Главная
|
страница 1
Содержание практических занятий
Практическое занятие №2
Тема: Поэтика романа А.Битова "Пушкинский дом”
План
-
Пространственно-временная организация романа: оппозиция "несвободный социум – экзистенциальный простор" как структурный компонент романа.
-
Симулятивность социального бытия советского интеллигента в исследовании А.Битова.
-
Традиции классического реализма и особенности их воплощения в романе.
-
Тема "смерти" культурных содержаний в контексте романа.
-
Особенности позиции автора в произведении. Символическое содержание названия романа.
Задание
Составить тезисный конспект главы «Разгром музея: "Пушкинский дом" Андрея Битова» из книги М. Липовецкого «Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики»
Художественный текст
Битов А. Пушкинский дом.
Литература
-
Ерофеев В. Памятник прошедшему времени // Октябрь. – 1988. – №6. – С.120-140.
-
Курицын В. Русский литературный постмодернизм. – М., 2000.– С.–210 –234
-
Латынина А. Дуэль на музейных пистолетах. Заметки о романе А.Битова "Пушкинский дом" // Литературная газета. – 1988. – 27 января.
-
Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2-х томах. – Т. 2.: 1968-1990.– М., 2007.
-
Липовецкий М. Закон крутизны // Вопросы литературы . – 1991. – №11-12. – С.3-36.
-
Липовецкий М. Изживание смерти (специфика русского постмодернизма) // Знамя. – 1995. – №7.– С. 194 -205.
-
Липовецкий М. Разгром музея: "Пушкинский дом" Андрея Битова //Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.
-
Мережинская А. Постмодернизм расчищает дорогу для поисков (Мифологизация "своего" и "чужого" в русской прозе 80-90-х годов) // Русская словесность . – 2000. – №1. – С. 1-7; №2.– С. 1-4.
-
Нефагина Г. Постмодернизм // Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов . – Минск, 1998. – С. 151-164.
-
Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 1999.– С.100- 120
-
Тюленева Е.М. "Пушкинский дом" А. Битова: кольцо как прием, концепт и способ существования текста // Вестник Ивановского гос. ун-та. Сер.: Филология. Иваново, 2003. – Вып. 1.
-
Шмидт В. Андрей Битов – мастер «островидения» // Wiener Slawistischer Almanach. – 1991. – № 27.
-
Эпштейн М. Постмодерн в России: Литература и теория. – М., 2000.– С.220- 240
Методические рекомендации
Роман А. Битова, законченный в 1971 году, впервые был издан в США в 1978 г., на родине автора долго не издавался. Этому в немалой степени способствовало и участие автора в неподцензурном литературном альманахе «Метрополь» (1979). В «Пушкинском доме» писатель воплотил сформулированный им жанровый принцип: «В романе неизбежны отношения автора с героем и набегающим текстом». Анализируя роман, следует обратить внимание студентов на следующие моменты:
-
от рассказов Битова 60-х годов роман отличается новой для писателя структурой текста: автор делает зримым для читателя сам механизм его построения;
-
рефлексия повествователя почти полностью замещает рефлексию героев;
-
расширенный авторский комментарий к происходящему становится самостоятельной сюжетной линией, определяет композицию романа;
-
внутреннюю основу сюжета составляют взаимоотношения героя с реальностью, движение времени сквозь человеческую судьбу;
-
конформизм – искаженное, ущербное отношение героя к реальности – главная причина, по мнению автора, определившая развитие личности Одоевцева;
-
осмысление российской истории в контексте романа; русская литература как равноправная часть реальности в романе: смысл названия произведения;
-
авторская мысль становится своеобразным «персонажем» романа, что и определяет стилистику «Пушкинского дома»;
- принципиальный антидидактизм романа: Битов не навязывает читателю свое видение событий, а предлагает ему общий путь по лабиринтам мыслей и чувств.
Практическое занятие № 1
Тема: Поэма Вен.Ерофеева "Москва-Петушки" как "пратекст" русского постмодернизма
План
-
Краткие сведения о Вен. Ерофееве
-
Карнавальная традиция в поэме и особенности ее осмысления автором
-
Интертекстуальное пространство произведения. Библейские аллюзии, архетипы и особенности их рецепции в поэме
-
Юродство как ключевое понятие поэмы; его содержательная и структуроорганизующая роль
-
Особенности композиции и жанровая специфика поэмы "Москва-Петушки".
