Главная
страница 1страница 2страница 3






УТВЕРЖДАЮ

Врио начальника Главного управления

МЧС России по Республике Карелия

полковник

С.А. Шугаев

« » июля 2011 г.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ

РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
ПО СРОЧНОМУ ЗАХОРОНЕНИЮ ТРУПОВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

г. Петрозаводск

2011 г.


№ п/п

Содержание

Стр.

1.

Общие положения……………………………………………………………….

3

2


Основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов людей в военное время …………………………………………………………………...

4


2.1.

Заблаговременное определение мест возможных захоронений ……………..

4

2.1.1.

Общие сведения о местах и видах захоронения ……………………………..

4

2.1.2.

Основные принципы выбора земельного участка для размещения места захоронения ……………………………………………………………………...

5


2.1.3

Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выборе мест для захоронения ……………………………………………………………………..

5


2.2.

Создание запасов средств для проведения срочного захоронения трупов в военное время …………………………………………………………………...

7


2.3.

Создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий но срочному захоронению трупов ……………………………………………………………

8


2.4.

Организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил ……………………………………………………………………………

10


2.4.1.

Организация и порядок проведения захоронений трупов ……………………

10

2.4.2.

Гигиенические требования при организации захоронений …………………

11

2.4.3.

Определение потребного количества сил и среда для проведении работ по срочному захоронению погибших ……………………………………………..

12


2.4.4.

Требования к проведению уничтожения трупов животных ………………...

14

2.4.5.

Захоронение трупов животных в земляных ямах …………………………….

14

2.4.6.

Порядок проведения сжигания трупов животных ……………………………

16

3.

Организация санитарно-эпидемиологического надзора ……………………

17




Приложение 1. Нормативные правовые и организационно-методические документы по вопросам организации мероприятий по захоронению трупов в военное время, при крупных авариях и катастрофах, терактах……..

19





Приложение 2. Примерное положение о спасательной службе по захоронению трупов в военное время …………………………………………

20





Приложение 3. Перечень средств защиты органов дыхания от трупного запаха личного состава формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время ……………………………………...

23





Приложение 4. Корешок медицинского свидетельства о смерти к форме 32 № 106/у-98 …………………………………………………………………..

24





Приложение 5. Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник 34 (биотермическую яму) ………………………………………………………….

26




1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации предназначены для руководителей муниципальных образований, а также руководителей служб и организаций1, а также их работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Методические рекомендации по организации мероприятий по захоронению трупов в военное время (далее — Методические рекомендации) определяют основные принципы планирования, подготовки, проведения и обеспечения срочного захоронения людей и животных, погибших в ходе военных действий или вследствие этих действий, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», другими законами и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Спасательная служба по захоронению трупов в военное время создается руководителем муниципального образования, и утверждается соответствующим Постановлением (Распоряжением) главы муниципального образования.

Спасательная служба по захоронению трупов в военное время включает в себя органы управления службы и силы (формирования для проведения срочного захоронения трупов), а также осуществляют контроль и организацию мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время в ходе военных действий или вследствие этих действий, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Финансирование мероприятий по захоронению трупов в военное время осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
2. Основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются2:

заблаговременное определение мест возможных захоронений;

создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;

организация санитарно-эпидемиологического надзора.
2.1. Заблаговременное определение мест возможных захоронений
2.1.1. Общие сведения о местах и видах захоронения
Решение о создании мест захоронения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.3

Существуют следующие виды захоронений трупов или останков умерших — путем предания:

земле (захоронение в могилу);

огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом); воде.

Захоронение в воде возможно при следующих обстоятельствах: когда гибель (смерть) произошла на судне, находящемся в открытом море, и доставка тел на берег или их сохранение на судне в соответствии с нормами санитарной безопасности невозможны или чрезвычайно затруднены;

при отсутствии возможности принять меры к доставке умерших на судне, находящемся в открытом море, в ближайший населенный пункт, где тела могут быть помещены в надлежащие условия, в том числе с использованием морской авиации, а также при отсутствии или невозможности использования судовых средств консервации и охлаждения, в том числе запаивания в металлические герметичные гробы или контейнеры, допускается погребение в море.

