УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЕСТСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТОРГОВЛИ»
СОГЛАСОВАНО
Директор ГУ «Брестский ОУМЦ ПО»
________ А.А. Макаренко
«____»__________2012 г.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления образования Брестского облисполкома
________ М.А. Тихончук
«____»__________2012 г.
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО
ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
для абитуриентов, получивших профессионально-техническое образование с общим средним образованием, поступающих на сокращенный срок обучения в учреждение образования «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»
для получения среднего специального образования
Специальность 2-91 01 01 «Производство продукции и организация общественного питания» (по направлениям)
Направление специальности 2-91 01 01-01 Производство продукции и организация общественного питания (производственная деятельность)
Специализация 2-91 01 01-01 31 Технология продукции национальной и мировой кухни
Квалификация специалиста – техник-технолог
Брест
2012
Авторы: Остапчук Р.М., преподаватель высшей категории УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»;
Фиешко И.Н., преподаватель первой категории УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»;
Гордей О.О., преподаватель первой категории УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»;
Жукович Т.Г., преподаватель УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»;
Ежук Е.В., преподаватель второй категории УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли».
Рецензенты: Гоменюк М.Н., главный специалист управления торговли и услуг Брестского горисполкома;
Герчук И.В., заместитель директора по учебно-производственной работе УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»;
Крупта Л.В., заведующая отделением заочной формы обучения УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли».
Программа вступительного испытания составлена на основании Сборника типовой учебно-программной документации для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования: Учебная специальность 3-91 01 51 Общественное питание; Единичные квалификации: 3-91 01 51-51 Бармен – 4, 5-й разряды; 3-91 01 51-52 Буфетчик – 3, 4, 5-й разряды; 3-91 01 51-53 Калькулятор; 3-91 01 51-54 Кондитер – 2, 3, 4-й разряды; 3-91 01 51-55 Кулинар мучных изделий – 4-й разряда; 3-91 01 51-56 Официант – 3, 4, 5-й разряды; 3-91 01 51-57 Повар – 3, 4-й разряды; 3-91 01 51-58 Повар детского питания – 4-го разряда; 3-91 01 51-59 Член бригады объекта быстрого обслуживания (ресторана) – 3-й разряд, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь 29.12.2010 г.
Обсуждено и одобрено на заседании цикловой методической комиссии преподавателей дисциплин уровня ССО УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли» протокол от 19.06.2012 г. № 11.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Абитуриенты, получившие профессионально-техническое образование с общим средним образованием, поступающие на сокращенный срок обучения в учреждение образования «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли», должны иметь квалификацию рабочего «Повар», «Официант», «Кондитер» (не ниже 3-го разряда).
В содержание программы вступительного испытания по специальности 2-91 01 01 Производство продукции и организация общественного питания (по направлениям) включается учебный материал профессионального компонента профессионально-технического образования из области товароведения пищевых продуктов, специальной технологии (в том числе раздела «Организация производства торговых объектов общественного питания»).
Требования к знаниям и умениям (профессия - повар)
Абитуриент должен знать:
правила, способы и приемы механической и тепловой кулинарной обработки продовольственного сырья и пищевых продуктов;
ассортимент и технологический процесс производства холодных блюд и закусок (бутербродов, салатов средней сложности приготовления, закусок из овощей, рыбных, мясных и гастрономических продуктов); бульонов и супов, требующих кулинарной обработки средней сложности; вторых блюд из овощей, круп, бобовых, макаронных изделий, рыбы, морепродуктов, мяса, мясопродуктов, сельскохозяйственной птицы; классификацию соусов и различных видов пассировок, блюд из яиц и творога; горячих и холодных напитков, сладких блюд, требующих кулинарной обработки средней сложности; изделий из дрожжевого теста, мучных блюд, фаршей, начинок для мучных и кулинарных изделий;
требования к качеству, срокам, условиям хранения и отпуска готовой кулинарной продукции;
кулинарное назначение, органолептические методы определения доброкачественности продовольственного сырья, пищевых продуктов;
содержание технологических карт, рецептур блюд и закусок средней сложности приготовления;
порядок и правила пользования сборником рецептур блюд и кулинарных изделий;
типы торговых объектов общественного питания, организацию работы основных производственных цехов и вспомогательных производственных помещений;
правила и способы организации рабочих мест для приготовления блюд требующих кулинарной обработки средней сложности;
способы экономного расходования сырья при приготовлении блюд;
правила построения и содержания меню.
