Главная
страница 1
Частное учреждение Центр образования «Личность»

ЮВАО г. Москвы

«Утверждаю» Протокол № Педсовета от ____201_ г.

Директор ЧУ ЦО «Личность»:

_______________(Леонова Ю.А.)



Рабочая программа

Факультативного курса

по русскому языку

6-7 классы

Учитель Михайличенко Е.А.

Москва 2012

Пояснительная записка

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней в соответствии с программами по русскому языку: 

«Программа по русскому языку для 5-9 классов» 2010г.

Учебники- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.

Факультативные занятия как форма проведения внеклассной работы имеют значительную роль в учебном процессе. Они помогают учителю совершенствовать знания учащихся по предмету. Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), глубоких сведений о тексте, о месте и роли слова в тексте, способах переработки текста основная программа не дает. Естественно эти и другие вопросы затронуть во внеклассной работе. Педагогическая функция также важна, так как учащийся в ходе занятий раскрывается с разных сторон. Это позволяет учителю решить две задачи: наладить контакт с воспитанником и привить если не любовь, то интерес к учебным занятиям.

Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц завоевали в практике прочное место как в системе уроков, так и во внеклассной работе по русскому языку.



Цель : повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; способствовать формированию положительной мотивации к изучению русского языка, воспитанию бережного отношения и любви к нему и носителю языка – великому русскому народу,систематизирование знаний учащихся о функциональных разновидностях русского языка и продолжение развития коммуникативных умений создавать связные высказывания различных стилей и жанров.

В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:

формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;

развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;

способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;

закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке;

сформировать у учащихся представление о стилистике как разделе науки о языке;

обобщить знания школьников о задачах, сфере применения и стилевых чертах речи пяти функциональных стилей русского литературного языка;

обогатить знания учащихся о характерных стилеобразующих языковых средствах каждой функциональной разновидности (лексические, морфологические, синтаксические языковые единицы, которые наиболее часто встречаются в текстах конкретного стиля речи);

выработать умения создавать тексты разных стилей и жанров в устной и письменной форме.

Занятия позволяют развивать у учащихся интерес к изучению предмета, воспитывать любовь к родному языку. Подобранный занимательный и справочный материал поможет структурировать знания, более успешно освоить основную программу по русскому языку, развить логическое мышление учащихся.

Разнообразные формы занятий: путешествие, конкурс, конгресс, КВН, исследование, интеллектуальная игра, устный журнал, анализ, решение ребусов, загадок, наблюдение за языковыми явлениями, работа с различными словарями и др. – помогают учащимся максимально раскрыть свои творческие способности, развивают смекалку, любознательность, гибкость ума, способствуют расширению их кругозора, повышению эрудиции, стремлению к самообразованию, направлены на развитие лидерских качеств.Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.

При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.

Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.

Факультативный курс предназначен для учащихся 6-7 классов и рассчитан на 34 часа в год.(1 час в неделю)



Основные задачи программы:

Образовательные:

  • развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;

  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.

Развивающие:

  • развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;

  • развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

  • овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;

  • формирование социально активной, конкурентоспособной личности;

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

Виды деятельности:

теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, рассказ);

практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);

индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).

Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,

Внутрипредметные связи:

фонетика, орфоэпия, орфография;

лексика, орфография, этимология;

морфология, орфография, этимология;

морфология, культура речи,стилистика

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

сведения из истории славянской письменности, пунктуации;

исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;

художественно-выразительные средства языка;

основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.

Обучающиеся должны уметь:

опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;

извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и

коммуникативных задач;

анализировать и составлять собственный текст;

получить целостное представление о стилистике как разделе науки о языке и о пяти функциональных разновидностях русского языка;

усовершенствовать общеучебные умения, связанные с исследованием лингвистического материала (анализ, классификация, дифференциация, систематизация, синтез, обобщение);

приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

развить индивидуальные творческие способности в процессе создания текстов разных стилей и жанров в устной и письменной форме.

