Главная
страница 1

Рабочая программа по Истории России XX - начала XXI вв. (9 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «История России XX - начала XXI вв.» составлена на основе Федеральной примерной программы по истории 2005 г. (Вестник образования. - №3. - 2005) и рассчитана на 45 часов.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы для учебных тем, впервые введенных в программу:

Данилов А. А., Косулина В. Г. История России XX - начала XXI века. Учебник. - М.: Просвещение, 2006.

Данилов А. А., Косулина В. Г. «Рабочая тетрадь по истории России XX - начала XXI века». - М.: Просвещение, 2006.

Данилов А. А., Косулина В. Г. Поурочные разработки к учебнику «История России XX века». - М.: Просвещение, 2004.

Методические рекомендации к учебнику «История Отечества XX век» / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2000.

Зуев, М. Н. История России для школьников и поступающих в вузы / М. Н. Зуев. - М.:



Дрофа, 2003.

Ивашко, М. И. История в таблицах и схемах. - М.: Материк - Альфа, 2005.

Кузьменко, А. Ф. Тематические схемы по истории России XX век. - М.: Владос, 2002.

«Материалы ЕГЭ» - 2003-2006 годы.

Карты изучаемого периода.

Электронные средства обучения.



В рабочей программе нашли отражение все изменения по исключенному для изучения материалу и введенному для изучения впервые, внесены дополнения к установленной форме плана в виде перечня понятий, отрабатываемых на уроках.

Главной целью реализации данной программы является обеспечение знаний всем обучающимся на базовом уровне, ориентация способных к гуманитарному образованию на повышенном уровне через элективный курс, подготовка к участию в олимпиадах разных уровней.

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.






Тема


Тип урока


Кол-во часов


Элементы содержания образования


Элементы дополнительного содержания


Основные понятия


Знания, умения


Измерители и формы контроля


Домашнее задание


Дата проведения

Тема 1. Россия в 1900-1917 гг. (12 часов)


1

Российская империя на рубеже веков и ее место

в мире

Урок изучения нового

материала

1


Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже Х1Х-ХХ вв.




Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация


Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала XX в.;

сравнивать темпы и характер модернизации в России

и других странах


Эвристичес-

кая беседа


§1, вопросы и задания, словарь





2

Экономическое развитие России в начале XX в.



Комбиниро-

ванный



1



Экономическое развитие страны в начале XX в. Политика модернизации сверху. Государственный капитализм. Формирова-

ние

монополии. Иностранный капитал в России.

С. Ю.Витте





Многоукладная экономика, монополистический капитализм



Называть характерные черты экономического развития в начале века, показывать на карте промышленные центры


Составление плана-конс-

пекта



§2, вопросы, задания, словарь, документ






3

Входная контрольная работа




1

Обобщение и систематизация знаний учащихся










Тестирование







4

Политическое развитие: новые веяния и старые подходы



Комбини-

рованный


1


Политическое развитие страны в начале XX в. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Революционные партии

их программы




Политическая система, гражданское общество


Называть характерные черты самодержавия


Тест


§3, вопросы, задания, словарь





5

Внешняя политика. Русско-

японская война

Комбини-

рованный

1


Россия в международных отношениях начала XX в. Русско-японская война,

ее влияние на российское общество



Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация


Называть основные направления внешней политики,

хронологические рамки войны; при

чины и характер

воины; поражение

и его последствия;

полководцев и участников войны;

называть и показывать по карте основные сражения


Алгоритм военных действий, контурная карта


§5, вопросы, задания,

словарь, документ





6

Первая российская революция

Изучение

нового

материала



1



Революция 1905-1907 гг.

Причины, характер.

«Кровавое воскресенье».

Возникновение Советов.

Восстание в армии и на

флоте.

Всероссийская политическая стачка.

Вооруженное восстание

в Москве




«Зубатовский социализм»,

революция, движущие

силы революции

Излагать причины

и последствия революции; систематизировать причины

и итоги революции

в виде таблицы


Алгоритм революцион-

ных

событий

§6, вопросы,

задания,

словарь,

документы, даты




7

Изменения

в политической системе

Российской

империи



Комбини-

рованный


1



Политические течения

и партии.

Манифест 17 октября.

Государственная Дума.

Новые политические течения и партии.

Оформление либеральных партий.

