№
|
Тема
|
Тип урока
|
Кол-во часов
|
Элементы содержания образования
|
Элементы дополнительного содержания
|
Основные понятия
|
Знания, умения
|
Измерители и формы контроля
|
Домашнее задание
|
Дата проведения
|
Тема 1. Россия в 1900-1917 гг. (12 часов)
|
1
|
Российская империя на рубеже веков и ее место
в мире
|
Урок изучения нового
материала
|
1
|
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже Х1Х-ХХ вв.
|
|
Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация
|
Показывать на карте территорию Российской империи, называть особенности процесса модернизации в России начала XX в.;
сравнивать темпы и характер модернизации в России
и других странах
|
Эвристичес-
кая беседа
|
§1, вопросы и задания, словарь
|
|
2
|
Экономическое развитие России в начале XX в.
|
Комбиниро-
ванный
|
1
|
Экономическое развитие страны в начале XX в. Политика модернизации сверху. Государственный капитализм. Формирова-
ние
монополии. Иностранный капитал в России.
С. Ю.Витте
|
|
Многоукладная экономика, монополистический капитализм
|
Называть характерные черты экономического развития в начале века, показывать на карте промышленные центры
|
Составление плана-конс-
пекта
|
§2, вопросы, задания, словарь, документ
|
|
3
|
Входная контрольная работа
|
|
1
|
Обобщение и систематизация знаний учащихся
|
|
|
|
Тестирование
|
|
|
4
|
Политическое развитие: новые веяния и старые подходы
|
Комбини-
рованный
|
1
|
Политическое развитие страны в начале XX в. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Революционные партии
их программы
|
|
Политическая система, гражданское общество
|
Называть характерные черты самодержавия
|
Тест
|
§3, вопросы, задания, словарь
|
|
5
|
Внешняя политика. Русско-
японская война
|
Комбини-
рованный
|
1
|
Россия в международных отношениях начала XX в. Русско-японская война,
ее влияние на российское общество
|
|
Агрессия, аннексия, гегемония, контрибуция, эскалация
|
Называть основные направления внешней политики,
хронологические рамки войны; при
чины и характер
воины; поражение
и его последствия;
полководцев и участников войны;
называть и показывать по карте основные сражения
|
Алгоритм военных действий, контурная карта
|
§5, вопросы, задания,
словарь, документ
|
|
6
|
Первая российская революция
|
Изучение
нового
материала
|
1
|
Революция 1905-1907 гг.
Причины, характер.
«Кровавое воскресенье».
Возникновение Советов.
Восстание в армии и на
флоте.
Всероссийская политическая стачка.
Вооруженное восстание
в Москве
|
|
«Зубатовский социализм»,
революция, движущие
силы революции
|
Излагать причины
и последствия революции; систематизировать причины
и итоги революции
в виде таблицы
|
Алгоритм революцион-
ных
событий
|
§6, вопросы,
задания,
словарь,
документы, даты
|
|
7
|
Изменения
в политической системе
Российской
империи
|
Комбини-
рованный
|
1
|
Политические течения
и партии.
Манифест 17 октября.
Государственная Дума.
Новые политические течения и партии.
Оформление либеральных партий.
Монархическое и черносотенное движения
|
|
Конституционная монархия, парламент, политическая партия, программа
партии, тактика, социалисты, либералы, консерваторы
|
Объяснять значение
понятия парламентаризм; сравнивать
программные установки либеральных
партий, составлять
схему «Система
центрального
управления в Российской империи
в 1906-1917 гг.»,
соотносить названия партий и имена их лидеров
|
Составление
схем, таблиц,
работа с документом
|
§7, вопросы,
задания,
словарь,
документы, таблица
|
|
8
|
Реформы
Столыпина:
«тихая революция»
|
Комбини-
рованный
|
1
|
Аграрная реформа.