Абитуриент должен уметь:
анализировать ассортимент холодных блюд и закусок, бульонов и супов, вторых блюд, соусов, горячих и холодных напитков, сладких блюд средней сложности приготовления; изделий из дрожжевого теста и мучных блюд, фаршей, начинок для мучных кулинарных изделий;
соблюдать порядок и правила пользования сборником рецептур блюд и кулинарных изделий;
производить расчеты процента отходов, норм выхода овощей, плодов, ягод, рыбы с костным скелетом при кулинарной обработке;
производить расчеты необходимого количества продовольственного сырья, пищевых продуктов для приготовления блюд из овощей и грибов, сладких блюд;
определять нормы выхода блюд, гарниров, соусов.
Требования к знаниям и умениям (профессия - официант)
Абитуриент должен знать:
правила организации обслуживания посетителей в ресторанах, кафе II и I категории;
обслуживание посетителей на предприятиях со сложной сервировкой столов (ресторанах, кафе, барах II и I категории) с приемом заказов от посетителей, оформлением и предъявлением им счетов;
ассортимент, нормы выхода, кулинарную характеристику, правила подачи, оформления блюд, изделий, напитков реализуемых в ресторанах II и I категории;
правила построения и содержания меню ресторанов, кафе, баров II и I категории, содержание карты винно-водочных и коньячных изделий;
обслуживание на объектах общественного питания, в учреждениях, на дому, заводах по заказам организаций, отдельных лиц и групп, свадебных и юбилейных торжеств, товарищеских встреч, семейных обедов, вечеров отдыха, тематических вечеров, баллов, дегустации блюд национальных кухонь и др.;
виды и правила сервировки столов и обслуживание, правила составления меню, правила приема заказов на обслуживание. Правила оказания помощи посетителям в выборе блюд и напитков по меню и карте винно-водочных и коньячных изделий, подачи их на столы или в номера гостиниц;
порядок оформления счетов и расчета по ним посетителей.
Абитуриент должен уметь:
соблюдать правила обслуживания посетителей при реализации продукции и товаров по предварительно оплаченным путевкам, чекам, талонам;
выполнить различные виды обслуживания посетителей и сервировок столов с включением в меню заказных и фирменных блюд, напитков, кондитерских изделий;
различать ассортимент, определять качество и нормы выхода реализуемых блюд, кулинарных и кондитерских изделий, напитков;
читать и объяснять содержание меню, карту винно-водочных и коньячных изделий;
выполнять различные виды сервировок, производить обслуживание различных торжеств, мероприятий по заказам;
составлять меню банкетов, свадебных и юбилейных торжеств и др.;
производить прием заказа на обслуживание;
соблюдать правила оказания помощи посетителям в выборе блюд и напитков;
организовать обслуживание дегустаций блюд национальных кухонь, потребительских и технологических конференций;
оформить счета и производить расчет по ним посетителей.
Требования к знаниям и умениям (профессия - кондитер)
Абитуриент должен знать:
классификацию и технологические процессы приготовления различных видов теста;
способы разделки и раскатки теста, формовки полуфабрикатов, отсадки изделий на листы;
технологический процесс приготовления отделочных полуфабрикатов и украшений из них;
показатели качества различных видов теста, и отделочных полуфабрикатов, меры предупреждения и устранения возможных недостатков;
основные технологические процессы и режимы изготовления простых массовых тортов, пирожных и других штучных кондитерских и сдобных булочных изделий;
принципы составления композиции и компоновки элементов, оформления тортов, особенности составления рисунков;
правила расчета необходимого количества сырья и продуктов для изготовления кондитерских и булочных изделий;
ассортимент, технологию приготовления начинок, показатели качества начинок;
ассортимент, технологию приготовления, показатели качества кексов, рулетов;
виды и качественные характеристики продуктов и пищевых веществ используемых для изготовления кондитерских изделий и украшений;
виды, устройство, правила эксплуатации оборудования применяемого при изготовлении изделий;
технологическую документацию, применяемую в кондитерском производстве;
требования безопасности труда при выполнении технологических операций производства различных видов теста и изделий из него, отделочных полуфабрикатов;
правила рациональной организации рабочих мест при выполнении различных технологических операций;
требования охраны требующей среды, санитарно-гигиенической безопасности при выполнении производственных работ по изготовлению кондитерских изделий.