Задание
-
Выписать определение понятий «аллюзия», «реминисценция», «интертекстуальность», «архетип», «юродивый», «карнавализация» («карнавал»)
-
Письменно ответить на вопрос: Что общего у поэм Н.В. Гоголя "Мертвые души" и Вен. Ерофеева "Москва-Петушки".
Литература
Основная
-
Ерофеева Г. "Я тонкий, как намек, а они – толстые, как обстоятельства" // Литературная газета. – 1991. – 18 сентября. – №37. – С.11
-
Козуб Г. Постмодернизм как явление современной культуры// Всесвітня література та культура.–2002.–№4.–С.48-49
-
Лейдерман Н. Л. и Липовецкий М. Н. Рождение русского постмодернизма (А.Битов, Вен.Ерофеев, Саша Соколов) / Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы: Учеб. пособие длястуд. высш. учеб. заведений: В 2 т. – Т. 2: 1968 – 1990. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – С.391–401с.
-
Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики . – Екатеринбург: УГПУ, 1997. – 250 с.
-
Маркелова О.А. Функция литературной цитаты в структуре поэмы Вен. Ерофеева "Москва-Петушки"// Русская словесность в школах Украины.-2001.–№7.– С. 10-17
-
Нефагина Г. Постмодернизм // Нефагина Г.Л. Русская проза ІІ пол. 80-х - начала 90-х годов. – Минск, 1998. – С.151-164
-
Пестерев В.А. Постмодернизм и поэтика: Историко-литературный и теоретический аспекты: Учебно-методическое пособие. – Волгоград, 2001.
-
Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. – Минск, 2000. – С.:
-
Шафранская Э.Ф. Изучение поэмы Вен. Ерофеева "Москва-Петушки" в 11 классе // Русская словесность в школах Украины. – 2000. – №6.– С.14-23 .
-
Эпштейн М. После карнавала, или Вечный Веничка // Ерофеев В. Оставьте мою душу в покое: Почти все. – М., 1997. – С.3-25
Дополнительная -
Бегун Б. Феномен постмодернизма // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України.–2002.–№10.–С.3-8 .
-
Ковбасенко Ю. Література постмодернізму: по той бік різних боків // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2002.–№5.– С.2-12 .
-
Липовецкий М. Изживание смерти (Специфика русского постмодернизма) // Знамя. – 1995. – №7.–С.194-205 .
-
Эпштейн М. Прото-или конец постмодернизма // Знамя. – 1996. – №3. – С.196-209.
Методические рекомендации
Поэма Вен. Ерофеева создавалась с января по март 1970 года. Впервые была опубликована на страницах журнала “Трезвость и культура ” в 1988-1989 годах. В "поэме" изображается путешествие автобиографического героя, алкоголика Венички: это как будто реальное путешествие и вместе с тем символическое, совершаемое героем сквозь историю, мировую культуру и евангельскую мифологию. Авторское обозначение жанра вызывает ассоциации с “Мертвыми душами” Н.В.Гоголя. Наделение героя собственным именем, насыщенность текста подробностями личной биографии позволяют воспринимать произведение как подчеркнуто лирическое. Перед читателем – лирическая исповедь героя, и все “события” происходят в пространстве его внутреннего мира. В “поэме” угадывается не только жанровая модель сентиментальних путешествий, аллегорических странствий души, но и фольклорних, сказочных скитаний.
Отличительная особенность произведения – богатый и интереснейший аллюзийный и реминисцентный фон. В процессе анализа “поэмы” на этот факт, а также на то, что комментарии к "Петушкам" вдвое и втрое превышают размеры самой поэмы, должно быть обращено особое внимание. Целесообразным представляется выявление общих и отличительных черт в произведении Вен. Ерофеева, поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” и “Путешествии из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева.
В ходе работы определяется функция понятия “юродство” в структуре произведения, выявляется художественно – смысловая роль приема карнавализации.