Монархическое и черносотенное движения




Конституционная монархия, парламент, политическая партия, программа

партии, тактика, социалисты, либералы, консерваторы


Объяснять значение

понятия парламентаризм; сравнивать

программные установки либеральных

партий, составлять

схему «Система

центрального

управления в Российской империи

в 1906-1917 гг.»,

соотносить названия партий и имена их лидеров


Составление

схем, таблиц,

работа с документом


§7, вопросы,

задания,

словарь,

документы, таблица





8

Реформы

Столыпина:

«тихая революция»


Комбини-

рованный


1

Аграрная реформа.

Промышленный подъем





Отруб, хутор, кооперация

Называть альтернативы общественного развития

в 1906 г.; составлять

таблицу «Аграрная

реформа и ее результаты»



Сообщения,

составление

таблиц



§8, вопросы,

задания,

словарь,

документы, таблица,

схема





9

Россия в Первой мировой войне


Интегриро-

ванный

урок



1

Россия в Первой мировой войне



Антанта, Тройственный союз, военные планы,

военные операции,

Брусиловский прорыв


Называть основные направления

внешней политики,

называть хронологические рамки

войны; называть и показывать на карте места военных сражений, линии фронтов; составлять алгоритм военных действий


Алгоритм военных действий,

контурная карта

§9, вопросы,

задания,

документ,

таблица





10

На пути

к 1917 г.


Интегриро-

ванный

урок



1

Кризис режима.

Нарастание социально-

экономических и политических противоречий.

Угроза национальной

катастрофы





Кризис власти, «министерская чехарда», правительство «народного

доверия», радикализа-

ция общества, революционное оборончество,

пораженчество, пацифизм


Излагать суждения

о последствиях

войны для российского общества.

Описывать условия

жизни людей в период войны



Составление

развернутого

плана



§10, вопросы,

задания,

словарь,

документ





11

«Серебряный

век» русской

культуры


Урок - путешествие


1


Культура России в на

чале XX в.





Ренессанс, декаданс,

импрессионизм, модерн,

символизм, акмеизм,

футуризм

Называть выдающихся представителей и достижения российской

культуры


Сообщения,

творческие

задания, эссе


§11, вопросы,

задания,

словарь,

документ,

таблица





12

Урок повторения и

обобщения знаний






1













Семинар

«Итоги развития России

в начале XX в.»








Тема 2. Россия 1917-1927 гг. (9 часов)


13

Россия революционная


Повтори-

тельно-обоб-щающий урок


1


Причины революционного начала века, сходство и отличия всех революционных событий. Итоги революций, последствия для исторического развития





Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Возможные альтернативы развития. В. И.Ленин


Уметь разбираться в причинах, типах революций. Знать основные революционные события 1-й, 2-й революций. Уметь спрогнозировать последующие события в России


Проверка работ в тетрадях


Рабочая тетрадь с. 16,35,41





14

Начало Гражданской войны


Комбинированный урок


1


Причины Гражданской войны. Этапы войны. Противодействующие силы. Планы, программы, мероприятия





Военная интервенция. Исторические личности войны. Итоги войны


Знать понятие «Гражданская война». Владеть показом по карте. Уметь сравнивать войну с другими гражданскими войнами в истории


Фронтальный


§14;рабочая тетрадь с. 49





15

Гражданская война: основные события, организаторы действий


Изучение нового материала


1


Поэтапные события войны. Перестройка на военный лад (обоих движений). Особенности каждого этапа





Иностранная интервенция


Знать этапы и ключевые события (Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Польша, фронты Красной Армии)


Выборочная проверка заполнения таблицы


§15





16

Экономическая политика в годы войны


Лекция


1


Политика «Военного коммунизма». Аграрные и другие программы Деникина, Юденича, Врангеля







Усвоить сущность политики военного коммунизма, проводить сравнение экономических политик, их влияние на итоги войны


Тестовый конкурс информации о личностях войны


§16-17





17

Социально-политический и экономический кризис 1920-1921 гг. Переход к нэпу


Лекция с элементами практической работы


1


Причины перехода к нэпу. Решения Х съезда РКП(б). План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики.

Итоги и противоречия нэпа





Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г.