Промышленный подъем
|
|
Отруб, хутор, кооперация
|
Называть альтернативы общественного развития
в 1906 г.; составлять
таблицу «Аграрная
реформа и ее результаты»
|
Сообщения,
составление
таблиц
|
§8, вопросы,
задания,
словарь,
документы, таблица,
схема
|
|
9
|
Россия в Первой мировой войне
|
Интегриро-
ванный
урок
|
1
|
Россия в Первой мировой войне
|
|
Антанта, Тройственный союз, военные планы,
военные операции,
Брусиловский прорыв
|
Называть основные направления
внешней политики,
называть хронологические рамки
войны; называть и показывать на карте места военных сражений, линии фронтов; составлять алгоритм военных действий
|
Алгоритм военных действий,
контурная карта
|
§9, вопросы,
задания,
документ,
таблица
|
|
10
|
На пути
к 1917 г.
|
Интегриро-
ванный
урок
|
1
|
Кризис режима.
Нарастание социально-
экономических и политических противоречий.
Угроза национальной
катастрофы
|
|
Кризис власти, «министерская чехарда», правительство «народного
доверия», радикализа-
ция общества, революционное оборончество,
пораженчество, пацифизм
|
Излагать суждения
о последствиях
войны для российского общества.
Описывать условия
жизни людей в период войны
|
Составление
развернутого
плана
|
§10, вопросы,
задания,
словарь,
документ
|
|
11
|
«Серебряный
век» русской
культуры
|
Урок - путешествие
|
1
|
Культура России в на
чале XX в.
|
|
Ренессанс, декаданс,
импрессионизм, модерн,
символизм, акмеизм,
футуризм
|
Называть выдающихся представителей и достижения российской
культуры
|
Сообщения,
творческие
задания, эссе
|
§11, вопросы,
задания,
словарь,
документ,
таблица
|
|
12
|
Урок повторения и
обобщения знаний
|
|
1
|
|
|
|
|
Семинар
«Итоги развития России
в начале XX в.»
|
|
|
Тема 2. Россия 1917-1927 гг. (9 часов)
|
13
|
Россия революционная
|
Повтори-
тельно-обоб-щающий урок
|
1
|
Причины революционного начала века, сходство и отличия всех революционных событий. Итоги революций, последствия для исторического развития
|
|
Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Возможные альтернативы развития. В. И.Ленин
|
Уметь разбираться в причинах, типах революций. Знать основные революционные события 1-й, 2-й революций. Уметь спрогнозировать последующие события в России
|
Проверка работ в тетрадях
|
Рабочая тетрадь с. 16,35,41
|
|
14
|
Начало Гражданской войны
|
Комбинированный урок
|
1
|
Причины Гражданской войны. Этапы войны. Противодействующие силы. Планы, программы, мероприятия
|
|
Военная интервенция. Исторические личности войны. Итоги войны
|
Знать понятие «Гражданская война». Владеть показом по карте. Уметь сравнивать войну с другими гражданскими войнами в истории
|
Фронтальный
|
§14;рабочая тетрадь с. 49
|
|
15
|
Гражданская война: основные события, организаторы действий
|
Изучение нового материала
|
1
|
Поэтапные события войны. Перестройка на военный лад (обоих движений). Особенности каждого этапа
|
|
Иностранная интервенция
|
Знать этапы и ключевые события (Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Польша, фронты Красной Армии)
|
Выборочная проверка заполнения таблицы
|
§15
|
|
16
|
Экономическая политика в годы войны
|
Лекция
|
1
|
Политика «Военного коммунизма». Аграрные и другие программы Деникина, Юденича, Врангеля
|
|
|
Усвоить сущность политики военного коммунизма, проводить сравнение экономических политик, их влияние на итоги войны
|
Тестовый конкурс информации о личностях войны
|
§16-17
|
|
17
|
Социально-политический и экономический кризис 1920-1921 гг. Переход к нэпу
|
Лекция с элементами практической работы
|
1
|
Причины перехода к нэпу. Решения Х съезда РКП(б). План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики.