Подводя итоги работы, необходимо обратить внимание на следующее: Вен. Ерофеев писал поэму, не думая о публикации. Писатель был абсолютно свободен от государственной идеологии, и от сложившихся в литературе условностей. Высокая патетика, библейские цитаты и сентиментальные излияния у него зачастую обрываются грубым словом, нецензурной бранью. Получается удивительный сплав, именуемый ерофеевским стилем. Поэма располагается на границе с другими видами словесности – публицистикой, воспоминаниями, исповедью, частным дневником. Отчасти на этом основании некоторые критики отказывали ей в художественности.
Практическое занятие № 3
ТЕМА: РОМАН М.ХАРИТОНОВА "ЛИНИИ СУДЬБЫ, ИЛИ СУНДУЧОК МИЛАШЕВИЧА" – "КАТАЛОГ САМОЦЕННЫХ МГНОВЕНИЙ, ИЗЪЯТЫХ ИЗ ВРЕМЕНИ И ИСТОРИИ"
План
-
Специфика структурной организации текста романа. Полифонизм произведения.
-
Категория времени в произведении. Романное пространство как символ многогранного восприятия мира.
-
Особенности решения М.Харитоновым судьбы Симеона Милашевича. Создание "философии" героя. Значение авторских комментариев.
-
Идеи Ф.Ницше, экзистенциализма и структурализма в философском пространстве романа. Аллюзийный и реминисцентный фон романа (литературное влияние А.Платонова, В.Набокова, В.Розанова).
-
М.Харитонов "Линии судьбы, или Сундучок Милашевича" и М.Павич "Ящик для письменных принадлежностей": попытка сопоставительного анализа.
Литература
-
Курицын В. Русский литературный постмодернизм . – М., 2001. – 287с.
-
Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. – Екатеринбург. – 1997. – 317с.
-
Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. – СПб., 2000.
-
Мережинская А. Постмодернизм расчищает дорогу для поисков (Мифологизация "своего" и "чужого" в русской прозе 80-90-х годов)// Русская словесность . – 2000. – №1. – С. 1-7; №2.– С. 1-4.
-
Нефагина Г. Постмодернизм // Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х - начала 90-х годов . – Минск, 1998. – С. 151-180.
-
Павич М. Ящик для письменных принадлежностей. – СПб.: Азбука - классика,2001. –387с.
-
Ранчин А. Зыбкий воздух повествования // Новый мир. – 1992. – №12. – С.265-274.
-
Тузова Т. М Экзистенциализм \\ Новейший философский словарь. – Минск, 1998. – С. 835.
-
Фуко М. Слова и вещи. - М., 1977.
-
Харитонов М. Линии судьбы, или Сундучок Милашевича \\ Дружба народов. – 1992 . -№ 1- 2 .
-
Чайковская В. «Линии судьбы» в современной прозе \\ Вопросы литературы. – 1993. – Вып. 4.
Методические рекомендации
В центре романа М.Харитонова – “жизнь идей” провинциального философа и литератора начала века Симеона Милашевича, чьи рассказы являются предметом диссертационного исследования Антона Лизавина. Главное в “философии” Милашевича – мысль о необходимости “обеспечить внутреннюю гармонию и наделить чувством счастья независимо от внешнего устройства жизни” каждого.
Критики отмечают, что в основе построения романа - концепция преодоления времени, “повторяемости всех основных психологических и культурно-исторических коллизий в судьбе России. Не случайно линии судьбы Милашевича повторяются в линиях жизни самого Лизавина, причем подобного рода “повторений” в романе немало.
"Линии судьбы, или Сундучок Милашевича" – полифонический роман, в философском пространстве которого нашла свое отражение целая система философских идей. Это постмодернистский роман, в котором все основные признаки постмодернизма сочетаются с русской традицией поисков духовной почвы, философских ориентиров. В процессе анализа романа названные аспекты должны стать предметом пристального внимания. Представляется целесообразным рекомендовать студентам творческую работу (письменно) на сопоставление романа "Линии судьбы, или Сундучок Милашевича" с романом М. Павича” Ящик для письменных принадлежностей (обратить внимание на специфику русской “версии” постмодернизма).
Практическое занятие № 4 -5
ТЕМА: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МИРА В РОМАНАХ В.ПЕЛЕВИНА "ЧАПАЕВ И ПУСТОТА" И "GENERATION П"
План
-
Краткие сведения о писателе. Жанрово-тематические особенности прозы В. Пелевина.