Ознакомиться и усвоить «язык нэпа». Знать сущность нэпа (экономическую, политическую, социальную). Уметь сравнивать нэп с другими экономическими политиками


Экспресс - опрос


§18





18

Политика большевиков в области национально-

государст-

венного строительства


Комбинированный


1


Предпосылки объединения социалистических республик. Подготовка и этапы объединения. Основные документы





Конституция 1924г.


Разбираться и давать оценку точкам зрения о принципах построения государства. Знать исходящие документы образования СССР


Фронталь-

ный опрос


§19





19

Дискуссия о путях построения социализма. Борьба за власть у большевиков


Работа с учебником. Лекция


1


Проекты. Построения социализма. Борьба вокруг них





И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий, Г. Е.Зиновьев, Н. И. Бухарин


Усвоить понятие «социализм»


Понятийный блок


Записи в тетрадях; §20





20

Коренные изменения в духовной жизни


Работа в группах


1


Борьба с неграмотностью. Творцы «Серебряного века» в Советской России. Эмиграция. Начало «Нового искусства»





Ликбез, волна эмиграции, «Сменовеховство»


Разбираться в направлениях перестройки образования, во взаимоотношениях власти и интеллигенции, власти и церкви, изменениях психологии людей

Вопросы к параграфу


§22





21

Итоги развития России в 1917-1927 гг.


Контроль-

ный урок.

1














Письменная работа с альтернативой - защита рефератов по заранее данной тематике







Тема 3. Сталинская модернизация России (7 часов)


22

Индустриализация в СССР

Лекция

1

Цели, задачи, особенности индустриали зации. Источники индустриализации. Методы индустриализации.




Индустриализация, Стахановцы, «Великий перелом», Большой скачок.

Делать сравнительный анализ этапов индустриализации в России. Знать хронологию и содержание этапов индустриализа-

ции

Фронтальный опрос

§23




23

Коллективизация

Лекция

1

Цели, задачи, особенности коллективизации




Коллективизация, кулак, бедняк, середняк. Ликвидация кулачества как класса

Усвоить цели и задачи «нового курса» в деревне. Уметь делать оценку раскулачивания и политики к беднейшим и середняцким слоям. Сформировать оценку итогов «нового» деревенского курса.


Вопросы и задания к лекции и параграфу

§24




24

Власть партийно-

государствен-ного

аппарата.

Формирование

культа личности

Сталина


Лабораторная

работа


1


Структурные звенья

советской тоталитарной системы ВКП(б) -

ядро модели





Идеологиза-

ция

тоталитаризма.

Карательная система.

Оппозиция.

Массовые репрессии.

Культ личности


Уметь соотносить события по данной проблеме с двадцатыми

годами и современностью.

Знать этапы установления тоталитарной

модели


Защита лабораторных

исследований

§25





25

Коренные изменения в духовной

жизни общества



Дискуссия


1


Достижения науки

и техники.

Метод социалистического реализма.

Утверждение марксистско-ленинской идеологии






«Культурная революция».

Идеологиза-

ция



Знать достижения

культуры данного периода.

Использовать знания

для формирования

собственных суждений

о происшедших переменах


Сообщения



§26






26

СССР в системе

международных

отношений

в 20-30-е гг.


Лекция

1

Внешнеполитический

курс в 20-30-е гг.

Вступление в Лигу наций.

Попытки создания системы коллективной

безопасности.

Советско-германский

пакт 1939-1941 гг.





Советская внешнеполитическая доктрина 30-х гг.



Владеть понятиями:

полоса не признания

и процесс признания

СССР;

Коминтерн и антифашистский фронт;

Мюнхен 1938 г.

План - тезисы,

лекции


§27




27

Сталинская модернизация России



Контроль-

ный урок.

1














Письменная работа с альтернативой - защита рефератов по заранее данной тематике







Тема 4. Великая Отечественная война (5 часов)


28

Начало Великой

Отечественной

войны


Семинарс-

кое

занятие


1


СССР накануне войны.

Мероприятия по укреплению обороноспо

собности и границ.

Нападение Германии.

Провал «Молниеносной войны»





Советская доктрина.

«Внезапность»

нападения.

Молниеносная

война.

Превентивные удары.

План «Барбаросса»


Уметь соотнести событие со всеобщей историей данного периода.

Знать фактический

и хронологический материал первого периода

Великой Отечественной войны


Информа

ционно-

аналитичес

кие

сообщения


§29,30;

дополни

тельная

литература

учащихся





29

Коренной перелом

в ходе Великой

Отечественной

войны



Семинар-

ское

занятие


1


Начало коренного перелома (Сталинград).