Итоги и противоречия нэпа
|
|
Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г.
|
Ознакомиться и усвоить «язык нэпа». Знать сущность нэпа (экономическую, политическую, социальную). Уметь сравнивать нэп с другими экономическими политиками
|
Экспресс - опрос
|
§18
|
|
18
|
Политика большевиков в области национально-
государст-
венного строительства
|
Комбинированный
|
1
|
Предпосылки объединения социалистических республик. Подготовка и этапы объединения. Основные документы
|
|
Конституция 1924г.
|
Разбираться и давать оценку точкам зрения о принципах построения государства. Знать исходящие документы образования СССР
|
Фронталь-
ный опрос
|
§19
|
|
19
|
Дискуссия о путях построения социализма. Борьба за власть у большевиков
|
Работа с учебником. Лекция
|
1
|
Проекты. Построения социализма. Борьба вокруг них
|
|
И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий, Г. Е.Зиновьев, Н. И. Бухарин
|
Усвоить понятие «социализм»
|
Понятийный блок
|
Записи в тетрадях; §20
|
|
20
|
Коренные изменения в духовной жизни
|
Работа в группах
|
1
|
Борьба с неграмотностью. Творцы «Серебряного века» в Советской России. Эмиграция. Начало «Нового искусства»
|
|
Ликбез, волна эмиграции, «Сменовеховство»
|
Разбираться в направлениях перестройки образования, во взаимоотношениях власти и интеллигенции, власти и церкви, изменениях психологии людей
|
Вопросы к параграфу
|
§22
|
|
21
|
Итоги развития России в 1917-1927 гг.
|
Контроль-
ный урок.
|
1
|
|
|
|
|
Письменная работа с альтернативой - защита рефератов по заранее данной тематике
|
|
|
Тема 3. Сталинская модернизация России (7 часов)
|
22
|
Индустриализация в СССР
|
Лекция
|
1
|
Цели, задачи, особенности индустриали зации. Источники индустриализации. Методы индустриализации.
|
|
Индустриализация, Стахановцы, «Великий перелом», Большой скачок.
|
Делать сравнительный анализ этапов индустриализации в России. Знать хронологию и содержание этапов индустриализа-
ции
|
Фронтальный опрос
|
§23
|
|
23
|
Коллективизация
|
Лекция
|
1
|
Цели, задачи, особенности коллективизации
|
|
Коллективизация, кулак, бедняк, середняк. Ликвидация кулачества как класса
|
Усвоить цели и задачи «нового курса» в деревне. Уметь делать оценку раскулачивания и политики к беднейшим и середняцким слоям. Сформировать оценку итогов «нового» деревенского курса.
|
Вопросы и задания к лекции и параграфу
|
§24
|
|
24
|
Власть партийно-
государствен-ного
аппарата.
Формирование
культа личности
Сталина
|
Лабораторная
работа
|
1
|
Структурные звенья
советской тоталитарной системы ВКП(б) -
ядро модели
|
|
Идеологиза-
ция
тоталитаризма.
Карательная система.
Оппозиция.
Массовые репрессии.
Культ личности
|
Уметь соотносить события по данной проблеме с двадцатыми
годами и современностью.
Знать этапы установления тоталитарной
модели
|
Защита лабораторных
исследований
|
§25
|
|
25
|
Коренные изменения в духовной
жизни общества
|
Дискуссия
|
1
|
Достижения науки
и техники.
Метод социалистического реализма.
Утверждение марксистско-ленинской идеологии
|
|
«Культурная революция».
Идеологиза-
ция
|
Знать достижения
культуры данного периода.
Использовать знания
для формирования
собственных суждений
о происшедших переменах
|
Сообщения
|
§26
|
|
26
|
СССР в системе
международных
отношений
в 20-30-е гг.
|
Лекция
|
1
|
Внешнеполитический
курс в 20-30-е гг.
Вступление в Лигу наций.
Попытки создания системы коллективной
безопасности.
Советско-германский
пакт 1939-1941 гг.
|
|
Советская внешнеполитическая доктрина 30-х гг.
|
Владеть понятиями:
полоса не признания
и процесс признания
СССР;
Коминтерн и антифашистский фронт;
Мюнхен 1938 г.
|
План - тезисы,
лекции
|
§27
|
|
27
|
Сталинская модернизация России
|
Контроль-
ный урок.
|
1
|
|
|
|
|
Письменная работа с альтернативой - защита рефератов по заранее данной тематике
|
|
|
Тема 4. Великая Отечественная война (5 часов)
|
28
|
Начало Великой
Отечественной
войны
|
Семинарс-
кое
занятие
|
1
|
СССР накануне войны.
Мероприятия по укреплению обороноспо
собности и границ.
Нападение Германии.
Провал «Молниеносной войны»
|
|
Советская доктрина.
«Внезапность»
нападения.
