Главная
страница 1
Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет Мировой Экономики и Мировой Политики

Эссе

по курсу «Макроэкономика»

Финансовый кризис в Таиланде

Выполнил


студент 2 курса

группы 262

Алексеев Никита Сергеевич


Москва

2010

1997 год для стран Южной и Восточной Азии стал годом начала серьезного экономического кризиса, известного в экономической истории под названием «Азиатский экономический кризис». Основной причиной этого кризиса был очень быстрый рост экономик азиатских стран. Таиланд стал одной из стран, экономика которых сильнее других пострадала в результате азиатского кризиса. Также стоит отметить, что именно с девальвации тайского бата и началось развитие кризиса.

Предпосылки тайского кризиса были заложены еще в 1980-х годах, когда в стране резко упал объем экспорта. Однако, тайское правительство вместо уместной девальвации национальной валюты ввело кредитный контроль с целью снизить внутренний спрос. Предполагалось, что это поможет восстановить платежный баланс, но в реальности это стало сильным ударом для экономики Таиланда, так как снижение спроса привело к снижению цен активов.

Финансовый сектор Таиланда также уже находился в нестабильном состоянии. 20 крупных финансовых компаний Таиланда были закрыты (их было бы закрыто еще больше, если бы не поддержка Центральным Банком Таиланда финансовых компаний, имеющих шансы не обанкротиться). Другой мерой поддержки финансового сектора стало создание Фонда Развития Финансовых Институтов (Financial Institutions Development Fund - FIDF), силами которого должны были восстанавливаться финансовые учреждения страны.

Зимой 1984 года была произведена девальвация тайского бата, и вторая половина 80-х годов сопровождалась в Таиланде экономическим ростом. Рост реального ВВП вырос с 5% в 1986 году до 13% в 1988 году, экспорт также возрастал. При всем этом уровень инфляции оставался низким, составив лишь 3.7% во второй половине 1980-х годов.

В 1992 году тайская экономика, традиционно функционировавшая как закрытая, стала открытой (Таиланд принял условия 8 статьи Международного валютного фонда, IMF), сфера международного капиталооборота также была весьма либерализована. Тайское правительство, таким образом, обеспечило свою экономику поддержкой зарубежных инвестиций. Но, при всех положительных аспектах иностранных капиталовложений, правительство Таиланда не учло тот факт, что тайская экономика не была на тот момент достаточно стабильной для того, чтобы принять те обширные потоки зарубежных кредитов и капитала, которые устремились в Таиланд. Собственно, с моей точки зрения, именно кредитный бум и стал одной из основополагающих причин последующего кризиса 1997 года.

Предприятия и коммерческие банки Таиланда брали большое количество краткосрочных зарубежных займов (что стало возможным благодаря отмене значительной части регулирования финансового рынка). Почему это стало возможным? С одной стороны, зарубежные кредиторы были готовы предоставить кредиты развивающемуся Таиланду, так как тайские фирмы и банки были согласны на более высокую процентную ставку, чем развитые страны. С другой стороны, займы эти были застрахованы за счет искусственно поддерживаемого валютного курса, который нивелировал все риски займов в зарубежной валюте.

К началу 1996 года уже было очевидно, что экономика страны сильно дестабилизирована. Наблюдалось избыточное предложение на рынке недвижимости, которое сопровождалось обвалом цен акций тайских компаний, а тайский бат активно продавался на валютном рынке. Реакцией на такое положение дел стал отказ зарубежных кредиторов от кредитования и пролонгирования кредитов тайских предприятий и банков. К весне 1997 года уже 10 крупных финансовых компаний Таиланда объявили о недостаточной своей ликвидности и проблемами в качестве активов. Этим компаниями была оказана поддержка со стороны Фонда Развития Финансовых Институтов, а также в рамках поддержки экономики была создана Организация Управления Кредитами Собственности (PLMO), которая покупала и управляла кредитами финансовых предприятий. В это же время начался массовый отток капитала из страны, а попытки ЦБ поддержать фиксированный валютный курс в условиях спекулятивного рынка исчерпали валютные резервы страны. Еще более осложнилось положение дел в июне 1997 года, когда ЦБ Таиланда приостановил деятельность 16 крупнейших финансовых компаний и поставил перед ними цель реструктуризировать их систему управления. Через 2 месяца деятельность более 42 других финансовых компаний была также приостановлена. Экономический климат в стране резко ухудшился, экспорт значительно снизился, и к 2 июля 1997 года ЦБ Таиланда больше не мог удерживать фиксированный валютный курс, и стоимость тайского бата снова стала плавающей.