Завершение перелома

(Курск).

Тегеранская конференция




«Странная» война на Западе.

Широкомасштабное наступление

немцев на Юге.

Сталинская доктрина наступления на всех

фронтах


Знать фактический

и хронологический материал.

Владеть показом и чтением карты.

Высказывать суждения



Информа

ционно-

аналитичес-

кие

сообщения



§30,32;

дополни

тельные

источники

(самосто-ятельно)





30

Освобождение советской территории.

Завершающий

этап войны.

СССР в антигитлеровской коалиции



Семинарс-

кое

занятие


1


Военно-стратегическая

обстановка к 1941 г.

«10 сталинских» ударов по врагу.

Берлинская операция.

Военные действия

против Японии



Советские полководцы и организаторы военных

операций

(И. В. Сталин,

Г. К. Жуков)

Ялта. Потсдам


Знать фактический

и хронологический материал.

Владеть показом и чтением карты.

Высказывать суждения


Информационно-

аналитичес

кие

сообщения


§34, дополни-

тельные

источни-

ки





31

Итоги Великой

Отечественной

войны.

Источники и цена победы


Семинарс-

кое

занятие


1


Советский тыл в годы

войны.

Советский народ в годы

Великой Отечествен

ной войны





ВПК. Национальное богатство

Владеть фактами великого подвига народа.

Уметь дать оценку роли

СССР во Второй мировой войне


Информационно-

аналитичес-

кие

сообщения



§31, дополнитель-

ные

источни-

ки





Тема 5. Советский Союз в послевоенный период 1945-1953 гг. (2 часа)


32

Послевоенное восстановление экономики СССР


Комбинированный урок


1


Цена людских и материальных потерь. Экономические дискуссии. Источники и ход восстановления





Репарации. Репатриации, национальное богатство. ВПК


«Экономические проблемы построения социализма в СССР»


Вопросы параграфа


§35





33

Идеологические кампании конца 1940-х-начала 1950-х гг.


Лекция


1


Властные перестройки. Кампании: «врагов народа»; «Ленинградское дело»; «дело врачей»; «дело космополитов»





«Железный занавес». Кибернетика. Идеологические процессы. Номенклатура


«Железный занавес» -знать сущность понятия. Уметь делать сравнение о роли государства в развитии культуры в 1920-1930-е и 1940-1950-е гг.


Экспресс- опрос


Дополнительный материал и §36-37





Тема 6. СССР в 1953 - середине 60-х годов XX в. (2 часа)


34

Н. С. Хрущёв. Попытки реформирования политической системы


Лекция


1


Курс на десталиниза-цию, разоблачение культа личности. «Курс на построение коммунизма»





«Оттепель». «Культ личности»


Знать решение XX съезда КПСС, краткое содержание новой программы КПСС


Тестирование


Выборки из §39,41





35

Внешняя политика 1945-1946 гг.


Работа в группах


1


Причины и содержание «холодной войны». Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия





«Холодная война». Три направления внешней политики - Мораторий, Варшавский договор, Венгерский и Карибский кризисы


Владеть групповым методом изучения темы, разделять по целям и задачам два послевоенных периода внешней политики


Оценка групповой работы


§38,42





Тема 7. СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. XX в. (3 часа)


36

Л. И.Брежнев. Усиление консервативных тенденций в экономическом развитии и политической системе


Комбинированный урок


1


Усиление позиций партгосноменклатуры. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. Конституция 1977 г.





Стагнация. Диссидент, коррупция и теневая экономика. Кризис советской системы


Знать и владеть понятиями: период стагнации, «развитой социализм». «Золотой век партгосноменклатуры»


Вопросы параграфа


Выборка из §43- 44,45





37

Политика разрядки. Надежды и результаты


Дискуссия


1


Внешнеполитическая доктрина СССР в 60-е гг. «Доктрина Брежнева». Горячие точки планеты, место в них СССР





«Пражская весна». «Солидарность». Афганская война. Кризис социалистической системы


Уметь ориентироваться в смене курсов внешней политики


Подготовка рефератов


§46





Тема 8. Советское общество в 1985-1991 гг. (3 часа)


38

М.С.Горбачёв. Переход к политике перестройки


Лекция


1


Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Переход к рыночной экономике