Молниеносная
война.
Превентивные удары.
План «Барбаросса»
|
Уметь соотнести событие со всеобщей историей данного периода.
Знать фактический
и хронологический материал первого периода
Великой Отечественной войны
|
Информа
ционно-
аналитичес
кие
сообщения
|
§29,30;
дополни
тельная
литература
учащихся
|
|
29
|
Коренной перелом
в ходе Великой
Отечественной
войны
|
Семинар-
ское
занятие
|
1
|
Начало коренного перелома (Сталинград).
Завершение перелома
(Курск).
Тегеранская конференция
|
|
«Странная» война на Западе.
Широкомасштабное наступление
немцев на Юге.
Сталинская доктрина наступления на всех
фронтах
|
Знать фактический
и хронологический материал.
Владеть показом и чтением карты.
Высказывать суждения
|
Информа
ционно-
аналитичес-
кие
сообщения
|
§30,32;
дополни
тельные
источники
(самосто-ятельно)
|
|
30
|
Освобождение советской территории.
Завершающий
этап войны.
СССР в антигитлеровской коалиции
|
Семинарс-
кое
занятие
|
1
|
Военно-стратегическая
обстановка к 1941 г.
«10 сталинских» ударов по врагу.
Берлинская операция.
Военные действия
против Японии
|
|
Советские полководцы и организаторы военных
операций
(И. В. Сталин,
Г. К. Жуков)
Ялта. Потсдам
|
Знать фактический
и хронологический материал.
Владеть показом и чтением карты.
Высказывать суждения
|
Информационно-
аналитичес
кие
сообщения
|
§34, дополни-
тельные
источни-
ки
|
|
31
|
Итоги Великой
Отечественной
войны.
Источники и цена победы
|
Семинарс-
кое
занятие
|
1
|
Советский тыл в годы
войны.
Советский народ в годы
Великой Отечествен
ной войны
|
|
ВПК. Национальное богатство
|
Владеть фактами великого подвига народа.
Уметь дать оценку роли
СССР во Второй мировой войне
|
Информационно-
аналитичес-
кие
сообщения
|
§31, дополнитель-
ные
источни-
ки
|
|
Тема 5. Советский Союз в послевоенный период 1945-1953 гг. (2 часа)
|
32
|
Послевоенное восстановление экономики СССР
|
Комбинированный урок
|
1
|
Цена людских и материальных потерь. Экономические дискуссии. Источники и ход восстановления
|
|
Репарации. Репатриации, национальное богатство. ВПК
|
«Экономические проблемы построения социализма в СССР»
|
Вопросы параграфа
|
§35
|
|
33
|
Идеологические кампании конца 1940-х-начала 1950-х гг.
|
Лекция
|
1
|
Властные перестройки. Кампании: «врагов народа»; «Ленинградское дело»; «дело врачей»; «дело космополитов»
|
|
«Железный занавес». Кибернетика. Идеологические процессы. Номенклатура
|
«Железный занавес» -знать сущность понятия. Уметь делать сравнение о роли государства в развитии культуры в 1920-1930-е и 1940-1950-е гг.
|
Экспресс- опрос
|
Дополнительный материал и §36-37
|
|
Тема 6. СССР в 1953 - середине 60-х годов XX в. (2 часа)
|
34
|
Н. С. Хрущёв. Попытки реформирования политической системы
|
Лекция
|
1
|
Курс на десталиниза-цию, разоблачение культа личности. «Курс на построение коммунизма»
|
|
«Оттепель». «Культ личности»
|
Знать решение XX съезда КПСС, краткое содержание новой программы КПСС
|
Тестирование
|
Выборки из §39,41
|
|
35
|
Внешняя политика 1945-1946 гг.
|
Работа в группах
|
1
|
Причины и содержание «холодной войны». Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия
|
|
«Холодная война». Три направления внешней политики - Мораторий, Варшавский договор, Венгерский и Карибский кризисы
|
Владеть групповым методом изучения темы, разделять по целям и задачам два послевоенных периода внешней политики
|
Оценка групповой работы
|
§38,42
|
|
Тема 7. СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. XX в. (3 часа)
|
36
|
Л. И.Брежнев. Усиление консервативных тенденций в экономическом развитии и политической системе
|
Комбинированный урок
|
1
|
Усиление позиций партгосноменклатуры. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. Конституция 1977 г.
