Главная
страница 1
Отчет по организации и проведению летнего экологического лагеря «Импульс» 2007г.
Экологический лагерь «Импульс» функционирует с 1993 года и проводится на территории Природного парка Республики Калмыкия.

В 2007 году летний экологический лагерь проводился в период с 31июля по 12 августа при поддержке проекта ПРООН/ГЭФ "Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги".



Основной целью экологического лагеря являлось углубление и расширение знаний учащихся по биологии, географии, экологии и приобщение школьников к учебно-исследовательской и природоохранной деятельности, способствующей формированию экологического мировоззрения и экологической культуры и ознакомление учителей с опытом организации эколого-просветительской работы на базе Природного парка РК.

Экологическое образование и воспитание учащихся является одной из важнейших предпосылок решения экологических проблем.

Для оценки уровня экологических знаний учащихся 6-11 классов экологического лагеря «Импульс» был проведен опрос (предварительный и итоговый), в котором приняли участие 70 учеников. Опросники включали в себя по 21 вопросов по сути одинаковых, но их порядок и постановка (формулировка) отличается в начальном и конечном опросах.

Ответы участников экологического лагеря на каждый вопрос оценивались по четырехбалльной шкале от 0 до 3 баллов.



0 - ответ отсутствует или он полностью неверный;

1 - ответ частично неверный и неполный;

2 - ответ верный, но неполный;

3 - ответ верный, полный, с дополнениями.
Результат проведения опроса в начале и конце смены даны в приложении.
Вопросы, на которые школьники затруднялись ответить

Что вы понимаете под термином биологическое разнообразие?

Какие биотопы существуют на территории Волго – Ахтубинской поймы?

Какова площадь Природного Парка?

Какие охотничье-промысловые виды млекопитающих и птиц обитают на территории Волго - Ахтубинской поймы?

Что такое виды-биоиндикаторы?


Согласно программе научно-исследовательской и практической деятельности участников экологического лагеря «Импульс», утвержденной директором «ГУ Природного парка Республики Калмыкия» Цереновым В. Д. и согласованной с руководителем Районного отдела образования Администрации Юстинского районного муниципального образования Горяевой И. А., были выполнены следующие задачи: обучение ребят навыкам полевых работ, сбор и камеральная обработка материала, оценка экологического состояния водоемов, приобретение навыков исследовательской работы.

Учащиеся совместно с преподавателями проводили исследования по ботанике, химии, зоологии, экологии, географии.

Результаты проведенных исследований по различным направлениям представлены преподавателями в виде следующих отчетов:

Отчет

о проделанной работе по геоботаническому направлению в экологическом лагере «Импульс».
Основной целью проведенных исследований была геоботаническая характеристика основных фитоценозов в растительности Волго-Ахтубинской поймы на территории Республики Калмыкия. В течение 7 дней лагерной смены было проведено 5 экскурсий с группой учащихся-геоботаников с последующей камеральной обработкой собранного материала.

При проведении геоботанического описания исследованных фитоценозов проведены следующие виды работ:

- выявлен их флористический состав;

- дана оценка обилию по шкале Друде, проективному покрытию по Шенникову;

- отмечены фенофазы растений;

- оценена жизненность по шкале Алехина;

- выявлена горизонтальная и вертикальная проекция фитоценозов;

- взяты укосы с пробных площадок для учета продуктивности фитоценозов.

В результате проведения данного этапа исследований было проведено геоботаническое описание основных растительных сообществ.

При переходе на популяционный уровень исследований решалась задача изучения структуры ценопопуляций стрелолиста стрелолистного, который на территории Калмыкии относится к категории редких видов растений. Выявлено 4 водоема, в прибрежной зоне которых, обитает данный вид. В ходе этого этапа исследования проведены следующие виды работ:

- сделано описание растительности прибрежной зоны данных водоемов;

- определена возрастная структура исследованных ценопопуляций;

- получен материал по изменчивости морфологических признаков стрелолиста стрелолистного. Будет продолжаться работа по статистической обработке полученных данных, которая позволит произвести характеристику морфологической структуры растений стрелолиста.

