Главная
страница 1
МКОУ Караваевская основная школа

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

На заседании РМО Зам.директора по УВР Директор Караваевской школы

От «_____»___________

Руководитель РМО ____________________ _________________________
_____________________ «_____» _____________ «_____» ___________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Биология. Общие закономерности»

9 класс

Трошенковой Татьяны Евгеньевны

II квалификационная категория

д.Караваево

2011 – 2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии.

Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

лабораторных работ – 1,

практических работ – 8,

зачетов – 3,

экскурсий – 3.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии:



  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • использование приобретённых знаний и умений для соблюдения правил поведения в окружающей среде, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

При изучении курса прослеживаются межпредметные связи:

-химия - химический состав клетки, охрана природы от воздействия отходов химических производств;

-география – центры многообразия и происхождения культурных растений, география населения мира;

-история – этапы эволюции человека, великие географические открытия;

-физика – свойства жидкостей, рентгеновское излучение, доза излучения и биологическая защита.



Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007– 287 с.: ил..

Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимости защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животным место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и систем органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической 'группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема (раздел/ глава)

Кол-во часов

В том числе:

Лаб/Прак. работы

Контрольные работы



Введение.

1

-

-



Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле.

Глава 1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.

Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период.

Глава 3. Теория Чарлза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

Глава 4. Приспособленность организмов к условия внешней среды как результат действия естественного отбора.

Глава 5. Микроэволюция.

Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

Глава 7. Возникновение жизни на Земле.

Глава 8. Развитие жизни на Земле.


11

1

1



2

2

2



1

1


-

1



Раздел 2. Структурная организация живых организмов.

Глава 9. Химическая организация клетки.

Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Глава 11. Строение и функции клеток.



13

3

4



5

-

1(прак)


1



Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Глава 12. Размножение организмов.

Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).


5

2

3











Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов.

Глава 14. Закономерности наследования признаков.

Глава 15. Закономерности изменчивости.

Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов.



14

7

2



4

1(лаб)






Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Глава 17. Биосфера, ее структура и функции.

Глава 18. Биосфера и человек.


21

14

5



4 (прак)

2 (прак)


1

1




Экосистема своей местности (лес, луг, водоем).

Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.

Агроэкосистема своей местности (парк, сад, сквер, поле, пруд).

Эволюция органического мира.



1

1

1



1(прак)




Всего:

68

1/8

3

Содержание тем учебного курса по биологии для учащихся 9 классов

(68 часов).




Наимен-е разделов


Кол-во час

Содержание тем учебного курса




Основное содержание

{68}






Биология как наука. Методы биологии

{2}

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.




Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

{20}

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Популяция- элемент экосистемы. Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространие и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.

Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.



Демонстрации:

Экологические факторы

Структура экосистемы

Пищевые цепи и сети

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)

Агроэкосистема

Границы биосферы



Лабораторные и практические работы

Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах)

Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

Изучение и описание экосистемы своей местности

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы





Система органического мира.

{3}

Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера. Использование грибов в биотехнологии.

Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.



Демонстрации:

Классификация организмов

Строение вируса.




Признаки живых организмов.

{30}

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Гены и хромосомы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Разнообразие организации живых объектов: организм, экосистема. Экосистема.

Демонстрации:

Приспособления к среде обитания у организмов

Хромосомы

Деление клетки

Половое и бесполое размножение

Половые клетки

Оплодотворение

Изменчивость у организмов

Порода, сорт

Экосистема



Лабораторные и практические работы

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

Выявление изменчивости у организмов





Многообразие и эволюция живой природы.

{10}

Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род вид, их соподчиненность.




Экскурсии.


{3}

Экосистема своей местности (лес, луг, водоем).

Агроэкосистема своей местности (парк, сад, сквер, поле, пруд).

Эволюция органического мира.




Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников


Дополнительная литература для учителя:

Биология. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский.- М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 20004 -1088 с.: ил.;

Методика обучения биологии: Учеб. Пособие/ В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро – Мн.: Книжный Дом, 2004. -256 с.

Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2002;

Биология: Пособие для подгот. отд. мед. ин-тов / Под общей ред. Н.Е. Ковалева. М.: Высш. шк., 1986.

Пособие по биологии для поступающих в вузы: 2-е изд., перераб. и доп. / Н.А. Лемеза, М.С. Морозик, Е.И. Морозов и др.; Под ред. Н.А. Лемезы. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1997.

Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. – М.: Мнемозина, 1998.

Биология: Учебное пособие для поступающих в вузы. Серия «Единый экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Тесты по биологии. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2003.

Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.



Дополнительная литература для учащихся:

Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие/ Авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С.

Кучменко.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 240 с.;

Биология в экзаменационных вопросах и ответах. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.



Биология. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – 4-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2001.
MULTIMEDIA – поддержка предмета: 1 С образование. Биология 9 кл.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Тема урока

Лабораторные и

Практические работы

Домашнее задание

Дата

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Введение (1ч)

1.

Введение.





стр.3-5




Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (11 ч).

Глава 1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов (1 ч).


2.

Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.





Стр. 8-10




СИСТЕМА ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период (1 ч).


3.

Становление систематики. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка.





Стр. 12 -17




Глава 3. Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (2 ч).


4.

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Чарльза Дарвина. Учение Чарльза Дарвина об искусственном отборе




Стр. 18 - 24




5.

Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.




Стр. 24 -35




Глава 4. Приспособленность организмов к условия внешней среды как результат действия естественного отбора (2 ч).

6.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.




Стр. 35 - 44




7.

Физиологические адаптации.




Стр. 49 -52




Глава 5. Микроэволюция (2 ч).

8.

Вид, его критерии и структура.




Стр.53 – 55




9.

Эволюционная роль мутаций.




Стр.55 – 58




Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (2 ч).

10.

Главные направления эволюции.




Стр. 60 -65




11.

Общие закономерности биологической эволюции.




Стр. 66 -70




Глава 7. Возникновение жизни на Земле (1ч).

Глава 8. Развитие жизни на Земле.(1ч).

12.

Жизнь в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры.




Стр.70 - 101




13.

Зачет по теме: «Многообразие и эволюция живой природы».




Повторить пройденное.




ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Раздел 2. Структурная организация живых организмов (13 ч).

Глава 9. Химическая организация клетки (3 ч).

14.

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.




Стр. 105 -107




15.

Органические вещества, входящие в состав клетки.




Стр. 107 - 109




16.

Органические вещества, входящие в состав клетки.




Стр. 110 - 112




Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (4 ч).

17.

Пластический обмен. Биосинтез белков.




Стр. 113- 114




18.

Пластический обмен. Биосинтез белков.




Стр. 114- 117




19.

Энергетический обмен.




Стр.117- 119




20.

Энергетический обмен.




Стр.119- 121




21.

Прокариотическая клетка.




Стр.122-124




22.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.




Стр.125-127




23.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.




Стр.128-131




24.

Эукариотическая клетка. Ядро.


Практическая работа №. 1

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

Стр. 132-136




25.

Деление клеток. Клеточная теория строения организмов.




Стр.136-143




26.

Зачет по разделу: «Структурная организация живых организмов».




Повторить пройденное.




Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч).

Глава 12. Размножение организмов (2 ч).

27.

Бесполое размножение.




Стр.146-149




28.

Половое размножение. Развитие половых клеток.




Стр.150-155




Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч).

29.

Эмбриональный период развития.




Стр.156-161




30.

Постэмбриональный период развития.




Стр.162-169




31.

Обобщение знаний учащихся по разделу: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»




Повторить пройденное.




Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (14 ч).

Глава 14. Закономерности

32.

Основные понятия генетики.




Стр.172-174




33.

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.





Стр.174-176




34.

Законы Менделя.