Местами захоронения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли для захоронения тел (останков) погибших (умерших), в том числе для захоронения урн с прахом погибших (умерших) (пеплом после сожжения тел (останков) погибших (умерших), далее — прах).
2.1.2. Основные принципы выбора земельного участка для размещения места захоронения
Выбор земельного участка для размещения места захоронения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения4.

Места захоронения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

Не разрешается проводить захоронения на территориях:

1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источники водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;

2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;

4) со стоянием грунтовых вод более двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.

Создание новых мест захоронений, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Размер земельного участка для захоронения определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, а также с учетом вместимости уже имеющихся кладбищ, но не может превышать сорока гектаров.
2.1.3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выборе мест для захоронения

Заблаговременное определение мест возможных захоронений производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки следующих факторов5:

санитарно-эпидемиологической обстановки;

градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории;

геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных; почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению;

эрозионного потенциала и миграции загрязнений;

транспортной доступности.

Участок, отводимый под захоронение, должен удовлетворять следующим требованиям:

иметь уклон в сторону, противоположенную от населенного пункта, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей;

не затопляться при паводках;

иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в 2,5 м от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше 2,5 м от поверхности земли участок может быть использован лишь для размещения кладбища для погребения после кремации;

иметь сухую, пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже, с влажностью почвы в пределах 6—18%.

Места возможных захоронений должны размещаться на расстоянии:

от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов;

от водозаборных сооружений централизованного источники водоснабжения населения не менее 1000 м с подтверждением достаточности расстояния расчетами поясов зон санитарной охраны водоисточника и времени фильтрации.

В сельских населенных пунктах, пользующихся колодцами, каптажами, родниками и другими природными источниками водоснабжения, при планировании размещения мест возможных захоронений выше по потоку грунтовых вод санитарно-защитная зона между предполагаемым местом захоронения и населенным пунктом обеспечивается в соответствии с результатами расчетов очистки грунтовых вод и данными лабораторных исследований.

Колумбарии и стены скорби для захоронения урн с прахом погибших следует размещать на специально выделенных участках земли. Допускается размещение колумбариев и стен скорби за пределами мест возможных захоронений, на обособленных участках земли на расстоянии не менее 50 м от жилых зданий, территорий лечебных, детских, образовательных, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения населения.

Выбор участков и отвод территории под места возможных захоронений осуществляются главным архитектором города совместно с представителями органов жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с

представителями санитарно-эпидемиологической и экологической служб и утверждаются решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления на основании генеральных планов развития поселений.

При отводе участка площадью, превышающей 40 га, когда градостроительная ситуация требует большей площади, участок следует членить на зоны, разделенные зоной моральной защиты (далее — ЗМЗ) так, чтобы каждая зона не превышала площадь 40 га и могла функционировать как самостоятельное место захоронения.

Располагать в ЗМЗ захоронения, в том числе и после кремации, не разрешается.

Ширину ЗМЗ между зонами рекомендуется принимать не менее 40 м.
2.2. Создание запасов средств для проведения срочного захоронения трупов в военное время
Создание и накопление материально-технических средств для проведения срочного захоронения трупов и средств обеззараживания производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на соответствующих территориях в составе запасов для нужд гражданской обороны исходя из прогнозируемых объемов работ по срочному захоронению трупов.

Примерная номенклатура запасов необходимых для осуществления срочного захоронения трупов:

средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания для персонала формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время;

запасы гробов (материалов для изготовления гробов);

мешки паталогоанатомические; дезинфецирующие вещества (хлорная известь); горюче смазочные материалы (для транспортного обеспечения).

В мирное время создаются запасы гробов (материалов для изготовления гробов) и паталогоанатомических мешков из расчета 30% от прогнозируемых безвозвратных потерь, запасы дезинфицирующих средств применяемых для массовых захоронений из расчета 40% от прогнозируемых потерь (10% средств может быть использовано для проведения противоэпидемических мероприятий в местах первоначального нахождения погибших). Для восполнения текущих потребностей в ходе непосредственного осуществления мероприятий по захоронению трупов в военное время заблаговременно (в мирное время) должны быть заключены договора ни поставку средств необходимых для осуществления срочного захоронения трупов в объеме соответствующем прогнозируемым потерям.