С приходом финансового кризиса стало очевидно, что необходимы срочные меры по поддержке финансового сектора страны. К тому же логичным было предпринимать антикризисные меры именно в финансовой сфере, так как она больше других юридически контролировалась государством.

Коммерческие банки и финансовые компании были принуждены к очистке балансов (как своих собственных, так и балансов своих заемщиков). Также закрывались нежизнеспособные финансовые учреждения (всего за лето 1997 года была приостановлена деятельность 58 финансовых компаний). В декабре этого же года 56 финансовых учреждений были перманентно закрыты, а их активы перешли в собственность Отделение Финансовой Реструктуризации (Financial Restructuring Authority – FRA), в чьи обязанности входила продажа этих активов с целью погасить задолженности ликвидированных компаний. С целью сохранить общественное доверие Фонд Развития Финансовых Институтов обеспечил гарантии депозитов и обязательств уцелевших финансовых учреждений.

Однако предпринятых мер было недостаточно, чтобы восстановить финансовый сектор тайской экономики. С целью облегчить рекапитализацию частных банков были объявлены новые требования соответствия капитала. Требования первого порядка были снижены с 6% до 4.25%, а требования второго порядка выросли с 2.5% до 4.25%. Схема первого порядка, таким образом, была нацелена на облегчение входа частного капитала, а схема второго порядка обеспечивала финансовые компании ресурсы и стимул к реструктуризации корпоративного долга. Правительство также предоставило 300 миллиардов бат для поддержки этих 2-х схем рекапитализации. Финансовым предприятиям было также позволено организовывать собственные компания управления активами, что на практике позволило эффективно отделять выгодные активы от убыточных активов. А для убыточных предприятий, неспособных к восстановлению, правительством была предусмотрена процедура слияния, поглощения или ликвидации.

С моей точки зрения, основной причиной кризиса стало ослабления контроля за финансовым сектором после открытия экономики, в результате чего стало возможным получение Таиландом большого количества негарантированных займов. Внешний долг Таиланда, таким образом, стал огромным, и страна оказалась финансово несостоятельной. Несмотря на поддержку МВФ (который в качестве поддержки выделил азиатским странам 40 миллиардов долларов), кризис очень серьезно сказался на азиатских странах.



Список источников:

1)

2) Статья http://www.ng.ru/world/2000-06-28/6_mvf.html


Смотрите также:
1997 год для стран Южной и Восточной Азии стал годом начала серьезного экономического кризиса, известного в экономической истории под названием «Азиатский экономический кризис»
49.47kb.
1 стр.
Финансово-экономический кризис на Украине и антикризисная программа Основные проявления кризиса
131.75kb.
1 стр.
Программа дисциплины «политика и экономика стран восточной, южной и юго-восточной азии»
497.02kb.
5 стр.
Экономический кризис
165.92kb.
1 стр.
«воздействие экономического кризиса на образование в странах центральной и восточной европы»
42.67kb.
1 стр.
Программа дисциплины «международные отношения в азии»
187.54kb.
1 стр.
Программа курса «Экономика и экономический анализ стран Южной Азии
256.26kb.
1 стр.
Кризис 1918-1920-х годов в Европе
43.19kb.
1 стр.
Индия стана Южной Азии
78.44kb.
1 стр.
Ядерное испытание кндр и кризис безопасности в северо-восточной азии
106.93kb.
1 стр.
Успешный опыт организаций людей, живущих с вич/спид из стран восточной европы и центральной азии
423.69kb.
1 стр.
Контрольные вопросы по новой и новейшей истории стран запада и центральной и юго-восточной европы. Для студентов факультета истории искусства, получающих второе высшее образование
59.26kb.
1 стр.