Стр.176- 178




35.

Законы Менделя.




Стр.178-180




36.

Законы Менделя.




Стр.180-185




37.

Сцепленное наследование генов.




Стр.186-188




38.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.




Стр.188-195




Глава 15. Закономерности изменчивости (3 ч).

39.

Наследственная (генотипическая) изменчивость.




Стр.196- 200




40.

Фенотипическая изменчивость.




Стр.201-203




41

Выявление изменчивости организмов.

Лабораторная работа № 1.

Выявление изменчивости организмов.



Выполнить задания на диске.




Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 ч).

42.

Методы селекции растений и животных.




Стр.207-211




43.

Селекция микроорганизмов.




Стр.211-213




44.

Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.




Подготовить сообщения.




45.

Обобщение знаний учащихся по разделу: «Наследственность и изменчивость организмов».




Повторить пройденное.




ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (21 ч).

Глава 17. Биосфера, ее структура и функции (14 ч).

46.

Структура биосферы.




Стр.216-218




47.

Структура биосферы.




Стр.218- 220




48

Круговорот веществ в природе.




Стр.221-222




49.

Круговорот веществ в природе.




Стр.223-225




50.

История формирования сообществ живых организмов.




Стр.225-229




51

Биогеоценозы и биоценозы.


Практическая работа № 2.

Изучение и описание экосистемы своей местности.




Стр.229-231




52.

Абиотические факторы среды.




Стр.231-235




53.

Интенсивность действия факторов среды.




Стр.236-239




54.

Биотические факторы среды.




Стр.239-240




55.

Биотические факторы среды.




Стр.241-244




56.

Биотические факторы среды.


Практическая работа № 3.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).



Стр.245-246




57.

Взаимоотношения между организмами.




Стр.246-252




58.

Взаимоотношения между организмами.


Практическая работа № 4.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Стр.252-262




59.

Взаимоотношения между организмами.


Практическая работа № 5.

Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.



Стр.263-267




Глава 18. Биосфера и человек (4 ч).

60.

Природные ресурсы и их использование.




Стр.269-272




61.

Природные ресурсы и их использование.




Подготовить сообщение.

Вопр. 1-6






62.

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.


Практическая работа № 6.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.



Стр. 273 - 280




63.

Охрана природы и основы рационального природопользования.


Практическая работа № 7.

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.



Стр.280 - 283




64.

Обобщение знаний учащихся по темам: «Система органического мира», «»Многообразие и эволюция живой природы», «Признаки живых организмов», «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».




Повторить пройденное.





65.

Зачет по темам: «Система органического мира», «Многообразие и эволюция живой природы», «Признаки живых организмов», «Взаимосвязи организмов и окружающей среды».




Выполнить

задания на диске.






66.

Экосистема своей местности (лес, луг, водоем).


Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе

отчёт




67.

Агроэкосистема своей местности (парк, сад, сквер, поле, пруд).

Экскурсия.

отчёт




68.

Эволюция органического мира.

Экскурсия.

отчёт








Смотрите также:
Рабочая программа по учебному курсу «Биология. Общие закономерности»
208.35kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «Немецкий язык»
199.17kb.
1 стр.
Рабочая программа учителя Галиевой Алии Хусаиновны по учебному курсу «Информатика»
132.78kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «Английский язык» 10 класс (базовый уровень) Учитель: Бороздина И. И. Макаров, 2012
187.15kb.
1 стр.
«Рассмотрено»
201.83kb.
1 стр.
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я»
458.86kb.
2 стр.
Рабочая программа дисциплина «экология микроорганизмов»
307.8kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «Немецкий язык»
294.41kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «биология» для обучающихся 6 9 классов
956.18kb.
8 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» 1 класс
299.48kb.
1 стр.
Биологические термины 9 класс «Биология. Общие закономерности»
156.22kb.
1 стр.
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Биология, 9 класс»
121.81kb.
1 стр.