В результате проведения данного этапа исследований получены данные, которые позволят произвести характеристику структуры четырех ценопопуляций стрелолиста стрелолистного на территории Природного парка.



Как важный результат исследовательской работы учащихся в данном лагере может рассматриваться то, что ребята на практике закрепили теоретический материал по биологии и экологии, полученный в процессе обучения в школе, научились бережному отношению к окружающей природе, получили навыки исследовательской работы.

При выполнении работ геоботанического направления необходимо продолжить накопление данных по видовому составу растений в сообществах и их геоботаническому описанию на всей территории Природного парка. При этом возможно использование картографической техники и программ с последующим составлением подробной карты растительности данной территории.

Самостоятельным блоком могут стать исследования ценопопуляций редких и лекарственных видов растений, видов с разными системами размножения. Это позволит углубить данные по экологии и биологии популяций соответствующих видов растений, дать рекомендации по их хозяйственному использованию.


Руководитель группы,

д.биол.наук, доцент КГУ Н.Ц Лиджиева

Отчет

о проделанной работе по орнитологическому направлению в экологическом лагере «Импульс».
С 31 июля по 12 августа 2007 года на территории Юстинского района совместно с преподавателями и учащимися Цаганаманской гимназии проведены исследовательские работы по инвентаризации орнитофауны Природного парка Республики Калмыкия. Работы проводились на левобережье реки Волги, на территории Природного парка.

Площадь обследованной территории составила 4300 га.

Общая протяженность маршрутных учетов -120 км.

Время наблюдений на стационарных пунктах – 35 часов.

Цель работы - составление кадастра птиц Природного парка и определение статуса редких и исчезающих видов для принятия неотложных мер по их сохранению.

Задачи исследования:

- составление полного перечня видов обитающих на территории парка;

- определение природоохранного статуса видов;

- учет численности послепродукционного периода;

- составление ландшафтных классификации местообитаний;

- выявление кормовых и защитных условий биотопов;

- разработка биотехнических мероприятий для сохранения фауны птиц.


Предварительные результаты:

В результате проведенных работ получены сведения о распространении и относительном обилии птиц обитающих в природном парке. Обнаружены гнездовые участки редких видов (орлана-белохвоста и европейского тювика).

На территории парка в летний период встречаются более 200 видов птиц принадлежащие к различным экологическим группам, из них 33 вида занесены в Красную книгу РФ. Наиболее многочисленными являются птицы дендрофильного и лимнофильного комплекса. В послегнездовой период на данной территории происходит образование предотлетных скоплений и накопление жировых запасов для перелетов. Данная территория отличается хорошими кормовыми и защитными условиями по причине низкой плотности населения. Антропогенное воздействие в виде фактора беспокойства временным населением (рыбаки, туристы) незначительное.

Руководитель группы, канд. геогр. наук Бадмаев В.Э.



Отчет

о проделанной работе по ботаническому направлению

в экологическом лагере «Импульс».
Основной целью проведенных исследований была ботаническая характеристика современного состояния флоры Волго- Ахтубинской поймы на территории Республики Калмыкия. В течение всей лагерной смены было проведено 14 экскурсий с группой учащихся-ботаников с последующей камеральной обработкой собранного материала. Была проведена работа по определению растений, подготовлены гербарии для учебного процесса в гимназии.

В ходе проведенного исследования получены следующие результаты:

при проведении систематического анализа выявлены показатели флористического богатства и систематической структуры флоры; преобладающие по числу видов семейства флоры; преобладающие по числу родов семейства флоры. С учетом ранее выявленных видов список высших растений составляет около 360 видов, в составе 210 родов и семейств, среди которых группа двудольных насчитывает 216 видов, однодольных -144 видов. Данный список видов растений будет уточняться и пополняться. Анализ систематической структуры показал, что 10 ведущих семейств флоры включают 51,6 % видового состава и 46,3% родового состава.

