 г. при оставлении русской армией Смоленска эта икона была взята по распоряжению М. Б. Барклая де Толлии находилась в русской армии, сопровождая ее во всех событиях и битвах 1812 г., вплоть до освобождения Смоленска. По свидетельству генерал-лейтенанта П. П. Коновницына, "войска с благоговением зрели посреди себя образ сей и почитали оный благоприятным залогом Всевышнего Милосердия. При одержании над неприятелем важных побед и успехов приносимы были всегда пред иконою благодарственные молебствия".[5]

Согласно данным архива Синода, в 1812 г. в ведомстве армейского духовенства состояло 240 человек, около 200 из них участвовали в Отечественной войне. 14 полковых священников получили во время войны ранения и контузии. Многие священнослужители получили награды. По формулярным спискам священников и другим документам, хранящимся в архиве Синода, удалось установить, что во время войны 1812 г. 7 священнослужителей были награждены орденом Святой Анны. Однако наибольшую известность во время войны получил священник 19-го егерского полка Василий Васильковский, награжденный за подвиг в сражении под Малоярославцем орденом Святого Георгия 4-го класса. В истории России это был первый случай вручения такой награды священнику [6]. Ученик Костромской духовной семинарии Василий Яхонтов, служивший в ополчении урядником, за успехи был произведен в унтер-офицеры.[3]

На оккупированной территории местное духовенство чаще всего становилось примером самоотверженного служения своему пастырскому долгу и Отечеству. Так, священника Одигитриевской церкви Никифора Мурзакевича очевидцы называли главным духовным распорядителем оккупированного города Смоленска. Когда враг вступил в город и начались грабежи, нападению разнузданной солдатни подверглись и около двух тысяч жителей, спрятавшихся в Успенском соборе. Услышав поднявшийся при этом страшный крик, в собор вошел Наполеон со свитой. Отец Никифор осмелился попросить у него стражу к собору, чтобы не впускать в него нижних чинов. В ответ на просьбу священника Наполеон действительно приказал поставить к воротам и к дверям собора 6 часовых. Этот караул стоял вплоть до 5 ноября, благодаря чему собор остался не разоренным.[4]

На оккупированной территории центральных губерний России наполеоновская армия столкнулась с активным сопротивлением мирного населения. Среди партизан было немало церковнослужителей и даже священников, которые часто являлись организаторами и руководителями крестьянских отрядов. Вступать в вооруженную борьбу с неприятелем их нередко побуждало его варварское отношение к церковным святыням. С первых шагов по российской территории французы принялись грабить православные храмы и монастыри. М.И. Платов еще из - под Рудни доносил Барклаю де Толли: Святые церкви не избегают неистовства французов, сосуды и утварь разграбливаются... В большинстве своем равнодушные к собственной религии, они, как правило, не церемонились с нашими национальными святынями [8].

Так, священник села Крутая гора Юхновского уезда Смоленской губ. Григорий Лелюхин, увидев, что отряд французских мародеров ограбил церковь и осквернил алтарь, убедил своих прихожан устроить погоню. Вооружившись топорами и вилами, крестьяне неожиданно напали на грабителей в лесу и, перебив их, забрали назад церковное имущество. Воодушевленные удачей, крестьяне вскоре увеличили свой отряд до 200 человек. На колокольне храма они выставили сторожевого, который при приближении мародеров звонил в колокола, и крестьяне во главе с отцом Григорием отражали нападение.

Таким же образом действовали жители Гжатского уезда: при появлении французских мародеров священники поднимали тревогу колокольным звоном, и сбегавшиеся прихожане защищали церкви и свои жилища. Благодаря этому храмы в селах Сосницы, Чали, Дора были спасены от разорения.[6]

В Московской губ. во главе одного из крестьянских отрядов самообороны стоял священник Верейского Рождественского собора Иоанн Никифорович Скобеев. Его заслуги особенно проявились при штурме г. Верея. Собрав тысячу крестьян Вышегородской волости, Скобеев с их помощью срыл на Земляном валу сделанные французами укрепления, "изыскал во многих домах скрывшихся неприятелей, сжег неприятельские ворота, фуры и брички". Кроме того, по просьбе Дорохова отец Иоанн собрал 500 конных вооруженных крестьян, которые усилили его корпус, и подготовил 7 подвод для раненых воинов. Крестьяне с полной готовностью откликались на все призывы Скобеева, который, по его собственным словам, "будучи более 20 лет увещателем во всех присутственных местах, был совершенно им известен, и по известности снискал от них к себе доверенность и уважение".[7]

Подвигами отличился дьячок села Рюховского Волоколамского уезда Московской губ. Василий Григорьевич Рагузин, организовавший из 500 крестьян отряд самообороны, успешно защищавший от неприятеля окрестные селения. Не ограничиваясь партизанскими набегами, Рагузин занимался разведкой. Для этой цели ему был дан открытый лист, согласно которому крестьяне предоставляли ему подводы и оказывали всяческое содействие. После войны за свои подвиги Рагузин был награжден серебряной медалью для ношения в петлице. [2]

В заключение хочется отметить, что роль Русской православной церкви в Отечественной войне 1812 г. не ограничивалась фактами непосредственного участия представителей духовного сословия в ее основных событиях, а была неразрывно связана с духовной жизнью всего российского общества.

Литература

1. Военский К. А. Русское духовенство и Отечественная война 1812 года. М., 1912.

2. Попов А. И. Партизаны и народная война в 1812 году/Отечественная война 1812 года. Источники. Памятники. Проблемы. Материалы VIII Всероссийской научной конференции 1999 года. Бородино. 2000

3. Религиозная пропаганда в 1812 году // Эпоха наполеоновских войн: люди, события, идеи. Материалы IV научной конференции. Москва, 26 апреля 2001 г. М., 2001.

4. Рассказы о двенадцатом годе // Смоленские епархиальные ведомости. 1912. N3.

5. Вороновский В.М. Отечественная война в пределах Смоленской губернии. СПб., 1912.

6. Военский К. А. Русское духовенство и Отечественная война 1812 года. М, 1912.

7. Никольский А. Лица «Духовного чина» Московской епархии в их служении церкви и Отечеству в 1812 году. М., 1912.

8. Мельникова Л.В. Русская Православная Церковь в Отечественной

войне 1812 г. М., 2002.

9. Погребняк Н. прот., Русская Православная Церковь и Отечественная

война 1812 года. // Московские епархиальные ведомости. 2002. №9-10.



10. Шавельский Г. И. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. М., 1912.



Смотрите также:
Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь. Неприятель, вошедший в Смоленскую древнюю Российскую Губернию
77.99kb.
1 стр.
«Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь»
298.76kb.
1 стр.
Открытыйуро к поистори и натем у: «отечественна я война 1812 года» 10 класс
38.31kb.
1 стр.
Православная Церковь Америки: От духовной Миссии к Поместной Церкви
151.07kb.
1 стр.
Научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» советское государство и русская православная церковь в период с
212.82kb.
1 стр.
Курсовая работа российская православная церковь как субъект социальной работы студентка I курса группы сор-01-1
227.16kb.
1 стр.
"Отечественная война 1812 года"
10.61kb.
1 стр.
Православие в России. Церковь и русская армия
120.58kb.
1 стр.
Русская Православная Церковь в Отечественной войне 1812 года
155.51kb.
1 стр.
Отечественная война 1812 года
160.43kb.
1 стр.
«Отечественная война 1812 года в произведениях искусства»
176.82kb.
1 стр.
Сценарий урока «Отечественная война 1812 года»
430.91kb.
1 стр.