-
Роман В. Пелевина "Чапаев и Пустота": борхесовский принцип взаимного отображения снов и поиск четырех путей истины в структуре произведения.
-
Система символов и особенности их реализации в романе.
-
Десакрализация восточного мифа о России в романе "Generation П".
-
Модели героев в романах В.Пелевина.
-
Стилевые модификации романов В.Пелевина.
Литература
-
Володихин Д. Виктор Пелевин // Энциклопедия для детей. – Т. 9: Русская литература: Ч.2. ХХ век / Под ред. М.Д. Аксёновой. – М.: Аванта+, 2001. – С.510-511.
-
Генис А. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы // Знамя. – 1995. – № 12. – С. 210-214.
-
Генис Б. Поле чудес Виктора Пелевина // Звезда. – 1997. - № 12.
-
Ермолин Е. Варварская мера: В.Пелевин как знак и знамение // Континент. – 1999. – № 3. – С. 328-345.
-
Липовецкий М. Закон крутизны // Вопросы литературы. – 1991. – № 11-12. С.3-36.
-
Мережинская А. Постмодернизм расчищает дорогу для поисков (Мифологизация "своего" и "чужого" в русской прозе 80-90-х годов)// Русская словесность . – 2000. – №1. – С. 1-7; №2.– С. 1-4.
-
Мяло К. Между Западом и Востоком // Москва. – 1996. – № 11. – С. 58-74.
-
Нефагина Г. Постмодернизм // Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов. – Минск, 1998. – С. 151-164.
-
Павлов М. Generation "П" или "П"Generation // Знамя. – 199. – № 12. – С.204-207.
-
Пелевин В. Чапаев и Пустота.- М., 1997.
-
Якимович А. Эсхатология смутного времени \\ Знамя. – 1991 .- №6.
-
Ямпольский М., Солнцева А.Постмодернизм по-советски \\ Театр. – 1991.- №8. – С. 52.
Методические рекомендации
Проза 70-90-х годов ХХ века мифоцентрична. На миф ориентируются произведения, отражающие разные художественные парадигмы: реалистическую, модернистскую и постмодернистскую, одновременно реализующие себя в литературном процессе последних десятилетий. Это позволяет рассматривать мифоцентричность как важную особенность литературы 70-90-х годов, а шире – как характерную черту литературы ХХ века. Среди писателей новой генерации особый интерес вызывает В. Пелевин: его рассказы, повести, романы – предмет постоянного внимания и оживленных дискуссий критиков.
В. Пелевин – один из тех немногих прозаиков, кто предложил свою трактовку в литературе 80-90-х годов эсхатологического мифа. Показательны в этом плане два его романа – «Чапаев и Пустота» и «Generation П», появление в печати которых было отмечено невиданной популярностью у российских интеллектуалов. Данные произведения наиболее ярко иллюстрируют характерные черты прозы В. Пелевина. Кроме того, в романах представлены возможные модели демифологизации в русской прозе 80-90-х годов, точные символы, дающие возможность «связать» разные планы интерпретации реальности. Как образцы постмодернистской прозы, романы В. Пелевина отражают общее направление поисков в создании новой концепции человека. В таких направлениях нам представляется целесообразным работать над текстами романов на практических занятиях.
Практическое занятие № 6-7
ТЕМА: МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РОМАНА В. МАКАНИНА "АНДЕГРАУНД, ИЛИ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"
План
-
Оценка мирообраза В.Маканина в современной критике. Место писателя в литературе постмодернизма.
-
Метафорическое и философское содержание главного образа произведения – "лаз-коридор".
-
Принципы организации структуры маканинского мирообраза: знаковые, мифологические названия глав романа, сюжетная ситуация, знаковые имена героев.
-
Функция интертекстуальности в романе. Рецепция библейного мифа, "Божественной комедии" Данте и мифа о "маленьком человеке" Гоголя в контексте произведения. Роман В.Маканина как текст-полимсест.
-
Символическое содержание названия романа (от элитарности к прозаизации – отражение логики развития культуры).
Литература
-
Архангельский А. Где сходились концы с концами // Дружба народов. – 1998 - №7.