проведен анализ жизненных форм по эколого-морфологической классификации Н.Г.Серебрякова.




Анализ биологических групп выявил наличие следующих жизненных форм: деревьев- 25 видов, кустарников- 15 видов, полукустарничков- 10 видов, травянистых растений – около 310 видов.

Проводится анализ экологических групп растений, различающихся по приуроченности к местообитаниям с разными условиями увлажнения; разными почвенными условиями.

в ходе анализа народно- хозяйственной значимости видов растений выявлены растения следующих групп: кормовые, лекарственные, декоративные, медоносные, ядовитые, сорные, пищевые. Среди собранных растений на исследованной территории имеется большое число ценных видов растений, нуждающихся в охране. Необходима разработка мероприятий с целью сохранения ценопопуляций этих видов растений. Некоторые из них: хвощ ветвистый, василистник малый, чернокорень лекарственный, солодка щетинистая, клевер земляковидный и др.

Руководитель группы, ст.преп. КГУ Аюшева Е.Ч.

Отчет

о проделанной работе по герпетологическому направлению в экологическом лагере «Импульс».

Земноводные и пресмыкающиеся – одно из интереснейших и в тоже время сложных в исполнении направлений фаунистических исследований. Работа со школьниками по герпетологическому направлению показала неодинаковую подготовку и заинтересованность у отдельных ребят. Для одних интересен только сбор материала, другие хорошо работают с фиксированными объектами. Работа герпетологического направления включала следующие задачи:

- научить применять на практике различные методы учета и сбора объектов (маршрутный метод учета, ловля с помощью канавок, исследования суточной активности отдельных видов и др.);

- отработать навыки в определении амфибий и рептилий;

- обучить методам камеральной обработки материала с учетом особенности для различных групп животных;

- освоить методику создания чучел земноводных;

- апробировать методики фенотипической изменчивости и асимметрии на практике в работе с отдельными видами.


Возможно, в дальнейшем для повышения эффективности занятий необходимо формировать группы учащихся одного возрастного класса.

В результате, на исследованной части территории Природного парка отмечены следующие виды амфибий и рептилий: лягушка озерная Rana ridibunda, прыткая ящерица Lacerta agilis, обыкновенный Natrix natrix и водяной N. Tesselate ужи, узорчатый полоз Elaphe dione и болотная черепаха Emys orbicularis. Предположительно по данным сборов 2001 года с данной территории вероятно обитание обыкновенной чесночницы Pelobates fusc us.

Дальнейшие исследования по герпетологии необходимо построить в следующих направлениях: поиск обыкновенной чесночницы, уточнение экологических особенностей и предпочтений в биотопах, отдельных видов, фиксирование динамики численности видов в отдельные годы. Продолжить изучение морфологической изменчивости видов как индикаторов изменений в окружающей среде.

Руководитель группы,

И.о. доцента КГУ, канд.биол.наук Ждокова М.К.
Отчет

о проделанной работе по экологическому направлению

в экологическом лагере «Импульс».
Со школьниками проводилась исследовательская работа экологической направленности на трех водоемах, расположенных на территории Волго-Ахтубинской поймы: протоках Цаганок, тахта и на озере Штаны.

В процессе исследовательской работы рассмотрены различные водные экологические системы Волго-Ахтубинской поймы, находящиеся на различных стадиях сукцессионного развития и характеризующиеся набором природных и иных факторов, воздействующих на сообщества живых организмов.

Проток Цаганок – это один из мелких протоков, отходящий от основного рукава реки Волга и затем вновь соединяющийся с рекой Волгой и Ахтубой через реку Кокцикмень. Проток Тахта – отходящий от Цаганка узкий проток с небольшой скоростью течения воды. Дальше он расширяется, образуя озеро Штаны и затем после паводка, по мере падения уровня воды в Волге, начинается медленное течение воды с озера обратно в Цаганок. Озеро Штаны – стоячий водоем. Оно заполняется водой во время половодья и после спада воды, не соединяется с Волгой.

