Главная
страница 1страница 2

Министерство образования и науки


Российской Федерации

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности


Кафедра экономической теории



Тестовые и контрольные задания


по курсу «Мировая экономика»
Методические указания для студентов экономических специальностей

всех форм обучения

Кемерово 2005

Автор - составитель

Т.А. Сапожникова


Утверждены на заседании

кафедры экономической теории

Протокол № 1 от 15.09.04.

Рекомендованы методическим


Советом факультета

Протокол № от

Методические указания подготовлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и содержат тестовые и контрольные задания по курсу «Мировая экономика». Рекомендованы для студентов экономических специальностей всех форм обучения




 Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2005


Содержание



Предисловие 4

Тема 1. Мировое хозяйство: содержание, структура и особенности современного этапа развития

Тестовые задания 5

Контрольные задания 10


Тема2. Международное разделение труда. Международная

специализация и кооперация

Тестовые задания 11

Контрольные задания 15


Тема 3. Мировой рынок товаров и услуг. Международная торговля

Тестовые задания 18

Контрольные задания 24
Тема 4. Международная миграция капиталов. Мировой рынок

ссудных капиталов

Тестовые задания 26

Контрольные задания 30


Тема 5. Международная трудовая миграция

Тестовые задания 31

Контрольные задания 34
Тема 6. Международная валютная система

Тестовые задания 34

Контрольные задания 38
Тема 7. Международная экономическая интеграция

Тестовые задания 41

Контрольные задания 46

Список рекомендуемой литературы 47

Предисловие.
Преподавание учебной дисциплины «Мировая экономика» направлено на формирование у будущих специалистов теоретических знаний о содержании и структуре мирового хозяйства, о тенденциях развития мирохозяйственных связей в современных условиях и месте в них России.

Данные методические указания предназначены для студентов экономических специальностей всех форм обучения и содержат тестовые и контрольные задания по 7-и темам курса, которые последовательно расположены, основываясь на требованиях Государственного образовательного стандарта экономических знаний по дисциплине «Мировая экономика» и отражает устоявшуюся структуру изложения данного курса.

Для успешного выполнения заданий студенты должны прослушать курс лекций и изучить рекомендуемую литературу, указанную в последней части методических указаний.

К каждой теме сначала предлагаются тесты, а потом контрольные задания и задачи. В тестах может быть как один, так и несколько правильных ответов.



Тема 1. Мировое хозяйство: содержание, структура и особенности современного этапа развития
Тестовые задания
1. Наиболее высокие темпы экономического роста в 90-е годы 20-го столетия демонстрировали:

а) Латиноамериканские страны;

б) страны Восточной Европы;

в) США;


г) Восточно – Азиатские страны;

д) страны Евросоюза.


2. Переход экономики на постиндустриальную ступень развития характерен: а) для стран с переходной экономикой;

б) новых индустриальных стран;

в) промышленно развитых стран;

г) развивающихся стран.


3. Современная мировая экономика стала:

а) моноцентричной;

б) симметричной;

в) многополярной;

г) однополюсной.
4. Неравномерность и противоречивость развития стран в современном мире:

а) уменьшилась;

б) усилилась;

в) прекратилась;

г) имеет стремительный многонаправленный характер.
5. В техногенной модели мирового развития периферия заняла:

а) равное положение с «центром»;

б) зависимое и подчиненное положение;

в) опережает «центр» по темпам развития экономики;

г) главенствующее положение.
6. Периферия специализируется на поставках на мировой рынок:

а) наукоемкой продукции;

б) энергоносителей;

в) услуг;

г) минерального сырья;

д) аграрной продукции.