Оснащение формирований техникой и имуществом осуществляется организацией на базе которой создается и функционирует данное формирование.

Исходя из планируемого объема работ по срочному захоронению трупов необходимо учитывать возможность привлечения дополнительных

технических средств из других организаций, в особенности это касается землеройной техники (экскаваторов) и транспортных средств, на которых будет осуществляться транспортировка трупов к месту захоронения.
2.3. Создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов
Формирования, предназначенные для захоронения трупов в военное время, представляют собой структуры, входящие в состав спасательной службы по захоронению трупов муниципального образования, созданные на нештатной основе, оснащенные техникой, оборудованием, снаряжением и материалами, подготовленные для проведения комплекса мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях мирного времени в составе сил гражданской обороны и сил единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Формирования, предназначенные для захоронения трупов в военное время, создаются специализированными ритуальными службами (организациями) из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций специализированных ритуальных организаций, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Перечень специализированных ритуальных служб (организаций), независимо от форм собственности, создающих формирования, предназначенные для захоронения трупов в военное время, разрабатывается, утверждается и доводится до соответствующих руководителей организаций органами местного самоуправления.

Формирования, предназначенные для захоронения трупов в военное время, создают специализированные ритуальные службы (организации), соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

размещение специализированной ритуальной организации вблизи категорированных городов, а также населенных пунктов с плотностью населения 500 и более человек на 1 кв. км.;

размещение специализированной ритуальной организации вблизи заранее определенных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации безопасных районов, предназначенных для принятия эвакуируемого населения.

Формирования, предназначенные для захоронения трупов в военное время, создаются для:

сбора трупов;

осуществления доставки трупов к месту захоронения;

осуществления доставки к месту захоронения гробов (герметичных

пакетов или контейнеров) со складов;

проведения обеззараживания и захоронения трупов.

Состав и структуру формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время, определяют соответствующие органы местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства и Положением о спасательной службе по захоронению трупов муниципального образования, исходя из возложенных на них задач по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

Состав, структура и оснащение создаваемых формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время, согласовываются с территориальными органами МЧС России в установленном порядке.

Деятельность этих формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения, планам действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы МЧС России осуществляют методическое руководство и контроль за созданием формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время, разрабатывают с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации примерную организационно-штатную структуру и рекомендации по нормам оснащения формирований специальной техникой и имуществом.

Координацию деятельности формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время, осуществляют территориальные органы МЧС России и органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления.

Подготовка и обучение формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время, осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с учетом организационно-методических указаний МЧС России, а также нормативно-правовыми актами Ростехнадзора и других органов, отвечающих за создание, подготовку и обеспечение аварийно-спасательных формирований на предприятиях и объектах. Примерные программы обучения формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время, утверждаются МЧС России.


2.4. Организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил

следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации для руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций республики карелия по выполнению мероприятий гражданской обороны по срочному захоронению трупов в военное время
554.79kb.
3 стр.
Методические рекомендации по организации мероприятий по срочному захоронению
463.2kb.
3 стр.
Методические рекомендации по выполнению мероприятий по срочному
366.52kb.
1 стр.
Методические рекомендации «Осуществление мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время в муниципальных образованиях Курганской области»
278.23kb.
1 стр.
Методические рекомендации (для органов местного самоуправления, объектов экономики и организаций) организация и проведение
375.11kb.
1 стр.
Закон города москвы о наделении органов местного самоуправления муниципальных
130.82kb.
1 стр.
Закон города москвы о наделении органов местного самоуправления муниципальных
142.05kb.
1 стр.
Закон города москвы о наделении органов местного самоуправления муниципальных
131.6kb.
1 стр.
Методические рекомендации по оформлению наградных документов при представлении
1666.36kb.
6 стр.
Методические рекомендации и материалы по обучению работников организаций и населения основам защиты от террористических актов
191.09kb.
1 стр.
Закона Республики Казахстан «о гражданской обороне»
88.16kb.
1 стр.
Методические рекомендации органам исполнительной власти области, органам местного самоуправления городских округов
903.1kb.
3 стр.