Его уровень зависит от величины паводка. Необходимо отметить, что вся эта совокупность водоемов чрезвычайно разнообразна по набору экологических условий, которые отмечались в процессе ежедневных экскурсий с группой школьников. Так, было отмечено, что существенное влияние на изученные пресноводные экосистемы оказывают различные природные факторы, в том числе: изменение гидрологического режима, береговые и русловые деформации, изменение режима наносов и др.



Осуществлен сбор некоторых водных организмов озера Штаны, входящих в состав зоопланктона и бентоса. Изучены их биотопы.

В рамках обзорной экскурсии на озеро Штаны с эпилимниона ( верхний слой воды) осуществлялся сбор зоопланктона с помощью специального планктонного водочерпателя, сортирующего зоопланктон по размерным показателям. В составе зоопланктона при помощи бинокуляра были обнаружены коловратки (Класс Rotatoria) – типичные обитатели пресноводных экосистем: Brachionus calycitlorus, Synchaeta grandis. Synchaeta grandis характерен для заболачиваемых биотопов, имеющих место на озере Штаны. На береговой линии озера Штаны в бентосе были отмечены представители ракообразных (Класс Crustacea ) – бокоплавы (Gammarus pulex) и циклопы (Macrocyclops albidus).

Изучалась малакофауна трех водных экосистем, воздействие различных факторов на ее состояние.

Во всех трех водоемах за отчетный период изучался доминирующий состав двустворчатых и брюхоногих моллюсков, используемых нами для изучения влияния гидрологического режима на состояние изучаемых экосистем. Кроме того, двустворчатые моллюски могут быть использованы как индикаторы качества поверхностных вод. Нами были отмечены следующие виды: перловица обыкновенная Unio pictorum, беззубка обыкновенная Anodonta cygnea, относящиеся к классу Двустворчатые моллюски (Bivalvia); лужанка речная Viviparus viviparous, относящиеся к классу Брюхоногие моллюски (Gastropoda).

При выборе закладки учетных площадок предпочтение отдавалось местам, наиболее заселенным моллюсками и являющимися наиболее информативными для поставленных задач. Для определения количественных показателей моллюсков на площадку устанавливалась проволочная учетная рамка площадью 1 кв. м.

Цифровая характеристика производилась путем ряда промеров. У собранных моллюсков были определены следующие параметры: а) длина раковины (у двустворчатых); б) высота раковины (у брюхоногих); в) ширина раковины в самом широком месте (у двустворчатых); г) ширина раковин выше устья (у брюхоногих); д) вес моллюсков. Для измерения использовался штангенциркуль.

Определялся возраст у двустворчатых моллюсков по годовым кольцам. Все количественные и размерные показатели по моллюскам отмечались в полевом дневнике. Моллюски после изучения отпускались обратно в естественную среду.

Особый интерес вызвал еще один вид моллюсков – дрейссена речная (Dreissena polymorpha), прикрепляющаяся не только к подводным предметам, но и к раковинам беззубок и перловиц. Необходимо отметить, что этот вид является очень изменчивым и интересным для дальнейшего изучения.

Процессы биологического самоочищения водоемов протекают при участии огромного числа гидробионотов, включая моллюсков. Для правильной оценки роли этих гидробионтов следует выяснять закономерности, передающие качественную и количественную стороны их участия в этих процессах. Нами было отмечено, что наблюдаемое в последние годы снижение воды в проточных (протоки Цаганок и Тахта) и стоячих (озеро Штаны) водоемах в результате зарегулирования волжского стока отражается на качественных и на количественных показателях малакофауны. Для проточных водоемов ( протоки Цаганок и Тахта) доминантным видом моллюсков оказалась перловица обыкновенная (Unio pictorum), чувствительная к недостатку кислорода. Озеро Штаны характеризовалось наличием пустых раковин беззубки обыкновенной (Anodonta cygnea) и лужанки настоящей (Viviparus viviparous). Следует отметить, что в прошлом 2006 году, школьниками лагеря собирались живые моллюски. Во всех трех водоемах отмечалась гибель в первую очередь более крупных моллюсков старших возрастов (по пустым раковинам).