7. Перспективы изменить свое положение в мировой экономике для периферии, в эпоху техногенного развития связаны:

а) захватническими войнами;

б) социально-экономическими реформами;

в) военно-политическими переворотами;

г) подключением к индустриальному типу развития.
8. «Большая семерка» в конце 90-х годов 20-го века обеспечивала в международной торговле долю:

а) 31%;


б) 90%;

в) 51%;


г) 71%.
9. Отметить ряд стран, которые по списку ООН относятся к наибеднейшим странам мира:

а) Афганистан;

б) Бангладеш;

в) Индия;

г) Непал;

д) Малайзия;

е) Гаити;

ж) ЮАР;


з) Бразилия;

и) Гонконг;

к) Нигер;

л) Того;


м) Эфиопия;

н) Венесуэла;

о) Руанда;

п) Чили.
10. Отметить НИС «первой волны»:

а) Тунис;

б) Тайвань;

в) Пакистан;

г) Вьетнам;

д) Сингапур;

е) Индонезия;

ж) Алжир;

з) Республика Корея;

и) Намибия;

к) Гонконг.


11. Среднегодовые темпы роста в 90-е годы 20-го столетия у НИС «первой волны» составили:

а) 2-2,5%;

б) 9-10%;

в) 6-7%;


г) 14-15%.
12. Затухание «импульсов» экономического роста выражается:

а) снижением ВВП на душу населения;

б) сокращением прироста населения;

в) снижением экспорта;

г) снижением показателя максимального роста с каждым циклическим подъемом.
13. Затухание «импульсов» экономического роста характерно для:

а) стран Восточной Европы;

б) стран с переходной экономикой;

в) развитых стран Запада;

г) развивающихся стран.
14. Отметить три ведущих торгово-экономических блока в мире:

а) СНГ;

д) МБРР;

и) США;

б) НАТО;

е) НАФТА;

к) АТЭС;

в) ЕС;

ж) СЭВ;

л) ЮНИДО;

г) ООН;

з) АТР;

м)ОПЕК.

15. Время начала формирования мирового хозяйства, как правило, датируется:

а) концом 19-го – началом 20-го веков;

б) началом 18-го века;

в) 15-16 вв.;

г) после 2-й мировой войны.


16. Вопросами развития образования, науки и культуры в системе ООН занимается:

а) МОТ;


б) НАТО;

в) ЮНЕСКО;

г) ЮНКТАД.
17. В ОЭСР (организацию экономического сотрудничества и развития) входят следующие страны:

а) Бразилия;

з) Новая Зеландия;

п) Люксембург;

б) Тайвань;

и) Испания;

р) Швейцария;

в) Германия;

к) Франция;

с) Уругвай;

г) Греция;

л) Исландия;

т) Индия;

д) США;

м) Швеция;

у) Китай;

е) Венесуэла;

н) Венгрия;

ф) Португалия;

ж) Норвегия;

о) Турция;

х) Бельгия.

18. Определить черты, свойственные этапу развития мирового хозяйства между 1-й и 2-й мировыми войнами:

а) разрушение колониальной системы;

б) образование НАТО;

в) «Великая депрессия»;

г) образование первых интеграционных группировок ЕЭС и СЭВ;

д) энергетический кризис;

е) Генуэзская валютная конференция и становление системы золотодевизного стандарта.


19. Членами ОПЕК являются:

а) Алжир;

е) Оман;

б) Бруней;

ж) Кувейт;

в) Нигерия;

з) Мексика;

г) Венесуэла;

и) ЮАР;

д) Иран;

к) Бахрейн.

20. В начале 21-го столетия лидером по показателю уровня общественного развития в течение ряда лет является:

а) США;

б) Германия;



в) Япония;

г) Норвегия;

д) Великобритания.
21. С 1959г. территория США состоит из следующих несмежных частей:

а) Багамские острова;

б) Алеутские острова;

в) Аляска;

г) Антильские острова;

д) основная территория (84% всей материковой территории);

е) остров Гренландия;

ж) Гавайские острова.