Разнообразные формы занятий: путешествие, конкурс, конгресс, КВН, исследование, интеллектуальная игра, устный журнал, анализ, решение ребусов, загадок, наблюдение за языковыми явлениями, работа с различными словарями и др. – помогают учащимся максимально раскрыть свои творческие способности, развивают смекалку, любознательность, гибкость ума, способствуют расширению их кругозора, повышению эрудиции, стремлению к самообразованию, направлены на развитие лидерских качеств.



  • В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада , умение аргументировать свой ответ и т.д.).

Содержание курса(6 класс)

Тема 1. Предмет и задачи курса. Дорога к письменности.



Практикум. Составление кроссвордов и ребусов.

Тема 2. Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.

Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

Тема 3. Из чего строятся слова? Строительная работа морфем.

Практикум. Анализ художественных текстов.

Тема 4. Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!”. Гнезда родственных слов.

Практикум. Игра в “словесный мяч”.

Тема 5. “Пересаженные корни”. Старые знакомцы. Иноязычные корни.



Практикум. Анализ, исследование языковых единиц.

Тема 6. Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными.

Практикум. Игра.

Тема 7. Суффикс -а - командует гласными она.

Практикум. Анализ языковых единиц. Игра.

Тема 8. Командует ударение.



Написание изложения по тексту К.Паустовского “Зарница и заря”.

Практикум. Состязание на узнавание корней с чередованием.

Тема 9. Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка пре-?

Практикум-исследование. Анализ языковых единиц.

Тема 10.Для чего нам суффиксы нужны?

Тема 11. Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика.

Древние русские имена.



Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?”

Тема 12.Путешествие по России. Диалектные слова.

Тема 13. Происхождение отчеств. Прозвища.

Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина.

Тема 14. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Практикум. Фразеологический КВН.

Тема 15. Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.

Практикум. Написание грамматических сказок.

Тема 16. Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению.

Практикум. Анализ художественных произведений. Викторина.

Тема 17. Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века. Практикум. Путешествие.Викторина.

Тема 18. Анаграммы.

Практикум. Разгадывание и составление словесных головоломок.

Тема 19. Метаграммы, или превращение мухи в слона.



Практикум. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены одной буквы на другую.

Тема 20. Необычные предложения.

Практикум-исследование искусственных фраз, построенных по законам русской грамматики.

Тема 21. Перевёртыши. Практикум. Собирание из “осколков” пословиц. Составление перевёртышей

Тема 22.Лингвистические рекорды. Количественная сторона слов.

Календарно-тематическое планирование

6 класс









Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!”. Гнезда родственных слов.










“Пересаженные корни”. Иноязычные и русские корни.









Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными.









Суффикс -а - командует гласными она. Корни с чередованием.









Слово за ударением. Как командуют гласные звуки.









Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка пре-?









Как показать грозу и солнце звуками.









Значение слова. Зависимость от контекста.









Смысл слова. Обобщение по теме “Гласные в корнях с чередованием».









Как трудятся приставки? Приставки с противоположным значением.









Что может обозначать приставка пре - ?









Что может обозначать приставка при - ?









Тренировочные упражнения по теме “Гласные в приставках пре- и при-”.










Для чего нам суффиксы нужны?









Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика.Древние русские имена.










Путешествие по России. Диалектные слова.









Происхождение отчеств. Прозвища.










Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.










Как определить значение фразеологизма.









Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.










Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению.









Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века.









Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой.









Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.









Анаграммы.










Метаграммы, или превращение мухи в слона.










Необычные предложения.










Перевертыши.









Лингвистические рекорды. Количественная сторона слов.










Комплексный анализ текста

Планирование составлено на основе:

  1. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991.

  2. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.

  4. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.

  5. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009

  6. 6.Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. - М.: Айрис-пресс, 2002.

Содержание курса (7 класс)

Тема 1.Стили и типы речи. Повторение изученного. Понятие о стилистической норме (лексические нормы)

Тема 2.Сложный план. Языковые средства его оформления.

Тема 3.Виды изложения

Тема 4.Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов.

Тема 5.Сочинение – рассуждение в научном стиле.

Тема 6.Сочинение юмористического рассказа (без обращения) на основе услышанного или увиденного.

Тема 7.Сочинение юмористического рассказа (без обращения) на основе услышанного или увиденного.