-
Ванштейн О.В. Постмодернизм: история или язык? // Вопросы философии. – 1993. – № 3. – С. 10-15.
-
Калашникова О.Л. Мифы В.Маканина и культура постмодернизма // Русский язык и литература. – 2002. – № 3. – С. 2-5.
-
Липовецкий М. Расстратные стратегии, или метаморфозы "чернухи" // Новый мир. – 1999. – № 11. – С.185-200.
-
Мережинская А. Ю. Художественная парадигма переходной культурной эпохи. Русская проза 80- 90 – х годов ХХ века. –К., 2001.- 432с.
-
Немзер А. Замечательное десятилетие // Новый мир. – 2002. – № 4. – С.199-219.
-
Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. – М., 1999. – 200 с.
-
Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. – Минск, 2000. – 310 с.
-
Фатеева Н.А. Интертекстуальность и её функции в художественном дискурсе // Изв. АН Литература и язык. – 1997. – Т.56. – № 5. – С. 20-35.
Методические рекомендации
Роман В. Маканина “Андеграунд, или Герой нашего времени, по справедливому замечанию критика А. Архангельського, уже в самом названии как бы сталкивает два разных идеологических мифа: лермонтовский (“герой нашого времени”) и достоевский (“человек из подполья”). Это объясняет наличие двух взаимоисключающих повествовательных принципов, и единственное, что их объединяет, – это форма записок, рассказ от лица главного героя – писатели Петровича. Герой – повествователь является как бы литературной проекцией “судьбы самого автора“. Роман, бесспорно, интересен как иллюстрация определяющих признаков эстетики постмодернизма. Поэтому, анализируя произведение, необходимо обратить внимание на такие положения:
-
особую функцию в романе обретает интертекстуальность как принцип поэтики, делая язык произведения постмодернистским;
-
значимым становится центральный в интертексте В. Маканина образ лаза – коридора как образ экзистенциального пространства жизни человека и человечества;
-
эпатирующая неординарность и типичность отождествлены в названии произведения (“или”), смысл этого отождествления – отражение логики развития культуры;
-
название почти всех глав романа являются знаковыми, мифологическими и обнаруживают принцип построения структуры маканинского мирообраза;
-
мифологизм и интертекстуальность сюжетообразующей ситуации романа;
-
природа знака в романе, ее “ родственность” полимсесту;
-
жанровая специфика романа.
Практическое занятие № 8-9 ТЕМА: РОМАН Т.ТОЛСТОЙ «КЫСЬ» КАК ЯВЛЕНИЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА План
Становление творческой личности Т.Толстой История создания романа «Кысь». Дискуссии в критике Основные черты постмодернистской эстетики в произведении Т.Толстой: деконструкция мифа русской культурной традиции в романе «Кысь»; интертекстуальность и формы ее проявления в дискурсе романа; игровой лингвистический эксперимент в произведении; жанровый код романа «Кысь»; Смысл названия романа Т.Толстой
Задание
-
Подготовить сообщение об основних фактах жизни и творчества Т.Толстой
-
Повторить определение понятий «интертекстуальность», «аллюзия», «реминисценция», «деконструкция», «антиутопи», «дистопия», «дискурс»
-
Выписать из текста романа примеры, иллюстрирующие игровой лингвистический эксперимент в романе
Литература
Основная
-
Агеев А. Роман Т.Толстой «Кысь»: Рецензия // www. agius@mail.ru.
-
Богданова О.В. Филологическая проза, или лингвистический эксперимент в «Кысь» Т.Толстой // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2003. – Сер. 2. – вып. 3. – С. 85 – 101.
-
Боровиков С. Татьянин день // Знамя. – 2003. - № 3. – С. 227 – 228.
-
Вайль П., Генис А. Городок в табакерке: Проза Т.Толстой // Звезда. – 1990. - № 8. – С. 147 – 150.
-
Володина А. Про букву «Ж», американца О’Нила, хищную Кысь и не только… // http: // www. vesti. ru. / 2000 / 10 / 14. html.
-
Давыдова Т.Н. Роман Т.Толстой «Кысь»: проблемы, образы героев, жанр, повествование // Русская словесность. – 2002. - № 6. – С. 25 – 32.
-
Данилкин Л. Рецензия на «Кысь» Татьяны Толстой // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.