22. «План Маршалла» был связан:

а) с осуществлением международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности стран ЕС;

б) передачей руководства угледобычей Франции и Германии наднациональному органу;

в) созданием ЕврАтом (Европейского сообщества по атомной энергии);

г) экономической помощью США западно -европейским странам после 2-й мировой войны.
23. «План Маршалла» осуществлялся:

а) в 1948-1952гг.;

б) в 1965-1967гг.;

в) в 1973-1975гг.;

г) в 1991-1993гг.
24. В структуре ВВП НИС удельный вес:

а) сельскохозяйственного производства сократился;

б) промышленности возрос;

в) технически развитых отраслей промышленности сократился;

г) сельскохозяйственного производства возрос;

д) промышленности в Сингапуре и Гонконге сократился.


25. Главными рынками сбыта готовых товаров для НИС являются:

а) ПРС;


б) остальные РС;

в) наиболее отсталые страны;

г) страны с переходной экономикой.
26. Воздействие НИС на общую конъюнктуру мирового хозяйства:

а) растет;

б) незначительно;

в) осталось на уровне 70-х годов 20-го века.


27. Качественно новыми чертами внешней торговли развивающихся стран стали:

а) увеличение в экспорте доли наукоемкой продукции;

б) рост в экспорте доли готовой промышленной продукции;

в) расширение торговли с ПРС;

г) более быстрые темпы роста внешней торговли РС по сравнению с ПРС.
28. Для большинства развивающихся стран характерно следующее место государства в экономике:

а) активное участие;

б) невмешательство;

в) пассивное участие;

г) целенаправленное, но чрезвычайно редкое участие.
29. Наибольшим в 90-е годы 20-го в. оказалось падение взаимных экономических связей России:

а) с ПРС;

б) странами Центральной и Восточной Европы;

в) развивающимися странами;

г) бывшими республиками СССР.
30. Внешнеэкономические связи России в 90-е годы были нацелены в первую очередь:

а) на страны СНГ;

б) развивающиеся страны;

в) страны ЦВЕ;

г) страны Ближнего Востока;

д) страны «дальнего зарубежья».



Контрольные задания


  1. Россия купила в Польше сушеный картофель, произведенным совместным российско-польским предприятием. Какие формы международных экономических отношений могли иметь место в этой сделке? (иметь ввиду все формы сотрудничества, характерные для совместного предпринимательства).




  1. Установить соответствия (левой и правой частей).

    1. Капитал

    А) Специфичен и уникален

    2. Национальный хозяйственный

    комплекс


    Б) Интернационален

    3. Характер связи между

    национальными комплексами



    В) Однороден, имеет

    товарно-денежную форму



  2. Основными социально-экономическими показателями африканского континента являются (найти соответствие левой и правой части).

    1. Проживает населения мира

    А) 5%

    2. Приходится мирового

    производства



    Б) 1,1%

    3. Среднегодовые темпы роста

    на душу населения в 90-е годы 20-го века



    В) 11%

  3. Установить последовательность этапов развития процесса индустриализации в НИС:

а) создание эффективного экспортного потенциала и современных базовых отраслей промышленности;

б) формирование и развитие современных наукоемких отраслей промышленности и развертывание экспорта продукции высоких технологий;

в)развитие импортозамещающих отраслей и производств.


Тема 2. Международное разделение труда. Международная специализация и кооперация
Тестовые задания
1. Какое из существующих утверждений соответствует теории Хекшера-Олина:

а) рост цены на продовольствие приводит к росту доходов владельцев фактора, который интенсивно используется для производства продовольствия и сокращению доходов владельцев других факторов;

б) при увеличении размеров рабочей силы производство трудоёмких товаров растет, а капиталоёмких – сокращается;

в) относительно трудоизбыточная страна будет иметь более трудоемкий экспорт и капиталоемкий импорт;

г) когда технология производства и выпуск в странах – торговых партнерах одинаковы, владельцы капитала получают прибыль от роста цены на капиталоёмкие товары;

д) относительно трудоизбыточная страна будет импортировать капиталоемкие товары.


2. Какое из утверждений, указанных в пункте 1, соответствует теории Хекшера-Олина-Самуэльсона.
3. Страна А может производить 2 тонны пшеницы или 8 тонн угля, используя одну единицу ресурсов, страна Б может производить 4 тонны пшеницы или 10 тонн угля, используя также одну единицу ресурсов. Как будет осуществляться обмен между странами:

а) страна А будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь;

б) страна Б будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь;

в) страна А не будет экспортировать и импортировать пшеницу;

г) страна Б не будет экспортировать и импортировать уголь;

д) торговля будет отсутствовать.