Понятия «перестройка», «ускорение», программа «500 дней»


Знать этапы плана перестройки, разбираться в противоречиях и неудачах «ускорения»


Тезисы


Выборка из §47-49





39

Демократия политической жизни


Изучение нового материала


1


Реформа политической системы. Формирование многопартийности





Гласность, президентство. Разделение властей. Союзный договор


Уметь соотнести изменения с предыдущими преобразованиями. Давать им оценку


Составление сложного плана


§47-49





40

Новое политическое мышление


Семинарское занятие


1


Смена курса внешней политики. Разблокирование региональных конфликтов. Распад мировой системы социализма





Биполярный, однополярный мир. Политика разоружения


Разбираться в причинах завершения «холодной войны» и основных положениях новой внешнеполитической доктрины


Тестирова-

ние


§50





Тема 9. Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХI вв. (5 часов)


41

Российская экономика на пути к рынку. Политическая жизнь


Лекция


1


Экономические реформы 1992-93 гг. Структурная перестройка промышленности. Дефолт 1998 г., его последствия

Август 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенной России. Конституция 1993 г. Российский парламентаризм. Б.Н.Ельцин




Приватизация. Ваучеризация. Шоковая терапия. Дефолт. Путч. ГКЧП. Электорат. Институт президентства.


Уметь разбираться в особенностях рыночном и плановой экономики, знать особенности рынка в России. Понимать причины и сущность политических кризисов 1991 и 1993 гг. Уметь сравнивать политические системы РСФСР и СССР,


Сообщения. Лдабораторное исследование


§51

52-54 (выборки)




42-43

Россия на пороге

нового XXI века.

Россия в мировом

сообществе

Комбиниро

ванный

урок


1


В. В. Путин.

Курс на укрепление

государственности,

гражданского согласия,

экономический подъем

и социальную стабильность.

Приоритеты внешней

политики РФ на рубеже

ХХ-ХХI вв.

Новая концепция

внешней политики





Новые государственные символы.

Послание Федеральному собранию.

Терроризм, борьба с ним

Геополитика

СНГ. Концепции

внешней политики 1945-2006 гг.



Ознакомиться с основными направлениями

политики В. В. Путина.

Знать основные преобразования.

Усвоить новое геополитическое положение

России, ее место в мире,

новый стиль международной политики

Тесты

§56, §55






44

Культурная жизнь

современной России

Урок

защиты

проектов



1

Исторические условия

развития культуры.

Основные направления





Разобраться в понятиях:

«концептуализм»,

«постмодернизм»,

«публицистика»,

«ностальгия», «элитная

и массовая культура»


Подготовка

проектов



§53





45

СССР – Россия – вторая половина XX- начало XXI века.



Контроль-

ный урок.

1













Письменная работа с альтернативой - защита рефератов по заранее данной тематике










Смотрите также:
Программа по Истории России XX начала XXI вв. (9 класс ) Пояснительная записка Рабочая программа курса «История России XX начала XXI вв.»
336.66kb.
1 стр.
Программа по курсу «История России XX начала XXI вв.» (11 класс)
443.41kb.
1 стр.
Программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России»
88.53kb.
1 стр.
Программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство»
89.61kb.
1 стр.
Программа для вступительного экзамена по
1299.03kb.
10 стр.
Программа XVII научной конференции корееведов России и стран СНГ 28 марта (четверг) Зал Ученого совета 10. 00 10. 40
123.45kb.
1 стр.
История России с древнейших времен до начала XXI века
2937.77kb.
15 стр.
Рабочая учебная программа По Новейшей истории Зарубежных стран. XX начало XXI в
135.92kb.
1 стр.
Пояснительная записка программа составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень). Используется технология модульного обучения
321.99kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Всеобщая история и история России XX- начало XXI века» на 2010/2011 учебный год для 11 класса
142.28kb.
1 стр.
Тематическое планирование по истории 6 кл. (28 часов-история средних веков;32 часа история России с древнейших времён до к. XVI в.; Нрк-10 часов) Пояснительная записка Рабочая программа по истории для 5-9 класс
320.32kb.
1 стр.
О роли, месте и назначении Министерства культуры в России начала XXI века. (Размышления ветерана Министерства культуры.) Понько Алексей Дмитриевич
287.43kb.
1 стр.