Абитуриент должен уметь:
приготавливать тесто различного вида;
производить разделку и раскатку теста различными способами, формовку полуфабрикатов, отсадку изделий на листы;
приготавливать отделочные полуфабрикаты для украшений тортов и пирожных, применять их при оформлении изделий, определять их качество;
определять качество различных видов теста и отделочных полуфабрикатов, предупреждать и устранять возможные недостатки;
должен уметь приготавливать простые массовые торты, пирожные, кондитерские сдобные булочные изделия;
понимать и объяснять принципы составления композиции и компоновки элементов оформления пирожных и тортов;
правильно производить расчеты необходимого количества сырья и продуктов для изготовления изделий;
различать ассортимент начинок, приготавливать их для различных изделий, определять качество начинок;
различать ассортимент кексов, рулетов, приготавливать их, определять их качество;
различать сырье и пищевые продукты по видам, определять качество по внешним признакам, использовать в соответствии с качественными характеристиками для изготовления различных видов теста и отделочных полуфабрикатов;
различать по видам, объяснять устройство, правильно использовать оборудование в процессе производства, соблюдать его санитарное содержание;
читать и анализировать сборники рецептур, технологических карт, производить расчеты необходимого количества сырья для изготовления кондитерских изделий;
соблюдать требования безопасности труда при выполнении технологических операций и эксплуатации оборудования;
соблюдать правила и применять способы рациональной организации рабочих мест при производстве различных видов теста и изделий из него, отделочных полуфабрикатов;
соблюдать требования охраны окружающей среды, санитарно-гигиенической безопасности при выполнении работ в кондитерском цехе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-
Специальная технология
-
Повар
-
Официант
-
Кондитер
-
Организация производства торговых объектов общественного питания
-
Товароведение пищевых продуктов
Специальная технология (повар)
Теоретическая часть
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству блюд: борщ украинский, рассольник ленинградский.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству блюд: щи из свежей капусты с картофелем, суп картофельный с горохом.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству соусов: красный основной, грибной основной.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству блюд: крупеник, лапшевник с творогом.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству блюд: котлеты картофельные, голубцы овощные
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству блюд: сырники из творога, творожные батончики.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству блюд: рыба в тесте жареная, шницель «Нептун».
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству блюд: рыба, запеченная в сметанном соусе с грибами, по-московски; рыба, тушенная в томате с овощами.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству блюд: зразы рыбные рубленые, тефтели рыбные.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству блюд: бифштекс с яйцом, антрекот с луком.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству блюд: поджарка, бефстроганов.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству блюд: котлета с сыром и морковью, ромштекс.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству блюд: гуляш, плов.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству блюд: колбаски по - слуцки, шницель натуральный рубленый.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству блюд: шницель «Полесский»; котлета «Папараць-кветка».
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству блюд: кисель из клюквы, яблоки в тесте жареные.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству салатов: мясной, белорусский.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству мучных блюд: блины, вареники с творожным фаршем.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству кулебяки с фаршем из свежей капусты.
-
Изложите технологический процесс приготовления, правила отпуска, требования к качеству расстегаев закусочных с рыбным фаршем.
Практическая часть
1.Рассчитайте расход сырья для приготовления 50 порций
рассольника ленинградского. На производстве имеется говядина 1-ой категории, выход супа 500/35/10 , сезон – февраль. Рецептура № 249/1. Томатное пюре замените на томатную пасту с содержанием сухих веществ 35-40%
2. Рассчитайте расход сырья для приготовления 100 порций щей из свежей капусты с картофелем. На производстве: говядина 2-ой категории, выход супа 500/35/10 г, сезон – февраль. Томатное пюре замените на соус томатный острый. Рецептура № 239/2
3. Рассчитайте расход сырья для приготовления 100 порций суп-лапша домашняя в феврале месяце. Выход супа 500 гр. Рецептура №265/1
4. Рассчитайте расход сырья для приготовления 160 порций зраз картофельных в январе месяце с соусом сметанным с луком. Рецептура № 362/2. Соуса № 855/2.
5. Рассчитайте расход сырья для приготовления 40 порций рагу овощного в апреле месяце. Рецептура № 352/2 Соус № 838/2
6. Рассчитайте расход сырья для приготовления 100 порций бифштекса рубленого с картофелем жареным во фритюре в январе месяце. Рецептура № 645/2. Гарнир № 761/2.
7. Рассчитайте расход сырья для приготовления 110 порций гуляша с картофельным пюре в марте месяце. Томатное пюре замените на томатный соус острый. На производстве: говядина 1-ой категории. Рецептура № 626/2 Гарнир № 758/2.
8. Рассчитайте расход сырья для приготовления 400 порций ромштекса с картофелем жареным в ноябре месяце. На производстве: говядина 1-ой категории. Рецептура № 605/3. Гарнир №760.