4. В чем заключается парадокс Леонтьева?

а) один и тот же товар может быть трудоемким в трудоизбыточной стране и капиталоемким в капиталоизбыточной стране;

б) трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, капиталонасыщенные страны экспортируют трудоемкую продукцию;

в) трудонасыщенные страны импортируют капиталоемкую продукцию, а капиталонасыщенные страны импортируют трудоемкую продукцию;

г) верно все вышеперечисленное.
5. В чем заключается теория преимуществ А. Смита?

а) экспортировать следует товары, в производстве которых страна обладает некоторыми преимуществами, а импортировать товары по более низким ценам, чем могли бы сложиться при производстве товаров внутри страны;

б) страна обладает абсолютными преимуществами перед другими странами, если имеет монополию на мировом рынке;

в) каждая нация обладает конкурентными преимуществами местных производителей по отношению к иностранным.


6. Теория жизненного цикла продукта при характеристике МРТ:

а) объясняет несоответствие структуры экспорта и структуры факторов производства экспортных товаров;

б) характеризует внешнюю торговлю в мировой экономике с точки зрения осуществления внешнеторговой политики ТНК;

в) является частью неоклассических концепций внешней торговли;

г) утверждает, что одинаковый жизненный цикл характеризует международную торговлю всеми видами товаров.
7. Уменьшение роли неоклассических теорий, объясняющих участие стран в международном разделении труда, было вызвано:

а) преимущественным ростом торговли внутри ТНК;

б) более быстрым ростом торговли между развитыми странами, чем между ними и развивающимися странами;

в) интенсивным ростом внутриотраслевой торговли между странами с одинаковым уровнем развития;

г) все ответы верны.
8. Эклектическая модель Дж. Данинга предусматривает:

а) несоответствие структуры экспорта и структуры факторов производства экспортных товаров;

б) развитие внешней торговли с точки зрения внутрифирменной торговли ТНК;

в) развитие международной торговли с точки зрения факторов международного разделения труда и стратегии ТНК;

г) анализ факторов развития международной торговли с позиции неоклассических концепций.
9. Если производительность труда по производству экспортного товара на предприятиях определенной страны выше, чем в стране-импортере, то первая страна имеет:

а) абсолютное преимущество;

б) сравнительное преимущество;

в) положительное преимущество;

г) отрицательный торговый баланс;

д) избыточное преимущество.


10. Если Великобритания имеет сравнительное преимущество в производстве автомобилей перед Францией, то:

а) специализация и торговля автомобилями между Великобританией и Францией невыгодны;

б) альтернативная стоимость производства автомобилей в Великобритании выше, чем во Франции;

в) альтернативная стоимость производства автомобилей в Великобритании ниже, чем во Франции;

г) Великобритании будет выгодно снижение спроса на автомобили.
11. Принцип сравнительного преимущества впервые сформулировал:

а) Николай Кондратьев;

б) Альфред Маршалл;

в) Пол Самуэльсон;

г) Адам Смит;

д) Василий Леонтьев;

е) Давид Рикардо.
12. В мировом хозяйстве можно выделить следующие типы разделения труда:

а) технологическое;

б) подетальное;

в) общее;

г) отраслевое;

д) сырьевое;

е) частное;

ж) поузловое;

з) единичное.
13. Основным побудительным мотивом участия стран в МРТ является:

а) получение доступа к новым технологиям и знаниям;

б) передел сфер влияния между странами;

в) получение экономических выгод;

г) доступ к источникам сырья и энергии.
14. Наиболее динамично развивающимся направлением МРТ на рубеже 20-21-го веков становится сфера:

а) производства;

б) обмена технологиями, патентами;

в) информационных услуг;

г) транспорта;

д) туризма;

е) инвестиций.
15. Отметить страны, которые практически полностью удовлетворяют потребности в топливно-энергетических ресурсах за счет собственных источников:

а) США;


б) Монголия;

в) Китай;

г) Россия;

д) Великобритания;

е) Польша;

ж) Германия.