В результате школьники освоили первичные навыки исследовательской работы и методы изучения биоцинозов, имеющих свою специфику. При организации исследовательской работы особое внимание уделялось:

а) выбору места и времени отбора проб водных организмов;

б) фиксации, хранении, этикетированию проб;

в) особенностям ведения полевого журнала;

г) анализу видового состава, численности, биомассы;

д) инвариантным состояниям водных сообществ.

Рекомендации и предложения на перспективу:

В следующем полевом сезоне планируется дальнейшая исследовательская работа со школьниками по изучению:

1) жизненных форм водного населения экосистем Волго- Ахтубинской поймы;

2) малакофауны водных экосистем: влияние гидрологического режима на состояние малакофауны;

3) беспозвоночных и позвоночных (рыб) на зараженность личинками гельминтов – паразитов человека и млекопитающих.
Руководитель группы,

ДоцентКГУ,

канд.биол.наук Джабруева Л.В.
Отчет

о проделанной работе по энтомологии в экологическом лагере «Импульс».
За период работы в экологическом лагере «Импульс» совместно с учениками была проделана следующая работа по изучению лепидоптерофауны:

Изучение видового состава дневных чешуекрылых. В указанный период проводились ежедневные экскурсии по разным биотопам и сбор дневных видов чешуекрылых. Во второй половине дня проводилась камеральная обработка материала, которая включала накалывание на энтомологические булавки, расплавление и определение видов. За данный период времени было собрано и определено 20 видов дневных бабочек.

Изучение биотопической приуроченности дневных видов бабочек. Во время экскурсий фиксировалось место сбора бабочек, и в дальнейшем проводился анализ распределения видов по биотопам. Отмечено, что в основном встречаются луговые и степные виды.

Изучение фенологии и чешуекрылых.

Во время экскурсий проводилось наблюдение за суточной активностью и численностью видов. В результате было выявлено время большой активности чешуекрылых – это промежуток времени от 14 до 16 часов. А также были выявлены массовые и редкие виды. К наиболее встречаемым видам относятся: белянка рапсовая, белянка репная, белянка брюквенная, желтушка луговая, крупноглазка волчья, голубянка обыкновенная, голубянка Икар.

К редким видам относятся: махаон, периливница малая, адмирал.

Проведя анализ работы учеников, можно отметить такие положительные стороны как заинтересованность в исследовательской работе, активность во время экскурсий, усидчивость при расправлении и определении бабочек. Оценив знания и навыки учеников, можно отметить пробелы в знании видов бабочек, их биологии и экологии, которые можно исправить в процессе дальнейшей работы.

Руководитель группы,

ст.преп.КГУ, канд.биол.наук Саранова О.А.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 году», в целях обеспечения организованного отдыха, оздоровления и занятости детей в Цаганаманской гимназии была открыта XIV-я смена экологического лагеря «Импульс». Главная задача лагеря - привить любовь к окружающей родной природе, научить беречь ее и обучить школьников навыкам научно-исследовательской работы.

Уровень контингента учащихся экологического лагеря был разным:

- всего было 70 чел., из них 8 чел - СШ № 2, 6 чел. - г. Элиста, 1 чел. – Яшкульский район, 55 чел. - гимназии;

- дети разного возраста – с 6 по 11 класс;

-дети разного уровня подготовки: учащиеся, которые несколько лет занимались исследовательской работой, участвовали в олимпиадах по биологии, экологии различного уровня, и учащиеся, впервые участвующие в экологическом лагере и не имеющих опыта работы в полевых условиях; в начале и конце смены было проведен опрос для определения уровня экологических знаний и подведены итоги.