Тема 8.Сочинение – рассказ по данному началу в художественном стиле.

Тема 9.Составление речевой характеристики комических персонажей.

Тема 10.Роль имени литературного героя в выражении авторского замысла.

Тема 11.Повторение изученного о тексте и его части. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности текста (существительные, прилагательные)

Тема 12.Комплексный анализ текста

Календарно-тематическое планирование

7 класс










Тема

1







Понятие об официально – деловом стиле: особенности жанра, сфера употребления.

2







Стили и типы речи. Повторение изученного.

3







Понятие о стилистической норме (лексические нормы)

4







Деловой стиль «наоборот» (использование официально – делового стиля для создания комической ситуации

5







Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально.

6







Сложный план. Языковые средства его оформления.

7







Сбор материала сочинению, его систематизация.

8







Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально – деловом стиле.

9







Сжатое изложения повествовательного текста с элементами описания помещения в художественном стиле.

10







Сочинение – описание помещения в художественном и официально – деловом стилях.

11







Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в художественном стиле. Включение в текст изложения собственного отношения к описываемому.

12







Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в разговорном стиле.

13







Сочинение – рассуждение на нравственно – этические темы на основе прочитанного в художественном стиле.

14







Сочинение – рассуждение в научном стиле.


16







Сочинение юмористического рассказа (безобращения) на основе услышанного или увиденного.

17







Сочинение «странного» рассказа (обрамлением) по воображению в художественном стиле.

18







Сочинение – рассказ по сюжетным картинам.

19







Сочинение – рассказ по данному началу в художественном стиле.

20







Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям.

21







Изложение повествовательного текста с изменением лица рассказчика и авторской позиции.

22







Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов.

23







Рассказ от лица животного.


24







Анализ сочинения. Редактирование морфологических средств языка.

25







Способы создания комических ситуаций на основе известных анекдотов (сценка, рассказ, статья)

26







Сочинение на основе фантастической гипотезы

27







Составление речевой характеристики комических персонажей.

28







Роль имени литературного героя в выражении авторского замысла.

29







Изложение адаптированного текста с последующим редактированием лексических средств.

30







Сложный план. Языковые средства его оформления

31







Повторение изученного о тексте и его части. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности текста (существительные, прилагательные)


32







Комплексный анализ текста

33







Комплексный анализ текста

34







Комплексный анализ текста

Планирование составлено на основе:

Уроки развития речи: Метод.пособие для учителей – словесников по программе «Речь»: 7 кл. \ Под общей ред. Г.И. Канакиной, Г.В. Пранцевой – м.: гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2003г.



ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

1. Аудиоколонки колонки.

2. Видеопроектор.

3. Персональный компьютер.



4. Принтер.

5. Экран.


Смотрите также:
Рабочая программа Факультативного курса по русскому языку 6-7 классы Учитель Михайличенко Е. А
180.05kb.
1 стр.
Программа факультативного курса по английскому языку «Мои любимые звуки» "My Favourite Sounds"
138.35kb.
1 стр.
Рабочая программа по английскому языку начальное общее образование классы: 3 А,б учитель : Понамаренко Н. И
409.63kb.
1 стр.
Программа по русскому языку: 1 Программа по русскому языку 1 класс
4804.08kb.
26 стр.
Программа элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
2031.32kb.
11 стр.
Рабочая программа по английскому языку 10-11 классы Разработчик: учитель английского языка моу «Баженовская сош»
180.73kb.
1 стр.
Рабочая программа курса «географии» Класс: 8 Учитель: Куранова Е. К учитель первой квалификационной категории
396.78kb.
2 стр.
Рабочая программа по русскому языку в 10 (общеобразовательном) классе на 2009-2010 учебный год количество часов в неделю 2
884.45kb.
5 стр.
Рабочая программа по русскому языку «курс интенсивной подготовки задания с»
51.21kb.
1 стр.
Тематическое планирование факультативного курса по русскому языку «Культура речи» для 8 класса мбоу сош №42
115.07kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе учителя Рыбкиной Наталии Ивановны составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы под редакцией В. Я. Коровиной
547.87kb.
1 стр.
Рабочая программа факультатива
145.8kb.
1 стр.