Главная
страница 1
http://nauka.zinet.info/13/butyrina.php

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ РЫНКОВ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

 Бутырина В.Н., Трифонова А.С.



Украина, г. Симферополь,

Таврический национальный университет им. В.ИВернадского

 

The main tasks of the National Commission of state regulating of financial market in Ukraine are shown. Also a characteristic of this Commission is given before and after using an administrative reform.

 

Несмотря на наличие государственных регуляторов в сфере финансового рынка, во время финансового кризиса финансовый сектор Украины понес существенные потери. В «Зеленой книге» специалисты НБУ утверждают, что причины возникновения кризиса не были связаны с финансовым сектором. А в Украине влияние мирового кризиса обусловило ограничение доступа к рынкам капиталов, снижение интересов инвесторов к стране. Вместе с тем, снижение спроса и цен на экспортную продукцию украинских производителей привело к потере рынков сбыта, уменьшению объемов экспортной продукции и падению производства. Отрицательное сальдо финансового счета платежного баланса Украины стало причиной снижения предложения иностранной валюты на внутреннем рынке. Рост недоверия к банковской системе и существенные девальвационные ожидания оказали негативное влияние на стабильность национальной валюты [1]. Но пагубных последствий можно было бы избежать при эффективной работе регуляторов в сфере финансовых услуг. Таким образом, результаты финансового кризиса обусловили необходимость реформирования государственного регулирования естественных монополий, в т.ч. в сфере рынков финансовых услуг, путем обеспечения унифицированного подхода к регулированию порядка их формирования и деятельности. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (далее - Нацкомфинуслуг) является основным регулятором в сфере рынков финансовых услуг. На страховом рынке ей присущи определенные полномочия и функции, она является основным регулятором и органом надзора. В Законе Украины «О финансовых услугах и регулировании рынков финансовых услуг» государственное регулирование отождествляется с надзором и регулированием. Но в Решении Конституционного Суда Украины от 10.12.08 г. утверждается, что Нацкомфинуслуг на страховом рынке выполняет две основные функции: регуляторную и функцию надзора. Сущность регуляторной функции состоит в выдаче Нацкомфинуслуг нормативно-правовых актов, закрепляющих права и обязательства субъектов страховой деятельности. Функция надзора состоит в контроле за соблюдением установленных нормативов, требований к формированию уставного капитала, уровню платежеспособности и т.п.



Кроме регуляторной функции и функции контроля Нацкомфинуслуг в разрезе страховой деятельности выполняет и другие функции, полный перечень которых приведен в указанном ранее Законе. Приведем, на наш взгляд, основные из них:

1.      Формирование Единого государственного реестра страховщиков (перестраховщиков) и Государственного реестра страховых и перестраховочных брокеров. Выдача свидетельств о включении в соответствующий реестр (касается страховых и перестраховочных брокеров). Выдача лицензий страховщикам. Проведение проверок страховщиков и посредников.

2.      Методическое обеспечение работы страховщиков и страховых посредников, разработка рекомендаций для защиты их интересов и интересов страхователей. Генерирование предложений, касающихся усовершенствования законодательства Украины о страховании и посредничестве.

3.      Проведение анализа соблюдения законодательства объединениями страховщиков и страховых посредников, контроль платежеспособности страховщиков.

4.      Определение правил формирования, учета и размещения страховых резервов и показателей отчетности.

5.      Проведение и координация обучения, подготовки и переподготовки кадров, формирование квалификационных требований к лицам, которые ведут деятельность на страховом рынке.

6.      Осуществление организационно-методического обеспечения проведения актуарных расчетов, принятие участия в международном сотрудничестве в сфере страхования и посреднической деятельности [2] и др.

Кроме того, Нацкомфинуслуг формирует не только нормативные документы, но и пояснительные записки, касающиеся проблемных вопросов.

В Законе Украины «О финансовых услугах и регулировании рынков финансовых услуг» произошли изменения в рамках административной реформы, которая предусматривает изменение аппарата управления и непосредственного названия Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) на Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг). Рассмотрим основные отличия между ними (табл.1).

Таблица 1

Различия в структуре и деятельности государственных регуляторов


Признаки

Госфинуслуг (Уполномоченный орган)

Нацкомфинуслуг

Состав: Глава комиссии, заместители и не менее 3-х членов комиссии

Состав: Глава комиссии, 6 членов комиссии

Структура центрального аппарата определяется Положением об Уполномоченном органе (подается КМУ)

Предельное количество членов устанавливается Президентом

Срок полномочий Главы и членов комиссии не регламентируется

Регламентирован срок полномочий Главы и членов комиссии – 6 лет

Комиссия подчиняется КМУ

Комиссия подчинена Президенту и подотчетна ВРУ

Заседания комиссии проводятся не реже 1 раза в месяц

Заседания проводятся по решению Главы комиссии

Описываются полномочия заместителей и глав департаментов

Отсутствует информация о заместителях и главах департаментов

 

Основные задания, полномочия и направления надзора Нацкомфинуслуг и Госфинуслуг идентичны. Таким образом, Нацкомфинуслуг – основной институт, осуществляющий регулирование и контроль за деятельностью субъектов страхового рынка. Он формирует методологическую базу, нормативы и требования к страховым компаниям, перестраховщикам и посредникам, регламентирует процедуру лицензирования, применения мер влияния и введение временной администрации. По истечении квартала Нацкомфинуслуг формирует отчет о деятельности страховых компаний, о развитии страхового рынка страны также в разрезе регионов. В рамках административной реформы Нацкомфинуслуг приобрела институциональную независимость, однако остались существенные недостатки: наличие финансовой зависимости и неопределенность ответственности за состояние рынка финансовых услуг соответствующих органов и должностных лиц Нацкомфинуслуг.



 

Список использованных источников:

1.      НБУ «Консультації щодо підвищення ефективності регулювання та нагляду за фінансовим сектором в Україні», Зелена Книга. Київ: 2010 р. – 28 с.

2.      Вовчак О.Д. Страхова справа: підручник / О.Д. Вовчак. – К.: Знання, 2011. – 391 с.



Смотрите также:
Государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг бутырина В. Н., Трифонова А. С
52.73kb.
1 стр.
Закон украины о финансовых услугах и государственной регуляции рынков финансовых услуг
452.97kb.
5 стр.
Программа дисциплины «Правовое регулирование рынков финансовых услуг»
201.69kb.
1 стр.
Семинар «Актуальные проблемы экономики невозобновляемых ресурсов»
188.4kb.
1 стр.
Закон Республики Казахстан о внутреннем водном транспорте Глава Общие положения
765.7kb.
12 стр.
Обзор финансовых рынков
228.73kb.
1 стр.
Обзор финансовых рынков
215.38kb.
1 стр.
Тарифное регулирование в Республике Беларусь
352.32kb.
1 стр.
Оценка ковариационной матрицы для случая временных рядов различной частотности и приложения для моделей финансовых рынков Cпециальность 08. 00. 13 «Математические и инструментальные методы экономики»
365.89kb.
3 стр.
Актуальные вопросы инновирования в сфере услуг л. Н. Сафиуллин, д э. н., профессор гбу «цпэи ан рт»
74.12kb.
1 стр.
Прогнозные значения нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг государственными бюджетными образовательными учреждениями в сфере культуры Санкт-Петербурга
77.44kb.
1 стр.
Прогнозные значения нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг государственными бюджетными образовательными учреждениями в сфере культуры Санкт-Петербурга
77.35kb.
1 стр.