Преподавательский состав лагеря был следующим:

Ходжаева Нина Очировна - начальник экологического лагеря, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Президента РФ, учитель биологии и экологии Цаганаманской гимназии;

Хамурова Лидия Борисовна - старший воспитатель, заслуженный учитель РК, лауреат премии Президента РФ, учитель географии гимназии;

Киштанова Галина Васильевна - воспитатель-организатор, заместитель директора гимназии по ВР, учитель истории;

воспитатели – Болдырева Тамара Очировна, методист по ВР отдела образования Юстинского района, учитель химии; Лазарева Татьяна Сергеевна, учитель биологии Цаганаманской гимназии;

Горяев Борис Сергеевич - инструктор по туризму, преподаватель ОБЖ Цаганаманской гимназии;

Горяева Галина Эрдниевна - преподаватель физкультуры, методист ДЮСШ ДДТ Юстинского района;

Шовлинов Руслан Юрьевич - инструктор по плаванию и спасатель, методист по спорту ЦДМ «Богдо»;

Ходжаев Эсен Эренценович - тренер по волейболу;

повара – Кутурова Галина Николаевна и Манджиева Любовь Николаевна, повара гимназии;

Ходжаева Зинаида Авяевна - медработник ЦРБ.
Научные консультанты Калмыцкого Государственного университета и охотоинспекции:

Бадмаев Владимир Эдиевич – орнитолог. Ежедневно с учащимися проводил маршрутный учет птиц. Общая протяженность маршрутов составила 120 км, время наблюдений на стационарных пунктах - 35 часов. Учащиеся под его руководством составили кадастр птиц природного парка РК, ландшафтную классификацию местообитаний, определили статус редких и исчезающих видов, выявляли кормовые и защитные условия биотопов. Обнаружены гнездовые участки редких видов (орлана-белохвоста, европейского тювика).



Джабруева Лариса Владимировна – эколог, малаколог. С учащимися проводила работу по изучению малакофауны на трех водоемах: протоках Цаганок и Тахта, озере Штаны. Выявили доминантный состав двустворчатых и брюхоногих, влияние гидрологического режима и различных факторов на состояние изучаемых экосистем. Ученики освоили первичные навыки исследовательской работы с моллюсками, методы изучения специфичных биоценозов. На следующий год запланировали расширить работу с дрейсенами.
Ждокова Мира Каплановна – герпетолог. Работа герпетологического направления проводилась на различных биотопах. Учащиеся на практике учились различным методам учета (маршрутный учет) и сбора объектов (ловля с помощью канавок), изучали суточную активность отдельных видов. Обучались методам камеральной обработки материала с учетом особенности для различных групп животных, апробировали методику фенотипической изменчивости и ассиметрии на практике. Уточнили видовой состав герпетофауны на территории природного парка и сравнили его с предыдущими годами.
Лиджиева Нина Цереновна – геоботаник, генетик. Учащиеся описывали основные фитоценозы природного парка. Выявляли флористический состав, отметили фенофазы растений. Учащиеся ознакомились с методиками: оценка обилия по шкале Друде, оценка жизненности по шкале Алехина.
Саранова Ольга Анатольевна – энтомолог. Ученики изучали дневных чешуекрылых. Экскурсии проводились на разных биотопах. За период работы определились 20 видов дневных бабочек. Изучали фенологию чешуекрылых, их суточную активность. Выявили массовые и редкие виды (махаон, переливница малая, адмирал).
Аюшева Елена Чапаевна – ботаник высших растений. При проведении систематического анализа вместе с учащимися выявлены преобладающие по числу видов семейства флоры. Проведен анализ жизненных форм по эколого-морфологической классификации Н.Г. Серебрякова. Среди собранных растений выявлено большое число ценных видов растений, нуждающихся в охране (хвощ ветвистый, василистник малый, чернокорень лекарственный, солодка щетинистая, клевер земляковидный)

В течение смены экологического лагеря научными консультантами была проведена научно-исследовательская и практическая работа по различным направлениям согласно программе – ботанике, герпетологии, орнитологии, химии, географии, энтомологии и малакологии.