9. Рассчитайте расход сырья для приготовления 35 порций вареников с фаршем яблочным со сметаной. Рецептура № 1088. Фарша № 1162/2.
10. Рассчитайте расход сырья для приготовления 100 порций
оладий с изюмом и сметаной. Рецептура № 1097.
Специальная технология (официант)
Теоретическая часть
-
Перечислите виды торговых помещений. Укажите их назначение, используемое оборудование. Перечислите виды буфетов. Укажите их назначение, ассортимент используемого оборудования.
-
Перечислите ассортимент посуды из фарфора для подачи холодных закусок и блюд, горячих блюд, горячих напитков. Укажите размеры, назначение.
-
Перечислите ассортимент посуды из стекла для подачи крепких алкогольных напитков и безалкогольных напитков. Укажите размеры, назначение.
-
Перечислите ассортимент посуды из металла для приготовления и подачи горячих закусок и блюд, горячих напитков. Укажите размеры, назначение.
-
Перечислите ассортимент основных и вспомогательных столовых приборов. Укажите их назначение.
-
Охарактеризуйте основные способы подачи блюд, используемые официантами на объектах общественного питания при обслуживании посетителей.
-
Охарактеризуйте фрагмент предварительной сервировки стола по меню завтрака на объектах общественного питания, соблюдая последовательность и технику сервировки.
-
Охарактеризуйте фрагмент предварительной сервировки стола по меню обеда на объектах питания, соблюдая последовательность и технику сервировки.
-
Охарактеризуйте фрагмент предварительной сервировки стола по меню ужина на объектах общественного питания, соблюдая последовательность и технику сервировки.
-
Охарактеризуйте фрагмент предварительной сервировки стола к банкету с частичным обслуживанием официантами, соблюдая последовательность и технику сервировки.
-
Охарактеризуйте фрагмент предварительной сервировки стола к банкету с полным обслуживанием официантами, соблюдая последовательность и технику сервировки.
-
Охарактеризуйте фрагмент предварительной сервировки стола к банкету - чаю, соблюдая последовательность и технику сервировки.
-
Охарактеризуйте фрагмент предварительной сервировки стола к банкету-фуршету, соблюдая последовательность и технику сервировки.
-
Охарактеризуйте фрагмент предварительной сервировки стола для молодоженов к праздничному торжеству - свадьба, соблюдая последовательность и технику сервировки.
-
Перечислите виды меню, используемые на объектах общественного питания. Объясните их назначение и общие требования к составлению.
-
Охарактеризуйте общие правила составления и укажите последовательность расположения блюд и напитков в меню.
-
Охарактеризуйте общие правила составления и укажите последовательность расположения напитков в меню ликероводочных изделий, вин и коньяков.
-
Изложите отличительные особенности организации обслуживания банкета с частичным обслуживанием официантами.
-
Изложите отличительные особенности организации обслуживания банкета с полным обслуживанием официантами.
-
Изложите отличительные особенности организации обслуживания (меню, сервировка) банкета - фуршет.
Практическая часть
-
Составьте меню аперитива для участников банкета с полным обслуживанием официантами на 12 персон и оформите расчет-заявку на получение готовой продукции.
-
Составьте меню ужина для банкета-приема с полным обслуживанием официантами на 8 персон и оформите расчет-заявку на получение готовой продукции.
-
Составьте меню обеда на 10 персон и оформите расчет-заявку на получение готовой продукции.
-
Составьте меню завтрака на 15 персон и оформите расчет-заявку к банкету на получение готовой продукции.
-
Составьте меню для банкета с частичным обслуживанием официантами на 24 персоны и рассчитайте количество столов для обслуживания.
-
Составьте меню для банкета-фуршета на 40 человек и рассчитайте посуду и приборы, необходимые для сервировки фуршетного стола.
-
Разработайте меню для банкета-коктейля на 50 человек и оформите расчет-заявку на получение готовой продукции.
-
Разработайте меню для банкета-чая на 10 человек и оформите расчет-заявку на получение готовой продукции.
-
Разработайте меню для проведения банкета вне ресторана на 25 человек и оформите расчет-заявку на получение готовой продукции.
-
Разработайте праздничное меню к празднику 8 марта и оформите расчет-заявку на получение готовой продукции.
Специальная технология (кондитер)
Теоретическая часть
-
Дайте характеристику муки пшеничной и опишите ее подготовку к производству.
-
Дайте характеристику сахара, cахарной пудры, опишите их подготовку к производству.