|
|
Стагнация. Диссидент, коррупция и теневая экономика. Кризис советской системы
|
Знать и владеть понятиями: период стагнации, «развитой социализм». «Золотой век партгосноменклатуры»
|
Вопросы параграфа
|
Выборка из §43- 44,45
|
|
37
|
Политика разрядки. Надежды и результаты
|
Дискуссия
|
1
|
Внешнеполитическая доктрина СССР в 60-е гг. «Доктрина Брежнева». Горячие точки планеты, место в них СССР
|
|
«Пражская весна». «Солидарность». Афганская война. Кризис социалистической системы
|
Уметь ориентироваться в смене курсов внешней политики
|
Подготовка рефератов
|
§46
|
|
Тема 8. Советское общество в 1985-1991 гг. (3 часа)
|
38
|
М.С.Горбачёв. Переход к политике перестройки
|
Лекция
|
1
|
Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Переход к рыночной экономике
|
|
Понятия «перестройка», «ускорение», программа «500 дней»
|
Знать этапы плана перестройки, разбираться в противоречиях и неудачах «ускорения»
|
Тезисы
|
Выборка из §47-49
|
|
39
|
Демократия политической жизни
|
Изучение нового материала
|
1
|
Реформа политической системы. Формирование многопартийности
|
|
Гласность, президентство. Разделение властей. Союзный договор
|
Уметь соотнести изменения с предыдущими преобразованиями. Давать им оценку
|
Составление сложного плана
|
§47-49
|
|
40
|
Новое политическое мышление
|
Семинарское занятие
|
1
|
Смена курса внешней политики. Разблокирование региональных конфликтов. Распад мировой системы социализма
|
|
Биполярный, однополярный мир. Политика разоружения
|
Разбираться в причинах завершения «холодной войны» и основных положениях новой внешнеполитической доктрины
|
Тестирова-
ние
|
§50
|
|
Тема 9. Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХI вв. (5 часов)
|
41
|
Российская экономика на пути к рынку. Политическая жизнь
|
Лекция
|
1
|
Экономические реформы 1992-93 гг. Структурная перестройка промышленности. Дефолт 1998 г., его последствия
Август 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенной России. Конституция 1993 г. Российский парламентаризм. Б.Н.Ельцин
|
|
Приватизация. Ваучеризация. Шоковая терапия. Дефолт. Путч. ГКЧП. Электорат. Институт президентства.
|
Уметь разбираться в особенностях рыночном и плановой экономики, знать особенности рынка в России. Понимать причины и сущность политических кризисов 1991 и 1993 гг. Уметь сравнивать политические системы РСФСР и СССР,
|
Сообщения. Лдабораторное исследование
|
§51
52-54 (выборки)
|
|
42-43
|
Россия на пороге
нового XXI века.
Россия в мировом
сообществе
|
Комбиниро
ванный
урок
|
1
|
В. В. Путин.
Курс на укрепление
государственности,
гражданского согласия,
экономический подъем
и социальную стабильность.
Приоритеты внешней
политики РФ на рубеже
ХХ-ХХI вв.
Новая концепция
внешней политики
|
|
Новые государственные символы.
Послание Федеральному собранию.
Терроризм, борьба с ним
Геополитика
СНГ. Концепции
внешней политики 1945-2006 гг.
|
Ознакомиться с основными направлениями
политики В. В. Путина.
Знать основные преобразования.
Усвоить новое геополитическое положение
России, ее место в мире,
новый стиль международной политики
|
Тесты
|
§56, §55
|
|
44
|
Культурная жизнь
современной России
|
Урок
защиты
проектов
|
1
|
Исторические условия
развития культуры.
Основные направления
|
|
|
Разобраться в понятиях:
«концептуализм»,
«постмодернизм»,
«публицистика»,
«ностальгия», «элитная
и массовая культура»
|
Подготовка
проектов
|
§53
|
|
45
|
СССР – Россия – вторая половина XX- начало XXI века.
|
Контроль-
ный урок.
|
1
|
|
|
|
|
Письменная работа с альтернативой - защита рефератов по заранее данной тематике
|
|
|