-
Елисеев Н. Кысь, Брысь, Русь… // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.
-
Ерохина М., Соловьева О. Семантические интерпретации в романе Татьяны Тостой «Кысь» // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.
-
Иванова Н. И птицу паулин изрубить на каклеты // Знамя. – 2001. –№3. – С. 219-221.
-
Кабанова О. Роман Т.Толстой «Кысь»: Рецензия // Известия. – 2000. – 31 окт. – С. 21 – 25.
-
Коростелева Т. В лесах, где живет «Кысь» // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.
-
Кузьминский Б. Ретроантиутопия Татьяны Толстой // www. russ. ru / krug / vybor. html.
-
Курицын В. Роман Т.Толстой «Кысь»: Рецензия // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.
-
Курицын В. Четверо из поколения дворников и сторожей // Урал. – 1990. - № 5. – С. 170 – 182.
-
Ладохин П. Кыш, Кысь, кыш… // Русская словесность. – 2002. - № 1. – С. 39 – 41.
-
Лебедев Артемий. Татьяна Толстая. Интервью // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.
-
Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – В 2-х т. – Т. 2: 1968 – 1990. – М.: ACADEMIA, 2003. – 688 с.
-
Липовецкий М. Изживание смерти: специфика русского постмодернизма // Новый мир. – 2000. - № 6. – С. 194-205.
-
Липовецкий М. Контекст мифологии творчества (Татьяна Толстая) // Поэтика русского постмодернизма: Монография, 1999. – 496с.
-
Литвинова Н. Досужие размышления праздного читателя // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.
-
Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. Николюкина А.Н. – М., 2000. – 430 с.
-
Лотман Ю. Внутри мыслящих миров (человек – текст – семиосфера – история). – М., 1996. – 302 с.
-
Мережинская А. Русский литературный постмодернизм: Художественная специфика. Динамика развития. Актуальные проблемы изучения: Учебное пособие. – К.: Логос, 2004. – 234 с.
-
Немзер А. Азбука как азбука: Татьяна Толстая надеется обучить грамоте всех буратин // www. guelman / ru / slava / kis/ inolex. html.
-
Ольшанский Д. Что житие твое, пес смердящий? //www. guelman / ru / slava / kis/ inolex. html.
-
Парамонов Б. Застой как культурная форма: О Т.Толстой // Звезда. – 2000. - № 4. – С. 234 – 238.
-
Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. – 1040 с.
-
Пронина А.В. Наследство цивилизации. О романе Т. Толстой «Кысь» // Русская словесность. – 2002. – №6. – С. 31-32.
-
Рабинович Е. Роман Т.Толстой «Кысь»: Рецензия // www. guelman. ru / slava / kis / index. html.
-
Рубинштейн Л. Рецензия на «Кысь»Татьяны Толстой // http: // itogi. ru. / paper 2000. nsf / Article / Itogi. html.
-
Рыжова О. Дачница из литературного шоу: О творчестве писательницы Т.Н.Толстой // Литературная Газета. – 20004. – 19 – 25 мая (№ 19). – С.11.
-
Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 608 с.
-
Славникова О. Пушкин с маленькой буквы? // Новый мир. – 2001. – №3. – С. 177-183.
-
Толстая Т.Н. Литература – это разговор с ангелами: Беседа с писательницей Т.Н.Толстой / Записала Ольга Кабанова // Известия. – 2000. – 14 янв. – С. 10.
-
Тух Б. Первая десятка русской литературы. – М.: Эксмо, 2000. – 397с.
-
Шафранская Э.Ф. Роман Т.Толстой «Кысь»: Мифологическая концепция // Русская словесность. – 2002. - № 1. – С. 36 – 39.
Дополнительная
-
Бахнов Л. Человек со стороны // Знамя. – 1988. - № 7. – С. 226 – 228.
-
Беньяш Е. Дунин сарафан // Дружба народов. – 2001. - № 1. – С. 214 – 216.
-
Ванштейн О. Постмодернизм: история или язык? // Вопросы философии. – 1993. - № 3. – С. 2-8.
-
Вайль П., Генис А. Принцип матрешки // Новый мир. – 1989. - № 10. – С. 248. Гальцева Р., Роднянская И. Помеха – человек: Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. – 1988. - № 12. – С. 217-230.