-
Дайте характеристику яиц, опишите их подготовку к производству.
-
Опишите технологию приготовления помады основной.
-
Опишите технологию приготовления крема «Новый».
-
Опишите технологию приготовления крема «Шарлотт».
-
Опишите технологию приготовления крема «Гляссе».
-
Опишите технологию приготовления крема «Белковый» заварной.
-
Опишите технологию приготовления дрожжевого теста опарным способом.
-
Опишите технологию приготовления дрожжевого теста безопарным способом.
-
Опишите процессы разделки и выпечки дрожжевого теста.
-
Опишите технологию приготовления песочного полуфабриката.
-
Опишите технологию приготовления воздушного полуфабриката.
-
Опишите технологию приготовления заварного полуфабриката.
-
Опишите технологию приготовления миндального полуфабриката.
-
Опишите технологию приготовления бисквита «Буше».
-
Опишите технологию приготовления бисквита основного.
-
Опишите технологию приготовления слоёного полуфабриката.
-
Опишите технологию приготовления пряничного теста заварным способом.
-
Опишите технологию приготовления бисквита со сливочным маслом.
Практическая часть
-
Составьте технологическую схему приготовления бисквита основного.
-
Составьте технологическую схему приготовления песочного полуфабриката.
-
Составьте технологическую схему приготовления заварного полуфабриката.
-
Составьте технологическую схему приготовления слоёного полуфабриката.
-
Составьте технологическую схему приготовления дрожжевого безопарного теста.
-
Составьте технологическую схему приготовления дрожжевого опарного теста.
-
Составьте технологическую схему приготовления помады основной.
-
Составьте технологическую схему приготовления крема «Новый».
-
Составьте технологическую схему приготовления крема «Гляссе».
-
Составьте технологическую схему приготовления крема белкового заварного.
Специальная технология (раздел - Организация производства торговых объектов общественного питания)
-
Опишите организацию работы мясного цеха.
-
Изложите классификацию и охарактеризуйте объекты общественного питания по производственно-торговым признакам, по обслуживаемому контингенту.
-
Изложите классификацию и охарактеризуйте объекты общественного питания по ассортименту реализуемой продукции и видам услуг, по срокам и месту функционирования в течение года.
-
Охарактеризуйте объекты общественного питания: столовые, кафе.
-
Охарактеризуйте объекты общественного питания: рестораны, буфеты.
-
Охарактеризуйте объекты общественного питания: закусочные, бары.
-
Опишите организацию работы материально-технического снабжения на объектах общественного питания.
-
Опишите организацию работы продовольственного снабжения на объектах общественного питания.
-
Опишите организацию работы складского хозяйства на объектах общественного питания.
-
Дайте характеристику тарного хозяйства объектов общественного питания.
-
Опишите организацию работы рыбного цеха.
-
Опишите организацию работы холодного цеха.
-
Опишите организацию работы соусного отделения горячего цеха.
-
Опишите организацию работы супового отделения горячего цеха.
-
Опишите организацию работы овощного цеха.
-
Опишите организацию работы кондитерского цеха.
-
Охарактеризуйте производственной контроль качества выпускаемой продукции.
-
Опишите организацию работы птице-гольевого цеха.
-
Опишите организацию работы весового хозяйства на объектах общественного питания.
-
Опишите организацию работы мясо-рыбного цеха.
Товароведение пищевых продуктов
Теоретическая часть
-
Опишите химический состав пищевых продуктов (вода, минеральные вещества, жиры, белки, углеводы, витамины).
-
Дайте краткую характеристику клубнеплодов, корнеплодов (виды, отличительные особенности, хозяйственно-ботанические сорта, требования к качеству).
-
Опишите методы контроля качества продовольственных товаров, факторы, влияющие на качество продовольственных товаров.
-
Дайте краткую характеристику вареных колбасных изделий (виды, особенности производства, ассортимент, требования к качеству).
-
Опишите химический состав и пищевую ценность чая. Дайте краткую характеристику чая в зависимости от исходного сырья и особенностей производства.
-
Опишите сырье, пищевую ценность, виды, особенности производства фруктово-ягодных кондитерских изделий.
-
Объясните роль стандартизации в обеспечении качества товаров. Изложите задачи стандартизации. Раскройте сущность и цель сертификации.
-
Опишите виды, отличительные особенности, помологические сорта семечковых и косточковых плодов.
-
Опишите производство, типы, сорта, требования к качеству, хранение пшеничной муки.
-
Опишите классификацию свежих ягод в зависимости от строения. Охарактеризуйте виды, условия и сроки хранения.
