Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе и связям с общественностью профессор __________________ Т.А. Федорина «____»______________2011 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН Самара 2011 СОДЕРЖАНИЕ
При разработке рабочей программы также учитываются: - новейшие достижения в данной предметной области; - требования организаций – потенциальных работодателей выпускников; - содержание программ дисциплин, изучаемых на предыдущих и последующих этапах обучения; - содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования, УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России; - материальные и информационные возможности университета. 1.5. Непосредственный исполнитель (исполнители) разработки (переработки) рабочей программы назначается заведующим кафедрой из числа ведущих преподавателей кафедры (как правило, профессоров, доцентов). Рабочая программа может разрабатываться коллективом авторов по поручению заведующего кафедрой. 1.6. РП разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана, в том числе по дисциплинам по выбору студентов, отдельно для каждой формы обучения (очной, очно-заочной, заочной). 1.7. РП является, наряду с учебным планом, основным методическим документом для организации учебной работы по дисциплине. Рабочая программа регламентирует деятельность преподавателей и студентов в ходе образовательного процесса по конкретной дисциплине. При отсутствии РП проведение учебных занятий не допускается. 1.8. РП разрабатывается на срок действия учебного плана. 1.9. Работы, связанные с разработкой рабочей программы, вносятся в индивидуальные планы преподавателей (раздел 2. «Учебно-методическая работа»).
1. Титульный лист. 2. Разделы РП: 1) цели и задачи освоения дисциплины; 2) место дисциплины в структуре ООП; 3) требования к результатам освоения дисциплины; 4) объем дисциплины и виды учебной работы; 5) содержание дисциплины: 5.1) содержание разделов дисциплины, 5.2) разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами, 5.3) разделы дисциплин и виды занятий; 6) лекции 7) практические занятия (семинары); 8) лабораторный практикум; 9) самостоятельная работа студентов; 10) тематика курсовых проектов (работ) и /или рефератов; 11) учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; 12) материально-техническое обеспечение дисциплины; 13) методические рекомендации по организации изучения дисциплины: А) использование современных образовательных технологий; Б) оценочные средства для текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации. 3. Лист изменений. Макет рабочей программы представлен в приложении 7. 3.1.Титульный лист Титульный лист является первой страницей рабочей программы дисциплины и содержит основные реквизиты:
Титульный лист оформляют в соответствии с приложением 1. Оборотная сторона титульного листа оформляется в соответствии с приложением 2. На обороте титульного листа указываются: - ссылка на ФГОС ВПО, на основании которого разработана данная рабочая программа; - все составители рабочей программы с указанием ученой степени и ученого звания, должности, инициалов и фамилии; - сведения о рецензентах рабочей программы. 3.2. Требования к содержанию разделов РП 3.2.1. Цели и задачи освоения дисциплины Указываются цели и задачи освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВПО. Цель дисциплины должна быть сформулирована в компетентностном формате, то есть направлена на формирование готовности к использованию полученных в результате изучения дисциплины знаний и умений в профессиональной деятельности. Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Компетенция представляет собой открытую систему процедурных, ценностно-смысловых и декларативных знаний, включающую взаимодействующие между собой компоненты, которые актуализируются и обогащаются в деятельности по мере возникновения реальных жизненно важных проблем, с которыми сталкивается носитель компетенции. Компетентность – это ситуативная категория, которая выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Профессиональная компетентность – это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организовано и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности. К базовым компетентностям, формирующим компетенцию специалиста, относятся комплекс универсальных знаний, включающих общенаучные и общепрофессиональные категории, понятия, законы, принципы и закономерности функционирования науки, техники и общества, в том числе компетентности в сфере самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой и культурно-досуговой деятельности. При формулировании цели важно подчеркнуть статус дисциплины в рамках ООП (например, направленность на базовую профессиональную подготовку или на учет индивидуальных образовательных потребностей студентов), ее роль в личностном развитии и гражданском воспитании студентов. Задачи изучения дисциплины должны охватывать теоретический, познавательный и практический компоненты деятельности подготавливаемого специалиста. 3.2.2. Место дисциплины в структуре ООП Указывается структурный элемент ООП ВПО - учебный цикл (Б.1 - Гуманитарный, социальный и экономический цикл, Б.2 - Математический и естественнонаучный цикл, Б.3 - Профессиональный цикл), к которому относится данная дисциплина (модуль). Для дисциплин, относящихся к учебному циклу, указывается, к какой части цикла принадлежит данная дисциплина: - к базовой части; - к вариативной части; - к дисциплинам по выбору вариативной части. Дается описание содержательной и логической взаимосвязи данной дисциплины с другими дисциплинами, практиками учебного плана: перечисляются дисциплины и практики, которые:
Формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения. Информация о предыдущих и последующих дисциплинах содержится в учебном плане, информация о компетенциях, формируемых на других дисциплинах, представлена в «Матрице формирования компетенций». Если дисциплина используется при формировании содержания итоговой государственной аттестации, необходимо указать на это. 3.2.3. Требования к результатам освоения дисциплины Данный раздел программы состоит из двух частей. В первой части указываются все компетенции, в формировании которых принимает участие данная дисциплина. Компетенции должны быть перечислены по группам: общекультурные компетенции (ОК), профессиональные компетенции (ПК). Общекультурные и профессиональные компетенции выбираются из матрицы компетенций. Во второй части данного раздела необходимо сформулировать требования к результатам освоения данной дисциплины в формате знаний, умений, владений навыками. При определении знаний, умений, навыков необходимо учитывать знания, умения и навыки, перечисленные в таблице 2 «Структура ООП ФГОС ВПО» - «учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения». Особенно это касается дисциплин базовых частей ФГОС ВПО. При перечислении требований к результатам освоения дисциплины автор(ы) РП должен исходить из трех обязательных условий: во-первых, каждая из компетенций, в формировании которой принимает участие данная дисциплина, должна найти отражение в требованиях к результатам обучения; во-вторых, предъявляемые требования должны соответствовать трудоемкости дисциплины и планируемым формам учебной работы; в-третьих, предъявляемые требования должны проверяться с помощью запланированных в программе форм текущего контроля и промежуточной аттестации. Исключение составляют результаты обучения, связанные с воспитанием, мировоззренческим развитием, формированием мотивационных установок, поскольку они, как правило, не могут быть проверяемы в рамках формализованных процедур промежуточной аттестации. Тем не менее, планировать такие требования принципиально важно с точки зрения логики компетентностной модели выпускника, а их реализация может проверяться при использовании активных форм обучения и соответствующих образовательных технологий.
В разделе указывается общая трудоемкость дисциплины, аудиторная (лекции, практические занятия) и СРС в зачетных единицах и часах в соответствии с утвержденным учебным планом. 1 зачетная единица равна 36 час. Общая трудоемкость дисциплины составляет __ зачетных единицы.
3.2.5. Содержание дисциплины В таблице «Содержание разделов дисциплины» приводится структурированное по разделам содержание дисциплины с указанием форм рубежного контроля. Содержание указывается в дидактических единицах и должно соответствовать содержанию пункта РПД «Цели и задачи освоения дисциплины» и быть направлено на формирование выделенных компетенций. В первом столбце указывается порядковый номер раздела дисциплины, во втором столбце перечисляются разделы данной дисциплины, в третьем – дидактические единицы, соответствующие каждому разделу, в четвертом – перечень формируемых компетенций, в пятом – формы рубежного контроля (например, защита лабораторной работы, выполнение контрольной или расчетно-графической работы, собеседование по вопросам, учебный проект, учебная игра, написание реферата и т.д.).
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами Содержание таблицы должно соответствовать п.3.2.2. рабочей программы «Место дисциплины в структуре ООП» и «Матрице формирования компетенций».
Разделы дисциплин и виды занятий
Смотрите также: 2011 г. Методические требования к разработке рабочих программ учебных дисциплин самара
560.88kb.
3 стр.
Приказ 30 августа 2012 г. №111 о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин
92.96kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке и реализации рабочих программ дисциплин подготовки бакалавров в компетентностном формате
327.89kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке рабочих программ
214.27kb.
1 стр.
Методические рекомендации о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями Мурманской области Общие положения Настоящие рекомендации раскрывают понятие
77.91kb.
1 стр.
Отчет мгппу по пнпо за период с 20. 06. 07 по 26. 06. 07 Организационные мероприятия Проведен анализ программ учебных дисциплин в разделах «Списки основной литературы»
45.63kb.
1 стр.
Г. №186/17-11 рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям
142.87kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке региональных программ демографического развития москва- 2012
692.88kb.
7 стр.
Аннотации рабочих программ дисциплин (очная форма обучения)
1949.97kb.
12 стр.
Анализ деятельности дюсш за 2010-2011 учебный год
220.84kb.
1 стр.
«Самара космическая»
93.91kb.
1 стр.
Методические рекомендации содержат эргономические требования к организации рабочих мест животноводов с учетом их антропометрических данных 273.73kb.
1 стр.
|