Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предполагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Основные цели и задачи курса:
-дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
-сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
-воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;
-воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
-связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
2. Уметь:
-давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа.
№ п/п
|
Наименование разделов и тем урока
|
Всего
часов
|
НРК
|
Требования к уровню подготовки
|
Дата
|
Коррекция
|
|
Раздел №1
Общая физическая география России.
|
29
|
Знать:
Географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
Причины обуславливающие разнообразие природы нашей Родины.
Уметь:
Давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа.
|
|
Тема №1
Географическое положений
|
2
|
Знать:
Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственная граница.
|
1
|
Место России на карте мира.
|
1
|
|
|
|
|
2
|
Часовые пояса.
П.Р. № 1 Характеристика ГП России.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 2
Исследование территории России
|
2
|
Знать:
Основные понятия: Мангазия, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.
Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беренг, А. Чириков, С. Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В.Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. Докучаев, Н.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.
|
3
|
Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.
П.Р. № 2 Решение задач на определение поясного времени.
|
1
|
|
|
|
|
4
|
Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 3
Геологическое строение и рельеф.
|
4
|
Знать:
Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.
Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.
|
5
|
Геологическое летоисчисление.
|
1
|
|
|
|
|
6
|
Крупные тектонические формы.
|
1
|
|
|
|
|
7
|
Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы.
|
1
|
|
|
|
|
8
|
Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил.
П.Р. № 3 Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 4
Климат и погода
|
7
|
Знать:
Основные понятия: солнечная радиация, коэффециент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.
Персоналии: А.И. Воейков.
|
9
|
Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России.
|
1
|
|
|
|
|
10
|
Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.
|
1
|
|
|
|
|
11
|
Особенности климата России.
П.Р. № 4 Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.
|
1
|
|
|
|
|
12
|
Погода.
|
1
|
|
|
|
|
13
|
Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны).
|
1
|
|
|
|
|
14
|
Климат и погода и их влияние на хозяйственную деятельность людей.
|
1
|
|
|
|
|
15
|
П.Р. № 5 Определение состояния погоды по синоптической карте.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 5
Моря и внутренние воды.
|
7
|
Знать:
Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низовые болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.
Персоналии: В. Беринг, Г.И. Невельской.
|
16
|
Моря, окружающие территорию России.
|
1
|
|
|
|
|
17
|
Воды суши, их виды.
|
1
|
|
|
|
|
18
|
Реки России.
|
1
|
|
|
|
|
19
|
Важнейшие озера, их происхождение.
|
1
|
|
|
|
|
20
|
П.Р. № 6 Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования.
|
1
|
|
|
|
|
21
|
Ледники.
|
1
|
|
|
|
|
22
|
Многолетняя мерзлота.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 6
Почвы
|
2
|
Знать:
Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.
Персоналии: В.В. Докучаев.
|
23
|
Почва, ее состав, строение, свойства.
|
1
|
|
|
|
|
24
|
Закономерности распределения почв.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 7
Природные зоны.
|
5
|
Знать:
Основные понятия: ПТК, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.
Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.
|
25
|
Природные и природно-территориальные комплексы.
|
1
|
|
|
|
|
26
|
Арктические пустыни.
|
1
|
|
|
|
|
27
|
Смешанные и широколиственные леса.
|
1
|
|
|
|
|
28
|
Высотная поясность.
П.Р. №7 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.
|
1
|
|
|
|
|
29
|
Ресурсы растительного и животного мира.
П.Р. № 8 Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов.
|
1
|
|
|
|
|
|
Раздел №2
Крупные природные районы России.
|
33
|
|
|
Тема №1
Островная Арктика
|
1
|
|
30
|
Мир арктических островов.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема №2
Восточно-Европейская (Русская) равнина
|
4
|
Знать:
Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.
|
31
|
Физико-географическое положение территории.
|
1
|
|
|
|
|
32
|
Климатические условия и их благоприятность для жизни человека.
|
1
|
|
|
|
|
33-34
|
Природная зональность на равнине.
|
2
|
|
|
|
|
|
Тема № 3
Кавказ
|
2
|
Знать:
Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.
|
35
|
Особенности географического положения региона.
|
1
|
|
|
|
|
36
|
Структура высотной поясности гор.
П.Р. № 9 (тр.) Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 4
Урал
|
3
|
Знать:
Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.
Персоналии: А.Е. Ферсман.
|
37
|
Урал – каменный пояс России.
|
1
|
|
|
|
|
38
|
Особенности климата региона.
|
1
|
|
|
|
|
39
|
Структура высотной поясности.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 4.1. География своего края. Челябинская область
|
10
|
Знать:
Особенности ГП своей области; особенности форм рельефа и закономерности распределения полезных ископаемых. Памятники природы на территории области.
|
40
|
ГП Челябинской обалсти и Саткинского района. Топонимика.
|
1
|
|
|
|
|
41
|
Рельеф.
П.Р. № 10 ГП Челябинской области.
|
1
|
|
|
|
|
42
|
Минеральные ресурсы.
|
1
|
|
|
|
|
43
|
Климат Челябинской области. Агроклиматические ресурсы.
|
1
|
|
|
|
|
44
|
Внутренние воды и водные ресурсы челябинской области и Саткинского района.
|
1
|
|
|
|
|
45
|
Природные зоны Челябинской области.
|
1
|
|
|
|
|
46
|
Природные комплексы. Биологические ресурсы.
|
1
|
|
|
|
|
47
|
Экология и охрана природы.
П.Р. №11 Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
|
1
|
|
|
|
|
48
|
Памятники природы. Особо охраняемые территории.
|
1
|
|
|
|
|
49
|
Обобщение знаний по темам География своего края. Челябинская область.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 5
Западно - Сибирская равнина
|
3
|
Знать:
Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.
|
50
|
Молодая плита и особенности формирования рельефа.
|
1
|
|
|
|
|
51
|
Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды.
|
1
|
|
|
|
|
52
|
Краткая характеристика зон.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 6
Средняя Сибирь
|
2
|
Знать:
Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигон, бугры пучения, гидролакколиты.
|
53
|
Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем.
|
1
|
|
|
|
|
54
|
Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 7
Северо - Восток Сибири.
|
3
|
Знать:
Основные понятия: омоложенные горы, складчато-глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный) лед, неледь.
Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.
|
55
|
Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке.
|
1
|
|
|
|
|
56
|
Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом.
|
1
|
|
|
|
|
57
|
Контрольная работа за курс географии «Природа России»
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 8
Горы Южной Сибири
|
4
|
Знать:
Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.
Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.
|
58
|
Разнообразие тектонического строения и рельефа.
|
1
|
|
|
|
|
59
|
П.р. № 12 (тр.) Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железнорудных месторождений Алтая.
|
1
|
|
|
|
|
60
|
Контрастность климатических условий.
|
1
|
|
|
|
|
61
|
Высотная поясность.
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема № 9
Дальний Восток
|
5
|
Знать:
Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.
Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н.М. Пржевальский, Г.И. Невельской, А. Лаперуз.
|
62
|
Геология и тектоника территории.
|
1
|
|
|
|
|
63
|
Климатические контрасты севера и юга.
|
1
|
|
|
|
|
64-65
|
Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу.
|
2
|
|
|
|
|
66
|
П.Р. №13 (тр.) Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.
|
1
|
|
|
|
|
|
Раздел № 3
Природа и человек
|
2
|
Знать:
Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.
|
67
|
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий.
|
1
|
|
|
|
|
|
68
|
Роль географии в современном мире.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|