-
Опишите особенности производства, классификацию, виды, требованию к качеству, условия хранения макаронных изделий.
-
Приведите классификацию пряностей. Опишите использование их в кулинарии.
-
Объясните пищевое достоинство, виды и категории субпродуктов. Опишите их кулинарное назначение, требования к качеству.
-
Опишите химический состав меда, виды меда по ботаническому происхождению, требования к качеству.
-
Опишите сырье, производство, ассортимент, товарные сорта животных жиров. Изложите признаки доброкачественности, условия и сроки хранения.
-
Охарактеризуйте крупы из пшеницы, проса, риса, ячменя, гречихи.
-
Опишите особенности производства, классификацию, требования к качеству, ассортимент рыбных консервов и пресервов.
-
Опишите пищевую ценность, сырье, особенности производства, классификацию, требования к качеству растительных масел.
-
Изложите основные способы и виды консервирования, объясните его сущность и влияние на качество.
-
Опишите способы замораживания рыбы, виды разделки, ассортимент, требования к качеству, условия хранения.
Практическая часть
-
Рассчитайте энергетическую ценность 300 г пастеризованного молока, если в 100 гр. содержится: белка - 2,8 г, жира – 3,3 г, углеводов - 4,7 г.
-
Рассчитайте энергетическую ценность 200 г осетровой икры. Химический состав икры следующий (гр.): белков- 24, жиров- 13.
-
Расшифруйте маркировки мяса птицы: 2 Р К; 1 ЕЕ У.
-
Определите энергетическую ценность суточного рациона, если человек потребляет в сутки: жиров- 150 г, белков- 310 г, углеводов- 280 г.
-
Определите фактическую энергетическую ценность 300 г свинины, если в 100 г содержится; 20% белка, 30% жира, 1 % углеводов, 0,5 минеральных веществ, 47% влаги. Усвояемость 97 %.
-
Определите энергетическую ценность творога «Мягкий», если в 100 г содержится: белков – 11,2 г, жиров- 4 г, углеводов- 1,3 г.
-
Расшифруйте маркировку молочной консервы:
02 04 2011
138 141
М 2
-
Расшифруйте маркировки яиц: СО; Д1 17 05 2011.
-
Расшифруйте маркировку макаронных изделий:
Рожки обыкновенные, 1 класс, группа А.
-
Расшифруйте маркировку мясной консервы:
12 05 2011
108 321
1А
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Экзаменационный материал для проведения вступительного испытания по специальности разрабатывается на основании данной программы.
Вступительные испытания проводятся в письменной форме.
Время проведения экзамена: 2 астрономических часа (120 минут).
Экзаменационный билет включает вопросы по специальной технологии (в том числе раздел «Организация производства торговых объектов общественного питания»), товароведению пищевых продуктов.
Экзаменационный билет включает два теоретических вопроса и одно практическое задание. Каждый вопрос билета оценивается в баллах в соответствии со следующими показателями оценки с учетом характера допущенных ошибок.
Критерии и показатели оценки
вступительного испытания по специальности
Отметка в баллах
|
Показатели оценки
|
1
|
2
|
1
(один)
|
Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (видов продовольственного сырья, кулинарной продукции, посуды, приборов, инвентаря, способов кулинарной обработки, торговых объектов общественного питания, производственных цехов и т.д.); наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя
|
2
(два)
|
Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (видов продовольственного сырья, кулинарной продукции, посуды, приборов, инвентаря, способов кулинарной обработки, торговых объектов общественного питания, производственных цехов и т.д.); осуществление соответствующих действий в практическом задании; наличие существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя
|
3
(три)
|
Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление видов продовольственного сырья, кулинарной продукции, требований к качеству, назначения посуды, приборов, инвентаря, способов кулинарной обработки, торговых объектов общественного питания, производственных цехов и т.д.); осуществление умственных и практических действий по образцу в практическом задании; наличие отдельных существенных ошибок
|
4
(четыре)
|
Недостаточно осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание видов продовольственного сырья, кулинарной продукции, требований к качеству, условий хранения и сроков годности; назначения посуды, приборов, инвентаря, способов кулинарной обработки, торговых объектов общественного питания, производственных цехов и т.д. с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи); применение знаний в знакомой ситуации по образцу в практическом задании (определение процента отходов, норм выхода, требований к качеству блюд); наличие единичных существенных ошибок
|
5
(пять)
|
Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание видов продовольственного сырья, способов производства пищевых продуктов, химического состава, технологического процесса производства кулинарной продукции, требований к качеству, условий хранения и сроков годности; назначения посуды, приборов, инвентаря, способов кулинарной обработки, торговых объектов общественного питания, производственных цехов, рабочих мест и их организации и т.д. с объяснением технологического процесса производства кулинарной продукции в структурной связи с товароведением пищевых продуктов, организацией производства на предприятиях общественного питания); применение знаний в знакомой ситуации по образцу в практическом задании (определение процента отходов, норм выхода, требований к качеству блюд); наличие несущественных ошибок