-
Ильин И. Общая характеристика постмодернизма // Всесвітня література в навчальних закладах України. – 2002. - № 6. – С. 9-10.
-
Козуб Г. Постмодернизм как явление современной культуры // Всесвітня література та культура. – 2002. - № 4. – С. 48-49.
-
Невзглядова Е. Эта прекрасная жизнь: О рассказах Т.Толстой // Аврора. – 1986. - № 10. – С. 111 – 120.
-
Новиков М. Тайфуны с ласковыми именами: Сестры Толстые и новая сентиментальная проза // Ex libris ЛГ. – 1999. – 21 янв. – С. 3.
-
Парамонов Б. Русская история оправдала себя в литературе // www. guelman / ru / slava / kis/ inolex. html.
Практическое занятие № 10
ТЕМА: Тенденции развития современной постмодернистской драматургии
(на примере пьес Н.Садур «Чудная баба» и «Панночка»)
План
-
Н Садур– продолжатель культурных, философских, нравственных традицийотечественной прозы и драматургии
-
Специфика драматического конфликта в пьесах Садур
-
Экзистенциальное мироощущение персонажей драматурга.
-
Нравственный выбор героев Садур, поиск героями ответов на главные вопросы бытия
-
«Перевернутость» понятий зло-добро, верх-низ, свет-тьма, божий мир-хаос.
-
Взаимосвязь мифологического и реалистического.
-
Пьеса «Панночка» пьеса-ремейк; гоголевские традиции в пьесе
-
Жанровая специфика пьес Садур.
Литература
Основная
-
Васильева М. Так сложилось // Дружба народов. – М., 1998. - № 4. – С. 208-217
-
Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века: учебное пособие. – М., Флинта, 2005. – С.180 –195
-
Злобина А. Драма драматургии // Новый мир. – 1998. – № 3. – С.23 –28
-
Кучерова Н.А. Нравственно-философские проблемы в драматургии 80-90-х годов // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста. – Бийск, 2002. – Вып. 7, ч. 1. – C. 128-132
-
Накопление зла: «Мерзавцы тоже плачут», – считает прозаик и драматург Нина Садур / Беседовала Вайзер Т. // Литературная газета. – 1999. – № 4.– C. 12
-
Розов В. Пьесы Нины Садур // Садур Н. Чудная баба: Пьесы. – М., 1989. – С. 314-318
-
Садур Н. Догадка о народе // Вопросы литературы. – 2001. – № 2. – С. 182-185.
-
Садур Н. Мне всегда нравились ущербные люди // Книжное обозрение. – М., 2000. – № 43. – C. 5
-
Солнцева А. Квартира на первом этаже, или Страшные сказки Нины Садур // Огонек – М., 1998. – № 2. – С. 58-61
-
Старченко Е.В. Пьесы Н.В. Коляды и Н.Н. Садур в контексте драматургии 1980-90-х годов. Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2005.
-
Театр Нины Садур // Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 т. – Т. 2. – М.: «Академия», 2003.– С. 516-520
Дополнительная
-
Тихомирова Е. «Звуком слова я укрощаю эти стихии...» // Октябрь. – М., 1996.–- № 4. – С. 168-175
-
Цунский И. Технология мистического // Современная драматургия. – 1998. – № 2. – С. 172-178.
-
Четина Е.М. Художественное своеобразие и особенности проблематики философской драмы Нины Садур // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. – Тверь, 1992.– С. 171-172.
-
Четина Е.М. Художественное своеобразие и особенности проблематики философской драмы Нины Садур // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. – Тверь, 1992. – С.171-172
-
Яблоки для королевы. С прозаиком и драматургом Ниной Садур беседует корреспондент Мария Сетюкова // Литературная газета. – М., 1995. – 8 марта - № 10. – С. 5
Художественные тексты для обязательного чтения
-
Битов А. Азарт, или Неизбежность ненаписанного. Оглашенные. Пушкинский дом.
-
Бродский И. Форма времени: стихотворения, эссе, пьесы.
-
Буйда Ю. Борис и Глеб. Ермо.
-
Галковский Д. Бесконечный тупик.
-
Гореев З. Мультипроза.