Первые два дня были посвящены обустройству территории лагеря, проведены трудовые десанты по уборке. Все дети были распределены по отрядам по разновозрастному принципу. Всего сформировано шесть отрядов, которые курировали преподаватели: отряд «Олимп» - куратор Горяев Б.С., отряд «Смешарики» - куратор Лазарева Т.С., отряд «Оба-на!» - куратор Киштанова Г.В., отряд «Апельсин» - куратор Болдырева Т.О., отряд «Баклажан» - куратор Хамурова Л.Б., отряд «Пираты» - куратор Горяева Г.Э.

31 июля состоялось открытие эколгического лагеря. На открытии присутствовали Меджидов Р.А. – региональный координатор Проекта по РК, Церенов В.Д. – директор Природного парка РК, Горяева И.А. – начальник отдела образования Юстинского РМО, родители. От ПРООН/ГЭФ Меджидовым Р.А. была вручена сувенирная продукция детям (футболки, кепки, банданы канцелярские принадлежности) с символикой проекта.

Воспитательная работа проводилась по направлениям – экологическое, туристическое, спортивно-оздоровительное, досуговое.

В рамках воспитания любви к окружающей природе, бережного отношения к ней были проведены следующие мероприятия экологического содержания:

- ежедневные экскурсии по знакомству и изучению окружающей природы (Майоровское озеро, озера Большой Бакланник, Штаны, Глазковое, Рогатое, рек Тахта, Ахтуба, Волга, протока Цаганок, урочища Тахата, Сюмян Булунг, Глазкова Яма, Кульман, Андрарый, Чонта, острова Центральный, Лысый, Средний). Протяженность маршрутов экскурсии составляли от трех до десяти километров. Экскурсии сопровождались наблюдением за флорой и фауной, сбором гербарного, энтомологического и биологического материала. После экскурсий в лабораториях проводилась камеральная обработка материалов;

- игра «Интеллектуальный футбол», участники которой отвечали на вопросы по турам – ботанике, зоологии, географии, анатомии, экологии, астрономии, истории, медицине и др. предметам;

- конкурс загадок о природе «Удивительный мир природы»;

- традиционный «Экотурпробег»: прохождение маршрута по азимуту, выполнение заданий по станциям «Туризм», «Медицина», «Орнитология», «Зоология», «Ботаника», «Энтомология», «География»;

- «Экотеатр» - инсценирование песен и сценок на экологическую тему;

- экологическая игра «Природные ресурсы»;

- анкетирование по опроснику с целью выявления уровня экологических знаний.

В рамках воспитания здорового образа жизни, патриотического воспитания, привития любви к занятиям физкультурой и спортом, развитию навыков по поисково-спасательной работе и туризму были проведены:

- ежедневные утренние зарядки;

- ежедневное купание и водно-спортивные соревнования;

- соревнования ПСР (поисково-спасательные работы) на воде;

- соревнования по футболу и волейболу;

- конкурс «Школа безопасности» - вязка узлов, прохождение трассы, конкурс патриотической песни;

- коллективная игра «В единой связке»;

- игра на выживание «Последний герой»;

- конкурс «Веселый турист» по укладке туристского рюкзака;

- «Мисс лагеря», «Мистер лагеря», «Идеальная пара»;

- выпуск отрядных стенгазет;

- смотр отрядов.

По окончанию смены экологического лагеря «Импульс» были подведены итоги и проведено награждение:

По результатам участия во всех соревнованиях и конкурсах места среди отрядов распределились следующим образом: 1 место заняли отряды «Баклажан» и «Апельсин», 2 место – «Смешарики», 3 место – отряд «Олимп», 4 место – отряды «Оба-на!» и «Пираты».