|
6
(шесть)
|
Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание видов продовольственного сырья, способов производства пищевых продуктов, химического состава, технологического процесса производства кулинарной продукции, требований к качеству, условий хранения и сроков годности; назначения посуды, приборов, инвентаря, способов кулинарной обработки, торговых объектов общественного питания, производственных цехов, рабочих мест и их организации и т. д., объяснение операций, приемов, схем, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение задач по образцу, на основе предписаний в практическом задании по определению процента отходов, норм выхода, требований к качеству блюд, определению необходимого количества продовольственного сырья, пищевых продуктов для приготовления блюд); наличие несущественных ошибок
|
7
(семь)
|
Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала, владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение видов продовольственного сырья, способов производства пищевых продуктов, химического состава, технологического процесса производства пищевых продуктов, требований к качеству, условий хранения и сроков годности; назначения посуды, приборов, инвентаря, способов кулинарной обработки, торговых объектов общественного питания, производственных цехов, рабочих мест и их организации и т. д., раскрытие сущности технологических процессов производства кулинарной продукции, формулирование выводов, недостаточно самостоятельное выполнение практического задания по определению процента отходов, норм выхода, требований к качеству блюд, определению необходимого количества продовольственного сырья, пищевых продуктов для приготовления блюд); наличие единичных несущественных ошибок
|
8
(восемь)
|
Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала, оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение видов продовольственного сырья, способов производства кулинарной продукции, химического состава, технологического процесса производства пищевых продуктов, требований к качеству, условий хранения и сроков годности; назначения посуды, приборов, инвентаря, способов кулинарной обработки, торговых объектов общественного питания, производственных цехов, рабочих мест и их организации и т.д., раскрытие сущности технологических процессов производства кулинарной продукции, обоснование и доказательство применения продовольственного сырья, способов кулинарной обработки, формулирование выводов, самостоятельное выполнение практического задания по определению процента отходов, норм выхода, требований к качеству блюд, определению необходимого количества продовольственного сырья, пищевых продуктов для приготовления блюд); наличие единичных несущественных ошибок
|
9
(девять)
|
Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала, оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала по товароведению пищевых продуктов, организации производства на предприятиях общественного питания, специальной технологии, как на основе известных правил, предписаний, так и поиск новых способов решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения практического задания по определению процента отходов, норм выхода, требований к качеству блюд, определению необходимого количества продовольственного сырья, пищевых продуктов для приготовления блюд)
|
10
(десять)
|
Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению способов производства пищевых продуктов, химического состава, технологического процесса производства кулинарной продукции, требований к качеству, условий хранения и сроков годности; назначения посуды, приборов, инвентаря, способов кулинарной обработки, торговых объектов общественного питания, производственных цехов, рабочих мест и их организации и т.д., демонстрация рациональных способов решения задач в практическом задании по определению процента отходов, норм выхода, требований к качеству блюд, определению необходимого количества продовольственного сырья, пищевых продуктов для приготовления блюд, выполнение творческих работ и заданий)
|
Существенные ошибки:
нарушение последовательности технологического процесса, влияющее на качество кулинарной продукции;
неверное название ассортимента и классификации видов продовольственного сырья и пищевых продуктов;
неправильно указано кулинарное использование сырья, полуфабрикатов, способов их обработки;
отсутствие требований к качеству продовольственного сырья, полуфабрикатов, пищевых продуктов, кулинарной продукции, типов торговых объектов общественного питания, видов посуды, банкетов, форм и методов обслуживания и т.д.;
нарушение в описании процессов организации производства и обслуживания на торговых объектах общественного питания;
неверное определение норм вложения продовольственного сырья, полуфабрикатов, пищевых продуктов по сборнику рецептур блюд и кулинарных изделий при выполнении практического задания;
выполнение не в полном объеме практического задания, без пояснений и выводов;
неверный ответ при выполнении практического задания.