-
Ерофеев Вен. Вальпургиева ночь, или Шаги Командора. Диссиденты, или Фанни Каплан. Москва-Петушки.
-
Ерофеев Вик. Жизнь с идиотом. Тело Анны, или Конец русского авангарда. Русская красавица. Мужчины.
-
Жолковский А. НРЗБ: Рассказы.
-
Иртеньев И. Елка в Кремле: Стихи.
-
Искренко Н. Или: Стихи и тексты. Референдум.
-
Кенжеев Б. Гражданская лирика. Иван безуглов: мещанский роман. Портрет художника в юности.
-
Кибиров Т. Парафразис: Книга стихов. Интимная лирика. Стихи о любви: Альбом-портрет.
-
Кисина Ю. видение жира (роман).
-
Коркия В. черный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили: Паратрагедия.
-
Королев А. Голова Гоголя. Гений местности. Эрон.
-
Кривулин В. Иордань. Обращение: Стихотворения.
-
Курицын В. Поэтово счастье: Оксюморон. Сухие грозы: Зона мерцания.
-
Нарбикова В. Избранное, или Шепот шума. Около эколо. "…и путешествие".
-
Некрасов Вс. Справка. Из неопубликованного (стихи).
-
Пелевин В. Девятый сон Веры Павловны. Омон Ра. Жизнь насекомых. Чапаев и Пустота. GENERATION "П". ДПП (нн). Ананасная вода для Прекрасной Дамы
-
Петрушевская Л. Мужская зона: Кабаре.
-
Попов Е. Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину. Лоскутное одеяло. Накануне накануне. Подлинная история "Зеленого музыканта".
-
Пригов Д. Стихи. Слезы геральдической души: стихи. Пятдесят капелек крови: Сборник поэтических и графических работ. Черный пес.
-
Пьецух В. Государственное дитя. Новая московская философия. Ночные бдения с Иоганном Гете.
-
Радов Е. Змеесос.
-
Рубинштейн Л. Маленькая ночная серенада. Мама мыла раму. Регулярное письмо.
-
Соколов Саша. Палисандрия. Школа для дураков.
-
Сорокин В. Очередь. Тридцатая любовь Марины. Лед. Путь Бро. Сахарный Кремль. Метель.
-
Терц Абрам. Прогулки с Пушкиным.
-
Толстая Т. Сюжет. Кысь.
-
Харитонов М. Возвращение ниоткуда. Линии судьбы, или Сундучок Милашевича.
-
Щербина Т. Жизнь без. Исповедь шпиона. Нешопеновский этюд.
-
Юганов И. Телеги и гномы.
-
Яркевич И. Два писателя. Как я и как меня: Роман-трилогия. Солженицын, или Голос из подполья.
-
Смотрите также:
Поэтика романа А. Битова "Пушкинский дом"
196.11kb.
1 стр.
Средства репрезентации концепта «дом» в русском и немецком языках (на материале романа А. Г. Битова «Пушкинский дом» иего немецкоязычного перевода) >10. 02. 01 русский язык 10. 02. 19 теория языка
289.66kb.
1 стр.
Андрей Битов. "Пушкинский дом как постмодернистский роман". Спецкурс "Постмодернизм в русской литературе". Работу над важнейшим своим произведением, романом «Пушкинский дом»
57.3kb.
1 стр.
Поэтика романа-монтажа (на материале американской, немецкой и русской литератур)
347.01kb.
1 стр.
История / Выдающиеся сотрудники прошлых лет
761.58kb.
5 стр.
Поэтика французского Нового Романа
652.01kb.
4 стр.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в двадцати томах. Том первый
450.41kb.
3 стр.
Публикации преподавателей Нового гуманитарного института за 2007 г
62.09kb.
1 стр.
Поэтика д. Хармса
289.49kb.
1 стр.
В москве состоялась премьера киноальманаха «Astra, I love You» Москва. 28 февраля 2012 года в кинотеатре «Пушкинский»
20.84kb.
1 стр.
Материалы к некоторым семинарским вопросам Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри
52.07kb.
1 стр.
Современная литература: поэтика и нравственная философия краснодар 2010 ббк 83. 3 (3): 87. 7 С овременная литература: поэтика и нравственная философия
4291.14kb.
16 стр.
|
|