В следующих номинациях победителями признаны:

«Лучшие дежурные по столовой» Зулаев Дорджи, Шиджаев Женя, Нимгирова Маша, Кукаев Улан, Очирова Кема, Настаева Карина;

«Лучшие экологи» Семенова Марина, Бадышева Дарина, Нимгирова Маша, Самбуудаваагийн Иджилморон, Эрдниев Эрдни, Шарлдаева Иляна, Любимова Ангелина, Тюрбеева Баина, Омадыков Ока.

«Лучшие спортсмены» – Горяев Алдар, Горяев Алексей, Бокушев Дияр, Любимова Ангелина, Шиджаев Женя.

«Лучшая палатка» - Шиджаев Женя, Эрдниев Эрдня.

«Лучший турист» - Горяев Алексей.

«Последний герой» - Горяев Алдар, Худжуртаева Аня.

«Мисс лагеря» - Любимова Ангелина, «Мистер лагеря» - Горяев Алексей.


Выводы по работе XIV-й смены экологического лагеря «Импульс»:

- анализ работы, по мнению преподавателей и детей показал необходимость дальнейшей организации и проведения экологического лагеря – дети укрепили свое здоровье, получили и расширили навыки исследовательской работы, научились самостоятельно выполнять различные формы работы по дежурству и физическому труду, организации досуга, ведению наблюдений за природными условиями и явлениями, туристических, поисково-спасательных работ и т.д.;

- положительным моментом является здоровая морально-психологическая обстановка: дети, оказавшись в полевых условиях, сдружились, проявляли сплоченность, взаимопомощь, поддержку;

- в составе детского коллектива лагеря были дети с девиантным поведением, которые положительно изменились в поведении. Им давались различные поручения и дела (от мелких -заготовка дров, до руководства отрядом), с которыми они справлялись;

- отсутствие некоторых приборов и материалов (бинокуляры, определители, спецоборудования) затрудняло научно-исследовательскую работу.

Рекомендации и предложения на перспективу:

- предварительная подготовка лагеря к приему детей (заранее обустроить территорию лагеря, создать условия для проживания детей);

- укрепление материальной базы лагеря (проведение электричества, установка кухонного оборудования, обустройство столовой, ограждение территории лагеря, планировка спортивных площадок);

- укрепление материально-технической базы лагеря для проведения экологических работ – GPS «Garmin» E-trex Vista, подзорная труба, штатив для трубы, пики-древолазы, давилки Геро, энтомологические сачки и булавки, бинокуляр, определители, приборы для наблюдения за погодой (термометры, барометр, гигрометр, психрометр, флюгер, осадкомер, почвенный термометр), приборы для изучения водоемов (диск Секки, дночерпатель, термометр для воды, приборы и реактивы для анализа воды), приборы для изучения и анализа почв;

- приобретение оборудования для подвижных, настольных, экологических игр;



- для организации научно-исследовательской работы необходимы следующие специалисты – гидролог, почвовед.

Руководитель экологического лагеря Ходжаева Н.О.


Смотрите также:
Отчет по организации и проведению летнего экологического лагеря
208.49kb.
1 стр.
Отчет по организации и проведению летнего межрегионального экологического тренинг-лагеря «Заповедная смена 2008»
547.18kb.
4 стр.
Календарно-тематическое планирование пришкольного летнего лагеря
49.86kb.
1 стр.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Олимпийский"
128.68kb.
1 стр.
Комплексная программа
1194.67kb.
6 стр.
«Улыбка» №8, июнь 2012 г
165.15kb.
1 стр.
Программа летнего оздоровительного лагеря
205.24kb.
1 стр.
«Развитие позитивной я-концепции старшеклассников в условиях летнего психологического лагеря»
147.15kb.
1 стр.
Приложение 2 Структура взаимодействия участников программы
19.5kb.
1 стр.
Летнего оздоровительного лагеря «Ромашка» с дневным пребыванием детей и подростков
103.85kb.
1 стр.
Отчет о проведении Международного инновационного лагеря
43.46kb.
1 стр.
Программа по повышению квалификации педагогического, учебно-воспитательского
325.28kb.
1 стр.