Несущественные ошибки:
нарушение последовательности технологического процесса, не влияющее на качество кулинарной продукции;
незначительное нарушение в описании процессов организации производства и обслуживания на торговых объектах общественного питания;
неполное указание требований к качеству продовольственного сырья и пищевых продуктов, кулинарной продукции;
нарушение последовательности выполнения практического задания, не влияющее на конечный результат;
наличие ошибок связанных с математическими действиями, описки.
Отметка 0 (ноль) баллов выставляется абитуриенту при отказе от ответа, невыполнении задания вступительного испытания.
Общая отметка по вступительному испытанию выставляется исходя из суммы баллов по всем вопросам билета в соответствии со следующей таблицей:
Общая сумма баллов
|
Отметка
|
1 - 3
|
1
|
4 - 6
|
2
|
7 - 9
|
3
|
10 - 12
|
4
|
13 - 15
|
5
|
16 - 18
|
6
|
19 - 21
|
7
|
22 - 24
|
8
|
25 - 27
|
9
|
28 - 30
|
10
|
ЛИТЕРАТУРА
-
Анфимова Н. А., Захарова Т. И., Татарская Л. Л. Кулинария : учеб. / Н.А. АнфимоваМ., 1987.
-
Анфимова, Н.А. Кулинария: учеб./ Н. А. Анфимова. Москва, 2010
-
Ахрапоткова, Н.Б. Справочник официанта, бармена : учебное пособие / Н. Б. Ахрапоткова. Москва, 2009.
-
Богушева, В.И. Бары и рестораны. Искусство обслуживания : учеб. / В.И. Богушева. Ростов-на-Дону, 2001.
-
Бутейкис Н. Г., Жукова А. А. Технология приготовления мучных кондитерских изделий. – М., 2003.
-
Изделия из дрожжевого и пресного теста / Авт.-сост.: З.Н. Пашук, Т.К. Апет. Минск, 1996.
-
Ковалев, Н.И.Технология приготовления пищи : учеб. / Н.И.Ковалев, М.Н.Куткина, В.А.Кравцова; под ред. М.А. Николаева. М., 2005.
-
Котова М.А. Обслуживание по протоколу / М.А. Котова. М., 2007.
-
Кучер, Л.С. Бармен. Базовый уровень: учеб. / Л.С. Кучер, Л.М. Шкуратова. М., 2011.
-
Кучер, Л.С. Организация обслуживания общественного питания: учеб. / Л.С. Кучер, Л.М. Шкуратова. М., 2002.
-
Кучер, Л.С. Официант: повышенный уровень: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования и профессиональной подготовки / Л. С. Кучер, Л. М. Шкуратова. М, 2009.
-
Кучер, Л.С. Технология приготовления коктейлей и напитков / Л.С. Кучер, Л.М. Шкуратова. М., 2005.
-
Организация обслуживания в ресторанах и кафе / [В. Н. Радевич и др.]. Минск, 2010.
-
Панова Л.А. Обслуживание на предприятиях общественного питания / Л.А. Панова. М., 2007.
-
Ресторанный бизнес в России: технология успеха / Кучер Л.С., Шкуратова Л.М., Ефимов С.Л., Голубева Т.Н.; Под ред. С.Л.Ефимова. М., 2002.
-
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий. Минск, 1996.
-
Справочник работника общественного питания / Белорусская ассоциация кулинаров; [составители: В.Ф.Ерофеенко и др.]. Минск, 2006.
-
Станкевич Г.П. Справочник молодого официанта / Г.П. Станкевич, К.Т. Дунцова. М., 1989.
-
Усов, В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания : учеб. В.В. Усов. Изд. 5-е, стереотип. М., 2007.
-
Характеристика органолептических показателей качества блюд и кулинарных изделий : Прил. к сб. рецептур блюд и кулинар. изделий, для предприятий обществ. питания / М-во торговли Респ. Беларусь, Бел. ассоц. кулинаров; [Сост.: В.А.Бодиловская, В.А.Демиденко]. - Мн. : Бел. ассоц. кулинаров, 2001.
-
Чалова, Н.В., Практикум для официантов по обслуживанию посетителей в ресторанах / Н.В. Фалова. М.,2002.
Директор учреждения образования
«Брестский государственный профессионально-
технический колледж торговли»
__________________________ А.М. Шлепаков
«____» ___________________ 2012 г.
Визы:
Начальник отдела среднего
специального и профессионально-
технического образования управления
образования Брестского облисполкома ____________ В.А. Шаповал
Заведующий кабинетом
ГУ «Брестский ОУМЦ ПО» ____________ Г.В. Лысюк
Заведующий кабинетом
ГУ «Брестский ОУМЦ ПО» ___________ Е.Н. Панасюк