16. Важнейшей тенденцией изменения структуры ВВП промышленно развитых стран на рубеже 20-21-го вв. явилось превращение следующей сферы в преобладающую часть их экономики:

а) производственной;

б) непроизводственной;

в) добывающей;

г) обрабатывающей;

д) сельскохозяйственной;

е) перерабатывающей.
17. Потребности в минеральном сырье США удовлетворяют за счет:

а) 100% импорта;

б) только собственных ресурсов;

в) на 50% за счет импорта;

г) на 20% за счет импорта.
18. Специализация стран на производстве отдельных видов готовой продукции и услуг – это:

а) общее МРТ;

б) частное МРТ;

в) единичное МРТ;

г) подетальное МРТ.
19. Наиболее сложная и перспективная система МРТ, которая определяет взаимодействие национальных экономик с учетом отдельных корпораций и фирм, – это:

а) общее МРТ;

б) частное МРТ;

в) единичное МРТ;

г) отраслевое МРТ.
20. Показатель экспортной квоты свидетельствует:

а) об уровне кооперации производства;

б) характере внешнеэкономических связей страны;

в) степени ориентации отдельных отраслей национальной экономики на внешние рынки.


21. Увеличение экспортной квоты отражает:

а) процесс интенсификации международных экономических связей;

б) повышение производительности труда;

в) повышение уровня заработной платы рабочей силы;

г) благоприятную конъюнктуру мировых товарных рынков.
22. «Ценовая дискриминация» - это:

а) установление цены на товар ниже себестоимости;

б) поставщик товара варьирует цену на товар в зависимости от страны – импортера, финансовых возможностей импортера;

в) принудительное установление цены ниже мирового уровня.


23. «В случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами»,-это:

а) теория абсолютных преимуществ Смита;

б) теория факторов производства;

в) теория HOS (Хекшера – Олина - Самуэльсона);

г) «парадокс Леонтьева»;

д) теория относительных преимуществ Д. Рикардо.


24. «Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-либо товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом»,- это:

а) теория факторов производства;

б) теория относительных преимуществ Д. Рикардо.

в) теорема HOS (Хекшера – Олина - Самуэльсона);

г) теория абсолютных преимуществ А. Смита.



следующая страница >>
Смотрите также:
Методические указания для студентов экономических специальностей всех форм обучения Кемерово 2005
565.73kb.
2 стр.
Методические указания для студентов всех форм обучения Волгоград, 2000г. Ббк ш 143. 21 92. Великобритания
184.43kb.
4 стр.
Методические указания для студентов всех направлений (бакалавриат) и специальностей очной и заочной форм обучения
193.49kb.
1 стр.
Методические указания для развития навыков чтения на английском языке для студентов всех форм обучения
349.05kb.
1 стр.
Методические указания для студентов экономических специальностей заочной формы обучения
584.02kb.
3 стр.
Методические указания по английскому языку для студентов всех форм обучения. Алт гос тех ун-т им. И. И. Ползунова, бти. Бийск
303.61kb.
4 стр.
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 (076. 6)
459.61kb.
5 стр.
Методические указания по выполнению технико-экономического обоснования разработок квалификационных работ. Маркетинговый подход. Таганрог: Изд-во трту, 2005. 36 с
30.56kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению реферата и контрольной работы для студентов всех форм обучения и специальностей Красноярск 2012
200.51kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению курсового и дипломного проектирований для студентов специальностей 280400 (специализация 280401 «Проектирование тканей») и 280300 (специализация «Технология тканей») всех форм обучения
1029.12kb.
7 стр.
Методические указания и задания к курсу «Математические методы и модели в управлении»
388.09kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов экономических специальностей Витебск 2011 (076. 5)
824.89kb.
3 стр.