Главная
страница 1
Конспект урока

Предмет: Экология

Класс: 4

Номер урока:

1. Тема урока: Вулканы и гейзеры

2. Цель урока:

1.Сформировать представление о  вулканах и гейзерах.

2. Рассмотреть причины образования вулканов, горячих источников и гейзеров, их виды и особенности.

3. Рассказать учащимся о значении горячих источников в жизни человека, Долине гейзеров, её уникальности. О роли вулканической деятельности в жизни человека.



4. Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, презентация и видеоролик по теме.

Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1.Организационный момент

1.Обеспечить тишину в классе.

2.Успокоить учащихся.

3.Организовать подготовку к уроку.


Учащиеся заходят в класс, готовятся к уроку, достают учебники, тетради, которые остаются закрытыми



3.Формулировка новой темы.


Сегодня на уроке мы познакомимся с вулканами и гейзерами, узнаем их строение, поговорить о причинах извержения вулканов, о значении горячих источников в жизни человека, роли вулканической деятельности в жизни человека.

Записываем в тетрадях тему урока:



Вулканы и гейзеры.



Вулканы — геологические образования на поверхности земной коры, извергающие на поверхность лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) (слайд 2)

Вулканы образуются в тех районах Земли, где глубокие трещины в земной коре создают пути для выхода магмы на поверхность, например, на границе литосферных плит.

Как только в земной коре образуется трещина, идущая из глубины к поверхности Земли, давление под ней резко падает и глубинные вещества, разжижаясь, превращаются в огненно-жидкую массу, которая называется магмой. По трещинам она поднимается вверх, теряет часть газов и изливается на поверхность Земли, образуя лаву.

Рассмотрим строение вулкана (слайд 3)

Кратер – чашевидное отверстие, на вершине вулкана через которое на поверхность земли выходит лава, пепел, пар, вулканические бомбы…

Жерло – канал, по которому движется лава

Очаг магмы – расплавленное вещество мантии, возникающее в отдельных очагах на разных глубинах верхней мантии

Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250 0С. Скорость течения 300 – 500 метров в час.

Классификация вулканов (слайд 4)

Вулканы

Действующие Уснувшие

Потухшие

Действующие вулканы - вулканы, которые извергаются в наши дни или на памяти человечества. Их насчитывается 800 (На Камчатке).

Потухшие вулканы - не извергавшиеся на памяти человечества, но иногда они начинают действовать.

Уснувшие вулканы - бездействуют много тысяч лет. (Крым, Забайкалье).

Виды вулканов (слайд 5)

- Конусообразные (насыпной, смешанный, слоистый)

- Щитообразные (исландский тип, гавайский тип)

- Куполообразные (колокол, скалистый, веерообразный, обелиск)

При извержении вулканы извергают раскалённую магму, вулканический пепел, вулканические бомбы (камни) (слайд 6,7,8)

_______________________________________________________________



Вопрос классу: Какими могут быть последствия извержения вулканов?


Извергаясь, вулканы производят большие опустошения (слайд 9)

  1. Земля на многие километры покрывается пеплом;

  2. раскаленные вулканические бомбы и лава могут вызывать пожары, сжигающие леса, поля и поселения;

  3. в тучах удушливых газов не редко погибают люди, звери и птицы;

  4. стихийным бедствием становятся грязевые потоки, которые образуются  при быстром таяние ледников, покрывающих высокие вулканы, они несутся вниз с огромной скоростью, сметая все на своем пути.

Значение вулканов (слайд 10)

  1. Вулканы поставляют бесценные сведения о внутреннем строении Земли. (Вулканологи)

  2. Биологи на примере вулканов пытаются воссоздать последовательность заселения Земли  живыми организмами.

  3. Археологи, раскапывая, погребенные под вулканическим пеплом города, могут многое узнать о прошлом.

  4. Человек использует энергию вулканов и продукты ух извержения:

а) вулканический пепел - прекрасное удобрение,

б) вулканический туф – строительный материал,

в) Внутреннее тепло вулканов используется для обогрева жилых помещений и теплиц. На Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии. США созданы геотермальные электростанции. Турбины таких электростанций вращает пар горячих подземных источников.

г) Горячие источники вблизи вулканов обладают  целебными свойствами и помогают в лечении разных болезней.

_______________________________________________________________

4. Обобщение и систематизация знаний.

-Беседа по вопросам-

1. Что такое вулкан?

2. Назовите основные части вулкана?

3. Какие твердые, жидкие, и газообразные продукты активной деятельности вулкана вы знаете?

4. Что такое гейзеры и где они встречаются?



6. Выдача домашнего задания.

Записи в тетради, рисунок вулкана и гейзера, биологический диктант, словарь.

__________________________________________________________

7. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с вулканами и гейзерами, узнали их строение, поговорили о причинах извержения вулканов, о значении горячих источников в жизни человека, роли вулканической деятельности в жизни человека.






Смотрите также:
4 Номер урока: Тема урока: Вулканы и гейзеры Цель урока : Сформировать представление о вулканах и гейзерах
46.95kb.
1 стр.
Конспект урока географии по теме: " Вулканы. Горячие источники, гейзеры". Фио алексеев Дмитрий Валерьевич Место работы
58.96kb.
1 стр.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
1 стр.
План-конспект урока тема урока Моногибридное скрещивание. I и II законы Г. Менделя
109.24kb.
1 стр.
Урок по окружающему миру в 4 а классе. Учитель Хвалько Елена Анатольевна. Тема урока: "Леса России"
150.54kb.
1 стр.
Урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока. Пустыни. Цели урока: Сформировать у уч-ся представление о природной зоне пустынь
38.91kb.
1 стр.
Урока географии с использованием икт, интерактивных методов и прогнозирования. Тема урока: «Вооруженные конфликты современного мира»
41.8kb.
1 стр.
Разработка урока истории в 11 классе тема урока: Нацистский оккупационный режим и Холокост Учитель истории и обществознания Ивакина Н. М
103.83kb.
1 стр.
Арт-рок – музыка современности Класс: 8 Тип урока: углубление в тему. Форма урока
96.78kb.
1 стр.
Номер урока. Тема урока. Тип урока Вид деятельности Виды контроля, измерители
430.21kb.
3 стр.
Сценарный план урока музыки в 5 классе (Программа «Музыка. 5-7 кл.» авт. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская) Тема полугодия: Музыка и литература Тема урока: Мир русской песни
84.98kb.
1 стр.
План урока дидактической игры: «Модель сезона» 6 класс Тема урока: «Моделирование прямой юбки»
50.81kb.
1 стр.